Jump to content



Урянхаец

Ак-коюнлу и Кара-коюнлу

Recommended Posts

А Ак койлы и Кара койлы у Дулатов? Я думаю, здесь без них не обошлось. К тому же мне иранцы говорили, что каджары - это большей частю жалайыры

Share this post


Link to post
Share on other sites

Оставим кесарю кесарево, богу богово. Бело баранные и черно баранные к

канглы не имеют отношения. Другое дело, Османы. Когда канглы и уран-каи

стали едиными? Это настоящие правители Хорезма и страны Югур уехали.

Можно сказать, что Османы имеют саха уранкайское происхождение...

наши люди! :osman6ue: Сразу видно! Кой - баран, у нас есть слово хой баса.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вовсех легендах связанных с родом канглы говорится о человеке с этого рода,который смастерил двухколесную повозку, которая издавала звук "канг-канг". Противный звук издаваемый кем-либо или чем-либо(скрип) казахи так и называют "қаңқ-қаңқ"(скрипеть (конечно,точнее будет шиқылдау,сықырлау),голосить, - қаңқылдау(гусиный га-га-га). Здесь повозка могла называться қаңқыл-қаңғыл, а человека имеющего такую повозку называли қаңғылы.

Уважаемый Кошщи!

Тогда гунны-хунны, наверное, изобрели мотоцикл: у-уннн, х-у-ууннн, г-у-уууу-нннн!

С уважением,

Share this post


Link to post
Share on other sites

А Ак койлы и Кара койлы у Дулатов?

Они к Акоюнлу и Каракоюнлу отношения не имеют. Тезки.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемый Кошщи!

Тогда гунны-хунны, наверное, изобрели мотоцикл: у-уннн, х-у-ууннн, г-у-уууу-нннн!

С уважением,

Не знаю,что Вам Ваша фантазия подсказывает... А про канглы и их повозку говорят и пишут в разных источниках. Это же не я придумал, а легенда есть!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не знаю,что Вам Ваша фантазия подсказывает... А про канглы и их повозку говорят и пишут в разных источниках. Это же не я придумал, а легенда есть!

Уважаемый Кошщи!

Приношу свои извинения, хотел съострить не над Вами, а над источником записавшим народную версию. Многое из народной этимологии попало в летописи, особенно к Абулгази, китайских инфооматорам.

С уважением,

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ак коюнлу и Кара Коюнлу огузские туркменские племена к канглы никакого отношения кроме того что тюрки не имеют. Оба этих объединения кочевых туркменов (не стоит термин туркмен отождествлять только с современным жителем Туркменистана) являются составляющей частью современных азербайджанских тюрков. Топонимика связанная с ними сохранилась как в Южном так и Северном Азербайджане.

названия Ак Коюнлу и Кара Коюнлу связаны с баранами и никакого другого смысла не имели так как на их флагах были изображены бараньи головы. Шиитами они не были, а наоборот Сефевиды кызылбаши воевали с ними и в итоге победили их и основали свое государство. Шах Исмаил Сефеви был племянником султана Ак Коюнду по матери, по отцу происходил от шейха Сефиеддина который считал себя потомком пророка Мухаммеда, т.е. арабом) В любом случае Сефевиды были тюрками но не из племенных объединений Ак и Кара Коюнлу. Часть кочевых тюркских племен объединилась под знаменем шиизма - кызылбаши и победили своих соплеменников-суннитов. С воцарения шиизма как гос.религии среди Иранских тюрков, началась эпоха жестоких религиозных войн между иранскими-азербайджанскими и анатолийскими тюрками. Что в итоге привело к истощению и ослаблению обоих держав, закончившихся поражениями в войнах с окрепшей Российской империей и территориальными потерями.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хочу еще добавить что туркмен это более широкое понятие чем просто туркмен Туркменистана. Туркменами называли в мусульманском мире всех перешедших в ислам огузов. Да и сами они себя так называли и называют. Туркмены Сирии, Ирака, Ирана, Азербайджана, Анатолии, Туркестана это потомки одного огузского народа. В Азербайджане до сих пор жители равнинной части Ширвана называются терекеме, что переводится с арабского буквально как туркмены. Терекеме отличаются от остальных азербайджанцев тем что лишь в советское время в принудительном порядке перешли от отгонного скотоводства и кочевого образа жизни к оседлому. Относить Туркменов Ак и Кара Коюнлу к азербайджанцам или туркменам или туркам не правильно. Точнее буде так: это туркменские роды, в равной степени как и афшары, баяты и т.д., ставшие составной частью современных тюрков Азербайджана, Ирака и Восточной Анатолии что подтверждается наибольшей близостью диалектов указанных регионов.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хочу еще добавить что туркмен это более широкое понятие чем просто туркмен Туркменистана. Туркменами называли в мусульманском мире всех перешедших в ислам огузов. Да и сами они себя так называли и называют. Туркмены Сирии, Ирака, Ирана, Азербайджана, Анатолии, Туркестана это потомки одного огузского народа. В Азербайджане до сих пор жители равнинной части Ширвана называются терекеме, что переводится с арабского буквально как туркмены. Терекеме отличаются от остальных азербайджанцев тем что лишь в советское время в принудительном порядке перешли от отгонного скотоводства и кочевого образа жизни к оседлому. Относить Туркменов Ак и Кара Коюнлу к азербайджанцам или туркменам или туркам не правильно. Точнее буде так: это туркменские роды, в равной степени как и афшары, баяты и т.д., ставшие составной частью современных тюрков Азербайджана, Ирака и Восточной Анатолии что подтверждается наибольшей близостью диалектов указанных регионов.

У меня близкий друг "тарякяма",но он турок-месхетинец.Вообщем что хотел спросить они турки или азербайджанцы?То есть к кому они ближе? Кстати они все прекрасные скотоводы,насчет этого Вы правы,умудряются держать скотину даже в городе.

Share this post


Link to post
Share on other sites

У меня близкий друг "тарякяма",но он турок-месхетинец.Вообщем что хотел спросить они турки или азербайджанцы?То есть к кому они ближе? Кстати они все прекрасные скотоводы,насчет этого Вы правы,умудряются держать скотину даже в городе.

Азербайджанец это тот кто живет в Азербайджане, может быть тюрком, может татом, талышом, лезгином и т.д. Если терекеме из Азербайджана значит азербайджанец, если родом из Месхети или как называют тюрки Ахыска значит месхетинец или ахыска ) Хотя насколько я знаю тюрки-ахыска - народ оседлый уже не 1 век, терекеме же кочевники, по крайней мере были таковыми до коллективизации в советское время. Скорее всего предки вашего друга терекеме которые поселились когда-то на землях компактного проживания месхетинцев и естественно приняли их диалект и стали месхетинцами при этом помня о своих кочевых корнях. В этом нет ничего удивительного так как язык и быт турков-месхетинцев ближе к азербайджанцам нежели к туркам Анатолии. Ближайшие к местам исконного проживания турков-месхетинцев терекеме это карапапахи-жители Борчалы, т.е. восточной части современной Грузии или карапапах,и проживающие в Восточной Анатолии. Ахыска или Мцхета - это запад Грузии. Так что нет ничего удивительного что терекеме-карапапахи из Борчалы или Карса переехали в Ахыска к близким по крови и языку местным жителям и смешались с ними. Карапапахи - тюркское племя, живет как в Турции так и в Азербайджане. В Турции они естественно турки, в Азербайджане - азербайджанцы. Диалект карапапахов отличен как от диалекта стамбульского, так и ширванского наличием кыпчакизмов, но ближе к последнему. Стамбульский диалект - официальный язык в современной Турции, ширванский - официальный в Азербайджане.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Азербайджанец это тот кто живет в Азербайджане, может быть тюрком, может татом, талышом, лезгином и т.д. Если терекеме из Азербайджана значит азербайджанец, если родом из Месхети или как называют тюрки Ахыска значит месхетинец или ахыска ) Хотя насколько я знаю тюрки-ахыска - народ оседлый уже не 1 век, терекеме же кочевники, по крайней мере были таковыми до коллективизации в советское время. Скорее всего предки вашего друга терекеме которые поселились когда-то на землях компактного проживания месхетинцев и естественно приняли их диалект и стали месхетинцами при этом помня о своих кочевых корнях. В этом нет ничего удивительного так как язык и быт турков-месхетинцев ближе к азербайджанцам нежели к туркам Анатолии. Ближайшие к местам исконного проживания турков-месхетинцев терекеме это карапапахи-жители Борчалы, т.е. восточной части современной Грузии или карапапах,и проживающие в Восточной Анатолии. Ахыска или Мцхета - это запад Грузии. Так что нет ничего удивительного что терекеме-карапапахи из Борчалы или Карса переехали в Ахыска к близким по крови и языку местным жителям и смешались с ними. Карапапахи - тюркское племя, живет как в Турции так и в Азербайджане. В Турции они естественно турки, в Азербайджане - азербайджанцы. Диалект карапапахов отличен как от диалекта стамбульского, так и ширванского наличием кыпчакизмов, но ближе к последнему. Стамбульский диалект - официальный язык в современной Турции, ширванский - официальный в Азербайджане.

Начнем с того,что турки Ахыска делятся на две большие ветви "Ярли" и "Тäрäкäмä".Собственно "Ярли"-это и есть турки- Ахыска,а вторые пришли к ним несколько веков назад,образ жизни Тарякямя- это скотоводство,хотя они осели., сужу по личному опыту.Теперь насчет языка, у"Тарякямя" язык безусловно ближе к азербайджанскому,только в отличие от них говорят не так быстро,да и обычаи похожи, а вот у"Ярли" язык конечно интересный.Сами они говорят,что они разговаривают на старом языке,язык этот возможно один из диалектов старотурецкого.В восточной Анатолии,о которой Вы упомянули говорят на диалекте похожим на язык Ярли.Да и по обычаям они ближе к ним,а не к азербайджанцам.И вопрос к Вам, карапапахи разве не шииты?

Share this post


Link to post
Share on other sites

И еще хотел сказать Вам:Сравнение "турков-тарякяма"с талышами и лезгинами не очень удачное,предки тарякямя всегда называли себя"тюрками".

Share this post


Link to post
Share on other sites

И еще хотел сказать Вам:Сравнение "турков-тарякяма"с талышами и лезгинами не очень удачное,предки тарякямя всегда называли себя"тюрками".

А я не сравнивал терекеме с лезгинами и талышами. Я говорил что азербайджанец это понятие географическое а не название этноса. И что талыш, лезгин и любой другой коренной житель Азербайджана так же является азербайджанцем. А тех кого сейчас называют азербайджанцами правильнее называть тюрками. Самоназвание народа Türk или Azərbaycan Türkü. Того кого вы называете Ярли и есть настоящие Ахыска. Ярли или точнее Йерли означает местный. А язык жителей Восточной Анатолии идентичен языку жителей Борчалы и Казаха, так как это одно племя Карапапахи. Карапапахи так же проживают в Иранском Азербайджане. Я сам из карапапахов-терекеме. Среди знакомых есть и ахыска и уроженцы Карса и Игдыра. Я точно знаю чей говор кому ближе ) Ну а если мои слова вам доверия не внушают можете прочитать об этом в книге Кырзыоглу о Карапапака: M.F. Kırzıoğlu, "Karapapaklar: Borçalı-Kazak Uruğu’nun Kür-Aras Boylarındaki 1800 Yılına Bir Bakış". Если владеете турецким. http://www.4shared.com/file/cpNDVd54/Karapapaklar.html

Share this post


Link to post
Share on other sites

А я не сравнивал терекеме с лезгинами и талышами. Я говорил что азербайджанец это понятие географическое а не название этноса. И что талыш, лезгин и любой другой коренной житель Азербайджана так же является азербайджанцем. А тех кого сейчас называют азербайджанцами правильнее называть тюрками. Самоназвание народа Türk или Azərbaycan Türkü. Того кого вы называете Ярли и есть настоящие Ахыска. Ярли или точнее Йерли означает местный. А язык жителей Восточной Анатолии идентичен языку жителей Борчалы и Казаха, так как это одно племя Карапапахи. Карапапахи так же проживают в Иранском Азербайджане. Я сам из карапапахов-терекеме. Среди знакомых есть и ахыска и уроженцы Карса и Игдыра. Я точно знаю чей говор кому ближе ) Ну а если мои слова вам доверия не внушают можете прочитать об этом в книге Кырзыоглу о Карапапака: M.F. Kırzıoğlu, "Karapapaklar: Borçalı-Kazak Uruğu’nun Kür-Aras Boylarındaki 1800 Yılına Bir Bakış". Если владеете турецким. http://www.4shared.com/file/cpNDVd54/Karapapaklar.html

За ссылки спасибо,но турецким не владею,хотя и понимаю сносно как любой тюрк знающий свой язык.Общался как-то с одним азербайджанцем,представителем интелегенции,так вот он,что интересно сказал то же,что и Вы,что их отцы называли себя "тüрк"испокон веков,а не азербайджан,и было это сравнительно недавно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ассалам алейкум.

Daşlı,

Это не у вас гаплогруппа N1b?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ассалам алейкум.

Daşlı,

Это не у вас гаплогруппа N1b?

понятия не имею

Share this post


Link to post
Share on other sites

За ссылки спасибо,но турецким не владею,хотя и понимаю сносно как любой тюрк знающий свой язык.Общался как-то с одним азербайджанцем,представителем интелегенции,так вот он,что интересно сказал то же,что и Вы,что их отцы называли себя "тüрк"испокон веков,а не азербайджан,и было это сравнительно недавно.

Ну так в иранском Азербайджане до сих пор никто не говорит азербайджанлы, а говорят тюрк. Это переименование эпохи сталинизма. Нельзя было быть тюрком или турком когда по соседству враждебное государство с такой же нацией.

Share this post


Link to post
Share on other sites

понятия не имею

Тогда вам будет небезынтересно узнать, что гаплогруппу N1b в Азербайджане и Иране ( а также в Восточной Европе) связывают с тюрками-огузами.

Эта гаплогруппа обнаружена у единственного протестировавшегося карапапаха-терекеме.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А откуда он был?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Начнем с того,что турки Ахыска делятся на две большие ветви "Ярли" и "Тäрäкäмä".Собственно "Ярли"-это и есть турки- Ахыска,а вторые пришли к ним несколько веков назад,образ жизни Тарякямя- это скотоводство,хотя они осели., сужу по личному опыту.Теперь насчет языка, у"Тарякямя" язык безусловно ближе к азербайджанскому,только в отличие от них говорят не так быстро,да и обычаи похожи, а вот у"Ярли" язык конечно интересный.Сами они говорят,что они разговаривают на старом языке,язык этот возможно один из диалектов старотурецкого.В восточной Анатолии,о которой Вы упомянули говорят на диалекте похожим на язык Ярли.Да и по обычаям они ближе к ним,а не к азербайджанцам.И вопрос к Вам, карапапахи разве не шииты?

Ахыска... очень загадочный и очень красивый народ. У меня один друг Агыз, он мне сказал, что в Кыргызстане среди Ахыска есть еще "ГУРДЖИ" то есть грузины, отюрченные грузины. :osman6ue:

Share this post


Link to post
Share on other sites

А откуда он был?

Писал что из Москвы. Больше пока не отвечает.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ахыска... очень загадочный и очень красивый народ. У меня один друг Агыз, он мне сказал, что в Кыргызстане среди Ахыска есть еще "ГУРДЖИ" то есть грузины, отюрченные грузины. :osman6ue:

странное у него имя Агыз - Рот

Share this post


Link to post
Share on other sites

тема плавно перешла на турков Ахыска,но все-же я хотел добавить,в одном из постов я сообщал,что у Ахыска "ярли"язык интересный и разговаривают они иначе чем "тäрäкямä".Например глаголы пр.вр.:Ушел-"гетмиш",вместо "геттi"как у Тарякямя;Остался-"калмиш",вместо "калды" "гялмиш"-"гялдi" или например глаголы мн.чис.:Мы пошли-"бiз геттУх(к),бардУх(к),алдУх(к),вердУх(к)" у Тарякямя соответственно:"бiз геттИх(к),бардИх(к),алдИх(к),вердИх(к)".Также"бäн"вместо"ман"(тарякямя).-Я."бин"-"мин"-тысяча и т.д.Также у Ярлиев больше арабских,грузинских,армянских заимствований чем у их соплеменников.Насчет формы глаголов пр. времени"мыш-миш" или мн.числа типа"ГеттУк"(сравни с орхонским"КеттУк") ,это вообще-то древнетюркские формы,и мало у кого среди совр.тюрков они сохранились.Та же форма "бäн" встречается в некот.орхоно-енисейских памятниках.Также я сравнивал их язык со словарем древних огузов М.Кашгари практически все слова встречаются у "Ярлилäр"без изменений, Мое мнение,что Ахыска"Ярлилäр"прямые потомки древнейших огузов,которые более менее сохранили язык.

Share this post


Link to post
Share on other sites

тема плавно перешла на турков Ахыска,но все-же я хотел добавить,в одном из постов я сообщал,что у Ахыска "ярли"язык интересный и разговаривают они иначе чем "тäрäкямä".Например глаголы пр.вр.:Ушел-"гетмиш",вместо "геттi"как у Тарякямя;Остался-"калмиш",вместо "калды" "гялмиш"-"гялдi" или например глаголы мн.чис.:Мы пошли-"бiз геттУх(к),бардУх(к),алдУх(к),вердУх(к)" у Тарякямя соответственно:"бiз геттИх(к),бардИх(к),алдИх(к),вердИх(к)".Также"бäн"вместо"ман"(тарякямя).-Я."бин"-"мин"-тысяча и т.д.Также у Ярлиев больше арабских,грузинских,армянских заимствований чем у их соплеменников.Насчет формы глаголов пр. времени"мыш-миш" или мн.числа типа"ГеттУк"(сравни с орхонским"КеттУк") ,это вообще-то древнетюркские формы,и мало у кого среди совр.тюрков они сохранились.Та же форма "бäн" встречается в некот.орхоно-енисейских памятниках.Также я сравнивал их язык со словарем древних огузов М.Кашгари практически все слова встречаются у "Ярлилäр"без изменений, Мое мнение,что Ахыска"Ярлилäр"прямые потомки древнейших огузов,которые более менее сохранили язык.

Все мы прямые потомки огузов, кыпчаков, карлуков и т.д. ) По поводу геттух и вердух, этот говор расспространен так-же на северо-западе Азербайджана в Шеки-Закатальском регионе. А окончания -мыш,-миш это аналог настоящей совершенной формы глагола Present Perfect и используется не только в говоре Ахыска, но и в официальных языках Турции и Азербайджана. Ну а бен говорят во всей Турции в отличии от мен в Азербайджане.

Share this post


Link to post
Share on other sites

геттУх(к),бардУх(к),алдУх(к),вердУх(к)" у Тарякямя соответственно:"бiз геттИх(к),бардИх(к),алдИх(к),вердИх(к)".

тоже самое в Туции, притом gettük будет у турков, проживающих на берегу Черного моря.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...