Перейти к содержанию
Гость DMS

Казахский язык

Рекомендуемые сообщения

Я замечаю что репатрианты из Каракалпакстана(авт.респ.Узбекистана) разговаривает в южанском стиле. В чем причина. Ну они ушли из нашего региона же ушли в 20-30 годах 20 в. Короче либо они изменили на на манер юна, либо мы ушли чуть в сторону в этих 100 лет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 21.03.2018 в 10:27 Махамбет написал:

 

разговаривает в южанском стиле

 

 

Южанский стиль демекші, :) я обратил внимание на фонетическую особенность на юге сокращать, съедать слова.

Примеры на вскидку:

Қара ой – Қарой

Қара үй – Қарүй

Құдай қаласа – Құда қаласа

Көк бөрі - Көкпар

и т.д.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад АксКерБорж написал:

Көк бөрі - Көкпар

:lol:

Ты еще скажи что игру Кокпар в твоем селе называют исключительно словом Көк бөрі. Давай насмеши! 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад Almaty написал:

:lol: Ты еще скажи что игру Кокпар в твоем селе называют исключительно словом Көк бөрі. Давай насмеши! 

 

Тебе еще надо много много читать, чтобы больше и лучше узнать казахскую этнографию, а особенно Степного края.

 

Тебе из-за скудности знаний кажется, что весь мир должен искажать как вы южане название этой древней игры.

 

Сильно копаться не хочется, но могу на вскидку привести тебе 3 примера:

 

1) Кыргызы в отличие от вас тоже не искажают и называют игру "Көк бөрө";

2) Мой земляк покойный академик Алькей Хаканович Маргулан записал легенду про исход в Ергене-кон и тоже называет игру правильно "Көк бөрі", без искажения;

3) В трудах этнографов записано название игры "Көк бөрі", бытовавшее среди казахов Сарыарки, Степного края. Ссылки я приводил раньше.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 минуту назад Almaty написал:

:lol: Ты еще скажи что игру Кокпар 

 

Я кажется догадался откуда у вас искажение казахского названия "Көк бөрі".

Узбеки тоже как и вы называют эту игру "Купкари". Чем вам не Кокпар? 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад АксКерБорж написал:

 

Тебе еще надо много много читать, чтобы больше и лучше узнать казахскую этнографию, а особенно Степного края.

 

Тебе из-за скудности знаний кажется, что весь мир должен искажать как вы южане название этой древней игры.

 

Сильно копаться не хочется, но могу на вскидку привести тебе 3 примера:

 

1) Кыргызы в отличие от вас тоже не искажают и называют игру "Көк бөрө";

2) Мой земляк покойный академик Алькей Хаканович Маргулан записал легенду про исход в Ергене-кон и тоже называет игру правильно "Көк бөрі", без искажения;

3) В трудах этнографов записано название игры "Көк бөрі", бытовавшее среди казахов Сарыарки, Степного края. Ссылки я приводил раньше.

 

Двухдневный фестиваль Ұлы Дала Елі проходит в Павлодаре

Цитата

Традиционным казахским зрелищем выступили кокпар и аударыспак.

https://pavon.kz/post/view/54610

Давай, давай жги :lol: Я тебе же давал подсказку, что только в твоем родовом СЕЛЕ кокпар называют Көк бөрі, а то видишь что в Павлодаре творится и как там называют не по Маргулански - кокпар :lol:, а так твое СЕЛО невозможно проверить, поэтому остается только тебе на слова верить.  Эх, глупенький! 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад Almaty написал:

Про Павлодар дал ссылку, как там называют эту игру - кокпар. 

 

Такой игры у нас вообще сейчас нет. А искаженное узбекское название пришло к нам вместе с южанами.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад АксКерБорж написал:

 

Такой игры у нас вообще сейчас нет. А искаженное узбекское название пришло к нам вместе с южанами.

 

 

То ли еще будет.

Как-то осенью слышу наша одна татешка говорит "Құда қаласа". Я у нее спрашиваю, почему құда (сват), а не "құдай" (бог)? Она отвечает - так говорит мой шеф и его жена из Тараза. А я ей - но ведь они южане, у нас так не говорят, у нас не говорят ни "сват", ни "қаласа". У нас говорят "құдай жазса", "алла жазса". А татешка отвечает, мол я нечаянно стала подражать.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад АксКерБорж написал:

 

я обратил внимание на фонетическую особенность на юге сокращать, съедать слова.

Примеры на вскидку:

Қара ой – Қарой

Қара үй – Қарүй

Құдай қаласа – Құда қаласа

Көк бөрі - Көкпар

и т.д.

 

 

Вполне себе правильные и обоснованные наблюдения!

И это только 4 примера.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад АксКерБорж написал:

 

Вполне себе правильные и обоснованные наблюдения!

И это только 4 примера.

 

 

Еще один пример вспомнился по ходу.

Казахское Тіршілік на юге сьедают и говорят Тірлік.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад Almaty написал:

:lol: Ты еще скажи что игру Кокпар в твоем селе называют исключительно словом Көк бөрі. Давай насмеши! 

 

Ш.М. Ибрагимов ("Этнографические очерки киргизского народа") описывая традиции и быт казахов Степного края (Сибкрая) во второй половине 19 века писал:

 

"... Для гостей устраиваются увеселительные игры, например кок-бури [1], Джа-рыс [2], Кыз-куу [3] и т. п., женщины и взрослые девицы на радостях приносят в кибитку, где сидят сваты кумыз [12], мелких монет, сушеные ягоды, баурсаки (шарики из пшеничного теста, вареные в масле), курт (сыр), и поздравляя сватов с окончанием их дела, бросают принесенные подарки прямо на них, не разбирая ни головы, ни глаз [13]. Называется это чашу разбрасывать. После этого аульные женщины приносят ужин, состоящий из баранины и конины и угощают сватов".

 

[1] В буквальном переводе – серый волк.

[2] Игра в перегонки.

[3] Оригинальная игра, ноторая заключается в том, что одна из лучших наездниц скачет верхом, а избранный товарищами наездник догоняет ее; если он успеет догнать, то целует наездницу; если нет, то девушка, доскакав до барьера, обращается назад и догоняя наездника, что есть силы, бьет его плетью, при общем восторге присутствующих.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Только что АксКерБорж написал:

 

Ш.М. Ибрагимов ("Этнографические очерки киргизского народа") описывая традиции и быт казахов Степного края (Сибкрая) писал:

 

"... Для гостей устраиваются увеселительные игры, например кок-бури [1], Джа-рыс [2], Кыз-куу [3] и т. п., женщины и взрослые девицы на радостях приносят в кибитку, где сидят сваты кумыз [12], мелких монет, сушеные ягоды, баурсаки (шарики из пшеничного теста, вареные в масле), курт (сыр), и поздравляя сватов с окончанием их дела, бросают принесенные подарки прямо на них, не разбирая ни головы, ни глаз [13]. Называется это чашу разбрасывать. После этого аульные женщины приносят ужин, состоящий из баранины и конины и угощают сватов".

 

[1] В буквальном переводе – серый волк.

[2] Игра в перегонки.

[3] Оригинальная игра, ноторая заключается в том, что одна из лучших наездниц скачет верхом, а избранный товарищами наездник догоняет ее; если он успеет догнать, то целует наездницу; если нет, то девушка, доскакав до барьера, обращается назад и догоняя наездника, что есть силы, бьет его плетью, при общем восторге присутствующих.

 

У казахов волк разве "бури"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад Rust написал:

У казахов волк разве "бури"?

 

Просто волк - қасқыр.

А волк самец, матерый волк - бөрі.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 минуту назад АксКерБорж написал:

 

Просто волк - қасқыр.

А волк самец, матерый волк - бөрі.

 

У чувашей волк каскар.Думаю это у казахов со времен гуннов или хазар-булгаров

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 3/21/2018 в 10:31 Махамбет написал:

Ув.Кылышбай, у вас тесные связи с каракалпакстанскими.

В 3/21/2018 в 10:27 Махамбет написал:

Я замечаю что репатрианты из Каракалпакстана(авт.респ.Узбекистана) разговаривает в южанском стиле. В чем причина. Ну они ушли из нашего региона же ушли в 20-30 годах 20 в. Короче либо они изменили на на манер юна, либо мы ушли чуть в сторону в этих 100 лет?

насчет южного говора у каракалпакстанских казахов честно говоря удивлен (там ведь живут Байулы в основном?). у меня жена по отцу каракалпачка, но ее семья не из Каракалпакстана, а из Тамдынского района, уже неск. поколений оказахившиеся. каракалпакское у них по-ходу только родовая принадлежность. так вот даже моя супруга-кытайка часто смеется надо мной мол у меня язык не литературный и использую узбекизмы. притом что я уже 15 лет живу в Караганде и в сравнений со своими родичами из Ташкентской области у меня вообще каркаралинский говор) тут в Караганде и в Темиртау много репатриантов из Тамдынского района и лично для нас, ташкентских, они по языку, традициям ближе к северянам чем к нам. это потому что в Тамдынском районе ок. 80% казахи и они почти не ощутили узбекское влияние. а в Ташкентской области хотя ок. миллиона казахов но это центр и узбеков там еще больше и там влияние узбекского гораздо сильнее и оно существует не одно столетие

7 часов назад АксКерБорж написал:

Южанский стиль демекші, :) я обратил внимание на фонетическую особенность на юге сокращать, съедать слова.

Примеры на вскидку:

Қара ой – Қарой

Қара үй – Қарүй

Құдай қаласа – Құда қаласа

Көк бөрі - Көкпар

и т.д.

не говорю за всех южан но я тоже такое замечал: у нас говорят балдар вместо балалар, Құда-қаласа вместо Құдай-қаласа. кстати, у нас редко говорят Алла. почти вов сех случаях Құдай

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

у нас в ауле по көкпару проводятся чемпионаты между аулами, районами и оно очень популярно. в Караганде про нее вообще не слышал и пока АКБ не написал про көк-бору я был уверен что на севере про него вообще не знают. чтобы внести ясность в такую серьезную тему хотелось бы услышать мнение из разных регионов: есть ли у них көкпар-көк-бору и как они ее называют?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад кылышбай написал:

у нас в ауле по көкпару проводятся чемпионаты между аулами, районами и оно очень популярно. в Караганде про нее вообще не слышал и пока АКБ не написал про көк-бору я был уверен что на севере про него вообще не знают. чтобы внести ясность в такую серьезную тему хотелось бы услышать мнение из разных регионов: есть ли у них көкпар-көк-бору и как они ее называют?

У нас кокпар.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад кылышбай написал:

насчет южного говора у каракалпакстанских казахов честно говоря удивлен (там ведь живут Байулы в основном?). у меня жена по отцу каракалпачка, но ее семья не из Каракалпакстана, а из Тамдынского района, уже неск. поколений оказахившиеся. каракалпакское у них по-ходу только родовая принадлежность. так вот даже моя супруга-кытайка часто смеется надо мной мол у меня язык не литературный и использую узбекизмы. притом что я уже 15 лет живу в Караганде и в сравнений со своими родичами из Ташкентской области у меня вообще каркаралинский говор) тут в Караганде и в Темиртау много репатриантов из Тамдынского района и лично для нас, ташкентских, они по языку, традициям ближе к северянам чем к нам. это потому что в Тамдынском районе ок. 80% казахи и они почти не ощутили узбекское влияние. а в Ташкентской области хотя ок. миллиона казахов но это центр и узбеков там еще больше и там влияние узбекского гораздо сильнее и оно существует не одно столетие

не говорю за всех южан но я тоже такое замечал: у нас говорят балдар вместо балалар, Құда-қаласа вместо Құдай-қаласа. кстати, у нас редко говорят Алла. почти вов сех случаях Құдай

Понимаю что родные бранятся только тешатся , только перебранки почему-то только  между вашим югом и севером  , запад особняком ? Кому они ближе ? Югу или северу? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад кылышбай написал:

у нас в ауле по көкпару проводятся чемпионаты между аулами, районами и оно очень популярно. в Караганде про нее вообще не слышал и пока АКБ не написал про көк-бору я был уверен что на севере про него вообще не знают. чтобы внести ясность в такую серьезную тему хотелось бы услышать мнение из разных регионов: есть ли у них көкпар-көк-бору и как они ее называют?

В детстве много много раз ездил с отцом на скачки, на кокпар не ходил, не слышал

 

8 часов назад кылышбай написал:

не говорю за всех южан но я тоже такое замечал: у нас говорят балдар вместо балалар, Құда-қаласа вместо Құдай-қаласа. кстати, у нас редко говорят Алла. почти вов сех случаях Құдай

У нас как на севере по данным примерам

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад RedTriangle написал:

В детстве много много раз ездил с отцом на скачки, на кокпар не ходил, не слышал

10 часов назад arkuk написал:

У нас кокпар.

итак в Уральской области есть кокпар и он называетсмя как у нас на юге. в Аягозе пока считаем нет

ув. RedTriangle, в Талдыкоргане и рядом с ним есть кокпар?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...