Jump to content



Guest Anonymous

Ойраты, Джунгары, Калмыки

Recommended Posts

А сколько кыргызов,узбеков ,таджиков ,уйгуров тибетцев ,каракалпаков ,туркмен,чеченцев ,ингушов, ногайцев ,дагестанцев ,татаров,башкиров, чувашеи итд погибло во войне с джунгарами? 

 

Для каракалпаков война с джунгарами стала началом конца. Сколько погибло точно неизвестно, огромная часть погибших это мирные жители, народ разделился на несколько частей, сохранившие свою независимость Нижние каракалпаки в последующем вынуждены были долго бороться против посягательств соседних ханств. По народным преданиям после джунгарских вторжений уцелела только десятая часть населения, но и этого оказалось достаточно, чтоб выжить. Хивинский период также полон злоключений и предательств, тем не менее народ все еще живет. 

В апреле 1743 года, накануне войны с Абулхаиром, Нижних каракалпаков насчитывало 40 тысяч дворов, стало быть в результате войны с джунгарами погибли, пленены, разбрелись в разные стороны не меньше 300 тысяч дворов.

 

 

Перевод татарского письма нижних каракалпацких ханов И. Неплюеву, апрель 1743 г. 5

Присланной от вашего превосходительства порутчик Дмитрей Гладышев, и при нем толмач Мансур Дельной к нам прибыли, за что мы весьма обрадовались, и всемилостивейшей государыне 40 000 дворов каракалпаки пришли в подданство, в чем и присягу учинили и в той подданнической нашей должности содержать себя имеем, а с недругом в недружестве противится должны, и кои же у нас имеются российские пленники, оных по нашей верноподданнической должности выслать в Россию должны, ежели же наших ханов и хаджеев и биев изволите содержать в милости, как и Абулхаир-хана с киргис-кайсаками, наших всех каракалпаков, то мы весьма довольны, а между нами посланцов и купцов ездить в Россию киргис-казаки не допущают, просим оных дураков унять, да при том же доносим, что после приезду к нам полковника Тевкелева, посланных от нас купцов в Россию триста человек с товарами яицкие казаки розбили, и за то более не ездили. А ныне мы с вышепоказанным, присланным от вашего превосходительства порутчиком Гладышевым, послали к вашему превосходительству, для отправления к ея императорскому величеству посланцов, наших каракалпацких Мамон-Батыря, Пулат есаула. ..

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

интересно , джунгаров реально истребили или какая то часть слилась с народами ...

допускаю что часть которые смирились могли остаться среди победителей ...

Share this post


Link to post
Share on other sites

интересно , джунгаров реально истребили или какая то часть слилась с народами ...

допускаю что часть которые смирились могли остаться среди победителей ...

 

Их около 600 тысяч в Монголий и из них среди халха-монголов около 300 тысяч,называют себя халхами...Сегодня халха монголы и ойраты-джунгары один народ.

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

видел в кз одного калмыка , спросил из какого рода ? сказал что Торгоуд .

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

интересно , джунгаров реально истребили или какая то часть слилась с народами ...

допускаю что часть которые смирились могли остаться среди победителей ...

 

Их около 600 тысяч в Монголий и из них среди халха-монголов около 300 тысяч,называют себя халхами...Сегодня халха монголы и ойраты-джунгары один народ.

 

 

Ув. Пейсмакер, а что за племя Олет или Олеты, у калмыков есть такое племя? По некоторым сведениям (А.Васильев, конец 19 века) считается, что племя образовалось от ассимиляции каракалпаков с джунгарами. Дело в том, что в 1750 году джунгары отдали подвластным каракалпакам город Туркестан и возможно через несколько лет, во время окружения цинской армией, жители этого города вместе с некоторыми группами джунгар просочились в Калмыкию.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

интересно , джунгаров реально истребили или какая то часть слилась с народами ...

допускаю что часть которые смирились могли остаться среди победителей ...

 

Их около 600 тысяч в Монголий и из них среди халха-монголов около 300 тысяч,называют себя халхами...Сегодня халха монголы и ойраты-джунгары один народ.

 

 

Ув. Пейсмакер, а что за племя Олет или Олеты, у калмыков есть такое племя? По некоторым сведениям (А.Васильев, конец 19 века) считается, что племя образовалось от ассимиляции каракалпаков с джунгарами. Дело в том, что в 1750 году джунгары отдали подвластным каракалпакам город Туркестан и возможно через несколько лет, во время окружения цинской армией, жители этого города вместе с некоторыми группами джунгар просочились в Калмыкию.

 

Ны знаю.

Среди  калмыков олеты наверное есть.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

 

интересно , джунгаров реально истребили или какая то часть слилась с народами ...

допускаю что часть которые смирились могли остаться среди победителей ...

 

Их около 600 тысяч в Монголий и из них среди халха-монголов около 300 тысяч,называют себя халхами...Сегодня халха монголы и ойраты-джунгары один народ.

 

 

Ув. Пейсмакер, а что за племя Олет или Олеты, у калмыков есть такое племя? По некоторым сведениям (А.Васильев, конец 19 века) считается, что племя образовалось от ассимиляции каракалпаков с джунгарами. Дело в том, что в 1750 году джунгары отдали подвластным каракалпакам город Туркестан и возможно через несколько лет, во время окружения цинской армией, жители этого города вместе с некоторыми группами джунгар просочились в Калмыкию.

 

Ны знаю.

Среди  калмыков олеты наверное есть.

 

 

Как я понял, Олеты в основном живут в Монголии, а Васильев видел группу Олетов в Калмыкии, среди которых были и каракалпаки из бывшей Джунгарии. Поэтому спрашиваю, известно ли о них что-нибудь. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Из цикла старинные рисунки:

 

b47e1cb93650.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Из цикла старинные рисунки:

 

b47e1cb93650.jpg

Это ойрот служащий у маньчжуров по по шапку и одеянию. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Про строительство историко-туристического центра «Темуджин» в Элисте

 

 

etnokompleks-temujin.jpg

 

 

С высоты птичьего полета центральная часть комплекса будет выглядеть как силуэт кречета со знамени Потрясателя Вселенной.

etnokompleks-temujin2.jpg

 

До начала строительства необходимо совершить ритуал «Поклонение Небу и Огню», то есть попросить разрешения хозяина этой земли. Для этого в Калмыкию были приглашены шаманы из Монголии, которые и провели церемонию.

 

0abb8806f9994353c65551fe00f5ffcd.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Из цикла старинные рисунки:

 

b47e1cb93650.jpg

 

Это ойрот служащий у маньчжуров по по шапку и одеянию. 

 

Наверно действительно это синьцзяньский ойрат-калмык, похож во всем. А вот это действительно настоящий астраханский калмыцкий офицер:

 

cb7cbc6b8aaa3bd13cf7443325cbc3a0.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Kalmuck рядовой и кalmuck officer:

 

kalmyk-officers1.jpg_20116261441.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
5a9b09237df04f020d7102b8b434c1bd.jpg
 
Y-chromosome diversity in the Kalmyks at the ethnical and tribal levels
 
Malyarchuk et al. 2013
 

 

The Mongolic-speaking Kalmyks currently inhabiting the steppes of the Volga region have Central Asian ancestry and are organized into the tribal groups. The genetic relationships among these tribes and their origin have remained obscure. We analyzed 17 short tandem repeat and 44 binary polymorphisms of Y-chromosome in 426 individuals mainly from three major tribes of the Kalmyks (the Torguuds, Do¨rwo¨ds and Khoshuuds). Among these tribes, the Do¨rwo¨ds and Torguuds, as well as the Kalmyks collectively as an ethnic group, showed relatively close genetic affinities to each other and to the Mongols and Altaian Kazakhs, whereas the Khoshuuds were clearly separated from all of them, gathering with the Manchu, Tibetans or Evenks (depending on the algorithm used to calculate genetic distances). The genetic results also indicate that paternal gene flow from East Europeans to the Kalmyks is very little, despite their cohabitation in the North Caspian Steppe during the last 380 years. The occurrence of unique cluster of N1c-Tat haplotypes in the Khoshuuds, which dates to about 340 years and is likely to have East European ancestry, is considered as a result of interethnic contacts occurred soon after the appearance of the Kalmyk tribes in the Volga-Ural region.
 
 
Journal of Human Genetics (2013) 58, 804–811; doi:10.1038/jhg.2013.108; published online 17 October 2013

Share this post


Link to post
Share on other sites

Название "Ойрат" (вместо правильного Ööрд) появилось в результате побуквенного прочтения ᡆᡕᡅᠷᠠᡑ

Это все равно если бы французское Renault прочитать как Ренаулт, а не Рено.

То есть калмыцкое самоназвание звучит как Ööрдä, мадн Ööрдä, впрочем, это любой калмык знает.

Проблема в том, что слово Ööрдä не записать стандартной кириллицей. А транскрибирование внесло искажение и вот пошло гулять слово Ойрат. Про формальные правила мало кто помнит, что дифтонг Ой произносится как Ö, а не как "ой", например.

Оттуда же, кстати, и недоразумения, типа, "тайши" вместо "тääдж", "уйгур" вместо "уугр" и так далее.

А куда Саврик Энкеев исчез со своим бредом?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Интересное свидетельство о принятии ислама Галдан-Бошокту (АКБ: благословенным, не путать с Галданом-Цереном, сыном Цеван-Рабтана), правда ли это?

 

Читаем у Иакинфа Бичурина ("Историческое обозрение об ойратах или калмыках". 1854 г. С.80-81 ) историю посольской переписки Галдана с Пекинским двором по поводу просьбы Галдана выдать ему  халхаского Тушету-хана с братом Хутухтой, скрывающихся от него  в Пекине и принявших китайское "совершенное" подданство:

 

"... Повелитель Китая в первом пылу своего гнева казнил Галдановых посланников, обвинив их в шпионстве, и потом отвечал Галдану, что если бы китайский посланник дал слово выдать Тушету-хана с братом, то сие обещание было бы утверждено письменным актом; что он Галдан сам выдумал то, для предлога возобновить войну в Монголии и сия злонамеренность доказывается как его шпионством в Пекине, так и переменою буддийской веры на магометанскую."

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сейчас перечитываю скрупулезнейшее историческое повествование Бичурина о Джунгарском ханстве, но нигде у него (стр.11-115, 118-126), даже намека на поголовное уничтожение китайцами всех ойратов. А это значит, что наша советская историческая наука грешила все же фольком, :) по которой джунгары были истреблены чуть ли не полностью.

 

Передаю весь ход джунгарско-китайского конфликта в самой обостренной его стадии:

 

Сперва в 1755 году из Пекина выдвинулись две китайские армии, одна под командованием полководца Баньди от Калгана к Кобдо, другая под командованием Юнь-Чаня от крепости Цзя-юй-гуань на Баркуль. При вступлении в Джунгарию китайские войска были всюду встречаемы ойратами... цитата: "с вином и молоком". Десятитысячное войско Даваци бежало, а сам Даваци вместе с Кукунорским владетелем Лацзаном и тайшою Бараном были схвачены своими же и переправлены в клетках в Пекин. Китайцы ... цитата: "в продолжение трехмесячного похода не потеряли ни одного человека не сделав ни одного выстрела, покорили своей державе целое государство. В летописях Китая еще не было подобных сему происшествий."

 

Позже, после попытки китайцев физически устранить Амурсану, претендовавшего на высший ойратский (у автора - элютский) ханский трон над всей Джунгарией, то есть на чороский ханский престол, бежавшего с союзниками, в начале 1756 года китайское ополчение вторично было послано в Джунгарию, во главе войска был поставлен тайша Церен с помощниками, полководцами Фу-дэ, Юй-Бао и Дарданга. Но Амурсане  хитростью вновь удалось уйти от неприятеля и скрыться в степях Средней Казачьей Орды. Из Пекина пришло предписание вступить в земли Киргиз-Казаков для истребования Амурсаны. Но когда китайская армия почти достигла цели своего похода в тылу возникли смуты в Халхаских владениях. Новый полководец Дарданга потребовал, чтобы хан Аблай выдал Амурсану, переговоры длились несколько месяцев. Церен и Юй-Бао, возвращавшиеся с наступлением зимы в Пекин, были убиты восставшими правителями Джунгарии - элютскими ханами, ставленниками Пекина - Баяром, Галцзаном-Доржи и тайшами Нимой и Казак-Шарой. Поэтому в 1757 году Пекинским двором были назначены новые войска, один по северной дороге во главе с Ченгунь-Чжабом, второй по западной дороге во главе с Чжао-Хой. В это время на руку китайцам в Джунгарии произошли кровавые междоусобицы, в связи с чем на Или вернулся из Казахской степи Амурсана. Который узнав о приближении китайских войск вновь сбежал к казахам... цитата: "оставив свое отечество в безначалии".Прочие князья также вынуждены были скрыться, но все были пойманы и ... цитата: "кончили жизнь поносною смертию". Чжао-Хой и Фу-дэ преследуя Амурсану подошли к Казачьей границе и Аблай под клятвою обещался им выдать его. Амурсана предчувствуя грозящую опасность бежал оставив своего старшего брата Даши-Церена, которого Аблай выдал китайцам. Амурсана всюду преследуемый китайцами скитался в Сибири, куда к нему выехали его жена Битей и сын Пунцук. Вскоре Амурсана скончался от оспы, а его тело было предъявлено русскими китайцам для удостоверения подлинности его смерти. А его жена с сыном были переправлены к волжским калмыкам, затем по ее просьбе в Санкт-Петербург, где и скончалась от болезни.

 

Далее: цитаты: "Чжао-Хой и Фу-Дэ по окончании военных действий расположились на зимних квартирах."  "В начале 1758 года они выступили в поход для наказания поднявших оружие против Китая" и сошлись в Или.

 

И вот та самая ключевая цитата, давшая повод для рождения фейка, упоминаемая автором вскольз, я бы сказал для красоты сюжета, описания триумфа победы: "Они обыскали все места, куда только беззащитные старики, женщины и дети могли укрыться в сию несчастную для них годину, и до единого человека предали острию меча. Сего требовали права мщения, освященные законами Китая" и еще "Таков был конец Ойратства, угрожавшего оковами целой половине Азии".

Но надо иметь в виду, что речь здесь идет исключительно об "Или" или главном месте пребывания чороского хана, "где позже был построен город Хой-юань-чэнъ", а не о всей Джунгарии и о не о всех ойратских племенах или Дурбен ойратах!

 

Как последствие этого мифа многие до сих пор не устают удивляться, мол откуда в нынешнем Синьцзяне появилось такое огромное количество ойратов - торгутов, хошутов, дурбетов, элютов, чоросов и других племен, если их полностью истребили (возвратившиеся с Волги не в счет).  ;) 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Найманы Афганистана(если не ошибаюсь хазарейцы)

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сейчас перечитываю скрупулезнейшее историческое повествование Бичурина о Джунгарском ханстве, но нигде у него (стр.11-115, 118-126), даже намека на поголовное уничтожение китайцами всех ойратов. А это значит, что наша советская историческая наука грешила все же фольком, :) по которой джунгары были истреблены чуть ли не полностью.

 

Передаю весь ход джунгарско-китайского конфликта в самой обостренной его стадии:

 

Сперва в 1755 году из Пекина выдвинулись две китайские армии, одна под командованием полководца Баньди от Калгана к Кобдо, другая под командованием Юнь-Чаня от крепости Цзя-юй-гуань на Баркуль. При вступлении в Джунгарию китайские войска были всюду встречаемы ойратами... цитата: "с вином и молоком". Десятитысячное войско Даваци бежало, а сам Даваци вместе с Кукунорским владетелем Лацзаном и тайшою Бараном были схвачены своими же и переправлены в клетках в Пекин. Китайцы ... цитата: "в продолжение трехмесячного похода не потеряли ни одного человека не сделав ни одного выстрела, покорили своей державе целое государство. В летописях Китая еще не было подобных сему происшествий."

 

Позже, после попытки китайцев физически устранить Амурсану, претендовавшего на высший ойратский (у автора - элютский) ханский трон над всей Джунгарией, то есть на чороский ханский престол, бежавшего с союзниками, в начале 1756 года китайское ополчение вторично было послано в Джунгарию, во главе войска был поставлен тайша Церен с помощниками, полководцами Фу-дэ, Юй-Бао и Дарданга. Но Амурсане  хитростью вновь удалось уйти от неприятеля и скрыться в степях Средней Казачьей Орды. Из Пекина пришло предписание вступить в земли Киргиз-Казаков для истребования Амурсаны. Но когда китайская армия почти достигла цели своего похода в тылу возникли смуты в Халхаских владениях. Новый полководец Дарданга потребовал, чтобы хан Аблай выдал Амурсану, переговоры длились несколько месяцев. Церен и Юй-Бао, возвращавшиеся с наступлением зимы в Пекин, были убиты восставшими правителями Джунгарии - элютскими ханами, ставленниками Пекина - Баяром, Галцзаном-Доржи и тайшами Нимой и Казак-Шарой. Поэтому в 1757 году Пекинским двором были назначены новые войска, один по северной дороге во главе с Ченгунь-Чжабом, второй по западной дороге во главе с Чжао-Хой. В это время на руку китайцам в Джунгарии произошли кровавые междоусобицы, в связи с чем на Или вернулся из Казахской степи Амурсана. Который узнав о приближении китайских войск вновь сбежал к казахам... цитата: "оставив свое отечество в безначалии".Прочие князья также вынуждены были скрыться, но все были пойманы и ... цитата: "кончили жизнь поносною смертию". Чжао-Хой и Фу-дэ преследуя Амурсану подошли к Казачьей границе и Аблай под клятвою обещался им выдать его. Амурсана предчувствуя грозящую опасность бежал оставив своего старшего брата Даши-Церена, которого Аблай выдал китайцам. Амурсана всюду преследуемый китайцами скитался в Сибири, куда к нему выехали его жена Битей и сын Пунцук. Вскоре Амурсана скончался от оспы, а его тело было предъявлено русскими китайцам для удостоверения подлинности его смерти. А его жена с сыном были переправлены к волжским калмыкам, затем по ее просьбе в Санкт-Петербург, где и скончалась от болезни.

 

Далее: цитаты: "Чжао-Хой и Фу-Дэ по окончании военных действий расположились на зимних квартирах."  "В начале 1758 года они выступили в поход для наказания поднявших оружие против Китая" и сошлись в Или.

 

И вот та самая ключевая цитата, давшая повод для рождения фейка, упоминаемая автором вскольз, я бы сказал для красоты сюжета, описания триумфа победы: "Они обыскали все места, куда только беззащитные старики, женщины и дети могли укрыться в сию несчастную для них годину, и до единого человека предали острию меча. Сего требовали права мщения, освященные законами Китая" и еще "Таков был конец Ойратства, угрожавшего оковами целой половине Азии".

Но надо иметь в виду, что речь здесь идет исключительно об "Или" или главном месте пребывания чороского хана, "где позже был построен город Хой-юань-чэнъ", а не о всей Джунгарии и о не о всех ойратских племенах или Дурбен ойратах!

 

Как последствие этого мифа многие до сих пор не устают удивляться, мол откуда в нынешнем Синьцзяне появилось такое огромное количество ойратов - торгутов, хошутов, дурбетов, элютов, чоросов и других племен, если их полностью истребили (возвратившиеся с Волги не в счет).  ;) 

Речь идёт об уничтожении собственно джунгаров, коих в ДХ было 90%, здесь надо иметь ввиду что в то время существовали Кукунорские и Алашаньские хошеуты, а также дербеты которые незадолго до кровавых событий 1755-1758 г.г. в результате тяжелейшего кризиса возникшего в Джунгарском ханстве из-за междоусобной войны за власть между представителями дома Чорос, откочевали из Джунгарии и приняли подданство Цинской империи, впоследствии три дербетовских Царинга были по их просьбе отпущены в Кобдосский округ. Но собственно джунгары не исчезли, их после этой войны осталось около 30 тыс.чел. Поэтому вести речь о погловном истреблении ойратов в общем неправильно, речь идёт о джунгарах которые составляли основное население ханства. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Peacemaker конкретно засел в астраханской теме.  :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Согласно Бичурину (Историческое обозрение об ойратах или калмыках. 1854 г. С.237), Убаши получил титул Чжорикту за бесстрашный переход Казахской степи:

 

 

3d3c884ef4b3.jpg

 

 

На слух моментально приходит смысловая ассоциация с казахским "жорық" - военный поход:

https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/%D0%B6%D0%BE%D1%80%D1%8B%D2%9B/

прил. Жорықты - походный

Но самое главное, что не только само слово и аффикс одинаковые, но даже имеет место жокающий вариант слова!

 

Мне могут сказать, что мол слово "зорик" тибетское или с санскрита, но откуда такой аффикс имени прилагательного (-ты) и почему именно в связи с походом?!

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Орук-дорога, чорук-поход, аян-чорук-путешествие, чор-уходи, и т. Д. слово орук из двух слов, ор-место, ук-направление. Пускай не пишут что чорук не тюркское слово.

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Зоригт -смелый на монгольском.

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

чоргаар-гордый, чоруктуг-путевый.

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Зоригт -смелый на монгольском.

 

В монгольско-русском онлайн словаре значится "мужество" - "зориг", "зүрх". 

 

У меня к вам вопросы:

 

1) Зүрх это сердце (жүрек), значит "зориг" происходит от этого слова?

2) И что в таком случае означает в эпитете Убаши кончное "-ту"? Жүректі - храбрый?

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...