Перейти к содержанию
Гость Anonymous

Ойраты, Джунгары, Калмыки

Рекомендуемые сообщения

http://drevlit.ru/texts/ch/churas3.php

"347....Если после бегства 'Абдаллах-хана с возведением Йулбарс-хана на престол верх взяла группа военно-кочевой знати с ориентацией на белогорских ходжей, которую поддерживал Сенгэ с калмаками, то с убийством Йулбарс-хана черногорские ходжи в союзе с Исма'ил-ханом и Элдан-тайши взяли реванш. Наш автор отмечает несколько раз очень любопытный факт: соперничающие группировки среди калмаков поддерживали, в свою очередь, две борющиеся за власть в Могольском государстве коалиции — Йулбарс-хан — белогорские ходжи и Исма'ил-хан — черногорские ходжи. Примечательно, что, выступая на их стороне с оружием в руках, калмаки воевали и между собой. Дворцовый переворот, осуществленный Эрка-беком с 'Али-шахом и калмаками, имел место, видимо, в середине 1080/конце 1669 г.,."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Там же :

"...Такой разнобой в датах у различных авторов, видимо, вызван тем, что все эти годы войска калмаков вторгались в Могольское государство. Правда, цели, которые ими преследовались в этих военных акциях, и масштабы, с которыми они выполнялись, различались и в основном зависели от конкретной ситуации. Известно, что уже с первых десятилетий XVII в. они начали принимать весьма активное участие в междоусобицах, сотрясавших Могольское государство и расшатывавших фундамент центральной власти. А первая проведенная ими, хорошо подготовленная, с далеко идущими планами захвата всей страны экспедиция завершилась решительным успехом. Нам представляется, что этого успеха они добились в 1680 г., когда, по сообщению биографа Зая-Пандиты, захватили Яркенд.."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://e-lib.gasu.ru/da/archive/2002/08/16.html

"...По мнению Н. Бичурина и А. Казембека, монгольский этноним ойрат и тюркский уйгур имеют одинаковую семантику: близкие, союзные. Г. Рамстедт выводил термин ойрат от слова огуз. А известный тюрколог В. Радлов, отвергнув все предыдущие гипотезы, считал, что ойрат - производный от уйгур (анализ этих взглядов см.: Банзаров Д., 1955, с. 183-184, 325-327). В целом же доминирует мнение о монгольском происхождении этнонима ойрат и его носителей (ой 'лес' + арат 'народ', т.е. лесной народ).

Новые гипотезы о времени возникновения объединения племен ойрат и происхождении этнонима чорос (Авляев Г., 1994), заставляют вновь вернуться к проблеме их этимологии. Автором этих строк была уже предложена трактовка о том, что "ойрат/ойрот" мог возникнуть от монгольского этнонима "ойхор" (или хойхор/хуйхур) в Вэй-шу и Тан-шу, применяемого в отношении уйгуров (Бичурин Н., 1950), за счет выпадения слога "хо" и прибавления аффикса "ат/от" (Екеев Н., 1999, с. 95).

Существует и малоубедительная гипотеза Д. Банзарова о том, что последние два этнонима имеют другое одинаковое значение: лесной народ (ой 'лес'+ гур 'народ'). Необходимо сказать, что слово "ой" в тюркских языках, в частности на алтайском языке, имеет другие значения. Например, применительно к человеку это слово означает "глубокий ум, мудрость", а по отношению к ландшафту земли - "ложбина, котловина". Но, в высказываниях Д. Банзарова есть два момента, которые требуют дальнейшего осмысления. Приведу цитату: "...вопрос этот мог бы быть развит до занимательной ясности, если бы в основание его положить мысль: уйгуры и ойраты суть два лесных народа тюркского и монгольского племени, составлявшие (с VIII столетия) одно политическое тело" (Банзаров Д., 1955, с. 185-186). Во-первых, действительно, значительная часть древних уйгуров и монголов (отуз-татары, или шивей) занимала горно-таежную зону к северу от степей Центральной Азии. Природные условия позволяли им иметь комплексное хозяйство и вести малоподвижный образ жизни. О присутствии "лесных скотоводов" в составе ойратов свидетельствует, например, этнический состав калмыков. Так, в XIX в. у них отмечены потомки лесных племен - цаатаны, зеты/зооты (чооду/jууты), тубанкин (туба). Род зёёт отмечен и среди дёрбетов Западной Монголии (МЛА-26). Во-вторых, общеизвестно, что в древнетюркские каганаты входили на правах вассалов или союзников соседние монгольские племена (отуз-татары). А после гибели Уйгурского каганата политическая и этническая ситуация стала приобретать иной характер. Достоверно известно, что часть уйгуров (ойхоров), после разгрома их каганата, бежала на восток к монголам-шивей (Малявкин А., 1974; Викторова Л., 1961). Вполне допустимо, что в результате длительного совместного проживания (IX-XII в.) потомки этих уйгуров восприняли многие элементы языка, культуры монголов и новое монгольское наименование ойрот (ойрат). Изменение этнополитической ситуации коснулось других телеских (огузских) племен и их объединений. Например, сегиз-огузы стали называться найманами, jети-огузы - доланами, долонгутами.

В китайских и монгольских летописях XV-XVII веков ойратов-элетов (ёлётов) называли также джунгарами (зунгар/зонгар). В Западной Монголии, по записям Г. Потанина, местные дюрбюты считали своего далай-хана потомком ханов народа ойрод, имевшего два отдела: дюрбен-ойрод и дзун-ойрод или дзун-гар (Потанин Г.Н., 1881, с. 30). Название второго отдела применялось в отношении крупного объединения чорос. Этноним джунгар (дзунгар) выводят обычно от сложного монгольского термина дзун+гар, означающего "левая рука". По семантике этого этнонима, применительно к средневековым ойротам (чоросам), также возникают вопросы и сомнения. Во-первых, наличие термина джунгар предполагает обычно существование термина с противоположным значением - "правая рука, сторона". А его, как ни парадоксально, практически нет ни в одном нам известном источнике. Во-вторых, в китайской хронике X века "Цзю удай ши" (Малявкин А., 1974, с. 31) есть интересное замечание о том, что по инициативе уйгурского кагана первоначальное название уйгуров хуй-хэ в официальных документах периода династии Тан было изменено (примерно, в 809-810 годах) на хуй-ху (монг. хуйхур). По смыслу новое наименование народа было связано с названием кречета (сокола), который на некоторых тюркских и монгольских языках произносится шонхор (шунгар, сункур). Так вот возникает предположение, а не от этого ли архаического названия происходит этноним джунгар (зонгар)?! Вспомним, что согласно легенде об Огуз-хане левое крыло древних уйгуров имело в качестве онгона кречета - сункур (Рашид-ад-дин, 1952, т. 1, кн. 1, с. 89-90). Здесь, как видим, происходит двойное совпадение названия крыла и онгона.."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сифилис в Зайсане

4e421a83bbcd.jpg

В январе сего года юзер Bas1 запостил инфу о калмыках, где прослеживались 2 цели: 1-показать калмыков «плохими»; 2-показать, что калмыки проживали около г.Алматы в 1860г.

Переход по ссылке показал донесения Гейнса, который описывал группу беженцев-ойратов, ставших жертвами восстания дунган в Китае в 1861г. Плачевное состояние несчастных, Bas 1 использовал как «традиционное состояние» всех ойратов.

Там же почему-то указывается, что казаки ради забавы в мирное время обирали и убивали казахов.

Апрельские потуги юзера Bas1 выражались в изучении сифилиса в Казахстане, где Bas1 приводит предположения Тронова, что часть казахов заразилась сифилисом от торгутов и калмыков. Там же автор пишет о каком-то вырождении казахов где все-таки признается, что сведений о болезнях казахов нигде не имеется.

Стр. 20

a6d912c3621a.jpg

Cей «нацистко-достоверный» автор в своем труде сообщает следующее:

стр. 10

885e55967471.jpg

здесь становится ясно, почему сей юзер не дал ссылок. «Труды апреля» активно поддержали славные юзеры Le_Raffine и АКБ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Понятно что сей человек не любил казахов, ведь другие отзывались о казахах совсем иначе. 
Да, у некоторых восточных народов обворовать и обмануть считалось и даже считается проявлением отваги и мужества. Да, даже сейчас казахи не против проучить излишне наивного человека обманув и обворовав его. Да, казахи бывают деспотичными. Но этим отличались не только казахи. Но большая часть этих качеств уходит. Куда важнее способность людей меняться, учиться новому, а не стареть и умирать морально. 
 

Не все люди добренькие "эльфы", добро пожаловать в реальность. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Kenan,

никто не хочет затевать дискуссий о качествах калмыков, казахов и др.

Здесь просто "враг" бьется его же оружием, просто лишь "глухая защита".

Враг-юзер, желающий посеять межнациональную вражду.

"Маленький вымирающий калмыцкий народ" больше заинтересован в мире, нежели многомиллионные....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

От потомка Курмангазы- казахского композитора-кюйши слышал такую историю. В 1870 г. Курмангазы, скрываясь от царских властей в Астраханской области оказался в калмыцком селе. Его отважились пустить переночевать 2 сестры (взрослых в доме не было). На следующее утро приехали хозяева дома. Курмангазы гостил у них несколько дней. И там же он создал кюй (композиция на домбре) "Саринжип"-так звали одну из сестер.

Пожалуйста, подскажите разве Саринжип- женское имя. У нас есть люди с фамилией Саринжипов. Что означает имя Саринжип в переводе с калмыцкого?     

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

От потомка Курмангазы- казахского композитора-кюйши слышал такую историю. В 1870 г. Курмангазы, скрываясь от царских властей в Астраханской области оказался в калмыцком селе. Его отважились пустить переночевать 2 сестры (взрослых в доме не было). На следующее утро приехали хозяева дома. Курмангазы гостил у них несколько дней. И там же он создал кюй (композиция на домбре) "Саринжип"-так звали одну из сестер.

Пожалуйста, подскажите разве Саринжип- женское имя. У нас есть люди с фамилией Саринжипов. Что означает имя Саринжип в переводе с калмыцкого?

Скорее Церинжап тибетское имя. Долголетие-церин защитник-жап
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

От потомка Курмангазы- казахского композитора-кюйши слышал такую историю. В 1870 г. Курмангазы, скрываясь от царских властей в Астраханской области оказался в калмыцком селе. Его отважились пустить переночевать 2 сестры (взрослых в доме не было). На следующее утро приехали хозяева дома. Курмангазы гостил у них несколько дней. И там же он создал кюй (композиция на домбре) "Саринжип"-так звали одну из сестер.

Пожалуйста, подскажите разве Саринжип- женское имя. У нас есть люди с фамилией Саринжипов. Что означает имя Саринжип в переводе с калмыцкого?

Скорее Церинжап тибетское имя. Долголетие-церин защитник-жап

 

Спасибо. А встречается ли такое имя у девушек?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

От потомка Курмангазы- казахского композитора-кюйши слышал такую историю. В 1870 г. Курмангазы, скрываясь от царских властей в Астраханской области оказался в калмыцком селе. Его отважились пустить переночевать 2 сестры (взрослых в доме не было). На следующее утро приехали хозяева дома. Курмангазы гостил у них несколько дней. И там же он создал кюй (композиция на домбре) "Саринжип"-так звали одну из сестер.

Пожалуйста, подскажите разве Саринжип- женское имя. У нас есть люди с фамилией Саринжипов. Что означает имя Саринжип в переводе с калмыцкого?

Скорее Церинжап тибетское имя. Долголетие-церин защитник-жап

 

Или может Саранжап (Саранжав)?  Саран - луна и жап(жав) - защитник.

То есть монголо-тибетское имя.  Саран - монгольское, и жап - тибетское.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

От потомка Курмангазы- казахского композитора-кюйши слышал такую историю. В 1870 г. Курмангазы, скрываясь от царских властей в Астраханской области оказался в калмыцком селе. Его отважились пустить переночевать 2 сестры (взрослых в доме не было). На следующее утро приехали хозяева дома. Курмангазы гостил у них несколько дней. И там же он создал кюй (композиция на домбре) "Саринжип"-так звали одну из сестер.

Пожалуйста, подскажите разве Саринжип- женское имя. У нас есть люди с фамилией Саринжипов. Что означает имя Саринжип в переводе с калмыцкого?

Скорее Церинжап тибетское имя. Долголетие-церин защитник-жап

 

Спасибо. А встречается ли такое имя у девушек?

 

Вполнщ нормальное женское имя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

JxaLd3LHPI0.jpg

 

Калмыки Кыргызстана поблагодарили за помощь Монголию и Калмыкию blank.gifblank.gifblank.gif

Калмыки Кыргызстана признались, что впервые получают помощь с исторической родины, а наладить связь с Монголией им помогли друзья из Калмыкии.

Вчера известный в Калмыкии общественный деятель и издатель Лари Илишкин опубликовал на своей странице в Facebook письмо, которое пришло ему из Кыргызстана. В нем говорится калмыки, живущие в Кыргызстане благодарят президента Монголии Цахиагийн Элбэгдоржа за помощь.

Как выяснилось, недавно президент Ц.Элбэгдорж принял решение оказать труженикам из села Чельпек, Айыльного аймака Аксуйского района Иссыккульской области Республики Кыргызстан материальную помощь. Сельчане получат её в виде двацати малогабартиных тракторов.

“Помощь наших братьев неоценима в сложившейся непростой экономической ситуации», - отметил в благодарственном письме глава Айыльного аймака, г-н Э.Жыргалов. Он признался, что калмыки Кыргызстана впервые получают помощь с исторической родины, поблагодарив также Лари Илишкина, способствовавшего налаживанию связей с Монголией.

«Уважаемый Лари Наранович!

Вы помогли наладить контакты с Монголией, во многом благодаря Вам мы впервые посетили эту прекрасную страну, где укрепили наши связи.

Разрешите от имени жителей Чельпек Иссыккульской области Кыргызской Республики выразить Вам благодарность за помошь, оказанную нам в налаживании связей с нашей исторической родиной – Монголией. Мы уверены в дальнейшем развитии нашего сотрудничества. Первый шаг в этом направлении сделан. И в этом Ваша большая заслуга!», - написал глава Айыльного аймака Э.Жыргалов в письме.

Напомним, в 1881 году, после подавления Дунганского восстания в Синьцзяне (Китай), многие уйгуры и дунгане переселились в Среднюю Азию, в том числе и некоторые ойратские рода торгудов и хошудов. Многие ойраты были поселены компактно в районе озера Иссык-Куль. Так началась история калмыков Киргизии.

На протяжении совместной жизни, в окружении тюркоязычных народов, калмыки приняли ислам, смешивались с соседними киргизскими родами и с недавнего времени стали забывать свой язык. Но не утратили свою национальную идентичность.

По сей день калмыки Кыргызстана проживают компактно – в Иссык-Кульской области, в селе Чельпек (от калмыцкого Целвг), Ташкия, эти села прилегают к административному району Кара-Кол (калм. Хар-Хол).

Отметим, что в калмыцких селах Кыргызстана – Чельпеке, Ташкия, Бюру-Баше – самый высокий уровень жизни в стране. Все жители здесь – фермеры. Трудолюбивые и предприимчивые.

Численность калмыков Кыргызстана назвать очень трудно из-за того, что многие записаны киргизами, говорят – порядка 12 тысяч. К тому же есть «подозрения» в калмыцком происхождении некоторых киргизских родов и племен. К примеру, бывший президент страны Аскар Акаев происходит из киргизского племени "калмак".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Улаанбаатар "подарил" калмыкам целую улицу

В январе Хурал Народных представителей столицы Монголии отправил радостную весть в Элисту.

В адрес Главы города Элисты, Председателя Элистинского городского Собрания Вячеслава Намруева 14 января с.г. поступило поздравление с Новым Годом от Председателя Хурала Народных представителей города Улаанбаатара Дажшамца Баттулги.

В тексте письма говорится: «Разрешите поздравить всех жителей города Элисты с наступающим 2016 годом, от всей души пожелать здоровья, удачи, реализации поставленных целей и задач, преумножения успехов и достижений! Приятно сообщить, что в рамках договоренностей, достигнутых в ходе Вашего визита в Улаанбаатар, в соответствии с постановлением Президиума Хурала Народных представителей города Улаанбаатар от 11 декабря 2015 года №207, принято решение о присвоении наименования Элистинская одной из улиц города Улаанбаатар .

Названная улица находится на территории 10 микрорайона Сүхбаатарского района, левее от улицы Ногоон нуур, через жилой комплекс «Хангай» в направлении улицы Полицейская.

Выражаю удовлетворение развитием дружественных отношений между нашими странами и городами!».

На фото: Улаанбаатар - столица Монголии.

Qc1MSP5N4vg.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

 

 

От потомка Курмангазы- казахского композитора-кюйши слышал такую историю. В 1870 г. Курмангазы, скрываясь от царских властей в Астраханской области оказался в калмыцком селе. Его отважились пустить переночевать 2 сестры (взрослых в доме не было). На следующее утро приехали хозяева дома. Курмангазы гостил у них несколько дней. И там же он создал кюй (композиция на домбре) "Саринжип"-так звали одну из сестер.

Пожалуйста, подскажите разве Саринжип- женское имя. У нас есть люди с фамилией Саринжипов. Что означает имя Саринжип в переводе с калмыцкого?

Скорее Церинжап тибетское имя. Долголетие-церин защитник-жап

 

Или может Саранжап (Саранжав)?  Саран - луна и жап(жав) - защитник.

То есть монголо-тибетское имя.  Саран - монгольское, и жап - тибетское.

 

Сааринжав? )))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

От потомка Курмангазы- казахского композитора-кюйши слышал такую историю. В 1870 г. Курмангазы, скрываясь от царских властей в Астраханской области оказался в калмыцком селе. Его отважились пустить переночевать 2 сестры (взрослых в доме не было). На следующее утро приехали хозяева дома. Курмангазы гостил у них несколько дней. И там же он создал кюй (композиция на домбре) "Саринжип"-так звали одну из сестер.

Пожалуйста, подскажите разве Саринжип- женское имя. У нас есть люди с фамилией Саринжипов. Что означает имя Саринжип в переводе с калмыцкого?

Скорее Церинжап тибетское имя. Долголетие-церин защитник-жап

 

Или может Саранжап (Саранжав)?  Саран - луна и жап(жав) - защитник.

То есть монголо-тибетское имя.  Саран - монгольское, и жап - тибетское.

 

Сааринжав? )))

 

:lol: ,

Да какое ласковое имя получилось бы - Сааринжав :D .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Саран-луна вполне подходит для женского имени. Но жап(жав)-защитник больше - к мужскому имени. У казахского батыра Бахтыбай, жившего в 18 веке вторую жену -калмычку звали Жап. Неужели такое имя с мужественным смыслом давали калмыцким девочкам? Кстати что означает Саарин?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Саран-луна вполне подходит для женского имени. Но жап(жав)-защитник больше - к мужскому имени. У казахского батыра Бахтыбай, жившего в 18 веке вторую жену -калмычку звали Жап. Неужели такое имя с мужественным смыслом давали калмыцким девочкам? Кстати что означает Саарин?

ну по-русски получается мужчина, а так это бесполое определение. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Саран-луна вполне подходит для женского имени. Но жап(жав)-защитник больше - к мужскому имени. У казахского батыра Бахтыбай, жившего в 18 веке вторую жену -калмычку звали Жап. Неужели такое имя с мужественным смыслом давали калмыцким девочкам? Кстати что означает Саарин?

 

сайр-саур- галька

 

знаменитая местность Сайр Хээр или Сайр Орд в Центральной Монголии.

 

 

 

§ 193. Quluğana ĵil ĵaun-no teriun sara-in harban ĵirwaan udur hulaan terķel-e tuq sačuat morilarun, Keluren oede ĵebe Qubilai qoyar-i alğinĵilaĵu yabuat, Saari-keer-i ķuruesu, Kaŋqarqa-no teriut-e Naimano qaraul tende aĵuu. Bidano qaraul-a huldelduĵu, bidano qaraulača nikan šiŋqula morin maouqan emeltu-i Naimano qaraul-a abtaĵuui. Naimano qaraul tere morin abču uķuleldurun: “Moŋğolun aqtas turuqat aĵuu!” keelduĵuui. Bidanoai Saari-keer-i ķurču, tende toritču, ker kikun keelduesu, tende Dodai-čerbi Čiŋķis-qağan-a duratqarun: “Bidan-lu ĵoen bi, ĵoen deere čileĵu ireba. Ein-ķu toritču, aqtasiyan čattala, ene Saari-keer-i delķen baouĵu, amitu-ele ķuun tutun ere-in tabun aŋğida ğalnout tuleĵu, ğaliyar oqĵatqaya! Naiman-irķen oloan keekdemui. 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

JxaLd3LHPI0.jpg

 

Калмыки Кыргызстана поблагодарили за помощь Монголию и Калмыкию blank.gifblank.gifblank.gif

Калмыки Кыргызстана признались, что впервые получают помощь с исторической родины, а наладить связь с Монголией им помогли друзья из Калмыкии.

Вчера известный в Калмыкии общественный деятель и издатель Лари Илишкин опубликовал на своей странице в Facebook письмо, которое пришло ему из Кыргызстана. В нем говорится калмыки, живущие в Кыргызстане благодарят президента Монголии Цахиагийн Элбэгдоржа за помощь.

Как выяснилось, недавно президент Ц.Элбэгдорж принял решение оказать труженикам из села Чельпек, Айыльного аймака Аксуйского района Иссыккульской области Республики Кыргызстан материальную помощь. Сельчане получат её в виде двацати малогабартиных тракторов.

“Помощь наших братьев неоценима в сложившейся непростой экономической ситуации», - отметил в благодарственном письме глава Айыльного аймака, г-н Э.Жыргалов. Он признался, что калмыки Кыргызстана впервые получают помощь с исторической родины, поблагодарив также Лари Илишкина, способствовавшего налаживанию связей с Монголией.

«Уважаемый Лари Наранович!

Вы помогли наладить контакты с Монголией, во многом благодаря Вам мы впервые посетили эту прекрасную страну, где укрепили наши связи.

Разрешите от имени жителей Чельпек Иссыккульской области Кыргызской Республики выразить Вам благодарность за помошь, оказанную нам в налаживании связей с нашей исторической родиной – Монголией. Мы уверены в дальнейшем развитии нашего сотрудничества. Первый шаг в этом направлении сделан. И в этом Ваша большая заслуга!», - написал глава Айыльного аймака Э.Жыргалов в письме.

Напомним, в 1881 году, после подавления Дунганского восстания в Синьцзяне (Китай), многие уйгуры и дунгане переселились в Среднюю Азию, в том числе и некоторые ойратские рода торгудов и хошудов. Многие ойраты были поселены компактно в районе озера Иссык-Куль. Так началась история калмыков Киргизии.

На протяжении совместной жизни, в окружении тюркоязычных народов, калмыки приняли ислам, смешивались с соседними киргизскими родами и с недавнего времени стали забывать свой язык. Но не утратили свою национальную идентичность.

По сей день калмыки Кыргызстана проживают компактно – в Иссык-Кульской области, в селе Чельпек (от калмыцкого Целвг), Ташкия, эти села прилегают к административному району Кара-Кол (калм. Хар-Хол).

Отметим, что в калмыцких селах Кыргызстана – Чельпеке, Ташкия, Бюру-Баше – самый высокий уровень жизни в стране. Все жители здесь – фермеры. Трудолюбивые и предприимчивые.

Численность калмыков Кыргызстана назвать очень трудно из-за того, что многие записаны киргизами, говорят – порядка 12 тысяч. К тому же есть «подозрения» в калмыцком происхождении некоторых киргизских родов и племен. К примеру, бывший президент страны Аскар Акаев происходит из киргизского племени "калмак".

Топоним Челпек переводится как круглый тонкий хлеб, печеный в жире.

Топоним Ташкия- каменный утес. Борю-Баш-волчья голова. Кара-Кол -черный рукав

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О массовом возвращении калмыков с Волги на старую родину в междуречье Или и Иртыша. Основные моменты:

 

 

Подстрекал к этому Церен тайша, бежавший от китайцев с Или.  

 

Убаши хан в 1770 году провел тайный съезд знати и духовенства, где было решено выступить как только Волга покроется льдом, чтобы в поход могли выступить и нагорные калмыки по ту стороны Волги.

 

Зима была теплая, лед был тонкий и решено было не ждать остальных (число оставшихся было чуть больше 20 000 кибиток) и выдвинулись 5 января 1771 года.

 

Выступило всего 30 000 кибиток или около 169 000 душ обоего пола.

 

По указанию России их (как беглецов, российских подданных) по всему пути громили оренбургские казаки, казахи и кыргызы.

 

В Или пришли только ______ (со стр.236 скан размытый).

 

Былого Джунгарского ханства там уже не было, путь у границы преградили им китайские караулы.

 

Пришлось им без каких-либо условий принять китайское подданство и пожалеть о своем уходе с Волги.

 

Убаши получил титул "Чжорикту хана".

 

Эти калмыки были разделены китайскими чиновниками на 13 дивизий и расселены в Тарбагатае, Хур-хара-усу, Гэнгэ и Карашаре, где часть их должна была заниматься хлебопашеством.

 

Россия обратилась к Китаю о возвращении калмыков на Волгу, но Пекинский двор отказал тем, что и Россия отказалась ему выдать бежавшего Церена.

 

 

(Иакинф Бичурин "Историческое обозрение об ойратах или калмыках". 1854 г. Стр. 229 - 235)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Топоним Челпек переводится как круглый тонкий хлеб, печеный в жире.

Топоним Ташкия- каменный утес. Борю-Баш-волчья голова. Кара-Кол -черный рукав

К сожалению наших монголоязычных фольк-хисториков эти аргументы не волнуют..все равно на свой лад искажают чисто кыргызские названия..:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Топоним Челпек переводится как круглый тонкий хлеб, печеный в жире.

Топоним Ташкия- каменный утес. Борю-Баш-волчья голова. Кара-Кол -черный рукав

К сожалению наших монголоязычных фольк-хисториков эти аргументы не волнуют..все равно на свой лад искажают чисто кыргызские названия..:)
Кто что искажал? Кара кол у сарт-калмаков Хар-гол чёрная река. А другие и так понятно что тюркские названия.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кто что искажал? Кара кол у сарт-калмаков Хар-гол чёрная река. А другие и так понятно что тюркские названия.

Ну видимо исказил какой-то Илюшкин назвав кыргызский топоним Челпек на монг.лад целвг..

И почему вы решили,что Кара-Кол (черн.рукав) означает Хар-Хол(черн.река)?

Надеюсь,что на ысторика Нанзатова не будете ссылаться?

 

P.S. И кстати,был бы очень признателен.если бы в соседней ветке дали ответ на мой вопрос по поводу опровержения тождества кэргууд=кыргыз.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...