Перейти к содержанию
Гордий

Происхождение монголоязычных народов

Рекомендуемые сообщения

Хе-хе! Мало приведенных, тогда вот вам еще одна "хотелка-фантазия", нюхайте:   :lol:

 

Рашид-ад-дин:

 

"... В 1124 году при возвращении после завоевания страны тазиков Чингизхан на границе своего коренного юрта с областью найманов (Найман-хой, Имил-Кучин) встретил впервые вышедших на охоту внуков Кубилая и Хулагу и поэтому самолично совершил обряд..."

 

Граница между областью найманов, которая прекрасно известна из источников, а они располагались по Белому Иртышу  (т.е. севернее современного Зайсана) и на западных склонах Алтайского нагорья вплоть до гор Найман-таг (современный Чингиз-тау), была ..... как я и обосновываю в своей версии, на Имиле!!! Все верно и все совпадает на все 100%!!!

 

АКБ вы совсем заблудились меж трёх сосен.

 

Темучин, будущий Чингис-хан родился в феврале 1155 года, на берегу р.Онон, в урочище Делюгюн Болдок, что означает кочковатая местность, немного выше крепости Чиндан, на правом берегу, напротив селения Ихе-Арал, около 50 град. с.ш. и 132 град. в д.

 

Поэтому фольк АКБ Чингис-хан в 1124 году не мог встречать своих внуков, по той простой причине что его ещё не было на белом свете.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Можете привести пример 4-летнего монгольского мальчика лихо скачущего на коне?

 

Монгольские скачки с древних времен.

Конные скачки пользуются большой популярностью у монголов. Считается, что присутствие на финише заездов двухлеток - даага приносит удачу и благополучие.

Скачки - это традиционный, почитаемый праздник монголов, где испытывают выносливость своих лошадей. Скакунов для наадама готовят заранее, тренируя по правилам, известным кочевникам-скотоводам сотни лет. Их выпасают на особых пастбищах со специальным травостоем, регулируют количество выпиваемой ими на водопое воды, устраивают предварительные заезды. Важная деталь такой тренировки - научить лошадь не запариваться, не выделять слишком обильный пот на скаку. Поэтому их тренировали ежедневно ровно в полдень, в самую сильную жару. Иногда укутывали в баранью доху и в таком виде гоняли в гору. Через десять дней такой тренировки лошадь переставала потеть, сбрасывала лишний жир и была готова к скачкам.

Монгольские конные скачки аналогов в мире, пожалуй, не имеют. Протяженность дистанций составляет от 12-32 км в зависимости от возрастной группы коней. По двум показателям: сверхдальней дистации и малолетнему возрасту всадников монгольские конные скачки достойны быть занесенными в книгу рекордов Гиннеса. Существуют строгие правила проведения скачек. Устраивают несколько заездов. В первом из них участвуют лошади-двухлетки (даага) - (15км), во втором - трехлетки (шудлэн) - (20км), в третьем - четырехлетки (хязаалан) - (25км), в четвертом -пятилетки (соёолон) - (28км), в пятом - все остальные возрастные категории (их нас), начиная с шестилеток - ( 30км). В шестом заезде бегут только жеребцы (азарга) - ( 28км), в седьмом - только иноходцы (жороо). Таким образом всего семь заездов.

Юные всадники пронзительно поют “Гийнгоо" - гимн своему коню. В нем воспеваются достоинства скакунов, способных "промчаться ветром, преодолеть все преграды на пути, прийти к финишу первым". Дети поют так самозабвенно, что нельзя без волнения слушать и видеть это священнодейство. Кажется, что кони каждой своей клеткой ощущают заряд доброй энергии, исходящей от их преданных юных друзей, настраиваются к предстоящей скачке.

Во время “Гийнгоо" происходит тесный контакт между конем и всадником, они сливаются как единый организм. Именно такое впечатление создается, когда наблюдаешь за скачками. Поговорку "монгол рождается в седле" логично дополнить словами "и воспитывается в седле". Отсюда, из бытия, а не только из родительских ген, берет свое начало и формируется терпеливый, стойкий характер монгола. Конь - надежный друг степняка, сопровождающий его всю жизнь.

Особенность монгольских скачек - в наездниках. Это девочки и мальчики в возрасте от 4 до 12 лет, что всегда вызывает удивление и восхищение у иностранных гостей и туристов. У детей-наездников особый костюм и экипировка рубашка и штаны яркой расцветки, жилетка, остроконечный колпак, в руке кнут с короткой ременной плетью. Грива коня с помощью особой заколки соединялась в один пучок, то же самое делалось и с хвостом лошади.

Коня-победителя чествуют с высокими почестями. Пять самых быстрых лошадей с каждого заезда получают коллективное звание "пять кумысных". Их проводят по кругу почета, поют восхваления и освещают кумысом. Славословие в честь коня-победителя (морины цол) - это особый жанр фольклора. Чествование победителей скачек - ритуал древний, содержательный. Награждаются коневоды (уяач) и всадники первой пятерки скакунов из каждой возрастной группы. Наездники из рук президента получают призы а лошадям дают громкие звания. В последние годы владельцами лучших скакунов являются известные бизнесмены страны, политические и культурные деятели или сами хозяева лошадей.

Скачки проводятся за пределами города. В последние годы скачки проводится в 30 километрах от Улан-Батора. Трасса степная и специально не подготавливается. На скачки собирается до полумиллиона зрителей. Зрелище грандиозное.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

С вами который отрекается от своей истории и обычаев, пожалуй то же не о чем разговаривать.

 

Что касается ваших вопросов (интересных как вы считаете), то я вам уже говорил на чистом казахском: Что обсуждать фантазии, вымыслы и домыслы, а также всякие занюханные хотелки нет желания и времени.

 

Хе-хе! Мало приведенных, тогда вот вам еще одна "хотелка-фантазия", нюхайте:  :lol:

 

Рашид-ад-дин:

 

"... В 1124 году при возвращении после завоевания страны тазиков Чингизхан на границе своего коренного юрта с областью найманов (Найман-хой, Имил-Кучин) встретил впервые вышедших на охоту внуков Кубилая и Хулагу и поэтому самолично совершил обряд..."

 

Граница между областью найманов, которая прекрасно известна из источников, а они располагались по Белому Иртышу  (т.е. севернее современного Зайсана) и на западных склонах Алтайского нагорья вплоть до гор Найман-таг (современный Чингиз-тау), была ..... как я и обосновываю в своей версии, на Имиле!!! Все верно и все совпадает на все 100%!!!

 

АКБ вы совершенно не знаете кто такой Чингис-хан и кто такие монголы. 

Вы сами всё домысливаете и приукрашиваете из обрывков фраз и предложений, а потом во всё это пламенно верите. На здоровье, благо вам никто не мешает "творить и живописать"

 

Еще раз вам напоминаю, что Чингис-хана в 1124 году не было на белом свете, не родился он ещё тогда, твоя моя понимает?

Тем более, не было в 1124 году его внуков. 

Весело с вами...

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Плюс такой неопровержимый факт, что в современных тюркских языках, в частности, в казахском языке, нет ни единого монголизма!

 

Напротив, в современных монгольских языках 90% лексики это тюркизмы!

Вот послушайте умных людей, вам полезно будет.

 

"Монгольские элементы в казахской топосистеме" даётся лексико-семантическая и структурная характеристика топонимов монгольского происхождения на территории Казахстана, раскрывается значение некоторых ранее не этимологизированных географических названий, устанавливаются пути усвоения топонимов монгольского языка казахской топосистемой.

В процессе становления и развития казахская топонимия в значительной море впитала в себя монгольские элементы. Для выявления монголизмов в казахской топонимии мы, вслед за В.Ф.Барашковым, считаем необходимым учитывать:

1) исторические и географические данные;

2) наличие соответствий к исследуемому топониму в апеллятивной монгольской лексике и отсутствие таковых в тюркских языках, а также наличие собственных топонимических параллелей на исконных монголоязычных территориях;''

3) законы фонетической, лексической адаптации принявшего языка;

4) участие этимона в топообразованиях дающего языка. Результаты сравнительного исследования позволяют нам сказать, что возникшие в результате известных исторических событий (монгольские нашествия.) топонимы монгольского происхождения на территории Казахстана сохранили в себе специфические особенности исконно монгольской топонимии. Каким бы фонетическим, структурным преобразованиям ни подвергались данные топонимы, они сохраняют в себе известные сведения о природе, быте, духовной и материальной культуре, языке монголов, оставивших эти названия.

Определённая группа топонимов монгольского происхождения, функционирующая в составе казахской топонимии, параллельно употребляется в топосистемах Поволжья, Татарстана, Кыргызстана, Туркмении, Якутии, Чувашии, Северной Осетии, Ккной Сибири, Горного Алтая.

Дифференциация монголизмов по семантическим признакам,служащим основой наименования, помогает "воссоздать языковую модель мира того общества, в среде которого происходила номинация географических реалий".1 Исходя из этого, справедливо,на наш взгляд, утверждение о том, что лексико-семантический анализ монголизмов, выявленных в казахской топосистеме, можно провести только с точки зрения исходного языка.

Изучение семантики монгольских заимствований мы проводили, опираясь на классификации А.Абдрахманова (1955), 0.Т.Молчановой (1971), А.В.Суперанской (Г973), К.Конкобаева (1980), и разделили их на две основные лексико-семантические группы, которые^ свою очередь.распределились на ряд тематических подгрупп: I. Топонимы, отражающие географические свойства окружающей среды:

I) топонимы,связанные с животным и растительным миром (г.Тарбагатай > монг. тарвагатай "сурковый", ур.Могой > монг. могой "змея", мест.Кчсан-тал> монг, хус(а) тал "берёзовая степь");

А-Ата, 1989; Жартыбаев А. Состав и структура топонимов Карагандинской области. Автореф. дисс. ... канд.филол.наук. А-Ата, 1991; Кожанов М. Топонимия Гурьевской области. Автореф. дисс. канд.филол.наук. А-Ата, 1989; Мадиева Г. Гид-ронимия Восточного Казахстана. Автореф. дисс. ... канд. филол.наук. А-Ата, 1990. 19. Керимбаев Е. Лексико-семантическая типология оронимии Казахстана. Автореф. дисс. канд.филол.наук. А-Ата, 1988. C.I6

2) топонимы, содержащие информацию о различных признаках географических объектов: а) цвет (мэст. Багашар? монг. бага "маленький'Чиар "жёлтый", р.Шатан монг. чагаан^ цагаан "белый"); б) величина, объём, форма (г.Индер ? монг. ондор "высокий", р.М^кыр > монг. мухар "короткая", "никуда но впадающая река", г.Шадирадцр > монг. шадар "кривой'Чадыр (тюрк,-монг.); в) свойство географического объекта (г.Кртынчра монг. хчйтэн нураа "холодный обрыв", р.Крргалы > монг. харги "грохочущий поток'Чказ. афф. -ли. р.Тчрген^ монг. тчргэн "быстрый"); г) характер грунта и полезные ископаемые (оз.Бородабсын > монг. бор давс(ан) "серая соль", г.Еертей > монг. цэрдтэй "меловый", оз.Коргалжын > монг. хоргоолнин "свинец") и т.д.

П. Топонимы, отражающие отношение человека к номинации географического объекта, т.е. географические названия, содержащие историко-этнографические сведения о жизни монголов в прошлом:

1) метафорические названия. Средствами уподобления и сравнения служат анатомические термины и предметы бытового обихода (х.Магынай > монг. магнай "лоб", мест. Кектощай > тюрк.-монг. кек "синий"+монг. тохой "локоть", р.Торгысын з-монг. тор-гонусан "шёлковая река", мест. Тогатай >• монг. тогоотой "казан, котёл", г.Нокдй Толагай> монг. нохой "собака'Чтолгой "голова" (tíyitB.) —» "холм, бугорок");

2) топонимы, содержащие эмоционально-оценочную окраску (р.Байынкрл > монг. баян гол "богатая река", г.Сайщш монг. сайхан "хороший");

3) топонимы с числовыми показателями. Числовые показатели передаются числительными и нумеративным словом дан "одинокий, единственный" (оз.. Дансары монг. дан+каз. сары.р.Кчр-баншар > монг. гурван шар "три речки", р.Дорб^нбчлак монг. дорвон "четыре"+тюрк.-монг. бчлак "родник, источник, ключ");

4) топонимы, связанные с религиозными представлениями монголов (г.Бурхан > монг. бурхан "бог, божество" "божественная гора", мест. Аблайкет > Аблай (антр.)+монг. хийд "монастырь", р.Коген> монг. гэгээн I) "священник", 2) "чистая вода" "священная река";

5) топонимы, образованные от этнонимов. Этнонимы, участвовавшие в топообразовании Казахстана, свидетельствуют о разнообразии этнического состава монголов, а также характеризуют пути миграции их по территории Казахстана (х.Торгауыт, пер. Дорбетдаба, ур. Мангыткора, г.Кдлмак., буг. Крлмак^аткан "место, где были калмыки");

6) топонимы, образованные от антропонимов (г. Хан Шыц-гыз, мест. Жошы, буг. Долингор, р.Сыпатай^бчлак^и т.д.

Лексико-семантический анализ монголизмов в казахской топонимии показывает, что заимствованные из монгольского языка географические названия сохранили ту же семантическую структуру и те же лексико-семантичоские разряды, что и в языко-источнике. Фонетические изменения заимствованных топонимов незначительны, а некоторые отмечающиеся расхождения являются результатом адаптации и приспособления монгольских топонимов к фонетической организации казахского языка.

Географические названия монгольского происхождения, встречающиеся на территории Казахстана, в нашей работе подвергнуты структурно-словообразовательному анализу в плане сравнения с топонимами исходного языка, тем самым выявлены структурные модели тополексем, способы их образования, а также определены типы усвоения монгольских топонимов.

По словообразовательной структуре монголизмы в топонимии Казахстана подразделяются на простые и сложные. Простые топонимы делятся на непроизводные (безаффиксальные) и производные. Простые непроизводные топонимы образованы от: а) географических терминов (р.Нчра<монг. нураа "обрыв", буг. Дабанс монг. да-ваа(н) "перевал"); б) восхваляющих эпитетов (¡оз. ЗаЛсан<г монг. заасинг "благородный", пес. Нарнн <; монг. наран "солнечный"); в) этнонимов (г.Ка^гмак,. х.Торгауыт); г) антропонимов (мест. Монке, мест. Жошы).

Простые производные топонимы образуются с помощью аффиксов -тай/-тэй, -дай/-дей, -гай/-гей, -кай/-кей, -нт, -лт, -т (Кдн-дагатай, ;Камоты, Шертей, Уласты).

Сравнительный анализ монголизмов в Казахской топонимии и исконной топонимги Монголии в структурном отношении показал, что все производные и непроизводные простые топонимы монгольского происхождения являются эллипсисами, образующимся путём опущения определяемой части в результате действия закона языковой экономии пр:шявшего (казахского) языка, тогда как юс параллели в языке-источнике функционируют в полной форме и являются сложными по своей структуре, например:

' В образовании сложных географических имён участвуют существительные, прилагательные, числительные. Основные структурные типы композитов монголизмов в казахской топонимии таковы:

I) модель С+С (Дагандел < монг. дага(н) "стригун'Чдэл "чапал, халат", Кдлмакемел < кдшак, (этн.)+эмээл "седло", ."перевал"); 2) модель Т+С (Наршщол с нарийн "узкая'Чгол "poica", Уланерго < улаан "красннй"+эрэг "обрыв"); 3) модель П+П (Борша-ган < бор "серый"+чагаан "белый", Багышар < бага "маленышй'Ч шар "жёлтый"); 4) модель Ч+С (Долон кдра долоо(н) "семь'Чка-ра "чёрный" —«• "гора", Найман>тогыл < монг. найман "восемь" + тугал "телята").

Трёх-,'четырёхсоставные топонимы, характерные для собственно монгольской топосистемы, в казахской топонимии встречаются очень редко (Нарын Бакан ас <: нарийн богино уо "узкая короткая peto", Алак-Тогыл-нор (прежнее название озера Алаколь)< алаг "пёстрый'Чтугал "теланок'Чнуур "озеро").

 

КАЗАХСКО-МОНГОЛЬСКИЕ ТОПОНИМИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации иа соискание учёной степени кандидата филологических паук

10.02.06 - Тюркские языки

Алма-Ата. 1993

Работа выполнена в Институте языкознания им. А.Байтурсунова АН РК

Научный руководитель 

Ведущая организация

- доктор филологических наук КАЖИЕЕКОВ Е.З.

- доктор филологических наук АВДРАХМАНОВ А.,

кандидат филологических наук КОНКАБАЕВ К.

- Институт уйгуроведения АН РК

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Байга – казахская национальная игра, которая является одним из самых древнейших и посещаемых конных турниров у многих народов (алтайцев, башкир, казахов, киргизов, татар и узбеков). Байга включает в себя скачки по пересеченной местности на длинную дистанцию, стрельбу и борьбу.

Байга возникла в древности из-за кочевого образа жизни тюркских народов, а также необходимости подготовить лошадь к длинным переходам. Интересно, что в разных районах правила байги были различны, что говорит, в первую очередь, о локальном характере игры. Программа соревнований сильно зависела от организатора или от повода для проведения игры: им мог стать как и факт рождения ребенка, так и свадьба одного из важных для племени людей. Однако ни в прошлом, ни в настоящем времени никогда не было фиксированной длины протяженности забега. Если мы говорим о скачках, проводимых в Казахстане, то, как правило, это дистанция на 21 или 31 километр. Однако даже здесь иногда устраиваются скачки на 50 и 100 километров. Рекордная длина дистанции составила 6000 км.

Байга – это скачки, в которых принимают участие лошади в возрасте трех лет и старше. Состязания не требуют от участников выступать исключительно на чистокровных лошадях: родословная в этом виде конных соревнований практически не играет роли. Однако если победитель забега окажется лошадью «голубых кровей», то в будущем его выступление окажет большое влияние на успешное развитие в племенной работе. Стоит отметить, что байга – это, прежде всего, испытание на выносливость, и немногие породы лошадей способны перенести все климатические условия и такую протяженность дистанции. Например, арабская, английская чистокровная и ахалтекинская породы не допускаются до участия в забеге. Именно поэтому традиционные лошади для тюркских народов наиболее удачно подходят для выступления в этих соревнованиях (например, карабаирская и казахская породы). На сегодняшний день байга проводится только на местных ипподромах, однако в 1980 году в программе XXIII Всесоюзных соревнований колхозов, совхозов и конных заводов байга проводилась на пересеченной местности с общей дистанцией 6 км, в которой участвовали преимущественно дети на неоседланных лошадях.

Существует несколько подвидов байги, и один из самых популярных – алман-байга. Алман – байга – это вид скачек по пересеченной местности или ровной местности, где скакуны должны пройти версту (1067 м) за полторы минуты. Этот вид особенно распространен в Казахстане. Для желающих выступать на скачках участие в алман-байге представляется значительно проще и доступнее, чем в классических европейских скачках. А шансы на победу зависят исключительно от предварительной подготовки и здоровья лошади, а также от коневода и тренера – атбеги и бапкера. Это четыре обязательных составляющих для победы в алман-байге. От жокеев не требуются ни выплаты вступительных взносов, ни паспортов лошадей. Как правило, призовой фонд объявляется за 20 дней до начала соревнований - это может быть как денежная сумма, так и автомобиль.

Тай Жарыс – скачки, в которых принимают участие дети в возрасте 7-8 лет на молодняке – двухгодовалых лошадях. Как правило, протяженность дистанции составляет 5-7 километров.

Жорга Жарыс – скачки иноходцев на короткой дистанции. Смысл этих состязаний в том, чтобы лошадь не переходила на более быстрый темп – галоп. Лидера соревнований называют сужорга. Такой иноходец очень ценен среди тюркских народов, цена за него может составлять баснословную сумму.

Существуют и другие виды байги, но не менее распространенные, например, такие, как Кунан Жарыс, Донен Жарыс, Кыз Куу, Курык Саду и другие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Байга – казахская национальная игра, которая является одним из самых древнейших и посещаемых конных турниров у многих народов (алтайцев, башкир, казахов, киргизов, татар и узбеков). Байга включает в себя скачки по пересеченной местности на длинную дистанцию, стрельбу и борьбу.

Байга возникла в древности из-за кочевого образа жизни тюркских народов, а также необходимости подготовить лошадь к длинным переходам. Интересно, что в разных районах правила байги были различны, что говорит, в первую очередь, о локальном характере игры. Программа соревнований сильно зависела от организатора или от повода для проведения игры: им мог стать как и факт рождения ребенка, так и свадьба одного из важных для племени людей. Однако ни в прошлом, ни в настоящем времени никогда не было фиксированной длины протяженности забега. Если мы говорим о скачках, проводимых в Казахстане, то, как правило, это дистанция на 21 или 31 километр. Однако даже здесь иногда устраиваются скачки на 50 и 100 километров. Рекордная длина дистанции составила 6000 км.

Байга – это скачки, в которых принимают участие лошади в возрасте трех лет и старше. Состязания не требуют от участников выступать исключительно на чистокровных лошадях: родословная в этом виде конных соревнований практически не играет роли. Однако если победитель забега окажется лошадью «голубых кровей», то в будущем его выступление окажет большое влияние на успешное развитие в племенной работе. Стоит отметить, что байга – это, прежде всего, испытание на выносливость, и немногие породы лошадей способны перенести все климатические условия и такую протяженность дистанции. Например, арабская, английская чистокровная и ахалтекинская породы не допускаются до участия в забеге. Именно поэтому традиционные лошади для тюркских народов наиболее удачно подходят для выступления в этих соревнованиях (например, карабаирская и казахская породы). На сегодняшний день байга проводится только на местных ипподромах, однако в 1980 году в программе XXIII Всесоюзных соревнований колхозов, совхозов и конных заводов байга проводилась на пересеченной местности с общей дистанцией 6 км, в которой участвовали преимущественно дети на неоседланных лошадях.

Существует несколько подвидов байги, и один из самых популярных – алман-байга. Алман – байга – это вид скачек по пересеченной местности или ровной местности, где скакуны должны пройти версту (1067 м) за полторы минуты. Этот вид особенно распространен в Казахстане. Для желающих выступать на скачках участие в алман-байге представляется значительно проще и доступнее, чем в классических европейских скачках. А шансы на победу зависят исключительно от предварительной подготовки и здоровья лошади, а также от коневода и тренера – атбеги и бапкера. Это четыре обязательных составляющих для победы в алман-байге. От жокеев не требуются ни выплаты вступительных взносов, ни паспортов лошадей. Как правило, призовой фонд объявляется за 20 дней до начала соревнований - это может быть как денежная сумма, так и автомобиль.

Тай Жарыс – скачки, в которых принимают участие дети в возрасте 7-8 лет на молодняке – двухгодовалых лошадях. Как правило, протяженность дистанции составляет 5-7 километров.

Жорга Жарыс – скачки иноходцев на короткой дистанции. Смысл этих состязаний в том, чтобы лошадь не переходила на более быстрый темп – галоп. Лидера соревнований называют сужорга. Такой иноходец очень ценен среди тюркских народов, цена за него может составлять баснословную сумму.

Существуют и другие виды байги, но не менее распространенные, например, такие, как Кунан Жарыс, Донен Жарыс, Кыз Куу, Курык Саду и другие.

Вот вы скопировали статью некой Евгении Сероус.

Теперь попробуйте ответить за её слова по порядку. Она тут написала про рекордную длину дистанции - 6000 км.

Вы можете это подтвердить желательно документально? Когда, кто и в каком направлении скакали?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Плюс такой неопровержимый факт, что в современных тюркских языках, в частности, в казахском языке, нет ни единого монголизма!

Напротив, в современных монгольских языках 90% лексики это тюркизмы!

Ха-ха как смешно.

А давайте я над вами сейчас посмеюсь.

 

Бас Чингис-каhан Толуйд углхлярн: "Эцкин кёвюн, ёёрм мингн гер медх биляч. Улс хуралдн, эцктян ёрял живр болн, зютклдж, улс хуралдсна тёля "черби" нер огляв. Ода эврян олсн, зёёсярн эврян мингн болж, Туруканла зёвшлдж бяяhич!"- гиж зярлг болв.

 

Я думаю вы на 90% сможете перевести и понять о чем здесь речь. :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Есугей худа, хайшаа зорижо ябанат?" - гэжэ Дэй-Сэсэн hураба. "Энэ хюбююндээ Олхонууд нагсатанhаань hамга эрихэ гэжэ ябанаб", - гэжэ Есугей-баатар харюусаба. "Хюбююншни нюдэндёё галтай, нюуртаа гэрэлтэй юм байна", - гэжэ Дэй-Сэсэн хэлэбэ.

 

АКБ читайте здесь то же 90% ваши слова :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Где это вы выдрали? Калмыцкая версия ССМ - Сокровенное сказание калмыков - ССК или ССО - ойратская версия?  :lol:

 

И даже эти ваши цитатки пестрят тюркизмами, которых вы правда не видите, потому что не знаете языка. Но не торопитесь, я постараюсь привести обоснования всем своим версиям и предположениям.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Где это вы выдрали? Калмыцкая версия ССМ - Сокровенное сказание калмыков - ССК или ССО - ойратская версия?  :lol:

 

И даже эти ваши цитатки пестрят тюркизмами, которых вы правда не видите, потому что не знаете языка. Но не торопитесь, я постараюсь привести обоснования всем своим версиям и предположениям.

Так вы сможете когда нибудь перевести дословно текст калмыцкий и бурятский. Слово в слово. Там же 90% ваши слова, вам не составит огромного труда перевести. Только делайте это быстро, а не через полчаса.

 

Про 1124 год вы конечно перестарались и намочились так что не отмоетесь теперь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"... В 1124 году при возвращении после завоевания страны тазиков Чингизхан на границе своего коренного юрта с областью найманов (Найман-хой, Имил-Кучин) встретил впервые вышедших на охоту внуков Кубилая и Хулагу и поэтому самолично совершил обряд..."

АКБ вы в своём уме? какой 1124 год? 

 

Чингис-хан родился в 1155 году, по другим источникам в 1162 году, но дата 1155 г. представляется более достоверной по следующим соображениям: у знаменитого персидского историка Рашид-ад-Дина, писавшего в самом начале 14 века в Персии при дворе монгольского хана Газана самую подробную достоверную историю Чингис-хана значится: "В середине лета "гаха" (свиньи) он появился на свет и в год же гаха 15-го числа (по лунному счислению) месяца гаха он скончался"

 

Эта запись быть может малопонятная даже специалисту, вполне ясна для каждого монгола. До сих пор у монголоязычных не запоминается год рождения в цифрах, но всякий знает название года своего рождения, и по нему легко точно вычислить возраст при помощи монгольского летосчисления.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приказ Мункэ (1254)
Оригинал

Транскрипция:

1. Turugtai Buq-a qoyagu:la
2. Möngke qan aman jrlg-iya:r Saolim janglau-da ögülejü ögtügei.
3. Ba čimayi Dušingšing nere bolgan ile:be. Jauqudun
4. toyid-dača medekü buši aliba Uigur, Töböd, Tanggu[d]
5. ele iregsen toyid-i qamug medegsen-ü tula Du-
6. šingšing nere nereyi:dbe. Qab qamig-a:-ča iregsen böge:sü
7. bidan-a iregü:ldekü-yi ülükü-yi Dušingšing janglau medetügei.
8. Iregü:Idekü-yi Dušingšing janglau bičig ögtügei. Qara
9. qorum-dur aqun toyid-i bidan-dur nereyi:dčü urigdaba:su
10. iretügei. Ese urigdaba:su büü iretügei.
11. Sagimuni-yi:n mör-iye:r toyid-ta medel-ün ese čidaba:su Du-
12. šingšing nere yagu:n kereg
13. jrlg bolba.
14. Uker jil öbül-ün ečüs sara-yi:n
15. doluga:n šine-de delgebei.

 

АКБ что там в приказывал Мункэ в 1254 году знаете?

 

 

А это построчный монгольский (на современном халха-монгольском) текст.

1. Turugtai Buq-a qoyagu:la
1. Туругтай Бух-а хоюулаа

2. Möngke qan aman jrlg-iya:r Saolim janglau-da ögülejü ögtügei.
2. Мөнх хаан аман зарлигаар Саолим жанглау-д өгүүлж өгтүгэй.

3. Ba čimayi Dušingšing nere bolgan ile:be. Jauqudun
3. Би чамайг Душингшинг (Ду цзин цзин) нэр болгон илгээв. Жаукудын

4. toyid-dača medekü buši aliba Uigur, Töböd, Tanggu[d]
4. тойд-аас мэдэх бус аливаа Уйгур, Төвд, Тангуд

5. ele iregsen toyid-i qamug medegsen-ü tula Du-
5. эл ирсэн тойд-ыг хамаг мэдсэн тул Ду-

6. šingšing nere nereyi:dbe. Qab qamig-a:-ča iregsen böge:sü
6. шингшинг нэр нэрийдэв. Хаа хаанаас ирсэн бөгөөс

7. bidan-a iregü:ldekü-yi ülükü-yi Dušingšing janglau medetügei.
8. бидэнд ирүүлэхийг үлдээхийг Душингшинг мэдтүгэй.

8. Iregü:Idekü-yi Dušingšing janglau bičig ögtügei. Qara
8. Ирүүлэхийг Душингшинг жанглау бичиг өгтүгэй. Хара

9. qorum-dur aqun toyid-i bidan-dur nereyi:dčü urigdaba:su
9. хорумд ахуй (суух) тойд-ыг бидэнд нэрийдэж уригдваас

10. iretügei. Ese urigdaba:su büü iretügei.
10. иртүгэй. Эс уригдваас бүү иртүгэй.

11. Sagimuni-yi:n mör-iye:r toyid-ta medel-ün ese čidaba:su Du-
11. Шагимуни-ийн мөрөөр тойд-дод мэдэлүүн эс чадбаас Ду-

12. šingšing nere yagu:n kereg
12. шингшинг нэр юун хэрэг

13. jrlg bolba.
13. зарлиг болов.

14. Uker jil öbül-ün ečüs sara-yi:n
14 Үхэр жил, өвлийн эцэс сарын

15. doluga:n šine-de delgebei.
15. долоон шинэд дэлгэв.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

302307.jpg
 

Мунке, Мункэ, Менгу (1208— 11 августа 1259, Чунцин) — четвёртый великий хан (каан) (1251—1259) Монгольской империи, внук Чингис-хана, сын Толуя. Известен средневековому Западу своим участием в Европейской кампании 1236—1242, в ходе которой монгольское войско дошло до Адриатики

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1) Бас Чингис-каhан Толуйд углхлярн: "Эцкин кёвюн, ёёрм мингн гер медх биляч. Улс хуралдн, эцктян ёрял живр болн, зютклдж, улс хуралдсна тёля "черби" нер огляв. Ода эврян олсн, зёёсярн эврян мингн болж, Туруканла зёвшлдж бяяhич!"- гиж зярлг болв."Есугей худа, хайшаа зорижо ябанат?" - гэжэ Дэй-Сэсэн hураба. "Энэ хюбююндээ Олхонууд нагсатанhаань hамга эрихэ гэжэ ябанаб", - гэжэ Есугей-баатар харюусаба. "Хюбююншни нюдэндёё галтай, нюуртаа гэрэлтэй юм байна", - гэжэ Дэй-Сэсэн хэлэбэ.

АКБ читайте здесь то же 90% ваши слова :lol:

 

2) АксКерБ пошёл в магазин за калмыцким и бурятским словарями.  :D

Так вы сможете когда нибудь перевести дословно текст калмыцкий и бурятский. Слово в слово. Там же 90% ваши слова, вам не составит огромного труда перевести. Только делайте это быстро, а не через два часа.

 

3) Про 1124 год вы конечно перестарались и намочились так что не отмоетесь теперь.

АКБ вы в своём уме? какой 1124 год? 

Чингис-хан родился в 1155 году, по другим источникам в 1162 году, но дата 1155 г. представляется более достоверной по следующим соображениям: у знаменитого персидского историка Рашид-ад-Дина, писавшего в самом начале 14 века в Персии при дворе монгольского хана Газана самую подробную достоверную историю Чингис-хана значится: "В середине лета "гаха" (свиньи) он появился на свет и в год же гаха 15-го числа (по лунному счислению) месяца гаха он скончался"

 

4) Эта запись быть может малопонятная даже специалисту, вполне ясна для каждого монгола. До сих пор у монголоязычных не запоминается год рождения в цифрах, но всякий знает название года своего рождения, и по нему легко точно вычислить возраст при помощи монгольского летосчисления.

 

Я не тролль как вы, а потому, к сожалению, не располагаю той уймой свободного времени, какой располагаете вы. Поэтому для оперативности ответа и ясности я, с вашего позволения, скомпоновал все ваши фольк-обвинения и присвоил им номера. :)

 

1) У вас какая-то абракадабра на калмыцкий манер, что очень четко слышится, но все равно в ней много тюркизмов на поверхности: Бас, Чингис, каhан, Толуй, мингн, гер, биляч, Улс, хуралдн, болн, черби, Туруканла, худа, Дэй, Сэсэн, Олхонууд, баатар.

 

2) В средневековых летописях о татарах Чингизхана и в глоссариях нет ни единой калмыцкой или бурятской лексемы, поэтому словарики мне не нужны. Гораздо важнее иметь под рукой древнетюркский словарь!

 

3) И что это вы так обрадовались? Это моя опечатка при копировании цитаты, конечно даже дураку ясно, что не 1124 год а 1221 год! В источнике указано: "После завоевания страны тазиков, в год бичин, который является годом обезьяны, начинающийся с мухаррама 621 г. х. [24 января – 22 февраля 1221 г. н.э.]."

 

4) Прошу вас выражаться точнее, ясна не для каждого "монгола", а ясна для каждого "калмыка, бурята, ойрата, халхасца". И я бы вас дополнил словами "благодаря приобщению к древнетюркскому 12-летнему животному календарю". Летописи объективны в этом вопросе: "Чингизхан прожил 72 тюркских года", т.е. 6 таких циклов!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Turugtai Buq-a qoyagu:la

2. Möngke qan aman jrlg-iya:r Saolim janglau-da ögülejü ögtügei.

3. Ba čimayi Dušingšing nere bolgan ile:be. Jauqudun

4. toyid-dača medekü buši aliba Uigur, Töböd, Tanggu[d]

5. ele iregsen toyid-i qamug medegsen-ü tula Du-

6. šingšing nere nereyi:dbe. Qab qamig-a:-ča iregsen böge:sü

7. bidan-a iregü:ldekü-yi ülükü-yi Dušingšing janglau medetügei.

8. Iregü:Idekü-yi Dušingšing janglau bičig ögtügei. Qara

9. qorum-dur aqun toyid-i bidan-dur nereyi:dčü urigdaba:su

10. iretügei. Ese urigdaba:su büü iretügei.

11. Sagimuni-yi:n mör-iye:r toyid-ta medel-ün ese čidaba:su Du-

12. šingšing nere yagu:n kereg

13. jrlg bolba.

14. Uker jil öbül-ün ečüs sara-yi:n

15. doluga:n šine-de delgebei.

 

Все это давно перемолено до костей с вашим горячим полконником, Ашиной. Если же коротко - транскрипция притянутая за уши.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ха-ха как смешно.

 

 

А давайте я над вами сейчас посмеюсь.

 

 

Ума не приложу почему братья калмыки (Джамука) так температурят за татар 12-13 веков, если они имеют к ним самое опосредованное отношение, и то в любом случае не этническое! (и даже не лингвистическое...) ;)

 

Общеизвестно, что калмыки носят тюркский этноним "калмак" и ведут свое прямое происхождение  от упоминаемых в летописях врагов и соседей татар - от лесных ойратов областей Горного Алтая, при этом вопрос об этничности и языке ойратов того периода, до перехода их к кочевому скотоводству и выхода на соседние равнины Джунгарии (15 в.), до сих пор до конца не выяснен.

 

Тот же Джамука, как и все другие мои друзья-оппоненты, постоянно выссказывают свою нелюбовь к арабо-персидским и европейским летописцам, потому что они для них некомфортны по той причине, что у них они видят много откровений и разоблачений исторического мифа, к которому они прикипели всей душой. :)

 

Единственное их излюбленное произведение, это "Юань би ши чао", искусственно переименованное при переводе на русский язык в ублажающее их слух название "Сокровенное сказание монголов". Причина их горячей любви к оному - отсутствие в нем тех явных откровений и разоблачений, которые есть в арабо-персидских и европейских летописях, а самое главное, искусственное фонетическое искажение лексического материала хроники максимально приближенно к современным халхаским языкам и наречиям (перевод Козина).

 

Что же думают об этом самом "ССМ" специалисты, а не Володьки Джамуки? :osman6ue:

 

Рассадин:

"... Хуже всего он (ССМ) исследован в лингвистическом аспекте, особенно в отношении состава лексики и ее происхождения ...  ибо во временном отношении язык "ССМ" стоит гораздо ближе к языку древних и средневековых тюрков, чем современные монгольские языки."

 

Головин:

 

"... И монгольские языки это скорее близкородственные языки, чем языковая семья.Монгольскими эти языки назвали в 19 веке. До этого даже слов таких не было "Монгол, Монгольский." (АКБ: все махинации, переселения и переименования произошли в 19 веке!!!)

 

Владимирцов:

 

"... Язык основного источника «Юань чао би ши» («Тайная история династии Юань», 1240 г., в русском переводе «Сокровенное сказание»), хоть и называется старописьменный монгольский, не является прямым предком современного монгольского. Это сказание написано на неизвестном до сих пор монгольско-тюркском диалекте."

 

"... Тем не менее не про одно монгольское наречие, не про один живой говор нельзя сказать, что он непосредственно восходил к письменному монгольскому языку."

 

"... Но во всяком случае можно предполагать, с большой долей вероятности, что ни одно из современных монгольских наречий не восходит непосредственно к обще-монгольскому языку."

 

 

От себя добавлю, что в современном литературном монгольском языке (в основе халхаское наречие) сосуществуют как бы два языка: устный и письменный на основе старописьменного монгольского, которые до сих пор не «слились», они очень сильно различаются по лексике, грамматике, стилистике.

И получается, что язык, который в 19 веке искусственно назвали "старописьменным", намного ближе к древнетюркскому, чем к современным монгольским языкам!!!

 

А теперь о том, что никакого монгольского языка у татар Чингизхана (в смысле языка, близкого к современным монгольским) не было, свидетельствуеют такие очевидные факты, что ни в русском, ни в казахском, ни в других языках нельзя обнаружить ни единого монголизма, заимствованного раньше 17 века!!!

 

Тодаева Б.Х. (Монгольские языки):

 

" ... Монгольские заимствования в русском немногочисленны; большая часть «кочевнической» лексики в русском языке реально является тюркской по происхождению, хотя иногда и имеет монгольские соответствия. Реально монгольские заимствования пришли в основном из «ближнего» калмыцкого языка в относительно позднее время."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Плюс такой неопровержимый факт, что в современных тюркских языках, в частности, в казахском языке, нет ни единого монголизма!

 

Напротив, в современных монгольских языках 90% лексики это тюркизмы!

Вот послушайте умных людей, вам полезно будет.

 

"Монгольские элементы в казахской топосистеме" даётся лексико-семантическая и структурная характеристика топонимов монгольского происхождения на территории Казахстана, раскрывается значение некоторых ранее не этимологизированных географических названий, устанавливаются пути усвоения топонимов монгольского языка казахской топосистемой.

 

Обсуждали и не раз. Ерунда все это, все заимствования исключительно топонимические и связаны исключительно со временами контактов наших с вами предков (не согласен, что были одни войны, были и десятилетия дружбы и сватовства)))))), а это никак не раньше 17 века н.э.

 

Всякие несправедливые приписки казахскими "исследователями" типа Конкашпаева очевидных тюркских названий к монгольским (Тарбагатай) не принимаю всерьез и вам не советую, потому что даже для меня дилетанта понятно, что слова "тарбаган" и "тарбагатай" имеют четкую тюркскую этимологию!

 

Перестаньте искать в интернете всякий бред совковых времен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1) У вас какая-то абракадабра на калмыцкий манер.

 

2) В средневековых летописях о татарах Чингизхана и в глоссариях нет ни единой калмыцкой или бурятской лексемы, поэтому словарики мне не нужны. Гораздо важнее иметь под рукой древнетюркский словарь!

 

3) И что это вы так обрадовались? Это моя опечатка при копировании цитаты, конечно даже дураку ясно, что не 1124 год а 1221 год! В источнике указано: "После завоевания страны тазиков, в год бичин, который является годом обезьяны, начинающийся с мухаррама 621 г. х. [24 января – 22 февраля 1221 г. н.э.]."

1. То есть вы не можете ничего понять и тем более перевести простой калмыцкий и бурятский текст.

2. Вы не можете понять и перевести приказ Мункэ от 1254 года, даже имея при себе древнетюркский словарь.

3. Опечатка говорите, ну как же конечно. Ошибочка вышла на целых 97 лет. Самому не смешно?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все это давно перемолено до костей с вашим горячим полконником, Ашиной. Если же коротко - транскрипция притянутая за уши.

Не говорите ерунды. Скажите просто, что вам нечего сказать вразумительного по этому поводу, вот и всё и оставьте в покое свои уши.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что же думают об этом самом "ССМ" специалисты, а не Володьки Джамуки? :osman6ue:

 

Рассадин:

"... Хуже всего он (ССМ) исследован в лингвистическом аспекте, особенно в отношении состава лексики и ее происхождения ...  ибо во временном отношении язык "ССМ" стоит гораздо ближе к языку древних и средневековых тюрков, чем современные монгольские языки."

 

Головин:

 

"... И монгольские языки это скорее близкородственные языки, чем языковая семья.Монгольскими эти языки назвали в 19 веке. До этого даже слов таких не было "Монгол, Монгольский." (АКБ: все махинации, переселения и переименования произошли в 19 веке!!!)

 

Владимирцов:

 

"... Язык основного источника «Юань чао би ши» («Тайная история династии Юань», 1240 г., в русском переводе «Сокровенное сказание»), хоть и называется старописьменный монгольский, не является прямым предком современного монгольского. Это сказание написано на неизвестном до сих пор монгольско-тюркском диалекте."

 

"... Тем не менее не про одно монгольское наречие, не про один живой говор нельзя сказать, что он непосредственно восходил к письменному монгольскому языку."

 

"... Но во всяком случае можно предполагать, с большой долей вероятности, что ни одно из современных монгольских наречий не восходит непосредственно к обще-монгольскому языку."

 

 

От себя добавлю, что в современном литературном монгольском языке (в основе халхаское наречие) сосуществуют как бы два языка: устный и письменный на основе старописьменного монгольского, которые до сих пор не «слились», они очень сильно различаются по лексике, грамматике, стилистике.

И получается, что язык, который в 19 веке искусственно назвали "старописьменным", намного ближе к древнетюркскому, чем к современным монгольским языкам!!!

 

А теперь о том, что никакого монгольского языка у татар Чингизхана (в смысле языка, близкого к современным монгольским) не было, свидетельствуеют такие очевидные факты, что ни в русском, ни в казахском, ни в других языках нельзя обнаружить ни единого монголизма, заимствованного раньше 17 века!!!

 

Тодаева Б.Х. (Монгольские языки):

 

" ... Монгольские заимствования в русском немногочисленны; большая часть «кочевнической» лексики в русском языке реально является тюркской по происхождению, хотя иногда и имеет монгольские соответствия. Реально монгольские заимствования пришли в основном из «ближнего» калмыцкого языка в относительно позднее время."

 

У вас что нибудь новое есть? Вы сейчас прямо как неискушенный школьник приводите избитые предположения и версии специалистов и выдаёте всё это за непреложную истину на которую все народы должны молиться днём и ночью.

Вы прям как Мокштаков, а может вы и есть Мокштаков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мунке, Мункэ, Менгу (1208— 11 августа 1259, Чунцин) — четвёртый великий хан (каан) (1251—1259) Монгольской империи, внук Чингис-хана, сын Толуя. Известен средневековому Западу своим участием в Европейской кампании 1236—1242, в ходе которой монгольское войско дошло до Адриатики

 

И это я спорю с Володькой, который пользуется Википедией? :osman6ue: Какой еще Чунцин в 1259 году? :)

 

"Юань-ши" и "Джами-ат-таварих" вместе отмечают, что Монкехан, племянник керейтского Тугрулхана, похоронен вместе со своим отцом Тули, дедом Чингизханом, дядей Угетаем и братом Кубилаем, в одной из горных долин на западных предгорьях Алтайского хребта близ одной из притоков Черного Иртыша.

 

Вот вам и "монголы", вот вам и "монгольская империя", которые далеки от Монголии 20-21 веков!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обсуждали и не раз. Ерунда все это, все заимствования исключительно топонимические и связаны исключительно со временами контактов наших с вами предков (не согласен, что были одни войны, были и десятилетия дружбы и сватовства)))))), а это никак не раньше 17 века н.э.

 

Всякие несправедливые приписки казахскими "исследователями" типа Конкашпаева очевидных тюркских названий к монгольским (Тарбагатай) не принимаю всерьез и вам не советую, потому что даже для меня дилетанта понятно, что слова "тарбаган" и "тарбагатай" имеют четкую тюркскую этимологию!

Вы не принимаете потому что многолетние труды исследователей не выгодны вам и не подпитывают вашу сумасбродную так называемую версию, о том что все зародилось западнее Алтая, а монголы упали с неба не берега Онона.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...