Перейти к содержанию
enhd

Казахский и центрально-монгольский языки

Рекомендуемые сообщения

мать -

эх, эх болох, тэжээх

 

мать семейства -

томоотой бүсгүй, харгалзагч эхн

мама -

ээж, ижий

     

 

мама, сударыня -

ээж

 

дядя :

нагац, авга ах

 

АВГА - восточно тюркизм (казахим) в халхаском - АГА, если так судить то у халхов и своего языка не останется, с одной стороны тюркизмы, с другой маньчжуризмы

 

ана и нагыши - корень слова ана - мать

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прекрасный пример заимствований из монг. в. казах.,

 

А вы что, владеете казахским и халхаским чтобы такое утверждать? Или у вас есть какие-то доказательства своим словам как контаргументы моим? С нагашы уже разобрались, один из тысяч тюркизмов в монгольских., здесь оффтоп 

 

Или вы выступаете в роли болельщика? За кого болеете?   :osman6ue:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это искусственно принятое самоназвание народа, правильно - тадар. Поэтому Стас - тадарин.   :osman6ue:

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Еще короче - казах с именем Нур :)

А что тут уже анеки можно писать? :)

Про Курлугаш знаете?

Никакого "искусственно принятого самоназвания" нет, это что за новация?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще короче - казах с именем Нур :)

 

Никакого "искусственно принятого самоназвания" нет, это что за новация?

 

Ошибаетесь, такого имени нет, слово "нұр - луч, свет, сияние" используется в составе имен, Нурсултан, Бекнур, Нурхан, Нурбай, Нуржан, Нуркеш, Нурбике, Нурлыгайын и т.д.

 

 

А теперь про искусственное и настоящее самоназвания народа, о чем вы и сами прекрасно все знаете, а привожу потому, что вы внешне стараетесь это отрицать:   ;)

 

Название «Хакас» не является самоназванием, т.е. этнонимом и было введено в официальный ранг по инициативе этнографа С.Д.Мойнагашева, который был инициатором проведения в годы национального самоопределения (1917-1918 гг.) нескольких национальных съездов, в результате чего в 1918 г. было принято решение об образовании союза инородцев Минусинского и Ачинского уездов (а в 1939 г. в него вошли и Чулымские тюрки) под названием «Хакас» (в те годы национального самоопределения и воодушевления, имхо, появилось много новых самоназваний, например, уйгур, монгол, узбек и др.).

Основанием для местной интеллигенции послужили упоминания в китайских летописях в долине Среднего Енисея государства «Хягас» (китайская искаженная транскрипция тюркского слова, какого именно, "Кыргыз" или "Каракас - Каргас", до конца еще не выяснено).

Однако до настоящего времени искусственно введенный этноним не прижился и народ продолжает называть себя «Тадар» (Татар), что и является истинным самоназванием народа. Искусственному внедрению названия «Хакас» не смогли помочь даже переписи населения, давление паспортного режима, влияние литературного языка и т.д.

Название «Хакас» используется только русскоязычной частью населения, сами же местные жители в общении между собой слово «хакас» не употребляют. Люди старшего поколения не могут даже произнести чужеродное слово как следует, ибо оно не соответствует фонетическому строю языка.

Хакас от Кыргыз или все же от Каракас (чернобровые)?

Часть советских учёных (С.Е.Яхонтов, Д.Г.Савинов, Ю.С.Худяков, О.В.Караев и др.) придерживались мнения, что в летописях китайской династии Тан формой «Хягасы» передавали звучание этнонима «Кыргыз». Однако этот историко-фонетический пересмотр не находит полной поддержки среди китаистов (см: «Мэн-да бэй-лу. Полное описание монголо-татар». Пер. с кит., введ., коммент. и прил. Н.Ц.Мункуева. М., 1975. С. 128; Моржанов В.М. «Из истории взаимоотношений уйгуров с Китаем в IX веке (по китайским источникам)». 9-я науч. конф. «Общество и государство в Китае». Ч. I. М.. 1978. С. 187).

Другие (М.Тынышпаев, Н.Н.Козьмин, С.Е.Малов, Л.П.Потапов, Н.Г.Доможаков, Н.Ц.Мункуев и др.), связывали упоминаемое в китайских хрониках название государства «Хагяс» с абригенами края – «Карагасами» (Кааш, Каас, Кара кааш, Кара каас или «Тофаларами» - ныне "Качинцы").

Тем более, язык Качинцев (Кааш) и Сагайцев лег в основу литературного языка современных хакасов. Причем эти две группы более многочисленные чем остальные (Койбал, Кызыл, Бельтир).

Кроме того, исследователи тюрков Южной Сибири 17-18 вв. (Радлов, Бахрушин, Козьмин) прямо отделяют хакасские роды от кыргызов, первых называя оседлыми таежными охотниками, вторых степными кочевниками степных районов, и что хакасские роды являлись "кыштымами" кыргызов и были обложены ясаком, что Енисейские Кыргызы в самом начале 18 в. были полностью выселены из края джунгарами. Что подтверждается полным отсутствием с начала 18 века этнонима "Кыргыз" среди оставшихся и ныне существующих этнических групп и родов - сеоков.

Хакасский историк И.Л.Кызласов, а позже и некоторые другие современные исследователи Хакасии, вовсе считают название «Хакас» исторически реальным и связывает его с местной этнонимикой. Согласно трактовке учёного, оно якобы является современной производной формой от названия «Хаас». Одна из групп хакасов - Качинцы действительно называют себя хаас или хааш. Правда "Хаас" он считал стяжательной формой раннего самоназвания "Хасха".

Так, Кызласов утверждает, что: «Кыргыз есть наименование правящего рода этой державы, а Хакас - всего его населения, имевшего смешанную этническую и даже различную языковую принадлежность». Чем он также строго разделял прежних кыргызов и собственно хакасские роды.

А. Кастрен приводит другой этноним хакасов – «Хонгорай» (Хоорай, Конгырай-Сахай), обозначающий всех татар (хакасов), платящих подать в Красноярск. Так называли их и соседи: кеты, камасинцы, телеуты, южные алтайцы и др.

Эту же поддерживается хакасским этнографом В.Я.Бутанаевым (емнип, научный руководитель СТАСа), который активно выступает за возвращение народу вместо не прижившегося названия «Хакас» исторического самоназвания «Хоорай».

Из изложенного следует, что Енисейские Кыргызы и родовые группы - сеоки (в основном Каас, Сагай, Койбал, Кызыл, Бельтир), послужившие основой современного хакасского народа суть разные этнические единицы. Первые были повелителями аборигенов края и выселены джунгарами с территории Минусы и Абакана, а вторые - местные аборигенные роды объединились в начале 20 в. в единый народ Хакасы с самоназванием Тадар.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Ну, почему же есть же "Нурсултан", например, ничего тюркского в имени.

А хакас - это экзоэтноним, а не самоназвание.

По моему, так просто для понимания.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У нас набирает популярность певец, имя которого похоже на ваше - Нурстас.  :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы верите в бога? И если не секрет, то в какого?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

поедатели семеников во что могут верить?

 

У меня родился экспромт!    :az1:

 

"Кто избран Небом - тот непобедим!

а кто ест семенники - тот неотразим!"

 

Это я про тестостерон и употребление семенников.

Источник:

http://kombat.com.ua/extrimk/extrimk5.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а в чьей национальной кухне еще присутствует данная традиция?

именно национальная, потому что знаю казахи отдельные (пропитые) вместе со спаивателями (словянами) едят подобные блюда 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Конечно у всех свои традиции, вон и гусениц и кошек едят в Китае. Но я все равно никак не пойму, зачем скотоводам есть гениталии, когда вдоволь мяса и других деликатесных частей - брюшного жира (казы), колбас, внутренностей, голов? 

 

Видел по ТВ что "пороховницы" едят на Кавказе.

 

У нас же в первую очередь моментально после забоя отсекают семенники и выбрасываются с обязательным ритуалом (плюют на них), если валишь самцов - барана, быка или жеребца - чтобы специфический запах семенников не перешел на ближайшие части туши.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а в чьей национальной кухне еще присутствует данная традиция?

именно национальная, потому что знаю казахи отдельные (пропитые) вместе со спаивателями (словянами) едят подобные блюда

Что за "спаиватели словяне"? Что-то я не припомню в русской кухне подобное...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Конечно у всех свои традиции, вон и гусениц и кошек едят в Китае. Но я все равно никак не пойму, зачем скотоводам есть гениталии, когда вдоволь мяса и других деликатесных частей - брюшного жира (казы), колбас, внутренностей, голов? 

 

Видел по ТВ что "пороховницы" едят на Кавказе.

 

У нас же в первую очередь моментально после забоя отсекают семенники и выбрасываются с обязательным ритуалом (плюют на них), если валишь самцов - барана, быка или жеребца - чтобы специфический запах семенников не перешел на ближайшие части туши.

Вы что скот не кастрируете? Что-то не понял.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что за "спаиватели словяне"? Что-то я не припомню в русской кухне подобное...

 

Есть такое пристрастие, только в сельской местности и я так поня особенно ценятся бычьи

Ну и конечно уже не очень молодые люди (не массово), молодежь не замечал за данным занятием 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Конечно у всех свои традиции, вон и гусениц и кошек едят в Китае. Но я все равно никак не пойму, зачем скотоводам есть гениталии, когда вдоволь мяса и других деликатесных частей - брюшного жира (казы), колбас, внутренностей, голов? 

 

Видел по ТВ что "пороховницы" едят на Кавказе.

 

У нас же в первую очередь моментально после забоя отсекают семенники и выбрасываются с обязательным ритуалом (плюют на них), если валишь самцов - барана, быка или жеребца - чтобы специфический запах семенников не перешел на ближайшие части туши.

Вы что скот не кастрируете? Что-то не понял.

 

А ведь действительно интересный вопрос

Все же все здесь присутствующие это городские жители и многих тонкостей можем и не знать

раньше кострацией похоже занимались

 

 

В начале лета аулы прибывали на жайляу. Здесь доили кобыл, проводили кастрацию ягнят, стрижку овец, изготовление кошм и заготовку молочных продуктов.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Конечно у всех свои традиции, вон и гусениц и кошек едят в Китае. Но я все равно никак не пойму, зачем скотоводам есть гениталии, когда вдоволь мяса и других деликатесных частей - брюшного жира (казы), колбас, внутренностей, голов? 

 

Видел по ТВ что "пороховницы" едят на Кавказе.

 

У нас же в первую очередь моментально после забоя отсекают семенники и выбрасываются с обязательным ритуалом (плюют на них), если валишь самцов - барана, быка или жеребца - чтобы специфический запах семенников не перешел на ближайшие части туши.

 

Вы что скот не кастрируете? Что-то не понял.

 

 

Кастрируем и скот и мальчиков. Шутка, здесь есть отличия. :) Кастрируют не весь скот. Причем у кастрации есть свои плюсы и минусы, например, жеребец становится самой обычной послушной рабочей тягловой лошадью и на скачки такую брать не реально, бык становится понурым волом и плохо растет, можно только тоже припахать или забить на мясо и т.д. Хотя и предпочитают казахи резать кастрированных мужского пола, но в жизни часто приходится резать и не кастрированных, например, огромного быка чуть ли не в тонну живым весом, каким кастрат никогда не вырастет. Или жеребца, или огромного кошкара чуть ли не бычка ростом. Баранов кастрируют чуть по другому принципу. Из всех кошкарчиков оставляют пару-тройку, всех остальных в первые месяцы кастрируют .... путем обрывания семенников, не пугайтесь, им это в этом возрасте не причиняет вреда, точно также как и одновременно отрезают хвосты (а то смотрю в Европе бараны с хвостами как у обезьян). У КРС и лошадей кастрация уже в виде хирургической операции в возрасте до 1,5 лет, не позже. Валят, связывают три ноги, держат, обрабатывают места надреза йодом, делают надрезы на двух шарах, вынимают, перевезяывают туго шелковой нитью, затем перерезают ниже узла, засыпают присыпку, обрабатывают и отпускают в стойло на пару дней, не выпуская на пастбище, желательно делать до жары, в апреле, чтобы не было мух. А яйца опплевывают и выбрасывают собакам (веду репортаж по своему личному опыту помощника). :D  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Что за "спаиватели словяне"? Что-то я не припомню в русской кухне подобное...

 

 

Есть такое пристрастие, только в сельской местности и я так поня особенно ценятся бычьи

Ну и конечно уже не очень молодые люди (не массово), молодежь не замечал за данным занятием 

 

Впервые слышу, хотя сам родился и рос до 22 лет в ауле. Лажа! Казах не станет их есть, ведь есть много другого при забое скота, всегда пьют со свежим куырдаком. А сами по себе яйца в природе ведь не существуют, чтобы вот так ими закусить за углом как это делали с огурцом или килькой в томате.   :lol:   

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если у семьи скот чисто для себя 10-20 голов, овец не кастрируют, живут баранчики не долго (от весны до осени) размножаться не успевают

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...