Перейти к содержанию
reicheOnkel

Халха-урианханы

Рекомендуемые сообщения

  • Модераторы

Давно хотел обсудить эту тему.

Собственно это халха-монголы ныне населяют сомоны Бугат, Цээл, Төгрөг, Тонхил Гоби-Алтайского аймака и сомон Цэцэг Кобдосского аймака.

До 1911 они административно делились на 2 хошуна, Гоби-Алтайские входили в хошун Дайчин-бэйсэ Засакту-ханского аймака, а Кобдосские входили в хошун Дархан гуна того же аймака.

Их князья и тайджи-аристократия происходили как все халхасские князья от Гэрсэндзэ хунтайджи джалаирского. Младший сын Бато-Мункэ Даян хана, Гэрсэндзэ имел двух жен старшая Хатунгай, младшая Самар из урианханов. от младшей и родился младший сын Саму Буйма который унаследовал после смерти отца урианханский оток. Они подчинялись Засакту хану. Внук Саму Буйма, Чиндаган Сайн маджик участвовал в походе на ойратов вместе с Шолой убаши хунтайджи, первым Алтынханом.

Как стало известно последнее время находясь на самом западе халхасских кочевий они держали тесную связь с ойратами. Когда халха-джунгарская война началась эти халха-урианханы не ушли во Внутреннюю Монголию как другие халхасские отоки, а ушли в Кукунор к хошоутам. Часть была уведена ойратами и поселена в Джунгарии на западной ее границе у оз. Төмөрт нуур (оз.Иссык-Куль). Те кто ушли в Кукунор вернулись оттуда перед самим вторжением Галдан-Цэрэна(в Кукуноре осталась часть и она составляла один халхасский хошун в Кукунорской администрации), и во время войн бежали к алашаньским хошоутам. Потом вернулись на свои нынешние кочевья. В 1755 году та часть которая была поселена Галдан-Бошокту ханом, в Джунгарии у оз. Төмөрт нуур вернулись к своим сородичам.

Самоназвание -ураанхан.

Роды:

Аргалчин- досл.те кто собирает кизяк. Группа которая обеспечивала своих князей топливом.

Харнууд- старинный монгольский род. Ответвление хунгиратов.

Аданхан- старинный подрод урианханов.

Жаран- букв. 60 говорят они остатки войск Галдан-бошокту хана. Именно на территории Дайчин бэйсэ хошуна в сомоне Тонхил находится местность Ац Амттай где скончался Галдан бошокту хан.

Хайтиль- происхождение не известно но помнится в составе ойрат-урянхайцев есть такой подрод. Есть поговорка лучше переночевать в скалах чем у хайтила. Хайтилийнд хонохоор хаданд хоно.

Ончуул-?

Хожимбай- вероятно тюрко-сартского происхождения, довольно крупный подрод.

Көрлөг-видимо осколок хошоутов так как у кукунорских хошоутов есть Курлукский хошун.

Солон барга- откуда баргуты взялись тоже неизвестно.

Они больше других халха занимались земледелием. Земледельческая традиция схожа с ойратским. Есть обычай делиться после урожая своим урожаем. Отправляли детей просить -кявсн, долю. Это слово не знакомо другим халхасским группам. А зафиксировано у дербетов с тем же значением.

В языковом плане, они стоят между ойратским и халхасским. При это являясь западно-халхасским диалектом имеет ряд особенности ойратских диалектов.

Кекают вместе х. Говорят кийтн, күүр, кэн, кэзээ, күмн.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Брат ты единственное светлое око в аду фольклоризма... С большим почтением народ читает твои

публикации!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И восточные Халха Урианханы Удачи ноиона.

Хангай ханаар нутаглан явж

Хадар дайсанд халаа бологсон

Халуун аминд тvшээ бологсон

Ирэхvйн vзvvр, харахуйн

харуул бологсон

Халх тvмэн чинь

Удачийн мэдлийн урианхай нар Ихсийн хоригийг хамгаалан сууж цэргийн албанаас чєлєєлєгддєг байв.

http://www.olloo.mn/modules.php?name=News&file=print&sid=1149691

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

И восточные Халха Урианханы Удачи ноиона.

http://www.olloo.mn/modules.php?name=News&file=print&sid=1149691

Они и есть те урианханы которые охраняли Их-хориг.

У них есть песня о Бурхан-хане, Хэнтий хане как о родине своих предков.

После смерти Даян-хана, они почему то восстали против власти великого хана воевали со всеми подряд в течении 20 лет и были побеждены. Их лишили права именоваться туменом и рассеял по всей Монголии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Хайтиль- происхождение не известно но помнится в составе ойрат-урянхайцев есть такой подрод. Есть поговорка лучше переночевать в скалах чем у хайтила. Хайтилийнд хонохоор хаданд хоно.

Напоминает по звучанию слово "хайтал".

"Хорезм - округ на обоих берегах Джейхуна, главная его столица в Хайтале, и в нем есть другая столица в Хорасане. Они (хорезмийцы) отличаются от жителей обеих сторон (т.е. Хорасана и Хайтала) в обычаях, языке, характере и врожденных качествах. Это округ известный, обширный, со многими городами, населенная местность его продолговатой формы, подобно областям Рум, Седжестан и Казрун. Там не прерываются жилища и сады, множество прессов для давки винограда, пашен, деревьев, фруктов и жизненных благ, он прибылен для людей торговли. Они (жители его) - люди разумения, науки, фикха, способностей и образования; я редко встречал имама в фикхе, литературе или Коране, у которого не было бы ученика - хорезмийца, который уже продвинулся вперед в науке. Название главного города (касаба) на Хорасанской (стороне) - Джурджания, города ее: Нузвар, Замахшар, Рузунд, Вазарманд, Даскаханхас, Рахушмисан, Мадамисан, Хива, Кардаранхас, Хазарасп, Джигирбенд, Джаз, Дарган, Джит, Малая Джурджания, другой Джит, Садфар, Масасан, Кардар, Андарастан."

Из записок путешественника, (16-й век)

И вот бурятский род хайтал:

Улус Хайтал. Первыми из рода Хайтал в Кудару пришли буряты во главе с Элденом. Они долго бродили по степи в местности Юhэн Сэлэнгэ, т.е. Девяти рукавов Селенги (дельта). Но здесь не всем им было по душе, и мало-помалу потомки их разъехались в улусы Энхалук, Берёзовка, Буров, Бага Арал, Дунда Арал. Улус Хайтал располагался вблизи протоки Бугутур, в 4,5-5 км от с.Корсаково. Название получило от рода Хайтал. Это один из самых многочисленных родов. Там проживали семьи Онтобоевых, Мадуевых, Бортоевых, Пуевых.

http://www.kcmb.ru/index.php/option/content/task/view/id/1225

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Напоминает по звучанию слово "хайтал".

И вот бурятский род хайтал:

Да Вы совершенно правы. Я совсем забыл про бурятских хайталов.

Скорее всего это и есть хайтал. Так как этнографы записали по разному, хайтал, хайтил, хайтиль.

Хоринцы в своих хрониках пишут что Сэгэнут и Хайтал являются хоринскими родами присоединившихся к западным бурятам.

Ув. Руст у вас нет данных об упоминании рода урианхан или урянхай в составе кыргызов? Так как одна часть этих халхасских урианханов почти 60 лет проживала в окрестности озера Төмөрт нуур. Это знаменитый Иссык-Куль. Должно же какие нибудь следы остались.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый reicheOnkel, могут ли монгольские ураанханы (урианхаи) иметь эвенкское, т.е. тунгусское происхождение?

К этой мысли меня наталкивает следующее:

1. Наличие в тунгусо-маньчжурских языках слова "Уранкай" - человек. Помнится аналогичным образом уважаемые братья - монголы доказывали свое родство с древними хуннами на основе монгольского слова "Хун" - человек.

2. Наличие в казахском языке слова "Ураңкай" – вид юрты без боковых решетчатых стен исключительно из жердей типа тунгусского чума.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Словом урянкай монголы обозначали кыштымские племена Саян Алтая и Енисея.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Словом урянкай монголы обозначали кыштымские племена Саян Алтая и Енисея.

Каких кыштымов, тюрков или эвенков-тунгусов?

А у саха откуда приставка, эпитет ураанхай сахалар?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый reicheOnkel, могут ли монгольские ураанханы (урианхаи) иметь эвенкское, т.е. тунгусское происхождение?

К этой мысли меня наталкивает следующее:

1. Наличие в тунгусо-маньчжурских языках слова "Уранкай" - человек. Помнится аналогичным образом уважаемые братья - монголы доказывали свое родство с древними хуннами на основе монгольского слова "Хун" - человек.

2. Наличие в казахском языке слова "Ураңкай" – вид юрты без боковых решетчатых стен исключительно из жердей типа тунгусского чума.

Спросите салджиута Улуг Донгака.Наверное он вам даст правильный ответ.Почему только говорите только о чуме тунгусского? Надо говорить побольше о чуме тюркского.

По моему тунгусский чум есть и тюркский чум.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Уважаемый reicheOnkel, могут ли монгольские ураанханы (урианхаи) иметь эвенкское, т.е. тунгусское происхождение?

К этой мысли меня наталкивает следующее:

1. Наличие в тунгусо-маньчжурских языках слова "Уранкай" - человек. Помнится аналогичным образом уважаемые братья - монголы доказывали свое родство с древними хуннами на основе монгольского слова "Хун" - человек.

2. Наличие в казахском языке слова "Ураңкай" – вид юрты без боковых решетчатых стен исключительно из жердей типа тунгусского чума.

Урианхай вообще название всех лесных народов.

РАД отмечает что во времена Чингисхана урианханы были так и степными и лесными.

в корейском оранкай -дикари, варвары.

barbaren-1.jpg

японская картинка 17-го века. В правом нижнем углу урянхайцы.

Тюрки в левом нижнем углу. Татары в левом верхнем углу. Корейцы в правом верхнем углу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Урианхай вообще название всех лесных народов.

РАД отмечает что во времена Чингисхана урианханы были так и степными и лесными.

Лесные и степные они поныне. Но если уранхай - лесные, то уран, оран - лес? На каком языке?

Кажется у Ахинжанова это змеи?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отличная тема начата.

reicheOnkel как всегда оживляет интерес!

Они и есть те урианханы которые охраняли Их-хориг.

У них есть песня о Бурхан-хане, Хэнтий хане как о родине своих предков.

После смерти Даян-хана, они почему то восстали против власти великого хана воевали со всеми подряд в течении 20 лет и были побеждены. Их лишили права именоваться туменом и рассеял по всей Монголии.

Я почему-то сомневаюсь, что халхасские урянхайцы те же самые, что и ойн-уряанха нойона Удачи. Если у них нет прямого указания на генеалогию от Удачи, то это уже вопрос.

Кроме того, вы сами привели название аданхан - это же род восточных урянхайцев, а не ойн! В Тайной истории указаны аданханы в составе ононских урянхай.

А ойн уряанха (Удачи и т.д.) жили далеко от них, где-то в треугольнике между Хубсугулом, Бурятским Сояном и Тувой.

Кроме того, еще не вполне доказано, что Их хориг это Хэнтэй. По-моему даже не доказано совсем (или я что-то пропустил, я не следил за публикациями по этой теме).

С огромным уважением!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Отличная тема начата.

reicheOnkel как всегда оживляет интерес!

Я почему-то сомневаюсь, что халхасские урянхайцы те же самые, что и ойн-уряанха нойона Удачи. Если у них нет прямого указания на генеалогию от Удачи, то это уже вопрос.

Кроме того, вы сами привели название аданхан - это же род восточных урянхайцев, а не ойн! В Тайной истории указаны аданханы в составе ононских урянхай.

А ойн уряанха (Удачи и т.д.) жили далеко от них, где-то в треугольнике между Хубсугулом, Бурятским Сояном и Тувой.

Кроме того, еще не вполне доказано, что Их хориг это Хэнтэй. По-моему даже не доказано совсем (или я что-то пропустил, я не следил за публикациями по этой теме).

С огромным уважением!

Ну да, по РАД-у выходит что Их хориг охраняли ойн-урянкат.

Больше вопросов чем ответов.

А как думаешь хайталы оказались среди них? Если это и есть бурятские хайталы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый reicheOnkel, могут ли монгольские ураанханы (урианхаи) иметь эвенкское, т.е. тунгусское происхождение?

К этой мысли меня наталкивает следующее:

1. Наличие в тунгусо-маньчжурских языках слова "Уранкай" - человек. Помнится аналогичным образом уважаемые братья - монголы доказывали свое родство с древними хуннами на основе монгольского слова "Хун" - человек.

2. Наличие в казахском языке слова "Ураңкай" – вид юрты без боковых решетчатых стен исключительно из жердей типа тунгусского чума.

Лесные и степные они поныне. Но если уранхай - лесные, то уран, оран - лес? На каком языке?

Кажется у Ахинжанова это змеи?

Оказывается, топонимы с основой уран или хай распространены на картах Маньчжурии, Монголии и Казахстана. В Казахстане есть речка, поселок, гора и место старинного города под названием Уранхай. Напомним, слово "уранхай" - это старинное самоназвание народа саха. Многих гипотеза Ахинжанова отпугивала тем, что ни среди казахов, ни среди других современных тюркских народов Средней Азии не встречается этноним "уранхай". Разве что среди башкир имеется племя под названием Уран.

http://www.kyrgyz.ru/?page=47

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну да, по РАД-у выходит что Их хориг охраняли ойн-урянкат.

Больше вопросов чем ответов.

А как думаешь хайталы оказались среди них? Если это и есть бурятские хайталы.

не знаю. Никаких версий у меня нет. Кроме той, которую в соседней теме излагал про происхождение джунгаров / олётов от бурятских сэгэнутов.

Кроме того, где-то читал, что хайталами называли гуннов-эфталитов. Или "слабосильных" сюнну, которые осели в Средней Азии, по китайским источникам. Но не помню точно. Давно интересует этот бурятский этноним хайтал, варианты - хайтул и хогодул.

Еще кто-то из лингвистов (никак не вспомню, кто именно, возможно, Жаргал Бадагаров) мне говорил, что древний вариант произношения современного хайтал должен был быть примерно хагытул / qaYitul тут i должна быть с двумя точками сверху.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

не знаю. Никаких версий у меня нет. Кроме той, которую в соседней теме излагал про происхождение джунгаров / олётов от бурятских сэгэнутов.

Кроме того, где-то читал, что хайталами называли гуннов-эфталитов. Или "слабосильных" сюнну, которые осели в Средней Азии, по китайским источникам. Но не помню точно. Давно интересует этот бурятский этноним хайтал, варианты - хайтул и хогодул.

Еще кто-то из лингвистов (никак не вспомню, кто именно, возможно, Жаргал Бадагаров) мне говорил, что древний вариант произношения современного хайтал должен был быть примерно хагытул / qaYitul тут i должна быть с двумя точками сверху.

Никак не пойму, почему халха, буряты и калмыки пытаются заполучить древность тюрков? К примеру гуннов? Зачем?

Ведь у русских говорится не зря "на чужой вершок не разевай роток". :rolleyes:

А кайтал по-тюркски, в частности, по-казахски "возвращающийся, повторяющийся, возобновляющийся" от глагола "қайту, қайталау". http://www.sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/қайту/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Никак не пойму, почему халха, буряты и калмыки пытаются заполучить древность тюрков? К примеру гуннов? Зачем?

Ведь у русских говорится не зря "на чужой вершок не разевай роток". :rolleyes:

А кайтал по-тюркски, в частности, по-казахски "возвращающийся, повторяющийся, возобновляющийся" от глагола "қайту, қайталау". http://www.sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/қайту/

Древные турки были монголами.Асена,Ачино монгол.Асена говорил на монгольском.А поданые стали называться турками.

Современные казахи не имеют отношение к Асена,Хүннү и монголу 13 века.Казахи в большинстве потомки поданых.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Никак не пойму, почему халха, буряты и калмыки пытаются заполучить древность тюрков? К примеру гуннов? Зачем?

Ведь у русских говорится не зря "на чужой вершок не разевай роток". :rolleyes:

Это я что-ли пытаюсь заполучить???

Вы немного обосновывайте хоть такие обвинения.

Я просто говорю то, что знаю: в источниках встречается наименование хайтал в отношении гуннов-эфталитов или "слабосильных гуннов" (я точно не помню, как их назвали в китайском). Мне вообще без разницы на каком языке они все говорили.

А кайтал по-тюркски, в частности, по-казахски "возвращающийся, повторяющийся, возобновляющийся" от глагола "қайту, қайталау". http://www.sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/қайту/

Любопытно. В этом же словаре по вашей ссылке:

2) перен. лишаться; переставать обладать

қайраты қайтты → силы покинули его; он стал слабеть

бақыты қайтты → его покинуло счастье

Сравним: "слабосильные сюнну"

Становится интересно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не пойму никак, какое отношение тувинцы имеют к урянхам? Если это название им было незнакомо,

привнесенное извне, как утверждает Кевин Лапсан? А термин тува был исконным издревле как говорит каррутерс?

Напомню, тува дубо были таежными собирателями, хотя дарили лошадей в свадьбе как тубалары...

Уранкайцы т.е. лесные, судя по тому что были задействованы в охране могилы Отца народов, могли быть

воинами, следовательно кочевниками... Ведь сайн-урянхи жили в Баргуджин Тукуме. А туматы или тува

около Баргуджин Тукума.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Древные турки были монголами.Асена,Ачино монгол.Асена говорил на монгольском.А поданые стали называться турками.

Современные казахи не имеют отношение к Асена,Хүннү и монголу 13 века.Казахи в большинстве потомки поданых.

Вам необходимо срочно к Асан Кайгы. Он Вас просветит насчет того чьи потомки казахи. Хотя, возможно вы сним не найдете общего языка, судя по Вашему посту можно подумать, что Вы лично говорили с Ашина. А это уже ... В общем, к Асеке, он даст Вам ссылки на литературу в нете, Вам хватит месяцев на 6, почитаете, а потом уже заходите...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вам необходимо срочно к Асан Кайгы. Он Вас просветит насчет того чьи потомки казахи. Хотя, возможно вы сним не найдете общего языка, судя по Вашему посту можно подумать, что Вы лично говорили с Ашина. А это уже ... В общем, к Асеке, он даст Вам ссылки на литературу в нете, Вам хватит месяцев на 6, почитаете, а потом уже заходите...

Жалайртай.

Как вы думаете откуда на древно-тюркском так много монголизмов и китайзмов? Может это через Ашина?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Жалайртай.

Как вы думаете откуда на древно-тюркском так много монголизмов и китайзмов? Может это через Ашина?

Прошу Вас дружище побывать в открытых мной темах на форуме "Языки" - в темах о тюркизмах в монгольских и о тунгусо-маньчжурских вляиниях на монгольские языки. Не успел развить еще тему о китайском влиянии на монгольские языки (слово наймаа - торговец и др.), но здесь нужна помощь уважаемых ТМади и Улуг Донгак Тыва.

Изменено пользователем АксКерБорж
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прошу Вас дружище побывать в открытых мной темах на форуме "Языки" - в темах о тюркизмах в монгольских и о тунгусо-маньчжурских вляиниях на монгольские языки. Не успел развить еще тему о китайском влиянии на монгольские языки (слово наймаа - торговец и др.), но здесь нужна помощь уважаемых ТМади и Улуг Дангак Тыва.

Слово наймаа не имеет отношение к этнониму "найман". А черная ворона имеет отношение к "Керейт ".Если не верите,то спросите ув.Стаса ,что он является ли харга? :lol:

Как только Улуг Донгак узнав,что он родственник борджигинов,катаганов и ему стало видимо очень стыдно перед своими истниными братьями и спрятался. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...