Jump to content



Noyan

Казахские Черкешы и Черкесы Кавказа

Recommended Posts

 

может ещё что то написать .... наверно не стоит...  пусть они будут хохьё ыл ... восхваление и мужчина ... это для кетсала .

Я Вам помогу пофлудить.Родовая тамга западных черкасов.Все их почему то называют казаками.bda3981fcef1.jpgсейчас это герб старой столицы  черкасов-чигирина.Есть уникальная возможность перевести чигыр с тюркского.

 

чигирь ...  это тюркское слово !   Кетсал я же уже вам сказал , что "хохьё ылы" -хохол  это на адыгском  "восхваление мужчины "  так в ответ на презрительное кацап отвечали кацапы-

москали  хохлам . Это ваша оригинальная версия  -вы автор этой гипотезы . :D 

вам тоже нужна балайка ?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну и языковая сино кавказкая группа для закрепления материала.Хатты это адыги.Ашуйцы-абхазы.

633a985943c3.gif

 

 

 

Современные  так называемые кавказкие черкесы это переселенцы нескольких семей из кабарды в двадцатом веке.Родной язык хатто-адыгский последние шесть с половиной тысяч лет.Форма чЕркес вытеснила форму черкАс в конце девятнадцатого века.Ну а тюрки, ногайцы в частности, среди адыгов жили очень давно и этот факт никем и не оспаривается.Этноним "черкас" охватывал украинских и кавказких кабардинцев.До того как появились слова "украинец" и "кабардинец". "Черкас" не адыгское естественно.Но собственно этого никто и не оспаривал.В этом нет ничего сверхестественного.У каза(к)хов самоназвание тоже не тюркское и не монгольское и ничего.

 

аргументируйте ?  или вам ваша врождённая  скромность  не позволит ? 

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

Меньше всего  меня интересует больные фантазии кто кому что типа отвечал или пел.Меня интересует ЭТИМОЛОГИЯ.Если Вам известно значение этого слова.А ассоциативно употребляемых слов, с непониманием смыслового значения ввиду заимствования из иных языков,что в русском языке что в тюркских очень много.Одно из таких слов самоназвание казахов.Насколько я понимаю внятной этимологии этого слова нет.Да.Замечу.Я не строю гипотез.Исходя из этого быть автором того чего нет не могу быть в принципе.Перевод и гипотеза имеют разную смысловую нагрузку.А от балалайки не откажусь.Но только в обмен на боян.

Share this post


Link to post
Share on other sites

"чигирь ...  это тюркское слово."

Аргументы баба маня приводить будет?Кстати  не "чигирь".Корень слова "чыгъ".Русификаторы можно не учитывать в данном случае.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Провокатор и флудер Nureke отправлен в бан.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest bektemir

Есть и другая версия происхождения черкес. Например, в книге " Europe, Africa, India "  гл. 6 стр 50.Авторы: Robert Gordon Latham http://books.google.kg/books?id=Dbs0AAAAIAAJ&dq=Latham+Descriptive+Ethnology&hl=ru&pg=PA50&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false :

"Tsherces is Kirgiz..."

Такая же версия наряду с другими рассматривается в  "Западные тюрки в странах Востока. #6 Кто такие черкесы" Будаев Н.http://buday.narod.ru/gl6.htm. Здесь же приводится такой любопытный факт:

   "Напомним, что кумыс – напиток, изготовляемый исключительно тюрко-монгольскими народами. Употребление и изготовление мамлюками кумыса, бозы, айрана лишний раз подтверждает их тюркское происхождение. Как известно, пища является довольно консервативным элементом, поэтому стоит напомнить об употреблении мамлюками конины, что характерно для тюрков. Связующим звеном является и тактика ведения мамлюками войны, десятичное деление войска; употребления тюркских чинов (атабек, атахан, карачи); вооружение всадников; походные юрты-мечети, однозначно подтверждают свое происхождение."

 

 

 

 

 У Лермонтова в повести "Герой нашего времени" (часть 1 гл1 Бэла )  есть такой диалог :

 – Да вот хоть черкесы, – продолжал он, – как напьются бузы на свадьбе или на похоронах, так и пошла рубка. Я раз насилу ноги унес, а еще у мирнова князя был в гостях.

Лермонтов был непосредственным участником кавказских кампаний 

 

Насколько я знаю бузу (бозо по-кыргызски) варят и употребляют только кыргызы( кроме черкесов и мамлюков, разумеется  :qyrgyz_new: )

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мамлюки "бахри" были тюрками, поэтому употребляли конину, варили бузу/бозо.

 

 

Буза́ (башк. буҙа, карач.-балк. боза, каз. боза, болг. боза, кирг. бозо, тат. боза, узб. бўза) — слабоалкогольный густой и сладкий напиток башкир, узбеков, казахов, киргизов, татар, крымских татар. Делается из слегка забродившего проса или кукурузы. Известен был также на Руси, где приготавливался из овсяной, просяной или гречневой муки так же, как пиво, но без использования хмеля. Упоминается в книге турецкого путешественника XVII века Эвлия Челеби.

 

На Кавказе тюркский язык вплоть до советского времени был языком межнационального общения, поэтому многие тюркские термины стали общекавказскими, типа башлык и т.д.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest bektemir

Мамлюки "бахри" были тюрками, поэтому употребляли конину, варили бузу/бозо.

 

 

Буза́ (башк. буҙа, карач.-балк. боза, каз. боза, болг. боза, кирг. бозо, тат. боза, узб. бўза) — слабоалкогольный густой и сладкий напиток башкир, узбеков, казахов, киргизов, татар, крымских татар. Делается из слегка забродившего проса или кукурузы. Известен был также на Руси, где приготавливался из овсяной, просяной или гречневой муки так же, как пиво, но без использования хмеля. Упоминается в книге турецкого путешественника XVII века Эвлия Челеби.

 

 

И все таки думаю, что бозо, как и ближайший его безалкогольный  "родственник" максым, "визитные" карточки именно кыргызов. Погуглил и обнаружил, что черкессы (по-крайней мере, современные) скорее всего не знают что такое бозо.  Что-то там напутал Лермонтов   :) .

 А вот другое название черкесов-адыги похож на кыргызское адигине. Как думаете случайное ли совпадение?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тема соответствия адыг и адыгене, а также терминов черкес и керкис/кыргыз уже обсуждалась здесь на форуме. Попробуйте поискать. На мой взгляд пока нет доказательств прямой связи. От себя добавлю, что кыргызам был известен Крым, который лежит далее земель адыгских народов. Вот эта пословица: Уулуң өссө - урумга, кызың өссө - кырымга. - http://www.eposmanas.ru/?page=492/

 

Сейчас и русские говорят буза, напился бузы, возможно бузить и т.д. Т.е. это простое заимствование из тюркских.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Саркози по-венгерски вроде произносится как шаркози (чем не черкесы =)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сдается мне, что это всего лишь фонетические созвучие, генетика у черкесов и шеркешов разная

Share this post


Link to post
Share on other sites

Так и есть

Share this post


Link to post
Share on other sites

Генетика конечно разная - ведь только правящая аристократическая верхушка имела тюркское происхождение ( как и у почти всех народов Европы и Азии).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Может покажете тюркское происхождение аристократии Европы? Германцев, англичан, датчан, норвежцев?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сдается мне, что это всего лишь фонетические созвучие, генетика у черкесов и шеркешов разная

Навряд ли. Совпадение этнонимов не может быть случайным.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Может. Как Хазары и Хазарейцы или Албанцы Албании и Кавказские Албаны.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Существовал тюркский род дёрт ас(четыре ас),черкес возможно происходит от иранский перевода этого названия чар ас или чарык ас.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Только что, Shamyrat сказал:

Существовал тюркский род дёрт ас(четыре ас),черкес возможно происходит от иранский перевода этого названия чар ас или чарык ас.

У калмыков есть род асмуд,отдельно шыркеш те и другие от кавказцев,думаю

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, mechenosec сказал:

У калмыков есть род асмуд,отдельно шыркеш те и другие от кавказцев,думаю

У казахов есть шеркеш. То же с Кавказа?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Нет. Это тезки

Share this post


Link to post
Share on other sites

В Туркменистане есть пустынное растение которое называется черкез.Возможно это связано как то с черкесами.Так же  есть личные имена Черкез.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В хроники истории попал какой-то калмыцкий Батыр-Черкес перешедший в казачество.

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 26.12.2017 в 17:24 Мемлекет написал:

В хроники истории попал какой-то калмыцкий Батыр-Черкес перешедший в казачество.

Возможно меня за пинают но часть знати калмыцкой была в родстве с черкесами, например одна ханша калмыцкая. Которая воевала за власть но россией не была признана и уехала к родственникам в горы. Ну склероз не помню имени...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Возможно не только  адыги, но и история терских казаков  связана  с частью племени ШЕРКЕШ (как называют их на Северном Кавказе).

У меня сложилась такая  схема; -  крупное тюркское  племя  разделилось на две части,  одна часть КЕРКЕШИ (кузнецы- оружейные мастера по железу, остались на Алтае). затем они были известны как КУЗНЕЦКИЕ  ТАТАРЫ,  в настоящее время входят в народность ШОРЦЫ.

Другая  большая часть в   6 - 8   веке ушла в поход  с войском  Тюркского Каганата на Кавказ  и осталась  там, это  были ШЕРКЕШИ.

Это  подтверждается следующим источником:  -  

" Ибн-Халдун приводит список тюркских народов. Он отмечает: «Мы перечислили их (тюрок) в начале книги, (это) токуз-огузы, а они татары, хитаи, находившиеся на земле Тамгач, карлуки, гузы, халаджи, гуры, хазары, кыпчаки, говорят хифшах, иймеки, АЛЛАНЫ, ширкеши (тюргеши) и АЗКИШИ".

[Балакаев Т.Б., Кумеков Б.Е. Арабские и персидские источники по истории кипчаков 8-9 вв. — Алма-Ата, 1987. — с.29] "

 

Далее  привожу  выдержки  из  статьи  А.САЛПАГАРОВА;-

 

Казахское племя шеркеш-черкеш  

А.САЛПАГАРОВ  2016г
1. Вводная 
или о фонетическом правиле Ч-Ш-С переходов в тюркских яз.

Прошлый наш доклад был посвящен сообщению полковника Т.Лапинского, который находясь среди адыгов, три года воевал за их свободу, а после оставил двух-томное сочинение, в котором описал все стороны жизни абазо-адыгов и др.народов Западного Кавказа. Он совершенно однозначно отделял черкесов от адыгов, указывая на враждебность их отношений до прихода русских на Кавказ.  В своем сочинении Т. Лапинский утверждал, что "...Совершенно неправильно, когда народы Кавказа, абазы, так же, как и дагестанские племена, обозначаются именем черкесов...Черкесами называется племя в средней орде киргизов". В 19 веке киргизами или киргиз-кайсаками называли казахов, а каракиргизами- современных киргизов. Впрочем  о черкесах как о тюрках писали многие авторы, но и без всяких авторов мы знаем, что черкесы (шеркеши-черкеши) как тюркский народ сохранились со своим родоплеменным сознанием среди казахов. 

Многовариантность произношения в разных тюркских языках этнонима Черкас-Черкес, Черкеш-Черкаш, Шеркеш, Шеркес, Серкеш, Серкес-Серкас доказывает его древность и укоренённость в тюркской среде. Одного лишь факта многовариантности тюркского этнонима черкес,  сохранившихся в топонимах, гидронимах, фамилиях, в европейских языках Circas, в исторических документах достаточно для опровержения всех адыгских претензий на тюрко-черкесские имя и историю. Исходная форма этнонима Черкес содержит имя алано-булгарского АС-ского племени Черк+АС, Серк+Ас, сохранившихся во многих топонимах и в европейских языках. Хотя возможно и в последнее время склоняюсь к хазарской версии происхождения чер+касов. Позже в отдельной статье дам полную этимологию этнонима Черкес-Черкас. 
Кстати сказать в адыгских языках нет ни одного вышеприведённого варианта этнонима черкес-чиркас зафиксированных в тюркских языках, топонимах и тд, а есть - адаптированное к адыгской фонетике  "шэрджэс" производное от крымско-татарского и карачайбалкарского  "черкес". Этот  "шэрджэс" не зафиксирован в исторических источниках, кроме как в адыго-кабардинских словарях 20 века.

 

2. Шеркеши территория и место в казахской родоплеменной структуре

Тайпа (племя)  Шеркеш (реже серкеш) в начале 20 века составляли ок. 45 тыс.чел. входили в племенной союз БайулыМладшего казахского жуза. Племя Байулы существовало также в составе башкир. Но башкирские черкесы отдельно не выделяются как казахские. Однако черкесы-шеркеши в Башкирии оставили несколько черкес топонимов в районе Уфы.

·                  1. Республика Башкирия, Давлекановский район, д. Черкассы - 453402.

·                  2. Республика Башкирия, Город Уфа, п.Новые Черкассы - 450901.

·                  3. Республика Башкирия, Уфимский район с.Черкассы - 450517.

·                  4. Республика Башкирия, Стерлитамакский район, д. Черкассы – 453153

 

3. О тамге шеркесов и хана Кубрата

Далее мы не будем исследовать родословие, историю черкесов-шеркешов и их родственные связи с другими казахскими, башкирскими, узбекскими и карачайбалкарскими племенами, удлиняя свою статью. У казахов родословие называется шежире и они очень хорошо сохраняют его в отличии от потомков крепостных претендентов на тюркскую историю черкесов, которые могут подтвердить свое родословие от силы до времени отмены крепостного права в 1868-1872гг. Укажем однако, что племя Шеркеш в родоплеменном союзе Байулы, считается старшим, то есть самым древним. В связи с древностью племени также укажем на похожесть тамги казахов-черкесов на тамгу хана Кубрата .

У казахов шеркесов в данный момент используется два вида тамги, один симметричный похожий налатинскую букву Y и второй наклонённый похожий на русскую букву У. (См. ниже фото с казах-черкесской символикой.) 
Я считаю, что с учетом сообщения Т.Лапинского о том, что черкесы перемещались с запада на восток, от Днепра (г.Черкассы), на Дон (г.Новочеркасск), а из Дона на Кубань и Терек и реку Урал то тамга шеркесов-черкесов связана с тамгой хана Кубрата с аланами-булгарами и тамга шеркесов-черкесов должна быть как английская Y. На фото Памятник хану Кубрату с его тамгой на предпологаемом месте его захоронения  у с. Малая Перещепина, Полтавская область, в Украине.
Черкесы (Черк+Асы) это ас-алано-булгарское древнее племя или алан-хазарское? Их признают за самого старшего в родоплеменном союзе байулы. 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Насколько  я понимаю  среди казахов  сохранилась  малая часть огромного племени ШЕРКЕШ,   да  и за прошедшие  более тысячу  лет  казахские ШЕРКЕШИ  претерпели  большие  как антропологические, так и генетические изменения  аутосомно. Слишком мало  данных  по  Y   ДНК  представителей  племени(рода) ШЕРКЕШ,  По их  шежире  там много  подродов (возможно даже родов в прошлом). Хотя  скорее всего  до монгольского  нашествия  у  них  не было понятия  шежире .

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...