Перейти к содержанию
Гость Anonymous

Ойраты, Джунгары, Калмыки

Рекомендуемые сообщения

Вкратце перескажите плз.

 

Әз-Жәнібек хан - Айз Жанибек хан - чингисид, т.е. монгол, который является один из основателей возникновения казахского ханства.

 

В настоящее время существует две версии происхождения династии первых казахских ханов. По одной из них они происходили из дома Орда-Эджена[2], по другой — они являлись потомками тринадцатого сына Джучи-хана — Тука-Тимура. Например, Абу-л-Гази в своей родословной пишет:

30px-Aquote1.png

У Чингиз-хана сын Джучи-хан, его сын Тукай-Тимур, его сын Уз-Тимур, его сын Ходжа, его сын Бадакул-углан, его сын Урус-хан, его сын Коирчак-хан, его сын Барак-хан, его сын Абу-Саид по прозванию Джанибек-хан. У этого было девять сынов в таком порядке: Иранджи, Махмуд, Касим, за ним следовали Итик, Джаниш, Канабар, Тениш, Усук, Джуак.[3]

30px-Aquote2.png

Махмуд ибн Вали в «Бахр ал-асрар» также называет Керея (Гирея) и Жанибека потомками Тука-Тимура[4]:

30px-Aquote1.pngНекоторые из потомков Тукай-Тимур-хана, например Кирей-хан и Джанибек-хан, имена отцов которых будут подробно упомянуты в перечне имён хаканов [происходящих от] Тукай-Тимура, вышли из круга подчинения и повиновения [и] предпочли покинуть родину.

Оказывается там две версии:

- он потомок Орду-эджэна. (совр. халха-монгольском Орд-Эзэн)

- он потомок Туг-тэмүра. (совр. халха-монгольском Тугтөмөр)

 

Значит один из амбициозных потомков Чингис-хагана который возглавлял над кипчаками и основал казахское ханство.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Кобде ойраты отмечали день рождения керейту Галдана ,потомку Ван-хана. А в Баян-Улгий отмечают праздник другому керейту Эр Джанибеку?

Какой то жиденький холивар получается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Казахи собираются постройть памятник какому то Ер Джанибеку на земле ойратов.

Кто такой Ер Джанибек?

 

http://www.bayan-olgii.gov.mn/pages/1409

 

f1514dfbbc5d68427d7e30a95f2407fc.jpg

 

это наш батыр из рода керей

 

 

Какие подвиги он совершал?

 

Тогда присоединяюсь к вопросу

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ДЖУНГАРСКИЕ БАРСЫ

Мы кровью своей окропили поля,
Дымился закат, вызывая пожары.
Чернела от горя, святая земля
Огнем полыхала у нас под ногами.

Мы молча снимали кибитки свои
И гнали вперед караваны,
Как стрелы тянулись вослед табуны,
Едва поспевая за нами.

На хвост нам насели маньчжурские псы,
Десятки хваленых тюменов,
А мы уходили с боями одни,
Скорбя и считая потери.

Мы приняли в жертву окрепших юнцов,
Тюмен и ещё половину,
Пятнадцать тысяч их было всего-
Отважных и храбрых батыров.

Джунгарские барсы стояли стеной,
Как раньше в войсках Чингис-хана,
Они полегли, но закрыли собой
Ворота Джунгарского ханства.

А мы повернули на землю кипчак,
Прошлись по степям Казахстана,
И слышалось только одно лишь: «Аллах,
Спаси нас от ига Джунгаров».

Всё дальше и дальше на запад мы шли
И вышли к Жужжанскому морю,
А там нас приняли в объятья свои
Калмыки с Джунгарскою кровью.

Чуть раньше до нас они вышли в поход,
Покинув родные пенаты,
И так же, как мы, ураганом прошлись
По землям киргиз- кайсаков.

Мы помним былые сраженья свои,
Со смертью сходились на равных,
Свобода и честь были в нашей крови,
Они наши кровные братья.

Мы трусов, лжецов не держали в роду
И смерть принимали как должно,
Не ждали пощады на радость врагу,
Её мы считали позором.

Поникли кочевья Ойратских племен,
Лишь ветер гуляет в ущельях,
И все мы теперь тут на Волге живём,
И здесь наши новые корни.

Но вырвать бы их, и назад по следам,
Время над нами не властно,
И сердце зовет, наша Родина там,
Где земли Джунгарского ханства...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахский ученый, историк 19 в. Чокан Велиханов писал: «Преследуемые повсюду свирепыми джунгарами казахи, подобно стадам испуганных сайгаков… бегут на юг, оставляя на пути своем имущество, детей, стариков, домашний скарб и исхудалый скот, и останавливаются: Средняя орда - около Самарканда, Малая – в Хиве и Бухаре… Не находя в среднеазиатских песчаных степях сытых пастбищ и, вступив во вражду с новыми соседями, казахи обращаются к границам могущественной России, чтобы искать ее помощи и покровительства».
В 1726 году хан Младшего казахского жуза Абулхаир (1693-1748 г.г.) обратился в Санкт-Петербург к правительству Российской империи с просьбой принять казахов в Российское подданство.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Историческая справка: В среде ойратов существовали отдельные воины, способные особым образом, благодаря психофизическим упражнениям, вводить себя в особое состояние боевого экстаза. Это состояние близко по своим показателям к скандинавскому «берсеркерству» и малайскому «амоку» или «пупутану», ведь такие психотехники были известны как на Востоке, так и на Западе. В этом состоянии воины приходили в «боевое бешенство» - особое состояние, в котором человек отчасти утрачивал разум. В бою в этом состоянии воины выглядели и действовали весьма впечатляюще. Они не ведали страха, не замечали боли и ран, проявляли нечеловеческую силу и ловкость. Зато после окончания боя они впадали в полном изнеможении и подолгу отлеживались и отсыпались.

Впавшие в боевой транс воины нередко шли в бой обнаженными. В 1665 г. автор «Летописи Самовидца» писал о волжских ойратах (калмыках): «… а иные и наго идут до потреби (т.е. обнаженными в бой-Б.А.). Люд отважный…».

 

В 20 веке монгольский ученный Б.Ринчен так описывал атаку «нюцкен баатров»: «В ярости иные из ойратских воинов срывали с себя шлемы и панцири, и сражались с обнаженной грудью в самом пекле. Страшно было смотреть на них, перемазанных кровью; таких бойцов монголы называли «нагими богатырями». В пылу битвы их ярость доходила до бешенства, и враги робели, отступали перед ними. Будучи шаманистами, маньчжуры верили, что в этих «нагих богатырей» вселялись свирепые воинственные духи и сражаться с ними под силу лишь воинам белой кости да прославленным богатырям, а не рядовым ратникам. Всякий раз, когда в атаку шли неукротимые и грозные, словно боги, «нагие богатыри», широкоплечие, с багрово-красными телами и налитыми кровью белками, маньчжуры в страхе бросались в рассыпную». 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ойратов никогда не было много и воевали они всегда не числом, а умением. Тем не менее они создали три своих собственных государства - Джунгарское ханство, Калмыцкое ханство и Куконорское ханство, причем почти в одно время, и все эти три государства играли важную и определяющую геополитическую роль, каждое в своем регионе. Все эти три ойратские государства не были покорены внешними врагами, а фактически перестали существовать в большей степени по вине самих ойратских правителей. Да, воевать ойраты умели хорошо, в том числе и друг с другом. Куконорское и Джунгарское ханства пали в результате междоусобных войн, которыми воспользовались цины, а Калмыцкое ханство самоликвидировалось, после того, как хан Убаши увел две трети народа с Волги обратно в Джунгарию.
Также ойраты приняли непосредственное участие в создании трех великих империй в истории человечества - это Монгольская империя Чингисхана, собственная ойратская империя - Джунгария, которую многие исследователи справедливо считают последней великой кочевой империей,созданной номадами, и Российская империя. Что касается ойрато-цинских войн, то многие современники той эпохи, наблюдавшие ход этих войн, отмечали, что на стороне цинов были экономическая мощь и многолюдство Китая, которому ойраты могли противопоставить только свою древнюю степную отвагу и воинскую доблесть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Таким образом, веками выработанная калмыками система подготовки воина позволяла воспитывать отличных всадников. Военный историк прошлого века генерал Потто отмечал: "По внешнему виду они (калмыки.— К. Ш.) были загорелые брюнеты, сильные, малорослы, чрезвычайно быстры в движениях, увертливы, необычайно дальнозорки, при том способны несколько дней не слезать с седла, переносить жажду, подобно их лошадям, славящимся этим и теперь, - словом, они представляли идеал кавалериста, умеющего одинаково драться на коне и пешим, рубить саблей, резать ножом, стрелять из лука и ружья. В представлении горцев это были "шайтаны", которых они действительно своим видом и всею повадкой могли напомнить. Одно имя их вселяло суеверный ужас среди кавказских народов".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В начале XVIII в. ожесточенные войны гремели не только в Западной и Восточной Европе. На другом конце Евразийского материка, на бескрайних просторах Центральной Азии, на берегах горьких кипчакских озер и соленых степных рек, на поросших соснами отрогах Тарбагатайских гор, сходились в ожесточенных битвах армии Азиатских империй. Черный джунгарский «Волк» оспаривал право господства в континентальной Азии у цинского «Золотого Дракона». В «Великое противостояние» были втянуты большинство крупнейших центральноазиатских народов региона. По своим масштабам азиатские сражения конца XVII – первой трети XVIII вв. не уступали крупнейшим европейским битвам этого времени, а по размаху азиатский театр военных действий в несколько раз превосходил свой европейский аналог.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мурат УАЛИ, Марал ТОМПИЕВ

В войнах между казахами и джунгарами было много безымянных битв, лишь некоторые из них остались в анналах истории благодаря упоминанию в письменых источниках. Об Аягозской битве нам известно из отчёта русского посланника в Казахское ханство Бориса Брянцева. Кроме того, эта битва является очень характерным эпизодом казахско-джунгарских войн. В ней сполна проявились не только методы ведения боевых действий казахов и джунгар, но и менталитеты обоих народов. Поэтому она достойна подробного описания.
Брянцев, будучи в «Казацкой орде» зимой 1718 года, со слов нескольких казахских участников битвы, пишет, что прошедшей осенью, 1717 года: «…ходило на калмык их казачьего войска 30 000 человек, а сошлись де с ними калмык человек с тысячу, с которыми у них была баталия до вечера, и ночью де калмыки, нарубя лесу, сделали деревянный вал и сели в осаду. А казаки де також сделали деревянный же вал выше калмыцкого, и с того валу по калмыкам стреляли два дня. И на третий де день явилось со стороны калмыцкого войска ещё с тысячи полторы и наехали на кашевые их станы, и кашевары де испужався побежали, а за ними де и их казачье войско возвратилось…» По словам другого свидетеля: «На третий день, поутру рано, приехали множество калмыков и напали на их войско вдруг. Они де казаки стреляли по них из фузей. И калмыки напали на них с копьи жестоко, и они де не стерпя того, побежали все. И за ними де калмыки гнали полдни и их многих людей побили».
Удивляет отсутствие победы над джунгарами в первый день при соотношении численностей казахов и джунгар, как 30 000 к 1000, или 30:1, и победа джунгар на третий день при соотношении как 12:1.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахский ученый, историк 19 в. Чокан Велиханов писал: «Преследуемые повсюду свирепыми джунгарами казахи, подобно стадам испуганных сайгаков… бегут на юг, оставляя на пути своем имущество, детей, стариков, домашний скарб и исхудалый скот, и останавливаются: Средняя орда - около Самарканда, Малая – в Хиве и Бухаре… Не находя в среднеазиатских песчаных степях сытых пастбищ и, вступив во вражду с новыми соседями, казахи обращаются к границам могущественной России, чтобы искать ее помощи и покровительства».

В 1726 году хан Младшего казахского жуза Абулхаир (1693-1748 г.г.) обратился в Санкт-Петербург к правительству Российской империи с просьбой принять казахов в Российское подданство.

Да, вначале этой войны с джунгарами так и было из-за неорганизованности, и продолжалось несколько лет. Однако казахи помощь ни от кого не получили. России и Китаю было выгодно столкнуть две сильнейшие на тот момент государства между собой, чтобы в кровопролитной войне они ослабли. Поэтому они помогали джунгарам, чтобы добить более многочисленных и с большой территорией казахов.

В конце концов казахи смогли организоваться, объединить свои силы, и не просто противостоять джунгарам, но и победить. Результатом этой братоубийственной войны стали: окончательное уничтожение джунгарского государства Китаем; ослабление Казахского ханства; огромные численные потери и среди джунгар, и среди казахов.

Кстати, когда Китай начал уничтожать джунгар, они запросили помощь у Абылай хана, и он выделил им землю, разрешил им поселиться на казахских землях. Со временем эти джунгары ассимилировались среди казахов. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как известно, для покорителей Китая - маньчжурской династии Цин - самыми лютым врагом являлось Джунгарское ханство. В 1715 году между этими государствами началась очередная война, и успех в ней поначалу сопутствовал джунгарам. Хунтайджи Цэван-Рабдану в 1717 году удалось овладеть даже Лхасой (Тибет). Однако в том же году у Китая появляются союзники, которыми стали казахские ханы Каип и Абулхаир. Последние во главе тридцатитысячного войска собирались хорошо поживиться в джунгарских кочевьях, оставшихся без защиты, но их ожидания не оправдались. На р. Аягуз - границе Джунгарского и Казахского ханств - горстка джунгар дала решительный отпор этому воинству. Однако казахские ханы на этом не успокоились и в 1720 году все-таки прорвались на территорию Джунгарии.
Естественно, что Цэван-Рабдан не собирался спускать с рук этот грабительский набег своим западным соседям и только ждал удобного случая, который вскоре представился. В конце 1722 г. умер цинский император Сюанье (Канси), и между Ургой и Пекином было заключено перемирие.
Уже весной 1723 года джунгарская армия, под командованием любимого сына Цэван-Рабдана, богатыря Шоно-Дабо, вторглась в казахские степи. С этого момента начинается время, известное по фольклорным данным как "актабан шубырынды" (годы великого бедствия), а в нынешней исторической литературе - как Отечественная война 1723-1730 гг. Джунгары легко пресекли все попытки организованного сопротивления со стороны казахов и вскоре установили контроль над колоссальной территорией. Однако в 1727 году Цэван-Рабдан скончался, и в Джунгарии началась обычная для кочевников в таких случаях свара за власть между сыновьями покойного. Трон достался Галдан-Цэрену, но было потеряно время, чем воспользовался казахский главнокомандующий - хан Абулхаир - и перешел в наступление. Он дважды нанес поражение джунгарским войскам, отбросив их за Балхаш, после чего в 1730 году стороны пошли на мировую.

 

Р.Темиргалиев: Казахи и Китай - джунгары, ханы Абулхаир и Аблай, Цинская империя

 

Кто и что явилось причиной "актабан шубырынды", кто вызвал гнев джунгарского "чёрного волка". Кто на самом деле был агрессором и провокатором?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Многие современные казахские историки до сих пор никак не могут простить Абулхаиру того обстоятельства, что он не продолжал войну до последнего ойрата. Даже в солидных научных трудах частенько приводится легенда (запущенная еще М. Тынышпаевым), что после аныракайской победы в 1730 году хан Абулхаир, раздосадованный результатом выборов верховного хана, дал команду подчиненным отрядам из Младшего жуза поворачивать коней. Однако эта версия на серьезных данных не основывается, и была убедительно развенчана И. Ерофеевой.
Вероятнее всего, что дело было в больших потерях, которые понесли казахи. Победы оказались "пирровыми" и продолжать войну сил уже не было. Иначе такой бывалый вояка как Абулхаир не преминул бы добить почти поверженного противника. Джунгары также не возражали против мира, поскольку вновь были вынуждены противостоять агрессии Цинской империи. Вообще новый хунтайджи Галдан-Цэрен понимал, что противостояние с казахами для джунгаров смысла не имеет, и никогда не выступал инициатором в конфликтах. Поэтому относительное спокойствие в джунгарско-казахских взаимоотношениях наблюдалось в течение десяти лет. До тех пор, пока на сцене истории не появился султан Аблай.

 

Р.Темиргалиев: Казахи и Китай - джунгары, ханы Абулхаир и Аблай, Цинская империя

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Казахский ученый, историк 19 в. Чокан Велиханов писал: «Преследуемые повсюду свирепыми джунгарами казахи, подобно стадам испуганных сайгаков… бегут на юг, оставляя на пути своем имущество, детей, стариков, домашний скарб и исхудалый скот, и останавливаются: Средняя орда - около Самарканда, Малая – в Хиве и Бухаре… Не находя в среднеазиатских песчаных степях сытых пастбищ и, вступив во вражду с новыми соседями, казахи обращаются к границам могущественной России, чтобы искать ее помощи и покровительства».

В 1726 году хан Младшего казахского жуза Абулхаир (1693-1748 г.г.) обратился в Санкт-Петербург к правительству Российской империи с просьбой принять казахов в Российское подданство.

Да, вначале этой войны с джунгарами так и было из-за неорганизованности, и продолжалось несколько лет. Однако казахи помощь ни от кого не получили. России и Китаю было выгодно столкнуть две сильнейшие на тот момент государства между собой, чтобы в кровопролитной войне они ослабли. Поэтому они помогали джунгарам, чтобы добить более многочисленных и с большой территорией казахов.

В конце концов казахи смогли организоваться, объединить свои силы, и не просто противостоять джунгарам, но и победить. Результатом этой братоубийственной войны стали: окончательное уничтожение джунгарского государства Китаем; ослабление Казахского ханства; огромные численные потери и среди джунгар, и среди казахов.

Кстати, когда Китай начал уничтожать джунгар, они запросили помощь у Абылай хана, и он выделил им землю, разрешил им поселиться на казахских землях. Со временем эти джунгары ассимилировались среди казахов. 

 

 

В 1740 году судьба свела в казахской степи двух искателей приключений - султана Аблая и беглого башкира Карасакала. Последний получил всемерную поддержку со стороны казахского правителя и вскоре стал одним из главных действующих лиц в первой авантюре Аблая. Карасакал стал выдавать себя за брата Галдан-Цэрена - Шоно-батыра и соответственно заявил свои права на престол. Сообщники учли то обстоятельство, что покойный Шоно-Дабо пользовался огромной популярностью в народе. Была разработана и соответствующая легенда, объясняющая, например, тот факт, что "джунгарский принц" совсем не владел "родным языком". После чего Аблай сколотил Карасакалу отряд и отправил его совершать революцию в Джунгарии. Надо отметить, что Аблай питал слабость к разного рода самозванцам и впоследствии с удовольствием оказывал поддержку мнимому Петру III - Емельяну Пугачеву.

Однако план Аблая провалился почти сразу. Карасакал не сумел найти широкой поддержки среди джунгар, а Галдан-Цэрен быстро узнал, кто стоит за спиной внезапно воскресшего "братца". Не выдержав столкновений с отрядами джунгарской армии, Карасакал вернулся восвояси. Галдан-Цэрен потребовал от Аблая выдать мятежника, но тот отказался и тем самым навлек беду на свой народ. В феврале 1741 г. в кочевья казахов вторглась тридцатитысячная джунгарская армия. Казахи потерпели поражение, а сам Аблай уже в начале войны угодил в плен, где и находился в течение двух лет. В 1743 году Галдан-Цэрен, уступая нажиму русских и казахских делегаций, освободил Аблая и тем самым подписал смертный приговор своему государству. Поскольку в плену (благо, условия пребывания были вполне сносными) Аблай времени даром не терял и успел не только обучиться ойратскому языку, но и обрасти различного рода знакомствами.

В 1745 году Галдан-Цэрен скончался и неугомонный казахский султан начал плести кружева интриг в развернувшейся борьбе за престол хунтайджи. В 1750 году джунгарским правителем в результате переворота становится Лама-Доржи. Аблай верный своим принципам начинает оказывать всемерную поддержку мятежникам Давачи и Амурсане. В 1753 году Давачи добивается престола, но Аблай умудряется рассорить недавних союзников, и стравив их между собой, становится на сторону Амурсаны. 

Китайский император Хунли (Цяньлун) внимательно отслеживал все события в Джунгарии и, испытывая удовлетворение от неурядиц в стане заклятого врага, в то же время не мог не обеспокоиться тем обстоятельством, что Джунгария медленно, но верно уходила под власть казахов. Обращение Амурсаны стало лишь поводом. В 1755 г. цинское войско вторглось в Джунгарию. Началась война за "джунгарское наследство".

Китайцы спешили. "Если не двинуть быстро войска, то казахи непременно по счастливой случайности добьются своей выгоды", - сообщал император Хунли в указе своим генералам. Кампания, благодаря стечению многих обстоятельств, оказалась скоротечной и успешной. Давачи был разбит и пленен, а Джунгария как государство прекратило свое существование. Естественно, что такое положение дел никак не могло устроить ни Амурсану, ни Аблая. При помощи последнего Амурсана организовывает восстание. Начинается совместная борьба джунгаров и казахов против китайцев.

Весной 1756 г. две цинские армии вступают в Казахстан. В своих посланиях к казахам Хунли требовал лишь выдать Амурсану и прекратить оказывать помощь джунгарам. Завоевание казахских степей в планы китайцев не входило. Но уязвленный тем, что многолетние труды пошли насмарку, Аблай решил продолжать сопротивление.

Летние сражения 1756 г. сложились для казахской стороны в целом неудачно. Однако и китайские войска не сумели выполнить поставленную перед ними задачу. Используя преимущества родной степи, отряды Аблая, потерпев поражение, легко уходили от преследований. К сентябрю цины дошли до Ишима, но не смогли заполучить ни Амурсану, ни Аблая. Надвигалась зима, и во избежание встречи с евразийским "генералом Морозом" император отдал приказ вывести войска. Хунли был крайне раздражен итогами кампании: война затягивалась, а тут еще происходили регулярные восстания среди новых подданных.

В начале 1757 года Аблай решил перехватить инициативу в войне, перенеся действия на территорию Джунгарии. Амурсана вернулся на родину и объявил себя ханом. Но китайские генералы больше не собирались допускать ошибок. Восстание было подавлено самым жесточайшим образом. Императорская армия вновь вторглась в казахские степи, и Аблай оказался приперт к стенке. Казахи, напуганные зверствами маньчжуров, развязавших самый настоящий геноцид в отношении джунгар, воевать больше не хотели. Амурсана, обоснованно не доверяя союзникам, бежал в Россию. Аблай пытался по обыкновению хитрить, но был вынужден признать себя цинским подданным и принял обязательства оказывать помощь китайским войскам в истреблении остатков ойратского сопротивления.

Тем не менее, несмотря на поражение Аблая в войне за Джунгарию, значительная часть ее земель все же оказалась в руках казахов. Каким же образом это произошло? Дело в том, что уже с 50-х гг. XVIII века казахские аулы на свой страх и риск стали использовать пастбища Тарбагатая и Семиречья. Китайские пограничные отряды старались жестко пресекать подобные поползновения, но кочевники упрямо, год за годом продолжали самовольно захватывать пустовавшую землю. В конце концов, плети простых пастухов оказались эффективнее сабель батыров. К тому же время играло на казахов. Китай слабел и вскоре превратился в объект для агрессии со стороны европейских держав. После череды так называемых "опиумных" войн Российскому правительству не стоило больших трудов уже за столом переговоров закрепить за собой занятые казахами земли бывшей Джунгарии. Не согласиться с этими требованиями китайцы не могли, поскольку российские власти самым недвусмысленным образом давали понять, что могут прибрать к рукам и Восточный Туркестан.

Вот таким образом и развивались события, что подтверждается всеми известными источниками. Однако казахстанских историков такая картина абсолютно не устраивает. Крушение Советского Союза очень сильно изменило нашу историю, но только не в вопросе казахско-китайских взаимоотношений. С непоколебимой уверенностью казахские историки утверждают, что китайско-казахская война 1756-1757 гг. закончилась фактической победой хана Аблая, а то обстоятельство, что последний в результате этого конфликта оказался цинским подданным, рассматривается как ничего не значивший элемент дипломатического церемониала. Разумеется, в наш век информации казахские историки не могут себе позволить лгать так откровенно. Поэтому используются более замаскированные утверждения. Вот что пишут, например, авторы многотомной "Истории Казахстана": "... Посольство казахов в 1757 году добивалось признания своих на Тарбагатай, в 1759 г. - на земли в верхнем течении Иртыша, в 1760 г. - на верховья Или. Китайцы согласились на это, вернув законно принадлежавшие казахам земли". Это же мнение излагают и другие казахские историки, как, например, К. Абуев, который в книге "Хан Абылай и его время" пишет: "Вступив в сложнейшую политическую "игру" с цинским правительством, султан Абылай проявил себя как искусный и тонкий дипломат.... Прежде всего был решен наиболее острый вопрос о возвращении казахам их исконных кочевий на Тарбагатае и Или, ранее захваченных и удерживаемых ойратами".

Как можно прийти к таким выводам, просто непонятно. Не существует ни одного документа, что Цинская империя передавала казахам земли Джунгарии. Иначе бы казахские историки просто зацитировали бы его до умопомрачения. Напротив, китайцы всячески подчеркивали, что Джунгария принадлежит только им и никому другому. "Если они (казахи) действительно прикочевали в Тарбагатай, то объявить о грозящей каре. Объявить: местность покорена великой династией, в будущем планируем разместить там наши войска. Во время существования Джунгарского ханства вы не осмеливались переходить границы, как посмели прикочевать самовольно", - писал в одном из своих указов император Хунли.

 

Р.Темиргалиев: Казахи и Китай - джунгары, ханы Абулхаир и Аблай, Цинская империя

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ясно, что казахские историки, видимо, всерьез опасаются за целостность Казахстана и стремятся внести свою лепту в дело охраны государственных рубежей. Однако, несмотря на все благие намерения, многим ученым не помешало бы уяснить для себя следующие вещи.
Республика Казахстан не является правопреемником Казахского ханства (ханств), так же как Китайская Народная Республика не является правопреемницей Цинской империи. Все ссылки на события XVIII века не могут быть признаны состоятельными.

 

Р.Темиргалиев: Казахи и Китай - джунгары, ханы Абулхаир и Аблай, Цинская империя

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кибитки бедных семейных калмыков, нач. 1870-х, альбуминовый отпечаток, ателье «Светопись Вишневского», Астрахань

"Верстах в пяти от Вернаго встретили передовых калмыков, разбивающих свои коши около лога, в котором тек какой-то ручей...Калмыцкие старшины приседали нам по-китайски, чуть не до земли. Одеты они были в китайские халаты. по одной стороне болталась длинная, грязная коса черных волос, а за поясом виднелась у каждого китайская трубочка. Калмыки невообразимо неопрятны и киргизы, стоявшие около них, казались чрезвычайно цивилизованными по чистоте лица, рук и костюма. Впрочем, неопрятность взрослых калмыков не давала понятия об идеальной неопрятности детей. Это были комы грязи в грязных волочащихся по земле лохмотьях. Почти у всех от постоянной неопрятности носов образовались на верхней губе раны, окруженные грязной каймой. Уроливыя приземистыя женщины отличались от мужчин большим безобразием, большею неопрятностью и двумя косами, более грязными и более длинными, чем одна мужская. Эти косы висели спереди. В них были вплетены фальшивые волосы, вероятно, чтобы удлинить их, а к самому концу привешены довольно толстыя подвески, сплетенныя из волос же. Подвески очень похожи на сплетенную часть султана от кэпи. В ушах женщин виднелось множество бус, из которых были сделаны ожерелья и браслеты. Женщины тоже все курили. Рейнталь пояснил, что курят и все дети, исключая девочек, которым не дают курить, "чтобы сердце не стало мягко", до выхода замуж.

Калмыки сейчас же принесли нам жалобу на одного из своих, укравшегоо двух лошадей у своего товарища. Если бы не русские, они давно осудили бы его на смерть, так пояснили калмыки Рейнталю. Выслушав жалобу калмыков, мы предложили выбрать обейм сторонам биев, судом которых и решить дело. Бии начали разбирать, а мы пошли смотреть странную картину народа, разбивавшего коши на ночлег.

...около лога, толпилась грязная толпа людей, суетившихся около остовов кошей. Кое-где бродил тощий скот, лаяли и выли собаки, с диким видом визжали дети, барахтались по земле грудные ребята, и все это было тоще, голодно, грязно, неописанно грязно. 

Фатальна судьба злополучных калмыков! Все их трепали и трепали основательно: китайцы, русские, киргизы, с дунгенями. Из ойратской державы, имевшей такое значение для судьбы всей Средней Азии, - вот обломки, едва тащащие ноги от холода и усталости! Какая разница с временами Галдан-Цырена! Теперь они в виду Алматов, как беглецы, принятые из милости,а немного более ста лет тому назад Алматы, или вернее место, на котором они стоят, были укрепленною зимовкою брата Галдан-Цырена!...Мы стали раздавать детям мелкое серебро. Уродливыя обезьяны кувыркались перед нами, становясь на колени, вероятно, проделывая, то чему их учили китайцы.

Между тем, бии окончили свой суд. Обе спорящие стороны пошли на мировую. тот у котораго были украдены лошади, прекращал свою претензию. 
- Бог даст, зятья с ними будем..."

А.К.Генйс. Дневник 1865 года. Путешествие по Киргизским степям.

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=311091472408361&set=a.303411549843020.1073741847.100005225316728&type=1

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Описание джунгарско-казахских отношений того времени еще требуют более детального исследования. В настоящее время Казахстан получил от Китая немало письменных источников, надеемся, что события уточнятся.

 

То, что правители двух государств плели друг против друга интриги, понятно, на войне как на войне. В пленение самого Аблая еще много неясного. Приведенный выше отрывок говорит лишь о том, что война плачевно закончилась для обеих сторон. История не имеет сослагательного наклонения, поэтому имеем то, что имеем. Главное, чтобы разбирательства в истории не стали поводом для новых стычек. На форумах, к сожалению, ради доказательства своей точки зрения, идет информационная война...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прикольное фото кибитки бедняков. арстаномар, а при чем тут фото юрты бедняцкой калмыцкой семьи Астраханской губернии и синцзянских бедолаг? Вы действительно считаете что ВСЕ калмыки были бедняками в грязных лохмотьях? 

Кстати, насчет детального исследования отношений. Конечно будет интересно почитать что-то новое, но напомню одно: Когда придет черный китаец, рыжий русский покажется ближе родного отца.

PS

Каков мой посыл (поговорка)? Ну хоть признайте, что русские все же, несмотря на свою экспансию, оградили казахов от манчжурского ярма (надеюсь вы не будете настаивать на том что ваши Жузы смогли бы противостоять натиску  Империи Цин в одиночку?)

PPS

Постить фото драной юрты нищей казахской семьи не буду, ибо будет глупым поступком - как и попытки арстаномара уколоть калмыков.  :D

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мурат УАЛИ, Марал ТОМПИЕВ

В войнах между казахами и джунгарами было много безымянных битв, лишь некоторые из них остались в анналах истории благодаря упоминанию в письменых источниках. Об Аягозской битве нам известно из отчёта русского посланника в Казахское ханство Бориса Брянцева. Кроме того, эта битва является очень характерным эпизодом казахско-джунгарских войн. В ней сполна проявились не только методы ведения боевых действий казахов и джунгар, но и менталитеты обоих народов. Поэтому она достойна подробного описания.

Брянцев, будучи в «Казацкой орде» зимой 1718 года, со слов нескольких казахских участников битвы, пишет, что прошедшей осенью, 1717 года: «…ходило на калмык их казачьего войска 30 000 человек, а сошлись де с ними калмык человек с тысячу, с которыми у них была баталия до вечера, и ночью де калмыки, нарубя лесу, сделали деревянный вал и сели в осаду. А казаки де також сделали деревянный же вал выше калмыцкого, и с того валу по калмыкам стреляли два дня. И на третий де день явилось со стороны калмыцкого войска ещё с тысячи полторы и наехали на кашевые их станы, и кашевары де испужався побежали, а за ними де и их казачье войско возвратилось…» По словам другого свидетеля: «На третий день, поутру рано, приехали множество калмыков и напали на их войско вдруг. Они де казаки стреляли по них из фузей. И калмыки напали на них с копьи жестоко, и они де не стерпя того, побежали все. И за ними де калмыки гнали полдни и их многих людей побили».

Удивляет отсутствие победы над джунгарами в первый день при соотношении численностей казахов и джунгар, как 30 000 к 1000, или 30:1, и победа джунгар на третий день при соотношении как 12:1.

http://i-news.kz/news/2013/02/05/6866894-abulhair_zhertva_istorikov_3_ob_ayaguzsk.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Песня о великой кочевке торгут-ойротов из бассейна Волги реки в опустощенную Джунгарию.

http://news.ivest.kz/51846646-kazahskaya-rekonkista-poslednee-velikoe-kocheve-kalmykov---m-uali-m-tompiev

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...