Перейти к содержанию
Гость Anonymous

Ойраты, Джунгары, Калмыки

Рекомендуемые сообщения

Недавно опубликовал электронный вариант переводов монгольских хроник. Сайт пока до конца не доработан, но тем менее, надеюсь, будет интересен любителям истории:

http://dunkhu.narod.ru/oirats_vs_khalkhas/Titul.htm

Очень классную вещь сделали! Я, например, один раз эту книгу в библиотеке полистал, а когда второй раз нужно было уже всерьез ей попользоваться, ее уже кто-то "приватизировал".Так что, спасибо за электронную версию!

Единственно только жаль, что у Вас не расставлены в электронной версии страницы печатного издания, чтобы можно было на книгу ссылаться.

С уважением

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Привет всем, лазил в инете случайно нашел ваш сайт очень интересно:)). Я сам калмык и было очень интересно тут все прочитать. У меня несколько дополнений - алтайцы точно не ойраты, монгольские и китайские может чем то и схожи, но только на первый взгляд, это тоже самое если,например, англичанин, будет смотреть на казахский и калмыцкий нац.костюм и будет говорить об их схожести:))) Про сказки - у нас почему то нет врагов в сказках казахов (хасгуд -казахи, хасг-казах по калмыцки), есть одна сказка, но там типа хасг нашему баатру типа иньг, аньда , друг короче. Плюс хочу сказать о том , что после депортации калмыцкого народа ,многие калмыки ушли в Казахстан и что самое интересное-казахи всем помогали. Пример - родная сестра моей бабушки -была Шонхорова, стала Шонхорбаева, до сих пор живет в Узнагаче по моему.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот такие мы добрые, казахи, всем помогаем. :D Я вот, например, даже тут, живя в Америке - и то всем помогаю. :D

John Gunther "Inside Russia Today", Harper & Brothers, New York, 1957-1958.

с.189

" Калмыки, еще один ликвидированный народ, имеют удивительную историю. Их было 130 000 и они имели свою собственную обширную автономную республику на нижней Волге вблизи Каспия. Они являются Буддистами Монгольского происхождения. Они ворвались в Россию со своей родины - северного Синьцзяня - в 1630 г. под предводительством своего национального героя - хана Хо Урлюки (Kho Urlyuka). Около 50 000 семей проделало этот длинный путь. Несколько поколений спустя много калмыков вернулось в Китай. Те из них, кто остался, вели независимое, в значительной степени кочевое существование, выращивая овец и крупный рогатый скот до 1771 г. когда Екатерина установила над ними русское правление. "Калмыцкий офис" был учрежден в Астрахани и народу дали "Защитника". Но с калмыками по каким то причинам почти всегда цари плохо обращались. Им было запрещено одно время жить ближе чем за 10 верст от русских поселений, что отрезало их от доступа к воде. снова и снова их скот погибал. Не уживались они также и с Советами. Ленин говорил о "непрерывной цепи страданий" пережитых калмыками и обещал сделать что-нибудь для них , но сделано было мало. Советская администрация старалась сломить их приверженность Буддизму, и при коллективизации их кочевой образ жизни стал невозможным. Пришла германская война. Нацисты оккупировали западную часть Калмыцкой республики и захватили ее столицу - Элисту. Некоторые калмыки, служившие в Красной Армии были лояльными; некоторые открыто сотрудничали с немцами и, когда немцы ушли, около 25 000 калмыков ушло вместе с ними. Поэтому, когда Советы восстановили контроль, калмыки были наказаны en masse уже знакомым образом. Их страна была ликвидирована, и калмыки теперь не упоминаются в Советской Энциклопедии. Никто не знает с уверенностью - куда калмыки были высланы - вероятно в Западную Сибирь. Некоторых видели в колхозах вблизи Томска."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алтайцы очень обижаются, когда их называют калмаками.

Кстати, местность калмак кырылган есть и на Тарбагатае.

Тарбагатай - распространенное название в Бурятии, да и Монголии - означает -много сурков, сурковый край. Джунгарское название видимо. Название озера Зайсан тоже видимо монгольского происхождения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Калмыки удивительный народ. Живя среди врагов они умудряются сохранить свою культуру и генотип.

По новостям показывали одну деревню на берегу Волги. Там живут калмыки, русские и чеченцы. Среди них назрел конфликт из-за земель что-ли. Русские в союзе с чеченами пошли против калмыков...

С кем только не объединятся эти сволочи лишь бы насолить нашему брату. <_<

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Калмыки удивительный народ. Живя среди врагов они умудряются сохранить свою культуру и генотип.

А кто у них враги?

По новостям показывали одну деревню на берегу Волги. Там живут калмыки, русские и чеченцы. Среди них назрел конфликт из-за земель что-ли. Русские в союзе с чеченами пошли против калмыков...

Все было наоборот. 300 озверевших калмыков в селе Яндыки напали на дома местных чеченцев (многие из них - недавние беженцы), подожгли их и жестоко избили выбежавших оттуда людей. Местная астраханская шовинистическая казачья администрация всегда натравливала калмыков на чеченцев.

Многие русские фашисты искренне радуются - "только калмыки могут остановить чеченов!"

С кем только не объединятся эти сволочи лишь бы насолить нашему брату.

Кого ты называешь "нашим братом"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А кто у них враги?

Все было наоборот. 300 озверевших калмыков в селе Яндыки напали на дома местных чеченцев (многие из них - недавние беженцы), подожгли их и жестоко избили выбежавших оттуда людей. Местная астраханская шовинистическая казачья администрация всегда натравливала калмыков на чеченцев.

Многие русские фашисты искренне радуются - "только калмыки могут остановить чеченов!"

Кого ты называешь "нашим братом"?

Боотур, если бы надругались бы над могилами твоих братьев чтобы ты сделал? Ты бы не озверел? Если бы твоего младшего брата убили ты бы сидел жевал?

Узнай первопричины конфликта , а потом пиши про "озвревших" калмыков. Без обид.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алтайцы очень обижаются, когда их называют калмаками.

Кстати, местность калмак кырылган есть и на Тарбагатае.

Джунгары сами себя называли Ойротами, а колмаками их называли соседи. В частности русские переняли это название. На Алтае, где вся территория принадлежала в 17 веке Джунгарскому ханству, проживали телеуты. Это был самый могущественный из сибирских народов 17 века. Так вот русские называли джунгаров "Черными калмыками", а телеутов "Белыми калмыками". Телеуты тюркоязычны. Но они были практически истреблены в войнах с Китаем, когда джунгары в 1703 году угнали почти весь народ в Синьцзян. Те что остались, это "выезжие телеуты", принявшие российское подданство и расселенные в Кузнецкой котловине. А телеуты и алтайцы это разные народы. Понятно, что Алтай-кижи обидятся, если их назовут телеутами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Боотур, если бы надругались бы над могилами твоих братьев чтобы ты сделал? Ты бы не озверел? Если бы твоего младшего брата убили ты бы сидел жевал?

Узнай первопричины конфликта , а потом пиши про "озвревших" калмыков. Без обид.

Даже если так, это все равно не оправдывает жестокое избиение ни в чем не повинных людей, среди которых большинство составляли старики, женщины и дети. Нужно искать виновных, а не устраивать массовые погромы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
На Алтае, где вся территория принадлежала в 17 веке Джунгарскому ханству, проживали телеуты. Это был самый могущественный из сибирских народов 17 века.

Но-но! :) Енисейские кыргызы не давали своих кыштымов им в обиду. :)

Самым могущественным сибирским народом были джунгары. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Самым могущественным сибирским народом были джунгары.

Джунгары не были сибриским народом, ибо в Сибири не проживали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

А что Тыва, Алтай и Северо-Вост. Казахстан не вполне Сибирь? :)

Вот, например, во вт. пол. 13 в. сильнейшим народом С-В Руси были монголы, хотя они там и не проживали. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но-но! :) Енисейские кыргызы не давали своих кыштымов им в обиду. :)

Самым могущественным сибирским народом были джунгары. :)

Джунгары владели всей южной Сибирью, но проживали-то здесь другие народы. На 17 век, телеуты (белые калмыки) являются вассальным народом "зенгорских калмыков" (Джунгар). Потомки Кучума искали защиты и поддержки именно у князя Абака. Абак и определял всю политику в Западной Сибири. Если у Енисейских кыргызов, которые были вассалами Алтын-ханов, было 4 улуса, то у Абака было столько же воинов в 1 улусе, сколько у кыргызов в 4-х. При этом Абак был очень мудрым человеком и ловко использовал в своих интересах и Джунгар и Россию.

А кыштымов у телеутов было не меньше.

Вот только об их истории мы мало знаем потому, что нету историков-телеутов. Есть только один краевед В.И. Челухоев, сделал музей телеутской истории в селе Беково Беловского района Кем. обл. Ну и, конечно, несколько монографий Уманского есть про телеутов. Но особенно ими никто не занимался. А напрасно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Вот только об их истории мы мало знаем потому, что нету историков-телеутов.

Историков из енисейских кыргызов тоже не было. Миллеры, Грум-Гржимайлы, Козьмины, Бахрушины, Быкони и др. :)

Ну, почему джунгары не не жили в Сибири: и жили, и зимовали, и умирали, и хоронили.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Исторический обзор

Категория: Общие сведения

Калмыки (самоназвание - хальмг) - потомки ойратов, живших в западной Монголии (Джунгарии). Это были племена кочевников, родственные монголам по своему образу жизни, языку, культуре и религии. В XIII веке ойраты вошли в состав государства Чингис-хана. После распада Великой Монгольской империи ойратские правители стали бороться за господство в Монголии с восточно-монгольскими ханами. В середине XIV века ойратскому Эсен-хану удалось объединить под своей властью всю Монголию. Эсен-хан также разгромил войска минского Китая и взял в плен императора, после чего с Китаем был заключен выгодный мирный договор. Однако потомкам Эсена не удалось удержать в своих руках власть над Монголией.

В конце XVI-начале XVII вв. дефицит пастбищных территорий, феодальные междоусобицы побудили правителей крупных ойратских этнополитических объединений торгутов во главе с тайшой Хо-Урлюком и дербетов во главе с Далай-Батыром откочевать в степи Западной Сибири, которая после похода Ермака оказалась в составе России. В 1608, 1609 гг. они в первый раз принесли присягу на подданство русскому царю. В дальнейшем эта часть ойратов, которых русские по примеру их тюркоязычных соседей называли калмыками, расселилась по территории междуречья Эмбы, Яика (Урала) и Волги. Во второй половине XVII века в Нижнем Поволжье образовалось Калмыцкое ханство и начала складываться самостоятельная монголоязычная народность - калмыки.

Добровольно войдя в состав России и защищая ее юго-восточные границы, калмыки смогли сохранить свою государственность. Калмыки активно принимали участие во всех войнах, которые вела Россия во 2-й пол. XVII-XVIII вв., выставляя до 40 тысяч конных воинов для походов. Наибольшего могущества Калмыцкое ханство добилось при правлении Аюки-хана (годы правления 1669 -1724). Аюка-хан надежно защищал южные рубежи России, неоднократно совершал походы против крымских и кубанских татар. В 1697 г. Петр I, уезжая за границу в составе великого посольства, поручил Аюке-хану охранять южные русские границы. Кроме того, Аюка-хан вел войны с казахами, покорил мангышлакских туркмен, совершал неоднократно победоносные походы против горцев Северного Кавказа.

В 1771 году из-за притеснений царской администрации большая " часть калмыков (около 33 тыс. кибиток иле около 170 тысяч человек) -откочевала в Китай. Калмыцкое ханство прекратило свое существование. Оставшиеся калмыки были включены в имперскую систему управления инородцами. Основная часть их проживала в Калмыцкой степи. Небольшие группы калмыков входили в состав Уральского, Оренбургского и Терского казачьих войск. В конце XVIII века калмыки, жившие на Дону, были зачислены в казачье сословие Области войска Донского. Как инородцы и иноверцы калмыки не призывались на регулярную службу, но в Отечественной войне 1812 года они сформировали три полка (Первый и второй калмыцкие и Ставропольский калмыцкий), которые с боями дошли до Парижа. Калмыки-казаки Дона сражались в казачьих подразделениях под командованием легендарного атамана Платова.

Длительное проживание народа в среде с иным образом жизни и отличающейся религией привели к серьезным изменениям калмыцкого общества. В 1892 г. были отменены обязательные отношения крестьян и феодалов. Значительные изменения вызвала и колонизация Калмыцкой степи русскими поселенцами.

Несмотря на это, духовная культура калмыков оказалась достаточно устойчивой. Так на территории Европы сохранился анклав с оригинальной восточной культурой, со своим уникальным фольклором, письменностью, литературой и музыкой. В начале XX в. мировая общественность познакомилась с жемчужиной калмыцкого фольклора - эпосом "Джангар".

После Февральской революции 1917 года была образована "Степная область калмыцкого народа". В 1920 г. была образована Калмыцкая Автономная область. В 1935 году Калмыцкая Автономная область была преобразована в Калмыцкую Автономную Советскую Социалистическую Республику (КАССР).

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. летом 1942 года значительная часть Калмыкии была оккупирована немецкими войсками, но уже к январю следующего года Советская Армия освободила территорию республики. Воины Калмыкии мужественно сражались на фронтах Великой Отечественной войны и в партизанских отрядах в степях Калмыкии, в Белоруссии, на Украине, Брянщине и др. В боях за Дон и Северный Кавказ отличилась 110-я Отдельная Калмыцкая кавалерийская дивизия. Около 8 тысяч уроженцев Калмыкии были награждены орденами и медалями, 21 человек удостоены звания Героев Советского Союза.

В декабре 1943 г. калмыцкий народ был незаконно депортирован в Сибирь. КАССР была упразднена.

Нечеловеческие условия жизни и труда унесли жизни многих представителей калмыцкого народа, а годы ссылки до сих пор остались в памяти калмыков временем печали и скорби.

Только в 1957 году справедливость была восстановлена и калмыки вернулись на родину. Была создана Калмыцкая автономная область, преобразованная в 1959 году в КАССР.

В республике интенсивно стали развиваться промышленность, сельское хозяйство, наука и образование, культура и искусство. В 1993 г. в Республике Калмыкия были проведены президентские выборы и первым Президентом РК стал Кирсан Илюмжинов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Между Востоком и Западом

Категория: Общие сведения

Магия вечности... Ее испытывает каждый, кто увидит, почувствует, вдохнет необъятность степных просторов.

Когда-то эта земля была дном огромного моря. Отступая и наступая вновь, его воды ушли в пределы нынешнего Каспия - загадочного гигантского озера. И вот уже миллионы лет простираются здесь великие равнины, бескрайние и древние, как породившие их стихии.

Необозримые пространства манили кочевников. Топот их коней и скрип повозок, дым костров и звон оружия помнит древняя степь. А курганы хранят их могилы. Киммерийцы, скифы, сарматы сменяли друг друга в прошлых тысячелетиях. Затем были гунны, хазары, печенеги, половцы. В XIII веке вся территория оказалась под властью Золотой Орды, а после ее распада здесь кочевали ногаи.

Но не только бесконечная смена своевольных номадов наполняла жизнью эти края. По Волге и Каспию шли суда. Через степь тянулись караваны. Здесь торговали, знакомились, враждовали и мирились Европа и Азия. Расширяла свои владения молодая Россия. Восток и Запад смыкали границы.

Почти четыре века эти степи называют калмыцкими. Калмыки - выходцы из Центральной Азии. Их предки - ойраты - принадлежали к западной ветви монгольских народов и представляли некогда могущественный союз племен, образовавших раннефеодальное государство, под властью которого в первой половине XV века находилась вся Монголия.

Впоследствии междоусобные распри и полоса военных неудач сократили ойратские владения. В конце XVI века часть ойратов, проживавших в Джунгарии, в поисках новых пастбищ и торговых партнеров откочевала на северо-запад.

Во время своего долгого пути через Южную и Западную Сибирь к низовьям Волги «отделившиеся» ойраты получили название калмыков. В начале XVII века калмыки вошли в состав Российского государства, став надежными стражами его южных границ и получив обширные кочевья в междуречье Яика и Волги, в Придонье и Прикаспии. Здесь было образовано Калмыцкое ханство.

Сохраняя кочевой уклад жизни, этническое единство, буддийскую веру и высокий воинский дух, калмыки разделили все перипетии исторической судьбы России: ее славу, войны и революции.

Скотоводы и коннозаводчики - калмыки поставляли на рынки России коней, верблюдов, овец и крупный рогатый скот, а также шерсть, войлок и кожи.

Калмыцкая конница, стремительная и неукротимая, немало способствовала победам русского оружия в Крымско-турецкой компании, Персидском походе, разгрому наполеоновских войск. Часть калмыков, проживавших на Дону, Волге, Тереке и Приуралье, со временем значительно пополнила силы российского казачества.

Калмыки-простолюдины активно участвовали в крестьянских войнах Разина, Булавина, Пугачева.

Высшая калмыцкая знать в составе русского дворянства разыгрывала свои, часто далеко не второстепенные, роли в политике и интригах царского двора. Калмыцкие ханы обладали самостоятельностью правителей равноправных с Россией государств. В истории народа немало драматических и трагических моментов. В 1771 году, недовольная давлением царского правительства, вмешательством его в дела ханства, сокращением земельных угодий, группа влиятельных нойонов во главе с наместником Убаши повела своих подвластных (две трети проживавших в России) обратно в Джунгарию.

Откочевка была поспешной и изнурительной. Меньше половины ушедших достигло цели. Почти 150 тысяч их потомков проживает ныне в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая.

Оставшаяся в 1771 году в России часть калмыцких улусов вскоре утратила статус ханства. На их территорию стали активно переселяться русские и украинские крестьяне из малоземельных губерний. С конца XVIII века начался постепенный процесс оседлости калмыков. Состав населения и тип хозяйства становились все более смешанными.

После революции 1917 года калмыки получили автономию. В советский период республика пережила все характерные для национальных окраин России этапы развития. Полный переход к оседлости, преобразования в экономике, повышение уровня благосостояния населения сопровождались беззакониями тоталитарного режима, унификацией образа жизни, забвением национальных традиций и даже, в значительной степени, родного языка.

В годы гражданской войны часть калмыков, воевавших на стороне белой армии, и сопровождавшие ее отступление на юг беженцы покинули Россию и образовали диаспоры, существующие до сих пор в Югославии, Германии, Франции, США и других странах.

В 1943 году сталинским указом весь калмыцкий народ был депортирован в Сибирь. Ссылка длилась тринадцать лет. Калмыки находились на положении спецпереселенцев, ущемлявшем их гражданские и человеческие права. От холода, голода, непосильного труда на лесоповалах и рудниках, моральных страданий погибли тысячи.

Автономия была восстановлена в 1957 году. Тогда же границы республики приобрели современный вид.

Удивительным образом, несмотря на все испытания, народ выжил, не растворился в многонациональной России, миллиардном Китае, далекой Америке. В последние годы особенно оживились и укрепились связи между калмыками во всех частях света.

Сегодня Калмыкия, как и вся Россия, находится на пути больших перемен. Переход к рыночным отношениям стимулирует поиск собственных путей социально-экономического развития. Расширяются горизонты международного сотрудничества, возрождаются культура, религия калмыков, русских и других, населяющих республику народов.

Возможно, именно это причудливое сплетение культур, своеобразное слияние восточного и западного менталитетов, неиссякаемые запасы народной духовности составляют огромный созидательный потенциал Калмыкии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Калмыки

Категория: Общие сведения

Этноним основной

Калмыки.

Название калмак появилось в тюркских языках, оно означает "отколовшийся", поскольку калмыки произошли в результате отделения части населения от монгольских племен. В русских письменных источниках этноним калмык появился в конце 16 в., с конца 18 в. им стали пользоваться сами калмыки.

Автоэтноним (самоназвание)

Самоназвание калмыков – хальмг, оно восходит, видимо, к тюркскому "остаток" (имелись в виду часть ойратов, не принявших ислам).

Территория расселения

Большинство калмыков проживает в Республике Калмыкия — 146,3 тыс.чел. (45,2% населения) по переписи населения СССР 1989 г. Небольшие группы калмыков есть в Средней Азии и на Кавказе, из стран так называемого "дальнего зарубежья" – в США (2 тыс.чел.) и Франции (1 тыс.чел.).

Численность

Численность калмыков на время их прихода в места нынешнего проживания в начале 17 в. оценивается примерно в 270 тыс.чел. Затем в составе населения страны их численность изменялась следующим образом: 1926 г. — 131 тыс., 1937 г. — 127 тыс., 1939 г. — 134 тыс.. 1959 г. — 106 тыс., 1970 г. — 137 тыс., 1979 г. — 147 тыс. чел., 1989 г. — 174 тыс.чел., из них в РФ — 166 тыс.чел.

Этнические и этнографические группы

До 20 в. для калмыков было характерно наличие племенных группировок – дербетов, торгоутов, хошеутов и олеутов.

Расовая принадлежность, антропологический тип

В расовом отношении калмыки – монголоиды, но в отличие от классических моноголоидов благодаря смешению с тюркскими и северокавказскими народами у них чаще встречаются волнистые мягкие волосы, несколько сильнее развита борода, выше переносье.

Язык

Калмыцкий язык относится к монгольской группе алтайской языковой семьи.

Письменность

Калмыцкий алфавит был создан в сер.17 в. на старомонгольской графической основе. В 1925 г. был принят новый алфавит на базе русской графики, в 1930 г. он был заменен на латинизированный, а с 1938 г. и до настоящего времени снова используется русская графическая основа.

Религия

Верующие калмыки исповедуют ламаизм, который является ответвлением буддизма, часть калмыков – православные.

Этногенез и этническая история

Как отдельный этнос калмыки сформировались в результате прихода к нач. 17 в. на Нижнюю Волгу из Западной Монголии части ойратских племен - дербетов, торгутов и др. Здесь они приняли российское подданство. С 1667 в составе России существовало относительно автономное Калмыцкое ханство. Оно было ликвидировано в 1771 г., когда часть калмыков, недовольных притеснениями со стороны российской администрации, ушла на историческую родину. После окончания Гражданской войны калмыки, участвовавшие в белом движении, мигрировали в США, Францию и некоторые другие страны, где сейчас проживают их потомки. В 1920 г. была создана Калмыцкая АО, преобразованная в 1935 г. АССР. В 1943 г. калмыки по обвинению в массовом предательстве были депортированы в районы Сибири, Средней Азии и Казахстана, во время депортации погибло более трети народа. В 1957-1958 гг. калмыки вернулись на место прежнего проживания, была восстановлена национальная государственность. С 1992 г. ее название — Калмыцкая Республика–Хальмг Тангч.

Хозяйство

Основу традиционного хозяйства калмыков составляло кочевое скотоводство. В стаде преобладали овцы, бурдючные и грубошерстные, и лошади калмыцкой степной породы, отличающиеся неприхотливостью, разводился также крупный рогатый скот – коровы красной породы, выращиваемые на мясо, а также козы и верблюды. Скот круглогодично содержался на пастбище, с 19 в. стали запасать корм на зиму. С переходом на оседлость стало практиковаться разведение свиней. В Приволжье и на Каспии значительную роль играло рыболовство. Немаловажное значение имела охота, главным образом на сайгаков, а также на волков, лисиц и другую дичь. Земледелием некоторые группы калмыков занимались издавна, но значительной роли оно не играло. Лишь с переходом к оседлости стала расти его роль. Выращивались зерновые – рожь, пшеница, просо и др., технические культуры – лен, табак, огородные, садовые и бахчевые. С 20 в. калмыки начинают заниматься также заливным рисосеянием. Развиты были ремесла, в том числе кожеобработка, валяние войлока, резьба по дереву и др., в том числе художественные – тиснение по коже, чеканка и гравировка по металлу, вышивка.

Традиционные поселения и жилища

До начала 20 в. традиционные поселения калмыков (хотоны) имели семейно-родственный характер. Для них была характерна планировка в форме круга из переносных жилищ, в центр его загоняли скот, там же проводили общественные сходки. С 19 в. появились стационарные поселения с линейной планировкой. Основным жилищем кочевых калмыков была юрта монгольского типа. Ее деревянный остов состоял из 6-12 складных решеток, круга в верхней части, который соединялся с решетками длинными изогнутыми рейками. Дверь делалась двухстворчатой. Левая от входа сторона считалась мужской, здесь были конская упряжь, обработанные шкуры, кровать для хозяев, постельные принадлежности, слева от входа располагалась женская половина с кухонной утварью. В центре был очаг, над ним на треножнике ставили котел, за очагом было почетное место, куда сажали гостей. Пол застилали войлоками. Другим переносным жилищем кочевых калмыков была кибитка, устанавливаемая на повозку. Стационарными жилищами сначала были землянки и полуземлянки из сырцовых или нарезанных из дерна кирпичей, а с 19 в. стали распространяться строения русского типа, бревенчатые и кирпичные.

Традиционная одежда

Мужской одеждой калмыков была рубаха с длинными вшивными рукавами и круглым вырезом ворота, она имела белый цвет, и синие или полосатые штаны. Поверх них носили сшитый в талию бешмет и еще одни штаны, обычно суконные. Бешмет подпоясывался кожаным ремнем, богато орнаментированным серебряными бляхами, он был показателем благосостояния владельца, к поясу с левой стороны подвешивали нож в ножнах. Мужским головным убором была меховая шапка типа папахи или барашковая ушанка. Парадные головные уборы имели красную шелковую кисть, почему соседние народы называли калмыков "краснокисточные". Обувью были мягкие кожаные сапоги черного или красного цвета со слегка загнутыми носами, их носили с войлочным чулком-вкладышем зимой и холщовыми портянками летом. Женская одежда была более разнообразна. Она состояла из белой длинной рубахи с открытым воротом и разрезом спереди до талии и синих штанов. Девушки с 12-13 лет поверх рубахи и штанов носили камзол, туго стягивающий грудь и талию и делавший фигуру плоской, его не снимали даже на ночь. Женской одеждой был также бииз из ситца или шерстяной ткани в виде длинного платья, в талии он стягивался поясом с металлическими накладными бляхами, женщины также носили бирз – широкое платье без пояса. Девичьим головным убором была шапочка, женский головной убор напоминал берет с широким твердым обручем внизу. Замужние женщины заплетали волосы в две косы и пропускали их в накосники черного цвета или бархата. Женской обувью были кожаные сапоги. Многочисленны были женские украшения – серьги, заколки, шпильки и др. из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней, мужчины носили серьгу в левом ухе, кольцо и браслет-амулет.

Пища

Традиционной пищей калмыков были мясо и молоко. Мясные блюда делались из баранины и говядины, менее употребительны были остальные его виды. Варили мясной бульон, приправляя его сырым репчатым луком, лапшу с мясом и луком, береки – крупные пельмени, популярен был дутур – тушеные в воде мелко нарезанные внутренности, запекали мясо в закрытой посуде, раньше – целой тушей в земле. Разнообразны были блюда из молока – сыр, творог, сметана, простокваша из коровьего молока и кумыс из кобыльего. Повседневным напитком был джомба – чай с молоком, маслом, солью, мускатным орехом и лавровым листом, он утолял жажду в жару, согревал в холод. Готовили мучные изделия – пресные лепешки в бараньем жиру, борцог – кольцеобразные лепешки, круглые в сечении, целькг – тонкая лепешка обжаренная в кипящем масле или жиру. Там, где калмыки жили у водных источников, преобладали рыбные блюда. Алкогольным напитком была эрк — молочная водка.

Социальная организация

Традиционное общество калмыков имело развитую социальную структуру. Оно состояло из нойонов и зайсангов – потомственной аристократии, буддийского духовенства – гелюнгов и лам. Сохранялись родо-племенные отношения, значительную роль в общественных отношениях играли патронимические объединения, которые занимали отдельные поселения и состояли из малых семей.

Духовная культура и традиционные верования

Брак заключался путем сговора между родителями будущих мужа и жены, согласия парня и девушки обычно не спрашивали. Девушку выдавали замуж за пределы своего хотона. Калыма не было, но ценности которые передавала семья жениха семье невесты могли быть значительными. Предварительно гелюнг определял, будет ли брак удачным. Для этого сопоставляли годы рождения жениха и невесты по восточному календарю. Считалось хорошим, если невеста родилась в год зайца, а жених – дракона, но не наоборот, так как "дракон пожрет зайца", то есть мужчина не будет главой в доме. Для новой семьи ставили отдельную кибитку, причем сторона жениха готовило само жилище, а сторона невесты обеспечивала внутреннее убранство и предметы обихода. Для сокращения свадебных расходов по взаимной договоренности сторон могло быть устроено мнимое похищение невесты. Сваты трижды приходили в семью невесты для оформления сговора, эти встречи сопровождались праздничной трапезой. Будет ли брак удачным и "счастливый" день свадьбы определял зурхачи (астролог) специальным гаданием.

В религии калмыков наряду с ламаизмом были распространены традиционные верования и представления – шаманизм, фетишизм, культ огня и домашнего очага. Они отразились в частности в календарных праздниках. Один из них связывался с началом весны, он праздновался в феврале и назывался цаган сар. Во время него надевали лучшие одежды, обильно ели и ходили друг к другу с взаимными поздравлениями и благопожеланиями.

В духовной культуре калмыков большую роль играл фольклор, особенно героический эпос "Джангар", исполняемый сказителями-джангарчи, это произведение содержит несколько десятков тысяч стихов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вооружение и тактика в эпоху позднего средневековья

Категория: История

Вооружение и тактика восточных и западных монголов в эпоху позднего средневековья (XVII в.)

Военная история, тактика, а отчасти и вооружение монгольских кочевников позднего средневековья вплоть до сегодняшнего дня остаются фактически белым пятном в отечественной историографии. Только в начале 90-х годов появились работы, рассматривающие элементы вооружения народов северной периферии восточно-евразийской степи (Худяков, 1991, С. 87-100; Михайлов, 1993). Среди собственно монгольского военного комплекса было проанализировано только защитное вооружение (Горелик, 1979, С. 96-99; Бобров, 2000, С. 80-88). Вместе с тем существует значительный массив археологических, иконографических и письменных источников достаточно полно освещающих интересующую нас тематику.

Оценка эффективности военного искусства того или иного народа складывается из трех основных компонентов: оценки уровня вооружения этноса, его тактических действий на поле боя, общего стратегического итога войны. При анализе двух последних компонентов по отношению к монголам XVII в. исключительно важную роль играют письменные источники их ближайших соседей: маньчжуров, русских, жителей Средней Азии. Большинство из этих работ в последнее время было переиздано и переведено на русский язык (Материалы по истории русско-монгольских отношений тома 1-3, 1959, 1996,2000; Хроники Шах Махмуда Чураса 1976, «Записки о монгольских кочевьях» (Мен-гу-ю-му-цзы), 1895 и т.д.). Труднодоступные материалы китайских авторов привел в своей работе (хотя и не подверг военно-историческому анализу) И.Я. Златкин (Златкин, 1964,1983). Безусловно, важным иконографическим источникам для нас является маньчжурская миниатюра XVII-XVIII вв., а также собственно монгольские источники: документы права и (при критическом подходе) эпос.

Известные материалы позволяют нам достаточно четко дифференцировать вооружение и тактику монголов XVII в. по географическому и даже этническому признаку. Ключевым моментом в таком разделении являются особенности ведения боя, а так же количество, способы и масштабы применения наиболее совершенного на тот момент типа вооружения: ручного огнестрельного оружия.

Используя подобный подход общемонгольское военное искусство условно можно разделить на два основных компонента: восточномонгольский (к его носителям можно отнести халхасцев, монголов государства Алтын – ханов, чахаров, бурятов, а из немонгольских народов – енисейских кыргызов) и западномонгольский (или джунгарский ).

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО ВОСТОЧНЫХ МОНГОЛОВ

Вооружение. В XVII в. единственной ударной силой восточномонгольских войск, как и столетия назад продолжала оставаться кавалерия, делившаяся на легкую (бездоспешные лучники) и среднюю (копейщики – куяшники ) (Материалы… , 2000, С. 124, С. 144). Последние достаточно широко использовали разнообразные виды защитного вооружения: пластинчато-нашивные и ламеллярные панцири, различные типы шлемов и наручей, как местного, так и иностранного производства (Бобров, 2000,с.81). В государстве Алтын-ханов до середины XVIIв. «не только лутчие люди , но и их кони были защищены железными доспесями и приправами» (Материалы… , 1959, С. 286). Однако в условиях феодальной раздробленности, отсутствии жесткой вертикали власти, разрыва отношений с традиционными поставщиками оружия восточномонгольские нойоны в первую очередь были озабочены укомплектованностью своих личных дружин и в результате основная масса простых воинов – аратов была вооружена достаточно слабо. Отсутствовала унификация вооружения, не хватало не только панцирей, шлемов и сабель, но и копий и даже луков. Даже после вхождения Халхи в состав Цинского государства новым властям на протяжении еще 20 лет приходилось вводить все новые и новые штрафы, чтобы заставить монгольское население производить и покупать необходимые предметы вооружения (Халха Джурум , 1965, С. 82,85).

По словам монгольских послов вплоть до 30-х годов XVII в. «вогненного боя в кочевьях не было» (Материалы… ,1959,с.286). Да и в более поздний период широкого распространения среди восточных монголов огнестрельное оружие так и не получило. Во многом это было связано с нежеланием снабжать своего неспокойного соседа (а в будущем потенциального противника) столь совершенным видом вооружения. Причем порой борьба с потенциальной контрабандой принимала достаточно жесткие формы. Так московские власти не останавливались даже перед обыском официальных монгольских посольств ведших переговоры о вхождении своих княжеств в состав Российского государства (Материалы… , 1959, С. 289). Похожую позицию заняли и правители Поднебесной.

Комплектование и тактика. Легкую конницу, – основу халхасских и чахарских армий, – составляло народное ополчение скотоводов-аратов. Отряды средней кавалерии комплектовались из профессиональных воинов: дружинников владетельных ханов и представителей мелкой феодальной знати. Обычно латники действовали вместе с легковооруженной конницей, но иногда из них комплектовались отдельные отряды, достигавшие внушительной цифры в 4-5 тысяч человек (Материалы… , 2000, С. 141). Общая численность войск Халхи по сведениям русской разведки превышала 100 тыс. человек (Материалы… , 2000, С. 181). Однако политическая раздробленность Восточной Монголии, непрекращающиеся междоусобицы привели к тому, что армии халхассцев к моменту решающей схватки с джунгарскими агрессорами не превышали 10 тыс. человек (Златкин, 1983, С. 186). Армии северной периферии степи были еще менее многочисленны: войска Алтын-ханов насчитывали 10- 18 тыс. человек (Материалы… , 2000, С. 235), енисейских кыргызов 5-6 тыс. чел., бурятов 2 тыс. чел. (Михайлов, 1993 ,с.52).

Тактика ведения боя восточными монголами практически не изменилась со времен Чингисхана. Она включала в себя 3 фазы: обстрел противника из луков, атака копейной конницы, рукопашный бой на клинковом оружии (Материалы…, 1959, С. 54, 286). Однако такая тактическая схема для XVII в. была уже явным анахронизмом, а в купе с низким уровнем дисциплины и слабой индивидуальной подготовкой воинов неизменно приводила монгольские войска к поражению, даже в столкновении с двукратно уступающим по численности противником (Материалы… , 2000, С. 319).

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО ДЖУНГАР

Вооружение и комплектование. Вплоть до середины XVII в. система вооружения и комплектования джунгарских армий мало отличалась от восточномонгольских аналогов. Однако здесь военное и культурное влияние государств Запада (Бухарского ханства и России) уже со второй четверти XVII в. становится достаточно ощутимым. Ойраты начинают достаточно широко применять в общем-то не свойственные монголам предметы вооружения: кольчато-пластинчатые доспехи (бехтерцы), кольчуги, рогатины и т.д. , как среднеазиатского, так и выполненного русскими ясачными людьми производства (Потапов Л.П.,1953, С. 137).. Однако по настоящему серьезные изменения произошли в 60- 70-е годы и были связаны с широким внедрением ручного огнестрельного оружия в ойратской армии. По всей видимости, это было связано с тем, что джунгарские правители во время серии ойрато-казахо-бухарских войн, смогли наглядно убедиться в эффективности действий пехоты, вооруженной ружьями и занимающей укрепленные позиции (Златкин, 1964, С. 198). Сам факт применения кочевниками огнестрельного оружия неудивителен (вспомним, как быстро и успешно усвоили монголы Чингис-хана осадную джурдженьскую технику), поражает размах перевооружения.

Современники называли цифры в 20 и даже 30 тысяч стрелков с огненным боем» (Материалы… , 2000, С. 335, С. 338, С. 385). Последнее, при общей численности джунгарской армии в 40- 50 тыс. человек (Бичурин, 1991, С. 48), маловероятно, но сам факт широкого применения джунгарами огнестрельного оружия неоспорим. Русские летописцы и осведомители настойчиво подчеркивают эту особенность ведения боя ойратами, причем это становится особенно заметно, когда джунгар начинают сравнивать с их восточными собратьями: «И калмыки (джунгары) в военном деле гораздо мунгалов (халхасцев – Л.Б.) сильны и много имеют огненного боя от бухарцев» (Материалы… , 2000, С. 181), «…калмыцкий Бошохту-хан с людьми своими со многим огненным боем мунгальского хана… разбил» (там же, С. 303) и т.д.

В начале XVIII в. ружья и пищали стали производиться и в самой Ойратии, но в XVII веке основным экспортером этого вида вооружения, по сведениям русских осведомителей, были среднеазиатские государства (Материалы… , 2000, С. 181). Однако мощный поток контрабанды шел и с территории России. Закупкой огнестрельного оружия в Москве занимались бухарские купцы (которых в отличии от монгольских послов русские власти осматривать не решались), в результате вплоть до начала 80-х гг. в Джунгарию регулярно отправлялись по 30 и больше возов с огнестрельным оружием (Материалы… , 1996, С. 357).

Судя по маньчжурским миниатюрам, ойратские мушкетеры не носили доспехов и небыли способны вести рукопашный бой, поэтому в сражении их прикрывали воины с копьями и пиками. Которые, накануне Ологойской битвы, были выданы из ханских арсеналам даже русским послам (Материалы…, 2000, С. 385).

Кроме стрелков из огнестрельного оружия (передвигавшихся на лошадях и спешивавшихся на поле боя) в состав армии входили конные стрелки из лука, а так же латники вооруженные древковым и клинковым оружием (Потапов, 1953, С. 137). Помимо самих ойратов в составе войск Галдана Бошокту-хана числились отряды данников и союзников Джунгарии: кыргызов (Материалы…, 2000, С.426), бухарцев (там же С. 349), халхассов.

Тактика. Непрекращающиеся войны, которые вела Джунгария, предопределили гибкость тактики ойратов. И если на Западе колмаки сделали ставку на быстрые рейды своей латной конницы, то на Востоке, где им противостояли более многочисленные и лучше вооруженные отряды империи Цин, джунгары предпочитали вести оборонительные бои и добиваться победы в контратаках.

На поле боя ойраты выстраивались в две линии, так чтобы фланги были выдвинуты в сторону противника и прикрыты болотом, лесом или горами (Златкин, 1983, С. 190). В первую линию боевого порядка становились мушкетеры и возможно копейщики. Их позиции джунгарские полководцы пытались прикрыть либо естественными складками местности, либо плетеным тыном (Златкин, 1983, С. 194). В случае если противник нападал на армию джунгар внезапно живым щитом, для прикрытия стрелков, могли выступать стада крупного рогатого скота (Материалы… , 2000, С. 349). Плотность огня ойратов была настолько велика, что маньчжурские воины, несмотря на поддержку собственной артиллерии, были вынуждены спешиваться и атаковать Галдана в пехотных колоннах. (Записки… , 1895, С. 350-351.). Основной задачей стрелков было остановить атаку войск противника, в то время как кавалерия (составлявшая вторую линию джунгарских войск) должна была опрокинуть его фланги. Такая тактика, основанная на активных действиях кавалерии с опорой на огнестрельную пехоту широко применялась в Средней Азии еще в XVI веке (Дюпюи, 1997, С. 344), но была совершенно неизвестна на степных просторах к востоку от Алтайских гор. Именно она стала предпоследней стадией развития военного искусства кочевников. Во многом благодаря ей были одержаны победы над халхассами (приведшие к ликвидации восточномонгольской государственности) и лучший армией Дальнего Востока регулярными войсками империи Цин. Особенно ярко превосходство джунгарской тактики над тактикой воинов Халхи было продемонстрировано во время сражения у оз. Олгой в самом начале войны, когда после степной кавалерийской схватки халхасцы были оттеснены джунгарами к топким озерным берегам, где …не мочно де было … конем ездить и были (не смотря на наспех возведенные укрепления) в упор расстреляны подоспевшей огнестрельной пехотой , причем вырваться из окружения удалось только самому Тушету-хану с кучкой телохранителей (Материалы… , 2000, С. 335). После этого сражения только вступление в войну Цинской империи воспрепятствовало объединению Монголии в единое государство.

Причину поражения джунгар в войне 1688-1697 г.г. следует искать не на поле боя (где джунгарская армия показала почти безупречно), а в стратегических просчетах ойратских полководцев и междоусобной грызне джунгарской знати.

Таким образом, можно констатировать, что основное отличие военного искусства кочевников Ойратии от Восточной Монголии заключалось в том, что для первых огнестрельное оружие стало основой ведения сражения, а для вторых лишь одной из многих форм дистанционного боя. Это во многом предопределило военное поражение Халхи, приведшее к ликвидации ее национальной независимости и как следствие к завершению развития ее военного искусства, как самостоятельного военно-исторического феномена. В то время как джунгарская продолжала развиваться по пути возрастания значимости огнестрельного оружия, его производства в степных условиях и создания собственной артиллерии.

Л. Бобров,

Ю.С. Худяков, доктор исторических наук, профессор НГУ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дува Сохор

Категория: История

Одной из двух наиболее крупных и значительных этнических групп, объединение которых привело к появлению калмыцкой народности на берегах Волги, являются дербеты, история которых своими корнями уходит в седую древность.

Первое письменное упоминание о дербетах встречается в "Сокровенном сказании монголов" XIII века. Анонимный автор не просто отмечает существование этого степного племени, но и определяет ему одно из центральных мест в становлении монголов как народа. Родоначальником дербетов он называет Дува Сохора, потомка в двенадцатом колене "прародителей монголов" Борте Чино и Гоа Марал. Его отцом был Тороколджин Баян, имевший двух боевых коней Дайр и Боро, матерью - Борокчин Гоа.

"Дува Сохор, имевший посредине лба единственный глаз, видел на расстоянии трех кочевок". Столь необычные явления внешнего облика и редких способностей выглядят сказочно, но вряд ли древние родовые легенды и предания сохранили эти особенности личности Дува Сохора как просто врожденную аномалию или физическое увечье. Похоже, здесь мы наблюдаем особенности более архаичных верований некоторых племен Центральной Азии. На "заре истории", еще в V веке до н.э., Геродот, описывая народы Азии, неоднократно упоминает об "одноглазых людях", которых скифы называли аримаспами. "Арима" переводится с языка скифов как "единица", а "спу" - "глаз".

Далее "отец истории" замечает: "... я не верю, что от природы вообще существуют одноглазые люди, а в остальном естество у них, как у прочих людей". С его слов известно, что полумифический путешественник Аристей даже бывал в их стране. Завоевательная политика аримаспов в отношении исседонов заставила и другие кочевые народы Степи продвинуться далеко на запад. Что же все-таки явилось основанием для мифа об "одноглазости" - достоверно не известно, но отголоски этого явления мы можем сегодня наблюдать в Индии, где многие народы продолжают осуществлять ежедневный ритуал нанесения краской точки на лбу, символизирующей "третий глаз". "Открытие третьего глаза" является одной из главных инициации и для тибетских монахов. Вспомним, что на протяжении тысячелетий на полуостров Индостан неоднократно вторгались завоеватели из Центральной Азии, создав яркую этническую палитру этого субконтинента.

По преданию "всевидящее око" Дува Сохора во многом повлияло на процесс образования монгольской народности. Однажды Дува Сохор с младшим братом Добун Мергеном взошли на Бурхан-Халдун. Оттуда старший брат увидел невесту для младшего и отправил его свататься. Брак состоялся. Женой Добун Мергена стала Алан Гоа, "прародительница монголов" и "золотого рода" Чингис-хана.

У Дува Сохора было четверо сыновей, которые после смерти отца, не признавая своего дядю Добун Мергена за родича, откочевали. Большинство исторических хроник связывает появление племени дербет с этими четырьмя братьями. Ранние письменные источники не упоминают их имен. Только через несколько столетий монгольская "Алтай тобчи" называет их: Донай, Докшин, Эмнек и Эркек. В переводе с монгольского языка эти имена означают хитрость, свирепость, необузданность, капризность и другие нелицеприятные черты. Какой любящий отец, а тем более "дальновидный" Дува Сохор, мог дать своим детям такие имена? Но если учесть, что автор "Алтан тобчи" жил в самый разгар монголо-джунгарского противоборства, то появление этих имен в монгольском произведении вполне объяснимо.

Рашид ад Дин в своих "Летописях", освещая древнюю историю монголов, в отношении дурбенов (дербетов) приводит противоречивые сведения. С одной стороны, он отмечает появление дербетов от четырех сыновей Тамачи, далекого предка Дува Сохора, с другой стороны включает племя дурбан (дербет) в состав подразделения нирун, т.е. прямых потомков Алан Гоа. Это племя было воинственным и свободолюбивым. Рашид ад Дин упоминает о нападении воинов этого племени на победителя киданей общемонгольского Кутула-хана задолго до появления на политической арене Чингис-хана. И в дальнейшем они активно противодействовали объединению Монголии, входя в различные военно-политические союзы. Подчинились они Чингис-хану только после разгрома им войск найманского Таян-хана. Тем не менее, потомки Дува Сохора из племени дурбан (дербет) занимали при дворе и войске Великих ханов ответственные посты. Дуисукэ был нойоном тысячи нукеров монгольского войска. Его сыном был Уркэту-нойон, а внуком - Есу Бука-гургэн, т.е. зять Великого хана. Юраки был не только стольником при дворе Чингис-хана, но и возглавлял сотню из его "личной тысячи". Внук Юраки служил у ханов династии Хулагидов. "Во все времена старшие жены были из этого племени...", - отмечает Рашид ад Дин.

Само же племя играло значительную роль в дальнейшей политической истории и этногенезе народов Ирана и Средней Азии. В XVII веке при узбекских ханах старейшины дурменов занимали главенствующие места в дворцовых церемониалах. В Моголистане в XIV-XVII вв. дербеты в окружении ираноязычных и тюркских народов получают название "чорас" - от персидско-таджикского слова "чоро" - "четыре", т.е. то же самое, что и "дербен-дербет" у монголов. До завоевания Чингис-ханом Средней Азии о племени чорас в исторических хрониках упоминаний нет. Из этого племени вышло много влиятельных политических и военных деятелей Моголистана и историк Шах-Махмуд Чурас. Чорасы долго сопротивлялись принятию ислама. В XV веке дербеты, возглавляемые тайшами рода чорас (чорос-цорос), приобрели большое влияние в Джунгарии.

Представители рода чорос Махмуд, его сын Тогон и внук Эсен не только стали во главе западных монголов, но и во второй раз после Чингис-хана объединили всю Монголию. Правление Эсена отмечается историками как самое блистательное время в истории ойратов. Под руководством чоросов ойратами проводилась и успешная завоевательная политика. В одном из сражений с войсками минского Китая в плен к Эсену попал даже император противника Чжу Цичжень.

Со смертью Эсена Джунгария на полтора столетия потеряла политическое влияние и авторитет в Центральной Азии. Позднее в XVII веке, возвышение Джунгарского ханства также связано с именами лидеров чоросов-дербетов. Хара Хула, его сын Батур-хунтайджи фактически стали правителями ойратов. Военно-политическая мощь Джунгарского ханства приходится на время правления сыновей Батур-хунтайджи Сэнгэ Галдана Бошокту-хана, внука Сэнгэ Галдан Церена, последнего хана Джунгарии.

Потомки Далай-Батура, который перекочевал со своим дербетовским улусом на берега Волги в середине XVII века, также прославили имя чоросов. На рубеже XVIII и XIX веков дербетовский нойон Чучей Тундутов до своей смерти короткое время был наместником - последним - Калмыцкого ханства. Нойон Джамбо Тайши Тундутов был командиром Первого Астраханского калмыцкого полка, прославившегося в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии.

Трудно перечислить всех известных представителей дербетовской этнической группы, но вышеназванные имена ярких исторических личностей общемонгольской истории объединяет одно: они потомки легендарного Дува Сохора, прародителя дербетов.

Виктор Маглинов

Художник Эдуард Азыдов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...