Jump to content



teuke

Курши, curonians - балтский народ викингов

Recommended Posts

Не подскажет ли кто, самое первое письменное упоминание о куршах?

И особенности их погребального обряда, есть версии, почему такое различие от соседних балтов?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Курши - курыканы, хори. похоже родные братья.

Лучше заинтересуйтесь Хорасан, Хорезм, Хау-хас (от слова хоро-хас),

по моему это самоназвание скифов было. Все это говорилось в форумах.

Хурри в оригинале хори. Потом превратились в вайнах - человек племени Айа.

нах - человек.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Курши - курыканы, хори. похоже родные братья.

Лучше заинтересуйтесь Хорасан, Хорезм, Хау-хас (от слова хоро-хас),

по моему это самоназвание скифов было. Все это говорилось в форумах.

Хурри в оригинале хори. Потом превратились в вайнах - человек племени Айа.

нах - человек.

ничего не понял в этой мешанине.

Вы целью задались троллить меня по всему форуму?

Троллили бы тоньше, а то пишите как школьник. Самому то не стыдно?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Главными центрами куршей были Гробин, Пилсатен (Мемель, Клайпеда), Апуоле. В 1042 г. курши напали на Данию, а в 1051 г. было сложено молитву с просьбой к Богу защитить от куров. Святой Кнут Свейнссон оборонял страну от куров, самбов и эстов. В 1170 г. эсты и куры опустошили остров Эланд. Генрих Латвийский называл их суда pyraticae. Рижский епископ Альбрехт боялся куршей. Среди куршей упомянуты роды Тонтегоде, Пеникис, Сиркантс, Шмединьш, Видиньш, Бартольт, Калейс. В договоре между папским легатом Балдуином Альнанским и куршами в 1230 г. упоминался вождь куршей Ламмехин.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Англосаксонский путешественник Вульфстан, посетивший прусские земли примерно в 880—890 годах, увидел множество «городов», каждый из которых имел своего правителя. Римберт, автор «Жития святого Ансгара», епископа бремен-гамбургского диоцеза, называет пять «государств», существовавших в земле куршей, указывая, что в каждом из них был свой правитель. Описывая столкновения 85 года между шведами и куршами (к этому мы еще вернемся), Римберт упоминает о двух городах Саэборге и Апулии, которые, как рассказывали, во время войны обороняли тысячи воинов, укрывшихся в крепостях: 7000 человек в Саэборге, 15 000 — в Апулии.

Мария Гимбутас. Балты: Люди янтарного моря.(гл.6)

Сообщение Римберта относится к 876 г.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Главными центрами куршей были Гробин, Пилсатен (Мемель, Клайпеда), Апуоле. В 1042 г. курши напали на Данию, а в 1051 г. было сложено молитву с просьбой к Богу защитить от куров. Святой Кнут Свейнссон оборонял страну от куров, самбов и эстов. В 1170 г. эсты и куры опустошили остров Эланд. Генрих Латвийский называл их суда pyraticae. Рижский епископ Альбрехт боялся куршей. Среди куршей упомянуты роды Тонтегоде, Пеникис, Сиркантс, Шмединьш, Видиньш, Бартольт, Калейс. В договоре между папским легатом Балдуином Альнанским и куршами в 1230 г. упоминался вождь куршей Ламмехин.

Вы путаете в перечне "куры, самбы, эсты" должно стоять "КУРЫ, САМБЫ, ЭСТИИ"

Эстии- это название ПРУСОВ, ближайших соседей КУРОВ И САМБОВ, родственных и по языку и по культуре.

ЭСТИИ это не эсты

Share this post


Link to post
Share on other sites

В норвежских сагах об Олаве Трюгвасоне, Олав был мальчиком продан в рабство ЭСТИЯМ, а затем был выкуплен своим дядей по матери СИГУРДОМ, который в стране ЭСТИЕВ собирал налоги для Князя Владимира(Вольдемара".

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 13 веке куршяй не были ни литовским племенем, ни латгальским (латышей, как таковых, тогда вообще не было - были летты, то есть северные литовцы).

Однако в то время все эти балтские племена говорили практически на одинаковых языках и друг друга понимали без переводчиков.


Но со временем северные территории проживания куршяй, завоеванные Ливонским орденом, вошли в состав Латвии, а местные племена куршяй стали частью общелатышского этноса, а вот южные земли и южные племена куршяй - в состав Литвы и общелитовского этноса.

Точно также северные селяй (селоны) и северные жемгаляй вошли в состав общелатышского этноса, а южные селяй и южные жемгаляй вошли в состав общелитовского этноса.

Paveikslėlis

Можно не сомневаться, что если бы не было Ливонского ордена с его завоеванными северными балтами, то и балтский народ сейчас был бы один - летский, и говорили все бы на одном общем языке.

То же самое можно сказать и о прусских племенах, и о ятвяжских (судувских) племенах, часть которых натурально влились в общелитовский этнос и образовали этнографические области Литвы - Малую Литву, Сувалкию (Судуву) и Дзукию.


Paveikslėlis

_________________

Share this post


Link to post
Share on other sites

Куршский язык
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1 ... 1%8B%D0%BA

Имеющиеся данные

Куршский язык принадлежит практически к числу «топономастических».

Топонимы, гидронимы и личные имена людей составляют основной и почти исчерпываемый ими запас куршских языковых элементов (однако не всегда достаточно надёжна идентификация этих элементов как именно куршских).

Исключением являются две очень различные совокупности фактов: с одной стороны, речь идёт о нескольких случаях, когда в старых чужеязычных текстах появляются квалифицируемые как «куршские» слова или даже фразы, ср. «der Preusse sagt mes kirdime (nos audimus), der Cur mes sirdime, der Littaw mes girdime» — здесь во всех случаях речь идёт о произношении выражения ‛мы слышим’, при том что все эти варианты этимологически тождественны:

- ‛прусс говорит mes kirdime,

- курш — mes sirdime

- и литовец — mes girdime’


(Prätorius. Deliciae Prussicae, 124, около 1690);

или «der curische Preuss sagt szwintinna…»

- ‛куршский прусс говорит szwintinna’ (около 1690)

- и «der alte Preusz sagt wirdas, der Cur werdas, der Littau wardas» (около 1690) и т. п.)

- ‛старый прусс говорит wirdas, курш werdas, литовец wardas’ (речь идёт о слове ‛имя’);

- с другой стороны, в «Прусской Хронике» (1526) Симона Грунау есть текст «Отче наш», считавшийся прусским, хотя В. Шмид (1962) называет этот текст старолатышским или даже куршским (ср. «Отче наш» в «Deliciae Prussicae» Преториуса).

Наконец, источником сведений о куршской лексике и (прежде всего) фонетике оказываются латышские и литовские «куронизмы» (в меньшей степени они известны в ливском языке и тем более в балтийском немецком).

В этой области перспективы реконструкции фрагментов куршского словаря по данным диалектной лексики современных восточнобалтийских языков довольно значительны.

Возможно, особую роль призваны сыграть данные леттизированных куршских говоров, долгое время находившихся в изоляции.

Образец текста

В «Прусской хронике» С. Грунау (1526 год) записан текст «Отче наш», который является либо куршским, либо старолатышским с куршским влиянием[3]:

nossen thewes cur thu es delbas
sweytz gischer tho wes wardes
penag munis tholbe mystlastilbi
tolpes prahes girkade delbeszine tade symmes semmes worsunii
dodi mommys an nosse igdemas mayse
unde gaytkas pames mumys nusze noszeginu
cadmes pametam musen prettane kans
newede munis lawnā padomā
swalbadi munis nowusse loyne

Лингвистическая характеристика

На основании топономастического материала (примеры здесь и ниже — топонимы из старых источников и из современных говоров) и реконструированной части куршской лексики можно судить о некоторых важных фонетических особенностях куршского языка:

переход k’ в c и g’ в ʒ: Rutzowe, латыш. Rucava, но литов. Rukiava; Zelende при литов. Gelindėnai; Sintere (где S- = [ʒ]-), латыш. Dziñtare, но литов. Gintarà и др.;

переход tj в t’ и dj в d’: Apretten (где tt= [t’]) при латыш. Apriķi; Aliseiden при литов. Alsëdžiai и др.;

s, z в соответствии с литов. š, ž: Talsen, Telse, но литов. Telšiaĩ; Sarde (где S- = [z]-), но литов. Žar˜dė и др.;

сохранение тавтосиллабических сочетаний an, en, in, un: Ballanden, Palange, Blendene, Grynde, Papundiken и т. п. (при том, что в латышском n в этих сочетаниях исчезает);

переход u в o и i в e в части куршских (куронских) говоров латышского языка: латыш. bubināt * bobināt ‛бормотать’; латыш. dvãlekts, но и dvãlikts, обозначение меры и др.;

сохранение в части говоров ei: Gaweysen при латыш. Gaviêze; латыш. Preĩkuŗi, но и Priêkuļi;

удлинение кратких гласных перед тавтосиллабическим r: латыш. darˆbs, в куршских говорах dârbs при литов. dárbas ‛работа’ и т. п.

Бóльшая часть этих особенностей, как и совпадения в области словообразования и словаря, дают основание утверждать, что, несмотря на сильнейшее влияние латышского (и литовского) языка, в ряде случаев перекрывающее старые генетические связи, куршский обнаруживает преимущественную связь с прусским языком, прежде всего в тех явлениях, которые оказываются диагностическими при определении родственных отношений.

Родственная близость куршей и пруссов подкреплялась (для известного периода) их территориальной смежностью, связью по морю и своего рода открытостью этой территории для распространения ряда общих прусско-куршских изоглосс.

В этом контексте становится правдоподобным предположение, что прусская и куршская речь были представителями того внешнего языкового балтийского пояса, о котором говорилось выше, и, следовательно, куршский язык должен классифицироваться как западнобалтийский.

**************************************************

В куршском языке был и женский, и мужской род. Видны остатки и безымянного рода.

P.S. Еще в ранние средние века курши захватили три ливских земли - Bandava, Ventava, Vanema, и смешались с местными ливами, частично переняв в этих местах некоторые особенности ливских говоров.

После того, как эти землии латвизировались, то эти особенности ливских, а затем куршских говоров, попали и в современные латышские говоры.

Share this post


Link to post
Share on other sites

OldCourland.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Название Курск имеет летто-литовское происхождение - от древнего слова "куряй" (kuriai) или "куронас" (kuronas), то есть в переводе "курган" или "насыпленный холм".

Скорее всего и этноним "куряй" или "куршяй" тоже имеет такое же происхождение.

×kurõnas (brus. кypгaн) sm. (2)
1. supilta kalva: Tiktai yra keletas kuronų LTI293. Kai pradėjo kurõną kasti, tai rado daug akmeninių kirvelių Smal.
2. kupstas, kemsas: Po žiemos atsirado pievoje kuronų Grv.
3. pusnis, sniego kalnelis: Kur tik pažiūrai, vis kurõnai ir kurõnai, o ant plento nei biskio nėra sniego Mrk.
4. nedidelis debesėlis: Kurõnai tik eina, in pavakarius bus lietaus Lkm. Užeina kurõnas Trgn.

----курши под руководством поляков шли в бой против половцев в войске Игоря.---

Во первых, надо помнить, что Курш в то время был в очень тесных отношениях с викингами (варягами) - с ними и торговали, и воевали. В скандинавских сагах и надписях много раз упоминаются курши.

Поэтому ничего странного в том, что в войске варягов, под командованием конунга Ингора, были и отряды куршей.

И́горь
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0 ... 1%80%D1%8C

И́горь — мужское русское личное имя скандинавского происхождения.

Имя Игорь произошло от скандинавского имени Ingvarr[4].

Первая часть имени — Ing — представляет собой имя скандинавского Бога плодородия, изобилия Ingvio, а вторая — Varr — «охранять»[5] или «осторожный, внимательный»[6].

Данное имя относится к первым заимствованиям имён в древнерусском языке (дохристианскому периоду истории русских имён), а также к династии Рюриковичей.

------------------------------------------------------------------

https://www.nordicnames.de/wiki/Ingor

Ingor

Male Name

Swedish dialectal variant form of Ingvar [1]

See Ingvarr

Predominant Regional Usage

Sweden: Northern Skåne [1]

-------------------------------------------------------

Насчет "под командованием поляков", то это утверждение высосано из пальца... :)

Кметы (также комиты, кмети, кмиты) — термин, широко распространённый в Средние века у славянских народов и имевший различные значения.

Первоначально кметами назывались, по-видимому, свободные члены общины, племени.

В древнерусских литературных памятниках («Слово о полку Игореве» и др.) кметы — витязи, дружинники.

Кметы
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0 ... 1%82%D1%8B

Слово кметы (во множественном числе) встречается в памятниках древнерусской письменности, а именно в поучении Владимира Мономаха, где он, рассказывая о своих бранных делах с половцами, говорит: «а самы князи Бог живы в руце дава: Коксусь с сыном, Аклан, Бурчевич, Таревьскый князь Азгулуй, и иных кметий молодых 15», и в «Слове о полку Игореве», где брат Игоря, трубчевский князь Всеволод, говорит: «А мои ти Куряне сведоми кмети: под трубами повити, под шеломы везлелеяни…».

Обыкновенно слово «кмет» понимается в смысле воина, дружинника, конного воителя, но если это толкование можно принять для кмети «Слово о полку Игореве», то для кметий «Поучения Владимира Мономаха» оно не подходит; там кмети упоминаются наряду с князьями и относятся к числу воинов лепших, хотя и молодых.

В России до сих пор распространена фамилия Кметь, в 14-16 веках кметами именовались незакрепощенные (вольные) крестьяне.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...