Jump to content



Sign in to follow this  
АксКерБорж

Ахмет Байтұрсынов

Recommended Posts

Ахмет Шошақұлы Байтұрсынов (Ахмет Байтурсынов) – великий казахский просветитель, крупный ученый-лингвист, тюрколог,поэт, переводчик,исследователь литературы,автор целого ряда учебников и учебных пособий.

Родился он в январе 1873 года в Тосынской волости Торгайской губернии в простой семье. Отец Ахмета Байтурсын Шошакулы был гордым, принципиальным, смелым и дерзким человеком. Однажды он поссорился с уездным начальником Яковлевым, отстегал кнутом,а его семью и всех его родственников выгнал за пределы уезда. Уездное начальство послало карательный отряд и заключило под стражу Байтурсына и его младшего брата Актаса. Суд приговорил братьев Шошакулы к 15 годам каторги в Сибири.

В тот год Ахмету было всего десять лет. Эти события по-своему отразились в сознании мальчика, стали основой дальнейших поступков: главной целью жизни Ахмета отныне становится борьба за свободу казахского народа. Дети сосланных Байтурсына и Актаса, в том числе и Ахмет, остались на попечении у Ергазы, младшего сына Актаса, который помог им поступить и учиться в Торгайской двуклассной русско-казахской школе. Позднее Ахмет поступает в Оренбургскую школу учителей, которую заканчивает в 1895 году.

Педагогическая деятельность А.Байтурсынова начинается с 1895 года. С 1906 по 1907 годы Ахмет Байтурсынов работает преподавателем в школах и училищах Актюбинского, Костанайского и Каркарлинского уездов.

Учительствуя в Каркаралы, Ахмет Байтурсынов сталкивается с многочисленным проявлении несправедливости властей по отношению к казахскому народу, выступает против них и попадает под надзор полиции, которая арестовывает его в июле 1909 года. Так что в период с1895 по 1909 год Ахмет Байтурсынов занимается не только преподавательской деятельностью,но и активной революционной деятельностью.Он был из тех просветителей, которые осознавали,что просвещение, образование принесут пользу народу только тогда, когда изменятся общественные условия. Он нередко выступает с разоблачениями произвола местных чиновников, против политики царского режима.

В 1905 году несколько представителей казахской интеллигенции во главе с Ахметом Байтурсыновым написали царскому правительству петицию с предложением о культурном и справедливом землепользовании, о создании земств для коренного населения, о соблюдении прав казахского населения Степи. Предложения, конечно же, были отвергнуты, а все, подписавшие письмо, взяты на заметку царской охранкой, за ними было установлено негласное наблюдение....

В 1907 году насткпает реакция, Байтурсынов и его товарищи уходят в подполье,но среди товарищей-революционеров окаывается провокатор.,который и выдает товарищей. С 1907 года по 1909 год Байтурсынов сидел в Каркаралинской тюрьме,затем его на короткое время выпускают. Первого июля 1909 года его снова арестовывают. До 21 февраля 1910 года сидит в Семипалатинской тюрьме, затем ему объявляют о высылке из предлов каахских степей. Поэтому с 1910 до 1917года Байтурсынов живет в Оренбурге, без права посещения Казахстана.

Власти выносят постановление об отлучении Байтурсынова от преподавательской деятельности, с 1910 года по март 1917 года Ахмет в Оренбурге живет почти нелегально. Он продолжает свою литературную и политическую деятельность. В 1911 году выходит в свет сборник его стихотворений и переводов «Комар». В марте 1913 года он начинает издавать в Оренбурге еженедельную газету «Казах» и до 1917 года является ее редактором.

В газете «Казах» публиковались статьи об актуальных проблемах казахского общества, и значение этой газеты было огромно. В первые годы у нее было 3000 подписчиков, а перед закрытием ее тираж достигал 8000 экземпляров. За открытую критику колониальной политики газету «Казах» пытались закрыть, а ее редактор Ахмет Байтурсынов неоднократно подвергался различным преследованиям. Например, в 1914 году за статью, в которой критиковался проект положения об управлении краем, оренбургский губернатор Сухомлинов наложил на газету штраф в размере 1500 рублей, который мог быть заменен трехмесячной отсидкой в тюрьме.( В это время пуд пшеницы стоил 8-12 рублей.,пуд мытой шерсти стоил 25 рублей.Рабочие на пивоваренном заводе получали 12 рублей в месяц.Начальные школы Министерства просвещения имели годовой бюджет 700 рублей) Поскольку в газете не было такой суммы, А.Байтурсынов согласился отсидеть в заключении три месяца, несмотря на свое слабое здоровье. Но подписчики и читатели газеты «Казах», узнав о сложивщийся ситуации,собрали нужную сумму, и А.Байтурсынов через пять дней был освобожден из-под стражи.Такая же ситуация повторилась в 1916 году, но и тогда читатели собрали 3000 рублей штрафа, чтобы оплатив его, газета продолжала свою работу., а редактор ее оставался на свободе. С июля 1917 года газета «Казах» становитсмя печатным органом партии «Алаш», однако через некоторое время решением Торгайского съезда Советов оказывается закрытой.

С самого основания партии «Алаш» Ахмет в ее первых рядах. Но, в 1919 году, не согласившись с некоторыми идеями «Алаша» , А.Байтурсынов выходит из рядов партии и работает простым сотрудником в советских учреждениях..

С октября 1920 года по октябрь 1921 года - нарком, с октября 1920 года по июнь 1922 года -заместитель наркома КАССР.В 1922-1925 годах председатель научно-литературной комиссии при Наркомате просвещения КАССР, член Полномочной комиссии по присоединению Семиреченской и Сырдарьинской областей, почетный председатель Общества изучения Киргизского края. Одновременно в 1921-1925 годах преподавал казахский язык и литературу в Казахском институте народного образования (город Оренбург). В 1925-1928 годах - преподаватель Казахского пединститута (город Ташкент). В 1928-1929 годах - профессор кафедры казахского языка и литературы Казахского педагогического института (город Алма-Ата)

Двадцатые годы ХХ века были особенно тяжелыми для Казахстана.Началось активное преследование интеллигенции. Второго июня 1929 года Ахмета Байтурсынова арестовывают, через несколько недель его высылают в Архангельскую область, а его семью – жену Александру и дочь Шолпан – отправляют в ссылку в Томск. Все произведения, стихи и переводы, статьи и научные исследования оказываются под запретом, их перестают печатать.

Из ссылки А.Байтурсынов возвращается в 1934 году. Этому способствовало письмо А.М.Горького и его жены П.Пешковой, действовавшие при посредничестве Международного Красного Креста, который помог освободить многих невинных заключенных. В Алма-Ате А.Байтурсынова отказываются восстанавливать на работе.

Восьмого октября 1937 года его вновь арестовывают и через некоторое время расстреливают.Выдающийся деятель национально-освободительного движения был реабилитирован только в ноябре 1989 года.

А.Байтурсынов – автор многочисленных критических статей по фольклору, по проблемам современной казахской поэзии и прозы. Им теоретически обоснованы основы казахского стихосложения, исследованы образцы устного народного творчества. В 1923 году в Москве он издает казахский эпос «Ер Саин», сам пишет к нему предисловие, обосновывает издание научным справочным материалом. В 1926 году Ахмет издает сборник «Жоктау» - «Поминальная песнь» - как свидетельство богатства казахского языка, проявившегося в трудные для людей минуты поминовения умерших. В сборнике были опубликованы народные поминальные песни по бию Казыбеку, хану Абылаю и другим известным казахским батырам и героям.

Литературное и научное наследие Ахмета Байтурсынова вместе с его добрым именем было реабилитировано и возвращено народу уже в наше время, в восьмидесятые годы двадцатого века.

Все творчество Ахмета Байтурсынова служило созданию общего слоя литературы, связующего культуры соседних народов, русского и казахского, закладывающего основы новой исторической общности. Он был крупным ученым-тюркологом. Ахмет Байтурсынов внес значительный вклад в казахскую фольклористику. Он занимался сбором и изданием фольклорных произведений. В частности, опубликовал сборник «Жоктау» («Причитания»), а до этого в 1895 году в «Тургайской газете» были им опубликованы собранные им «Казахские приметы и пословицы».

Исключительно важное значение принадлежит А.Байтурсынову в развитии казахского языкознания. Начиная с VIII века в казахской Степи в связи с распространением ислама постепенно прививалась арабская письменность. Казахское письмо существовало на основе арабской графики, несмотря на то, что в арабском алфавите недоставало много букв, необходимых для точного изображения всех звуков казахского языка. Глубоко изучив природу казахского языка, А.Байтурсынов создал новый казахский алфавит, взяв за основу арабский. Он был против введения латинского и, тем более, русского алфавита, не отвечающим в то время нуждам развития казахского языка, не отражающим его грамматический и фонетический строй. В 1924 году им был выпущен труд «Языкознание». О зигзагах казахской графики он говорил в своем выступлении в 1927 году. Он дал своему народу азбуку, заложил основы фонетики, морфологии, синтаксиса казахского языка, написал первые учебники. По праву Институт языкознания АН РК носит имя Ахмета Байтурсынова.

Большая заслуга есть у Ахмета Байтурсынова в исследованиях по истории казахской литературы и по теории литературы. Например, он был основоположником абаеведения, первые статьи о роли и значении творчества Абая Кунанбаева принадлежат перу Байтурсынова. Он писал о абаевцах-сказителях, носителях устного народного творчества. В 1920 году книга «Баянши» («Певцы-сказители») вышла в Казани. Важнейшую роль в становлении казахского литературоведения сыграла его «Теория словесности». Байтурсынов был горячим сторонником отражения в литературе национальных способов видения и осмысления действительности.

Share this post


Link to post
Share on other sites

великий человечище... безусловно...

он думал о тюрках, а не только о казахах...

алфавит и принципы лингвистики, им разработанные, взял на вооружение Мустафа Кемаль (Ататюрк) и применил в "новой Туркии"...

а мы - неблагодарные потомки... об этом забыли...

надо... надо... переходить на латиницу. переходить на упрощённый вариант казахского языка (по принципу Туркии 20х годов и Японии 40-50х годов.... )

неужели нам надо, чтобы нас "унизили" как турок и японцев? неужели тюркилер не могут сами организоваться (без внешнего "пинка")? неужели только после "этого" мы "возьмёмся за ум"?

прочитайте ЕГО (Ахмета Байтурсынова)... многие вещи и ситуации станут понятней, в т.ч. и ИДИОТСКИЙ кыргызо-узбекский конфликт... так же и "зреющий" татаро-башкирский.... ну, братья-тюрки, хватит уже "наступать на свои полы (халата-чапана)".... глупо.... :ph34r:

Share this post


Link to post
Share on other sites

великий человечище... безусловно...

он думал о тюрках, а не только о казахах...

алфавит и принципы лингвистики, им разработанные, взял на вооружение Мустафа Кемаль (Ататюрк) и применил в "новой Туркии"...

а мы - неблагодарные потомки... об этом забыли...

надо... надо... переходить на латиницу. переходить на упрощённый вариант казахского языка (по принципу Туркии 20х годов и Японии 40-50х годов.... )

неужели нам надо, чтобы нас "унизили" как турок и японцев? неужели тюркилер не могут сами организоваться (без внешнего "пинка")? неужели только после "этого" мы "возьмёмся за ум"?

прочитайте ЕГО (Ахмета Байтурсынова)... многие вещи и ситуации станут понятней, в т.ч. и ИДИОТСКИЙ кыргызо-узбекский конфликт... так же и "зреющий" татаро-башкирский.... ну, братья-тюрки, хватит уже "наступать на свои полы (халата-чапана)".... глупо.... :ph34r:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...