Перейти к содержанию
Гость Anonymous

Ойраты, Джунгары, Калмыки

Рекомендуемые сообщения

Черноземельский, по калмыцки звучит, как Хар газрин. Так его и обозначают в официальных документах.

Ранее, на территории нынешнего Черноземельского района, располагался Эркетеневский улус. ЭркетнЯ улс.

Я часто там охочусь.

Сейчас, в результате нерационального использования и ненормированной нагрузки на пастбища, на протяжении нескольких десятилетий, на территории этого района, красуется единственная в Европе пустыня.

Я там даже жил пацаном в 60-х - п. Халхута, точнее зимник к-за им. Ленина. Родители работали - отец был уважаемым человеком - водовозом. Там я научился играть в альчики, был у могилы Наташи Кочуевской, излазил все барханы в окресностях, добавал жвачку с корней какоё-то травы (уже название и не вспомню), гонялся на велосипеде за сайгаками...

Но всё же условия для учебы были тяжелые (всё-таки 2-й класс) и родители отправили к тёте в Ремонтное.

По поводу калмыкского названия Чёрных земель - это я в связи с этимологией названия Егерлик. Иногда проскальзывает в этом названии признаки гидронима, иногда - это как бы площадное, относящееся к территории, географическое название, ну, типа Черные земли. Ведь Терра очень созвучно с Герра (греческое название античных времён, точно не известно, но, вроде бы в районе Маныча, если не сам Маныч). Да и где-то встречал, что созвучное Чиль - Джиль это "Земля".

Так вот, в древности существовал торговый путь "из варяг в греки" - караваны ходили из Азовского моря, вдоль Маныча, через Чёрные земли к Волге. Вот я и подумал, раз есть Чёрные земли, по-существу - пустыня, так должен существовать и антоним-противоположность - ведь земли за Егорлыком по сравнению с Черными землями это чуть ли не зелёный рай - есть и пресная вода, есть и тень где можно остановиться, отдохнуть. Причем географическое название-антоним, по идее, должно быть однокоренным - и там и там должно присутствовать слово "земля" или, точнее, "территория, место".

Ну, а так как в теме Волга - Иджиль выяснилось возможность сохранения в памяти народной древнейших названий, то и с Черными землями, я решил, что не может быть названия этой территории только на русском языке. Но приведённое Вами народное название Чёрных земель на калмыкском языке Хар газрин с Егер вроде бы никак не гармонизируется (хар - это чёрный?).

Ну, да ладно, отрицательный результат, это тоже результат!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я там даже жил пацаном в 60-х - п. Халхута, точнее зимник к-за им. Ленина. Родители работали - отец был уважаемым человеком - водовозом. Там я научился играть в альчики, был у могилы Наташи Кочуевской, излазил все барханы в окресностях, добавал жвачку с корней какоё-то травы (уже название и не вспомню), гонялся на велосипеде за сайгаками...

Но всё же условия для учебы были тяжелые (всё-таки 2-й класс) и родители отправили к тёте в Ремонтное.

По поводу калмыкского названия Чёрных земель - это я в связи с этимологией названия Егерлик. Иногда проскальзывает в этом названии признаки гидронима, иногда - это как бы площадное, относящееся к территории, географическое название, ну, типа Черные земли. Ведь Терра очень созвучно с Герра (греческое название античных времён, точно не известно, но, вроде бы в районе Маныча, если не сам Маныч). Да и где-то встречал, что созвучное Чиль - Джиль это "Земля".

Так вот, в древности существовал торговый путь "из варяг в греки" - караваны ходили из Азовского моря, вдоль Маныча, через Чёрные земли к Волге. Вот я и подумал, раз есть Чёрные земли, по-существу - пустыня, так должен существовать и антоним-противоположность - ведь земли за Егорлыком по сравнению с Черными землями это чуть ли не зелёный рай - есть и пресная вода, есть и тень где можно остановиться, отдохнуть. Причем географическое название-антоним, по идее, должно быть однокоренным - и там и там должно присутствовать слово "земля" или, точнее, "территория, место".

Ну, а так как в теме Волга - Иджиль выяснилось возможность сохранения в памяти народной древнейших названий, то и с Черными землями, я решил, что не может быть названия этой территории только на русском языке. Но приведённое Вами народное название Чёрных земель на калмыкском языке Хар газрин с Егер вроде бы никак не гармонизируется (хар - это чёрный?).

Ну, да ладно, отрицательный результат, это тоже результат!

Уважаемый земляк!

П. Хулхута, располагается в Яшкульском районе Калмыкии (Харахусовский улус). Это не Чёрные Земли. Также, как и с. Ремонтное, Ростовской области и р. Егорлык, протекающая в тех местах. Чёрные земли, расположены на территории нынешнего Черноземельского района Калмыкии (Эркетеневский улус).

Название "Черные земли" ("Хар газр"), происходит не от пустыни, образованной, в 20 веке. Название происходит от того, что зима, в тех местах, часто бесснежная. То есть, земля не белого цвета. И в зимний период, земля контрастировала с покрытыми снегами, чернела. Чёрные земли, отлично подходили для зимовки скота, в условиях полностью пастбищного, бесстойлового животноводства. Это были благодатные земли.

Пустыней, Чёрные земли стали из-за огромной нагрузки на них, вследствие использования нетрадиционных пород скота, нерационального использования пастбищ. Ведь Чёрные земли, после депортации калмыков, стали отгонными пастбищами для соседних регионов, которые мало заботились об их рациональном использовании, сохранении.

Собственно, название на русском языке "Чёрные земли", возможно, есть прямой перевод калмыцкого названия "Хар газр"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый земляк!

Взаимно приветствую!

Название "Черные земли" ("Хар газр"), происходит не от пустыни, образованной, в 20 веке. Название происходит от того, что зима, в тех местах, часто бесснежная. То есть, земля не белого цвета. И в зимний период, земля контрастировала с покрытыми снегами, чернела.

Ronin1, эта версия ну, очень уж поэтична, поэтому её верность вызывает справедливые сомнения.

Обратите внимание - не только в Калмыкии малоснежные и тёплые зимы (хотя насчёт тёплых зим в Калмыкии я помолчу и её ветрах, выдувающих не то что снег, но и слой плодородной почвы, так что вдоль лесополос не сугробы снега, а сугробы этой самой пыли-земли). Приктически все соседи Калмыкии отличаются тем же, разве что кроме Волгоградской области - зимой мало или практически нет снега, температура около 0, ну, чуть ниже, земли голые, чёрные или зелёные от озимых, и, тем не менее, никто их Чёрными не называет.

На самом деле, Черными, я так думаю, когда-то их назвали очень давно по другой причине. Вот энциклопедия:

ЧЕРНЫЕ ЗЕМЛИ

владения черных людей в России в 14-17 вв. в сельских районах и в городах. Собственность государства в лице его главы - великого князя (царя). «Казённые» (государственные) земли

Я сейчас не смогу воспроизвести точное цитирование, но, по памяти - именно такие земли были выделены царём прибывшим калмыкским племенам.

Именно по этому не удивительно, что они имеют такое название в основном на русском языке и калмыцкое название "Хар газр" вероятнее всего является переводом с русского...

Но, всё же, наверняка эти земли имели ностратическое название, сильно уж они значимы были в истории древних племён, заслужили имя собственное. И не обязательно Чёрные землли, хотя насчёт пустынности полторы - пару тысяч лет назад ещё можно поспорить - климат по научным данным тогда был гораздо суровее, и, кроме того Кумо-Маныческая впадина от Азовского моря до Каспийского была проточна, а это говорит об уровне солёной воды на 1-1,5 м выше чем сейчас - то есть те места были заболоченными и засоленными гораздо больше чем сейчас и были пустынными и засоленными солончаками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Взаимно приветствую!

Ronin1, эта версия ну, очень уж поэтична, поэтому её верность вызывает справедливые сомнения.

Обратите внимание - не только в Калмыкии малоснежные и тёплые зимы (хотя насчёт тёплых зим в Калмыкии я помолчу и её ветрах, выдувающих не то что снег, но и слой плодородной почвы, так что вдоль лесополос не сугробы снега, а сугробы этой самой пыли-земли). Приктически все соседи Калмыкии отличаются тем же, разве что кроме Волгоградской области - зимой мало или практически нет снега, температура около 0, ну, чуть ниже, земли голые, чёрные или зелёные от озимых, и, тем не менее, никто их Чёрными не называет.

На самом деле, Черными, я так думаю, когда-то их назвали очень давно по другой причине. Вот энциклопедия:

Я сейчас не смогу воспроизвести точное цитирование, но, по памяти - именно такие земли были выделены царём прибывшим калмыкским племенам.

Именно по этому не удивительно, что они имеют такое название в основном на русском языке и калмыцкое название "Хар газр" вероятнее всего является переводом с русского...

Но, всё же, наверняка эти земли имели ностратическое название, сильно уж они значимы были в истории древних племён, заслужили имя собственное. И не обязательно Чёрные землли, хотя насчёт пустынности полторы - пару тысяч лет назад ещё можно поспорить - климат по научным данным тогда был гораздо суровее, и, кроме того Кумо-Маныческая впадина от Азовского моря до Каспийского была проточна, а это говорит об уровне солёной воды на 1-1,5 м выше чем сейчас - то есть те места были заболоченными и засоленными гораздо больше чем сейчас и были пустынными и засоленными солончаками.

61fc3e91f32c.jpg

154721a83ea5t.jpg

a2e67c8d8c23t.jpg

2cd6a5c1e8a8t.jpg

Не могу найти в электронном виде, поэтому приходится сканировать. Прошу прощения, за качество.

Может это, хоть немного поможет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ronin1, эта версия ну, очень уж поэтична, поэтому её верность вызывает справедливые сомнения.

Обратите внимание - не только в Калмыкии малоснежные и тёплые зимы (хотя насчёт тёплых зим в Калмыкии я помолчу и её ветрах, выдувающих не то что снег, но и слой плодородной почвы, так что вдоль лесополос не сугробы снега, а сугробы этой самой пыли-земли). Приктически все соседи Калмыкии отличаются тем же, разве что кроме Волгоградской области - зимой мало или практически нет снега, температура около 0, ну, чуть ниже, земли голые, чёрные или зелёные от озимых, и, тем не менее, никто их Чёрными не называет.

На самом деле, Черными, я так думаю, когда-то их назвали очень давно по другой причине. Вот энциклопедия:

Я сейчас не смогу воспроизвести точное цитирование, но, по памяти - именно такие земли были выделены царём прибывшим калмыкским племенам.

Именно по этому не удивительно, что они имеют такое название в основном на русском языке и калмыцкое название "Хар газр" вероятнее всего является переводом с русского...

Но, всё же, наверняка эти земли имели ностратическое название, сильно уж они значимы были в истории древних племён, заслужили имя собственное. И не обязательно Чёрные землли, хотя насчёт пустынности полторы - пару тысяч лет назад ещё можно поспорить - климат по научным данным тогда был гораздо суровее, и, кроме того Кумо-Маныческая впадина от Азовского моря до Каспийского была проточна, а это говорит об уровне солёной воды на 1-1,5 м выше чем сейчас - то есть те места были заболоченными и засоленными гораздо больше чем сейчас и были пустынными и засоленными солончаками.

Надеюсь, что из приведённого мной скана, многое разъяснится.

Насчёт дарования земель. Дело в том, что калмыки, изначально кочевали по другой, гораздо более обширной территории, нежели нынешняя Калмыкия. А за территорию нынешней Калмыкии, пришлось крепко потолкаться. Но, это к теме, не относится.

Насчёт поэтизма. Не отнимешь, куда деваться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ronin1, спасибо за сканы, только 2-й и 3-й не увеличиваются, со спичечную этикетку - не прочитать. 1-й и 4-й - нормально, почитаю.

Кстати из первого скана ясна истиная причина непокрытия земель снегом (физическое, а не лирическое обоснование) - земли солоноватые, посему выпавший снег превращается в низкозамерзающую жидкость, типа эффекта соли на гололёдных тратуарах...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ronin1, спасибо за сканы, только 2-й и 3-й не увеличиваются, со спичечную этикетку - не прочитать. 1-й и 4-й - нормально, почитаю.

Кстати из первого скана ясна истиная причина непокрытия земель снегом (физическое, а не лирическое обоснование) - земли солоноватые, посему выпавший снег превращается в низкозамерзающую жидкость, типа эффекта соли на гололёдных тратуарах...

Странно, а у меня нормально увеличиваются. Вечером, попробую ещё раз разместить.

Кстати, о лиризме я речи не вёл. Просто, калмыки точно подметили природную особенность. И отразили её в названии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может так будет лучше?

Да, сейчас всё нормально, прочитал, здорово пишет. Что за книга?

И ещё вопрос.

Написание Хар hазр - Хар газр(ин) уж чень наводит, меня например, на мысль, что очень созвучно haзр с "хазар" - народом жившим и на чёрных землях, в том числе, в средневековье. Это случайное созвучие?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, сейчас всё нормально, прочитал, здорово пишет. Что за книга?

И ещё вопрос.

Написание Хар hазр - Хар газр(ин) уж чень наводит, меня например, на мысль, что очень созвучно haзр с "хазар" - народом жившим и на чёрных землях, в том числе, в средневековье. Это случайное созвучие?

Книга называется "Эркетени". Это сборник статей, очерков, заметок, рассказов об Эркетеневском улусе и, впоследствии Черноземельского района Калмыкии. Есть и архивные документы.

Честно говоря, я не знаю. Но, слово "газр" ("земля"), у калмыков очень давно. Скорее всего, это случайно созвучные слова.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ronin1

Книга называется "Эркетени". Это сборник статей, очерков, заметок, рассказов об Эркетеневском улусе и, впоследствии Черноземельского района Калмыкии. Есть и архивные документы.

Попытался найти её в интернете. Но нет таких книг там :(

Вот только в списке литературы нашёл похожее это не она?

"Очерки быта калмыков" Павел Небольсин

"Об Эркетеновском улусе" Улюмджи Душан

"Происхождение калмыцкого народа" Геннадий Авляев

"Этнический состав калмыков на рубеже ХIХ-ХХ вв." публикация в "Вестнике КНИИЯЛИ" (выпуск 10, Э., 1974 г.).

"Об этническом составе донских калмыков" Прасковья Алексеева и Араша Борманджинова

"Эркетени. Земля и люди. Из истории Черноземелья" Василий Церенов.

"Ойрат-калмыки" Андрей Митиров.

"Предки. Факты. Время" Николай Илюмжинов.

"Богшрахинский аймак и богшрахинцы" Прасковья Алексеева

Ну, нет так нет, посему, что б люди не напрягали глаза, я отсканировал представленный Вами отрывок и размещаю здесь:

Глава IV

ХАР hАЗР - ЧЕРНЫЕ ЗЕМЛИ

Иван Борисенко

Это один из уникальных уголков южно-российских степей. О нем сейчас много пишут и говорят. Большие дискуссии о Хар hазр ведутся на их родине» а Калмыкии. На сегодняшний день Черные земли утратили былую славу своих великолепных пастбищ для скота. Ученые и специалисты разных рангов пытаются выявить причины произошедшего, определить пути решения возникшей проблемы. В связи с этим необходимо иметь четкое представление о древнем лице этой степи, о её прошлом.

Литературные, архивные, картографические и полевые материалы, которые я изучал и собирал в течение нескольких лет, показывают, что Хар hазр на протяжении длительного времени являлись сезонным пастбищем для скота. Им пользовались преимущественно в зимнее время года. Освоение земли начало осуществляться еще кочевниками Золотой Орды, затем разными группами ногайцев, а с середины XVII века выпас скота на Черных землях стали производить и пришедшие из Джунгарии на Волгу калмыки. Земли эти составляли часть той скудной, малопригодной нижневолжсюй степи, на которой последним удавалось разводить и прокармливать большое количество скота, превратив, таким образом, свои кочевья в надежный и богатый конский и скотный двор для целой России, как отмечал в 1810 году Н.И. Страхов.

Свое большое скотоводческое хозяйство в XVII-XVIII веках калмыки сбывали на рынках России, Персии, Хивы. Бухары и просто дарили в те времена важным особам, как, например, маньчжуро-китайским послам, посетившим берега Волги в 1714 и 1731 годах. В 1803 году в калмыцких улусах насчитывалось около 2.5 млн. голое только учтенного крупного рогатого скота, овец, лошадей и верблюдов.

Использование Черных земель в качестве зимних пастбищ определялось тем фактором, что из-за солонцеватости почвы они почти не знали сплошных покровов снега. Их ландшафт в течете года был открытым. За такую географическую особенность за Черными землями и закрепилось калмыцкое название "Хар haзр". Гидротехник управления калмыцкой степью М. Гаврилов в 1910 году писал: "Черные земли" - это не что иное, как старые дюны и аллювиальные речные отложения, не покрытые глиной, но заросшие сплошь травой. Черными они названы ввиду их способности (как всяких песков) оставаться в зимнее время открытыми от снегов и тем самым давать возможность скоту легко добывать подножный корм. В годы, обильные атмосферными осадками. они настолько щедро покрываются травой, что, пожалуй, могли бы быть прекрасными сенокосами, но только при условии весьма осторожного обращения с ними, так как, скашивая траву, мы тем самым откроем пески и как бы искусственно увеличим степень выдувания их".

Скот на Хар hазр сосредоточивался в немалом числе. С глубокой осени туда отправлялись скотоводы южной части Малодербетовского, Икицохуровского, Яндыко-Мочажного и Эркетеневского улусов. Устраивались зимовать на Черных землях хозяйства северо-кавказских туркмен, кизлярских и астраханских армян, мариупольских греков-шпанководов и русско-украинских крестьян-переселенцев. Пригоняли сюда овец из Грузии.

Все эти отары овец к Черным землям двигались не спеша, часто останавливаясь для отдыха, пастьбы. Путь этот был долгим и нелегким. Все отметены такой скотогонной дороги, все, что могло повстречаться на ней, погонщики стад знали наперечет бугры и сухие балки-овраги, барханы и полынные заросли, впадины высохших соленых озер, редкие колодцы и оседлые поселения, где можно было раздобыть самое ценное в южно-российских степях - воду. Так и вели на зимовье огромные отары овец и гурты скота от одного водопоя к другому.

В летнее время года Черные земли были малообитаемы, что определялось еще одной особенностью этой части Калмыцкой степи. В начале 1880-х годов на нее указал Иродион Житецкий. В историко-этнографических очерках "Астраханские калмыки" он отмечал, что Хар hasp летом "мало доступны из-за своей безводности, благодаря чему корма на черновых землях не истребляются, а сохраняются к зиме, когда снеговая вода делает их обитаемыми".

С середины прошлого столетия активизировалось освоение степей Нижней Волги и Северного Кавказа, в связи с чем нагрузка на Черные земли значительно возросла. Для регулирования на них выпаса скота создается служба, которой ведал помощник попечителя Эркетеневского улуса. Если судить по документам местного архива, хранящимся там в деле под названием "О капитальном ремонте помещения, занимаемого заведующим Черными землями", то ее управление размещалось на берегу Можарского озера, располагающегося к востоку от нынешней системы Состинских озер Калмыкии. Можно считать, что это было одно из первых крохотных оседлых поселений на зимних пастбищах Калмыцкой стели.

Ежегодно к началу осени в калмыцких улусах из представителей степной администрации и скотовладельцев собирались степные съезды. Они тоже на себя брали контроль за выпасом скота в степях Северного Приманычья. На съездах на предстоящую зимовку распределялись пастбища калмыков на Хар hазр и избирались доверенные лица, которые должны были следить за соблюдением границ выпаса на Черных землях, установленных съездом на период зимовья. В 1885 году в августе такой съезд проходил в центральной части Калмыцкой степи, а ставке Икицохуровского улуса, нынешнем Яшкуле.

В 1889-1892 годах на территории кочевий волжских калмыков под руководством коллежского советника А. И. Савицкого работала экспедиция. Ома уточнила границы улусов и впервые тогда определила пределы Черных земель, их супесчаное пространство. На сохранившихся кортах экспедиции Черные земли начинались к югу от Яшкульсхих озер, вблизи урочищ Цаган Усн и Санзыр. откуда широкой полосой направлялись к долине восточного Маныча и низовьям Кумы.

В прикумскую часть Черных земель входили так называемые Мочаги, прилегавшие к приморью калмыцких кочевий. В степь они вдавались на 40 и более верст, возникновение их, по мнению некоторых исследователей, относится к пятнадцатому столетию. В это время началось новое отступление Каспийского моря, процесс которого дал начало многочисленным ильменям, составляющим основу ландшафта Мочагов.

Из за солонцеватости почвы и близости моря "страна Мочагов" как и весь Хар hазр, не знает снега и в суровую зиму служила хорошим укрытием для скота калмыков Яндыко-Мочажного и Эркотеневского улусов.

Первые признаки сокращения полезной площади Хар hазр, истоки его нынешней проблемы, проявились в последней четверти прошлого столетия, а в начале нынешнего веса они стали еще более заметными. Не в малой степени это сказалось на разведении в степи скота. В 1889 году в калмыцких сталях выпасалось 1460074 головы скота, в 1892 - 1048648 и в 1910 году на 34000 кибиток приходилось только 931940 голов скота.

Причин сокращения полезной площади Черных земель было немало. На одну из чих указал член чарноярской землеустроительной комиссии Н. К. Яковлев в работе "О черных землях", опубликованной им в 1910 году, где автор писал: "Кочевка на Черные земли для настоящего времени является пережитком старины, который желательно уничтожить как можно скорее". Он рекомендовал скотоводам разводить скот с учетом возможностей зимних пастбищ, отправлять свое хозяйство на Хар haзp только по специально отведенным скотопрогонным трактам с ветеринарной службой.

К возникшей проблеме обращались многие исследователи и специалисты. Здесь следует подробнее остановиться на упомянутом проекте Н. А. Данилова. По техническим выкладкам и разработкам его канал, шириной по дну девять саженей, глубиной полторы сажени, направлялся по левому берегу Западного Маныча от Дона на водораздел Манычей с помощью семи шлюзов, откуда девятью шлюзами спускался в Калмыцкую степь: на 226-й версте от водораздела канал распадался на две ветки: к Серебряковской пристани на Каспийском море длиною 118 верст и к Астрахани - 167 верст. Последнее направление с юго-запала на северо-восток пролегало по Черным землям. Предполагалось, что этот участок соединительной водной артерии морей в какой-то степени преобразит край зимних калмыцких пастбищ, даст им воду.

В 1882 году проект Данилова рассматривал Технико-инспекторский комитет шоссейных и водных сообщений. В нем многое оказалось заманчивым. Однако от проекта пришлось отказаться. Комитет подверг сомнению гидравлические расчеты автора, его не устраивали геологические условия мест полегания будущего канала и, конечно, высокая стоимость данного сооружения - 85 миллионов рублей.

В 1900 году инженеры Лохтин и Артемов разработали проект соединения Черного и Каспийского морей каналом, который мог быть пригодным как для речного и морского судоходства, так и для орошения прилегающей к нему степи. Как и у Данилова, в основе своей он шал по долинам Западного и Восточного Манычей, но к Каспию выходил в район Луганской рыболовной ватаги, где сейчас город Лагань. Русло канала захватывало большую часть юго-востока Черных земель. Проект Лохтина и Артемом оказался еще более дорогим гидросооружением (179 млн.руб.) и был отклонен.

Упомянутый выше гидротехник управления Калмыцкой степи М. Гаарилов беды Черных земель тоже видел в чрезмерном передвижении скота в поиске воды по этой степи. Избавиться от этого он предложил устройством водосборных бетонных бассейнов на 200 ведер воды. Проект для них он позаимствовал у черноярского мещанина Филимонова, испытавшего свое изобретение в районе Состинских озер. Это был цилиндрической формы резервуар с водосборным щитом (20 кв, саженей) для улавливания атмосферных осадков. По окружности - щиты или желоба с фильтрами.

Предложение М. Гаврнлова не было реализовано. В противовес ему была выдвинута идея артезианов, над которой еще в 1880-х годах размышлял, будучи в Калмыцких степях, военный топограф И. И. Жилинский. Она получила поддержку, и на Черных землях впервые в начала XX века появились колодцы артезианского типа.

Безводье Хар hазр должно было разрешить и устройство плотины в той части русла Восточного Маныча, где сейчас плещутся волны Чограйского водохранилища. Проект ее показан на Водной карте калмыцких земель Астраханской губернии", отпечатанной в Астраханской типографии в 1909 году.

Борьбу с песками на зимних выпасах Калмыцкой степи брал на себя Лесной департамент России. Для начала он предлагал в этой зоне калмыцких кочевий организовать опытную пескоукрепительную станцию. В 20-30-е годы на Черных землях шла напряженная борьба за хозяйственное освоение, за превращение Хар haзp из безводной полупустыни в культурное и богатейшее зимнее пастбище социалистического животноводства Калмыцкой АССР и ее соседних краев и республик. Только за годы второй пятилетки там было построено 429 шахтных колодцев, 158 стандартных овчарен. 21 скотный двор и конюшни. 206 баз и более 200 жилых построек. С сенокосных угодий Хар haзр в 1935 году было заготовлено 6144 тонны сена.

Проектов в указанное время тоже вынашивалось немало. Больше всего они, как и ранее, касались проблемы безводья степей Калмыкии. Один из них принадлежал инженеру М. М. Гришину. В конце 20-х годов он предложил устройство "сборного канала" вдоль всей протяженности подножия восточных склонов Ергенинской возвышенности. Его русло должно было наполняться стоками ергенинских балок и речек, откуда вода затем подавалась на восток и юго-восток для орошения низменной части степей Калмыкии. Проект Гришина шёл дополнением к проекту инженера Ф.П. Моргуненко, который в 1921 году наряду с созданием в долине Маныча судоходного пути, пытался решить вопросы обводнения, орошения, рыболовства и использования в данном регионе гидроэнергии.

В довоенную пору не было ни одного местного издания, которое не затрагивало бы темы освоения Черных земель. Очень часто к ней обращались сотрудники Калмыцкой республиканской опытной станции по животноводству. Во втором выпуске своих трудов, изданных в Элисте в 1939 году, они поместили публикацию старшего научного сотрудника отдела кормодобывания опытной станции Н.И. Иванова под названием "Характеристика пастбищных и сенокосных угодий в условиях Черных земель на примере колхоза "Сила пролетариата". На мой взгляд, это одна из самых лучших работ для этого периода изучения Хар haзp. Ее автор анализирует климат зимних пастбищ Калмыкии. Он дает характеристику их почв, устанавливает причины образования на Черных землях песчаных котловин и бархатных массивов, определяет состав их песков, а они были рыхлые, сыпучие. Особое внимание исследователь обращает на растительный покров Хар haзp, который состоял из белой полыни, прутняка, сибирского житняка, ковыля и курая. На первые два вида приходилось до 65% пастбищной площади Черных земель. Урожайность всей этой растительности, по данным Иванова, выглядит следующим о6разом: 4-5 лет из 10 - урожайность хорошая или удовлетворительная, т. е. несколько выше средней, причем 1-2 года из этих лет являются высоко урожайными: 1 год из 10 - резко засушливый с очень низкой урожайностью по всем сезонам: около 4-5 лет из 10 - урожайность ниже средней.

В рассматриваемой работе есть раздел под названием "Рациональное ислользование пастбищ". Здесь автор исследования излагает принципы загонной системы которая может быть применена на Хар hазр. Он определяет размеры загонов и устанавливает сроки их действия. По мнению Иванова, загонная система должна была положить конец бессистемному использованию пастбищ Черных земель. Для дальнейшего изучения вопроса освоения Черных земель он рекомендовал организацию в южных пределах Калмыкии ряда опытных исследовательских пунктов.

В 30-е годы был поставлен вопрос о создании на территории Калмыкии государственного заповедника, включавшего бы и зону Черных земель. В 1939 году такую мысль высказал профессор А.Н. Формозов, полагавший, что Приманычье Калмыкии - это уникальный уголок природы юго-востока нашей страны - нуждается в охране.

К освоению зимних пастбищ Калмыкии обращались не только ученые, но и писатели. Впервые это сделал писатель-краевед Константин Ильич Ерымовоский, долгое время живший и работавший в нашем крае. В 1956 году он написал документальную

Кое в чём я не согласен. Например, что освоение Чёрных земель начало осуществляться кочевниками Золотой Орды - известно, что уже Северо-Кавказская культура – за II тыс. до нашей эры освоило отгонное (яйлажное) скотоводство - с высоко-горных лугов (летники) на зиму скот перегоняли на равнину (зимники). Так что, наверняка, Чёрные земли интенсивно эксплуатировались минимум 3 тыс. лет до прихода Золотой Орды и кимерийцами, и скифами, и сарматами, и хазарами...

С незапамятных времен бродили по степи многотысячные отары овец, коз, крупного рогатого скота, сплошные косяки коней, щипля весной злаковое разнотравье, а летом - полынь и чернобыльник. Это, конечно, не полный перечень богатейшего растительного мира степи. В древности, для напоминания о своей родине, люди носили постоянно в мешочке пучок степной травы – евшана – вдохнешь её запах – и родные места со степным ароматом встают в памяти тут как тут, освежая любовь и тягу к родным краям.

Да ещё одно свойство пастбища - оно всегда было коллективного пользования народами. Наверное. ето и способствовало небережной эксплуатации степей-пастбищ.

Да, кстати, насчёт омнонимов - если Чёрные земли - это зимние пастбища, то омнонимом им будут летники - летние пастбища. Ну, это я так, к слову.

Ronin1, Вы неможете показать границы Чёрных земель на карте? А то ведь на словах как-то умозрительно...

По каким признакам, согласно статистике, формируются топонимы? Это может быть:

- вид культурного использования земли - земледельческий район, скотоводческий район;

- географические особенности - низменность, возвышенность, степь, солончаки, изрезанная оврагами земля, относительное месторасположение;

- метеорологические особенности - солнечная, ветреная, влажная, сухая и т.п.

- по природным катаклизмам - затапливаемая, сейсмоопасная, обваливающаяся, лавиноопасная и т.п.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Попытался найти её в интернете. Но нет таких книг там :(

Вот только в списке литературы нашёл похожее это не она?

"Об Эркетеновском улусе" Улюмджи Душан

"Эркетени. Земля и люди. Из истории Черноземелья" Василий Церенов.

Они тоже входят в состав книги "Эркетени". Книга 1992 г. Скорее всего, её и не будет в Интернете.

Ну, нет так нет, посему, что б люди не напрягали глаза, я отсканировал представленный Вами отрывок

Спасибо!

Да ещё одно свойство пастбища - оно всегда было коллективного пользования народами. Наверное. ето и способствовало небережной эксплуатации степей-пастбищ.

Да, кстати, насчёт омнонимов - если Чёрные земли - это зимние пастбища, то омнонимом им будут летники - летние пастбища. Ну, это я так, к слову.

Ronin1, Вы неможете показать границы Чёрных земель на карте? А то ведь на словах как-то умозрительно...

Дело в том, что основным мотивом войн среди кочевников, была борьба за пастбища. Вряд ли, калмыки допустили бы, в период до 1771 г., использование своих пастбищ, другими народами.

"Чёрные земли" - это природная особенность, отражённая в названии.

Границы "Чёрных земель", я постараюсь выложить.

По каким признакам, согласно статистике, формируются топонимы? Это может быть:

- вид культурного использования земли - земледельческий район, скотоводческий район;

- географические особенности - низменность, возвышенность, степь, солончаки, изрезанная оврагами земля, относительное месторасположение;

- метеорологические особенности - солнечная, ветреная, влажная, сухая и т.п.

- по природным катаклизмам - затапливаемая, сейсмоопасная, обваливающаяся, лавиноопасная и т.п.

Если Вы не возражаете, я отвечу немного позже...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Немного не по науке, но хочу вставить свои воспоминания о "черных землях". Сам я сибиряк, но мои дед с бабкой по материнской линии жили одно время в г.Буденновске, Ставрополького края. Это тот самый, на который Басаев напал.

Правда, тогда он назывался "Прикумск".

Так вот, все мои родственники были заядлые рыбаки. Даже не заядые, а, скажем так, фанаты. Т.е. работа на втором месте, а рыбалка на первом.

И самой классной рыбалкой для них это было выбраться на "черные земли". Рыбу привозили мешками.

Я тогда маленький был, но помню, как спрашивал, почему эти земли так назывются. Ответ был - там никто не живет, т.е. "черные земли" - означает "пустые земли".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Немного не по науке, но хочу вставить свои воспоминания о "черных землях". Сам я сибиряк, но мои дед с бабкой по материнской линии жили одно время в г.Буденновске, Ставрополького края. Это тот самый, на который Басаев напал.

Правда, тогда он назывался "Прикумск".

Так вот, все мои родственники были заядлые рыбаки. Даже не заядые, а, скажем так, фанаты. Т.е. работа на втором месте, а рыбалка на первом.

И самой классной рыбалкой для них это было выбраться на "черные земли". Рыбу привозили мешками.

Я тогда маленький был, но помню, как спрашивал, почему эти земли так назывются. Ответ был - там никто не живет, т.е. "черные земли" - означает "пустые земли".

Вот, потихоньку земляки подтягиваются... ;)

Возможно, что для жителей Ставропольского края, именно так они и выглядели. Хотя, там достаточно животноводческих стоянок.

И сейчас, со Ставропольского края приезжают, рыбачить, на разливах. Отличная рыбалка!

Но, практически любого из Калмыкии спроси, он ответит, так же как и я.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Eger

Да ещё одно свойство пастбища - оно всегда было коллективного пользования народами. Наверное, это и способствовало небережной эксплуатации степей-пастбищ.

Ronin1, Вы неможете показать границы Чёрных земель на карте? А то ведь на словах как-то умозрительно...

Ronin1

Дело в том, что основным мотивом войн среди кочевников, была борьба за пастбища. Вряд ли, калмыки допустили бы, в период до 1771 г., использование своих пастбищ, другими народами.

По имеющимися у меня записям (ссылку сейчас не могу дать, по-моему, из "Очерков истории Ставропольского края"), во времена скифов, пастбища, целые степи были вотчиной отдельных лиц.

С приходом сарматов и до 1871 г. все пользовались степью сообща. Ни один род не имел исключительного права владеть каким-то участком степи. Распределение кочевий было прерогативой коалиционной договоренности.

Да, рекомендую почитать на http://www.ruthenia.ru/sovlit/j/3306.html статью 20-х годов Борис Кушнера "КРУПП И МАНЫЧ" о степи, правда, Сальской, о бывшем крупнейшем в Ставрополье конезаводчике, помещике Пишванове, который, как сейчас бы сказали был фанат овцеводства. На сайте http://www.ruthenia.ru/sovlit/ есть ещё прекрасные статьи о степи, может быть, почитаете, а сейчас краткий отрывок:

У колодца стоит старый овцевод Пишванов, держа под уздцы небольшую донскую кобылку. Кобыла оседлана казацким седлом. Седло состоит из двух кожаных подушек, вернее из одной подушки, перетянутой посредине ремнем, проходящим по подпруге под лошадиный живот. Между двух половин подушки нужно сидеть, согнувши ноги в коленях и упираясь в коротко подтянутые стремена. Таково казацкое седло и знаменитая казацкая посадка. Она вредна для передних ног коня. Несомненно, что особые свойства казачьего зада в большей степени содействовали созданию громкой славы донского наездничества, чем это примитивное седло. Но овцевод Пишванов с этим, конечно, никогда бы не согласился. Если он и не родился в казацком седле, то это произошло по независящим от него обстоятельствам. Во всяком случае седло было первым предметом, на который он вскарабкался. И в нем не без успеха он прожил всю свою жизнь. Немудрено, что ни один кавалерист не может так сидеть в своем культурном седле, как Пишванов сидит в своем первобытном.

До революции Пишванов был богатым человеком и имя его было хорошо известно в Сальском округе. Ему принадлежали отары в десятки тысяч овец, табуны донских лошадей и необозримые, необмеренные степные пространства. Когда над Манычем и Салом прошли революция и гражданская война, Пишванову стало тесно и неуютно в степи. Он скрылся в безвестном направлении. Говорят, ушел в прикаспийские камышевые заросли, в которых могут прятаться и прятались целые армии, в которых, по слухам, и сейчас укрываются от бдительности советских законов старые овцеводы со своими стадами в десятки тысяч голов. Пишванов потерял своих овец. Когда утихла гроза гражданской войны, он вернулся на старые места и стал здесь в качестве служащего немецкой концессии пасти овец чужих.

Крупповские администраторы с восторгом рассказывают о его опытности и познаниях в деле; о том, как знает он степь и как любит овец. Они утверждают, что не бывает таких случаев, чтобы Пишванов терялся и не находил бы нужного выхода. Если жара слишком беспокоит овцу, если степь слишком выгорела, если корм и питье потеряли нужные свойства, Пишванов знает что делать. Он знает, когда и куда отвести овечью отару, как ободрить ее и не дать ей поддаться тяжкому овечьему унынью.

Линейка плавно катилась вдоль балки, приближаясь к зимней овечьей стоянке. Между нами шел спор о том, какого рода полевое хозяйство следует концессии предпочесть, какие полевые культуры пригодны и какие непригодны в условиях Сальского округа. Подъезжая к колодцу, сопровождавший нас агроном оборвал наш спор.

- Все эти научные доводы мало имеют значения в степной обстановке. Послушайте, что скажет этот человек, - он указал на Пишванова, - который родился в здешней степи, вероятно, умрет в ней и знает ее так, как никогда не будут ее знать никакие агрономы.

Перейдя с немецкого языка на русский, он обратился к Пишванову.

- Скажите, пожалуйста, что стали бы вы делать, как повели бы хозяйство, если бы вам отдали в полное распоряжение и в полную собственность всю концессию, со всеми ее землями?

Обветренное лицо старого степного хищника, ныне мирного пастыря немецких овец, озарилось лукавой улыбкой. Он ни на мгновение не задумался, как будто бы ждал этого вопроса и успел давно обдумать его, стоя у колодца и дожидаясь своих овец.

- Я бы бросил все эти глупости, - сказал он, указывая рукой в том направлении, где находились пять тысяч гектаров, обработанных Круппом.

- Я бы продал все машины и весь инвентарь и купил бы на вырученные деньги овец. Через несколько лет я бы был богаче самого Круппа.

Он подмигнул, помолчал с минуту и прибавил серьезно, почти торжественно.

- В степи овцы - это богатство, все остальное - ничего. До войны мы содержали большие табуны лошадей. Невыгодное было дело, и нас принуждали к нему. Степные участки отводили только тем, кто водил лошадей. Но овцы покрывали всякий убыток. Они оправдывали все - и себя и лошадей. Они смогут оправдать даже крупповскую концессию. Кроме овец в степи ничего не приносит дохода.

Крупповская компания полностью усвоила эту примитивную пишвановскую мудрость, основанную, конечно, на глубоком знании степи и степных обстоятельств. После нескольких лет неудачной борьбы с суровой и непреклонной природой, концессионный план в корне перестроен. В основу его вместо полевых культур положено овцеводство. В настоящее время эта часть концессионного хозяйства находится еще только в зародыше. Строят еще только первые зимние овчарни. Стадо состоит пока что только из трех тысяч маток. Численность его должна быть доведена до 35 - 50 тысяч голов. Овцы саксонской мериносовой породы подобраны одна к другой - по росту, по шерсти, по всем статьям. Неопытному человеку одной овцы не отличить от другой.

Пока мы стоим у колодца и ждем приближения стада, Пишванов с восторгом и энтузиазмом рассказывает об этих саксонских овцах. Об их необыкновенном уме (каким специалистом нужно быть в своем деле, чтобы восхищаться умом барана?), об их выносливости и, главное, о необычайной их живости и энергии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По имеющимися у меня записям (ссылку сейчас не могу дать, по-моему, из "Очерков истории Ставропольского края"), во времена скифов, пастбища, целые степи были вотчиной отдельных лиц.

С приходом сарматов и до 1871 г. все пользовались степью сообща. Ни один род не имел исключительного права владеть каким-то участком степи. Распределение кочевий было прерогативой коалиционной договоренности.

Да, рекомендую почитать на http://www.ruthenia.ru/sovlit/j/3306.html статью 20-х годов Борис Кушнера "КРУПП И МАНЫЧ" о степи, правда, Сальской, о бывшем крупнейшем в Ставрополье конезаводчике, помещике Пишванове, который, как сейчас бы сказали был фанат овцеводства. На сайте http://www.ruthenia.ru/sovlit/ есть ещё прекрасные статьи о степи, может быть, почитаете, а сейчас краткий отрывок:

Калмыки, пришли на Чёрные земли, гораздо позднее скифов и сарматов. Насколько мне известно, сарматы исчезли с нынешней территории Юга России, к 13 веку ( http://www.moscow-crimea.ru/history/obshie/skify.html ). А калмыки, появились в 17 веке (1609 г.). Пастбища, на территории Чёрных земель, вряд ли распределялись, до 1771 г. среди других народов.

Статью прочитал. Но, она не имеет отношения к Чёрным землям. Сальские степи - это не Чёрные земли, они расположены западнее.

На сохранившихся кортах экспедиции Черные земли начинались к югу от Яшкульсхих озер, вблизи урочищ Цаган Усн и Санзыр. откуда широкой полосой направлялись к долине восточного Маныча и низовьям Кумы.
Сальская степь сразу раскинулась во всю ширь, разведя горизонтов круг радиусом не менее чем на двадцать километров. Степной простор за Салом ни в чем не уступит простору самого Каспийского моря. Солнце жжет ровным медным огнем и выжгло степь почти до тла и во всяком случае до голой земли. Травы на ней уже нет. Как клочья шерсти на опаршивевшем животном, чуть-чуть торчат из почвы низкорослые серо-пыльные кустики полыни. Вдоль дороги растут колючки. Они представляют собою пучки острых гвоздей растительного происхождения. Верблюды эти гвозди едят. Непонятно и нельзя поверить, не увидевши собственными глазами. Губы у верблюда мягкие.

Вдали на юге виднеется стальная поверхность грязевого озера. Его берега и дно покрыты целебной минеральной грязью. Говорят, в праздничные дни к озеру стекается большое количество окрестных жителей, ищущих врачевания и исцеления. Где-то около Пролетарской организована грязелечебница. Нам пересек дорогу неуклюжий деревянный четырехугольный ящик на колесах, везший грязь с озера в лечебницу.

Где грязевое озеро, там протянулась система степных озер Маныч. Собственно Маныч - это бывшая река. Бывший Маныч тек когда-то по южной границе Сальского округа с востока на запад, впадая в Дон. Геологическая жизнь Сальской степи состоит в высыхании, которое свойственно всем степям между Азовским, Черным и Каспийским морями. Сальский округ - переход к прикаспийской пустыне. Почва здесь полусолончаковая и почти безводная. С юга Маныч, с севера Сал, а между ними ничего. Но и сам Маныч доживает уже последние стадии своей геологической дряхлости. По существу это уже мертвая река. Она не течет и не впадает. Представляет собою не сплошной поток, а длинную цепь самостоятельных озер. Во влажные времена года, когда выпадает наибольшее количество атмосферных осадков, озера системы Маныч соединены между собою неширокой цепочкой воды. Летом цепочка прерывается, русла пересыхают, и каждое озеро живет в степи изолированно. Самое большое из них носит имя всей системы и известно, как озеро Маныч. Бывшая река Маныч отмерла на три четверти своей былой длины. Только к западу от впадения в нее реки Егорлык она снова оживает и превращается в приток Дона. Здесь кончается полусолончаковая степь.

Кстати, слово "сал", означает "балка".

Я не претендую на оригинальность. Возможно, что "Чёрные земли", название гораздо древнее. Но, я поведал о том, какое объяснение этому названию, дают калмыки. Что "чёрные земли" - это не пустыня или какое-то другое страшное место. Что это название, лишь отражение сущности природного явления.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не претендую на оригинальность. Возможно, что "Чёрные земли", название гораздо древнее. Но, я поведал о том, какое объяснение этому названию, дают калмыки. Что "чёрные земли" - это не пустыня или какое-то другое страшное место. Что это название, лишь отражение сущности природного явления.

А калмыки, появились в 17 веке (1609 г.). Пастбища, на территории Чёрных земель, вряд ли распределялись, до 1771 г. среди других народов.

Статью прочитал. Но, она не имеет отношения к Чёрным землям. Сальские степи - это не Чёрные земли, они расположены западнее.

Конечно, название Чёрные земли более оправданно именно для калмыкского народа – нет смысла называть их зимними или летними пастбищами – они жили на территории этого огромного пастбища. Это была их земля, в границах которой находится сейчас Республика Калмыкия. То есть пасли скот и зимой и летом, получается. Хотя нет, есть великий свидетель, что на лето калмыки кочевали на летние пастбище – это А.С. Пушкин. Когда он в 20-х годах XIX века ехал на Кавказ, то уже в 2-х – 3-х суточных переходах то ли от Ростова, то ли от Таганрога (а это где-то в районе ст. Злодейской или Кагальницкой) останавливлся у калмыкского кочевья, общался с калмыками, пил калмыкский чай ну, и по тем мотивам написал известное стихотворение (кстати, можно конкретно вычислить кочевье чьего улуса удостоилось чести принять гостем Пушкина :) . А места там тогда описывались именно как высококлассное летнее пастбище – травы в рост, степь, множество водопоев…

Вот я и задался вопросом, а как у других народов пастбища именовались?

И вот что "вычислил":

отор - отдалённое зимнее пастбище, где снега выпадает мало (ныне перегоны на такие пастбища уже отживают) (киргизо-русский словарь) (интересно, тюркское слово ОТОР связано с обозначением стада овец – ОТАРа?)

оторло - откочевка со скотом на дальнее зимнее пастбище (см. отор) (киргизо-русский словарь)

Тырло ср. южн. тул. тырлище тамб. стойло оренб. притон, приют для скота на дальней пастве, место водопоя и отдыха в жар, или место ночевки; иногда также зимнее пастбище, напр. в камышах, плавнях, зимний притон.

тебин (тебинди) - зимнее пастбище; место, где трава вытоптана скотом (обычно о лошадях, разрывающих копытом снег, для добывания корма) (киргизо-русский словарь).

Теберда (от тюрк. тебин - зимнее пастбище под снегом, от тебу - ударить ногой), пастьба с.-х. животных на пастбищах, покрытых снегом. (от тюркского тебин - зимнее пастбище под снегом)

Значение фамилии: Одного из внуков Чингис - хана звали Кутан. Герой башкирских сказок - богатырь Котан. У тюрков кутан - «зимнее пастбище», «кочевье пастухов».

кыштоо - зимовка, зимнее стойбище, зимнее пастбище (киргизо-русский словарь).

Кишлак - от кыш, кис. кастау - зима, зимнее пастбище, зимнее жильё (кстати, очень созвучно с зимним укрытым загоном для овец - кошара).

Кишла (зимнее пастбище), Суат (водопой), Малтраш (место пострига овец), Барлаклар (сенокосные луга).

Ожар - в Чимкентской области - отдаленное зимнее пастбище (кстати, вот это очень близко к Чёрным землям – корень – жар, гар, кар – именно от кара - чёрный)

Этимология: (по словам Ролинг) Snape - название городка, от староангл. snoep - зимнее пастбище, исп. для названия земли, слишком заболоченной, чтобы ...

encierra (исп.)

1) отправка скота на бойню;

2) партия убойного скота;

3) загон для скота;

4) зимнее пастбище

яйла. Слово это в переводе обозначает "летнее пастбище". Местные жители иногда называют яйлу "джайлава", а в литературе закрепилась южнотюркская форма - "яйла" (яйлажное скотоводство).

http://www.demerdji.org/modules/myarticles....php?storyid=57

(Караби называют здесь "Джеляв", искаженное "джейляу" - пастбище, яйла) ...

Там, за Демерджи

Горный массив Демерджи - одна из интересных ландшафтных достопримечательностей Крыма. Автор этой книжки - поэт и путешественник В. П. Терехов

Выше лесов простирается нагорье - яйла. Слово это в переводе обозначает "летнее пастбище". Местные жители иногда называют яйлу "джайлава", а в литературе закрепилась южнотюркская форма - "яйла".

Почему яйла безлесна? Проще всего это объяснить действием закона вертикальной зональности: яйла лежит выше естественной границы лесов. Но ведь плато Крымских гор лежат не на каком-то одном уровне, а на высотах от 600 до 1500 метров над уровнем моря. И если они расположены ступенчато, одно над другим, то лес отлично растет на склоне между двумя яйлами, как между Долгоруковским плато и Тырке. Видимо, причины здесь более сложные, чем проявление закона вертикальной зональности. Одно время безлесье яйл объясняли тем, что человек за много веков выжег и вырубил леса на плоскогорьях. Действительно, заготовлять лес на сравнительно ровных возвышенностях легче, чем в ущельях и на склонах. Однако палеонтологические исследования убедительно говорят о том, что в древние времена, и 10000 и 100000 лет назад, плоскогорья не были сплошь покрыты лесом. Скорее то была лесостепь; открытые ветрам, возвышенные места оставались безлесными.

Сейчас яйла - это царство трав; с равным успехом ее можно назвать горной степью и горным лугом. На фоне свежей, яркой зелени рассыпана гигантская мозаика; с конца апреля до осени здесь что-то цветет: крокусы, горицвет, ирисы, фиалки, адонис, вероника, лапчатка, таволга, подмаренник, тысячелистник, зверобой, душица, сон-трава, ясколка Биберштейна (крымский эдельвейс). Травы яйлы: типчак, степная осочка, клевер, манжетки, ковыль, мятлики, овсяницы, пырей, тимофеевка, ежа, коротконожка... Не менее пятисот видов растений насчитывается на Демерджи-яйле, т. е. почти четверть всей крымской флоры! Сорок пять видов растений встречаются только на яйлах, являясь эндемиками. Это интересный факт. Он говорит о том, что крымская яйла с ее особыми почвенно-климатическими условиями является своеобразной лабораторией, где природа создает новые виды.

В свое время крымским яйлам сильно навредил человек. На плато и склонах паслись многотысячные стада овец, коз, коров. Не только местного населения, с Украины, даже из Румынии и Австро-Венгрии пригоняли скот на летние пастбища яйлы. И яйла не выдержала, ее стала разъедать эрозия. Особенно тяжелый урон был нанесен нижним яйлам (например, на Чатыр-Даге) как более доступным и ценным по травостою. Не только трав - яйла лишалась почвы. Сейчас на тех крымских горных плато, где не пасется стадо, ржавый суглинок размытых склонов затягивается зеленью трав. Постепенно яйла залечивает раны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Башкорт Степного Заволжья
Может это сары уйгуры (шар уйгур)? Сарт - это и есть уйгур. Тюрки всех буддистов, кроме китайцев называют калмаками. Запросто могли объединить два слова в одно понятие.

Привет!У башкир есть род и родовые подразделения сарт-калмак, что означает "желтые калмыки". Халма - башкирское национальное блюдо

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ойрат - калмык - калмак

Ойраты таинственный народ, неизученный народ.

Они по природу поголовно были военно-обязанными или воинами.

В государственных делах не участвовали?? или нет?? во времена абсолютного господства монголов.

После падения государства Юань происходил разделение или стремление на самостоятельность ойратов.

Кто есть на самом деле ойраты?

тезисы на обсуждения:

ойраты-монголы --

ойраты-тюрки --

моголы и моголистанцы есть и являются ойратами --

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть такое подозрение что после падения государства Юань китаезированные монголы противостояли категорично против своих же монголо, и в этих противостояниях крайне негативно относились военное сословие в основном состоящих из ойратов ;) . Поэтому они выявили свою самостоятельность незавмсящее от чингизидских "алтан уруков".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...