Перейти к содержанию
Гость DMS

Казахский язык

Рекомендуемые сообщения

12 минут назад, Bir bala сказал:

ну этот глагол расчленяется на корень Тал+та(глагольный аффикс). Поэтому моя версия не противоречит. 

 

Почему вывернутые наружу ноги у вас ассоциируются с ивой?

У нас растет много ивы и ее ветви прямые, не дугой.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@АксКерБорж ну это уже вопросы не ко мне, а к предкам. Я вам лишь указал, что глагол талтаю, существительное талтак происходят от корня тал. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, Bir bala сказал:

ну это уже вопросы не ко мне, а к предкам. 

 

Вопрос именно к вам, потому что это ваша версия этимологии, а не предков.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@АксКерБорж Моя этимология слов Талтаю и Талтак от корня Тал очевидна и реконструируемая. А почему именно предки назвали так мне неизвестно.

1 час назад, АксКерБорж сказал:

потому что это ваша версия этимологии

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часов назад, Bir bala сказал:

@АксКерБорж Моя этимология слов Талтаю и Талтак от корня Тал очевидна и реконструируемая. А почему именно предки назвали так мне неизвестно.

 

Мне кажется, что ув Акб все прекрасно понял) 

Он просто наслаждается тем, что форумный спец по орфоэпии беспомощен, не в состоянии объяснить очевидное. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Кеше жабдықта болдым - Вчера я был на поминках.

У нас их принято называть "жабдық", хотя онлайн словарь дает прямое значение, что это все то, что необходимо для проведения мероприятия (свадьбы или поминок) - вещи, продукты, деньги. Но у нас термин приобрел еще и переносный смысл - поминки.

Но сейчас речь не про это.

Просто там слушая выступающих я вспомнил про одно из слов, у которого много форм произношения.

В этом плане оно наверно второе после произношения названия коротконогой дворняжки, которых у нас целых 7 (перечислял в теме).

Речь про заимствованное слово "быть благодарным", "быть довольным", я насчитал их 4 (которые я лично слышал там или сям в речи разных людей):

- риза

- ырза

- разы

- раза

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, Bir bala сказал:

Случайно копался в словаре 1774 года (Аблай хановское время). Двор-Кура
large_142.PNG.5232e48a14f6cf610d8f004e70bf1fbd.PNG

 

Как, каким и что вы представляете себе в качестве "двора" у кочевых скотоводов?

И о каком словаре 1774 года идет у вас речь?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@АксКерБорж Надо спросить у тогдашних казахов.

10 минут назад, АксКерБорж сказал:

Как, каким и что вы представляете себе в качестве "двора" у кочевых скотоводов?

При содействии Скалона в 1774 году был составлен рукописный «Русско-киргизский словарь». Он стал одним из первых русско-казахских разговорников

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Bir bala сказал:

А есть скан этого словаря? У меня где-то был вроде бы, но не могу найти.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Bir bala сказал:

 

f09f918d_2x.png

Вот бы еще и полистать его.

 

2 часа назад, Bir bala сказал:

Надо спросить у тогдашних казахов.

 

А зачем? И так же понятно, что двора в обычном его понимании у кочевых казахов не было.

Двор разве не подразумевает огороженный участок земли вокруг жилых и хозяйственных построек у оседлых народов? У нас в детстве так и было, огороженный двор, мы его называли "әгре" (исказив русское ограда :D) или "ограда", внутри которого находились дом (үй), крытые сараи для скота (қора), загоны для скота (ашық) и пр. 

Ведь термин "қора" во всех регионах используется в разных смыслах, у вас "қора" это русский "двор" (судя по вашему настойчивому спору)), а где-то вообще не знакомы с этим термином (есть переписка в темах).

В наших краях, это северо-восточный Казахстан и приграничные соседние регионы России, то есть Степной край, "қора" - это крытые помещения для скота, то есть по-русски "сарай".

Вот документальные фотографии нашего края конца 19 века, дворов на них я не вижу.

Правда это летние пастбища, но на зимних вы тоже не увидите дворов, а только сараи для скота:

b22da6_5ec0d2fbde82406297d1d72c5966ae1a~

b22da6_3d91e35d09754aa78064396f83374a79~

b22da6_6a270b1dc30248d19f805b9eaab5795d~

20.jpg

6.jpg

03w-FJLSTN-t-h-YMr-Fxru-Xx2b2-OHVTNl-Ckx

  • Thanks 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, АксКерБорж сказал:

Двор разве не подразумевает огороженный участок земли вокруг жилых и хозяйственных построек у оседлых народов? У нас в детстве так и было, огороженный двор, мы его называли "әгре" (исказив русское ограда :D) или "ограда", внутри которого находились дом (үй), крытые сараи для скота (қора), загоны для скота (ашық) и пр. 

 

Если бы двор назывался бы "қора", то весь народ так бы и говорил.

Но это не так, поэтому новое явление и понятие как "двор" казахи стали называть по-русски "ограда" (әгре) и "двор".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@АксКерБорж Так я вам скинул не говор каких то казахов, а тот смысл , в котором он использовался в 1774 году, и скорее всего у Северных казахов, так как этот генерал служил в основном в Оренбургской и Семипалатинском областях.

30 минут назад, АксКерБорж сказал:

судя по вашему настойчивому спору

Так у казахов тоже во время зимовок были мини такие сооружения для скота. Поэтому в науке и нету понятия полного кочевого скотоводства, а смешанное ведение хозяйства.

 

32 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Двор разве не подразумевает огороженный участок земли вокруг жилых и хозяйственных построек у оседлых народов?

33 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Вот документальные фотографии нашего края конца 19 века, дворов на них я не вижу.

Для полной аргументации вам не хватает зимних фотографии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, Bir bala сказал:

Для полной аргументации вам не хватает зимних фотографии.

 

Ок, залью если найду.

Но на них вы тоже не увидите дворов.

 

8 минут назад, Bir bala сказал:

Так у казахов тоже во время зимовок были мини такие сооружения для скота. 

 

Вы невнимательно прочитали мои аргументы.

Постройки (сараи) были, дворов (огороженных участков) не было.

 

9 минут назад, Bir bala сказал:

Так я вам скинул не говор каких то казахов, а тот смысл , в котором он использовался в 1774 году, и скорее всего у Северных казахов, так как этот генерал служил в основном в Оренбургской и Семипалатинском областях.

 

Вы точно невнимательно читали мои посты:

41 минуту назад, АксКерБорж сказал:

Если бы двор назывался бы "қора", то весь народ так бы и говорил.

Но это не так, поэтому новое явление и понятие как "двор" казахи стали называть по-русски "ограда" (әгре) и "двор".

 

Это как с овощами, с которыми казахи Степного края тоже не были знакомы, поэтому мы до сих пор их называем русскими названиями - капуста, памидор, картопья, әгүршік, сібекла, маркоп. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@АксКерБорж Если қора это местность, которая используется только для скота, то она морфологический должна отображать это понятие. Лично я связываю с глаголом қоршау-огораживать. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад, Bir bala сказал:

Если қора это местность, которая используется только для скота

 

"Қора" это не местность, это крытые постройки для скота "Мал қора".

Для открытой местности есть много других определений - қыр, дала, ашық жер, өріс, аула, алаң, алаңқай и другие. 

 

13 минут назад, Bir bala сказал:

Лично я связываю с глаголом қоршау-огораживать. 

 

А я думаю, что казахские термины с единой семантикой и фонетикой -

"қора" (сарай для скота), и "қоршау" (огораживать), и "қорық" (охраняемые запасные пастбища на НЗ или охотничьи угодья), и "қорым" (кладбище), и "қорамсақ" (колчан для стрел), и "қорап" (коробка), и "қор" (запас, фонд), и "қор" (закваска для кумыса), и другие -

- все имеют в основе глагол "қор / қору" - защищать, сохранять, оберегать, сберегать.

 

Аналогично и в ДТС:

999.jpg777.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

57 минут назад, Bir bala сказал:

Для полной аргументации вам не хватает зимних фотографии.

 

39 минут назад, АксКерБорж сказал:

Ок, залью если найду.

Но на них вы тоже не увидите дворов.

 

С.М. Дудин. Каркаралинский уезд. Зимовка. 1899 г.:

2.jpg

С.М. Дудин. Приграничье Каркаралинского и Павлодарского уездов. Зимовка. 1899 г.:

3.jpg

С.М. Дудин. Павлодарский уезд. Зимовка. 1899 г.:

4.jpg

 

Как видно по фотографиям, огороженных дворов даже на зимовках не было.

Как подписано к фото и как видно по ним, постройки для людей (уй) и постройки для скота (кора) строили под общей кровлей.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

И даже у оседло живущих казахов не было огороженных дворов.

М.С. Вайшле. Зимовка. Нач. 20 в.:

5-20.jpg

И не было огороженных дворов даже у не кочующих со скотом джатаков (Куянды):

7.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Да что там говорить, даже вплоть до 1990-х годов в наших краях некоторые казахи, особенно те, кто работал в животноводстве и держал много скота, по казахской традиционной привычке не имели огороженных дворов. 

Лично у нас он был, поэтому мы (у кого дворы были) иронизировали над ними, что мол между домом (уй) и отдаленными от дома сараями (коралар) часто бывало, что проезжал чужой транспорт и проходили посторонние лица. :D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Но я не могу ничего утверждать про другие регионы Казахстана, где быт нередко отличается от нашего в силу естественных местных условий.

Я всё это утверждаю про казахов Степного края.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Да что там говорить, даже вплоть до 1990-х годов в наших краях некоторые казахи, особенно те, кто работал в животноводстве и держал много скота, по казахской традиционной привычке не имели огороженных дворов. 

Лично у нас он был, поэтому мы (у кого дворы были) иронизировали над ними, что мол между домом (уй) и отдаленными от дома сараями (коралар) часто бывало, что проезжал чужой транспорт и проходили посторонние лица. :D

 

Кстати у казахов Монголии до сих пор нет никаких дворов:

1.jpg

1-1.jpg

2.jpg

Не примите ошибочно ночной загон для баранов (ашык) за ограждение двора: ))

2-2.jpg

И только в самом областном центре в г. Баян-Өлгие естественно появились огороженные современные дворы:

3.jpg

Точно такая же картину у братьев монголов - дворы только в поселках и пригородах: 4.jpg

5.jpg

55.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 часа назад, Bir bala сказал:

Двор-Кура

 

Я только теперь понял, что оказывается вы все время оперировали регионализмом.

Оказывается где-то (пока не знаю в каком регионе) "қора" - это двор, а "мал қора" (по правилу прогрессивной ассимиляции правильно "малғора") - скотный двор.

Например в говоре того, кто автор перевода книги Оруэлла:

66.jpg

77.jpg

 

Теперь остается нам выяснить где вкладывают такой смысл.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Zerek сказал:

А есть скан этого словаря? У меня где-то был вроде бы, но не могу найти.

У меня есть. Могу скинуть в общий доступ.

Но это рукописный словарь. Там разобрать слова очень непросто.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@АксКерБорж Мазмундама по моему издательство принадлежащая южному казаху. Не читаю современные казахские книги из за сломанной грамматики современного казахского языка.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...