Перейти к содержанию
Гость

Право: Засак-Засг-Джасак-Яса

Рекомендуемые сообщения

если кончилось ваше время, воевода, не смеем вас задерживать

есаул, караул, казак это все тюркские слова, причем слово казак имеет несколько значений

Слово: есау/л

Ближайшая этимология: "казачий чин, первый после атамана", укр. есау/л, ?сау/л, др.-русск. rсаулъ (Сказ. Мам. III; см. Шамбинаго, ПМ 39; Котошихин 125 и др.). Из чагат., тур. jasaul "распорядитель, исполнитель повелений" (Радлов 3, 215 и сл.; Ле Кок, Garbe-Festschr. 6), азерб. a"saul, тат. iasoul; см. Mi. EW 414; Преобр. I, 218.

по-другому, есаул=ес аул (бувально "старший в уле", "старший среди младших")

не есть ли созвучие есаул и яса в какой-то степени подтвердждением темы?

ведь есаул и ясаул это одно и тоже

яса=делай, ясаул (тот который делает, делай-яса для младших, командир)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Монгольское слово яса (ясак, джасак) означает "поведение" или "декрет". До недавнего времени было обычным говорить о Великой Ясе как о собрании общепринятых монгольских правовых установлений. Это происходило, частично, потому, что статьи Ясы, относящиеся к уголовному законодательству и наказанию, привлекали большее внимание историков, нежели любая другая часть кодекса.

Не существует сохранившейся полной копии Великой Ясы, хотя восточные авторы XIII- XV веков свидетельствуют, что такие списки существовали. Согласно историку Джувейни (ум. 1283 г.), подобный список хранился в сокровищнице каждого потомка Чингисхана. Рашид ад-Дин (1247-1318 гг.) упоминает о существовании этих списков множество раз. В персидском трактате о финансах, приписываемом Назиру ад-Дину Тузи (ум. 1274 г.) имеются многие ссылки на Ясу. Макризи (1364-1442 гг.) был проинформирован своим другом Абу-Нашимом о списке, имеющемся в багдадской библиотеке. На основе информации Абу-Нашима Макризи попытался представить полный отчет о содержании Ясы. Фактически же, ему удалось очертить лишь часть кодекса, в основном статьи, посвященные уголовному законодательству и наказанию. Рашид ад-Дин, со своей стороны, цитирует многие ордонансы и высказывания Чингисхана, некоторые из которых были, возможно, фрагментами Ясы, а другие - так называемыми "максимами" (билик). Долгое время современные историки, имеющие дело с Ясой, базировали свои заключения в основном на информации, предоставленной Макризи и Рашидом ад-Дином. До недавнего времени недостаточное внимание уделялось краткой сумме Ясы, сделанной Григорием Аб-уль-Фараджем (Бар Хэбрэусом (1225/1226-86 гг.) или же более расширенному пересказу Джувейни. Но эти два писателя наметили канву наиболее значимого деления Ясы, касающегося государственного закона монголов.

С моей точки зрения, Яса как целое ни в коем случае не может быть охарактеризована как обычное законодательство. Она была монгольским императорским законом, сформулированным Чингисханом; и сами монголы рассматривали ее именно в этом свете. Для них она была обобщенной мудростью основателя империи; и мы знаем, что они считали Чингисхана боговдохновенным Сыном Неба. Армянский историк Григор из Алканца записал историю появления Ясы на базе услышанного от монголов, хотя ее нельзя рассматривать как точную в деталях, она адекватно передает дух монгольского отношения к Чингисхану и делу его жизни. Согласно Григору, когда монголы "осознали свое положение, весьма подавленные своей несчастной и бедной жизнью, они обратились к помощи Бога, Создателя неба и земли, и заключили с ним великое соглашение, повинуясь его повелениям. По приказанию Бога им явился ангел в виде орла с золотыми перьями и заговорил их собственной речью и языком с вождем, которого звали Чанкез (Чингиз)... Затем ангел сообщил им все повелении Бога... которые сами они называют ясак".

Джувейни также рассматривает боговдохновенный разум Чингисхана как источник Ясы: "В то время как Всемогущий (Бог) выделил Чингисхана из числа его современников по разуму и интеллекту...он (Чингисхан), лишь опираясь на глубины своей души и без утомительного изучения (исторических) анналов, без согласования с (традициями) древних времен, изобрел все приемы (государственного управления)".

Как по мнению Джувейни, так и по мнению Макризи, Яса была талисманом, обеспечивающим победу на поле сражения. Как указывает А.Н. Поляк, монголы и тюрки приписывали Великой Ясе полумагическую власть.

Без полной копии Великой Ясы нельзя сказать наверняка в каком порядке размещались статьи, которыми мы обладаем. Предположительно, она начиналась с преамбулы, которая послужила основанием для той, что использовалась преемниками Чингисхана в их переписке с иностранными правителями. Она должна была содержать упоминание Неба и ссылку на Высшего хана монгольской нации, Чингисхана. Третье предложение формулы преамбулы "повелеваем", очевидно, должно было означать собственное повеление Чингисхана, поскольку он был и основателем нации, и правящим императором в это время. Затем, вероятно в порядке, очерченном Джувейни и Аб-уль-Фараджем, излагались общие принципы и статьи о международном праве и организации армии и государства.

I. Общие предписания.

Содержательное деление Великой Ясы может быть предположительно реконструировано на основе имеющихся в различных редакциях фрагментов. Следующие выдержки могут дать его общую идею.

"Следует возвеличивать и уважать чистых, непорочных, справедливых, ученых и мудрых, к каким бы людям они не принадлежали; и осуждать злых и несправедливых людей"

(Аб-уль-Фарадж, разд. 2)

"Первым является следующее: любите друг друга; во-вторых, не совершайте прелюбодеяние; не крадите; не лжесвидетельствуйте; не предавайте кого-либо. Уважайте стариков и бедных"

(Григор из Алканца).

"Он (Чингисхан) запретил им (монголам) есть что-либо в присутствии другого, не приглашая его разделить пищу; он запретил любому человеку есть больше, чем его товарищи"

(Макризи, разд. 2)

"Поскольку Чингис не принадлежал какой-либо религии и не следовал какой-либо вере, он избегал фанатизма и не предпочитал одну веру другой или не превозносил одних над другими. Напротив, он поддерживал престиж любимых и уважаемых мудрецов и отшельников любого племени, рассматривая это как акт любви к богу"

(Джувейни, разд. 2).

"Он (Чингисхан) приказал уважать все религии и не выказывать предпочтения какой-либо из них"

(Макризи, разд. II).

Эта часть Ясы стала основанием монгольской политики религиозной терпимости.

II. Международное право.

Когда необходимо писать восставшим и посылать им представителя, не запугивайте их силой и великим размером вашей армии, а только скажите: "Если вы добровольно сдадитесь, то вы найдете хорошее обращение и покой, но если вы сопротивляетесь - что с нашей стороны можем мы знать? Вечный Бог знает, что случится с вами"

(Аб-уль-Фарадж, разд. 1).

Следует отметить, что, с точки зрения Ясы, каждая нация, отказывающаяся признать высший авторитет великого хана, рассматривается как восставшая. Как указывает Эрик Фогелин, это противоречит нашим представлениям о международном праве, которые предполагают существование суверенных государств:"Монгольская империя не есть... государство среди других государств мира, a imperium mundi in statu nascendi, а представляет собою Мировую-империю-в-Процессе-Становления". Следует вспомнить, что письма великих ханов Гуюка и Мункэ к правителям Запада верно следовали вышеприведенному предложению Ясы.

Важным принципом монгольского международного законодательства был принцип неприкосновенности послов. И в каждом случае, когда враг нарушал этот принцип, следовало суровое возмездие. Не существует, однако, прямого выражения такового в существующих фрагментах Ясы.

III. Правительство, армия и администрация.

А. ИМПЕРАТОР И ИМПЕРАТОРСКАЯ СЕМЬЯ.

В сохранившихся фрагментах Ясы лишь одна статья, рассматривающая императорский титул, касается этого предмета.

"(Монголы) не должны давать своим ханам и благородным людям много возвеличивающих имен или титулов, как это делают другие нации, в особенности, последователи ислама. И к имени того, кто сидит на троне царства им следует добавить одно имя, т.е. Хан или Каан. И его братья, сестры и родственники должны называть его первым именем, данным при его рождении"

(Аб-уль-Фарадж, разд. 3).

Можно сказать, что титул "каан" (каган) сам по себе выражает полноту императорской власти. В то же время, для членов своей семьи император остается старейшим в роде, близким родственником; отсюда и личная форма обращения, рекомендуемая родным.

Из "Тайной истории" мы знаем, что Чингисхан издавал специальные ордонансы для поддержания императорского хозяйства и наделов членов императорской семьи. Предположительно, основные правила относительно подобных вещей были включены в Ясу.

Б. МОНГОЛЬСКАЯ НАЦИЯ.

Как мы видели, в преамбуле ханских писем иностранным правителям Чингис именуется Высшим Ханом монгольской нации. Стереотип этой преамбулы должен был следовать преамбуле Ясы. Хотя нет специальной статьи относительно власти нации в существующих фрагментах Ясы, некоторые указания об этом могли быть включены в законы Ясы. В китайской надписи 1338 г. монголы обычно именуются государственным родом" (куо-цу), т.е. "правящей нацией". Именно через избрание нового великого хана после смерти его предшественника монгольская нация при империи могла политически самовыразиться. Несмотря на то, что вы- борные курултаи не всегда четко работали, очевидно, что существовал определенный набор правил их заседаний, хотя установленный порядок не всегда соблюдался. В каждом улусе империи функционировали местные курултаи для выбора своих ханов. Большая часть нашей информации об этих собраниях улусов связана с владением иль-ханов (Персия); принимаемые здесь правила, скорее всего, следовали нормам великих курултаев. Весьма вероятно, что этот стереотип был включен в законы Великой Ясы.

В. АРМИЯ И АДМИНИСТРАЦИЯ.

1. Статут об охоте."Когда монголы не заняты войной, они должны отдаваться охоте. И они должны учить своих сыновей, как охотиться на диких животных, чтобы они набирались опыта в борьбе с ними и обретали силу, энергию выносить усталость и быть способными встречать врагов, как они встречают в борьбе диких и неприученных зверей, не щадя (себя)"

(Аб-уль-Фарадж, разд. 4.

Очевидно, что охота, не была только наиболее популярным спортом монголов, она рассматривалась Чингисханом как государственный институт и основа военной подготовки.

3. Армейский статут. "Бойцами рекрутируются мужчины от двадцати лет и старше. Для каждого десятка должен назначаться офицер, и для каждой сотни, и офицер для каждой тысячи, и офицер для каждых десяти тысяч... Ни один воин из тысячи, сотни или десятка, в которые он был зачислен, не должен уезжать в другое место; если он сделает это, то будет убит, и также будет с офицером, который принял его."

(Аб-уль-Фарадж, разд. 5 и 7).

"Он (Чингисхан) приказал воинам после возвращения из военного похода исполнять определенные повинности на службе правителя"

(Макризи, разд. 20).

Создание императорской гвардии стало одной из наиболее важных реформ военной организации Чингисхана. Весьма вероятно, что высокое положение гвардии было зафиксировано Ясой, хотя об этом нет упоминания в существующих фрагментах.

Принцип десятичной организации монгольской армии, равно как и значимость императорской гвардии как института, уже обсуждались. Заслуживает внимания в данной связи и другой принцип прикрепления каждого человека к месту его службы. Армия, в особенности в период первых завоеваний, являлась становым хребтом монгольской администрации как целого. Поэтому принцип универсальной службы, предполагавший, что каждый человек имеет свое особое место, с которым он связан и которое не может покинуть, стал основанием не только монгольской армии, но и Монгольской империи. Мы можем назвать это Статутом связанной службы, и, как явствует из заявления Макризи, эта служба не сводилась только к исполнению воинских обязанностей. Важным аспектом обязанности служения государству было то, что эта повинность поровну распределялась среди всех подданных хана.

"Существует равенство. Каждый человек работает столько же, сколько другой; нет различия. Никакого внимания не уделяется богатству или значимости"

(Джувейни, разд. 5).

Не только мужчины, но и женщины должны были служить. "Он (Чингисхан) приказал женщинам, сопровождающим войска, делать работу и выполнять обязанности мужчин, когда последние отсутствовали, сражаясь."

(Макризи, разд. 19).

Статус связанной службы стал базисом всемогущества великого хана, которое произвело такое впечатление на монаха Иоанна де Плано Карпини. Однако существовали и исключения из казавшихся железными правил. Священники всех религий, равно как врачи и ученые, не должны были выполнять обычную службу или платить налоги (Макризи, разд. 10). От них ожидалась иная отдача - духовная или профессиональная. Помимо освобождения от повинностей всей социальной категории, специальные привилегии могли получить и индивиды, принадлежащие к числу обычных граждан. Получатель подобного иммунитета был известен по-монгольски как дархан ( по-тюркски - тархан; в этой форме термин был заимствован в русском языке). Этот институт получил полное значение лишь в поздний период (XIV- XV века); он не упоминается в существующих фрагментах Ясы.

Среди других статей Великой Ясы, рассматривающих административное право, можно упомянуть следующие: учреждение почтово-конных станций (Аб-уль-Фарадж, разд. 8; Джувейни, разд. 9; Макризи, разд. 25); сборы и налоги (Аб-Уль-Фарадж, разд. Б; Джувейни, разд. 9); обязанность монголов представлять своих дочерей (предположительно также и пленных девушек, которыми они владели) на конкурсы красоты, где наиболее прекрасные ("луноликие девушки", по характеристике Джувейни) избирались в качестве жен и любовниц хана и князей ханской крови (Джувейни, разд. 7; Макризи, разд. 21).

3. Уголовное законодательство (Версия).

Ясы аль-Макризи дает солидный набор свидетельств относительно монгольского уголовного законодательства. К этому могут быть добавлены некоторые разбросанные фрагменты из иных источников.

Уголовное законодательство Ясы главной своею целью имело поддержание мира и порядка в государстве и обществе. Его общее моральное предписание, по Григору Алканцу, заканчивалось следующей санкцией: "Если нарушитель этого будет найден среди них, то преступники подлежат смерти". Итак, хотя финальная цель казалась в широком смысле гуманной, закон утверждался с непреклонной жестокостью.

В целом Яса признавала в качестве преступлений, подлежащих наказанию, следующие группы правонарушений: против религии, морали и установленных обычаев; против хана и государства; и против жизни и интересов отдельной личности.

Главной целью наказания, в понимании Ясы, было физическое уничтожение преступника. Поэтому смертная казнь играет важную роль в этом кодексе. Яса признает временную изоляцию преступника через заключение в тюрьму, депортацию, смещение с должности, а также запугивание через причинение боли или наложение штрафа. В некоторых случаях не только сам преступник, но и его жена и дети подлежат наказанию.

Смертная казнь предписывалась почти за все виды преступлений. Она следовала за значительную часть преступлений против религии, морали или установленных обычаев; за большинство преступлений против хана и государства; за некоторые преступления против собственности; за третье банкротство; за конокрадство – в случае, когда вор не мог заплатить штраф.

Наказание через тюремное заключение и депортацию предусматривалось за нарушение Ясы членами ханского рода. Каждый офицер военного соединения подлежал разжалованию, если не справлялся со служебными обязанностями. Воины и охотники наказывались путем причинения боли за мелкие проступки против военной дисциплины. Убийство каралось штрафом. За кражу коня преступник подвергался репрессиям, штрафу, или даже смертной казни.

4. Гражданское законодательство.

Свидетельства о гражданском законодательстве Ясы скудны. Это, возможно, объясняется не только неполнотой существующих фрагментов, но также тем фактом, что подобные отношения регулировались общепринятым родовым законом. Однако одна важная статья относительно наследования была включена в Ясу:

"У умершего человека, не имеющего наследника, ничего не изымается в пользу хана, но его имущество должно быть отдано человеку, ухаживавшему за ним"

(Аб-уль- Фарадж, разд. 9; Джувейни, разд. 10).

5. Коммерческое право.

Известно, что Чингисхан уделял большое внимание торговле. Сохранение безопасности коммерческих путей для международной торговли было одной из важных целей его политики. Поэтому естественно предположить, что Яса содержала какой-либо статут относительно торговли. Однако среди фрагментов присутствует лишь одна сохранившаяся часть торгового законодательства:

"Если кто-либо возьмет товар в кредит и обанкротится, затем опять возьмет товар вновь и еще раз обанкротится, а затем вновь возьмет товар и обанкротится, то должен быть приговорен к смерти после его третьего банкротства"

post-1775-1150695960_thumb.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чизгиз-хан усадил возле себя обоих сыновей. Сперва он давал им

советы относительно жизни и управления государством, затем

сказал: “Стойте крепко и грозно во главе всего государства и

>монгольского народа и не смейте извращать или не исполнять

мой “Ясак”.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Монголы один из древнейших народов Центральной Азии, имеющий богатую историю и внесший свой вклад в развитие мировой цивилизации. Между тем история монгольского народа на всем ее протяжении не получила одинаково достоверного и правдивого освещения в научной литературе. Это относится, прежде всего к древней и средневековой истории Монголии, особенно к периоду существования Монгольской империи и деятельности Чингисхана.

Образование единого Монгольского государства и монгольской народности относится к началу XIII века. До этого монголы жили отдельными племенами и племенными объединениями. При родовом строе, когда не было деления общества на классы, не было государства; разумеется, тогда не было и права. Правила поведения людей выражались главным образом в форме обычаев. Однако в конце XII века кочевое скотоводческое хозяйство монголов вступило в начальную стадию развития феодальных отношений.

Основной ареной развертывания крупнейших исторических событий в жизни монголов становится бассейн трехречья: Онона, Керулен и Тола. Именно здесь в XII веке возникло крупное государственное объединение Хамаг Монгол Улус во главе с Хабул-ханом, ставшее предвестником будущего единого монгольского государства. Государство типа Хамаг Монгол было и у других племен кереитов, найманов и др.

На территории Монголии в XII веке существовали Кереитское, Найманское, Онгутское, Татарское и собственно Монгольское Хамаг Монгол раннефеодальные ханства, Мэркитский, Ойратский (Калмыцкий) племенные союзы и другие. Монгольские племена с точки зрения своего общественного развития не представляли единства. Академик Б.Я. Владимирцов в книге "Общественный строй монголов" (1934 г.) вслед за Рашид-ад-Дином разделил их на лесных и степняков кочевников; все они находились на разных уровнях общественного развития.

Кочевые скотоводческие племена составляли большинство монгольского общества и играли в его жизни ведущую роль [1]. В трудах российских и монгольских историков дана в целом правильная характеристика монгольских племен и их расселения в конце XII начале XIII веков. По мнению Б.Р. Зориктуева, в состав государства Чингисхана вошли также племена, обитавшие на северной окраине монгольского мира, вблизи Байкала. Эта территория задолго до XIII в. стала органической частью расселения монгольских племен [2]. Многочисленным и сильным племенем были джалаиры, кочевавшие в долине р. Онон. Здесь и в верховьях Селенги жило и племя тайчунов. Особенно крупным и влиятельным племенем были кереиты. Они обитали главным образом между Хангайским и Хэнтэйскими хребтами, в долинах рек Орхона и Толы. По данным Л.И. Гумилева, кереиты приняли христианство по несторианскому исповеданию в 1109 г.

Монголы кочевые скотоводы для ведения своего хозяйства и жизнеобеспечения кочевали с места на место, причем летники и зимники того времени были определены обычаями местных племен. Кочевали монголы куренями (кольцом). Как отмечает исследователь обычного права Монголии, Рашид-ад-Дин, в один курень входило до тысячи кибиток-семей. По мере разложения первобытной общины, т.е. по мере классового расслоения, все чаще происходило кочевание семьями. В условиях новых патриархально-феодальных отношений оно становилось более целесообразной, чем курень, формой ведения кочевого хозяйства.

Несмотря на то, что в начале XIII в., когда складывалось единое монгольское государство, формой кочевания по-прежнему оставался курень, семья уже утвердилась как хозяйственная основная единица. У монголов после возникновения феодализма очень долго сохранялись пережитки родовых организаций: обычаи, традиции и верования. Л.Н. Гумилев, характеризуя общественные отношения монголов в XII в., отмечал низкий уровень производительных сил и крайне слабое развитие торговли, даже меновой. Это, в свою очередь, не давало возможности использовать в кочевом скотоводстве подневольный труд. Рабы использовались в домашнем хозяйстве, как прислуга, что не влияло положительно на развитие производственных отношений.

В XIII в. среди монгольских племен не было единства религиозных взглядов. Отмечая эту сторону, Л.Н. Гумилев указывал, что в Монголии XIII в. был подлинный стык исповеданий. Кереиты были несторианами, найманы несторианами и буддистами, татары и чжурчжэни шаманистами, тангуты исповедовали красный буддизм, уйгуры буддизм.

В этом состояла одна из особенностей общественных и культурно-религиозных отношений монгольских племен в рассматриваемый период. Несмотря на территориальную разбросанность, у монгольских племен имелось много общего в языке, характере хозяйства и способе его ведения, в обычаях и культуре. Однако вследствие низкого уровня развития производительных сил в Монголии не создалось еще сколько-нибудь широких экономических связей. Вместе с тем этот период характеризуется процессом классового расслоения, которое достигло такой ступени, когда выделялся сильный класс в лице нойонства. Однако нойонство не могло закрепить свое господствующее положение старыми формами и нуждалось в мощном аппарате насилия в виде государства.

В 1204-1205 гг. Темучин завершил объединение всех основных монгольских племен под своей властью. В 1206 г. на берегу Онона был созван курултай (съезд) монгольских князей, на котором Темучин был провозглашен великим ханом Монголии с титулом Чингисхан. Одновременно на Великом курултае в том же году был принята Великая Яса Чингисхана - "Свод постановлений", обнародованный Чингисханом при избрании его великим ханом. Однако из-за отсутствия письменности этот документ не был зафиксирован в документах. Итак, с утверждением феодальных отношений в монгольском обществе и образованием государства в начале XIII в. начало действовать монгольское феодальное право на уровне обычно-правовых норм.

Новое законодательство, как писал Л.Н. Гумилев, формировалось десятилетиями. Для всех монгольских племен Яса была обнародована и принята на Великом курултае одновременно с провозглашением Темучина Чингисханом всей Великой степи. Но и после этого Яса дополнялась и расширялась. Это произошло в 1218 г., перед войной с Хорезмийским султаном, и в 1225 г., перед завоеванием Тангутского царства, а затем и в последующие годы. Попутно отметим, что кодификация обычного монгольского права (Великая Яса) явилась первым последствием принятия монголами уйгурской письменности.

Образование единого монгольского государства способствовало политическому объединению страны, ликвидации политической раздробленности, развитию экономики и культуры и правовому регулированию общественных отношений на уровне обычного права как единого регулятора во всей Монголии.

Деятельность Чингисхана была положительной и прогрессивной до тех пор, как отмечает доктор исторических наук профессор М.С. Капица, пока она соответствовала объективно-историческому процессу консолидации монгольской народности и формированию феодального государства. В исторической литературе о названии закона Великая Яса существуют различные мнения. В частности, В.А. Рязановский, занимавшийся исследованием Великой Ясы Чингисхана, писал: "Слово Яса означает запрет, устав, закон... Великая Яса представляет письменный законодательный памятник, изданный Чингисханом [3]. Академик В.В. Бартольд в труде "Туркестан в эпоху монгольского нашествия" дал следующее научное пояснение этого слова: "Яса - постановление, закон, более полная форма ясак выход к арабскому слову (монг. Дзасак).

Академик Б.Я. Владимирцов в книге Чингисхан (1922 г.) писал: "Чингисхан... оставил своим преемникам громадную империю и руководящие начала ее устройства, которые и были изложены им в его установлениях это Джасаке и его Изречениях - Билике. По мнению калмыцкого историка Эренжина Хара-Давана, Большой Джасак Чингисхана как бы состоял из двух крупных разделов [4].

Современный исследователь Чингисхана Е.И. Кычанов полагает, что Яса не являлась систематизированным сводом законов, она включала ярлыки - приказы, ясак - законы, билик - поучения. Несомненно, есть и другие высказывания и суждения по этому вопросу, но каждое из них заслуживает внимания и, бесспорно, может существовать как научная точка зрения.

Нам хочется высказать свое мнение об этимологии названия закона Их засаг (это название Великой Ясы на монгольском языке). Коренным значением слова Засаг является понятие "исправить". Толковый словарь ХШ в. трактует это слово следующим образом: "плохое исправить на хорошее", "решать небесные дела".

По повелению Чингисхана с 1189 г. его указы фиксировались. Хранение сборника-тетради Засаг доверялось самому старшему из монгольских князей того времени. Дополнения (в голубую тетрадь) вносились в 1206 1210, 1218 гг. Выявлена аналогия слова Яса с тюркским словом, имеющим такую же форму написания в словаре древнетюркского языка. Иными словами, Яса тюркская форма монгольского слова Джасак , что буквально означает закон, свод постановлений, обнародованный Чингисханом при избрании его великим ханом на Курултае в 1206 г.

Название Их-засаг означает: через деятельность государства исправить гражданина. В более широком смысле исправить человеческое общество в рамках взаимодействия человека и природы среды его обитания. Весьма интересно заметить, что в словаре древнего тюркского языка встречается слово Иасак, которое имеет очень широкий смысл. Оно означает запрещение, восстановление правового акта и порядка, штраф, наказание, повинность, заем под залог, военный порядок.

Впоследствии слово Иасак стало, вероятно, корнем слова обычай. Известно, что Великая Яса и Сокровенное сказание монголов были взаимосвязанными источниками [5]. Поэтому не случайно в Сокровенном сказании монголов часто говорится: "закон говорит", "преступить закон", "нарушить закон" и такие выражения применялись вплоть до XV в. Важно отметить, что Сокровенное сказание монголов повествует нам о Великой Ясе Чингисхана.

Подтвердим эту мысль выдержкой из Сокровенного сказания монголов. Чингисхан сказал Шиги Хутукту: "Ты держишь в мыслях твоих Великую Ясу-Екейосу. Не ты ли Шихи Хутукту око, через которое я вижу, и ухо через которое я слышу?".

В XIII XIV вв. монгольское государство установило свое влияние на Евразию, поэтому выражением проникновения монгольского влияния в русский язык стали слова Иасак, Иарлик. Позже эти слова вошли и в словарь русского языка с тем же смыслом. В.И. Даль в своем словаре писал, что слово Иасак это старое татарское слово, которое означает Яасул, Иесул (помощник, вообще старший военный помощник, правая рука вроде адъютанта). Слово ясаул, или засуул также встречается в Сокровенном сказании монголов.

Таким образом, слово засуул вошло в словарь русского языка в форме есаул. Монгольское слово зарлиг вошло в словарь русского языка как иарлык - ярлык. То, что слова засаг, зарлиг вошли в научный оборот языков других национальностей Восточной Европы, свидетельствует о том, что закон Великая Яса, установленный во времена правления Чингисхана, перешагнул границы Монгольской империи и, несомненно, был воспринят другими государствами и нациями. В дальнейшем слова Йаса и Ее (обычай), возможно, стали нормой монгольского языка, заменяющими слово засаг (закон). Отсюда становится ясным, что название Их-засаг означает: через исправление государства исправить гражданина. В широком смысле можно толковать как исправление отношения людей к природе.

По данным Рашид-ад-Дина, первоисточник закона Великая Яса состоял в 1218 г. из 64 пунктов. По мнению академика Петровской Академии наук и искусства, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора исторических наук профессора Д.Б. Улыжмиева и ректора Монгольского института права Их-засаг Н. Ням-Осора, современные исследователи закона Великая Яса, пытающиеся обосновать наличие 100 200 и более пунктов в упомянутом законе, не учитывают в должной мере конкретно-исторической обстановки того времени.

Сравнительный анализ первоисточников показывает, что пункты закона нельзя смешивать с изречениями Чингисхана. В настоящее время, по данным монгольских ученых, существует новый вариант закона Великая Яса, состоящий из более 200 положений и пунктов. К такому выводу пришел современный исследователь Великой Ясы монгольский ученый Э. Авирмид [6]. Он считает, что Великая Яса состоит из 216 фрагментов, которые обычно начинались так: "Под вечным и всесильным небом (фрагмент 2-й ханской грамоты)". Наказ Чингисхана, имеющий характер учения (фрагмент 6-й), гласил: "Князья должны собираться каждый год для слушания учений, после возвращения должны самостоятельно следовать правилам... Если на словах следуют моим наказам, а вдали от меня на деле нарушают и изменяют, то им запрещается управлять государством".

В законе Великая Яса говорилось о традициях и нормах, пришедших из древних времен. Таким образом, можно сделать вывод, что закон Великая Яса имеет весьма конкретные положения, относящиеся к определенным областям, таким, как ханское государство, природа, охота и добыча в условиях военного времени, вопросы уголовного, административного и гражданского права, вопросы международные и дипломатические, и в каждом из них очень четко определена мера и степень наказания. С другой стороны, правительственный сановник Шики-Хутукту аккуратно вел дневник всех приказов и указов Чингисхана в специальной тетради с голубой обложкой и проводил работу по их претворению в жизнь в масштабах единого монгольского государства.

Анализ многих фрагментов закона показывает, что он не был диким и жестоким, а, наоборот, гуманным и справедливым. Например, 40 статей закона имеют предостерегающий (предупредительный) характер. Одна из статей гласит следующее: "Если преступник не задержан на месте преступления, то его нельзя наказывать. Также закон утверждал, что нельзя подвергать наказанию того, кто не дал показания".

Ответственный за претворение в жизнь закона Великая Яса государственный сановник Шиги-Хутукту при решении дел всегда был нейтрален и объективен, подходил к делу по существу и давал очень много прошений и забот преступнику: "Нельзя брать показания от преступника под страхом".

Из всего сказанного видно, что Великая Яса в основном был суровым и справедливым законом, но с жестокими положениями, имевшими свой целью сохранять спокойствие народа. Как памятник феодального права Великая Яса утверждал абсолютную власть монгольского хана над своими подданными. Однако анализ названных правовых норм свидетельствует о том, что он был суровее, чем другие кодексы восточных стран. Так, суровы до жестокости были вавилонские законы при Хаммурапи или древние китайские законы. Характеризуя карательную систему Ясы, В.А. Рязановский писал: "Смертная казнь применяется очень часто, но Яса знает и откуп от казни за убийство, кражу и, вероятно, за некоторые более мелкие преступления и проступки". Яса не знает увечащих наказаний и квалифицированной смертной казни. Если сравнить карательную систему Ясы с указанными восточными системами, а также с средневековым европейским уголовным правом, то, конечно, Великую Ясу нельзя назвать исключительно суровым кодексом.

В целом о содержании Великой Ясы можно сказать, что в нее входили пять основных групп постановлений.

1. Постановления, содержащие нормы, относящиеся к гражданскому устройству и внутреннему управлению.

2. Постановления, содержащие нормы военного характера.

3. Постановления, содержащие уголовного права.

4. Постановления, содержащие нормы частного права.

5. Постановления, содержащие специальные нормы бытового характера, степные обычаи [7].

По классификации Г.В. Вернандского Яса включала международное и государственно-административное право, податной устав, уголовное, частное, торговое и судебное право. По его мнению, одним из основных положений международного права, содержащегося в Ясе, была определенная форма объявления войны с гарантией безопасности населению враждебной страны в случае добровольного подчинения.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что Великая Яса не утратила своего значения, а оказывала известное влияние на законодательство монгольских и других племен значительное время спустя после распадения великого монгольского государства.

Между Великой Ясой и Монголо-ойратским законом 1640 г. нет ни одного юридического памятника, что следует считать доказательством отсутствия в указанный период другого общего кодекса, кроме Великой Ясы.

Примечания:

[1] Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. Л, 1934. С.7

[2] Зориктуев Б.Р. Прибайкалье в середине VI начале XVIII века. Улан-Удэ, 1997. С.3

[3] "Билик" - сборник изречений самого Чингисхана, содержащий мысли, наставления и решения законодателя как общего, теоретического характера, так и высказанные по поводу различных конкретных случаев.

[4] Собственно Джасак это свод положительных законов, военных и гражданских, обыкновенно с установлением соответствующих мер за неисполнение.

[5] Сокровенное сказание монголов. Перевод С.А. Козина. Улан-Удэ, 1990. С.102

[6] Сайшал. Чингис-ханы товчоо Хух-хот. 1987. С.489

[7] Рязановский В.А. Великая Яса Чингисхана. Харбин, 1933. С.18

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В целом о содержании Великой Ясы можно сказать, что в нее входили пять основных групп постановлений.

1. Постановления, содержащие нормы, относящиеся к гражданскому устройству и внутреннему управлению.

2. Постановления, содержащие нормы военного характера.

3. Постановления, содержащие уголовного права.

4. Постановления, содержащие нормы частного права.

5. Постановления, содержащие специальные нормы бытового характера, степные обычаи [7].

По классификации Г.В. Вернандского Яса включала международное и государственно-административное право, податной устав, уголовное, частное, торговое и судебное право. По его мнению, одним из основных положений международного права, содержащегося в Ясе, была определенная форма объявления войны с гарантией безопасности населению враждебной страны в случае добровольного подчинения.

Статья Вернадского исследователями давно уже признается "в пользу бедных". Насчет включения в Ясу норм частного права и степных обычаев - полный бред! Яса - это государственное право Монгольской империи и сосуществовало со степными обычаями, регулировавшими частноправовые отношения. Ханы принципиально не вмешивались в личную жизнь своих подданных - почитайте, хотя бы, Рашид ад-Дина о деяниях Угедэя!

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что Великая Яса не утратила своего значения, а оказывала известное влияние на законодательство монгольских и других племен значительное время спустя после распадения великого монгольского государства.

Уже в законодательстве империи Юань на Ясу ссылались всего два-три раза, а последующим монгольским ханам она вообще была не нужна: Яса - имперское законодательство, и в условиях раздробленности ее нормы оказались просто-напросто невостребованы.

Между Великой Ясой и Монголо-ойратским законом 1640 г. нет ни одного юридического памятника, что следует считать доказательством отсутствия в указанный период другого общего кодекса, кроме Великой Ясы.

Прежде чем делать такие заявления, изучили бы литературу! Еще в 2002 г. был издан текст и перевод с комментарием "18 степных законов" - халхасского правового памятника XVI-XVII вв., содержащего нормы по всем основным отраслям права. И, кстати, в них нет ни одной ссылки на Ясу или на нормы, которые в ней содержались - одни только нормы обычного права + позаимствованные из буддийской практики.

Между прочим, Рязановский, на которого Вы ссылаетесь, со ссылкой на Палласа сообщает о существовании т. н. "Древнего Цааджин Бичика", датируемого XIV в. и отлицающегося от "Их Цааз" 1640 г. (хотя существование такого документа и подвергается сомнению современными учеными). Так что между Ясой и "Их Цааз" кодифицированные акты были - не извольте сомневаться!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

После смерти Хабул хана, обьединившего всех монголов в Хамаг Монгол, гибели от рук чжурчженэй его наследников Хотула хана и сына Охинбархага, всемонгольский престол не был занят долгое время. Смерть Есугей хана, отца Тэмужина, наиболее вероятного претендента на всемонгольский престол от рук татар, союзников чжурчжэней, надолго отложило занятие престола.

Только в 1189 на всемонгольском хуралдае согласно воле Алтана, сына Хотула хана, последнего всемонгольского хана и внука казненного в Китае Охинбархага Цэцэн бэхи и других, сын Есугея Тэмужин стал всемонгольским ханом и получил титул Чингисхана. После занятия ханского престола Чингисхан занялся устройством государства - основал гвардию хишигтэнов, специальные службы с командирами - захирагч нойонами, такие как

1. Сур агсаж хааны шадар хамгаалагч хорчин ноед (гвардейская служба престола)

2. Илд агсаж хааны дагалдагч илдчин ноед (нойоны меченосцы престола)

3. Хааны ордны хоол хүнсний хамаарагч буурчин (тогооч) ноед - служба дворцового питания,

4. агт хүлэг морь унааг мэдэгч агтчин ноед (нойоны ведующие дворцовыми скакунами),

5. хонь сургийн маллагч хончин ноед (нойоны ведующие дворцовым скотом)

6. гэр тэрэг засах, сэлбэхийн модчин ноед (служба ремонта) и тд.

Он также установил службу взимания налогов. Все эти службы работали на основе дворцовых приказов, которые явились первыми вариантами великого свода законов Чингисхана Их Засаг (Яса).

Начиная с этого времени Чингисхан издавал эдикты (приказы), которые постоянно обогащали свод законов. Например, в 1202 году перед войной с татарами Чингисхан издал указ о военной политике и указ о дележе конфискованного у врагов имущества. В 1203 году после разгрома Ван Хана Чингисхан распространил всем Их Засаг закон. Тоже самое было в 1204 году перед войной с найманами. Необходимость координировать действия на основе единого закона стала ясной во время войны с татарами. Несмотря на приказы, во время победы над четырьмя аймагами татаров, знатные феодалы Хиад Боржигин, такие как Алтан, Хучир и дядя Чингисхана Даридай остановили погоню и повернули к трофеям. Разгневанный Чингисхан назначил полководцами Зэв и Хубилая и распорядился конфисковать все трофеи у ослушавшихся приказа. Чингисхан также основал суд для разборов дел по дракам и воровствам и назначил брата Бэлгутэя первым судьей.

Разгром Ван хана, найманов с Таян ханом, и мэргидов с Хута Чулууном позволил Чингисхану стать единым великомонгольским ханом на хуралдае 1206 года, где он провозгласил Их Засаг хууль, ставший известным как Великая Яса.

Верховным судьей стал приемный младший брат Чингисхана Шихи Хутаг, получивший титул Их Заргач. Приказ о его назначении читался так "Гүр (бүх) улсын хулгайг гэсгээж, худлыг мохоож, үхүүлэх естой үхүүл, алдуулах естойг алдуул, нийт улсын хувь хувилсныг (өмчийг хуваах), зарах заруулсныг (яаж шийтгэснийг) хөх дэвтэр бичгэнд дэвтэрлэж, ургийг ураг хүртэл..хөх дэвтэр цагаан цаасанд дэвтэрлэснийг хэн ч бүү өгүүтгүүгэй (өөрчилтүгэй)" - в переводе на русский "Повелеваю бороться с грабежами по всему государству, разоблачать ложь, и принимать решения по закону, которые (судебные и имущественные решения) должны записываться в синюю тетрадь на белой бумаге, и никто не имеет право вносить поправки из поколения в поколения". Помимо верховного судьи Их Заргагч, Чингисхан также установил судей Заргагч, которые следили за выполнением законов и эдиктов.

После расширения государства и включения в него многих других народов стала необходимой модификация Их Засаг закона для решения дел, связанных с другими народами. В этом Чингисхану помогли советники и знатоки из покоренных стран, такие как уйгур Тататунга, киданец Елюй Чуцай, пленные полководцы государства Жин (Китай) Фен Яань Жүн Гүн и Гуо Бао. В 1211 году монголы разбили в местности У Ша Бо жинские войска, и их полководцы Дүй Жи и Ше жун бросили свои войска. Полководец Гу Бао собрал остатки войска и сдался монголам. Мухалай (полководец Чингиса) привел Гу Бао к Чингисхану, который был впечатлен военными знаниями и грамотой Гу Бао, который к тому был астрономом. Гу Бао дал несколько советов Чингисхану, и на основе некоторых из них в скором времени был издан указ Чингисхана.

Их Засаг модифицировался при жизни Чингисхана 2 раза, в 1219 году, когда Чингисхан созвал Их Хуралдай и в 1225 году. В 1219 году Их Хуралдай был созван для всемонгольского совещания о начале войны с Хорезмом. Второй раз Их Засаг был модифицирован для ратификации распределения земель империи между сыновьями и сподвижниками Чингисхана, а также для улучшения законодательства о мобилизации войск в случае большой войны и внутренних дел, так как на горизонте была схватка насмерть с тангутами Си Ся.

В древней Монголии законодательство обозначалось словом Засах, заса - отсюда название пресловутой синей тетради Шихи Хутага с решениями суда стало называться Засгийн дэвтэр (Государственный), и ныне применяемый в Монголии (например правительство - Засгийн Газар, буквально Место Засага). По свидетельству Джувейни, "Чингисхан издал указ об обучении грамоте монгольских детей, а также повелел собрать все решения и законы в один свод.. Этот сборник был назван Их Засгийн Дэвтэр) - Великий свод законов, который хранился у верховных князей". Свод законов был таким большим, что сам Жувейни, в свите Аргуна, одного из монгольских Ильханов во время своего визита Каракорума для почестей Великому хану, смог скопировать только часть законов, жалуясь на недостаток времени.

Их Засаг был великий закон, на котором была построена вся Монгольская империя. Государство, построенное на законе, было новшеством, превзойденным только через несколько лет, когда в Англии была утверждена Магна Харта, но закон Чингисхана был первым, а во вторых, по своему размаху и влиянию был огромен по сравнению с конституцией Магна Харта. Именно Их Засаг закон был главной причиной, почему кочевники монголы сумели построить огромную империю с тысячами народов внутри, и чей порядок так впечатлял всех иностранных гостей и жителей внутри империи, впервые за тысячи лет обьединенных в первую волну глобализации, построенной на законе, и откуда все народы смогли вкусить плоды торговли, верховенства закона, уважения ко всем религиям, знаниям, нетерпимости к ворам и предателям.

Монголы до Чингисхана были грабителями и вояками без закона - сам Тэмужин натерпелся от своих родных дядей того, что как только отец Есүгей его погиб, родичи бросили Оэлун фужин хатун и его детей без помощи, его семья натерпелась от набегов меркитов, и даже его мать была украдена в свое время. Войны и бои длились десятилетиями и хаос царил. Чингисхан остановил все это. После него монголы были преобразованы в народ, почитавший порядок и закон превыше всего. Благодаря организации, дисциплине и почитанию закона, монголы установили порядок на всей огромной территории от Вьетнама до Египта и Европы, и навсегда связали континенты между собой (примечание мое).

Материалы из Өлзийбат, Дашням, Пунсаг, Минжин, Мөнхбаатар, 2007, "Чингис Хааны Их Засаг", судлалын эмхэтлэл, УБ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Закон Их Засаг (Яса) оказал глубокое влияние на жизнь и уклад монголов, и продолжал оказывать и после смерти Чингисхана.

Все четыре главных хана, наследники Чингиса, а именно Угэдэй, Гуюг, Мунх, Хубилай и другие всемонгольские великие ханы, а также ханы частей Монгольской империи продолжили соблюдать Закон Их Засаг.

Жувейни отмечал, что все монгольские ханы хранили копию Их Засаг, и при вошествии на престол, обьявление войн, созывание хуралдая нойонов, при консультациях о ведении государственных дел, или посылании посольств и поклон хану, копия Их Засаг вызымалась и процедуры проходили в порядке, описанной ей.

При жизни Чингисхана его сын Цагаадай следил за выполнением Их Засаг закона. После смерти отца Цагаадай уступил трон Угэдэю, а сам стал советником при императоре, и в частности продолжил надзор над выполнением Их Засаг. Первым делом, которым занялся Угэдэй, став императором Монгольской империи, был указ о продолжении выполнения Их Засаг, и его совершенствования и модификации, и о запрещении произвольного толкования и невыполнения духа закона. Угэдэй не только сам ревностно соблюдал Их Засаг сам, но и завещал это своим детям.

По летописям, раз в год знатные монгольские ханы и нойоны собирались на большой хуралдай, где зачитывались законы Яса и принимались решения, основанные на ней. Традиция шла от самого Чингисхана. Когда в год Тигра на берегу реки Онон в 1206 году на всемонгольском хуралдае Чингисхан был провозглашен ханом Великой Монголии, в то же время был издан первый свод Их Засаг на вертикальном монгольском письме, положив начало монгольской письменности и грамоте. С этого времени верховный судья Их Засагч Шихихутаг вел беспрерывно записи в Хох (Синей) Дэвтэр (Тетради) или Их Засгийн Дэвтэр по приказу Чингисхана, и название Синей тетради происходит от Синего неба, почитаемого всеми монголами и поныне. Их Засаг зачитывался перед главными событиями и торжествами. В 1211 году у Керулена был созван большой хуралдай, на котором Чингисхан обьявил о готовившейся войне против Жин (Китая) чжурченей как мести монголов за убитых и замученных чжурчженями предков, начиная с потомков главы всех монголов государства Хамаг Монгол Хабул хана, таких как Хотула хан, Охинбархаг и его собсвенный отец Есүгей, отравленный союзниками чжурчженей татарами.

При решении диспута о том, кто наследует престол после смерти Угэдэя, кодекс Их Засаг сыграл решающую роль. Бату хан, хан Золотой Орды, поддержал хана Мунха, сына хана Тулуя, наследника коренного улуса Монголии, на всемонгольский престол поскольку “Мунх хан знает и претворяет в жизнь лично Засаг Чингисхана и приказы (великого хана) Угэдэя”. Бату хан аргументировал, что “именно Мунх сам слышал и видел (был очевидцем) наказов самого Чингисхана и его вошествие на всемонгольский престол будет полезным для народа, армии и нойонов”.

При Мунх хане, продолжилась улучшение и расширение свода законов. Так, Мунх хан улучшил налоговое законодательство, ввел налоговые льготы для ведущих конфессий, а также простых аратов-престарелых а также потерявших трудоспособность граждан.

Хан Хубилай, основатель Монгольской династии Юань после смерти хана Мунха во время войны с Сунами в Сычуани, продолжил претворение Их Засаг и его кодекс законов для династии Юань в немалой мере опирался на закон Их Засаг. Во время торжественных церемоний свод Их Засаг открывали из специального золотого сундука и специальный глашатай громким голосом зачитывал законы Чингисхана и Угэдэя (по китайски Чингисхана – Тайзу) или Тайзу Богд (Бог Чингисхан). В документе “Дворцовые Гимны” написанном придворным Хэ Жиу Си времена монгольской династии Юань, описывается “С восьми сторон открывают двери для почетных гостей, накрывается стол для гостей в Южном Даймине дворце и министры заслушают драгоценные наказы предка Тайцзу (Чингисхана)” и поясняется, что из сурвалжит түшмэл (чиновник по архивам) открывает во время торжественных церемоний золотой сундук, вынимает свод Их Засаг предков и читает наставления из него”.

Кодекс законов Юань открывался цитатами из Их Засаг, причем цитированные законы должны были соблюдаться не только монголами, но подданными- китайцами. Монголы, находившиеся в стационарных военных гарнизонах по всему Китаю, иногда были в затруднении в выполнении отдельных законов Ясы, поскольку первоначально Яса была назначена для монголов-скотоводов.

Их Засаг строго соблюдался не только в Юани, но и в других частях империи, управлявшимися потомками Цагадая, Ильханов, Зучи и Угэдэя. Все монгольские династии в отдаленных частях империи продолжали выполнять Их Засаг. В улусе Цагаадая, который сам был верховным судьей по выполнению Ясы, например, огромное внимание прилагалось над выполнением Ясы. Цагаадай был чрезвычайно строг сам. Например, в “Алтан Товч” (Золотой Летописи) монгольского летописца средних веков Лувсанданзана описывается как еще при жизни Чингисхана один преклонный хишигтэн (гвардеец) Сэрмун опоздал на свою стражу. Разгневанный Цагаадай приказал казнить его по Ясе, и только обращение Сэрмуна к самому Чингисхану с напоминанием его долгих лет безупречной службы и заслуг помогло спасти ему жизнь. В 14 веке после распада империи на отдельные части именно потомок Цагаадая хан Туя пытался восстановить единую Монгольскую империю, договорившись с ханом Ульзийтумуром династии Юань и потомком Угэдэя Чабай ханом. Но ханы Золотой Орды не поддержали Туя, и идея отпала.

Потомки Бат хана в Золотой Орде тем не менее были не менее ревноствыми выполнителями Их Засаг закона. В эдикте пятого хана Золотой Орды Мунхтумура о даровании налоговых льгот русской православной церкви цитируется ссылка на льготы для конфессий, содержащаяся в Их Засаг (Ясе) Чингисхаана. Во время девятого хана Золотой Орды Юужебайя, когда монгольские ханы уже перешли в ислам, тем не менее государтсвенные дела, не связанные с религией, судились на основе Их Засаг. В государстве Ильханов также назначали специального министра-зарагчи, который судил на основе Их Засаг. У Ильханов судебные дела, решенные на основе Их Засаг, продолжали вписывать в особый свод – Засгийн дэвтэр.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чингисхан после становления всемонгольским ханом в 1207 году издал закон о новой административной системе. Прежние племенные и клановые системы были отменены, отныне все монгольские земли делились на 3 тумэна – западный, центральный и восточный. Было введено правило мянгат (тысяч), и под каждый тумэн вошло 65 мянгат монголов. В 1207 году ойраты были присоединены к остальным монгольским землям и вошли как тумэн ойратов, а руководителем тумэна назначен нойон Баарин Хорчи. Закон мянгатов включил в себя территориально-административную и военные части. Мянгат включал в себя такое количество семей, чтобы в случае мобилизации выставить тысячу солдат. У каждого мянгат был свой отдельная территория, и в армию входили как подразделение в одна тысячу солдат. Семьи из одной мянгат не имели права переходить в другой мянгат, нойоны одного мянгата не имели права брать семьи из других мянгатов. Нойон мянгата был руководителем военного подразделения мянгата, а также ответсвенным за администрацию территории своего мянгата. Под ним служили нойоны зуутов и аравт – нойоны сотники и десятники. Мянгаты платили налоги, выставляли войско. Руководитель мянгата был назначенный нойон, а не наследству.

Во время основания Их Монгол Улс (Великого Монгольского Государства) Чингисхан издал закон об основании гвардейского отряда хишигтэнов, который с 1206 года превратился в тумэн (с 1204 года их было 150 – 80 караульных солдат хэвтуул и 70 гвардейцев торгууд, позже к которому добавилась отборная тысяча под командованием Архай Хасара). Хишиг – по-монгольски означает служба (ээлж, үүрэг - например, до сих пор монголы скотоводы говорят о дне выпаса скота как хишиг өдөр – день службы). Тумэн хишигтэнов состоял из тысячи солдат хорчин (дневные дозорные стрелки), 8 тысяч торгон цэрэг (торгууд) - гвардейцев и тысячи хэвтуул (караул, ночной дозор и контрольные части). Они стали основой армии и корпус хишигтэнов называли иногда төвийн тумэн (центральный тумэн). Так как они должны были нести охрану хана круглые сутки по 4 сменам, их также называли корпус четырех хишигтэнов. Указы об образовании тумэна хишигтэнов также вошли в Их Засаг. В подразделения входили также повара (буурч) и ответсвенные за лошадей (агт уяач).

Указом Чингисхана каждое подразделение хишигтэнов получило детальное задание. “Хорчин, торгууд, уудэч/хаалгач (дозор врат), агтач (надзор над лошадями) хишигтэнам нести службу.. перед заходом солнца отдать смену хэвтуул хишигтэнам, самим ночевать у агт уяа (загон для лошадей). Хорчины и буурчи передают свои свои луки и стрелы, а буурчи посуду ночному караулу хэвтуул. Хэвтуул несет службу до утра, когда смену принимают хорчин и торгууд. Хорчин, торгууд, хаалгач хишигтэны все становятся на свои позиции. По прошествии 3 суток, подразделения сменяются и получают 3 дня отдыха.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Указы Чингисхана о территориально-административном устройстве Монголии разделили 95 мянгат монголов на 3 крыла

- центральный или "Монголын эзэнт гурний голын улсын зонхилох мянган" - что означает коренные или главные мянгаты середины Монгольской державы, в которые вошли мянгаты

2 мянгата под руководством сына Зучи

4 мянгата Ушин аймага

4 мянгата барулас и хонгирадов под руководством сына Цагаадая

1 мянгат жалаир монголов под руководством Угэдэя (в 16 веке жалаиры вошли в состав 7 отогов или групп северных халха монголов, так называемых Ар долоон отог халх),

1 мянгат сулдсун аймага племени Тамгалика

1 мянгат отца Минлига Хонхотов

1 мянгат самого Угэдэя

2 мянгата младшего брата Чингисхана Тэмугэ Отчигина

1 мянгат бэсудов

3 мянгата жажрайдов

1 мянгат брата Чингисхана Хасара

3 мянгата Элжидэя, сына Хачиуна, младшего брата Чингисхана

3 мангата матери Чингисхана Оэлун ужин, Горлосы и Олхонуты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Зуун жигуур/Восточное или правое крыло монголов (Их Хянган хавийн тумэн) или тумэн живущих у Их Хянган вошли

7 мянгатов под руководством Гоо Мухулай жалаиров, Есу, Дайсун, Баржу, Укай, Жалайрдай

3 мянгата под руководством урианхайского Есу-Буха, Субэдэй баатар, Удачи

4 мянгата урудов под руководством нойона Хэхтая , Бичин нойона

9 мянгатов под руководством Икиржийн Буту хургэна

9 мянгатов хонгирадов под руководством Алжи нойона (зятя Чингисхана), Хуку, Хатай, Шинхуура

2 мянгатов мангуд под руководством нойона Хуйлдара и Мунх-Халжи

4 мянгата баарин нойона Наяа нойона, Ухэр халжи, Хутуш халжи,

мянгат хонхотов нойона Суту

мянгат баяудов онгуров

мянгат татаров Ехэ хутагта

мянгат Аруладов Дохлохуй чэрби нойона

мянгат хонгирадов Шиху хургэн нойна

мянгат Бэлгудэя

2 мянгата нойона Сендийн Охэлэ Чэрби, Тэмуудэра

3 мянгата жажрайдов Жусука

10 мянгатов зурчидов, включая Тугай Ваншаня

10 мянгатов кара-китаев Уэн Ваншаня

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Западное крыло или Баруун жигуур названный "Алтайн хавийн тумэн" или тумэн живущих у Алтая вошли

Мянгат аруладов под командованием хулэг Боорчи

Мянгат борхудов Ушин нойона

Мянгат мангудов Жэдэй нойона

Мянгат олахунудов Хингиядай нойона

3 Мянгата Минлиг эцэга, его сына Толуй чэрби и Сухэту чэрби

2 Мянгата жалаиров Балай нойона и Аргай Хасара

2 мянгата сулдусунов Тогори и Шидун нойонов

Мянгат татаров Шихи- хутага

Мянгат дурвэнов Диусука

Мянгат Баарин Мунхал нойона

10 мянгатов или тумэн Хорчи

4 мянгата ойратов

Мянгат олхунутов Тайжу хургэна

Мянгат баруласов Балуган халжи нойона

Мянгат нирун хиад под командованием Хадархана

Мянгат урианхай под командованием Есун Тархи

мянгат сонидов Хадан Хабтула

4 мянгат онгудов

2 мянгата Хиан Хухэ нойона и Мугэду Хиана

Со временем народ Монгольской империи настолько разросся, что через сто лет их стали делить на тумэны, а не мянгаты. В 14-15 веках монголов стали делить на 4 тумэна ойрат и 40 тумэнов монголов, куда первоначально в 4 тумэна ойратов вошли барга буряты, торгууды, хошууты, чоросы и дурбэты, а в 40 тумэн монголов вошли все остальные монгольские племена. В связи с уходом монголов из Китая, население уменьшилось, и монголов стали делить на 6 тумэнов - баруун (западные 3 тумэна или еншобу, ордос и тумэды) и восточные 3 тумэна (цахар, урианхай и халха), а 4 тумэна ойрат разделились на чорос (оолды), дурбэтов, хошуутов и торгуутов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Трубников Александр
Их Засаг был великий закон, на котором была построена вся Монгольская империя. Государство, построенное на законе, было новшеством, превзойденным только через несколько лет, когда в Англии была утверждена Магна Харта

Это утверждение не соответствует действительности. Хартия вольностей, о которой идет речь -это договор английских баронов с королем, документ как раз ослабляющий государственную власть а не усиливающий ее. Считать этот документ сводом законов - ошибка.

Во франкской Европе кодификация обычаев -салического, римского, лангобардского итд. права началась еще в X в., а в начале XII века положенные на бумагу своды законов, которыми феодалы руководствовались во время принятия судебных решений(ассизы) имелись у многих государств, в том числе и Иерусалимского королевства. В то же самое время XI-XII в. свод законов Византии представлял собой собрание из нескольких десятков томов.

Поэтому, при всем уважении к монгольской державе, считать Чингисхана первым кодификатором евразийского средневекового права - некорректно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не презирай слабого детеныша,

он может оказаться сыном тигра.

Монгольская пословица

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не подскажете, а есть где-нибудь в сети "Устав об управлении сибирских инородцев"?

у них Их-Засаг тоже они под управлием монголов были.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Так и монголы подчинялись китайскому Великому уложению. :)

Яса уже не действовала у монголов в 16-17 вв.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так и монголы подчинялись китайскому Великому уложению. :)

Яса уже не действовала у монголов в 16-17 вв.

не так манжуурчы придумали закон для монголов, так что тогда ни какой китайского не было

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
не так манжуурчы придумали закон для монголов, так что тогда ни какой китайского не было
Ну, можно и так. Просто маньчжуры уже правили Китаем в 18 в. ;) Может быть Алтын-ханы или джунгары использовали какие-то положения в отношении енисейских кыргызов.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые!!! А по моему Ясу это аналог казахского Жазу т.е. Пиши, то бишь описание. БилиГ аналог казахского Билик, т.е. руководство.распоряжение . И не надо мудрить. Все гениальное -просто. :tw2:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые!!! А по моему Ясу это аналог казахского Жазу т.е. Пиши, то бишь описание. БилиГ аналог казахского Билик, т.е. руководство.распоряжение . И не надо мудрить. Все гениальное -просто. :tw2:

По кыргызски "жаза" означает "кара", "наказание".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По кыргызски "жаза" означает "кара", "наказание".
Летом 1842 года на западе Иссык-Куля в местности Котмалды состоялся курултай кыргызов племен сарыба¬гыш, буту, саяк, солто, сару, кушчу и других; во главе биев. Боромбай, Балбай, Муратаалы (бугу), Ормон, Терегелди, Жантай (сарыбагыш), Мигназар (жантай), Медербек (жетиген), Медет, Качыке, Чыны (саяк), Ажыбек (сару). На курултае Ормон Ниязбек уулу поднял вопрос об единстве кыргызского народа, о притеснениях Коканда, о прибли¬жении русских, предложил избрание Хана всех кыргызов. Участники курултая посоветовавшись поддержали идею об единстве. По предложению Жантая и Качыке избрали (провозгласили) Ханом Ормона Ниязбек уулу, соблюдая древний обряд посадили на белую кошму, зарезали на «Ай Туяк» белую кабылу. Вместо венца одели на голову тебетей с красным верхом.

На курултае были определены символы ханства «Туу» (знамя), «меер» (печать)2, «бийлик курамы» (структура вла¬сти), «жаза» (кара) , «айып» (штраф), «олчомдору» (меры наказания и взыскания за преступления и повинности), «туяк пул» (таможенные взымания за прохождение карава¬нов и прогон скота), «коншулук мамиле» (отношения с сопредельными государствами).

Об этом историческом событии С. М. Абрамзон под¬робно излагает в экспедиционном очерке «У истоков манапства»: «Последний раз в истории киргизского народа сделана попытка политического объединения. Это был про¬тест феодального общества с полунатуральной кочевой ско-токодческо-экономической базой, против начинающего про¬никать в него и разъедать его основу, торгового капита¬лизма.

После своего избрания Всекиргизским ханом, Ормон издал «Декрет», который гласил: «По всей киргизской земле шапку с красным верхом будет носить только один человек — Ормон-хан». Устанавливаются следующие меры взыскания на преступления: за убийство человека — выкуп (кун) в 300 лошадей, за покушение на чужую жену — 40 лошадей; за кражу — 9 лошадей. В знак твердости и незыб¬лемости Декрета перед народом по древним обрядам была принята клятва резанием прута.

Кокандский хан был вынужден прислать своего пред¬ставителя. С кокандским ханом, с казахскими ханами Ормон-хан поддерживал дипломатические отношения, по¬сылал подарки, послов и сам ездил с визитами»3.

Власть Ормон-хапа отличалась присущей восточным государствам жестокостью. Применяя суровые наказания за преступления, не смущаясь в выборе средств для достиже¬ния цели, он пытался разрозненные киргизские племена силой объединить в единое ханство.

Об опоре и структуре ханства Саул Матвеевич Абрам¬зон писал следующее: «Опору феодальной власти составля¬ла военная организация, весьма искусно приспособленная к частым оборонам и нападениям. Кроме личной охраны Ормон-хана, состоявшей из 30 самых метких стрелков, вооруженных фитильными ружьями («чампан») и находив¬шиеся под начальство сына Ормон-хана Чаргына, имелся главнокомандующий вооруженными силами Терегелди, слыв¬ший батыром среди киргизов и располагавший не только собственной дружиной, но и всеми вооруженными силами в случае военных столкновений.

В те времена возле каждой юрты стояла оседланная лошадь и воткнутая в землю пика.

В распоряжении армии была специальная военная мастерская. Во время походов «армию» сопровождал воен¬ный оркестр из медного духового инструмента, похожего на фанфару -— «керней» и двух деревянных флейт — «сурнай». Играл на них отец знаменитого Сагынбая — скази¬теля поэмы «Манас» Орозбак.

Власть Ормон-хана среди других племен основывалась на наместниках — авторитетных манапах. Так, его намест¬никами среди саяков и андижанских киргизов были Медет и Чыны, считавшиеся в то время и официальными биями Коканского ханства Среди солтинцев наместником считал¬ся Жангарач, в Таласе — Ажибек, у бугинщев — Боронбай, у сарыбагыш — Жантай.

Для внешних сношений у Ормон-хана существовал «дипломатический корпус», имелся «Мининдел» — Байсерке, отправлявшийся в Коканд с наиболее ответственными заданиями, имелся «разъездной полпред» — Саза, посетив¬ший казахов, русских, узбеков и представителей наиболее крупных киргизских родов, отличавшийся большой хитростью и жестокостью.

При наличии законодательства должен был существо¬вать и аппарат ведущий судебные функции. Советники Ормон-хана Медербек (род жетигеи) и Минназар (род жантай) исполняли обязанности биев — судей, решение их счи¬талось окончательным. Закон того времени был довольно своеобразным. Мотивируя установкой Ормон-хана «при мне никто не может украсть», отбирали имущество у того, кто путал лошадей железными путами («кишень»). Горе тому, кто осмелился обманным путем присвоить себе чу¬жой скот из беспризорных стад, его ожидала казнь. Кара¬тельные функции несли виселицы («дарга»).

Положение букары (подданных) при Ормон-хане стало особенно бесправным. Даже крупные баи, не говоря уже о бедноте, не распоряжались своим скотом».

Этим выводам С. М. Абрамзона созвучно определение академика Бернштама о характере и сущности власти Ор¬мон-хана. «На этом фоне, — пишет академик, - заслужива¬ет оправдания, а не порицания централизаторские тенден¬ции Ормон-хана, его попытки объединить киргизские пле¬мена, не считаясь с преградами, не смущаясь средствами, как бы повторяющие в миниатюре век Ивана Грозного в России».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...