Jump to content



Sign in to follow this  
RustamD

Юсуф Акчура

Recommended Posts

d9d89b929864.jpg

Юсуф Акчура был и остается ключевой фигурой в истории культурных, общественных и научных взаимосвязей двух родственных народов, доминирующих в тюркском мире - татарского и турецкого.

Однако у нас в стране рядовые читатели - в отличие от тюркологов (историков и литературоведов), изучающих Турцию - знали о нем очень мало. Тому причиной были "железный занавес" и идеологические препоны XX века.

Теперь многое изменилось и меняется - как у нас, так и в Турции. Например, поэт Назым Хикмет, прежде проклинаемый в своей стране за то, что он был коммунистом, сегодня для турок "Buyuk sair", "Buyuk ozan" (Великий поэт. Великий певец). Что касается Юсуфа Акчуры, он теперь по праву входит в историю татарского народа (см. И.Р.Тагиров. Очерки истории Татарстана и татарского народа (XX век). Казань, 1999). Президент Академии Наук Татарстана, литературовед Мансур Хасанов на страницах журнала "Мирас" ("Наследие") в 2003 г. выступил с обстоятельной статьей, в которой изложен новый взгляд на жизнь и деятельность Юсуфа Акчуры - впервые после многих десятилетий замалчивания и третирования.

Я хочу рассказать читателям "ТН" об этой незаурядной личности. Но сначала расскажу, хотя бы вкратце, об одном его предшественнике. Это Муса Акъегет (1864-1923), прозаик и ученый, автор первого в татарской литературе романа "Хисаметдин-Менла", изданного в 1886 году в типографии Императорского Казанского университета и переизданного там же в 1887 году.

Когда большая востоковедная библиотека тюрколога Николая Федоровича Катанова, работавшего в том же университете, была продана Министерству просвещения Турции и отправлена в Стамбул, там понадобился специалист, который знал бы и восточные языки, и русский, который мог бы систематизировать и описывать сокровища этой уникально богатой библиотеки. Эту сложную и кропотливую работу взвалил себе на плечи тот же Муса Акъегет. Приехав в Турцию, он жил и работал в этой стране до самой смерти. Пользовался уважением общественности и ученых кругов.

Роман Мусы Акъегета "Хисаметдин-Менла" считается выдающимся произведением татарской прозы и входит в программы школ и вузов. Но жаль: в Турции художественных произведений Муса Акъегет больше не писал.

Следует заметить, что в настоящее время тема участия татар в общественной и научной жизни Турции привлекает внимание и западных исследователей. Например, в университете города Брауна (штат Род Айленд, США) создается труд на тему "Татары и их роль в Османской империи начала XX века". Автор этого труда Джеймс Мейер свою исследовательскую задачу объясняет следующим образом: "На основе собранного материала я хочу проследить точки соприкосновения татар и османского правительства, разобраться в том, почему именно татары сыграли такую большую роль в становлении и развитии политических институтов этого государства".

В истории татаро-турецких отношений невероятно интересны роль и судьба Юсуфа Акчуры, ученого-историка, политолога, литератора, издателя и журналиста. Представитель знаменитой династии симбирских купцов и фабрикантов Акчуриных, Юсуф Акчура, многое сделал и для своей родины России, и для Турции, ставшей его второй родиной.

Юсуф Хасанович Акчура родился в 1876 году в Симбирске. После смерти отца мать увезла сына в Турцию (ей врачи посоветовали переменить климат). Начальное и среднее образование юноша получил в Стамбуле. В 1892 году Ю.Акчура стал курсантом турецкого военного училища ("Harbiye mektebi"); после успешного окончания этого училища был направлен на курсы штабных офицеров. Но проучился там недолго: за участие в заговоре, готовившем свержение правителя страны - султана Абдулхамида II, его приговорили к смертной казни, но эта мера была затем заменена пожизненной ссылкой в Триполи. Через два года (1898) ссыльный бежал из Триполи в Тунис, оттуда добрался до Парижа и стал продолжать свое образование в Сорбонском университете и Школе вольных политических наук.

В 1903 году Ю.Акчура написал свой первый труд, посвященный истории возникновения и функционирования политических институтов Османской империи. Выводы молодого ученого были категоричны: он в своем труде предсказывал неминуемый распад империи, что и случилось некоторое время спустя.

Ю.Акчура в 1904 году вернулся на родину, в Россию. Преподавал историю в казанском медресе "Мухаммадия", активно участвовал в общественной жизни предреволюционной и революционной России, был редактором газеты "Казан мухбире" ("Казанский вестник"), стал одним из организаторов и руководителей либерально-демократической партии "Иттифаки аль-муслимин" ("Союз мусульман"). Часто выступал как публицист на страницах газет и журналов. Примечательно, что в газете "Казан мухбире" своей статьей он поддержал творческие поиски молодого Гаяза Исхаки.

Основанная Юсуфом Акчурой партия в 1905 году выдвинула его кандидатом в депутаты Первой Государственной Думы. Но власти под надуманным предлогом арестовали Юсуфа Акчуру, лишив его возможности пройти в Думу. Вскоре он был освобожден, но, опасаясь новых политических преследований, решил эмигрировать в Турцию.

В октябре 1908 года Ю.Акчура приехал в Стамбул и снова включился в общественную жизнь Турции. Он, прежде всего, организовал издание журнала "Turk Yurdu" ("Турецкий Дом"), рассчитанного на весьма широкую тюркоязычную аудиторию. На страницах журнала регулярно публиковались статьи и материалы о жизни всех тюркских народов, в том числе и России. В свою очередь статьи самого Ю.Акчуры появлялись в России, в татарских изданиях - в журнале "Шура" ("Совет") и газете "Вакыт" ("Время"). В 1916 г. Ю.Акчура в Швейцарии встречался с В.И.Лениным и в ходе продолжительной беседы обсуждал с ним национальный вопрос в России. Жизнь турецкого журнала, издаваемого Ю.Акчурой, оказалась достаточно долгой: он выходил с 1911 года по 1931-й. Это было одно из влиятельных в стране изданий, формировавших и направлявших общественное мнение. Кроме того, в разных уголках страны по инициативе Юсуфа Акчуры были созданы Народные Дома, называвшиеся "Турецкими очагами" ("Turk ocaklari"), для пропаганды идей тюркизма и оказания положительного влияния на подъем национального самосознания. Позднее, при Ататюрке (Мустафе Кемале), было вынесено постановление, обязывающее правительство финансировать деятельность "Очагов". Сделано было это неслучайно: взгляды Юсуфа Акчуры шли в одном русле с концептуальными положениями, которыми руководствовался в своей политике Мустафа Кемаль. В создание светского (секулярного) государства Турции, в углубление процесса секуляризации, несомненно, свой вклад внес и наш соотечественник Юсуф Акчура.

Еще в период борьбы Турции за независимость (1918-1923) Ю.Акчура примкнул к сторонникам кемалистского движения, вступил в партию Мустафы Кемаля. В 1923 году Ю.Акчура был избран депутатом Великого национального собрания (парламента) Турции. Президент страны Мустафа Кемаль Ататюрк назначил его своим советником по вопросам культуры и политики, постоянно с ним встречался. Кстати, сохранились фотографии, на которых Юсуф Акчура запечатлен вместе с первым президентом Турции.

Будучи профессором Стамбульского университета, в 1931 году Ю.Акчура организовал Турецкое историческое общество и возглавил его как председатель. Через год (1932) общество провело первый турецкий исторический конгресс.

Ю.Акчура был известен в Турции как поборник культурного и духовного единения тюркских народов, как инициатор и движитель идей тюркизма . В контексте данной статьи существенно важно подчеркнуть, что именно Ю.Акчура был собирателем культурных и научных сил из числа эмигрантов. Именно благодаря ему получили приглашение в Турцию (от имени Министерства образования) и тюрколог З.Валиди, и писатель Гаяз Исхаки, и ученый-правовед С.Максуди, и другие видные деятели. Без участия и рекомендаций Юсуфа Акчуры, возможно, татаро-башкирским эмигрантам не была бы оказана честь на столь высоком правительственном уровне.

Жизни и общественной деятельности Ю.Акчуры посвящено несколько научных монографий; его имя окружено почетом. Одна из улиц древнего Стамбула - улица Юсуфа Акчуры. Сегодня, проходя по этой улице, обсаженной деревьями, "новый русский", или просто рядовой человек из России едва ли будет знать, что Юсуф Акчура - это наш соотечественник, столь уважаемый в Турции...

Его прах покоится на одном из кладбищ Стамбула (он умер в 1935 году). А в 1954-м рядом с ним положили в новую могилу Гаяза Исхаки - классика татарской литературы XX века. И опять они рядом - два великих сына татарского народа, дружившие при жизни. Имена обоих украшают татарскую культуру и историю двадцатого века.

Виль ГАНИЕВ

Share this post


Link to post
Share on other sites

Могила Юсуфа Акчуры в Турции

020c6c925856.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Могила Юсуфа Акчуры в Турции

020c6c925856.jpg

Он к Акчуриным имеет отношение?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Конечно. :) Он и есть Акчурин (без окончания ин ).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Понятно, потомок золотордынского князя Бехана.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не уж то все Акчурины его потомки ? :unsure: Знаю 3-4 Акчуриных (близкой роднёй друг другу не приходятся ).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не уж то все Акчурины его потомки ? :unsure: Знаю 3-4 Акчуриных (близкой роднёй друг другу не приходятся ).

Да, более того сейчас тестируем на ДНК Акчуриных и других Беханидов, хотим узнать откуда родом Бехан был.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...