Перейти к содержанию
teuke

Хайси-Хулуньские 4 княжества 15-17 вв.

Рекомендуемые сообщения

К началу деятельности Нурхаци весь центр современной Маньчжурии занимали 4 княжества так называемого (китайцами) объединения Хайси-Хулунь. Эти княжества - Ехэ, Хада, Ула, Хойфа, среди которых Ехэ было главенствующим. Кроме того, в определенной степени зависимости от них находились 3 племени Чанбайшаньского объединения (на границе с Кореей), некоторые политические притязания Ула имели на территории вблизи Тихого океана (и современного Приморья РФ). Словом, объединение Хайси-Хулунь территориально и политически (видимо, и в военном отношении) было безусловным гегемоном тогдашней Маньчжурии.

Войне с этими четырьмя княжествами Нурхаци посвятил значительную часть своей деятельности по созданию будущей маньчжурской (тогда она еще так не называлась) империи.

История Ехэ, Хада, Ула, Хойфа должна вызывать особый интерес историков, но этого не происходит. Хотя для понимания этнических и военно-политических процессов в регионе исследования объединения Хайси-Хулунь чрезвычайно важны. Но их по сути нет. Все имеющиеся фрагментарные обзоры четырех владений центральной (с востока на запад) Маньчжурии сделаны лишь постольку, поскольку это касалось истории Цзянчжоу (небольшого княжества на юга, из которого произросла империя Цин).

Население Ехэ, Хада, Ула, Хойфа стало после разгрома их владетельных домов таким же значимым костяком будущей маньчжурской нации, как и цзянчжоуские роды вангиан, гиоро и т.д. Княжества Хайси-Хулунь для истории становления Цин стали тем же, что для Монгольской империи ханства кэрэитов и найманов.

В заметной степени среди населения Ехэ, Хада, Ула, Хойфа присутствовал монгольский элемент, что опосредованно отмечалось Латтимором, Олзий и некоторыми другими учеными. Владетельный дом Ехэ происходил от монголов "из аймака тумот". Соотношение и взаимоотношения монголо- и тунгусоязычного, оседлого и кочевого населения в Хайси-Хулунь - интересный и неизученный вопрос. Политическое устройство объединения 4-х княжеств также не изучено, как не вполне понятны и внутренние структуры каждого из этих 4-х государств.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ехэ это якуты... Саха эвенки называли ехэ, жакут, йакут, притом без всякого

русского влияния. Это фольксисторизм. Могу отослать к книгам, где есть

о якутском княжестве в... Маньчжурии. Правда на якутском языке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ехэ это якуты... Саха эвенки называли ехэ, жакут, йакут, притом без всякого

русского влияния. Это фольксисторизм. Могу отослать к книгам, где есть

о якутском княжестве в... Маньчжурии. Правда на якутском языке.

С какои стадии маньчжуры стали якутами? Вообще то какая связь якутов с маньчжурами?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ехэ не маньчжуры. Это тунгусское княжество.

Если в Маньчжурии было столько тунгусов-эвенков, притом

земледельцев и скотоводов, то значит проблема их этногенеза

темна и запутано как вопрос?

Вчера читал рукопись Васильева "Алдано майские тунгусы" (КЯР 1927-28 гг).

Тунгусы там ездили на быках, оленях, прекрасные скотоводы, сенокосчики.

Правда обьякученные, говорящие на якутском.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ехэ не маньчжуры. Это тунгусское княжество.

Они все сначала не были маньчжуры. Владения Хайси не считали себя маньчжурами, но в некоторых из них (а может и во всех) правящими династиями сидели монголы. В Ехэ - "монголы из аймака тумот", как я предполагаю - это хори-туматы. Маньчжуры писали, что они уничтожили род Нара и сменили название княжества на Ехэ, где и сели владетелями. Старшая хатун Лигдан-хана Чахарского была внучкой ехэского цзинь-тайши Буджия. А сам он до того опирался во внешней политике на хорчинов и уратов.

Вы наверное имели в виду версию (даже не версию, а просто сопоставление) Василевич об эвенкийском джэкэ с Ехэ? Тут дело в том, что даже если это не простое созвучие, то это мало что говорит, потому что по источникам выходит, что пришельцы-монголы уничтожили часть населения Нара-Ехэ и основали там свою династию.

Т.е. в общем никто не спорит, что в Хайси должны были быть и явно и были потомки древнего чжурчженьского и вообще тунгусского населения. Вопрос стоит только о пропорции численности монголов к тунгусам, и политической роли тех и других.

Если в Маньчжурии было столько тунгусов-эвенков, притом

земледельцев и скотоводов, то значит проблема их этногенеза

темна и запутано как вопрос?

Я тут не уловил тематику реплики

Вчера читал рукопись Васильева "Алдано майские тунгусы" (КЯР 1927-28 гг).

Тунгусы там ездили на быках, оленях, прекрасные скотоводы, сенокосчики.Правда обьякученные, говорящие на якутском.

на быках? В смысле "крупный рогаты скот" или бык-олень?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Постоянно сталкиваешься с одними и теми же мыслями, такое

впечатление, что под новыми никами в форум заходят старые кадры.

Виртуальное общение этим и плох. Все это фолькс хистори.

Как в случае с генуэзской пехотой в Куликовом поле, чистая

мифотворчество. Просто говорится, что Ехэ происходят

от тумота. Врядь ли отсюда можно вывести бурятскую правящую

династию в Маньчжурии. В бурятских легендах подчеркивается,

что хоринцы были вассалами солонского т.е. тунгусского князя.

Маньчжуры многих монголов в Маньчжурии ассимилировали...

Алтын Ханы ближе к хори-туматам. У них династия от Тумэт.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

я что-то не вполне понял. Вы меня упрекаете в плагиате что-ли? Я не претендую на то, что "открыл" будто княжеская династия Ехэ происходит от монголов "тумот". Это давно известный факт, уже скоро 4 десятилетия его упоминают российские и монгольские историки. Но я сам своей головой сопоставил этот факт с переселением хори-туматов на восток и выдвинул теорию о том, что эти "монголы аймака тумот" - это и есть хори-туматы. Я не могу отвечать за других, кто может быть тоже самостоятельно что-то публиковал на сей счет, но отвечу за себя, что когда я излагал свою концепцию, по крайней мере в Бурятии и Монголии меня никто не упрекал в заимствовании чьих-то разработок. Также я не могу отвечать за тех, кто, почитав меня, дальше это распространяет со своими дополнениями и видениями. Это их дело, но если уж они ссылаются на бурятские легенды, то пусть ссылаются точнее: в них нигде не говорится о солонских князьях.

Этноним солон по-бурятски hолоон (редко - шолоон), а владение в Хайси буряты зовут Его (Ёго), его население - солонгууд (не hолоон). Солоны и солонгуты - два разных народа, написание их этнонимов в монгольских летописях не совпадает. Это я сам первый заметил и выдвинул эту теорию в 2003 или 2004 году. Так что не надо. Кроме того, в бурятских источниках - в старых летописях везде говорится о том, что костяком ушедшей к Байкалу группировки стали те СОЛОНГУТЫ, которых правитель выделил в качестве инжи своему сыну Дай-хун-тайджи. Обратите внимание: не отдельный этнос хори, а набранная среди самих солонгутов группа. Просто именно ей выпало стать орудием мятежа, поднятого хун-тайджи и его женой - чахарской принцессой. Эти-то мятежники и отошли к Байкалу.

Никакого отдельного существования хори и солонгутов не подчеркивается вплоть до выделения подданных хун-тайджи. А разными народами они стали себя считать уже после Канси. До того прямо писали: бОльшая часть хоринского народа осталась там, и тех же оставшихся называли братьями. Только ассимиляция солонгутов маньчжурами привела к тому, что северная группировка сочла себя отдельным народом хори.

И уже 200 лет спустя к этой истории приплелся тот факт, что чахарская принцесса (условно именуемая Бальжин) наверное пришла не одна, а с какими-то своими людьми. И в летописях иногда стали писать, что этими людьми и были хоринцы (т.е. получалось, что они были выделены чахарским ханом в инжи за принцессу). Но это очень поздний мотив. В фольклоре его вообще нет. Как и мотива тумэтского Алтан-хана. Последняя версия существует в единственной летописи, тоже поздней - середины 19 в. А там она появилась в силу путаницы, просто в "Эрдэнийн тобчи" обнаружилось имя Баргу-дайчин, которое спутали с мифическим прародителем бурят Баргу-батуром. Но эту версию о тумэтских корнях обсмеяли еще в том же 19 веке (см. замечание Бошоктуева опубликованное Цыдендамбаевым "Бурятские исторические хроники"), и более к ней никто не обращался, кроме бурятских драматургов и прозаиков.

Вообще, уважаемый Урянхаец, я тут в этой теме совершенно не собирался заводить этот разговор о бурятах, зная что в любом случае среди русскоязычных исследователей сейчас просто нет никого, кто мог бы на эту тему высказаться со знанием дела. Я хотел поднять вопросы о политическом устройстве княжеств Хайси, об их этническом составе и т.д. Но, чувствую, вы сами ничего не смыслите в этом, и другим не хотите дать пообщаться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ехэ является одной из важных колыбелей манчжурии. Люди Нюйчжэнь первоначально жили на северном берегу реки Сунхуоцзян. В 14-ом веке глава Нюйчжэнь(Jurchens),Чжугэкун, возглавил племени перенестись на юг сюда. В 1573 году два внука Чжугэкун выбирали важную и неприступную местность возле реки Ехэ, на которой построили две крепостцы(в истории называемые восточный и западный городки). Старший брат жил в западном городке, младший брат охранил восточный городок. Их назвали Бэйлэ(глава). Они господствовали“Нюйчжэнь”, расширили территории. Их высокая репутация гремит на весь мир. Они играли важную роль в истории развития манчжурии. Ехэ, место рождения императрицы Сяоцыгао в начале динанстии Цин(жена Нуэрхачи,мать Хуантайцзи) и место происхождения императрицы-мать Цыси в конце динанстии Цин, славится родиной двух императриц. Находясь в районе все время чувствуют честные и правдивые обычаи манчжурии.

Ехэ живописный район разделяется на старый городок и озеро Чжуаньшаньху. Старый городок содержает местность с запада настоящего Ехэ села до восточной развалины старого западного городка и два берега реки Ехэ среди них, занимает площадь в 26.5км2. Туристы могут посетить культурные памятники старины: в основном развалину восточного городка, и развалину западного городка,также старую почтовую станцию,храм Цзяланьсы, храм богини,храм Чунванмяо и т.д. Реставрированый в соответствии с исследованием Ехэналачэн великолепный и торженственный,показывает этнографическую особенность,воссоздает историческую могучесть Ехэнала.“этнографический выставка” предоставляет специалистам и ученным идеальное помещение для археологических исследований, добавляет туристам интерес познать этнографическую историю, культуру и обычаи.

Развалина Ехэ восточного городка и западного городка является старым городом Ехэ племени, одного из четырех племен Хулунь в конце динанстии Мин, утверждена в список ключевых исторических и культурных памятников провиныии Цзилинь. Ехэ восточный городок находится в 500м на южно-западе от деревни Ехэ волости Ехэ, на повышенной платформе левого берега Коухэ, в 1500м на востоке от волостного правительства. Ехэ западный городок находится в 2000м на южно-западе от восточного городка.

Местонахождение Ехэ восточного городка почти развалина, сооруженная по рельефу краев платформы. Плоскость имеет овальный вид. На земле городка немного реликвий, можно собрать мало керамических и форфорных кусков, и строительных материалов, в том числе надпись на синем и белом форфорном фоне с нарисованными синими цветами внутри, с разрозненными иероглифами года “изготовлено в году Чэнхуа динанстии Мин”. Ехэ восточный город характеризуется строгим размещением структуры и осторожными обеспечениями обораны в соответствии с многократными сражениями между племями, племенем и императорским правительством. Ехэ относится к народности Нюйчжэнь. В начале динанстии Мин, народность Нюйчжэнь разделены на три части: Цзяньчжоу Нюйчжэнь, Ежэнь Нюйчжэнь и Хайси Нюйчжэнь. Ехэ было одной ветвью в Хайси Нюйчжэнь.

Ехэ опирался на динанстию Мин для сопротивления стране Задняя Цзинь,а динанстия Мин использовала Ехэ сковывать Нуэрхачи. Нуэрхачи поверил, для разбития динанстии Мин необходимо в начале уничтожить Ехэ в избежании последующего опасения. В августе 47-го года Ванли(1619 года), Нуэрхачи собрал всех Бэйлэ и чиновников на совещание, обсудил план сражения против Ехэ, и поклялся: “если в этом действии я не разбил Ехэ, я не вернусь”. На совещании решили: старший Бэйлэ Дайшань, второй Бэйлэ Аминь(сын Нуэрхачи), третий Бэйлэ Гуэртай, четвертый Бэйлэ Хуантайцзи, по имени карательной экспедиции против Монголии, пробирались тайком в обход, напали на Ехэ западный город в Буянгу. Нуэрхачи приказал Эиду возглавить авангардную армию и “в наряжении монгольских солдат”напать на Ехэ восточный город в Бэйлэцзиньтайши. 22-го августа армия Задняя Цзинь была у стен города Ехэ. Ожесточенный бой длился на долгое время. Познав могучую силу армии Задняя Цзинь, Глава Ехэ бил отбой. Четыре Бэйлэ Дайшань, Хуантайцзи и другие осадили западный город Буянгу. Нуэрхачи лично возглавил войско осадить восточный город цзиньтайши. После ожесточенных сражений, два Ехэ города прорваны. Ехэ Главы цзиньтайши и Буянгу повесились Нуэрхачи. Все города сдались. Более 1000 солдат динанстии Мин, подержащие Ехэ города тоже были уничтожены. Два Ехэ города разрушились. Ехэ, годсподсвовавший Хайси, властвовавший Нючжэнь, передавшийся 11Бэйлэ на 8 колен, закончился Нуэрхачи. Ехэ племени стали чиновниками и жителями Задняя Цзинь, приняли гражданство в маньчжурию, стали частью маньчжурии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот что я нарыл на форуме центрально-азиатского исторического сервера:

Ехэ - невозможно назвать тунгусским родом (если вы о правящем роде княжества Ехэ объединения Хайси / Хулунь в Маньчжурии). Ясно же сказано в маньчжурских летописях, что основателем рода ехэ является монгол из рода тумат (хори-тумат, как полагают бурятские ученые, и имеют на то многие основания).

В хори-бурятских летописях княжество Ехэ и его князья неоднократно упоминаются то в китайской транскрипции ехэ, то в форме ёго. Также династию иногда называют буубэй (что значит "ребенок", который еще почти совсем младенец), а династия в ехэ называлась нарай, что тоже значит "маленький ребенок", т.е. - название династии в сущности одно, только за давностью лет появилась различие в термине, но не в смысле.

Причем ехэские хоринцы роднились также с чахарами, полагают, что знаменитая бурятская княжна Бальжин была родной сестрой Лигдана и вышла замуж за основателя хоринского рода Баршухан в отоке хоасай. Внук их есаул Басутай ездил к Петру 1 в 1703 году. В то же время и обратно тоже роднились: хоринская княжна Сутай (внучка князя Ехэ Дзир-тайши) вышла за Лигдана, стала старшей супругой и матерью принца Эджэ Хонгора, последнего номинального цесаревича великого монгольского трона.

Моя мама из рода хуасай так что вполне можно претендовать на родство с Пу И - цитирует варорр, гордо почёсывая остро отточенной саблей седую лысину за Малахаем ... Отдельный респект уважаемому красному Дьяволу за внесенные уточнения в спорные вопросы, и одноклубнику, т.к. варорр также любитель ань мо и китаянок ...

http://polusharie.com/index.php?topic=57411.0

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18.01.2011 в 09:00, Урянхаец сказал:

Ехэ это якуты... Саха эвенки называли ехэ, жакут, йакут, притом без всякого

русского влияния. Это фольксисторизм. Могу отослать к книгам, где есть

о якутском княжестве в... Маньчжурии. Правда на якутском языке.

Чушь. Такого быть не может. Простое совпадение названий йако и ехэ.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хулуньская конфедерация, включавшая Хада, Ехэ, Ула, Хойфа, Хурха и Варка была очень сильна. Всё решила междоусобица. 

Сперва конфедерацию возглавлял аймак Хада. Но в нём вспыхнула междоусобица. Ехэ воспользовалось этим и напала на Хаду. В отчаянии люди Хада сперва обратились к империи Мин, но встретили отказ. Тогда вынуждены были примкнуть к Цзяньчжоу, где власть захватил Нурхаци. Тот направил помощь. Но из-за этого Мин выразил протест. Нурхаци вывел войска из Хады. Затем Ехэ напала вновь, на этот раз Хада примкнула окончательно.

Другие части конфедерации были завоеваны военным путем. Но первой начали войну Хулуньская конфедерация. Потому что видели как богатели и усиливались на торговле с Китаем Цзяньчжоу.

Южные монголы подчинились маньчжурам оказывается добровольно. Потому что в 1607-м году хотели присвоить титул богдыхана Нурхаци. Ещё до того как были завоеваны Хойфа и Ула

IzBWTh1.png

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...