Jump to content



Урянхаец

Якутский кинематограф

Recommended Posts

ЧЫСКЫ (ЩИПЦЫ)

Жанр: лирическая комедия

Страна: Россия, Якутия

год: 2010

Продолжительность: 80 мин.

Режисер: Анатолий Кириллин

Актеры: Аркадий Новиков, Туяра Румянцева, Илья Яковлев

Аннотация

Это история о городском парне Николае, которому придется отправиться вместо своего друга в деревенскую командировку. Череда забавных событий, встреч и красота якутской деревни побуждают Николая принять важное решение в его жизни…

На якутском языке (с субтитрами).

ТУЛААЙАХ (СИРОТА)

Жанр: Криминальная драма

Страна: Россия (Якутия)

год: 2010

Продолжительность: 78 мин.

Режисер: Иннокентий-Туйма (Бэйэбит курдук 1,2,3, Ку-Куу!?, Кадет)

Актеры: Андрей Михайлов, Катя Дьяконова, Клавдий Афанасьев

Аннотация

Ньургун сирота.Ему приходится пройти через многое на пути к обычному человеческому счастью, прежде чем он поймет, что нет ничего важнее, чем быть вместе с любимой.Одна жизнь-одна судьба...

Фильм на якутском языке без субтитров.

Скоро на экраны выходит СНАЙПЕР САХА в МОСФИЛЬМЕ проходит режиссуру.

Link to post
Share on other sites

Тыал баарын тухары… (Покуда будет ветер…)

Жанр: легенда

Страна: Россия, Якутия

Год: 2010

Продолжительность: 90 мин.

Режиссер: Сергей Потапов

Сценарий: Татьяна Егорова, Сергей Потапов

Оператор: Семен Аманатов

Музыка: Илья Петухов

Актеры: Ньургустаан Мандаров, Лена Максимова

Аннотация

Красавицу Айыыку, дочь богатого Мойуоса похищает измученный одиночеством изгой Эр Со5отох. На спасение девушки бросается ее будущий жених, сын князя Сэттэ Тимэх со своим отрядом головорезов. Зависть, предательство, жажда обладания сплетаются в тесный клубок человеческих слабостей и страстей. Встреча девушки с Эр Со5отохом меняет смысл всей ее жизни. Главный герой прекрасно понимает, что это битва может стать для него последней. Сможет ли любовь победить смерть?

Кочегар

ПРЕМЬЕРА ТРИНАДЦАТОГО ФИЛЬМА АЛЕКСЕЯ БАЛАБАНОВА «КОЧЕГАР». ГЛАВНУЮ РОЛЬ ИСПОЛНЯЕТ ЯКУТСКИЙ АКТЕР МИХАИЛ СКРЯБИН!

Петербург, середина 90-х годов XX века. Старая кочегарка на окраине города, в которой живет молчаливый «Якут», ветеран Афганистана, майор в отставке. Теперь он работает кочегаром, а в свободное время на печатной машинке неумело набирает свой рассказ. Однако затворника-кочегара часто посещают самые разные гости.

Жанр: драма

Страна: Россия

Год: 2010

Продолжительность: 90 мин.

Режиссер: Алексей Балабанов

Актеры: Михаил Скрябин, Юрий Матвеев, Александр Мосин, Аида Тумутова

Детям до 18 лет просмотр не рекомендуется.

Link to post
Share on other sites

Тринадцатый по счету фильм Алексея Балабанова «Кочегар» поддержал градус эпатажа, внутренне присущий творчеству этого режиссера. Людей на экране всё также "крошат", а кровь брызжет и запекается в огне печи. Балабанов в очередной раз дает волю собственному национализму, а отечественная интеллигенция не прочь направить этот художественный напор на борьбу с государственным Левиафаном.

На дворе середина девяностых годов прошлого века. Главный герой фильма — пожилой якут, работающий кочегаром. Он отслужил в Афганистане, получил контузию и звание Героя Советского Союза. Иногда в гости к якуту наведывается сослуживец, который сжигает в печи жертвы предпринимательских разборок "Смутного времени". В свободное время кочегар выстукивает на печатной машинке рассказ о русском разбойнике, терроризирующем якутскую семью в царское время.

Балабанов не идет на сделки с совестью, говоря и снимая то, что думает. Происходит это даже в том случае, когда взгляды его носят агрессивный националистический оттенок. Режиссеру ничего не стоит сказать в интервью, что идея революции 1917 года была еврейской, и у русского народа не было головы, когда он выполнял указания, исходящие от семитов. Но чаще Балабанов отмалчивается, крайне неохотно идя на контакты с прессой. Лишь углубившись в многолетнее творчество режиссера можно понять мотивы, которыми он руководствовался, выбрав якута в качестве главного героя «Кочегара». Режиссер – что давно заметно по картинам Балабанова – не любит своих персонажей. Герои Алексея Октябриновича — это антигерои, совершающие плохие поступки, за что наказываются другими плохими людьми или несчастной жизнью. Но кочегар-якут, на первый взгляд, никак не отрицательный образ. Что же в нем не так?

Алексей Балабанов отслужил в Афганистане, где рядом, плечом к плечу выходцы из разных республик СССР исполняли интернациональный долг. Также, он провел немало времени на Севере, где видел жизнь малых народов. Жизненный опыт режиссера трансформировался в реплики героя фильма «Брат» Данилы Багрова про гнид и евреев, которых он «не очень». Хотя некоторые из большого числа защитников режиссера призывают считать ответственными за собственные слова самих персонажей, сложно назвать случайным унижение по расовому признаку одного из героев «Жмурок», которого сыграл темнокожий актер Саятвинда. Рамки комедийного жанра смогли втиснуть в себя кучу обидных для «баклажана-эфиопа» реплик, а само желание убить его преподано как удовольствие, несравнимое с выстрелом в русского бандита. Бытовой национализм был той палочкой-выручалочкой, которая сделала фильмы «Брат» и «Брат-2» популярными в широких массах, а режиссер с продюсером навсегда запомнили этот опыт взаимодействия с публикой. Балабанов и Сельянов отныне предпочитали политкорректности русскую правду-матку.

В 2002-м году Балабанов снимал картину «Река», где рассказывалось о группе якутов, больных проказой и оттого живущих в стороне от здоровых людей. Съемки были прекращены из-за гибели исполнительницы одной из главных ролей. Было решено остановить проект, и позднее режиссер смонтировал уже отснятое в 45-минутный фильм, восполнив отсутствующие сцены своими комментариями. Власти Якутии никак не были причастны к съемкам. Высказывались опасения, что вряд ли им понравилось бы готовое кино. Ведь это была история про нелюдей, обезображенных язвами, которые своим происхождением, казалось, достойны собственной участи. Одну из ролей в «Реке» сыграл якутский артист театра Михаил Скрябин, позже снявшийся в «Кочегаре». Также он сыграл вьетнамца Сунь в «Грузе-200». В герое кочегара-якута режиссер, следуя собственным националистическим взглядам, признает лишь одно положительное качество — способность дойти до крайности в вопросе мести. С позиций бытового национализма Балабанов признает такое свойство некоторых нетитульных народов, как умение постоять за себя, чего не хватает русским. На месте якута мог быть любой представитель любого национального меньшинства, который способен отомстить за убийство члена своего рода. Таким образом, «Кочегар» является не аналогией «Ворошиловского стрелка», а скорее апологией плохих кавказских парней из «Не бойся, я с тобой!» с заимствованной фабулой одной из «Трех историй» Муратовой.

Рассказ, который пишет в кочегарке якут, представляет собой произведение Вацлава Серашевского «Хайлах». Поляк был сослан в Якутию в 1879-м году, выучил язык, женился на местной девушке и написал первый серьезный этнографический труд о северном народе. Складывается впечатление, что в своем творчестве он проводил аналогии между Польшей, страдающей под гнетом России, и Якутией. За сюжетами писателя и исследователя проглядывают вполне антиимпериалистические мотивы. В финале оригинального произведения дикий медведь, пробравшись в дом, загрыз детей. Метафора достаточно прозрачна, учитывая медвежью символику Российской империи, если не поедавшей, то подминавшей под себя всех, кто встречался на ее пути. Однако Балабанов оставил открытый финал. В повести «Хайлах», которая в последний раз издавалась в России еще до 1917 года, бывший русский каторжник терроризирует семью якутов, у которых он живет. Якуты уважают Серашевского как первого серьезного исследователя их этноса. Суть одержимости кочегара Серашевским — его национальное самосознание. Это вписывается в систему ценностей режиссера (как и его постоянного продюсера) — делить людей по этническому признаку. Таков он, Балабанов. Если же говорить о государственном поощрении подселения к якутам бывших заключенных и ссыльнопереселенцев, то эта практика была продиктована имперскими интересами России.

Известный и авторитетный культурный деятель, главный редактор журнала «Искусство кино», Даниил Дондурей лет десять назад назвал фильм «Брат-2» пропагандой русского фашизма, а также написал статью о картине с названием «Балабанов предупреждает Путина». Спустя шесть лет, находясь в студии программы «Закрытый показ», он восхвалял «Груз-200», называя его притчей в духе Оруэлла (хотя сидевший здесь же режиссер утверждал что всё, показанное в фильме — правда). По мнению Дондурея, нынешняя Россия имеет все черты гниющего трупа СССР, что так тонко отразилось в творчестве Балабанова. Фильмы Балабанова стали своеобразной критикой власти интеллигенцией, несмотря на откровенный националистический посыл, который пришлось режиссеру прощать. О дилогии «Братьев» стали упоминать как «только зарисовках на тему русского характера, объясняющие, что такое патриотизм по-русски».

Балабанов не смог так часто снимать, если бы за ним не стоял продюсер. Сергея Сельянова можно отнести к профессионалам своего дела. Помимо высокого уровня мастерства, он близок к кругам власти, что положительно отражается на его деятельности. Компания «СТВ», основателями которой являются Сельянов и Балабанов, вошла в привилегированную восьмерку, получившую государственные деньги на выпускаемые фильмы. Одновременно, Сергей Сельянов входит в экспертный совет Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (ссылка ), решая, какие проекты могут получить финансирование как государственно значимые. Уже известно, как будет распределен компанией «СТВ» первый транш, выданный Фондом на несколько лет, в размере восьми миллионов долларов. В числе спонсируемых государством проектов фигурирует «Кочегар». Получается, что используя положение и авторитет, Сергей Сельянов пролоббировал бюджетное финансирование фильма, имеющего националистический окрас. Отмечу, что предыдущий фильм Балабанова «Морфий» не смог добиться государственного финансирования. Относительно «Кочегара» очень хочется, даже спустя какое-то время, прочитать формулировку, с которой данный фильм был признан соответствующим условиям предоставления финансирования. В приказах Фонда поддержки кинематографии формулировка дана более точная для поддержания проектов «Быть социально и нравственно значимыми». Также, спонсируемые государством картины не должны нести «Пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии».

В общем, получается чудесная картина. Режиссер-националист постоянно снимает кино, средства на которое неизменно находит старый друг-продюсер. Так как практически никто у нас не смеет возмущаться власти, то в итоге получается глас недовольного в пустыне. Либеральная интеллигенция всеми способами этот крик подхватывает и усиливает, не обращая внимания на душок национализма. А что еще на знамя водрузить? К этой идиллии стоит добавить хор прессы, постоянно хвалящей очередной фильм Балабанова. Особенно старается группа питерских журналистов (Трофименков, Маслова), хоть и работающих в «Коммерсанте», но сплотившихся вокруг журнала «Сеанс», у основания которого стоял в свое время Сельянов. Критиками пишутся пространные статьи, в которых иногда утверждается, что антисемитизм принадлежит героям фильмов, а режиссер к нему не причастен, и, поэтому, не стоит принимать это близко к сердцу. Однако до и после, эти же журналисты громят других кинодеятелей за действия созданных ими персонажей, не делая скидку на нереальность экранного пространства. Когда-то «балабановское лобби», объединившись, устроило скандал на «Кинотавре», где объявило Гильдии Киноведов и кинокритиков, что выйдут из ее состава, если «Груз-200» не получит главный приз. А что же зритель? А зритель – это Вы. И Вам решать, близок ли Вам Балабанов, или нет? В любом случае, этот вывод лучше делать абстрагируясь от системы, в которую он органично вписался.

Link to post
Share on other sites

Фильм Балабанова гениальный, во многом пророческий...

Люди из малых народов России эти хакасы, алтайцы, буряты среди

которых очень много настоящих героев ВОВ, Афганистана и Чечни

после службы вынуждены проводить время в кочегарке помалу спиваясь

и находясь в полузабытии как в контузии. Они стучат по клавиатуре,

воскрешая былые обиды державы... И молча смотрят как в топку бросают

все больше граждан... Но когда очередь доходит до их дочерей,

голыми руками идут на реального врага.

Link to post
Share on other sites

Империя периода распада и упадка пытается опереться на варваров-федератов. И стравить их с друг с другом. Всего-то и делов-то.

Link to post
Share on other sites

В том то и дело, что заключительный эпизод фильма где выставлена повесть Вацлава

Серошевского на обозрение, явно снималось на Катуни. Нет у нас таких бурных речушек,

и роль героины играла алтайка кажись и снмался алтайский аланчик, а не якутский

балаган. Так что для них мы все одинаковы, все мы монголы, а тут спорим,

кто главнее казахи, калмыки или халха-монголы?

Амыр Байкошев которого так любят показывать по второму

каналу РТР это и есть легендарный гид-студент с Калбакташа?

Link to post
Share on other sites

http://www2.kursor.ru/article.aspx?id=23033

Чингисхан разорил "Сахафильм" ("Якутск Вечерний")

ПРЕЗИДЕНТ «САХАФИЛЬМА»: «Я В ГЛУБОКОМ ТРАНСЕ»

Президент НГК «Саха-фильм» Степан СИВЦЕВ:

— Напишите, что я в глубоком трансе и недоумении.

— А может, всё к этому шло по причине вашей убыточности? И власти просто хотят создать на вашей базе «более эффективное предприятие»?

— Содержание нашей компании обходилось государству не так уж дорого —17 миллионов рублей в год. Численность штата — всего 85 человек. Я считаю, что мы снимали кино на достаточно высоком уровне: «Журавли над Ильменем», «Снайпер саха» показывали по каналу «Культура». Всего было снято 87 картин...

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...