Jump to content



Guest Anonymous

Ойраты, Джунгары, Калмыки

Recommended Posts

3 hours ago, цеванрабдан said:

Значит " олёд" это чисто чоросский сленг, потому что для них в могольский период в шутливой форме обозначало " сводный брат из кызылбаша".

Да, пожалуй думаю так и есть. Чоросцы меж собой не ладили и Хамаг тайши куда-то  "өөлж одбай" - уходил разрываясь от остальных. Куда то за Кызылбаши. :D

И частичное мое мнение, у өөлэтов выражается очень сильно примеси от среднеазиятов "волосатый, выпуклоносый" и т.п., это сугубо мое личное мнение.

3daeedb352e4581626e7c73afcef2a72.jpg

Первый великий чемпион по борьбе "сумо" из монголов - Ёкозуна Асашёрю, өөлэт со стороны матери.

69424-c3678b4ff1c5beea231fa68e83d07147.j

Өөлэт-халха Т.Галсан, поэт и диссидент. Когда то его отправили в ссылку за диссидентские взгляды в далекий сумон, и он там стал лучшим верблюдоведом.  Характер өөлетов выражается.

Яркий пример что мы "өөлэты" - " зарhцх дурта" (заргалдах дуртай) которые спорить и судиться любят, т.е. за себя стоять. :asker13mt:

PS: Я похвалил своих "өөлет"-ов которые везде разбросаны и у восточных монголов, и у халха монголов, и у тувинцев, конечно и у ойротов. Не знаю у бурятов имеется ли "өөлет"-ы?? в принципе может и быть потому что после разгромления маньчжурами оставшиеся или не плененные убегали и скрылись куда можно.

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, enhd сказал:

Да, пожалуй думаю так и есть. Чоросцы меж собой не ладили и Хамаг тайши куда-то  "өөлж одбай" - уходил разрываясь от остальных. Куда то за Кызылбаши. :D

И частичное мое мнение, у өөлэтов выражается очень сильно примеси от среднеазиятов "волосатый, выпуклоносый" и т.п., это сугубо мое личное мнение.

3daeedb352e4581626e7c73afcef2a72.jpg

Первый великий чемпион по борьбе "сумо" из монголов - Ёкозуна Асашёрю, өөлэт со стороны матери.

69424-c3678b4ff1c5beea231fa68e83d07147.j

Өөлэт-халха Т.Галсан, поэт и диссидент. Когда то его отправили в ссылку за диссидентские взгляды в далекий сумон, и он там стал лучшим верблюдоведом.  Характер өөлетов выражается.

Яркий пример что мы "өөлэты" - " зарhцх дурта" (заргалдах дуртай) которые спорить и судиться любят, т.е. за себя стоять. :asker13mt:

PS: Я похвалил своих "өөлет"-ов которые везде разбросаны и у восточных монголов, и у халха монголов, и у тувинцев, конечно и у ойротов. Не знаю у бурятов имеется ли "өөлет"-ы?? в принципе может и быть потому что после разгромления маньчжурами оставшиеся или не плененные убегали и скрылись куда можно.

Рейчонкл, наверное,  знает подробнее по бурятам. Знаю, что дербеты, когда ослабел улус стали массово уходить на север на рубеже 17/18 веков. После расправ и убийств дербетских,хошудских и своих зюнгарских нойонов и зайсангов к 1750 уходили во все стороны уже все.

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 часов назад, enhd сказал:

Да, пожалуй думаю так и есть. Чоросцы меж собой не ладили и Хамаг тайши куда-то  "өөлж одбай" - уходил разрываясь от остальных. Куда то за Кызылбаши. :D

И частичное мое мнение, у өөлэтов выражается очень сильно примеси от среднеазиятов "волосатый, выпуклоносый" и т.п., это сугубо мое личное мнение.

3daeedb352e4581626e7c73afcef2a72.jpg

Первый великий чемпион по борьбе "сумо" из монголов - Ёкозуна Асашёрю, өөлэт со стороны матери.

69424-c3678b4ff1c5beea231fa68e83d07147.j

Өөлэт-халха Т.Галсан, поэт и диссидент. Когда то его отправили в ссылку за диссидентские взгляды в далекий сумон, и он там стал лучшим верблюдоведом.  Характер өөлетов выражается.

Яркий пример что мы "өөлэты" - " зарhцх дурта" (заргалдах дуртай) которые спорить и судиться любят, т.е. за себя стоять. :asker13mt:

PS: Я похвалил своих "өөлет"-ов которые везде разбросаны и у восточных монголов, и у халха монголов, и у тувинцев, конечно и у ойротов. Не знаю у бурятов имеется ли "өөлет"-ы?? в принципе может и быть потому что после разгромления маньчжурами оставшиеся или не плененные убегали и скрылись куда можно.

Ваши оэлэты делятся по родам? Для меня оэлэты это зюнгары, назову рода  тех зюнгаров бузавов кого знаю лично, хо-меркит, кептуль, барцхас, четвёртый свой род не знает, и да ,из 4 х только хо-меркит типичный монгол, остальные трое ,на мой взгляд тураниды что ли? Двое с орлиными носами , один рыжий, ну вроде чистые калмыки.

Share this post


Link to post
Share on other sites
49 minutes ago, mechenosec said:

Ваши оэлэты делятся по родам? Для меня оэлэты это зюнгары, назову рода  тех зюнгаров бузавов кого знаю лично, хо-меркит, кептуль, барцхас, четвёртый свой род не знает, и да ,из 4 х только хо-меркит типичный монгол, остальные трое ,на мой взгляд тураниды что ли? Двое с орлиными носами , один рыжий, ну вроде чистые калмыки.

"өөлэт"-ы входили во многих местах среди монголов и стали как будто маленькой частью среди них. И если судить по кости "ясун", то думаю что тоже богаты өөлэты где они сосредотачились сколько нибудь.

Насчёт меня то я потомок өөлетов из поледних которые были с Галдан бошикту хан, и которые слился среди алтайских тувинцев ойротов, и стал родом "өөлэт" у тувинцев. Так что я  есть "алтай дыва" из рода "өөлэт".

И мои родня со стороны матери являются теленгиты из Алтая, т.е. как тюрки.

И наконец: "өөлэт"-ы это как я думаю над-родовое название первоначально, т.е. что-то общее. И поэтому везде среди у өөлетов можно встретить общеонгольские роды.

Share this post


Link to post
Share on other sites
6 минут назад, enhd сказал:

"өөлэт"-ы входили во многих местах среди монголов и стали как будто маленькой частью среди них. И если судить по кости "ясун", то думаю что тоже богаты өөлэты где они сосредотачились сколько нибудь.

Насчёт меня то я потомок өөлетов из поледних которые были с Галдан бошикту хан, и которые слился среди алтайских тувинцев ойротов, и стал родом "өөлэт" у тувинцев. Так что я  есть "алтай дыва" из рода "өөлэт".

И мои родня со стороны теленгиты из Алтая, т.е. как тюрки.

И наконец: "өөлэт"-ы это как я думаю над-родовое название первоначально, т.е. что-то общее. И поэтому везде среди у өөлетов можно встретить общеонгольские роды.

Кстати , Цоросы (чоросы) у нас отдельно от зюнгар, другой род. Здесь читал что у оэлэтов  Монголии  гапла - Q, когда по родам калмыков исследуют, думаю рано или поздно это произойдёт, интересно будет сравнить наших цоросов и зюнгаров с вами.

Share this post


Link to post
Share on other sites
7 minutes ago, mechenosec said:

Кстати , Цоросы (чоросы) у нас отдельно от зюнгар, другой род. Здесь читал что у оэлэтов  Монголии  гапла - Q, когда по родам калмыков исследуют, думаю рано или поздно это произойдёт, интересно будет сравнить наших цоросов и зюнгаров с вами.

У нас "чорос", "өөлд" - эти скорее племя. Спрашиваем если "чорос" то из какого рода?

Если "өөлд" то тоже из какой кости, но сейчас трудно или все забыли, и поэтому проще просто "өөлэт" с каким то прозвищем если надо разделить о других. Все таки глобализм поедает всех и везде.

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 минуты назад, enhd сказал:

У нас "чорос", "өөлд" - эти скорее племя. Спрашиваем если "чорос" то из какого рода?

Если "өөлд" то тоже из какой кости, но сейчас трудно или все забыли, и поэтому проще просто "өөлэт" с каким то прозвищем если надо разделить о других. Все таки глобализм поедает всех и везде.

Да, у нас ясн-кость это тоже главное, я -Ульдучнр ,но как мне сказал один земляк, я из тайчиудов, именно этот род откочевал от ульдучинов.

Share this post


Link to post
Share on other sites
39 минут назад, mechenosec сказал:

Да, у нас ясн-кость это тоже главное, я -Ульдучнр ,но как мне сказал один земляк, я из тайчиудов, именно этот род откочевал от ульдучинов.

Несколько семей из родов с двойными именами: харнут-тяячуд и харнут-сохад

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 минуты назад, цеванрабдан сказал:

Несколько семей из родов с двойными именами: харнут-тяячуд и харнут-сохад

Да, только они у нас все раздельно, харнут, тяячуд, сохад, кстати у Ики-бурульских тоже есть тяячуд.

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 минуту назад, mechenosec сказал:

Да, только они у нас все раздельно, харнут, тяячуд, сохад, кстати у Ики-бурульских тоже есть тяячуд.

Наши предки управлялись Даян-Омбо, мы изначально, ещё на Сары Арке при Далай Батыре были отдельным родом ульдчнр.

Ты ведь читал Шараеву, она подметила некоторые нюансы, но не стала развивать.

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 минуту назад, цеванрабдан сказал:

Наши предки управлялись Даян-Омбо, мы изначально, ещё на Сары Арке при Далай Батыре были отдельным родом ульдчнр.

Ты ведь читал Шараеву, она подметила некоторые нюансы, но не стала развивать.

Да, у неё мельком, типа меченосцы создавались для обороны и т д.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Только что, mechenosec сказал:

Да, у неё мельком, типа меченосцы создавались для обороны и т д.

Мы раньше пришли, чем Солом-Цереновские, потому что в стычках с хошудским Аблаем погиб Даян-Омбо, а торгуды были самыми близкими по расстоянию, т.к. при жизни нойон шел к ним за помощью.

Share this post


Link to post
Share on other sites
6 минут назад, цеванрабдан сказал:

Мы раньше пришли, чем Солом-Цереновские, потому что в стычках с хошудским Аблаем погиб Даян-Омбо, а торгуды были самыми близкими по расстоянию, т.к. при жизни нойон шел к ним за помощью.

Не понял, с торгудами чтоли Ульдучины пришли? Ульдучины из торгудов что ли? У меня уже голова пухнет, на сегодня хватит уже информации, пока  :(

Share this post


Link to post
Share on other sites
18 минут назад, mechenosec сказал:

Не понял, с торгудами чтоли Ульдучины пришли? Ульдучины из торгудов что ли? У меня уже голова пухнет, на сегодня хватит уже информации, пока  :(

)

Даян-Омбо старший сын Далай-Батыра. Мы, дербеты, в те годы, после естественной смерти Далай-Батыра воевали с объединившимися вместе хошудами Аблая и вчерашними нашими союзниками хошудами Кундулена.

Один из итогов этой межусобицы это мы с тобой на форуме)

Аблаю, кстати, отомстили жёстко, в заключительной битве торгудов и хошудов в 1671 г., имхо ульдчнр толи ставку прорвали или что то ещё хуже сделали по личному. Молодой Аюка хан и его потомки об этом не забывали.

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
9 hours ago, цеванрабдан said:

)

Даян-Омбо старший сын Далай-Батыра. Мы, дербеты, в те годы, после естественной смерти Далай-Батыра воевали с объединившимися вместе хошудами Аблая и вчерашними нашими союзниками хошудами Кундулена.

Один из итогов этой межусобицы это мы с тобой на форуме)

Аблаю, кстати, отомстили жёстко, в заключительной битве торгудов и хошудов в 1671 г., имхо ульдчнр толи ставку прорвали или что то ещё хуже сделали по личному. Молодой Аюка хан и его потомки об этом не забывали.

Дөрвөд-ы жили на верховьях Иртыша и потом наверное было большие раздоры, большая часть переехали через Алтай и сдались маньчжурам и поселились в нынешнее место в Монголии - Убса нур и Хархираа и т.д.

Часть переселились в нынешнюю Калмыкию, и другая часть в Тибет к хошудам,  а плененные маньчжурам дөрвөдов переселили далеко на восток среди юго-восточных монголов - это где-то около на северо-восток? от Пекина.

 

ульдчнр - это на кириллик-монгольском будет юлдчин, или юлдч нар.

юлд - оружие меч короче чем сэлэм (сабля).

или ИЛД - оружие меч короче чем сэлэм, прямой и острием обоюдосторонним.

%D0%B8%D0%BB%D0%B4.jpg

3000 летняя бронзовый ИЛД найденный в реке Лаожоулин провинции Жиансу, КНР.

Share this post


Link to post
Share on other sites
23 минуты назад, enhd сказал:

Дөрвөд-ы жили на верховьях Иртыша и потом наверное было большие раздоры, большая часть переехали через Алтай и сдались маньчжурам и поселились в нынешнее место в Монголии - Убса нур и Хархираа и т.д.

Часть переселились в нынешнюю Калмыкию, и другая часть в Тибет к хошудам,  а плененные маньчжурам дөрвөдов переселили далеко на восток среди юго-восточных монголов - это где-то около на северо-восток? от Пекина.

 

ульдчнр - это на кириллик-монгольском будет юлдчин, или юлдч нар.

юлд - оружие меч короче чем сэлэм (сабля).

или ИЛД - оружие меч короче чем сэлэм, прямой и острием обоюдосторонним.

%D0%B8%D0%BB%D0%B4.jpg

3000 летняя бронзовый ИЛД найденный в реке Лаожоулин провинции Жиансу, КНР.

Можно и так написать, потому что исторических противоречий нет, а интерпретации по конкретным годам, лицам и событиям это и есть и будет всегда хлебом историков. И у тебя есть в посте своя интерпретация " сдавшиеся дёрвд поселились на Убсу-Нуре и Хархираа" и " пленённые манжами дёрвд пересилили далеко на восток к Пекину". Уже видно противоречие по решению победителей манжей, вроде бы, как о разных дёрвд написано. А на самом то деле об одних и тех же только с разницей 3 года.

Дёрвд жили в верховьях Иртыша, но также жили на средней Волге и южном Урале, а центром кочевий больше ста лет была вся Сары Арка.

Кароч, есть казах Марал Томпиев, он знает историю дёрвд лучше большинства всех монгольских историков и резимирует нашу историю беспристрастно (без наших комплексов).

Я же сам никогда не напишу на форуме о том, что считаю не нужным озвучивать публично, поэтому иногда, очень редко, но тем не менее "пробегаю между струйками дождя".

Share this post


Link to post
Share on other sites
18 часов назад, цеванрабдан сказал:

)

Даян-Омбо старший сын Далай-Батыра. Мы, дербеты, в те годы, после естественной смерти Далай-Батыра воевали с объединившимися вместе хошудами Аблая и вчерашними нашими союзниками хошудами Кундулена.

Один из итогов этой межусобицы это мы с тобой на форуме)

Аблаю, кстати, отомстили жёстко, в заключительной битве торгудов и хошудов в 1671 г., имхо ульдчнр толи ставку прорвали или что то ещё хуже сделали по личному. Молодой Аюка хан и его потомки об этом не забывали.

Ну и слава богу, а то я детям одно толковал, а тут хошуды, торгуды всё в кучу :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
04.02.2019 в 23:36, enhd сказал:

У нас "чорос", "өөлд" - эти скорее племя. Спрашиваем если "чорос" то из какого рода?

Если "өөлд" то тоже из какой кости, но сейчас трудно или все забыли, и поэтому проще просто "өөлэт" с каким то прозвищем если надо разделить о других. Все таки глобализм поедает всех и везде.

А.И.Левшин:"Олуты(Зюнгары).В монгольских источниках они называются Ойратами,в мусульманских-олотами."Джунгар" этим словом называли левое крыло войск Чингисхана.Торгоуты(Калмыки).Одно из крупных калмыцких племен,значительная часть торгоутов переселились в низовья Волги,где образовала отдельное ханство.Современные волжские калмыки являются потомками тех торгоутов .Дурман зафиксированы в составе племен Восточного Дашт-и Кыпчака,государстве Абулхайра в составе государства кочевых узбеков.

Share this post


Link to post
Share on other sites
12.02.2019 в 21:27, mechenosec сказал:

мы бы исчезли, как исчезли ойраты ,дорбены, тургауды среди узбеков. 

что за ойраты у узбеков?

Share this post


Link to post
Share on other sites
03.02.2019 в 02:12, цеванрабдан сказал:

Я про значение слова " олёд"

На бурятском диалектном - потомки Олёдэя (Улёдая) - (О с черточкой) - сына Баргу Батора(родоначальника баргутов)

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, buba-suba сказал:

На бурятском диалектном - потомки Олёдэя (Улёдая) - (О с черточкой) - сына Баргу Батора(родоначальника баргутов)

Ничего не имею против бурятских легенд. Мы все нег цусн ах-дуунр.

Share this post


Link to post
Share on other sites
21 час назад, кылышбай сказал:

что за ойраты у узбеков?

 Из Дурмен-Барласов происходит эмир Темирлан. Возможно, он воздвиг памятник суниту святому Ахмеду Ясави, прежде всего как родственнику из племени сунак. Внук Темирлана хан Улыгбек был астрономом, а потомок Бабур был ханом Моголов и Индии. Узбеки до сих пор ветвь сунаков называют дурмен-найманами. Дурмен-барласы в XIII в. бежали от Чингисхана на Сырдарью. Они вошли в державу Темирлана, часть из них затем ущла с Бабыром в Индию. В XIV веке с территории, возглавляемой корасан-шайбанидом Абулгазы (второе его название Сунак ата, возможно корасаны и сунаки родственные племена из огузов) часть Дурмен-барласов заселила Сыганак, построила там мечеть. Ныне сунаки живут в Туркестане, Акмешете, Жана-Кургане (Яна-Кургане), часть сунаков живет в Узбекистане.

 В эпоху Чингисхана найманы состояли из восьми родов:
1) Бетеге найман
2) Кошеуит(Хошеуит) найман
3) Аксауыт найман
4) Торе найман (правящий род, по некоторым сведениям имели асское происхождение)
5) Дурмен найман
6) Барлас найман
7) Керей-найман
8) Канлы-найман.

Примечание:
Также сведения о роде барлас, что они называли себя дурмен-найманами, записаны в Казахской Энциклопедии (том 2: стр.152).
Точно такое же сведение имеется в книге «Қазақ шежіресі. Дурмен барластың руы». Алматы, 1994: стр.103.

Share this post


Link to post
Share on other sites
15.02.2019 в 08:42, кылышбай сказал:

что за ойраты у узбеков?

Где-то здесь видел несколько списков 92 узбекских племён, заметил что они разные, но там были-Ойраты, уйраты, торгоуты, дорбены, щас их нет, значит растворились, после уничтожения Джунгарии вроде бежали в Бухару и Афганистан.

Share this post


Link to post
Share on other sites
16.02.2019 в 06:55, Нур апа сказал:

 Из Дурмен-Барласов происходит эмир Темирлан. Возможно, он воздвиг памятник суниту святому Ахмеду Ясави, прежде всего как родственнику из племени сунак. Внук Темирлана хан Улыгбек был астрономом, а потомок Бабур был ханом Моголов и Индии. Узбеки до сих пор ветвь сунаков называют дурмен-найманами. Дурмен-барласы в XIII в. бежали от Чингисхана на Сырдарью. Они вошли в державу Темирлана, часть из них затем ущла с Бабыром в Индию. В XIV веке с территории, возглавляемой корасан-шайбанидом Абулгазы (второе его название Сунак ата, возможно корасаны и сунаки родственные племена из огузов) часть Дурмен-барласов заселила Сыганак, построила там мечеть. Ныне сунаки живут в Туркестане, Акмешете, Жана-Кургане (Яна-Кургане), часть сунаков живет в Узбекистане.

 В эпоху Чингисхана найманы состояли из восьми родов:
1) Бетеге найман
2) Кошеуит(Хошеуит) найман
3) Аксауыт найман
4) Торе найман (правящий род, по некоторым сведениям имели асское происхождение)
5) Дурмен найман
6) Барлас найман
7) Керей-найман
8) Канлы-найман.

Примечание:
Также сведения о роде барлас, что они называли себя дурмен-найманами, записаны в Казахской Энциклопедии (том 2: стр.152).
Точно такое же сведение имеется в книге «Қазақ шежіресі. Дурмен барластың руы». Алматы, 1994: стр.103.

Ваши найманы возможно от одного из родов, в 12 в это был большой народ, гаплы там наверняка были разные. Часть найманов стали предками ойратов.

Share this post


Link to post
Share on other sites
6 часов назад, mechenosec сказал:

Ваши найманы возможно от одного из родов, в 12 в это был большой народ, гаплы там наверняка были разные. Часть найманов стали предками ойратов.

Не знаю я Акнайман (Белый Найман). Сянби предок казахов,монголов,каракалпаков.хакасов.Странная прическа Елюй Дашы,это по казахский "тулым".

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...