Перейти к содержанию
Aza

Дуклат,Доголад,Долоод

Рекомендуемые сообщения

Урут,Мангут,Сиджиут,Доголад\Долоод\

Перенесите тему в народы с неясным происхождением. Происхождение нирунов неясно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Перенесите тему в народы с неясным происхождением. Происхождение нирунов неясно.

Шутливый вы человек. Начну все с самого начала.

И ваши Суаны тоже монголы. :lol:

§ 46. Сын Хачи-Кулюка, Хайду, по матери происходил от Намолуны. Хачинову же сыну дали имя Ноягидай. Из-за его крайнего чванства (nоуаnshiу aburitu [8 - Б. Я. Владимирцов, op. cit., стр. 78.]) и род его стал прозываться Ноякин. Сына Хачиу звали Барулатай. Ростом он был велик и горазд до еды. Род его прозвали Барулас. Сыновья Хачулы также образовали род Барулас, и из-за жадности обоих братьев к еде пошли родовые прозвища Еке-Барула и Учуган-Барула, а отсюда пошли уже и родовые подразделения Баруласов: Эрдемту-Барулас, Тодоен-Барулас и др. Дети Харандая стали родоначальниками племени Будаад-кашников, которое назвали так по той причине, что у них, наподобие перемешанной каши, не было ни старшего, ни главы. У Хачиуна был сын, по имени Адаркидай. Он стал родоначальником племени, прозванного Адаркин-сутяги из-за тех распрей, которые он заводил между братьями. Сыновья Начин-Баатура прозывались Уруудай и Мангутай. От них пошли племена Урууд и Мангуд. У Начин-Баатура от первой, старшей жены родились еще Шичжуудай и Дохолодай.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Монгольское племя Дуклат или Догалад возможно от слова Доголон\ Хромой\.Версия о том что от слово Долоо\семь\ не очень правильно.Потому что слово долоо пишется как Долаган.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Монгольское племя Дуклат или Догалад возможно от слова Доголон\ Хромой\.Версия о том что от слово Долоо\семь\ не очень правильно.Потому что слово долоо пишется как Долаган.

У нас есть созвучное с монгольским слово дегелен, но значение иное - суета, суматоха.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Однако и казахи-дулаты ничего общего не имеют с дуклатами,которые были монголами-нирунами.Тезки.

Такого рода мифы сейчас уже не актуальны, типа "казахские уйсуни, дулаты, жалаиры, коныраты, найманы, кереи ничего общего не имеют со средневековыми ушинами, дуглатами, жалаирами, хонгиратами, найманами, кереитами, это просто тёзки" или "туркменские баяты ничего общего не имеют со средневековыми баяутами, это просто тёзки".

Вы не заметили чем отличаются произношения "тёзок" дуглат и дулат и чем это объясняется? :)

К примеру баяуткой была мать Хорезм-шаха. Согласно РАДу, байят - это один из первых племен правого крыла Огузов (здесь в голову приходит сразу происхождение и самого Чингизхана от огузов).

Древней формой этого этнонима называют «bajagut», что означает сословие «землевладелец».

Согласно Абулгазы Бахадур хану тамга Баятов это круг с хвостиком книзу (кстати соответствует тамге современных казахских Албанов Старшего жуза).

Изменено пользователем АксКерБорж
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть ли связь могульских дуглатов с доланами?

По Тарихи Рашиди, дуглаты вроде жили в Кашгарии, там же Мухаммад Хайдар пишет, что уже в его время большая часть могулов в Кашгарии ассимилирована, осталась всего лишь около 30тыс. где то на востоке, может в районе Лопнора. Получается уже в его время некоторая часть дуглатов входила в состав казахов и киргизов и он не считал их могулами или как?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

это просто тёзки" или "туркменские баяты ничего общего не имеют со средневековыми баяутами, это просто тёзки".

К примеру баяуткой была мать Хорезм-шаха. Согласно РАДу, байят - это один из первых племен правого крыла Огузов (здесь в голову приходит сразу происхождение и самого Чингизхана от огузов).

Древней формой этого этнонима называют «bajagut», что означает сословие «землевладелец».

Согласно Абулгазы Бахадур хану тамга Баятов это круг с хвостиком книзу (кстати соответствует тамге современных казахских Албанов Старшего жуза).

кстати, даже относительно монгольской традиции совершенно не факт, что монгольские БАЯТЫ и БАЯУТЫ - это одно и то же. Я лично уверен, что это два весьма разных народа. Даже говорили в 12 веке, возможно, на разных языках.

Не путайте этимологию этнонима (т.е. слова) с этногенезом группы. Разные вещи. Если в основе баят и баяут лексема баян "богатый", не факт, что два народа скажем в 12 веке и позже были хоть как-то близки друг другу.

-ууд монгольский суффикс множественного числа. Баяууд - просто "богатые".

Баяд вроде бы на вид тоже "богатые" только с коротким суффиксом мн. ч. -д. Но есть и варианты.

Никто не исключает, что в далекой древности, скажем во времена начала хуннского политогенеза, был некий этнос (не хуннский, но близкий к хунну) с этнонимом баян (и таковой, точнее очень похожий, действительно фиксируется в то время), который в тот период разделился.

И образовалось может быть две ветви. Спустя 1200-1300 лет что получилось?

К 12 веку их уже по сути ничто не связывало, они превратились в разные народы. Они и сейчас разные, сами себя, вроде бы даже не объединяют, кроме как может быть, вычитав из современных книг информации и сопоставив ее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, почему в Юаньши говорится, что племя предков Тутухи

(по Пелльо Байауты) приняло имя кыпчак?

Отсюда Маркварт, считал что байауты дали начало кыпчакам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Урут,Мангут,Сиджиут,Доголад\Долоод\

У казахов есть большой род дулат/дуклат/дуглат, мы пришли из Могулистана

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Однако и казахи-дулаты ничего общего не имеют с дуклатами,которые были монголами-нирунами.Тезки.

Дуглаты остались только у казахов... Я из рода Дулат/дуклат/дуглат, мы пришли из Могулистана в 16-17 веках... мы те же самые дуглаты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ваши Дулаты из Моголистана?

да, большинство могулских племен вошли в состав казахов как и дуглат/дулат

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дуглаты - отюреченное монгольское племя, покинувшее вместе с Чингизханом Монголию и расселившееся в западной части Восточного Туркестана. С конца XIII в. центром дуглатов являлась Кашгария. Местные эмиры были фактически независимыми от чагатаидской династии в Алмалыке. В 30-е гг. XIV в., когда Чагатайский улус распался на независимые уделы, дуглат Пуладчи вывез из Мавераннахра хана Туглук-Темюра, который стал родоначальником династии могулистанских ханов. На протяжении многих лет род дуглатских эмиров играл при ней главенствующую роль. Именно из их среды выходили все улус-беги (визири) Могулистана. Одно время Дуглаты пытались даже узурпировать власть. В 1368 г. брат Пуладчи Камар ад-дин убил сына Туглук-Темюра, Йлйас-Ходжу, и сделался верховным правителем страны. Могущество Дуглатов было сокрушено только Тимуром, разгромившим Камар ад-дина в нескольких кровопролитных сражениях, после чего Чагатаиды вернулись к управлению Могулистаном. Сама Кашгария была присоединена к Мавераннахру, и здесь долго сидел наместник Тимуридов. Окончательно они были изгнаны только в 1433 г. внуком Пуладчи, Саййидом Али, который после этого 24 года правил Кашгаром. После смерти Саййида Али его старший сын Сансиз-мирза стал владетелем Яркенда, а младший Мухаммад Хайдар - Кашгара. Но вскоре Сансиз-мирза захватил и Кашгар. В 1464 г., после его смерти, Мухаммад Хайдар опять овладел Кашгаром. Сын Сансиз-мирзы Абу Бакр-мирза в 1480 г. сверг Мухаммада Хайдара и создал независимое государство в юго-западной части Восточного Туркестана с центром в Яркенде. В 1514 г. Яркенд был захвачен Чагатаидом Саид-ханом, после чего в источниках нет сведений о дальнейшей судьбе Абу Бакра-мирзы. В 1533 г. сын Саид-хана Абд ал-Рашид убил многих дуглатских эмиров и окончательно присоединил Кашгар к своему улусу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

The Dughlat clan (aka Dulat, with silent ğ: Dulğat) was a Mongol (later Turko-Mongol) clan that served the Chagatai khans as hereditary vassal rulers of the several cities of the western Tarim Basin from the 14th century until the 16th century. The most famous member of the clan, Mirza Muhammad Haidar, was a military adventurer, historian, and the ruler of Kashmir (1541–1551). His historical work, the Tarikh-i Rashidi, provides much of the information known about the family.

Early History

The Dughlat tribe is mentioned as having supported Genghis Khan during his creation of the Mongol Empire in the early 13th century. Rashid al-Din Hamadani identifies the Dughlad (Dughlat) as a minor tribe of the Mongols. At an early date the entire tribe moved out of Mongolia and eventually settled in the area comprising the ulus of Chagatai Khan.

In the mid-14th century the authority of the Chagatai khans underwent a sudden decline. In the western part of the khanate (specifically Transoxiana and the bordering provinces), the khans had become rulers in name only, with real power in the hands of the local Turko-Mongol amirs after 1346. In the eastern provinces (spec. the Tarim Basin and the area that was to become Moghulistan) the authority of the khans in Transoxiana was virtually nonexistent. As a result power there was in the hands of the local lords and tribal chiefs.[1]

By this time the Dughlats had become one of the most eminent clans in the eastern regions. Chief among their holdings were the towns Aksu, Kashgar, Yarkand, and Khotan[2] Their influence allowed them to select a Genghisid khan of their own choosing. In 1347, according to the Tarikh-i Rashidi, the Dughlat Amir Bulaji raised a certain Tughlugh Timur to the khanship and recognized his authority. The new khan, despite owing his throne to the Dughlats, was a man of strong character and maintained effective control of Moghulistan. He also converted to Islam, an act that was copied by the Dughlats[3] (one of whom, Amir Tulik, had been secretly converted even before the khan's adoption of the faith[4]).

[edit]Qamar ud-Din

Main article: Qamar Ud-Din (Moghulistan)

Under Tughlugh Timur, both amirs Tuluk and Bulaji had held the office of ulus beg. After the death of Bulaji the office was given to his son Khudaidad. This was contested by Bulaji's brother, Qamar ud-Din, who desired to be ulus beg himself. His request for the office to be transferred to him was refused by Tughlugh Timur; consequently after the latter's death Qamar ud-Din revolted against Tughlugh Timur's son Ilyas Khoja Khan. He was likely responsible for the death of Ilyas Khoja; most of the family members of Tughlugh Timur were also killed. Qamar ud-Din proclaimed himself khan (the only Dughlat ever to do so) and, although he did not gain the support of many of the amirs,[5] managed to maintain his position in Moghulistan.[6]

Qamar ud-Din's reign consisted of a series of wars with Timur, the amir of Transoxiana. Qamar ud-Din's forces unable to defeat Timur, but at the same time Timur was incapable of decisively defeating the Moghuls, who were able to retreat into the barren steppe country of Moghulistan. During a fresh invasion by Timur and his army in 1390, however, Qamar ud-Din disappeared. His disappearance enabled a Chagatayid, Khizr Khoja, to gain control of Moghulistan.[7]

[edit]The Dughlats in the 15th century

Qamar ud-Din's disappearance had left his nephew Khudaidad the senior member of the Dughlat family. According to the Tarikh-i Rashidi, Khudaidad had been an early supporter of Khizr Khoja and had hid him from Qamar ud-Din during the latter's purge of members of the house of Chagatai. Khudaidad's power rapidly increased and he became a king-maker in the years after Khizr Khoja's death.[8] He also divided Aksu, Khotan, and Kashgar and Yarkand amongst his family members;[9] this division of territory lasted until the time of Mirza Aba Bakr.

Khudaidad eventually left the service of the Moghul khans; this did not preclude the other Dughlats from maintaining good relations with them. During the 15th century, Kashgar was recovered after it was temporarily seized by Timur's grandson Ulugh Beg;[10] on the other hand, Aksu was given over to the Moghul khans.[11]

[edit]Mirza Aba Bakr

Main article: Mirza Abu Bakr Dughlat

Mirza Aba Bakr, the great-great-grandson of Khudaidad, built up an independent kingdom for himself in the last decades of the 15th century. Beginning with the seizure of Yarkand, which was henceforth his capital, he conquered Khotan and Kashgar from other members of his family[12] and defied numerous attempts by the Moghul khans to force him into submission.[13] By the beginning of the 16th century he was also conducting raids into Ferghana, Badakshan and Ladakh.[14] Near the end of his reign he even managed to plunder Aksu, which was still held by the Moghuls.[15] In 1514 his forces were defeated by the Moghul Sultan Said Khan, compelling him to flee.[16] This marked the end of Dughlat control over the western Tarim Basin cities, which were in the hands of the Moghul khans until they were conquered by the Dzungars in the late 17th century.

[edit]Mirza Muhammad Haidar

Main article: Mirza Muhammad Haidar Dughlat

Mirza Muhammad Haidar was the nephew of Mirza Aba Bakr. He was the son of Muhammad Husain Kurkan, who had married into the family of the Moghul khans and had spent his life alternating between serving the Moghuls, the Timurid Babur and the Shaybanid Uzbeks.[17] Mirza Haidar himself entered the service of Sultan Said Khan just before the latter's conquest of Mirza Aba Bakr's kingdom. During the khan's lifetime he conducted a holy war in Ladakh on his behalf. After Sultan Said Khan's death in 1533 his son Abdur Rashid Khan executed Mirza Haidar's uncle; fearing the same fate, Mirza Haidar fled to the Mughal[18] Emperor Humayun in northern India. It was in the service of the emperor that he undertook the conquest of Kashmir in 1541.[19] Mirza Haidar was more or less able to retain his position as ruler of Kashmir for ten years, during which he wrote the Tarikh-i Rashidi. His reign in Kashmir ended in 1551 when he was killed while fighting against a revolt.[20]

Также коренным населением Алматы являются дулаты

В записках 1853 года майора Перемышельского, описано место для будущего поселения (г. Алматы), расположенного на землях племени Дулат:

8 августа, 1853 г.

Каргалы

Г. Корпусному Командиру

Я имел честь доносить Вашему Высокопревосходительству о намерений моем обозреть вершины Алматов. Осмотрев с инженер-поручиком Александровским первыя и вторыя Алматы и долину между ними, мы нашли по удобству добывания леса, большому количеству прекрасной, изрезанной арыками хлебопахотной земли, пажитей и сенокосных мест, далеко превосходящими урочища на Иссыке и Талгаре, почему и предложили Алматы местом будущего поселения, при том через занятие этого пункта все лучшие кочевья и хлебопахотные места Дулатов будут у нас под руками.

дулаты в во времена Могулистана:

f43c0b8e1a49.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дуклаты и Мангуты разумножились , увеличились и возникли целые народы.,А Уруты и Сиджиуты где?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Доланы

[править | править код]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
 
 
 
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Доланы
Современное самоназвание доланлар
Расселение 22px-Flag_of_the_People%27s_Republic_of_ Китай: Синьцзян
Язык уйгурский
Религия ислам
Входит в уйгуры
Родственные народы турфанцы, кашгарцы, хотанцы, ойраты
Происхождение монгольское, тюркское

Доланы (уйг. доланлар) — субэтническая группа уйгуров, по происхождению вероятнее всего потомки монголов, осевших в Восточном Туркестане во времена Чингисхана, но некоторые исследователи предполагают также другие версии происхождения доланов. Согласно устным преданиям, ведут своё происхождение от «семи родов» (йэттэ урук)[1][2].

Проживают в основном в Аксу, Кашгаре и Яркенде. Численность приблизительно около 100 тыс. Заняты в основном в сельском хозяйстве. Антропологически в большинстве относятся к смешанному расовому типу — туранскому.

Славятся как талантливые музыкальные исполнители. Известный представитель долан — Аркин Абдулла, популярный эстрадный певец в Китае.

Родство долонов, доланов, доглатов[править | править код]

Уйгуры-доланы в настоящее время проживают в основном в Аксу, Кашгаре и Яркенде, занимая тем самым территории, которые являлись главными владениями доглатов Могулистана[3]. По мнению В. П. Юдина, сопоставление этнонимов долан и доглат (дуглат) с фонетической и морфологической стороны не должно вызывать особых возражений. Также В. П. Юдин отмечал возможность возведения этого термина к мифическому предку киргизов и могулов Долону. При этом В. П. Юдин соглашался с Э. Р. Тенишевым, что этноним долан восходит к монгольскому числительному «семь» — долон, так как сами доланы ведут своё происхождение от мифических «семи родов» (йэттэ урук)[1][2]. Э. Р. Тенишев, сравнивая фонетические формулы числительного «семь» в монгольских языках, считает, что этноним «долан» наиболее близок торгутской форме «семь» — dolan[2][3]. О монгольском происхождении доланов высказали предположение также Н. М. Пржевальский и В. И. Роборовский. Из современных исследователей монголо-ойратское происхождение доланов поддерживает А. М. Решетов[3].

О родстве бурят-монгольского рода долот (долод, долоод) и доглатов, упоминаемых в «Сборнике летописей», писали Ф. А. Кудрявцев[4], В. А. Хамутаев[5][6]. О монгольском происхождении доглатов Могулистана также говорится у В. В. Бартольда[7] и в ряде других источников[8]. Гаплогруппа С3, выявленная у дулатов Казахстана, согласно Ж. М. Сабитову, отражает генетический вклад монголов-нирун, потомков Бодончара[9]. При этом дулатов Казахстана Сабитов связывал с другим нирун-монгольским племенем баарин[10].

В ряде других работ также говорится о тождественности этнонима дуклат с такими этнонимами как долот, дологот у бурят, халха-монголов, ойратов, долар, дулар, дулигат у хамниган[11].

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У халха и ойратов есть другой род Чоно Долоон или Долоон чоно т.е семь волков. У ойратов есть также род Нур Долоон.Это явно могилистанские доланы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13.08.2011 в 23:37, Аскар сказал:

Я из рода Дулат/дуклат/дуглат

 

Скриптонит, вы кажется представлялись, что вы поздний Аскар? :rolleyes:

21.08.2021 в 11:00, Скриптонит сказал:

Мои родственники: Старший Жуз > Дулат > Жаныс > Шегір

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Steppe Man сказал:

У халха и ойратов есть другой род Чоно Долоон или Долоон чоно т.е семь волков. У ойратов есть также род Нур Долоон.Это явно могилистанские доланы.

 

Пунсалмаагийн Очирбат... № 115... :) 

Опять некомпактность, опять непопулярность этнонима... :)

  

Долоон:

https://www.1212.mn/sonirkholtoi/FamilyName/?search=долоон

Чоно долоон:

https://www.1212.mn/sonirkholtoi/FamilyName/?search=чоно долоон

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...