Jump to content



Recommended Posts

13 часов назад, Kamal сказал:

Я все пытаюсь узнать, как в прошлом исполнялись эпические песни у соседних кочевых народов. В книге К. Райхла говорится, что каракалпакский кобыз, монгольский хуур и югославские гусли похожи, являются предшественниками скрипки. Кобыз есть у казахов, но он более ритуальный чем музыкальный (на нем играли бахши, шаманы и знахари), у ногайцев наверное также, у монголов - моринхуур, у кыргызов - кыл кияк, думаю, также идентично с казахским (шаманский). Зато идентичное исполнение с каракалпакским есть у сербскохорватских певцов, которые далеко не кочевники. Все это озадачивает и без того много всего непонятного. Непонятно, почему каракалпаки используют данный инструмент по-своему, а родственные казахи, кыргызы и ногайцы по-другому и т.д. 

http://ru.calameo.com/read/0012671529e156a215c80

Камал вы тут немножко ошибаетесь, у казахов много традиционных муз. инструментов, среди которых "домбыра" является лидером, но следом за ней уже идет именно "кобыз", так что называть ее "более ритуальным" не корректно.

сам в ВК с удовольствием слушаю произведения на "кобызе", если не знакомы, советую также насладиться звуком кобыза, например "Елим-ай", "Манмангер", "Коркыт", "Кертолгау" одни из самых популярных, кроме них еще масса произведении.

В вашем комменте, меня заинтересовало ваше высказывание "об использовании кобыза каракалпаками по своему", это как?

выше указанные произведения на кобызе у каракалпаков есть? если да, то они также считаются народными, то есть каракалпакскими? 

вы со своей стороны какие произведения можете порекомендовать.

 

Link to comment
Share on other sites

8 hours ago, Balkin said:

Камал вы тут немножко ошибаетесь, у казахов много традиционных муз. инструментов, среди которых "домбыра" является лидером, но следом за ней уже идет именно "кобыз", так что называть ее "более ритуальным" не корректно.

сам в ВК с удовольствием слушаю произведения на "кобызе", если не знакомы, советую также насладиться звуком кобыза, например "Елим-ай", "Манмангер", "Коркыт", "Кертолгау" одни из самых популярных, кроме них еще масса произведении.

В вашем комменте, меня заинтересовало ваше высказывание "об использовании кобыза каракалпаками по своему", это как?

выше указанные произведения на кобызе у каракалпаков есть? если да, то они также считаются народными, то есть каракалпакскими? 

вы со своей стороны какие произведения можете порекомендовать.

Мелодии на кобызе одно, а петь под его аккомпанемент другое, вот это я говорю, что кобыз каракалпаки используют как музыкальное сопровождение при озвучивании своих героических эпосов, и не только эпосы, но и терме, толгау (более короткие сказания). Почти все известные тюркские эпосы у нас есть - около 100 произведений (из них половина чисто каракалпакские), кроме того много разных толгау и терме. Все они исполняются под аккомпанемент кобыза. К сожалению, в современности специально для кобыза нет произведений, в советское время кобыз не приветствовался, тем не менее жырау продолжали выступать в народных праздниках, специально приглашались на свадебные мероприятия и т.д. Только под занавес советской эпохи, с помощью зарубежных ценителей искусства интерес к кобызу вернулся, но к тому моменту оставались всего лишь дюжина профессиональных жырау. 

Казахских произведений из указанного Вами списка у нас нет. Вы пишете, что слушаете произведения на кобызе, а что под этим подразумевается - песни под аккомпанемент кобыза или просто мелодии?

PS. То что казахский кобыз ритуальный не мое мнение, а автора книги Карла Райхла.

Link to comment
Share on other sites

18 часов назад, Kamal сказал:

Казахских произведений из указанного Вами списка у нас нет. Вы пишете, что слушаете произведения на кобызе, а что под этим подразумевается - песни под аккомпанемент кобыза или просто мелодии?

PS. То что казахский кобыз ритуальный не мое мнение, а автора книги Карла Райхла.

в основном слушаю мелодии, но также у каз. вместе с кобызом исполняют эпосы и т.д. http://myhit.me/poisk/Бекболат+Тілеухан+Батыр+Баян++Батыр+Баян/

насчет значения  кобыза, правильнее будет уточнять у самих казахов.

вы дайте мне пожалуйста ссылки на популярные каракалпакские произведения на кобызе.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

7 hours ago, Balkin said:

в основном слушаю мелодии, но также у каз. вместе с кобызом исполняют эпосы и т.д. http://myhit.me/poisk/Бекболат+Тілеухан+Батыр+Баян++Батыр+Баян/

насчет значения  кобыза, правильнее будет уточнять у самих казахов.

вы дайте мне пожалуйста ссылки на популярные каракалпакские произведения на кобызе.

Очень приятно слушать и знать, что в Казахстане тоже возрождается великое наследие предков. В возрасте 6-7 лет я слушал живую песнь жырау, к сожалению не помню кто именно пел, это было в 60-е годы. Когда, в 80-е годы у нас поняли, что мы теряем что-то очень важное, многие жырау были уже слишком стары, а более молодым был Жумабай Базаров из клана профессионалов (1927-2006 гг). Раньше были грамзаписи с эпическими песнями, мечтаю достать и послушать полную версию. В интернете есть только отрывки в исполнении молодых жырау. Из репертуара Ж.Базарова есть только вот этот отрывок:

 

Отрывок из дастана "Едиге" в исполнении молодого жырау Бахтияра Есмуратова:

 

Link to comment
Share on other sites

3 hours ago, enhd said:

Думаю что сейчас монголам (тюркизированным) надо изучать монгольский язык, и бросить ислам возвращаться веру "хөх тэнгэр".

Тогда Монголия вновь возродится с новой силой.

Не вопрос, мне лишь интересны вот такие выступления. Каракалпаки поют, казахи также, поют сербы, хорваты, болгары..., кто еще?

 

Link to comment
Share on other sites

12 hours ago, Kamal said:

Не вопрос, мне лишь интересны вот такие выступления. Каракалпаки поют, казахи также, поют сербы, хорваты, болгары..., кто еще?

Поют-то все, я имею в виду, что в таком стиле (на кобызе, гусле) исполняются именно эпические песни. Каракалпаки под "жырау" понимают только певцов эпосов под аккомпанемент кобыза, которые в обязательном порядке пользуются искусством горлового пения, другие певцы называются "бахсы", которые поют лирические и другие песни на дутаре и других инструментах обычным голосом. 

Как монголы поют свои эпические песни?

Link to comment
Share on other sites

Я прослушал несколько вариантов игры на Морин хуур собственно монголами, в основном играют. В Вашем видео европеец, ценитель монгольского искусства поет, по крайней мере мне так показалось, есть что-то членораздельное во втором видео. 

У нас игра на кобызе просто сопровождает рассказ, очень длинный рассказ, сколько бы не боролся я постоянно засыпал. Жырау поет ритмично, членораздельно, доводит суть рассказа до внимания слушателей, иногда некоторые эпизоды просто рассказывает без музыкального сопровождения, готовит слушателей к кульминации каких-то действии, сюжета. Короче, такое ощущение будто смотришь фильм, все ясно и понятно, а современные фильмы как известно без музыки тоже как-то не то. Я бы хотел увидеть или услышать именно такой вариант рассказа эпосов, думаю, что в прошлом не одни только каракалпаки передавали свои эпосы таким вот способом. Правда, у многих народов домбра или дутар являются главным музыкальным инструментом жырау, но тогда возникает вопрос - какая роль у них отводилась к кобызу? Наверное, Карл Райхл тоже ломал голову над этим вопросом, он выделил только каракалпакских и сербскохорватских певцов, которые используют кобыз/гусле исключительно для рассказа своих эпосов. Правда кобыз у каракалпаков имеет более широкое применение, но главное предназначение - эпосы.

Link to comment
Share on other sites

17 hours ago, Kamal said:

Я прослушал несколько вариантов игры на Морин хуур собственно монголами, в основном играют. В Вашем видео европеец, ценитель монгольского искусства поет, по крайней мере мне так показалось, есть что-то членораздельное во втором видео. 

У нас игра на кобызе просто сопровождает рассказ, очень длинный рассказ, сколько бы не боролся я постоянно засыпал. Жырау поет ритмично, членораздельно, доводит суть рассказа до внимания слушателей, иногда некоторые эпизоды просто рассказывает без музыкального сопровождения, готовит слушателей к кульминации каких-то действии, сюжета. Короче, такое ощущение будто смотришь фильм, все ясно и понятно, а современные фильмы как известно без музыки тоже как-то не то. Я бы хотел увидеть или услышать именно такой вариант рассказа эпосов, думаю, что в прошлом не одни только каракалпаки передавали свои эпосы таким вот способом. Правда, у многих народов домбра или дутар являются главным музыкальным инструментом жырау, но тогда возникает вопрос - какая роль у них отводилась к кобызу? Наверное, Карл Райхл тоже ломал голову над этим вопросом, он выделил только каракалпакских и сербскохорватских певцов, которые используют кобыз/гусле исключительно для рассказа своих эпосов. Правда кобыз у каракалпаков имеет более широкое применение, но главное предназначение - эпосы.

Рассказ в сопровождении кобыза - это же другой вид устного искусства чем песня.

У монголов тоже имеется героические эпосы где в основном в виде рассказа передаются сюжет и вперемежке песенние отрывки. Музыкальный инструмент товшуур и моринхуур.

Хорчин монголы рассказывают героические эпосы продолжительно несколвко дней подряд в сопровождении инструмента "хуучир" тоже смычковбы инструмент с 4-мя струнами.

17ea996ce72c4af7b3dd720646b3179cb76b9cae

Сказитель видимо думаю хорчин-монгол.

3092e819623f1b80489e513e57f5103d00f334c4

2-х струнный хуучир.

 

 

 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

3 hours ago, enhd said:

Рассказ в сопровождении кобыза - это же другой вид устного искусства чем песня.

Да, именно другой вид, но "жырау" ведь тоже поет особым голосом и несколько дней подряд, рассказывает в песенной форме целую историю (современная мыльная опера), при этом аккомпанирует только кобызом. Еще интересный момент, если кобыз применяется без рассказа эпических песен, то музыкант играющий на кобызе называется "кобызши", а не "жырау". 

Просто чтецы у нас называются "кыссахан".

Песни исполняют "бахсы", они свои песни сопровождают играя на дутаре, гиржеке, дап и др. инструментах, кстати, "гиржек" думаю, является разновидностью монгольского "хуучир", вроде похоже, тоже смычковый струнный инструмент.

Фото: Каракалпакские музыканты (бахсисты) начала 30-х годов 20 века. Слева "най", посередине два "гиржека", справа "дутар".

8fe36075759b.jpg

Link to comment
Share on other sites

On 9/26/2016 at 9:31 PM, Kamal said:

Да, именно другой вид, но "жырау" ведь тоже поет особым голосом и несколько дней подряд, рассказывает в песенной форме целую историю (современная мыльная опера), при этом аккомпанирует только кобызом. Еще интересный момент, если кобыз применяется без рассказа эпических песен, то музыкант играющий на кобызе называется "кобызши", а не "жырау". 

Просто чтецы у нас называются "кыссахан".

Песни исполняют "бахсы", они свои песни сопровождают играя на дутаре, гиржеке, дап и др. инструментах, кстати, "гиржек" думаю, является разновидностью монгольского "хуучир", вроде похоже, тоже смычковый струнный инструмент.

Фото: Каракалпакские музыканты (бахсисты) начала 30-х годов 20 века. Слева "най", посередине два "гиржека", справа "дутар".

8fe36075759b.jpg

Бахсы - идолопоклонники или шаманы?

Link to comment
Share on other sites

2 hours ago, enhd said:

Бахсы - идолопоклонники или шаманы?

Шаман у нас называется "Порхан", а Бахсы - певец лирических песен. Я не видел, чтоб под лирическими песнями шаманили.

Link to comment
Share on other sites

19 hours ago, Kamal said:

Шаман у нас называется "Порхан", а Бахсы - певец лирических песен. Я не видел, чтоб под лирическими песнями шаманили.

Почему Бурхан? Бурхан это-бог,багш-учитель.

Должно называться кам.

Link to comment
Share on other sites

1 hour ago, Peacemaker said:

Почему Бурхан? Бурхан это-бог,багш-учитель.

Должно называться кам.

Бурхан и Порхан может быть близкие по произношению слова, точно не знаю, но шаманов у нас называют Порхан, и не только у нас, но и соседние хорезмцы и туркмены.

Бахсы, может быть и происходит от слова "Багш" (учитель), обычно Бахсы образованные люди. Но вот "Кам" для нас незнакомое слово. А кого под таким термином величают, певцов или шаманов?

Link to comment
Share on other sites

 

"Чин цагаан галуу" - песня восточных монголов. (Имеется связь "кас сак" - белый гусь и с этой песней в какой то смысле от точки зрения что казахи есть монголы)

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Канадские “монголы”: крутых рокеров вдохновляет Их Монгол Улс.

Оказывается, в Канаде тоже есть свои монголы. Однако это не знаменитая байкерская группировка Северной Америки – некоторые рок-музыканты на Западе, как выяснилось, тоже уважают Монгольскую Империю.

1ef045cd8ee7945374489b1df02cf3d8.jpg

 

У всех членов канадской метал-рок-группы «Монгол» есть обычные собственные имена:Кентон Барри, Люк Барри, Джош Блакборн, Дейтон Барри, Брэндон Нотт, Томас Куайринг.

Но они предпочитают, чтобы их называли именами исторических личностей из «Сокровенного сказания монголов».

 

Они выбрали себе из монгольской истории подходящие, по их мнению, псевдонимы.

Например, вокалист у них – Тив Тэнгри, ритм-гитарист и бэк-вокалист – Зэлмэ, на лидер-гитаре и народных инструментах – Зэв, а еще есть бас-гитарист Сорхон Шари клавишник Шихэ хутуг, он тоже играет на народных инструментах. Ну, а барабанщик, конечно же – Боорчи.

Тату, выполненная монгольским письмом, отлично смотрится на теле “Боорчи”.

Сами музыканты опередляют свой жанр как «канадский фолк/мелодичная дэт-метал (Canadian Folk/Melodic Death metal), вдохновленный древней Монгольской Империей». Группа создана в 2012 году. Что именно сподвигло этих парней взять своей группе такое название, а себе монгольские имена, доподлинно неизвестно. Однако, в целом, они играют довольно тяжелый рок, смешанный с фолком.

Кроме того, канадские рок-музыканты сделали эмблемой своей группы символы из элементов национального герба Монголии.

В их репертуаре много песен о монголах и Монгольской Империи.

Например, песня «Субээдэй»:

http://asiarussia.ru/news/13983/

Link to comment
Share on other sites

песня халха-монголов из бывшего Меркитского нутуга.

Кстати халха-монголы Булганского аймака считаются самыми воинственными и крутыми монголами .

 

 

 

Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, Peacemaker сказал:

песня халха-монголов из бывшего Меркитского нутуга.

 

:lol: Меркиты имели улус совершенно в другой точке планеты, Меркиты былю тюрки, Меркиты не называли свой улус тунгусо-маньчжурским словом "нутаг-нутуг".  

 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...