Jump to content



Recommended Posts

хе, хе ...

Дорогой здесь же слово "Биздин' подчеркивает что слово "аул" говорит о роднях. :lol::lol:

А если "аулдын баласы" то получится просто деревеньский пацан и придется спрашивать "Кимдин аулынын баласы болаты?".

Так что "аул" - это просто название административной единицы которая бывает из многочисленных до одной юрты.

Слово "Кыр" не есть монгольский "хээр".

А вот монгольское слово "хээр" в заимствованном или может рудиментном виде (если считать часть казахов окипчакизированные монголы) в казахском языке о масти лошадей "кэри ат".

В нормальном тюркском языках "хээр мори" будет как "дорыг ат, дору ат".

Это тоже подтверждает что казахи в каком то количестве монголы ассимилированные.

Вы как всегда отжигаете. В моем ненормальном языке почему-то есть слово торы ат. Кер ат и торы ат две отельные масти. Вообще-то казахский и любой из монгольских языков имеют малую часть общих слов обозначающих масти, возрастов животных и некоторой части оружия. Впрочем, эти слова присутствуют так же и в кыргызском, башкирском, татарском и др. языках.

Link to post
Share on other sites

хе, хе ...

Дорогой здесь же слово "Биздин' подчеркивает что слово "аул" говорит о роднях. :lol::lol:

А если "аулдын баласы" то получится просто деревеньский пацан и придется спрашивать "Кимдин аулынын баласы болаты?".

Так что "аул" - это просто название административной единицы которая бывает из многочисленных до одной юрты.

Слово "Кыр" не есть монгольский "хээр".

А вот монгольское слово "хээр" в заимствованном или может рудиментном виде (если считать часть казахов окипчакизированные монголы) в казахском языке о масти лошадей "кэри ат".

В нормальном тюркском языках "хээр мори" будет как "дорыг ат, дору ат".

Это тоже подтверждает что казахи в каком то количестве монголы ассимилированные.

Здесь вы оказываетесь в одном ряду с фольклористами. :D

Короче все имеют права фантазировать или более свободно выдумывать.

Вы перед тем, как делать свои умозаключения, поработайте со словарями, или вот сюда посмотрите:

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/3142-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81-%D0%BA%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%BC/

Дальше, слово аул сейчас имеет адм. окраску, в Казахстане с 19 века, с времен административной реформы 1820-х гг. когда российскими властями территория Младшего и Среднего Жузов была разделена на округа, те в свою очередь на волости, а волости на аулы,

а насчет мастей лошади, посмотрите на мой пост, думаю получите неплохую информацию

Link to post
Share on other sites

Здесь вы оказываетесь в одном ряду с фольклористами. :D

Короче все имеют права фантазировать или более свободно выдумывать.

надеюсь специалисты манжуро-тюрковеды разберутся в скором

а пока я остаюсь при своем,

наши студенты в УБ , оралманы в РК, и просто жены говорят: аулда жургенде , эльде жургенде, в смысле когда были дома.

я думаю есть связь Аул- Ель- и может аймак тоже, кто-что знает

Link to post
Share on other sites

В монгольской культуре есть семантическая связь между словом "далай" - "море" и понятием "обширный", "всеохватывающий", "всеобщий". Титул "Далай-лама" - тому подтверждение. В ярлыках великих ханов часто называли "далай-хаган". А "чингис", на мой взгляд, это действительно одна из форм слова "тенгиз", может, более архаичная, а может, функционировавшая в устной речи в то время, но замещенная позже литературной нормой "тенгис".

Чингиз скорее из перс. джихангир "завоеватель мира".

Link to post
Share on other sites

Чингиз скорее из перс. джихангир "завоевател мира".

Что-то не очень созвучно для категории версий «скорее всего».

Link to post
Share on other sites

Слово «аул», возможно, происходит от тюркского слова «ау» - «переваливать», с прибавлением аффикса «ул», образующего отглагольные существительные процесса. К примеру, как русский суффикс «к», в таких отглагольных существительных, как - заготовка (от глагола заготавливать, ночёвка (от глагола ночевать) и т.п. В нашем случае получается ауул - «место привала», «место, где остановились после перехода».

Link to post
Share on other sites

Слово «аул», возможно, происходит от тюркского слова «ау» - «переваливать», с прибавлением аффикса «ул», образующего отглагольные существительные процесса. К примеру, как русский суффикс «к», в таких отглагольных существительных, как - заготовка (от глагола заготавливать, ночёвка (от глагола ночевать) и т.п. В нашем случае получается ауул - «место привала», «место, где остановились после перехода».

С такой системой идти то получается вроде: АКБ-автомат калашникова бывшый.

Link to post
Share on other sites

Возможно слово "Аул " от монгольского "Уул-гора". :D

Это не только монгольское, но тунгусо-маньчжурское Уэ/Уэли.

Link to post
Share on other sites

Ислам Кабышулы прекрасно знает топонимику Монголии, он монголец и его утверждения верны - топонимов или гидронимов с именем Чингизхана в Монголии нет (легенды, сказки, анекдоты, обо, дороги, ямы, кочки и всякие мелочи не в счет).

Очень уж прекрасно знает этот монголец. Близ Улаанбаатара есть гора Чингис на правом берегу Туул. . Её можно увидеть с Цонжин болдог, где монумент Чингисхана. В Монголии есть так называемые "Чингисийн далан" /вал чингисхана/, на востоке Дорнод аймаг и в гоби Өмнөговь аймаг. http://ez.chita.ru/encycl/person/?id=1862

Link to post
Share on other sites

Очень уж прекрасно знает этот монголец. Близ Улаанбаатара есть гора Чингис на правом берегу Туул. . Её можно увидеть с Цонжин болдог, где монумент Чингисхана. В Монголии есть так называемые "Чингисийн далан" /вал чингисхана/, на востоке Дорнод аймаг и в гоби Өмнөговь аймаг. http://ez.chita.ru/encycl/person/?id=1862

Имя сестра, скажи мне имя! :lol: (шутка) Дайте время возникновения ваших названий (20-21 вв.?). :D

Link to post
Share on other sites

Имя сестра, скажи мне имя! :lol: (шутка) Дайте время возникновения ваших названий (20-21 вв.?). :D

Какой век вас устрайвает? По моему у нас правительтво не занимается таким делом как называть гор и рек.

Лучше по теме айл,

Link to post
Share on other sites
  • Модераторы

Имя сестра, скажи мне имя! :lol: (шутка) Дайте время возникновения ваших названий (20-21 вв.?). :D

Уважаемый Казахстанец. Умерьте свой пыл. Переходит уже всякий грань.

Может мы будем еще обсуждать возникновения таких топонимов как Семей, Өскемен?

Link to post
Share on other sites

Слово аул, аил, айл производное от ай-ау - круг, айл-аул окруженный. Для защиты от нападений жилища ограждали кругом телег. Производные от ай - айлану, айналу - кружится, айнала - вокруг, кругом, айналым - виток, айналайн - обойду кругом. Происходит от ай - луна, аймак то же производное, даже айна - зеркало, айла - уловка (в смысле капкан). Диалектизм ау - круг: ау - ловушка, сеть, аула - двор, ауу - переметнуться на другую сторону, аулак - укромный

Думаю, что слово ай-ау древнее монгольских и тюркских языков.

С уважением,

Link to post
Share on other sites

Я думаю прав Атыгай.

Основа слова аул/аил/ағыл вероятно "ау" (аа, айы) с приблизительным значением закрытое, замкнутое пространство, место.

С ним связаны в казахском языке близкие по смыслу слова:

ау - сеть, невод, мотня, ширинка;

ауыз - рот, пасть, отверстие;

аула - огражденное пространство, двор;

аудан - район, площадь;

ауу - переваливаться (с одного места на другое);

ауысу - перемещаться, перейти (с одного места на другое);

аулақ - подальше, в сторону от этого места;

ая - незначительная, маленькая площадь, клочок земли;

айлақ - пристань

и др.

Если "открыть" это "закрытое место" (ау), то получим ашу/ашық, если же "обойти" его - то айнала. :)

Думаю от него же производно "аймақ" (район, край, территория) = ау + мақ

Также:

аумақ - величина, размер площади;

ауқым - объем, площадь, размер, величина;

и др.

Тем самым предполагаю, что изначально "аул/аил" - пространство, место, окруженное телегами где были скот, женщины и дети, подобно поздним его синонимам: курен и котан (круг из телег на ночь).

Link to post
Share on other sites

Я думаю прав Атыгай.

Основа слова аул/аил/ағыл вероятно "ау" (аа, айы) с приблизительным значением закрытое, замкнутое пространство, место.

С ним связаны в казахском языке близкие по смыслу слова:

ау - сеть, невод, мотня, ширинка;

ауыз - рот, пасть, отверстие;

аула - огражденное пространство, двор;

аудан - район, площадь;

ауу - переваливаться (с одного места на другое);

ауысу - перемещаться, перейти (с одного места на другое);

аулақ - подальше, в сторону от этого места;

ая - незначительная, маленькая площадь, клочок земли;

айлақ - пристань

и др.

Если "открыть" это "закрытое место" (ау), то получим ашу/ашық, если же "обойти" его - то айнала. :)

Думаю от него же производно "аймақ" (район, край, территория) = ау + мақ

Также:

аумақ - величина, размер площади;

ауқым - объем, площадь, размер, величина;

и др.

Тем самым предполагаю, что изначально "аул/аил" - пространство, место, окруженное телегами где были скот, женщины и дети, подобно поздним его синонимам: курен и котан (круг из телег на ночь).

Если поставить после а букву h( г ),все эти слова превратятся в исконно ойратские,думаю и монгольские тоже. Аhу-площадь.

Link to post
Share on other sites

Если поставить после а букву h( г ),все эти слова превратятся в исконно ойратские,думаю и монгольские тоже. Аhу-площадь.

Несомненно уважаемый dovuki!

Если существуют славянские и тюркские не заимствованные слова, происходящие от общего корня, то в едином происхождении языков алтайской семьи даже не приходится сомневаться.

Заимствовались не только коренные основы, но и суффиксы и приставки несмотря, на то что позднее алтайская семья языков отказалась от приставок и окончаний. Большинство общих корневых основ тюркских и славянских слов происходят еще от времени, когда не были одомашнены животные, время "приручения" огня, а алтайская семья языков разделилась еще позднее.

С уважением,

Link to post
Share on other sites

Слово "ай", как правильно указал уважаемый АксКерБорж в значении "замкнутое пространство" присутствует в славянском слове "край": кир - входить в современных тюркских.

Это слово не переняли славяне у тюрков или монголов, оно является корневым для обоих языковых семейств.

С уважением,

Link to post
Share on other sites

Слово "ай", как правильно указал уважаемый АксКерБорж в значении "замкнутое пространство" присутствует в славянском слове "край": кир - входить в современных тюркских.

Это слово не переняли славяне у тюрков или монголов, оно является корневым для обоих языковых семейств.

С уважением,

Могу ошибаться, но к этому же гнезду праслов я отнес бы также:

ой - ложбинка, ямка, углубление (в земле)

ой - мысль как извилина, углубление в мозге :)

ою - вырез

үй - наоборот, груда, куча, строение (над землей)

ай - круг (полная) или полумесяц

и дальше от них:

сой - расколи (это "место", "клубок")

қый (қи) - разрежь (-""-)

түй - собери в клубок

күй - сгори

и т.д.

Link to post
Share on other sites

Несомненно уважаемый dovuki!

Если существуют славянские и тюркские не заимствованные слова, происходящие от общего корня, то в едином происхождении языков алтайской семьи даже не приходится сомневаться.

Заимствовались не только коренные основы, но и суффиксы и приставки несмотря, на то что позднее алтайская семья языков отказалась от приставок и окончаний. Большинство общих корневых основ тюркских и славянских слов происходят еще от времени, когда не были одомашнены животные, время "приручения" огня, а алтайская семья языков разделилась еще позднее.

С уважением,

Собака по тюркски-ит,по монгольски-ноха(нохой).Значит разделение тюрков и монголов произошло до приручения собаки.

Link to post
Share on other sites

Собака по тюркски-ит,по монгольски-ноха(нохой).Значит разделение тюрков и монголов произошло до приручения собаки.

Неверная логическая связка: это говорит лишь о том термин обозначающий собаку в тюркском и монгольском разный. Одомашнивание собаки произошло задолго до возникновения не только предполагаемой алтайской семьи, но и ностратической. Или Вы будете утверждать, что 10-12 тыс. лет назад существовал прамонгольский отличный от пратюркского?

Link to post
Share on other sites

Неверная логическая связка: это говорит лишь о том термин обозначающий собаку в тюркском и монгольском разный. Одомашнивание собаки произошло задолго до возникновения не только предполагаемой алтайской семьи, но и ностратической. Или Вы будете утверждать, что 10-12 тыс. лет назад существовал прамонгольский отличный от пратюркского?

Нет у меня аргументов для каких-либо утверждений.Ближайшее слово к собаке-ноха на калмыцком будет - нөкд- 1)помощь 2) попутчик 3)друг,товарищь.

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...