Перейти к содержанию
enhd

Казахский и центрально-монгольский языки

Рекомендуемые сообщения

Притом, что нужна объективность. Мы же не говорим шешек (или чичек как турки), а говорим гуль. Мы же не говорим енсегей, а говорим дау, мыкты.

Да, вы не говорите шешек, а говорите шешен. :lol:

А если серъезно, то Жалаир уже в который раз прав))))))) То, что как говорите вы, это ведь не значит, что их не употребляют все. Пример: Дау - это скорее всего чистый "шымкентизм" :D , а мыкты имеет совсем иное значение, а именно крепкий, прочный, сильный, но никак не здоровый телом.

И вообще, споры на таком уровне смешны и ни к месту (не по теме).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дәу (гигант, большой, огромный), тау (гора) - одного корня я думаю, означение такое же, как "алып", "алп" - по древнетюркски "гора". "Алып" по-казахски синоним слова "дәу".

Кстати, названия казахских племен албан и суан некоторые авторы переводят с древнетюркского как: албан - обитатели горных мест (горцы), субан-обитатели водных мест. По шежыре албан, суан и дулат братья. Дулат - я считаю древнетюркское племя дулу.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, вы не говорите шешек, а говорите шешен. :lol:

А если серъезно, то Жалаир уже в который раз прав))))))) То, что как говорите вы, это ведь не значит, что их не употребляют все. Пример: Дау - это скорее всего чистый "шымкентизм" :D , а мыкты имеет совсем иное значение, а именно крепкий, прочный, сильный, но никак не здоровый телом.

И вообще, споры на таком уровне смешны и ни к месту (не по теме).

1. Если у нас матерятся "шешен", то это не значит что в других регионах не матерятся. Везде матерятся, просто шымкентцы матерятся по-казахски, остальные по-русски.

А Вы что, цветок называете шешеком? :D

2. В отличие от Вас (севера), юг не русифицирован. Дәу (великаны) - не шымкентизм, а герои казахских народных сказок. (Қаңбақ-Шал и др.)

3. А откуда начались споры? :rolleyes:

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Если у нас матерятся "шешен", то это не значит что в других регионах не матерятся. Везде матерятся, просто шымкентцы матерятся по-казахски, остальные по-русски.

А Вы что, цветок называете шешеком? :D

2. В отличие от Вас (севера), юг не русифицирован. Дәу (великаны) - не шымкентизм, а герои казахских народных сказок. (Қаңбақ-Шал и др.)

3. А откуда начались споры? :rolleyes:

Как раз таки ругаться по матери принято у русских.

Вообще от шымкентского ругательства по матери нужно отличать возглас "О, шешен!" - "О, мудрец!", что-то вроде подкола, когда кто-то скажет что-нибудь замудрое. ИМХО.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как раз таки ругаться по матери принято у русских.

Вообще от шымкентского ругательства по матери нужно отличать возглас "О, шешен!" - "О, мудрец!", что-то вроде подкола, когда кто-то скажет что-нибудь замудрое. ИМХО.

Вообще-то шешен - не мудрец, а остроязычный.Мудрец - дана, ақылды, кемеңгер. :osman6ue:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

чэчэн (ᠴᠡᠴᠡᠨ) - цэцэн - по монгольски "красноречивый, мудрый".

По искажению казахов буквы "ч" как "ш" стал уних "шешен"-ом. :lol:

Интересно чеченцам хто дал название "чечен"? А не монголы ли вообще?

Кто-то из монгольских правителей дискутировал с горцами старцами и называл их народом мудрым и красноречивым "чэчэн". :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это смешная попытка АКБ опровергнуть монголоведа Поппе, наверное, займет достойное место в соответствующей теме.

Аполитично рассуждаете! :az1:

Пусть Поппе и монголовед, но от этого тюркские слова не станут монгольскими:

Пар – Бұғ; Опухоль – Чиған; Курица – Дагуг; Древний – Ертекі; Часть – Дьжарім; Грязь – Кір; Очаг – Очоғ; Колчан – Горумсаг; Котел – Казған; Ворон – Гарға; Бык – Үкүз; Рана – Йара и т.д. и т.п.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

чэчэн (ᠴᠡᠴᠡᠨ) - цэцэн - по монгольски "красноречивый, мудрый".

По искажению казахов буквы "ч" как "ш" стал уних "шешен"-ом. :lol:

Интересно чеченцам хто дал название "чечен"? А не монголы ли вообще?

Кто-то из монгольских правителей дискутировал с горцами старцами и называл их народом мудрым и красноречивым "чэчэн". :D

О, шешен! :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

чэчэн (ᠴᠡᠴᠡᠨ) - цэцэн - по монгольски "красноречивый, мудрый".

По искажению казахов буквы "ч" как "ш" стал уних "шешен"-ом. :lol:

Интересно чеченцам хто дал название "чечен"? А не монголы ли вообще?

Кто-то из монгольских правителей дискутировал с горцами старцами и называл их народом мудрым и красноречивым "чэчэн". :D

Я думал сечен по-монгольский мудрый, а не красноречивый. Казахский шешен может быть от сөзшең - разговорчивый.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если серъезно, не все шымкентцы произносят это слово. Я тоже.

В Алматы сейчас это ругательство можно услышать от каждого второго казаха, иногда приходит мысля на ум, что весь Шымкент у нас в Алматы :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

чэчэн (ᠴᠡᠴᠡᠨ) - цэцэн - по монгольски "красноречивый, мудрый".

По искажению казахов буквы "ч" как "ш" стал уних "шешен"-ом. :lol:

Интересно чеченцам хто дал название "чечен"? А не монголы ли вообще?

Кто-то из монгольских правителей дискутировал с горцами старцами и называл их народом мудрым и красноречивым "чэчэн". :D

"Чеченцы" - от Чечен-аула, а Чечен-аул - от какого-то монгола, то ли золоордынского, то ли торгутского.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Чеченцы" - от Чечен-аула, а Чечен-аул - от какого-то монгола, то ли золоордынского, то ли торгутского.

Эка вас заносит... :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заносит не меня, а Джэбэ с Субэдэем в 13 в., Хо-Урлюка и Убаши в 17-18 вв.

Джебе как раз и не заносило, он был здесь своим. Как известно его имя перводится как стрела, на казахском стрела - Джебе, на ваших языках - Сум.

Субэдэй (искаженнное) надо полагать тоже был своим, т.к. у казахов до сих пор распространено имя Сыпатай, которого у вас нет. Тем более, что уранхаи, коим он был - это тюрки.

Не зря они говорили половцам о родстве! B)

-------------------------------------------------------

Про влияние Хо-Урлюка и Убаши на нохча рассказывайте сказки в Калмыкии. :osman6ue:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Джебе как раз и не заносило, он был здесь своим. Как известно его имя перводится как стрела, на казахском стрела - Джебе, на ваших языках - Сум.

Для стрелы есть и слово Зэб.

Субэдэй (искаженнное) надо полагать тоже был своим, т.к. у казахов до сих пор распространено имя Сыпатай, которого у вас нет. Тем более, что уранхаи, коим он был - это тюрки.

Не зря они говорили половцам о родстве! B)

Урянхаи - такие же монголы, как и джалаиры, например. Или боржигины. Моя бабушка была рода Уряанхад.

Про влияние Хо-Урлюка и Убаши на нохча рассказывайте сказки в Калмыкии. :osman6ue:

Ну да, калмыки хорошо гоняли протурецких элементов по Кубани и Крыму. При чем здесь сказки? Все хорошо задокументировано.

Чечен-аул и был крайней северной границей ареала нохчей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для стрелы есть и слово Зэб.

Урянхаи - такие же монголы, как и джалаиры, например. Или боржигины. Моя бабушка была рода Уряанхад.

Ну да, калмыки хорошо гоняли протурецких элементов по Кубани и Крыму. При чем здесь сказки? Все хорошо задокументировано.

Чечен-аул и был крайней северной границей ареала нохчей.

Про то что жалаиры были монголами можете уже даже и не думать :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще-то шешен - не мудрец, а остроязычный.Мудрец - дана, ақылды, кемеңгер. :osman6ue:

Если в создике.кз слово переведено только как остроязычный, то это не значит что так оно и есть. Как вы переведет слово шешен-создер в таком случае? По крайней мере я не раз слышал употребление слова шешен в смысле мудрец.

Я думал сечен по-монгольский мудрый, а не красноречивый. Казахский шешен может быть от сөзшең - разговорчивый.

скорее шешен от глагола шешу - решать, принимать решение

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Алматы сейчас это ругательство можно услышать от каждого второго казаха, иногда приходит мысля на ум, что весь Шымкент у нас в Алматы :D

Нас много, поэтому нам завидуют :rolleyes:

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если в создике.кз слово переведено только как остроязычный, то это не значит что так оно и есть. Как вы переведет слово шешен-создер в таком случае? По крайней мере я не раз слышал употребление слова шешен в смысле мудрец.

скорее шешен от глагола шешу - решать, принимать решение

1. Я на создик.кз и не посмотрел, я и сам знаю что у шешен один перевод - остроязычный. Не шешен-создер, а шешендик создер - это понятие появилось в 20 веке.

2. А по-моему созшен - разговорчивый. Не путайте шешена с бием, он ничего не решает.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Про то что жалаиры были монголами можете уже даже и не думать :D

Указ джалаирского Уваис бахадур хана почему по-монгольски написан? Раз он тюрком был и сверг ненавистных монголов, то почему он вдруг заговорил по-монгольски?

- Ein persisch-mongolischer Erlass des Ğalāyeriden Šeyḫ Oveys. Central Asiatic Journal 19, 1975, pp. 1-84.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Указ джалаирского Уваис бахадур хана почему по-монгольски написан? Раз он тюрком был и сверг ненавистных монголов, то почему он вдруг заговорил по-монгольски?

- Ein persisch-mongolischer Erlass des Ğalāyeriden Šeyḫ Oveys. Central Asiatic Journal 19, 1975, pp. 1-84.

Я не думаю, что жалаиры кого-то там ненавидели. А указы писались и чингисидами и жалаиридами на монгольском, тюркском и даже персидском, но от этого они персами не стали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Я не думаю, что жалаиры кого-то там ненавидели. А указы писались и чингисидами и жалаиридами на монгольском, тюркском и даже персидском, но от этого они персами не стали.

Ну хорошо. Тогда ответьте, для чего "тюрк" Уваис бахадур хан издал указ на монгольском? Для кого этот указ? Если верить некоторым вашим соотечественникам, то монголов в помине и не было. Они появились в результате смешения с маньчжурами только в 15-м веке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...