Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Нганасаны

Автоэтноним (самоназвание)

нэнэ’са: Самоназвание н я - "товарищ". Этноним происходит от н э н э’с а - "человек". Самый северный народ России.

Основная территория расселения

Этническая территория входит в Таймырский автономный округ.

Численность

Численность по переписям: 1897 - 838, 1926 - 887, 1959 - 748, 1970 953 (данные несколько завышены), 1979 - 867, 1989 – 1278.

Этнические и этнографические группы

По территории проживания и рядя особенностей культуры делятся на авамских (западных) и вадеевских (восточных).

Антропологические характеристики

В антропологической классификации положение нганасан однозначно не определено. Они включаются в состав сибирских монголоидов, но оцениваются как "обособленная популяция" сохранившая, наряда с долганами, черты палеосибирского комплекса, тяготеющего к байкальской группе популяций.

Язык

нганасанский: Нганасанский язык входит в самодийскую группу уральской языковой семьи Из соседних народов языковые связи прослеживаются прежде всего с селькупами в общем пласте несамодийской лексики.

Писменность

Язык бесписьменный.

Религия

Православие: Православные. Влияние христианства, в общем процессе интеграции населения Таймыра в состав Российского государства, проявляется достаточно ярко в ХVIII в. В последующее время наблюдается реставрация традиционной мировоззренческой системы. На начальном этапе христианизация носила более интенсивный характер и имела большее влияние на духовную культуру нганасан. В это время на севере Туруханского края строятся ряд церквей (дудинская Введенская, хатангская Богоявленская и т.д.), при которых постоянно жили священники, которые занимались не только миссионерской, но и просветительской деятельностью. К середине ХIХ в. наблюдается сокращение количества священнослужителей и, соответственно, миссионерской деятельности. До 1824 г. все церкви Туруханского края принадлежали Тобольской, затем Иркутской, а с 1834 г. — Томской епархиям. К этому времени было крещено около 10 % нганасан. В 1861 г. была образована Енисейская епархия, но результаты ее деятельности, с точки зрения усиления процессов христианизации, были малоэффективны. И к началу ХХ в. нганасаны считались язычниками.

Состояние религии нганасан в этот период и вплоть до современности можно оценить как синкретическое. Наряду с персонажами матерей природы, появляется лёса нго = русский бог, Миколка-бог (св.Николай), иконы ассоциируются с изображениями своих культовых предметов — койка, после крещения нганасаны не отказывались от традиционной мировоззренческой системы. Именно она "имела доминирующее значение при почти полном отсутствии следов христианского культа".

Этногенез и этническая история

Окраинное расположение этнической территории нганасан, по отношение к другим самодийским народам, оказало влияние на их этногенез и этническую историю. Полуостров Таймыр, судя по данным археологии, начал осваиваться человеком еще в эпоху мезолита (V тыс. до н.э.) с востока, из Приленья. Культурные связи с этой территорией сохраняются и в более поздние исторические периоды. Западносибирское влияние на древнее население Таймыра начинает фиксироваться в 111 тыс. до н.э. Таким образом, Таймыр был территорией, на которой происходило взаимодействие западно- и восточносибирских культур, предшествующее появлении здесь самодийцев. Самоедизация древнего населения Таймыра начинается с территории низовьев Енисея, предположительно с рубежа I - II тыс. н.э., но формирование современных нганасан происходило позднее, в период появления в Сибири русских, что нашло отражение в письменных источниках. В современном родоплеменном составе нганасан, наряду с палеоазиатским (юкагирским) компонентом, который в значительной степени и определил этническую специфику их культуры, антропологического облика и языка, присутствуют также тунгусские черты.

Хозяйство

До недавнего времени нганасаны сохраняли традиции древнего хозяйственно-культурного типа охотников за дикими оленями, который базировался на сезонном промысле дикого оленя, рыболовстве и охоте на птиц, полуоседлый образ жизни, мобильное и стационарное жилице, специфический для нганасан комплекс одежды. В течение XIX в. нганасаны освоили специализированное крупностадное оленеводство и связанная с ним система жизнеобеспечения. В их культуре получают распространение кочевой образ жизни, самодийский транспорт, одежда и т.п. В то же время, в культуре нганасан сохраняются многочисленные пережитки древней дооленеводческой традиции, что и определяет их этническую специфику.

Традиционные поселения и жилища

Cтойбища нгагасан организованы как и у других тундровых оленеводов — они состояли из 3-4-х жилищ. В прошлом основным жилищем нганасан был чум, в последствие у их получили распространение региональные типы жилищ — голомо и балок.

Нганасанский чум относится к самодийскому типу, но отличается от ненецкого устройством основы. Это два шеста, в вершине одного из которых есть несколько отверстий, куда вставлялась вершина второго шеста, что позволяет регулировать диаметр основаия (до 9 м) и высоту чума. Чум покрывается покрышками из оленьих шкур. Зимние покрышки двойные, летние — одинарные. В центре чума на металлическом листе располагался очаг-костер, над которым на специальном надочажном устройстве сходном с устройством ненецкого чума, подвешивали котлы и чайники. Один из основных шестов чума — симка, считался священным. Пол дощатый. Спальные места располагались справа и слева от очага. Это оленьи шкуры, которые помещались на циновках. Чум перевозился на оленьих нартах.

Зимнее жилище нганасан — голомо. Это пирамидальное жилище, каркас которого сотавляют 4 наклонных шеста. Стены и крыша изготавливались из плах и досок и сверху обкладывались дерном.

В ХХ столетии на Таймыре получает широкое распространение зимнее передвижное жилище – балок. Балок это небольшой каркасный домик (4х7х2) крытый оленьими шкурами на нартах. Пол изготавливался их досок, в стенах небольшие окна. Отапливается балок железной печкой.

По Y-хромосоме ДНК (передающейся по прямой мужской линии) нганасаны принадлежат на 92% к гаплогруппе N1b-A (самодийской) и на 5% к гаплогруппе C. Это

самый высокий показатель среди всех народов не только для гаплогруппы N1b-A, но и для всей её родительской гаплогруппы N1b. Таким образом, можно сказать, что нганасаны являются "самым самодийским" народом из всех. Кроме того, это один из самых однородных народов из тех, что изучены по ДНК Y-хромосомы

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще кое-что по поводу антропологии.

Особого упоминания заслуживает антропологический тип нганасан. Исследования И. М. Золотаревой подтвердили, дополнили и пo-новому осветили ранее существовавшие беглые и отрывочные сведения о типе этого народа. Прежде всего им как бы замыкается ряд самодийских народов, обнаруживающих преобладание монголоидного элемента по сравнению с хантами и манси (Аксянова). Отмечая исключительно темную пигментацию у нганасан волос и глаз, высокую частоту эпикантуса (43,4%), очень слабый рост бороды, чрезвычайно большой скуловой диаметр (153,8 мм) при довольно большой морфологической высоте лица (131,8 мм), весьма широкий, нос (39,4 мм), большую ширину рта (55,7 мм), огромную ширину головы (162, 4 мм), большую ее длину (191,2 мм) при малой длине тела (157, 9 см), Золотарева выделяет нганасан в особый расовый вариант Сибири, отличный от уральской расы. Тем не менее они в некоторых отношениях приближаются к катангскому варианту. Их антропологический тип представляет еще особый интерес в связи с предположением Золотаревой о том, что нганасаны - это остаток древнейшего антропологического населения севера Средней Сибири, сохранившийся в условиях изоляции на Таймырском полуострове.

Это в некотором роде ответ на тему об облике досамодийского населения Севера,так как нганасаны в значительной мере унаследовали его черты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Неплохо было бы исправить название темы , а то не понятно о ком речь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Немного из собранного мной про шаманство нганасанов:

В отличие от других народов Севера, шаманство (АКБ: далее - Ш.) не затронуло их родного представления (верований) о мире. Ш появилось у нганасанов практически недавно.

Шаман у них - ҢА или ҢО (по русски - НГА, НГО).

Одни лечили, другие предсказывали, третьи показывали "чудеса, фокусы".

Ш. приобреталось не личными желаниями, добровольно, а божество избирало шамана еще до его рождения (т.е. ребенок рождается "в сорочке").

При становлении молодой шаман видел сны или болезненные представления, связанные с путешествиями в иной мир, в мир НГО, невидимый мир, где он получал наставления и подарки от различных НГО, они закаляли его мышцы и кости. Для окружающих же внешне он выглядел больным. Во время этих "шаманских страданий" иногда некоторые (около 3-х дней) лежали без движения и их уже собирались хоронить.

Шаман общался с невидимым миром, в т.ч и с миром "мыслей" животных, благодаря чему мог предсказывать место охоты, сроки охоты, места перехода рек стадами дикого оленя.

Головной убор шамана назывался "Мойбукаъа".

Ясновидцы это другие люди и назвались "Дючил". Это не шаман, но помогает шаману. Ему снятся вещие сны. Главное отличие их от шамана, что они "видят", но "не действуют".

Шаман не брался никогда лечить самостоятельно, не обращался к миру НГО сам, необходимы были настойчивые просьбы окружающих людей.

Основные функции нганасанского шамана:

- лечение людей

- помощь роженицам при родах (избавиться от последа, вызывающего кровотечение)

- предсказывание

- предсказывание охоты

показ "чудес, фокусов" (неестественных для человека)

Бубен шамана "Хендир". Он обтягивался кожей самца дикого оленя.

Колотушка "Хетаа", например из мамонтовой кости (АКБ: сейчас так дорогой! Около USD 1 500 кажется за 1 кг... ), лопатообразная и вытянутая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...