Перейти к содержанию
Гость DMS

Казахский язык

Рекомендуемые сообщения

Уважаемый АксКерБорж в наших краях этот термин употребляется в обоих вами приведенных ситуациях, просто подтекст идет уже естественно различный, а наши края заметьте это Центральный Казахстан, то есть не Юг и не Запад

Ну сами подумайте, с добрым утром = да будет его душа праведной, какой еще подтекст? И зачем нужны подтексты, если есть специальные выражения?

Центральный еще не значит что не юг и не запад. Современное административное деление на области не совпадает с региональными группами. К примеру, юг Карагандинской области можно с уверенностью назвать относящимся по говору и традициям к южным, а восток Костанайской и Торгайской областей - относящимся к западной группе и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И когда идут говорить соболезнование, говорят "қайыр айтуға барамыз"

У нас говорят "көңіл айту" (уделить внимание? т.е. соболезнование).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хайрсан Боов. :D

древнетюркского "богур/баур" (пшеница) стали объяснять монгольским «бого/багла» (завертывать)=баглацог. :

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хайрсан Боов. :D

Какой, какой продукт или булочка? :) И куда подевалась "р"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вчера по Казахстану смотрел фильм, в нем родственникам умершего соболезнование выссказывали как "қайырлы болсын", "қаза қайырлы болсын" (букв: да будет он успешен или да будет кончина удачной).

Сейчас опять начнут возмущатся Махамбет, Алпамыс, Шалқар и др., что я опять разделяю традиции регионов. :lol:

Но промолчать не могу - у нас этими словами поздравляют с радостным жизненным событием, к примеру я могу поздравить ув. Алп-Бамси если он защитит докторскую "Қайырлы болсын, жумайсың ба?!". :az1:

А соблезнуют в случае смерти человека словами "иманды болсын" (да будет он он праведным), "Алла қайырын берсін" (Да будет Аллах милосердным/к нему), а после погребения "топырағы торқа болсын" (вроде того как да будет земля ему пухом), "жатқан жері жарық (или жайлы) болсын (да будет место где он лежит светлым/удобным)".

Словарь: қайырлы - благополучный; удачный; успешный.

Я очень давно, девушке из Кызыл Орды, которая приехала со свадьбы брата, сказав "Жеңгең қайырлы болсын" нарвался на много нелестных слов. Но нужно учесть, каким смыслом это употреблять. Так говорят со смыслом, чтобы после трагедии все было с хайром. А они его до того сокращают, что тому, кто не знает, покажется, что поздравляет.

Предлагаю зацикленные дразниловки enhd не реагировать. Его цель - ваша любая реакция на реплику. Если все время кто-то будет говорить "ку-ку", а реакции не будет, то "ку-ку" превратится в клоунство.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Предлагаю зацикленные дразниловки enhd не реагировать. Его цель - ваша любая реакция на реплику. Если все время кто-то будет говорить "ку-ку", а реакции не будет, то "ку-ку" превратится в клоунство.

на форуме уже приводены данные о 5000 общих монгольских-кыргызских слов. Но такие как ЕНХД не обращает на них внимания.

Его внимания обращены на около 100-200 слов приведенных АКБ, который много искал общих монгольских-казахских слов. Просто у кыргызов и других нет таких как АКБ. АКБ хочет другое доказать, но от его взысканий совсем другой эффект.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Предлагаю зацикленные дразниловки enhd не реагировать. Его цель - ваша любая реакция на реплику. Если все время кто-то будет говорить "ку-ку", а реакции не будет, то "ку-ку" превратится в клоунство.

Разумно.

на форуме уже приводены данные о 5000 общих монгольских-кыргызских слов. Но такие как ЕНХД не обращает на них внимания.

Его внимания обращены на около 100-200 слов приведенных АКБ, который много искал общих монгольских-казахских слов. Просто у кыргызов и других нет таких как АКБ. АКБ хочет другое доказать, но от его взысканий совсем другой эффект.

Где это вы умудрились прочитать 5 тыс. монгольско-кыргызских параллелей? Лично я не встречал, кроме того, как об этом всколзь упомянул президент страны.

А вот если посчитаете приведенные мной, то выявится ваша ложь, т.к. их не 100-200, а порядка 2000 или даже больше.

Пока что эффект имеете только вы во всех темах показывая возникшую ни с того, ни с сего, монголофобию. :ozbek::D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Арты кайырлы болсын" - имеется ввиду, что пусть у тех кто остался на белом свете после него был достаток и благополучие...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Где это вы умудрились прочитать 5 тыс. монгольско-кыргызских параллелей? Лично я не встречал, кроме того, как об этом всколзь упомянул президент страны.

А вот если посчитаете приведенные мной, то выявится ваша ложь, т.к. их не 100-200, а порядка 2000 или даже больше.

Пока что эффект имеете только вы во всех темах показывая возникшую ни с того, ни с сего, монголофобию. :ozbek::D

Да,пожалуйста продолжайте искать монголскость и маньчжурскость. Только сначала тестируйтесь, может вы окажетесь R1 или G1 и наконец-то успокоитесь. Я считаю ваш род не имеет отношения кереитам, и даже кереям. Судя по названию ваш род тюркский, местный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да,пожалуйста продолжайте искать монголскость и маньчжурскость. Только сначала тестируйтесь, может вы окажетесь R1 или G1 и наконец-то успокоитесь. Я считаю ваш род не имеет отношения кереитам, и даже кереям. Судя по названию ваш род тюркский, местный.

Я устал вам объяснять, что я ищу не монгольскость и маньчжурскость у казахов, но наоборот, казачество у монголоязычных народов. Еще задавать вопросы будуте? Надеюсь больше нет. B)

А если по тестам, то уважаемый Асан-Кайгы обещал к осени меня протестировать (на халяву :) ). Там посмотрим. Бір құдай біледі не шығады екенін (один Бог знает что вылезет) - может адюльтер, может кірме, может ваш катынский R1, а может даже южносемипалтинско-вкошно-семиреченский С3. B)

Как говортся, поживем увидим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я устал вам объяснять, что я ищу не монгольскость и маньчжурскость у казахов, но наоборот, казачество у монголоязычных народов. Еще задавать вопросы будуте? Надеюсь больше нет. B)

Таким путем ничего не добъетесь. Не пытайтесь отделять казахов от остальных тюрков. Вы таким образом подставляете казахский народ. Представители других тюрков читают радуются мол мы все чистые тюрки а эти казахи-монголы. Если хотите доказать тюркскость того или иного слова приводите примеры не только с каз. но и тат. узб. тур. и др.

Поэтому извините, я вас обозвал глупцом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Перенес сообщения из темы "Алматы":

Думаю, что "Алматы" - могулистанское название, так же, как село Иссык, озеро Иссык-Куль,

Если Ваша мысль верна, ув. Атыгай, то можно будет попытаться объяснить некоторые несвойственные кыпчакскому языку моменты.

Так, кыпчакским и даже огузским языкам характерно образование имен прилагательных исключительно с помощью суффикса -лы (достаточно обратиться к древнетюркским письменным памятникам, таким как Кудатку-билик, Кодекс Куманикус и др.).

Тогда как почему то в восточной части территории Казахстана широко распространены топонимы с окончанием на -ты:

Алма-ты (яблочный), хотя по правилам кыпчакского и огузского языков должно быть Алма-лы

Шидер-ты (треножный), должно быть Шидер-лы (Шідер-лі)

А также частично:

Мойын-ты (шейный) вместо Мойын-ды

Өлең-ті (где растет трава өлең) вместо Өлен-ді

Бұлан-ты (лосинный) вместо Бұлан-ды

Частично это заметно и просто в языке:

Кайын-ды (березовый) вместо Кайын-лы как в других тюркских языках

Караган-ды (где растут акации) вместо Караган-лы

и т.д.

Если Ваша и мои ранее выссказанные версии верны, то это наследие тюркского языка так называемых могульских/монгольских или татарских племен керей/кереит, сегиз огуз/найман, джалаир, конырат/хунгират, дулат/дуглат, уйсын/хушин, киян/кият и т.д.

О некоторых отличиях и особенностях которого упоминали средневековые авторы (М.Кашгари и др.)

B)

Закину леща: :osman6ue: не отсюда ли растут ноги у окончаний перечисленных племенных названий (конырат-ты/лы, керей-тті/лі и т.д.)??? Типа, могло быть конырау-лы, керей-ли, онгы-лы, мерке-ли, дулу-лы и т.д. :ozbek:

Да, чуть не забыл про Иссык-куль. В изложенном варианте название озера должно было тогда звучать как Истык-куль, чего не наблюдаем. Вероятно, или это название не "мунгульское", или первоначально да, но затем изменилось по правилам кыргызского, кыпчакского языка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я почему то всегда считал что казахи как нация неоднородны. Но в этом есть и своя доля хитрости, мы имеем право претендовать на славу и тюрков и монголов и саков и арабов. Следовательно и казахский язык является смесью тюркского, иранского, арабского, монгольского ну а теперь еще и русского)))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дело не в онлайн словарях, слова "сідік" нет и в обычных словарях, искал.

По-моему, причина здесь одна - в совковое время излишняя погоня за "культурностью" дабы не быть "отсталым народом" и попытка заменить многие исконно народные слова (сідік, қатын и т.д.) чужими (несеп, зәр, әйел и т.д.).

Как говорил покойный В.Черномырдин, хотели как лучше, получилось как всегда... :D

Казахи точно также стеснялись тогда даже говорить на родном языке, стеснялись национальной одежды, не дай бог появиться в те годы молодому человеку в такия или малахае и т.д. в таком же духе, боялись своей тени как говорится. :qazaq1:

Вот и перегиб получился со словарным фондом народа. :ph34r:

"сідік" означает не "сака"... это жаргон

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"сідік" означает не "сака"... это жаргон

Какой же это жаргон? В нашей области есть даже населенный пункт с названием Сідікащы (по-русски Садагачи) - горькая моча. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какой, какой продукт или булочка? :) И куда подевалась "р"?

На монгольском "Боов" тоже означает мужской член. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какой же это жаргон? В нашей области есть даже населенный пункт с названием Сідікащы (по-русски Садагачи) - горькая моча. :)

значит я ошибся...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На монгольском "Боов" тоже означает мужской член. :)

Интимные термины, по-моему, глубоко консервативны и очень редко заимствуются. Наверняка они у вас еще с Амура. В противном случае было бы слово на советских 5 букв. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну сами подумайте, с добрым утром = да будет его душа праведной, какой еще подтекст? И зачем нужны подтексты, если есть специальные выражения?

Центральный еще не значит что не юг и не запад. Современное административное деление на области не совпадает с региональными группами. К примеру, юг Карагандинской области можно с уверенностью назвать относящимся по говору и традициям к южным, а восток Костанайской и Торгайской областей - относящимся к западной группе и т.д.

Уважаемый АксКерБорж в апреле пропустил этот ваш пост, отвечу сейчас, я родом как раз с юга Карагандинской области, как раз если мотреть географически с центра Казахстана, наши как диалект так и многие традициональные особенности сильно отличны от южных. Относительно вообще слова кайр, у нас говорят как иманды болсын или иманы саламат болсын, так и к примеру арты кайр болсын но это уже обычно уходя, при так сказать уходе с места похорон или поминок.

Для братьев наших монголов, может термин каир в ваших языках следует рассматривать как перенятый от тюрков, так как данный термин присутствует почти у всех тюркских народов, и даже имя есть Каир, в том числе производные от него.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интимные термины, по-моему, глубоко консервативны и очень редко заимствуются. Наверняка они у вас еще с Амура. В противном случае было бы слово на советских 5 букв. :lol:

Это ваше происхождение с Амура.Почему на турецком слово донгуз ,тунгус означает свинья?

Нож по казахски как? :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это ваше происхождение с Амура.

Современное состояние изучения раннесредневековых этнокультурных процессов в бассейне реки Амур.

"... точку зрения Э.В.Шавкунова о шивэйской принадлежности “мохэской” культуры.

... Ю.М.Васильев в районах Среднего и Нижнего Амура размещает государство Мэнгу, в которое в IX-XII вв. входили не только монголоязычные шивэйцы и кидани, но и тунгусоязычные мохэ.

... Но точка зрения о создании в Приамурье шивэйского государства получила поддержку у Э.В.Шавкунова, который называет его “государство Хамаг Монгол”, а образование связывает с первой половиной XII в.

... Несколько иная версия о существовании в приморско-амурском регионе племен и государства Мангу высказана В.Е.Ларичевым. Исследователь считает, что их этническое имя произошло от названия реки, на которой они жили (ульчи, или мангуны, и сейчас называют Амур Мангу).

... Версия Э.В.Шавкунова и Ю.М.Васильева о принадлежности культуры амурских чжурчжэней монголоязычным шивэй вызвала возражения у В.Е.Медведева, который подробно разобрал эту концепцию и сделал вывод об идентичности этнонимов “мэнгу” (мэнъу, мэнгули) и “монголы”.

Ну как? Кто с Амура? :D

Почему на турецком слово донгуз ,тунгус означает свинья?

Нож по казахски как? :D

Зачем это вам?

Не только на турецком, но почти на всех тюркских языках дикая свинья - донгуз, его самец - кабан, а домашняя свинья шошка (чочка, чошка, чоска). :D

Нож на всех тюркских - пычак (пышак, бычаг).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не только на турецком, но почти на всех тюркских языках дикая свинья - донгуз, его самец - кабан, а домашняя свинья шошка (чочка, чошка, чоска). :D

Нож на всех тюркских - пычак (пышак, бычаг).

Значит,в казахском еше сушествует свое название для домашнеи свиньи.А у монголов нет.

Дикая свинья на монгольском гахай,домашняя свинья тоже гахай. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Значит,в казахском еше сушествует свое название для домашнеи свиньи.А у монголов нет.

Дикая свинья на монгольском гахай,домашняя свинья тоже гахай. :D

Это наверно оттого, что шивэи выращивали свиней и им было не до диких, тогда как тюрки наоборот. B)

Кстати это название у вас тунгусо-маньчжурское "гага", "гагай, "гахай" - свинья.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это наверно оттого, что шивэи выращивали свиней и им было не до диких, тогда как тюрки наоборот. B)

Кстати это название у вас тунгусо-маньчжурское "гага", "гагай, "гахай" - свинья.

Гагай и ногай монгольские слова.

Свинья по маньчжурски- Михан. Кстати Ванг (Ван-хан) некитайское слово,а маньчжурское ! Так что вы опять ошиблись. :)

Лучше скажите который из них Ашамайлы Кереи ! :lol:

Маньчжуры

Kere Hala (Sinicized: 克哷氏)

Kerit Hala (Sinicized: 克哩特氏)

Kersun Hala (Sinicized: 科尔逊氏)

Kerut Hala (Sinicized: 克哷特氏)

Kesiketeng Hala (Sinicized: 克什克腾氏)

Kete Hala (Sinicized: 科特氏)

Keyere Hala (Sinicized: 克叶哷氏)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ибрагимов Ш.М.:

«... По окончании условия, отец невесты приглашает своих родственников и их жен с детьми и объявляет им, что он породнился с таким-то. Для гостей устраиваются увеселительные игры, например кок-бури, джарыс, кыз-куу и т. п.»

----------------------------------------------------------

В примечании указано: В буквальном переводе – серый волк.

50-томное издание «Библиотека казахской этнографии».

8 том: Маргулан А.Х. Труды по культуре казахского народа (Қазақ халқының жазу мәдениеті бойынша еңбектері). Павлодар, 2005. Стр.97-117.

«Петроглифы с тотемом волка. Тотем племени Шапырашты»

(перевод с казахского мой)

Сакские племена, населявшие низовье Сырдаоьи и Приаралье, в честь волчьего тотема ежегодно устраивали конно-спортивные празднества, участники которых были в волчьих масках и волчьих шкурах.

[Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М., 1950, т.1, стр.41]

Традиции эти сохранялись у тюркских племен до наших дней. У казахов, туркмен, кыргызов эти игры существуют под названием «кок-боры» (как-бар) – серый волк (АКБ: көк-бөрі - наверняка более точнее - сивый волк). Один из вариантов конного спорта «серый волк» у казахов носит название «кыз-боры» - девушка-волк (АКБ: қыз-бөрі) – модификация древнесакской традиции игр в волчьих масках и волчьих шкурах.

[Кыз-боры – «волк-дева». Конные игры в Киргизской степи. Всемирная иллюстрация, 1875, № 354;

Потапов Л.П. Волк в старинных поверьях и приметах узбеков//КСИЭ, ХХХ, М., 1958. Стр.137-138]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...