Перейти к содержанию
АксКерБорж

Владимир - Темир, есть ли связь?

Рекомендуемые сообщения

Судимир - "металл войска". Но это уже из разряда предположений.

Какая основа у войска? В тюркских чаще всего что-то вроде "чериг" встречается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Черик в множественном числе от ЧЕРИ-воин. В древнетюркском войско не редко называли СУ-вода, а набег АКЫН-поток. В сражениях самые передовые отряды назывались АКЫНЧЫ. Было даже такое воинское звание - СУ-БАШЫ, что-то наверно вроде полковника. В отличии от Тарханов, войска которых больше дежурили на границах, Субашы находились во дворе и командовали гвардией. Может быть, сербская фамилия Субашич происходит от Субашы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще-то с этой частицей МИР присутствует интересная ситуация в таких азербайджанских именах как Мир Фаттах, Мир Сейид, Мир Джемал, Мир Махмуд, или Баламир (Малый Мир), Агамир (Сташий Мир). Обычно в народе носители подобных имен и фамилий считаются сейидами, то есть потомками пророка Мухаммеда, к которым в народе относятся с почтением. По мнению филологов МИР в этих именах является искажением арабского ЭМИР-правитель, где падает начальная гласная. Вроде бы возразить нечего тем более есть пример с АМИР-ЗАДЕ – МИРЗА, где мы становимся свидетелями подобной ситуации. Но есть другой момент, то есть в арабской среде к сейидам – потомкам Мухаммеда подобная частица не плюсуется. Кроме этого данная тенденция присутствует в тюркских странах, но больше всего именно в Азербайджане. Например, в Турции, или Узбекистане таких имен очень редко можно встретить. Но повторяюсь в процентном отношении именно в Азербайджане носителей подобных имен и фамилий намного больше. Не думаю, что это связано с огромным количеством потомками пророка и его двоюродного брата в Азербайджане. В особенности эти роды в большинстве проживают на северо-восточной части Азербайджана, которая исторически называлась областью Маскут, и которая являлась большей частью в составе гуннских держав, а позже и Хазарского каганата. В полне возможно, что в данной ситуации речь может идти о каких-то древних родах-тухумах, которые являлись особым сословием в гунно-булгарских союзах. То есть сам термин МИР является синонимом арабского СЕЙЙИД-господин (в почетном смысле). Уже позже из за не знания особенностей арабского языка термин МИР-СЕЙЙИД начали прикладывать именно к потомкам Мухаммеда и Али, хотя даже исторические факты свидетельствуют, что многие сейиды не редко к потомкам пророка ислама ни какого отношения не имели. Во всяком случае, в данной ситуации термин МИР в этих именах можно перевести как господин, что-то вроде, западно-европейского ПЕРа, от которого видимо, происходит термин ПЕРСОНА. Если моя версия имеет хот какую-то историческую достоверность, то анализ ДНК среди этих родов может преподнести интересные сюрпризы, то есть может выявится генеалогия гунно-болгарских аристократических родов. В данной ситуации Асан Кайгы может заработать отличную сенсацию.

ПС. Просто как факт отмечу, что имя Баламир турецкими филологами трактуется как «Единственное (в перен. Неповторимое) Чадо». Но лично я в такой этимологии сомневаюсь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ULTRAASLAN: Просто как факт отмечу, что имя Баламир турецкими филологами трактуется как «Единственное (в перен. Неповторимое) Чадо». Но лично я в такой этимологии сомневаюсь.

Болгарское Баламир образуется на основе центральноазиатского-болгарского *паламир "большая скала; гора".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Болгарское Баламир образуется на основе центральноазиатского-болгарского *паламир "большая скала; гора".

То есть вы имеете в виду на основе иранских языков? Есть ли какое-нибудь историческое подтверждение этому, или это является просто версией, которая базируется только лишь на анализе определенных выборочных терминов из восточно-иранских диалектов? И как вписываются в эту теорию тюрко-гуннские, готские и поздние славянские имена, у которых в конце фиксируется частица МИР/БЕР?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отправлено Сегодня, 16:58

проф. Добрев (31 декабря 2009 - 12:08):

Болгарское Баламир образуется на основе центральноазиатско-болгарского *паламир "большая скала; гора".

То есть вы имеете в виду на основе иранских языков? Есть ли какое-нибудь историческое подтверждение этому, или это является просто версией, которая базируется только лишь на анализе определенных выборочных терминов из восточно-иранских диалектов? И как вписываются в эту теорию тюрко-гуннские, готские и поздние славянские имена, у которых в конце фиксируется частица МИР/БЕР?

Болгарские, или в старой терминологии - булгарские языки, рядом с аварских и хазарских, являются подгруппой Былгарской Группой Тюркских Языков.

Слово *паламир вероятнее всего очень древнее восточно-иранское заимствование в болгарских языках,сейчась сохранено только в приалтайских тюркских языках.

Тюркские, готские и поздние славянские имена, у которых в конце фиксируется частица МИР/БЕР являются только частичными омонимами болгарского имени, результат чисто внешне-случайного фонетического совпадения и искать общий происход нельзя.

У много из поздных тюркских имен эта "частица" является арабским титулом емир/амир.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слово *паламир вероятнее всего очень древнее восточно-иранское заимствование в болгарских языках,сейчась сохранено только в приалтайских тюркских языках.

Гос. Добрев не стыкуется. Хан Баламир и его род:

Баламбер/Баламир (?-378)

Его сын, или внук Улдыз (?-410)

Каратон (?-422)

Руа/Ругила, Мунджук, Айбарс, Октар

Аттила (?-453)

Илек, Денгизик, Ирнек, Чаба

Все имена тюркского происхождения. И в таком раскладе восточно-иранское паламир-большая скала выглядит весьма сомнительной версией. Тем более, что один из готских королей носил одноименное название. А по Иордану мы знаем, что «готы преимущественно заимствуют гуннские имена». Кроме этого Баламир не единственное тюркское имя с окончанием МИР/БЕР. Тут приводили кыпчагский Судимир. Были еще такие имена как Эльбир, Чельбир, Имир, Илитвер, Айдемир, Гёкдемир, Хондемир, Кантемир и др.

Тюркские, готские и поздние славянские имена, у которых в конце фиксируется частица МИР/БЕР являются только частичными омонимами болгарского имени, результат чисто внешне-случайного фонетического совпадения и искать общий происход нельзя.

Не согласен и с этим выводом. Готы заимствуют имена у гуннов, а славяне у готов. И в такой цепочке многие имена являются не случайным совпадением, а имеют общею этимологию происхождения.

У много из поздных тюркских имен эта "частица" является арабским титулом емир/амир.[/font][/size]

Обычно в советской филологии так и считали. Но и это заключения можно поставить под сомнения. В мусульманских именах, этнонимах и топонимах тюрков арабские эмир (правитель) и амир (управитель, приказчик) остались целыми. Например племя Амиралылар, топонимы Амирхаджиан, Эмирбейли, и имя Эмирхан. Примеров много. Тогда возникает вопрос, почему в этих случаях начальная А/Э остается не тронутым а в других примерах, о котором я упоминал выше в посте 28 они падают??? Тем более, что у азербайджанцев есть еще имя Гюлэмир и Гюльмира. Гюль это роза или цветок. Правитель, или приказчик ну уж точно не может сравниваться розой. Думаю, что все-таки МИР в этих именах не арабского происхождения, а древнетюркского. И переводиться как «господин» в уважительном смысле. В анатолийских регионах до недавнего времени к старейщинам было обращение МИРИМ, то есть «мой господин». И это слово с арабскими амир/эмир не путают. В данном случае вообще интересно то, что арабские АМИР/ЭМИР этимологически родственно тюркскому МИР. И вполне возможно, что тут прослеживается связь с сумерийским ТИБИР. Можно также проследить связь с этрускским ТАМЕРА- 1.type/level of priest; 2.name of a magistracy; 3.grave chamber, а также пеласгийским термином, который остался в древнегреческом в форме ДЕМИУРГ.

По этим причинам полагается, что вторая часть имени БАЛА-МИР этимологизируется как «господин, вседержитель, владыка, или старейшина народа». А БАЛА может и быть модификацией титула БАГА. То есть БАЛАМИР может и в оригинале звучало в форме БАГАМИР. Конечно же это гипотеза, но мы знаем, что у славян было имя БОГОМИР.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Шорско-русский словарь

амыр покой

амыр мир

амыр удовлетворенность

амыр счастье

амыр самочувствие

амыр спокойный

амыр мирный

амыр уютный

амыр счастливый

амыр спокойно

амыр мирно

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересный отрывок по данной теме, а также этимологическая параллель Владимира с Болча/Олча. Одновременно было бы интересно услышать комментарии господина Добрева.

И все пак, дали трябва безрезервно да се приема за “чисто славянско” името Владимир. Далеч преди имената с окончание “мир” да дойдат на мода при славяните, в историята са известни вождът на хуните Баламир, победил остроготите през 372-375 год., Орлеанският франкски владетел Хлодомир (511-521 г.), българският кан Маламир (831-836 г.) и т.н. Прабългарското МъИРъ - син, служител, последовател - до нас достига в думи като читкой мирос - войници/читкой - ЧъЙОТъ - броя, ч`ета, армия и МъИРъ ЗъЗъ - синове/, мирмидонци, миряни, кумир и пр.. Кан Маламир - МъЛъ МъИРъ - майка син - мамин син, “мамино синче”, прережда двамата си по-старши братя на престола след смъртта на баща си кан Омуртаг(814-831 г.), избран от болярите само заради влиянието на майка си. /Вж. Стойчо Г. Стефанов “Назад през вековете”/. БъЛъ Тъ - велик прави, велик баща - т.е. могъщество, власт, владетел, намира широко лексикално разпространение - владея, владика, власт, validus/силен, могъщ/, die Gewalt/власт, сила/, valid/солиден/ и пр.. На езика на азите прабългари Владимир - БъЛъТъ МъИРъ означава “владетелски син”, “син на могъщия”. Веднага трябва да се направи разграничение с корена БъЕЛъ - заповядам, повелявам - откъдето произлизат лексемите - веля, воля, велможа, повелител, волунтаризъм, der Wille/воля/, will/воля/ и т.н. Интерес представлява близостта на звученията МъИРъ - син - и МРъА - не мърдам - покой, от последното произтичат думите - мра, мир, мор, умрял, умора, мораториум, морга, der Mord/убийство/, mortal/смъртен/ и т.н. Явно в книжовния български език на по-късен етап “мир” в значение на покой, взима връх над “мир” в значение на син, служител, последовател. Или ще се окаже, че Владимир е едно “чисто прабългарско” име, тъй както Борис, Аспарух, Кубрат, Маламир, Крум, а първородният син на владетеля, синът на княз Борис, наречен по езически обряд Владимир, получава при светото кръщение името на сина Божи, Христос /с негръцки изговор Крист, Кръст, Кръстьо/, което тогава звучи на все още неопитните в християнските дела българи - Хръсате/ Кръстьо, Христо, Ристо/, новото православно име на последния български езически владетел, на последния прабългарски кан.

Един различен поглед от позициите на езика на “говорещата азбука на прабългарите” ЪЗъЕр би могъл да смути всеки навик за автоматично приемане на несъмнени досега исторически постулати.

Борислав Иванов Иванов

гр. Бургас, 24.07.2003 г.

Полностью статью можно прочитать здесь:

КОЕ Е ХРИСТИЯНСКОТО ИМЕ НА КНЯЗ ВЛАДИМИР-ХРЪСАТЕ (889-893)

http://borislav.digicom.bg/statii/vladimir.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Улайтимур Рашидаддина, Володимер русских летописей и Бълтъмир болгарского автора Борислава Иванова выявляют интересную этимологическую цепочку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А может быть что последние слоги "-мир" от тюркского слова "омир" то есть жизнь.

Кстати очень созвучно это слово с русским словом "умер", хотя по значению прямо противоположно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А может быть что последние слоги "-мир" от тюркского слова "омир" то есть жизнь.

Кстати очень созвучно это слово с русским словом "умер", хотя по значению прямо противоположно.

это не арабизм?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Считается, что, арабизм. Более правильно ömür, где корень УМР-существование, жизнь.

А может быть заимствовано из тюркского? Ведь тюрки также оказывали влияние на арабов.

Болот - омир

Болу - быть

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А может быть заимствовано из тюркского? Ведь тюрки также оказывали влияние на арабов.

Болот - омир

Болу - быть

В действительности ранних семитских языках присутствуют прототюркские корни и слова, которые были заимствованы через сумерийскую лексику. Данный корень ˁmr-жизнь присутсвовал также в арамейском языке. По моему в нашем рассматриваемом вопросе данная связь мало, что решает, разве, что лишний раз доказывает древнее происхождение корня.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В действительности ранних семитских языках присутствуют прототюркские корни и слова, которые были заимствованы через сумерийскую лексику. Данный корень ˁmr-жизнь присутсвовал также в арамейском языке. По моему в нашем рассматриваемом вопросе данная связь мало, что решает, разве, что лишний раз доказывает древнее происхождение корня.

Уважаемый Ультрааслан.

Тогда с русским словом "умер", есть ли паралели, или заимствование от слова "омир"?

Мне кажется что в понятие омир вкладывалось очень большое значение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Ультрааслан.

Тогда с русским словом "умер", есть ли паралели, или заимствование от слова "омир"?

Мне кажется что в понятие омир вкладывалось очень большое значение.

Каким-то образом конечно же может иметь связь. Если учесть, что в проторелигиях не редко «умереть» означало еще приобрести «покой», то есть «умиротвориться» то допускается такая связь. Тем более, что в алтайских диалектах этот корень до сего времени используется как МИР, ПОКОЙ и т.д. Вообще, в русском языке очень много тюркских субстратов. Намного больше чем мы можем себе предположить. Это косвенно подтверждает даже О. Мудрак, когда говорить, что матерью славянских языков является древнеболгарский. Любопытно, что одно из божеств венедов, которые являются ответвлением протоболгар, назывался ЗИТ ТИБЕР. Сам ЗИТ ТИБЕР уже после превращается в славянский ЖИТОБОР. Да и остальные персонажи славянского пантеона видимо имеют тюркские лингвистические корни. Один современный русский тюрколог (фамилию не помню) имя ДАЖДБОГ выводит из тюркского ДЖАБГУ/ЙАБАКУ. Этот термин у Рашидаддина фиксируется в более древней фонетической транскрипции, как ДИБ БАКУЙ (ДИБ БАКУЙ – ЗЕУС ПАТЕР – ЙУПИТЕР). Те же СВАРОГ (от тюркского ВАР-существование, творение, бытие) и ПЕРУН (чувашский ПЕР; общетюркский БИР-единый; единство) имеют тюркское происхождение. А сам термин ТИБЕР/ТЕМИР и его модификации были сильно распространены географически и заимствованы другими языками. В частности на Ближнем Востоке он был заимствован через сумерийский, а в Европе через пеласгов, одним из ответвлений которых были этруски. Я уже здесь отмечал про греческий ДЕМИУРГ, и латинский ТИБЕРИЙ, туда можно еще добавить ороним ТИБР.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каким-то образом конечно же может иметь связь. Если учесть, что в проторелигиях не редко «умереть» означало еще приобрести «покой», то есть «умиротвориться» то допускается такая связь. Тем более, что в алтайских диалектах этот корень до сего времени используется как МИР, ПОКОЙ и т.д. Вообще, в русском языке очень много тюркских субстратов. Намного больше чем мы можем себе предположить. Это косвенно подтверждает даже О. Мудрак, когда говорить, что матерью славянских языков является древнеболгарский. Любопытно, что одно из божеств венедов, которые являются ответвлением протоболгар, назывался ЗИТ ТИБЕР. Сам ЗИТ ТИБЕР уже после превращается в славянский ЖИТОБОР. Да и остальные персонажи славянского пантеона видимо имеют тюркские лингвистические корни. Один современный русский тюрколог (фамилию не помню) имя ДАЖДБОГ выводит из тюркского ДЖАБГУ/ЙАБАКУ. Этот термин у Рашидаддина фиксируется в более древней фонетической транскрипции, как ДИБ БАКУЙ (ДИБ БАКУЙ – ЗЕУС ПАТЕР – ЙУПИТЕР). Те же СВАРОГ (от тюркского ВАР-существование, творение, бытие) и ПЕРУН (чувашский ПЕР; общетюркский БИР-единый; единство) имеют тюркское происхождение. А сам термин ТИБЕР/ТЕМИР и его модификации были сильно распространены географически и заимствованы другими языками. В частности на Ближнем Востоке он был заимствован через сумерийский, а в Европе через пеласгов, одним из ответвлений которых были этруски. Я уже здесь отмечал про греческий ДЕМИУРГ, и латинский ТИБЕРИЙ, туда можно еще добавить ороним ТИБР.

Спасибо за информацию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Один современный русский тюрколог (фамилию не помню) имя ДАЖДБОГ выводит из тюркского ДЖАБГУ/ЙАБАКУ.

На всякий случай чтобы не выглядит голословным выставляю линк про Дажьбог-Джабагу:

В. А. Воронцов, г. Казань

СКРЫТЫЕ ТЮРКИЗМЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

http://www0.kai.ru/s...ov/Turkizms.pdf

Статья посвящена некоторым тюркским заимствованиям в лексике

«Слова о полку Игореве»:

1. Тюрк. kalүk > «Слово…» галки, клюки, клики.

2. Тюрк. дəү > «Слово…» дева, дивъ, дивь.

3. Тюрк. šerig su > «Слово…» трикусы.

4. Тюрк. dunja > «Слово…» Дунай.

5. Тюрк. джабгу > «Слово…» Дажьбог.

6. Тюрк. шаян > «Слово…» синее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С такими успехами можно доказать, что весь русский язык (да и другие) из тюркского произошел. Зачем это надо, так неистово подгонять все под тюркский? Существуют немало тюркизмов, хватает на всех. В наших языках много иностранной лексики, больше или меньше в одних и других.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В. А. Воронцов, г. Казань

СКРЫТЫЕ ТЮРКИЗМЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

http://www0.kai.ru/s...ov/Turkizms.pdf

Статья посвящена некоторым тюркским заимствованиям в лексике «Слова о полку Игореве»:

Хорошо известно, что владения Галицкого князя находились на большом удалении от известной европейской реки, да и река Каяла находилась отнюдь не в пойме Дуная.

Между тем, в «Словаре народных географических терминов» Э. М. Мурзаева ДУНЬЯ — «мир, вселенная» (тюркск.). В Древнетюркском словаре» Dünja 'мир, свет'.

Таким образом, Дунай в былинах сего времени и в «Слове…» мог обозначать вовсе не известную европейскую реку, а тюркский мир.

Есть все основания полагать, что Осмомысел затворил ворота диким половцам, судить которых он не мог. Дунай, до которого доносился плач Ярославны, был половецкой степью. В эту степь к раненому мужу и хотела полететь птицей Ярославна.

Парень вообще не соображает что говорит. Так нехорошо и нельзя!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Парень вообще не соображает что говорит. Так нехорошо и нельзя!

Господин Добрев такое бывает. У каждого исследователя иногда шпоры выходят из под контроля. Вам ли удивляться этому? А какое заключение у Вас по поводу этимологии Дунайа?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...