Jump to content



Guest

Хакасы

Recommended Posts

Одежкин заходил в каждую юрту. Таскал на себе больных. Когда уже сбился с ног от усталости, вслед за ним пошли председатель сельсовета и те здоровяки, которые час-два назад с любопытством и страхом наблюдали, как врач носит на себе заразных.

Здесь, соприкоснувшись с реальной жизнью деревни, он понял, что с тифом еще можно сладить, изолировать больных и лечить. Но трахома! У всех от мала до велика в улусе трахома. Слезятся, покрываются мутной влагой глаза, выворачиваются веки, выпадают ресницы. Много слепых стариков. Да, здесь нужен окулист. А пока вместо окулиста приходит шаман Медун. Хоть и запрещает Советская власть деятельность шаманов, да зовут их хакасы по старинке на помощь. Садится шаман напротив слепнущего человека и, нашептывает заклинания, высасывает «чертей» из его глаз. При этом Медун размахивает руками и брызгает слюной. Слюна шамана-сифилитика попадает в глаза больного, пораженные трахомой. Жертва Медуна, так и не избавившись от «чертей», слепнет от трахомы и уходит в могилу от сифилиса. Николай Максимович не раз слышал об этом в Аскизе. И вот теперь он увидел и понял. Да, в Хакасии нужны терапевты и хирурги. Всегда может случиться тиф и никуда не денешься от аппендицита. Но он станет окулистом. Он обойдет всю Хакасию, он заглянет в каждую юрту, чтобы победить трахому, доставшуюся его народу от прошлого вместе с глубоким безразличием к чистоте домашней утвари и одежды, которую месяцами не снимали с плеч. Николай Максимович отлично понимал, что борьба с трахомой - это борьба со старыми пережитками и бескультурьем, с Медуном и грязью... А пока сыпной тиф свалил и его. В тяжелом состоянии доктора привезли в Аскиз, где и выходил его старенький терапевт райбольницы Аркадий Ильич.

http://www.memorial.krsk.ru/work/konkurs/4/Sagalakova/Sagalakova.htm

Share this post


Link to post
Share on other sites

,,,. Хотя чего там удивляться, если сам по молодости хотел привезти невестку бурятку. cool.gif

Тогда бы стал совсем другим АКБ.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемые форумчяне, знатоки!! Хакасы потомки енисейских кыргыз?? Что скажете по последним генетическим исследованиям? они подверждают?? и желательно достоверные источники 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Енисейские кыргызы стали частью хакасского народа. У хакасов есть фамилии, считающиеся ен. кыргызскими. Об этом можно прочитать у ув. Бутанаева.

Share this post


Link to post
Share on other sites

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1820-1840/Levschin/text5.htm

"....Хакасы были одного племени с хойхе, или хойху, и говорили одним языком, а сей последний народ происходил от Хиунгну, следовательно, киргизы, или хакасы, были турецкого поколения. При династии же Ханской (Han), то есть два столетия перед Рождеством Христовым и два столетия после те же киргизы назывались киан-куен..."

Хой-ху есть наверно уйгуры

Share this post


Link to post
Share on other sites

Енисейские киргизы в соответствии со сложившимися ныне взглядами на проблему этногенеза киргизского народа не являются прямыми и непосредственными предками кыргызского народа — на их основе сложилась хакасская народность (Бартольд В. В. Киргизы: Исторический очерк // Соч. Т.2. Ч.1. С.471 — 543.; Киселев С. В. Древняя история Южной Сибири. М., Л., 1949; Козьмин Н.Н. Хакасы: Историко-этнографический очерк Минусинского края. Иркутск, 1925)

Share this post


Link to post
Share on other sites

http://www.booksshare.net/index.php?id1=4&category=history&author=rerih-un&book=1999&page=30

C.30

"...Много обычаев, связанных с царем Кэсаром (Гэсэром), существует среди нетибетских племен Северо-Восточного Тибета и пограничного района Ганьсу. Так, среди шара-уйгуров (называемых также «желтыми» уйгурами; кит. хуань си-фан) к югу от Ганьчжоу в провинции Ганьсу многие племенные обычаи прямо связаны с эпосом о Кэсаре. В этих племенах можно найти такие названия селений, как Кюркар, Кюрсер и Кюрнаг дэва (тиб. 8с1е-ра), что соответствует именам трех царей племен Хора. Белая полоса, нашиваемая на палатки шара-уйгуров, символизирует удар меча царя Кэсара (Ног-вЬга-кпга-гИ). Божество gNam-thel <1каг-ро, упоминаемое в эпосе как божество-покровитель племен Хора, даже теперь почитается шара-уйгурами. Если кто-либо подъезжает к палатке шара-уйгуров на гнедом коне, то коня привязывают головой от палатки. Так делают, чтобы избежать опасности от боевого коня Кэсара, мудрого гТа-гкуап-^ос1, неожиданно появляющегося и топчущего палатку. Среди шара-уйгуров существует обычай есть быстро, так как они говорят, что живут, постоянно опасаясь нападения царя Кэсара. Считается, что среди шара-уйгуров есть версия эпоса о Кэсаре, в которой царь Кэсар представлен как опасный и коварный враг..."

Интересно, что вроде хакасы раньше называли свою страну "Хорай или Хонгорай".

Кэсар - Гэсэр эпос.

"Хора" - название тюрских племен тибетцами или племен смешанного(тюрского) происхождения в Тибете.

Может кто-то порекомендовать материалы о родстве хакасов и ойратов ?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Может кто-то порекомендовать материалы о родстве хакасов и ойратов ?

Вот в этой книге есть:

 

Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов

Share this post


Link to post
Share on other sites

Share this post


Link to post
Share on other sites

Классно. Это ваш видео?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Классно. Это ваш видео?

Спасибо!Я тоже так считаю(классное видео)..

Нет,это не мое видео..Скопировал со страницы Т.Давлетова (тюрколог,если не ошибаюсь д.и.н в области социологии)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Туземцы (хакасы), отправляемые на сельскохозяйственную выставку. 1920—30-е гг. Автор неизвестен. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея.

 

hakas20.jpg

 

Выгонка араки (молочная водка). Минусинские татары (хакасы). Минусинский уезд. Первая треть ХХ в. Автор неизвестен. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого

 

kkkm_205_004_800.jpg

 

Саянские татары. Иллюстрация из книги Illustrations de Les peuples de la Russie. — Париж, 1812—1813 гг. Автор рисунка: Е. Корнеев

 

hakasy.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Минусинские татары (хакасы). Отец с детьми. Минусинский уезд. До 1918 г. Автор неизвестен. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея.

 

hakas7.jpg

 

Группа в юрте минусинских татар. Минусинские татары (хакасы). Минусинский уезд. До 1915 г. Автор Н. Н. Волков.

 

hakas8.jpg

 

Сваха. Минусинские татары (хакасы). Минусинский уезд. До 1918 г. Автор неизвестен.

 

hakas9.jpg

 

Женщины минусинских татар (хакасов). Минусинский уезд. Начало ХХ в.

 

hakas10.jpg

 

Девушки в степи. Репродукция со снимка Майнагашева. Качинцы (хакасы). Минусинский уезд. 1900—1910-е гг.

 

hakas11.jpg

 

Качинцы. Аппарат для изготовления араки. Качинцы (хакасы). Минусинский уезд, 1921 г.

 

hakas12.jpg

 

Шаман минусинских татар (хакасов). Минусинский уезд. До 1918 г.

 

hakas1.jpg

 

Минусинские инородцы (хакасы) в улусе. Минусинский уезд. Начало ХХ в

 

hakas2.jpg

 

Бубен шамана качинцев. Коллекция Красноярского музея. Качинцы (хакасы). 1915 г.

 

hakas3.jpg

 

Шаман. Минусинский инородец, отправляющийся на выставку. Хакасы. 1920—1930-е гг.

 

hakas4.jpg

 

Групповой портрет минусинских татар (хакасов) у бревенчатой юрты. Минусинский уезд. 1900—1910-е гг.

 

hakas5.jpg

 

Юрта татарки Спириной, владелицы огромных табунов скота (до 20 тыс.голов). Внутри юрты Спириной. Убранство юрты. Район озера Шира. Минусинские татары (хакасы). Минусинский уезд, 29 июля 1908 г.

 

hakas6.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

поздравляю вас с годовщиной нашей общей победы и пленением императора Китая при Туму!

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, цеванрабдан сказал:

поздравляю вас с годовщиной нашей общей победы и пленением императора Китая при Туму!

Молодец, победа при Туму не только наша победа, а победа всех ойратов, коими  тогда хакасы, тувинцы, алтайцы и кыргызы являлись !

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Фотография американского исследователя Джорджа Кеннана из сборника "Народы Российской империи в поразительных портретах 1870 - 1886 гг."

Подпись:

Татары, под Минусинском.

1885 год.

narod-Rossiyskoy-Imperii_7.jpg

1031433955.jpg

 

То есть в 1885 году названия "ХАКАС" еще не было, еще не было принято, а были татары.

Кстати с уйгурами и их названием произошла та же история.

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Другие фотографии Джорджа Кеннана.

Татары, под Минусинском.

1885 год.

1885-4.jpg

1885-2.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...