Перейти к содержанию
Гордий

Происхождение монголоязычных народов

Рекомендуемые сообщения

16 часов назад цеванрабдан написал:

для Bas1

прочитал обоснование дарлекин. если это твое предположение, то оно не верно.

Киян и Нукуз скрылись среди гор и лесов. Растопили железную гору. Это где по вашему? Не рудный Алтай? Когда там жили монголоязычные? Легенда тюркская, но народы монгольские. Это как минимум должно озадачивать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Или есть как бы легенда среди казахов, передаваемая из прошлого - "Когда-то наши предки были зеленоглазыми и светловолосыми". Это какие-то скифские легенды оставшиеся в местности и передаваемые от автохтонов. Можно много таких легенд найти у других народов. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад Bas1 написал:

Киян и Нукуз скрылись среди гор и лесов. Растопили железную гору. Это где по вашему? Не рудный Алтай? Когда там жили монголоязычные? Легенда тюркская, но народы монгольские. Это как минимум должно озадачивать.

 

Это не только тюркская легенда.

Это еще и казахская легенда, записанная академиком Алькей Хакановичем Маргуланом:

 

"... В далекой-далекой древности, когда у коз мех еще был светло-серым (обычная присказка во многих казахских сказках), народ постигла вражда и он раскололся надвое. Два джигита Киян и Ногай ушли в недоступные горы Алтая. Здесь они обосновались в глубокой пещере Ергенек-кон. Прошло 200 лет. За это время их род расплодился и пещера не стала вмещать их и они решили выйти из непроходимых гор. На их счастье одна из гор Темир-тау оказалась железной. Один из людей предложил расплавить гору. Семьдесят кузнецов растопили углем семьдесят печей и железная гора расплавилась открыв всем дорогу из горного капкана на просторную степь. С тех самых пор потомки Кияна стали именоваться Борте шене. Через несколько лет родился Чингизхан и с этих пор в традицию народа вошло ежегодно, один раз в восемь месяцев, устраивать пир и проводить игру "көк бөрі".

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Или другая легенда у казахов. Улы жузге таяк берiп малга кой, орта жузге калам берiп дауга кой, кiшi жузге найза берiп жауга кой. (дай Старшему жузу палку и пусть он смотрит за скотом, дай Среднему жузу перо и пусть он разрешает споры (есть толкование - и поставь к наукам), дай Младшему жузу копье и поставь его против врага)

У царских скифов видим подобную легенду - племя воинов, племя жрецов и племя дельцов.

Прошли тысячелетия, а легенды остались.

  • Like 1
  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 минуты назад Bas1 написал:

Киян и Нукуз скрылись среди гор и лесов. Растопили железную гору. Это где по вашему? Не рудный Алтай? Когда там жили монголоязычные? Легенда тюркская, но народы монгольские. Это как минимум должно озадачивать.

я не профи историк или археолог. но согласен с теми, кто считает, что легенда об Эргенеконе сложилась после падения Жужанского каганата, а местность находилась где то пределах Горной Шории и Кузнецкого Алатау. ну а насчет того, что легенда тюркская или монгольская, вообще, нет однозначного ответа, как у авторитетных и ответственных профи, так и у меня дилетанта. ни тюркского, ни монгольского общенационального самосознания или самоидентификации в то время быть не могло.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад цеванрабдан написал:

местность находилась где то пределах Горной Шории и Кузнецкого Алатау

 

Шория и Кузнецк очень далеки + там имхо нет железных рудников. 

 

Судя по легендам (см: выше казахскую и ниже 2 от Рашид ад-Дина) уход и возвращение предков Чингизхана состоялись на западной стороне Алтая и принимая во внимание факт использования железной руды, то вероятно речь идет о Рудном Алтае на западных склонах гор.

 

Легенда первая:

"... Огуз одолел племена своих дядей, подчинил себе их улусы, а те, что уцелели подчинились его власти. Огуз сказал им: «я определю вас для проживания в Туркестане». Однако они этого не приняли и Огуз преследовал их до Каракурума. Огуз стал называть их мовал, что означало: «Будьте всегда опечаленными, стесненными и несчастными. Носите собачьи шкуры, ешьте только дичь  и никогда после этого в Туркестане не появляйтесь!».

 

Легенда вторая:

"... Учинили такое избиение среди них, что в живых осталось не более двух мужчин и двух женщин. Эти две семьи в страхе перед врагом бежали в недоступную местность, кругом которой были лишь горы и леса. Среди тех гор была обильная травой и здоровая по климату степь. Название этой местности Эргунэ-кун. А имена тех двух людей были: Нукуз и Киян. Они и их потомки долгие годы оставались в этом месте и размножились. Слово же монгол сперва звучало мунгол, то-есть, «бессильный» и «простосердечный». Когда среди тех гор и лесов этот народ размножился и пространство занимаемой им земли стало тесным и недостаточным, то они учинили друг с другом совет, каким бы лучшим способом и нетрудным путем выйти им из этого сурового ущелья и тесного горного прохода. И они нашли одно место, бывшее месторождением железной руды, где постоянно плавили железо".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

другой вариант Эргенекона это Турфан. но там нет теле.

и в любом случае Ашина признается, как сяньби. 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад АксКерБорж написал:

 

Это не только тюркская легенда.

Это еще и казахская легенда, записанная академиком Алькей Хакановичем Маргуланом:

 

"... В далекой-далекой древности, когда у коз мех еще был светло-серым (обычная присказка во многих казахских сказках), народ постигла вражда и он раскололся надвое. Два джигита Киян и Ногай ушли в недоступные горы Алтая. Здесь они обосновались в глубокой пещере Ергенек-кон. Прошло 200 лет. За это время их род расплодился и пещера не стала вмещать их и они решили выйти из непроходимых гор. На их счастье одна из гор Темир-тау оказалась железной. Один из людей предложил расплавить гору. Семьдесят кузнецов растопили углем семьдесят печей и железная гора расплавилась открыв всем дорогу из горного капкана на просторную степь. С тех самых пор потомки Кияна стали именоваться Борте шене. Через несколько лет родился Чингизхан и с этих пор в традицию народа вошло ежегодно, один раз в восемь месяцев, устраивать пир и проводить игру "көк бөрі".

 

АКБ, можно пожалуйста ссылку?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад АксКерБорж написал:

 

Шория и Кузнецк очень далеки + там имхо нет железных рудников. 

 

Судя по легендам (см: выше казахскую и ниже 2 от Рашид ад-Дина) уход и возвращение предков Чингизхана состоялись на западной стороне Алтая и принимая во внимание факт использования железной руды, то вероятно речь идет о Рудном Алтае на западных склонах гор.

 

Легенда первая:

"... Огуз одолел племена своих дядей, подчинил себе их улусы, а те, что уцелели подчинились его власти. Огуз сказал им: «я определю вас для проживания в Туркестане». Однако они этого не приняли и Огуз преследовал их до Каракурума. Огуз стал называть их мовал, что означало: «Будьте всегда опечаленными, стесненными и несчастными. Носите собачьи шкуры, ешьте только дичь  и никогда после этого в Туркестане не появляйтесь!».

 

Легенда вторая:

"... Учинили такое избиение среди них, что в живых осталось не более двух мужчин и двух женщин. Эти две семьи в страхе перед врагом бежали в недоступную местность, кругом которой были лишь горы и леса. Среди тех гор была обильная травой и здоровая по климату степь. Название этой местности Эргунэ-кун. А имена тех двух людей были: Нукуз и Киян. Они и их потомки долгие годы оставались в этом месте и размножились. Слово же монгол сперва звучало мунгол, то-есть, «бессильный» и «простосердечный». Когда среди тех гор и лесов этот народ размножился и пространство занимаемой им земли стало тесным и недостаточным, то они учинили друг с другом совет, каким бы лучшим способом и нетрудным путем выйти им из этого сурового ущелья и тесного горного прохода. И они нашли одно место, бывшее месторождением железной руды, где постоянно плавили железо".

 

Эта легенда у вас осталась от небольшой кучки монголов Бату в ЗО.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 11.03.2018 в 20:36 mechenosec написал:

Эта легенда у вас осталась от небольшой кучки монголов Бату в ЗО.

 

Эта легенда была известна тюркам задолго до рождения на свет Чингизхана, не говоря уже о его правнуке Бату.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 11.03.2018 в 19:19 RedTriangle написал:

АКБ, можно пожалуйста ссылку?

 

Это мой перевод с казахского языка (за точность не ручаюсь :)).

Вот оригинальный текст автора на казахском языке:

 

"... Ерте, ерте ертеде ешкі жүні бөртеде халық бір-бірімен алакөз болып, екіге жарылғанда Қиян мен Ноғай деген екі жігіт туған жерлерін тастап, алысқа адам аяғы баспаған Алтай тауларына шығып кетіпті-мыс. Бұл жерде олар, Ергенек қон деген терең үңгірді қоныс қылыпты. 200 жыл өтіпті. Содан бері олардыњ үрім-бұтақтарының саны өсіп-жетіліп, үңгірге сыймайтындай дәрежеге жетіпті. Содан олар не болса да бұл арадан құтылуды ойлапты. Бірақ, Қиян мен Ноғай ұрпақтары барлық биік тауларға шығып, шыңдар мен қияларды орап, қоршап алады. Бақыттарына орай бір тау Теміртау – темір болып шығады. Қиян ұрпақтарының арасындағы ұста тауды балқытып жіберуді ұсынады, тау ағып кету үшін жетпіс жерден жетпіс ұста пешін көмірмен жағады. Сөйтіп, түйе үстіндегі қомымен өтіп кететіндей жол салады. Осы салынған жолдан таулы Қиян тау қақпанынан кең жазық далаға шығып құтылады. Сол кезден бастап Қиян ұрпақтары бөрте шене аталып кетті. Бірнеше жыл өткен соң Шыңғыс дүниеге келді. Осы уақыттан бастап халықтың салтына әр жыл сайын, сегіз айда бір рет той және көк бөрі (> көкпар) тарту ұйымдастырылады, қазіргі кезде «ешкі тартады».

 

Ссылка:

50-томное издание "Библиотека казахской этнографии", Т.8. 

Алькей Хаканович Маргулан "Труды по культуре казахского народа" (Қазақ халқының жазу мәдениеті бойынша еңбектері). 

 

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 2/8/2015 at 2:05 PM, АксКерБорж said:

 

Когда возможно было такое? Про халхасцев не встречал такого, чтобы они кошмарили Китай. Может у кого то есть ссылки на источники по этому поводу?

 

А если имеются в виду татары Чингизхана, то их страна не была на территории Халхи и они могли "откатываться" только в северо-западном направлении, в Могулистан, Джунгарию.

 

 

Я как-то выдвигал другую версию, не связанную с тюркизмом "QALQAN" (щит).
 
На основе исторических событий, подтверждаемых письменными источниками, предполагаю, что это тюркское "QALYQ"(или Қалқ) - остатки, оставшиеся [тюркских племен] - синоним этнонима "QALMAQ" (или Қалмақ) - остатки, оставшиеся.
 
У обоих этнонимов один корень "QAL - QALU"(қал - қалу) - оставаться. 
 
Естественно, что в монгольских языках тюркское гортанное "Q"(қ) автоматически произносится как "Х".

Зачем брать казахское слово 'qalu', когда в уйгурском 'оставаться' и есть 'qalmaq', собственно как и в источниках. Ведь очевидно, что Qalmaq является восточно-чагатайским экзоэтнонимом. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Quote

Последняя реставрация Чингизханидов: Дайан-хан и Алтан-хан

Последняя реставрация Чингизханидов:

Дайан-хан и Алтан-хан

Закат мощи Ойратов, т.е. западных Монголов, не был моментально использован Чингизханидами восточной Монголии. Какое-то время они истребляли друг друга в изнурительной внутри семейственной борьбе. Великий хан Мандагол, двадцать седьмой потомок Чингиз-хана, погиб в 1467 г. в результате войн против своего малолетнего племянника и наследника Болхо Джинона, который в свою очередь был убит еще до провозглашения ханом (1470). В этом правящем семействе Хубилаидов, некогда многочисленном, не осталось никого, кроме пятилетнего мальчика, сына Болхо Джинона, – Дайана, "который был оставлен всеми, даже собственной матерью, вновь вышедшей замуж". [1367]

Молодая вдова Мандагола, Мандугхай-хатун взяла мальчика под свою опеку и провозгласила его ханом. Она же взяла на себя командование верными ей Монголами, и нанесла поражение Ойратам. В 1481 году она вышла замуж за молодого Дайана, будучи старше его на восемнадцать лет. В 1491-1492 годах эта героическая женщина, которую называли часто Элун-эке,-имя матери Чингизхана "находилась во главе армии, которая рассеяла Ойратов". [1368]

Это ей молва приписывает заслуги в ликвидации превосходства Ойратов, и возвращения господства восточных Монголов.

Долгое правление Дайана (1470-1543), сначала при энергичном регентстве его будущей супруги, затем личных качествах суверена, было отмечено возрождение Чингизханидского авторитета, которое произошло благодаря перегруппировке восточных племен, согласно традиционному делению (сориентированному по отношению к югу) на левое крыло (джун гар, джегон гар, или сегон гар) на востоке, и правое крыло (барун гар, барагон гар) на западе. [1369]

"Первое крыло подчинялось непосредственно кагану, второе находилось под властью джинона, которого каган выбирал среди своих братьев или сыновей. Первое включало в себя племена: Чахар, территорию суверена, Халхи и Урянгхан; второе включало в себя: Ордос, Тумед [1370] и Джунгчиабо, называемый также Харатчин или Хартчин." [1371] Дайан не осуществлял эту реорганизацию без насилия. Часть Барагона – Тумед или правосторонних Тумедов (то есть западных) убили одного из сыновей Дайана, который был им назначен в качестве предводителя. "Это привело к серьезному столкновению между двумя крыльями Монголов. Дайан, сначала терпевший поражение, затем сумел одержать верх благодаря альянсу с Хортчинами, племенем (бассейн Нонни), которое подчинялось наследникам Кассара, брата Чингиз-хана. Он преследовал бунтовщиков вплоть до Кукунора, где и принял их заверения в покорности. Он им назначил в качестве джинона своего третьего сына Барса-болода (1512)". Дайан также подавил восстание Урянгханов, ликвидировав их группировку и расселив ее между пятью другими. Наконец, с 1497 по 1505 годы он руководил целой серией удачных набегов на китайские границы от Леотонга до Кан-су.

   

После смерти Дайана (1543), его дети и внуки разделили между собой племена. Племена Чахаров сформировали долю предводителя старшей ветви, Боди-хана, внука Дайана, и имевшего титул Великого хана. Боди-хан располагался в стране Калган и Долон-нор, которая до сегодняшнего дня является центром владений Чахаров. Верховное монгольское ханство существовало у правящего семейства Чахаров с 1544 по 1634 год, в периоды правления ханов: Боди (1544-1548), Кудан (1548-1557), Тумен Сасакту (1557-1593), Сетчен (1593-1604) и Легдан (1604-1634). Последний, как мы увидим ниже, был смещен маньчжурским императором. Третий сын Дайана, джи-нон Барса-болод, и уже его сын-джинон Гюн Биликту Мерген (умер в 1550 году), командовавшие Ордосцами, расположили свои лагеря в излучине Жёлтой Реки (в 1528, 1530 годах). Младший брат Гюн Биликту, Алтан-хан-Иен-та согласно Мин-ши – наиболее известный из внуков Дайана, командовавший Тумедами, двинулся на северо-восток от излучины, в Коке-хото (Куку-хото) или Куей-хуа-ченг. [1372]

Наконец, младший сын Дайана, Гересандза лотчигин, получил право командовать племенами Халха, которые, в то время были, по Коранту, сосредоточены между рекой Халха, озером Буир-нор и нижним течением Керулена. Оттуда, Халхинцы, выталкивая Ойратов или Калмыков, растянулись на запад до Обса-нора.

Это нашествие на Ойратов, которое вытеснило их к району Кобдо, было уничтожением объединенными Монголами дайонидами, под личным руководством Тумедского правителя Алтан-хана, при поддержке его внучатого племянника Хутуктай Сетчен хонтайджи, принца Ордоского. Ойраты, потерпевшие поражение в многочисленных стычках, потеряли Каракорум, ставку и символ монгольской "имперскости" (1552). Два из их племени, Торгут или Торгхут и Кошот, вновь преследуемые и разбитые Дайанидами вплоть до Урунгу и Черного Иртыша, начали своё продвижение на запад.

Алтан-хан, правление которого падает на период с 1543 по 1583 годы, но который еще при жизни своего деда Дайана, приступил к осуществлению своих подвигов, направив свои войска против Минского Китая. Так, в 1529 г. он разорил округ Та-тонг, на севере Шан-си. В 1530 г. он опустошил округ Нин-ся в Кан-су, затем та же участь постигла Сиан-хуа, на северо-западе от Пекина. В 1542 г. он убил китайского генерала Чан ши-тчюна; он взял также в плен 200 000 человек, и два миллиона голов скота. Практически ежегодно тревожа китайские территории, то с округа Та-тонг, то с Сиан-хуа, он возобновил, таким образом, старые Чингизханидские набеги. В 1550 г. он продвинулся вплоть до ворот Пекина, сжигая предместья столицы. Прежде чем вернуться, он разорил ещё район Пао-тин-фу. Следовательно, этот энергичный Чингизханид мечтал только о войне. Дважды, в 1550 и 1574 годах он заставил Китайцев открыть рынки в приграничных районах с тем, чтобы организовать обмен животных из Монголии на китайские товары. Во время этих нашествий, его сопровождал внучатый племянник, ордосский принц Хутуктай Сетчен хонтайджи, родившийся в 1540 г., и умерший в 1586 г., и который неоднократно разорял китайскую границу между Нинся и Ю-лином. Компании Хутуктай Сетчена были воскрешены его внуком, монгольским историком Сонон Сетченом.

Quote
On 2/8/2015 at 4:05 PM, АксКерБорж said:

 

Когда возможно было такое? Про халхасцев не встречал такого, чтобы они кошмарили Китай. Может у кого то есть ссылки на источники по этому поводу?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Всех приглашаю сюда обсудить интересные откровения по новейшим переводам источников, которые я залью там позже! ;)

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Тут наши "монголоведы" утверждают о тюркском языке монголов ЧХ. Как уже писал Писмейкер, среди мамлюков Египта были мамлюки монгольского происхождения:

Цитата

Originally a Mamluk of al-Ashraf Khalīl, then of al-Nāṣir Muḥammad, Aytamish fist comes to our notice as a trusted envoy of the latter during his exile in Karak (1309–10)...

Aytamish spoke and wrote Mongolian, and knew the customs of the Mongols (ādāb almughulī). “He judged in the house of the sultan among the khaṣṣākīyah according to the yāsāq that Chinggis Khan established. He knew the biography of Chinggis Khan, explained it, and reviewed it. He was acquainted with the branches of the Mongols and their roots, and he knew by heart their histories and events.” Aytamish answered letters in Mongolian for the sultan.

Изначально он был мамлюком Аль-Ашраф Халила, потом Аль-Насира Мухаммад, Aytamish упоминается как доверенный посланник последнего во время его изгнания в Караке (1309-10).

Aytamish говорил и писали по-монгольски и знал обычаи монголов (ādāb almughulī). “Он судил в доме султана среди "khaṣṣākīyah" по yāsāq, что Чингис-Хан установил. Он знал биографию Чингисхана, объяснял ее и пересматривал. Он был знаком с ветвями монголов и их корнями, и он знал наизусть их истории и события". Aytamish отвечал на письма на монгольском языке для султана.

Его брат, Аригтай, также говорил по монгольски. И оба они бегло говорили по тюркски и на кыпчакском диалекте.

Цитата

Al-Ṣafadī notes that both Aytamish and Ariqtay spoke Turkish and Qipchaqi flently (wahumā fī lisān al-turk wa-al-qibjāqī faṣīḥān). The latter term must refer to Mongolian, clearly that of the Golden Horde. 

Автор предполагает, что кыпчакским назван монгольский язык Золотой Орды.

Вот выходные данные: REUVEN AMITAI. THE HEBREW UNIVERSITY OF JERUSALEM. Mamluks of Mongol Origin and Their Role in Early Mamluk
Political Life.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Rust сказал:

Тут наши "монголоведы" утверждают о тюркском языке монголов ЧХ. Как уже писал Писмейкер, среди мамлюков Египта были мамлюки монгольского происхождения:

Его брат, Аригтай, также говорил по монгольски. И оба они бегло говорили по тюркски и на кыпчакском диалекте.

Автор предполагает, что кыпчакским назван монгольский язык Золотой Орды.

Вот выходные данные: REUVEN AMITAI. THE HEBREW UNIVERSITY OF JERUSALEM. Mamluks of Mongol Origin and Their Role in Early Mamluk
Political Life.

Насчёт монголов-мамлюков, это известно, насчёт монгольского языка в ЗО ? Тут автор явно загнул.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поскольку ЗО была изначально монгольским государством, пока монголы там не растворились, то говорить о монгольском языке там вполне правомерно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, jambacalmouk сказал:

Поскольку ЗО была изначально монгольским государством, пока монголы там не растворились

 

Вы всерьез верите что в нем были примерно такие же монголы как современные халхасцы, калмыки, буряты? :o

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, АксКерБорж said:

 

Вы всерьез верите что в нем были примерно такие же монголы как современные халхасцы, калмыки, буряты? :o

 

cd866f0c9b62fa641f4bbb871061feae.jpg

gallery_24_23_39320.jpg

:D

 

 Мэн-да бэй-лу: «Татары в большинстве случаев не очень высоки ростом. Самые высокие не превышают пяти чи и двух-трех цуней (около 160 см). Нет также полных и толстых. Лица у них широкие и скулы большие. Глаза без верхних ресниц. Борода весьма редкая. Внешность довольно некрасивая» [2.2].
   Картлис цховреба: «В стране Солнечной на Востоке, которую именуют Чин-Мачин, явились люди некие из местности дивной, именуемой Каракурум, чуждые ликом, нравами и внешностью… Они чужды по языку, чужды обличьем, чужды бытом; не знали вкуса хлебного, но мясом бессловесных питались. Однако были телом совершенны, плотью дородны и мощны ногами, прекрасны и белолицы, с глазами узкими и карими, удлиненными и яркими; большеглавые, с волосами темными и частыми, плосколобые, с носами настолько низкими, что щеки возвышались над носами и были видны лишь маленькие ноздри; губы малые, зубы ровные и белые; совершенно безбородые. Такие необычные имели они лица» [4.7, с.333-334].
   Магакия: «Эти первые татары, которые появились в верхней стране, не походили на людей; ибо вид их был ужаснее всего что можно выразить: головы их были громадны, как у буйволов; глаза узкие, как у цыплят; нос короткий, как у кошки; скулы выдавшиеся, как у собаки; поясница тонкая, как у муравья; ноги короткие, как у свиньи. Бороды у них вовсе не было» [4.2].
   Орбелиан: «Возбудил Господь на востоке в стране Чин и Мачин, за пределами Хадастана, народ стрелков, т.е. Мугаль, называемых простолюдинами татар… наружности красивой, но с лицом безволосым как у женщин» [4.6, т.1, с.31]
   Армянский автор: «Появились с востока дикобразные, жестокие и кровожадные люди. Они были широкоплечие, с мускулистыми руками, большеголовые, с гладкими и взъерошенными волосами, узкоглазые, широколобые, плосконосые и редкобородые. Их отношение к людям было беспощаднее, чем у зверей, и их настоящее имя было харататар» [4.3].
   Киракос: «Борода не росла, лишь у некоторых росло несколько волосков на губах или подбородке, глаза узкие и быстрые, голос тонкий и пронзительный. Когда бывает, что поесть, они едят часто и жадно и пьют, а когда нет ничего, терпеливо переносят [голод]. Питаются всеми животными без разбора — чистыми и нечистыми, предпочитают же всему конину, которую делят на части и варят либо жарят без соли, затем крошат на мелкие куски и едят, макая в соленую воду» [4.1, ф.4].
   Карпини: «Внешний вид лиц отличается от всех других людей. Именно между глазами и между щеками они шире, чем у других людей, щеки же очень выдаются от скул; нос у них плоский и небольшой; глаза маленькие, и ресницы приподняты до бровей. В поясе они в общем тонки, за исключением некоторых, и притом немногих, росту почти все невысокого. Борода у всех почти вырастает очень маленькая, все же у некоторых на верхней губе и на бороде есть небольшие волоса, которых они отнюдь не стригут… Ноги у них также небольшие» [6.8].
   Бридия: «Эти тартары в основном среднего роста и достаточно стройные благодаря, [употреблению] молока кобылиц, которое делает человека худым, и, [повседневному] труду. Лица у них широки. Имеют выдающиеся вперед скулы» [6.15].
   Фома Сплитский: «У них короткие ноги, но широкая грудь, лица у них круглые, белокожие и безбородые, с изогнутыми ноздрями и узкими, широко поставленными глазами… К хлебу они испытывают отвращение и употребляют в пищу без разбора мясо чистых и нечистых животных и пьют кислое молоко с конской кровью» [6.3].
   Герман II: «Роста они невысокого и толстые, сложения коренастого, сил безмерных… у них короткие ноги. Они не знают человеческих законов, не ведают жалости, свирепее львов и медведей... Никто из них не знает иных языков, кроме своего, которого не ведают все остальные [народы], ибо вплоть до сего времени не открывался к ним доступ» [6.4].
   Фридрих II: «Люди они низкорослые, но крепкие, коренастые и кряжистые. Они жилисты, сильны и отважны... У них широкие лица, косой взгляд; они издают ужасные крики, созвучные [их] сердцам. Одеты они в невыделанные воловьи, ослиные или конские шкуры» [6.4].
   Ивон Нарбонский: «А грудь у них крепкая и могучая, лица худые и бледные, плечи твердые и прямые, носы расплющенные и короткие, подбородки острые и выдающиеся вперед, верхняя челюсть маленькая и глубоко сидящая, зубы длинные и редкие, разрез глаз идет от висков до самой переносицы, зрачки бегающие и черные, взгляд косой и угрюмый, конечности костистые и жилистые, голени же толсты, но, [хотя] берцовые кости короче, [чем у нас], все же они одинакового с нами роста, ибо то, чего недостает в берцовых костях, восполняется в верхних частях тела» [6.4].
   Герберштейн: «Поскольку татары населяют разные и далеко и широко раскинувшиеся земли, то они не совсем походят (друг на друга) своими обычаями и образом жизни. Это люди среднего роста, с широким мясистым (будто опухшим) лицом, с косящими (маленькими) впалыми глазами; волосы они отпускают только на бороде, а остальное бреют. Только более именитые носят за ушами косы, и [притом очень] черные» [6.24, 7].

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Вы всерьез верите что в нем были примерно такие же монголы как современные халхасцы, калмыки, буряты? :o

 

что именно вкладывается в понятие "примерно такие же монголы как современные халхасцы, калмыки, буряты"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
10 часов назад, jambacalmouk сказал:

что именно вкладывается в понятие "примерно такие же монголы как современные халхасцы, калмыки, буряты"?

Просто АКБ не понять, что у монголов мамлюков был свой монгольский язык и он отличался от тюркских языков. Даже словарь специальный был составлен, тюрко-монголо-арабский. Тот мамлюк очень хорошо знал ясу ЧХ и его историю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...