Jump to content



Hadji-Murat

Тюркская средневековая военная терминология

Recommended Posts

В данном отрывке интерес вызывает казахский боевой клич "Шал құйрық!", который является, по-моему, синонимом другому общеизвестному кличу "Аттан!" - букв. "По коням!" или "Садись на коней!"

Keş jarıq, AksKerBorj! Хочу внести ясность в семантику словосочетания Şal quyrıq, употреблявшегося в качестве урана (боевого клича).

Лексема şal имеет значение "белый; седой", поэтому равнозначны синтагмы şal quyrıq = aq quyrıq, букв. 'белый (светло-серый) хвост' (см. Qazaq tili'ning sözdigi. - Алматы: Дайк-Пресс, 1999. - С. 715).

Чаще всего слово şal используется в переносном значении 'старик', т.е. "седой (человек); ветхий днями и убеленный сединами".

Клич Attan! является общеязыковым возгласом тревоги, который издают во время внезапного нападения врага на аул или военный лагерь. Он не представляет собой uran (чаще всего uran -это призыв в помощь духа-арваха умершего батыра из родного племени посредством его имени, а также вербальное средство воодушевления своих соратников в пылу битвы и пароль), который отличается по племенам и родам.

Глагол şal- 'зацепить' фонетически близок, но не является полным омонимом прилагательному şal 'белый', т.к. относится к другой части речи.

P.S. Слово qosaq, к которому, вероятно, восходит русское косяк, имеет значение 'небольшая группа овец или коз, связанных между собой арканом за шею', образовано с помощью аффикса деминутива -aq от основы qos: qos + -aq > qosaq (Вышеуказанный словарь, с. 410).

Link to comment
Share on other sites

Keş jarıq, AksKerBorj! Хочу внести ясность в семантику словосочетания Şal quyrıq, употреблявшегося в качестве урана (боевого клича).

Лексема şal имеет значение "белый; седой", поэтому равнозначны синтагмы şal quyrıq = aq quyrıq, букв. 'белый (светло-серый) хвост' (см. Qazaq tili'ning sözdigi. - Алматы: Дайк-Пресс, 1999. - С. 715).

Чаще всего слово şal используется в переносном значении 'старик', т.е. "седой (человек); ветхий днями и убеленный сединами".

Клич Attan! является общеязыковым возгласом тревоги, который издают во время внезапного нападения врага на аул или военный лагерь. Он не представляет собой uran (чаще всего uran -это призыв в помощь духа-арваха умершего батыра из родного племени посредством его имени, а также вербальное средство воодушевления своих соратников в пылу битвы и пароль), который отличается по племенам и родам.

Глагол şal- 'зацепить' фонетически близок, но не является полным омонимом прилагательному şal 'белый', т.к. относится к другой части речи.

P.S. Слово qosaq, к которому, вероятно, восходит русское косяк, имеет значение 'небольшая группа овец или коз, связанных между собой арканом за шею', образовано с помощью аффикса деминутива -aq от основы qos: qos + -aq > qosaq (Вышеуказанный словарь, с. 410).

Рахмет Хаджи Мурат.

Хотел бы поделиться с Вами своими мыслями "вдогонку" Ваших объяснений:

1. Я не имел в виду уран как боевой клич, а как боевой клич как команду к сбору войска. Согласно приведенной мной цитате из М.Ж.Копеева, так прозвучал боевой клич в устах Абылай хана "Шалқұйрық!"

2. Относительно первой половины данного слова "шал" я привел одно из его значений, глагол "шалу" (в повелительной форме - шал) - привязать веревку к чему-нибудь в обхват [Казахско-русский словарь. Х.Махмудов, Г.Мусабаев. Алма-Ата, 1988. 15 тыс. слов]. К этому же близко и другое значение слова - подрубить, подсечь (к примеру, мал шалу - завалить скотину на убой или точнее подсечь на землю завязав ноги).

Трудно объяснить боевую команду к сбору войск в устах Абылай хана в форме "Белый хвост!". Может быть я и не прав, но мое объяснение и предположение в форме "Вяжи хвосты!" (или подвязывай хвосты коням) к такой команде по смыслу гораздо ближе.

3. Слово "Қос" в значении табуна или косяка лошадей я также нашел у М.Ж.Копеева ("Жылқының қосы"). Именно "кос", но не "косак", значение которого до сих пор сохраняется, тогда как значение "Жылқының қосы" забыто (только ни в коем случае не пара коней).

Link to comment
Share on other sites

Интересная статья (автор - Шамиль МИНГАЗОВ), содержание которой проливает свет на обстоятельства появления в языках народов Западной Европы некоторых тюркизмов, относящихся к разряду военных терминов.

В Италии найден город Болгар - Западная экспансия авар и булгар.

В середине VI тюркоязычные авары были вытеснены из азиатских степей за р. Идель (р. Волгу) союзом народов, создавших Первый Тюркский каганат. Тюрков этого союза в историографии для удобства называют тюркутами. В 558 году в Константинополь прибыло аварское посольство во главе с послом Кандихом, речь которого императору была записана историком Менандром. 1.

В Византии запомнилась прическа авар - длинные волосы, откинутые назад, связанные бечевками и заплетенные в косу. Там она вошла в моду под названием гуннской, "а в остальном наружностью своею они походили на прочих гуннов". (2) Действительно, болгары и авары в византийских источниках продолжали называться и общим тюркским полиэтнонимом - гунны.

У тюркских народов прическа иногда означала принадлежность к тому или иному народу, а также социальный статус. Тюркуты носили длинные распущенные волосы. Болгары брили голову, оставляя пучок длинных волос, на что указано в "Именнике болгарских ханов". Иногда этот пучок заплетали в косу. 3.

От тюркоязычных болгар эта мода была перенята русами и славянами Киевской Руси. Казаки, история которых неразрывно связана с тюркоязычными народами (4), до сих пор носят эту прическу - оселедец (корень слова "оселедец" переводится с тюркских языков как "свисающий").

После форсирования р. Идель авары попали в родственную этническую среду: степь до Дуная в то время занимали тюркоязычные гунно-болгарские племена, которые, по мнению М.И.Артамонова, этнографически не отличались друг от друга и "говорили на одном и том же языке. Это был один народ, хотя и состоящий из ряда племен и разделенный на несколько военно-политических организаций". 6.

Византии был выгоден союз авар с болгарами-утигурами азовского союза - друзьями ромеев - против днепровских болгар-кутригур и каспийских савир, которые постоянно угрожали империи с обеих сторон Черного моря. Ромеи пытались флангам болгар противопоставить их центр - они хорошо приняли авар и, верные своей политике, натравили их на своих же тюркских собратьев - прикаспийских савир и салов. Однако план Константинополя не удался: авары сблизились с врагами империи - болгарами-кутригурами, объединившись в мощную силу. Этому тюркскому союзу предстояло восстановить гегемонию гуннских народов над Центральной Европой, утраченную после смерти Аттилы.

По сведениям Менандра, авар было всего 20 тысяч (7), М.И.Артамонов предлагает считать с женщинами и детьми около 100 тысяч человек.

Можно предположить, что болгар в союзе было больше - вряд ли авары самостоятельно смогли бы достичь триумфа без помощи болгар-кутригур, умеющих воевать в Европе. Кутригуры поддерживали гуннскую традицию походов на Константинополь. Закономерно, что Аварский союз продолжил враждебную Византии политику болгар-кутригур, принятую еще Аттилой и его сыном Денгизихом за 100 лет до этого.

Первой жертвой нового союза стали анты, жившие в Восточном Прикарпатье. В 568 году авары и болгары пошли далее на запад - за Карпаты, оставив, однако, за собой контроль над степью от Дуная до Дона. После этой миграции отсутствуют сведения об аварах восточнее Днепра и о тюркутах западнее Дона - днепро-донские степи занимали болгары-кутригуры, ставшие основой Аварского каганата и народом, отделяющим авар от тюркутов. 8.

В отличии от кутригур, азовские болгары-утигуры вошли в союзные отношения с тюркутами: западная граница утигур - р. Дон, стала и западным рубежом Тюркского каганата. В 576 году утигуры и тюркуты предпринимают совместный поход в Крым.

Таким образом, болгарский народ был снова разделен. Кутригуры стали самым восточным народом Аварского каганата, а утигуры - самым западным в Тюркском каганате.

АВАРСКИЙ КАГАНАТ

Византия была обеспокоена появлением мощного противника на своих дунайских границах. Дары аварам (скрытая дань) выплачивались Византийской империей вплоть до 565 года, когда к власти пришел император Юстин II.

К этому времени авары уже вторглись в Западную Европу и в союзе с франкским королем Сигизбертом I захватили Тюрингию (территория современной Германии), которая после этого была присоединена к Франкскому государству. 9.

Ставка кагана авар в 560-580 годах находилась в междуречье Тисы и Дуная, откуда и было направлено второе посольство в Византию в 565 году. 10.

В 567 году аварский союз, объединившись с германоязычными лангобардами разгромил гепидов в Паннонии и овладел их землями в долине р. Дравы и левобережья р. Саввы. 11. В следующем, 568 году, лангобарды во главе с королем Альбоином ушли в Италию, а авары стали хозяевами всего среднего Дуная - Паннонии. Западная граница каганата проходила по р. Энс современной центральной Австрии.

В составе войска лангобардов (по этнониму которых названа Ломбардия) была и часть тюркоязычных болгар, на что указывает историк Павел Диакон. 12. Лангобарды основали свое герцогство - Ломбардию сначала на севере Италии, затем захватили почти весь полуостров.

Германоязычные народы переняли у тюркоязычных аваро-болгар кольчуги с капюшоном, металлический шлем с шишаком, короткий прямой меч аварского образца и среднеазиатский составной лук. Главное, что авары дали европейцам, и что вызвало революцию в вооружении - это стремя, которое утвердилось в Европе только в VIII веке. Одно стремя аваро-болгарского образца находится в музее города Чивидале-дель-Фриули (Италия), расположенного недалеко от г. Удине, где автору довелось побывать. Город Чивидале был взят аваро-болгарским войском. Исследователь европейского рыцарства Ф.Кардини указывает также на большое аварское влияние в военном развитии Византии. 13.

Как правило, авары и болгары погребались с оружием, иногда с боевым конем. Кости коней являются одним из идентифицирующих признаков тюркских захоронений. Но в Европе христианство было против подобных захоронений, и конские кости в тюркских могилах встречаются редко. На Дунае археологами исследовано около 20 000 погребений аварского периода. 14.

То, что авары, болгары, хазары, савиры, барсилы, тюркуты говорили на тюркском языке, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнений. 15. Авары имели руническую письменность, как и многие тюркоязычные народы того времени.

Аварский каганат просуществовал в центре Европы два с половиной столетия. Даже государство франков на протяжении своего существования единым оставалось гораздо меньше времени и пережило каганат всего на 30 лет. 16.

СУДЬБА БОЛГАР, ХАНА АЛЗЕКА

В 630 году умер аварский каган Баян. При нем авары всего за полвека из народа-беженца стали европейскими гегемонами. Было выдвинуто две кандидатуры на престол - от болгар-кутригур и авар. Победил аварский кандидат и началась междоусобица. В результате этого в 631 году около 9000 болгар, возглавляемых ханом Алзеком (Альцеком, Азлеком, Alzec), ушли к франкам на Рейн. 17.

Франкский король из династии Меровингов Дагоберт I (Dagobert) (ок. 605-19.1.639) поселил тюркоязычных пришельцев в Баварии. Затем, вероятно, из страха осложнения отношений с Аварским каганатом, приказал истребить болгар. Тумен Алзека понес потери и был вынужден уйти к венедам (праславянам) княжества Само. 18.

В том же 631 году Дагоберт I собрал войско из франков, алеманов и лангобардов и пошел на Само, но был разбит у Вогастисбурга. Вероятно, болгары Алзека участвовали в этой войне на стороне праславян и потом долго жили среди них. 19.

Только после распада княжества Само (658 г.) хан Алзек со своим народом ушел в Италию к союзным лангобардам. Там он в обмен на военную службу потребовал у герцога лангобардов Гримуальда (662-671) земли. Гримуальд разместил болгар на землях южного лангобардского Беневентийского герцогства, которым правил его сын - Ромуальд. 20. В летописях хан Алзек назван герцогом и гаштальдом (duke/gastald).

По свидетельству Диакона, даже через сто пятьдесят лет болгары герцогства Беневенто, бывшие его современниками, еще разговаривали на своем родном тюркском языке. 21.

Следы болгар хана Алзека в Италии обнаружить удалось сравнительно недавно. С 1987 года на территории бывшего герцогства Беневенто в районе городов Сепино (Sepino), Бойано (Bojano) и Изернии (Isernia) было обнаружено 120 могильников аваро-болгарского типа.Историк Нейл Кристи (Neil Christie) в книге "Ломбарды, античные лангобарды" указывает, что найденные мужские могилы болгар содержат оружие, стрелы и стремена. В захоронении № 33 обнаружен перстень с печатью - символ власти. Так как подобный перстень был найден в захоронении герцога лангобардов у Трезо сул"Адд (Trezzo sull"Add) недалеко от Mилана, Н.Кристи сделал вывод, что найдены останки если не самого хана Алзека, то одного из его преемников. 22.

В ИТАЛИИ НАЙДЕН ГОРОД БОЛГАР

В июне 2007 года в результате долгих поисков в Италии автору удалось обнаружить город Bolgare (г. Болгар). Случайно ли название города совпадает с именем г. Болгара - древней столицы Волжской Болгарии в Татарстане?

Поиски продолжились, и удача ждала в археологическом музее г. Бергамо - как раз в это время там проходила специальная выставка: "Средневековье в Бергамо". (23) На первом же стенде был выставлен меч и перстни, найденные в г. Болгар (Bolgare). Экспозиция включала черепа и другие находки из этих захоронений.

В 2002 году при строительстве дома в г. Болгар экскаватор задел древние захоронения, оказавшиеся большим некрополем, который археологами был датирован концом VII века. Всего было обнаружено 263 погребения. Так как власти оставить могилы, вероятно, не могли – захоронения были переданы музеям. Две могилы перенесли на местное кладбище.

Итальянские специалисты попытались восстановить внешность двух человек по найденным черепам: 1. Мужчины (предположительно лангобарда) из захоронения № 38 некрополя Виллы д'Адда (Villa d'Adda) - обнаруженного недалеко от г. Болгар. 2. Женщины из г. Болгар (захоронение некрополя № 152).

Фотографии позволяют увидеть этническую разницу между жителем Виллы д'Адда и женщиной из г. Болгар. Тип ее черепа значительно отличается от типа черепа мужчины и похож на брахикранный, то есть тип болгарских черепов, например, салтово-маяцкой культуры Хазарского каганата и Волжской Болгарии (Булгарии). Эту связь еще предстоит установить путем антропологических и генетических исследований.

Официальный сайт г. Болгар (Италия) указывает, что первое упоминание о городе относится к 830 году и что, возможно, этот топоним происходит от этнонима "болгар".

Сообщений о пребывании в Италии тюркоязычных народов, которых историки покрывают общим именем гуннов, много.

В 452 году Аттила захватил территорию севера современной Италии, на которой находится и г. Болгар. Возможно, и во времена Аттилы этнонимом "болгары" назывались некоторые племена (роды) в составе гуннов.

Прокопий Кесарийский указывает, что во время войны Велизария с остготским королем Тотилой византийскими войсками в Перузии (Перудже) командовал гунн Одолган, который позже взял г. Сполецию (Сполетто). 24.

Гуннов, пришедших в Италию, и названных именно болгарами, зафиксировано как минимум три группы: I. В 537 году армия Велизария, изгнавшая готов из Рима, включала гунно-болгар. 25. II. В 568 году часть болгар была в составе лангобардов короля Альбоина, пришедших из Паннонии в Италию и основавших свое герцогство Ломбардию. 26. III. В 662-671 гг. в Италию своих болгар привел хан Алзек. 27.

Датировка некрополя г. Болгар соответствует времени прибытия болгар Алзека в Ломбардию, однако пока этого недостаточно для утверждения, что именно эта группа болгар дала свое имя городу.

До этого об итальянском городе Болгар в отечественной исторической литературе не было никакой информации. Найденный некрополь представляет огромный интерес для историков, археологов, генетиков и антропологов, в первую очередь - ученых Татарстана.

ССЫЛКИ И ЛИТЕРАТУРА:

1. Менандра Византийца продолжение истории Агафиевой//Византийские историки. СПб., 1860. С.321-322 (Далее - Менандр). Ссылка по кн.: Артамонов М.И. История хазар. 2-е изд.- СПб.: Филологический ф-т СпбГУ, 2002. - 560 с.: илл с.128 (Далее - Артамонов М.И. История хазар).

2. Летопись византийца Феофана. л. м. 6050.

3. Мarquart J. Osteuropaische und Ostasiatische Streifzuge. Leipzig,1903. S. 43-44, anm 4; Haussig H.W. Theophilakts Excurs uber die Skythischen Volker//Byz. 1954. XXIII. S. 362; Иловайский Д. Разыскания о начале Руси М, 1882. С. 197-198. (Ссылки по кн.: Артамонов М.И. История хазар. С. 174).

4. Гордеев А.А. История казачества. - М.: Вече, 2006.- 640 с.: илл.

5. Железный А. Очерки предыстории Киевской Руси. М., ИНСАН, 2000.с.45; Татарско-русский словарь. Под ред. Ф.А.Ганиева. - Казань: Тат. Кн. изд-во, 2002. С.39.

6. Мавродинов Н. За нападенията на Българите върху Византийската империя в край на V и пръз VI век. Исторически преглед. София. 1945-1946. Кн. IV-V. С. 522. Ссылка по кн.: Артамонов М.И. История хазар. С.119.

7. Менандр, с. 374. Ссылка по кн.: Артамонов М.И. История хазар. С.129.

8. Артамонов М.И. История хазар. С.179

9.Gregorius Turonensis, Historia Francorum. Ed. W. Arendt und В Krusch//MGH. Scriptorum Rerum Merovingicarum. I. 1884. IV, 23, 29; Miillenhof. Deutsche Altertumskunde. II. Berlin, 1887. S. 101-103. (Ссылки по кн.: Артамонов М.И. История хазар. С.130).

10. Гръцки извори за българската история. София, 1959, т. II, с. 249. Ссылка по кн: Литаврин Г.Г. Византия и славяне. - СПб.: Алетейя, 2001. С. 559.

11. Так болгары взяли реванш у гепидов, которые возглавили мятеж в империи гуннов после смерти Аттилы в 453 году. Тогда поражение на р. Недао привело к утрате гуннами контроля над Центральной Европой и отступлению в свои Причерноморские владения.

12. Павел Диакон. История лангобардов. (Далее - Диакон. История). Кн.II. 26.

13. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства.- М., 1987.

14. Эрдели И. Исчезнувшие народы. Авары. Опубл.//Природа, 1980, № 11.

15. Плетнева С. А. Хазары: 2-е изд. - М.: Наука, 1986 (I кв.) 88 с., ил. с. 14-15.

16. Подробнее: Мингазов Ш.Р. Аварский каганат - тюркское европейское государство. ТН, № 6,7. 2006.

17. Болгарский историк Р.Рашев поддерживает версию о том, что Алзек является пятым сыном хана Кубрата - основателя Великой Болгарии (Рашев Р. Великая Болгария. В кн.: "История татар с древнейших времен". Т.2. Казань, Изд. "РухИЛ", 2006.- 956 с., с.46).

18. Фредегар. Хроника. Chronicarum Quae Dicuntur Fredegarii Libri Quattuor. гл.72.

19. Фредегар. Хроника. Гл.72.

Link to comment
Share on other sites

Этимология исторического названия "Китай-город"

Китай-город — исторический район Москвы внутри Китай-городской крепостной стены, пристроенной к угловым башням Московского Кремля Беклемишевской и Арсенальной. Вначале Китай-город был обнесен земляным валом и бревенчатыми укреплениями, а в 1535-1538 годах на их месте построили Китайгородскую стену. После разрушения в советское время сохранились лишь небольшие участки древней стены Китай-города. В последние годы отдельные участки стены южнее ул. Варварка восстановлены.

Китай-город начинается от Красной площади, граничит на севере с Охотным рядом, Театральной площадью и Театральным проездом, на востоке с Лубянской и Старой площадями, на юге с Москвой-рекой.

Китай-город – это средняя по своему местоположению крепость в кольце крепостных сооружений старинной Москвы. Само слово китай в этом значении попало к русским якобы из монгольских языков. Этой версии придерживался известный исследователь истории Москвы и собиратель старомосковских названий П. В. Сытин. В какой-то мере такая версия поддерживается той гипотезой, согласно которой название Кремль объясняют как «внутренняя крепость».

Отмечают, что части древних городов Владимира и Пронска также назывались «китай-городами» или «китаями». Известно, что в Подольском воеводстве находился Китай-городок (XV—XVI вв.) - ныне село Китайгород на р. Тернава.

Согласно наиболее распространенной версии, название района происходит от старого слова «кита», то есть вязка жердей, которые применялись при постройке укреплений. Сегодня оно уже не употребляется в исходном значении, но до XVII века было обычным в русском языке. По «Словарю русского языка XI—XVII вв.», слово «кита» означает нечто плетеное, связанное в пучок, в косу.

Существует, на мой взгляд, более обоснованная гипотеза: слово китай – тюркское и переводится на русский язык просто как «крепость, укрепление, укрепленное место».

Последняя версия подтверждается тем, что в печенежском языке имелось слово qatay 'крепость, укрепление' ( < тюркск. qatağ ~ qatığ ~ qatı 'крепкий'). Вторая составная часть большинства названий печенежских крепостей, звучащих в передаче Константина Порфирогенетоса как "гатый" (гаты) или "катый" (каты), означает "укрепление" (Баскаков Н.А. Тюркские языки. С. 129; Nemeth J. Die Inschriften. S. 51): Тун-гаты, Кракна-каты, Салма-каты, Сака-каты, Гиэу-каты. Фонетические варианты qatıy ~ ğatıy свидетельствуют о действии закона ассимиляции по звонкости / глухости согласных звуков аффикcов и аффиксоидов в тюркских языках.

Уважаемый Aslan, кажется, в сочинении Приска встречается аналогичное гуннское слово со значением 'крепость; укрепление'?

Некоторая фонетическая редукция гласного в первом слоге некоторых слов: [a] > [ı] могла произойти не в русском, а в исходном тюркском языке - qatay > qıtay 'крепость', ср. скифский этноним qadjar ~ qadar 'скиф-катиар' > qıdar 'ср.-азиатск. гунн-кидарит', сарматск. *sarmat > диалектн. sırmat 'сирмат', арабск. mazar > белорусско-татарск. mizar 'кладбище', арабск. m'akt'ab > мишарск. mikt'ap 'школа' и т.д.

Link to comment
Share on other sites

У казахов в героическом эпосе времен Золотой Орды (ногайлы) есть такие строки (Эпос «Қарасай Қазы», с.73):

...Қызылбастан тіл ұстап,

Хабарына молықты.

перевожу:

Захватив языка у персов (или кто это могут быть?),

разузнали много данных.

Русское выражение "взять языка", т.е. пленного для получения ценной информации не калька ли казахского "тіл ұстап" (взять языка)???

Link to comment
Share on other sites

Клич Attan! является общеязыковым возгласом тревоги, который издают во время внезапного нападения врага на аул или военный лагерь.

Интересно,а возможно ли,что разбойничий клич тревоги "Атанда",как-либо связан с тюркским "Аттан"?

Link to comment
Share on other sites

Порох:

Русское "порох" я попытаюсь объяснить с казахского: "порох" или по тюркской фонетике "бороқ или борық" от тюрк.(қаз. "борақ, борау, борату" - пылить, клубиться, дымить.

Что позже у казахов неосознанно перешло в "Зенбірек" - пушка (зен-борык).

От корня "бора" происходят также близкие семантически "боран" (рус: буран) - пурга и "борасын" - позёмка.

Link to comment
Share on other sites

Порох:

Русское "порох" я попытаюсь объяснить с казахского: "порох" или по тюркской фонетике "бороқ или борық" от тюрк.(қаз. "борақ, борау, борату" - пылить, клубиться, дымить.

Что позже у казахов неосознанно перешло в "Зенбірек" - пушка (зен-борык).

От корня "бора" происходят также близкие семантически "боран" (рус: буран) - пурга и "борасын" - позёмка.

Теперь понятно, что значит казахское имя Борат. :lol:

Старинное значение слова "порох" в русском языке - пыль, прах. В таком значении использовалось вплоть до 19 в. Одного корня со словом "порох" такие слова как "порошок", "пороша".

По алтайски порох будет - таары, по казахски - дәрі. Казахский "Зенбiрек" - персизм.

Link to comment
Share on other sites

На старинной гравюре изображен человек, склонившийся над очагом. Его глаза устремлены на реторту с вытянутым горлом и широким дном. В очаге под ретортой пылает огонь. Этот человек - Бертольд Шварц, францисканский монах родом из Фрейбурга. С его именем связывали открытие пороха. Существовала легенда, будто, занимаясь алхимией, Бертольд Шварц составил смесь селитры, угля и серы, положил эту смесь в металлическую ступку и накрыл ее камнем. Искра, вылетевшая из очага, попала в ступку, вспыхнуло яркое пламя, и грохот потряс своды кельи. Действительно, занимаясь алхимией, Бертольд Шварц в 1320 году обнаружил взрывную силу селитроугольного пороха. Но значительно ранее, в 1267 году, эта сила была исследована и описана ученым Роджером Бэконом. Однако и ему не принадлежит честь изобретения, которое произвело переворот в военном деле и оказало такое влияние на историю народов. Изобретение пороха теряется во мгле веков.

Китайцам, а также индусам порох был известен уже за полторы тысячи лет до нашего летоисчисления. Вначале его применяли для сигналов, иллюминаций, в военных целях - для поджогов. Впоследствии наблюдательные люди открыли метательную силу пороха и воспользовались этим для устройства огнестрельного оружия. Из Китая позаимствовали секрет изготовления пороха арабы. Селитра была известна в Китае давно; на арабском языке она называется "китайская соль" или "китайский снег".

В XIII веке византийский писатель Марк Грек в своей "Книге огней" точно описал состав пороха: селитры шесть частей, серы две части и угля две части.

Охотничий бездымный порох

Пopox распространялся быстро. В конце XIV столетия появились уже пороховые заводы. До этого порох изготовляли кустарным способом, главным образом аптекари.

http://www.weaponplace.ru/poroh.php

Link to comment
Share on other sites

В течение многих лет заслуга изобретения пороха приписывалась китайцам, главным образом на основании утверждений, сделанных миссионерами-иезуитами и XVII и XVIII столетиях. Эти люди испытывали громадное уважение к древности китайской культуры, но обладали в рассматриваемой нами области весьма незначительными реальными познаниями.

Буквальный перевод свидетельств говорит о творимых человеком громах и молниях, однако этим преувеличенным описаниям лучше всего соответствует использование «греческого огня» и тому подобных зажигательных смесей. Если порох был известен в Китае в 85 году н. э., как это утверждает Мюллер, автор опубликованного в 1780 году «Трактата об артиллерии», то непонятно, почему в источниках той эпохи отсутствуют более определенные доказательства этого факта. В 1246 году, во время продолжительных войн между китайцами и монголами, некий Джованни де План Карин, отправленный с посольством к великому хану, подробно описывал применявшееся тогда оружие (он рассказывал о механической «артиллерии» типа баллист и гигантских пращей, о «греческом огне» и тому подобном), но совершенно ничего не говорил о чем-либо, напоминающем порох. Другие путешественники, такие как Марко Поло, также о нем не упоминают.

Арабам также приписывалось применение пороха задолго до европейцев, однако полковник Хайм в своей книге «Происхождение артиллерии» прослеживает возникновение этой басни до Михаэля Кассиля, испанского библиотекаря, жившего в XVIII веке и работавшего в Эскуриале, переводчика восточных манускриптов. Фрагмент, который в настоящее время переводится как «большая машина, пускающая шары из нефти в башню», у Кассиля читается так: «Машина, которая после приложения огня обрушивала нефть и ядро на башню». В последнем случае подразумевается применение пушки, однако в оригинале имеется в виду только механическая артиллерия, бросающая шары из зажигательного материала.

Три основных ингредиента пороха были давно известны и даже применялись в смеси, но только после освоения процесса очистки селитры эта смесь приобрела взрывчатую силу, необходимую для метания снарядов. По всей видимости, порох явился результатом не конкретного изобретения, но скорее длительного процесса. Различные формы огня, применявшиеся в войне, были итогом экспериментов со многими различными компонентами, среди которых почти непременно присутствовали древесный уголь и сера. Очень странно, что упоминания о селитре невозможно найти во времена, предшествовавшие ХШ столетию. Сохранилось множество рецептов как греческого периода, так и более поздних, но все они пренебрегают селитрой. Если она и упоминается, то исключительно в смесях, обладавших слабой взрывчатой силой. До тех пор пока не удалось улучшить ее качество, селитра в этой области не представляла какой-либо ценности. Однако примерно в середине ХШ века Роджер Бэкон предложил метод очистки этого вещества. В своем трактате «Epistolae de Secretis Operibus»1, посвященном епископу Парижскому Вильгельму Овернскому, он описывает процесс перемешивания селитры и серы с еще одним веществом для того, чтобы при поджигании этой смеси можно было получить «toniruum et coruscationem» (гром и молнию).

http://www.bibliotekar.ru/CentrOruzh/10.htm

Link to comment
Share on other sites

Самые ранние вполне конкретные указания на солевые взрывчатые вещества относятся к Китаю. Ученые говорят о том, что древние китайские алхимики были, возможно, первыми, кто изобрел раннюю версию пороха. Интересно, что это изобретение было одним из результатов экспериментов в ходе поиска эликсира бессмертия. Замечено также и то, что только в Китае были предшественники пороха, в то время как в Европе черный порошок появился внезапно и уже в разработанном составе, куда входила каменная соль, сера и уголь. Порох считается одним из четырех Великих изобретений Древнего Китая.

Слово «порох» трактуют по-разному, оно называет все виды смесей каменной соли, серы и углеродистые соединения, но любое вещество, не содержащее угля, как, например, смеси, содержащие мед, будет называться прародителем пороха. В Европе этот порошок знали только, как заряд для ружей, а вот в Китае алхимики, врачи и специалисты по фейерверкам ценили его за быстрое возгорание еще до того, как его стали использовать в роли оружия.

http://www.great-inventions.ru/porox.htm

Можно добавить и тюркскую версию. Тувинцы сами делали порох для своих нужд. Он был такой же повседневной заботой

тувинского мужчины, как заготовка дров.

Link to comment
Share on other sites

Казахский "Зенбiрек" - персизм.

Наконец то! :lol:

Теперь понятно, что значит казахское имя Борат. :lol:

Такого имени у казахов не было и нет, это вымышленный персонаж британца Саши Барона Коуэна, прикалывающегося над НАНом..

Может у алтайцев такое имя есть, я не знаю.

по казахски - дәрі.

Глупости. Это лекарство, не всегда верьте словарям.

Старинное значение слова "порох" в русском языке - пыль, прах. В таком значении использовалось вплоть до 19 в. Одного корня со словом "порох" такие слова как "порошок", "пороша".

Не углубляйтесь так далеко, типа "прах", а то сопоставлю его с казахским "топырак" (то-прах) - земля, грунт, почва. :lol:

Link to comment
Share on other sites

Глупости. Это лекарство, не всегда верьте словарям.

все правильно в словаре.

дары, тары, нечего с этим спорить даже, в оригинале, дары применяют к просу, на что порох и похож...

Link to comment
Share on other sites

туркмены

Рахмат.

все правильно в словаре.

дары, тары, нечего с этим спорить даже, в оригинале, дары применяют к просу, на что порох и похож...

Эн-нет, у нас просо как и у Вас тоже тары (есть даже у кереев род тарышы), но не "дәрі" (лекарство) как это привел Амыр.

Link to comment
Share on other sites

Порох:

Русское "порох" я попытаюсь объяснить с казахского: "порох" или по тюркской фонетике "бороқ или борық" от тюрк.(қаз. "борақ, борау, борату" - пылить, клубиться, дымить.

Что позже у казахов неосознанно перешло в "Зенбірек" - пушка (зен-борык).

От корня "бора" происходят также близкие семантически "боран" (рус: буран) - пурга и "борасын" - позёмка.

[Н.М.Карамзин. История государства российского, в шести книгах. Т.5-6, М-1993]

С.70:

…Сказание нашего собственного летописца, что в 1185 году князь половецкий Кончак возил с собою харазского турка, стрелявшего живым огнем, также заставляет думать, что оружие сего человека могло быть огнестрельное. Но в России оно не употреблялось до 1389 года, когда, по известию одной летописи, вывезли к нам из земли немецкой арматы и стрельбу огненную, с того времени сведанную россиянами.

Link to comment
Share on other sites

[Н.М.Карамзин. История государства российского, в шести книгах. Т.5-6, М-1993]

С.70:

…Сказание нашего собственного летописца, что в 1185 году князь половецкий Кончак возил с собою харазского турка, стрелявшего живым огнем, также заставляет думать, что оружие сего человека могло быть огнестрельное. Но в России оно не употреблялось до 1389 года, когда, по известию одной летописи, вывезли к нам из земли немецкой арматы и стрельбу огненную, с того времени сведанную россиянами.

возможно так же, что стрелял греческим огнем.

Link to comment
Share on other sites

Такого имени у казахов не было и нет, это вымышленный персонаж британца Саши Барона Коуэна, прикалывающегося над НАНом..

Может у алтайцев такое имя есть, я не знаю.

Ну, у нас же нет слов борау, борактану. Соотвественно и Боратов нет. А казахского Боратжана одного, лично знаю, вот кирпичи мне клал летом. :D

Глупости. Это лекарство, не всегда верьте словарям.

Не в вашем случае давать мне такие советы. В казахском имеется два значения этого слова. Или вы приведете другое казахское слово для обозначения пороха? Для особо упертых покажу пример - в русском языке порох называли также и словом "зелье", обычно применяемом к лекарству.

Не углубляйтесь так далеко, типа "прах", а то сопоставлю его с казахским "топырак" (то-прах) - земля, грунт, почва. :lol:

В этом у вас большие успехи, замечательно продолжаете линейку экватор - еки батыр и Аргентина - Аргынтина.

А, разве не говорят "Ок-дәрі", по крайней мере это словосочетание в казахском языке есть,

Амiржан умен. Меня радует его знание (в какой-то мере) казахского языка. Для человека с России, именующий себя ойратом- очень даже похвально.

Прошу Амiржана и дальше заниматься популяризацией казахского языка в Алтайском крае.

Искажаете мое имя на какой-то арабо-казахизм (хотя какой тут казахизм, все арабизмы), нехорошо. И к Алтайскому краю не имею отношения.

Словосочетание "ок-таары" в алтайском языке тоже есть, означает - боеприпасы для огнестрельного оружия.

Link to comment
Share on other sites

  • Admin

Я скрыл посты в которых обсуждается личность одного из наших юзеров. Просьба в дальнейшем избегать подобных обсуждений.

Link to comment
Share on other sites

Ну, у нас же нет слов борау, борактану. Соотвественно и Боратов нет. А казахского Боратжана одного, лично знаю, вот кирпичи мне клал летом. :D

Странно, раньше алтайцы кирпичи клали Боратжанам. :)

Не в вашем случае давать мне такие советы. В казахском имеется два значения этого слова. Или вы приведете другое казахское слово для обозначения пороха? Для особо упертых покажу пример - в русском языке порох называли также и словом "зелье", обычно применяемом к лекарству.

Русский здесь вообще нипричем.

В этом у вас большие успехи, замечательно продолжаете линейку экватор - еки батыр и Аргентина - Аргынтина.

Зря, вдумайтесь, надеюсь в алтайском тоже есть топырак. Если есть значит не арабизм, а алтаизм. :lol:

Link to comment
Share on other sites

Странно, раньше алтайцы кирпичи клали Боратжанам. :)

Не врите, алтайцы кирпичи класть не умеют. Раньше клали Иваны, потом Сталин Иванов истребил, и появились Ахмеды, их Путин в сортире замочил, вот и нарисовались Боратжаны.

Зря, вдумайтесь, надеюсь в алтайском тоже есть топырак. Если есть значит не арабизм, а алтаизм. :lol:

По алтайски нет топырака, есть тобрак, если этимологизировать по вашему, то слово "брак" - тоже тюркизм: то-брак. :lol:

Link to comment
Share on other sites

Здравствуйте

Меня больше интересует тюркское (древне-) обозначение элементов военного вооружения. И наступательного и защитного. 

Не посоветуете где можно почитать об этом ? 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...