Jump to content



Recommended Posts

вы пишите  о юртах богачей  . У  президента  дом 3 этажный и у его чиновников такие же , а вот у уборщицы или дворника не такие красивые дома .  Фиксировали роскош ,  а лачуги никто не замечал . По телеку показывают новую часть Астаны , лачуги есть но их не показывают .

 

Кусаин, мне кажется нельзя все оценивать сегодняшним днем и забывать, что казахи нынешние и казахи прошлого две огромные разницы. Нынче социальное расслоение в нашем обществе достигло космических масштабов, в старину такого не было и в помину.

 

Бедняки (джатак) презирались как лентяи. Богатство, а это исключительно количество скота, нажитое трудом предков и дополненное трудом живых поколений уважалось и чтилось.

 

Если обратите внимание, то до советской власти, то есть до коллективизации, все знаменитые личности были не бедными людьми. Но это не значит, что умными были одни богатые. Просто бедных как таковых практически не было! И применительно к вопросу - все казахи имели возможность ставить себе и детям юрты из белого войлока.

Link to post
Share on other sites

 

Я остаюсь при своём - кара уй, это "повседневная крыша" степняка. Обычный дом, все НАШИ обычно живут в таких.

 

Историческая информация и факты из казахской истории о белом войлоке:

 

 

... В 1861 году на поминках в честь Байдаулета  Кулбекулы в качестве главного приза на конных скачках были заявлены 100 голов лошадей, 100 овец, 10 верблюдов и 1 свежеизготовленная белая юрта для молодоженов. 

 

... В 1874 году на поминках сыну Куата было завалено 300 овец, 500 лошадей, установлено 700 новых белых юрт для гостей.

 

... Особенно богатыми оказались поминки Сагыная, которые можно назвать сравнимыми с расходами на постройку самого мавзолея Тадж-Махал. Было поставлено 500 новых белых юрт, в которые...

 

... В 1909 году, когда умер Ултарак бай поминки (ас) были даны по истечении 3-х лет со дня смерти. Это происходило в аймаке Баян-Ульгий в сомоне Дайын в местности Жаланаш, Тастыбулак... Были поставлены новые белоснежные юрты.

 

... На поминках Бурулбая Мойынбайулы было поставлено 200 новых белых юрт, установлен тайказан.

 

... Сохранилось описание юрты, сделанной специально для Чокана Валиханова по заказу его отца (Чингиза). В этой юрте Чокан жил после окончания кадетского корпуса и возвращения из Петербурга (1861 – 1863 гг.). Впоследствии в этой юрте останавливались А.К.Гейнс – член Степной комиссии (1865 г.) и Г.Н.Потанин (1895 г.). Вот как описывает Гейнс эту юрту: «За могилой какого-то сына Аблай-хана стала видна белая как снег большая юрта… Это аул Чингиза. Она десятиканатная.

 

 

 

И для сравнения информация об использовании черного войлока:

 

 

-  у них черный знак траура, когда кто-нибудь среди них серьезно заболевает, то около его юрты воздвигается шест [длиной] девять локтей, обмотанный черным войлоком.

 

- Аткинсон, описывая обряд погребения представителя знати у казахов, отмечал: "... у палатки (юрты), где лежал покойник, стояло воткнутое в землю высокое копье с черным флагом (из черного войлока). 

 

  в этих текстах упоминается цвет юрты  и количество  их ,  белые  юрты   ставились на каких то событиях и их было ограниченное количество . 

Link to post
Share on other sites

Обратите внимание на исторические названия некоторых разновидностей казахских юрт и посудите сами о их цветовых значениях:

 

 

С приставкой "ақ" (белая):

 

Ақтағыр - обычная 2-х канатная юрта.

 

Ақшаңқанүй - юрта, покрытая белоснежным войлоком.

 

Ақотау - новая юрта, специально поставленная для отдельного проживания молодоженов.

 

Ақбозүй - белая юрта.

 

Ақорда - большая ханская юрта из белоснежного войлока.

 

 

С приставкой "қара" "(черная):

 

Қараүй - юрта бедняков, покрытая черным войлоком.

 

Қарақұрымүй - старая юрта с изношенным войлоком.

 

Қарашаүй - старая юрта с изорванным, дырявым войлоком.

 

Қаралашық - бедняцкая лачуга наподобие юрты.

Link to post
Share on other sites

в этих текстах упоминается цвет юрты  и количество  их ,  белые  юрты   ставились на каких то событиях и их было ограниченное количество . 

 

Вы приведите такие же исторические данные о черных юртах. 

 

 

Link to post
Share on other sites

 

в этих текстах упоминается цвет юрты  и количество  их ,  белые  юрты   ставились на каких то событиях и их было ограниченное количество . 

 

 

Вы приведите такие же исторические данные о черных юртах. 

 

 

 

 зачем ? вы сами  написали уже это .

белый цвет использовали богачи , чёрный бедняки .

 

Ақтағыр - обычная 2-х канатная юрта.

 

Ақшаңқанүй - юрта, покрытая белоснежным войлоком.

 

Ақотау - новая юрта, специально поставленная для отдельного проживания молодоженов.

 

Ақбозүй - белая юрта.

 

Ақорда - большая ханская юрта из белоснежного войлока.

 

 

 

Қараүй - юрта бедняков, покрытая черным войлоком.

 

Қарақұрымүй - старая юрта с изношенным войлоком.

 

Қарашаүй - старая юрта с изорванным, дырявым войлоком.

 

Қаралашық - бедняцкая лачуга наподобие юрты.

Link to post
Share on other sites

Конечно керейты жили в белых юртах! Вот что написано про керейскую юрту у Си Ю Цзи в "Описание путешествия на запад даосского монаха Чань Чуня":

 

"... по всем сторонам, вдали, виднелись людские обиталища, состоявшие из черных телег] и белых юрт; ...  войлочные юрты стояли рядами, в числе нескольких тысяч; ... на южном берегу были тысячи телег и юрт; ... в средний период жаров в юртах не было мух; ... юрты орды имеют величественный вид, такого великолепия не было у древних Шаньюй; ... по обоим берегам ее растет много высоких ив. Татары (монголы) пользуются этим деревом, делая из него свои юрты (АКБ: важный момент! современные монголозычные народы используют для юрты сосну и лиственницу, а тюрки как и татары Чингизхана, юрту изготовляют из ивы); ... обитателей весьма много, все они тоже живут в черных телегах и белых юртах."

 

 

А это Рубрук о юртах татар на телегах, не только керейтские:

 

"... дом, в котором они спят, они ставят на колёсах из плетённых прутьев; брёвнами его служат прутья, сходящиеся к верху в виде маленького колеса, из которого поднимается ввысь шейка, наподобие печной трубы; её они покрывают белым войлоком, чаще же пропитывают войлок также извёсткой, белой землёй и порошком из костей, чтобы он сверкал ярче."

Link to post
Share on other sites

смотрел передачу Вооружение тюрков .
 

там казхахские историки говорят , металические доспехи себе мог позволить богатый человек ,  в основном  одевали тумак  вместо шлема  ,  они же эти историки говорят что тумак это дешовая копия шлема  сделанная из кожи и меха

Link to post
Share on other sites

Красовский М.И. "Образ жизни казахов степных округов":

 

"… Оно, как видим, вполне отвечает всем вышеперечисленным, требуемым от него кочевыми жителями условиям. Полная юрта средней величины, с кошмами серого цвета, стоит киргизу рублей 100, много 150, следовательно, заготовлять для каждой из выходящих замуж дочерей такую юрту не отяготительно." 

 

 

Пусть не ослепительно белая как у богатых, пусть серая (боз), как пишет этнограф, но никак не черная!

Link to post
Share on other sites

в основном  одевали тумак  вместо шлема  ,  они же эти историки говорят что тумак это дешовая копия шлема  сделанная из кожи и меха

 

Не тумак, а тымақ.

Link to post
Share on other sites

Красовский М.И. "Образ жизни казахов степных округов":

 

"… Оно, как видим, вполне отвечает всем вышеперечисленным, требуемым от него кочевыми жителями условиям. Полная юрта средней величины, с кошмами серого цвета, стоит киргизу рублей 100, много 150, следовательно, заготовлять для каждой из выходящих замуж дочерей такую юрту не отяготительно." 

 

 

Пусть не ослепительно белая как у богатых, пусть серая (боз), как пишет этнограф, но никак не черная!

видимо это приданное получается , один раз даётся  СЕРАЯ НО НЕ БЕЛАЯ ЮРТА  , ну а потом у неё появляются заплатки , дырки и тд  и потом новую делают уже чёрную .

Что то казахи отошли от своих обычаев , никто сейчас на приданное вместе с дочерью не даёт квартиру . :)

 

Норковые шубы люди и сейчас в кредит берут и потом на автобусе ездят .

Link to post
Share on other sites

Когда дадите факты про черные юрты? Причем здесь шубы, шапки и коттеджи? Легко заговаривать зубы.

Link to post
Share on other sites

Простой пример из личной жизни. У меня был дом на нескольких уровнях, которого не любил и чувствовал себя в нем очень неуютно (построили против моей воли). Все было, и полон детей, и постоянных гостей, но терзало чувство стыда из-за того, что у меня есть все что пожелаю, а у других нет. Расстался с этим домом с легким чувством, тоже случай помог. Сейчас живу на многоэтажке в трех комнатах и счастлив от того, что я - как все.

В чем мораль?! Незнаю, люди разные, одни любят шик и роскошь и считают это сверхсчастьем (себялюбцы), другие хотят жить в роскоши но не могут (их гложет черная зависть - самое плохое в человеке), третье могут позволить себе многое, но для них это необязательно (наверное середняки), четвертые рады тому что есть и действительно счастливы (основное население). Карауй я причисляю дому четвертой категории.

А еще считаю, что эти хоромы на нескольких уровнях просто излишеством. Другое дело, когда большой дом предназначен дружному большому семейству, когда все в одном доме и ритм жизни в доме подчинен самому старшему. Картина, которую иногда я вижу у своих коллег живущих в больших домах, вызывает у меня только тоску - счастьем в таких домах и не пахнет. А все от того, что и сверхбогатства не приносят людям счастья, люди тупеют и незнают что такое просто жить и радоваться каждому дню, на уме только одно - что купить, чтоб было дороже чем у того.

Зачем все это пишу? Потому что и юрты наших предков из этой "повести". Все эти позолоченные и белоснежные юрты - прихоть богачей, помпа, показуха. Сотни белых юрт выстраиваются в определенную дату и этим все сказано. Эти белые юрты потом входят в обиход определенному кругу людей, как символ самодостаточности. Дети богачей захотят жить только в белоснежных юртах. А начало всему - просто юрта (кара уй/каруй), ведь, не все люди поголовно стали строить себе белоснежные юрты. Это мое личное мнение.

Кстати, "Каруй" буквально переводится как "снежный дом", не оттуда ли корни "каруй", когда лесные предки жили в чумах под снегом.

Link to post
Share on other sites

белые юрты не практичные  , судя ещё по источникам   их красили извёсткой , костью измельчённой   и чтобы сверкал , такое только богатый мог себе позволить . Богачь и бедняк разница в цвете . У киргизов вроде такая же история с юртой , работали на богача и за работу богачь "дарил"  юрту бывшую в употреблении и как правило не белую , а уже грязную серую , может и с дырами .

вот нашёл

Большинство бедных киргизов жило в юрте боз уй, которая состояла из четырех, реже шести решетчатых стенок. Как отмечал Б.И. Кушелевский, "не всякий киргиз имеет возможность покрыть свою юрту хорошими кошмами. Чтобы свалять всего одну хорошую кошму шириной в 2,5 аршина, длиной в 6 аршин, нужно употребить от 25 до 30 фунтов шерсти..." [20]. Некоторые бедняки получали в "дар" за свой труд изношенные кошмы юрт богачей, которые когда-то были белыми, а со временем стали серыми. Поэтому в киргизском аиле преобладали серые юрты, а у каракалпаков, отмечает У. Шалекенов, "войлочные покрышки нередко заменялись камышовыми циновками"[21].
 

http://www.kyrgyz.ru/?page=284

Link to post
Share on other sites

белые юрты не практичные  , судя ещё по источникам   их красили извёсткой , костью измельчённой   и чтобы сверкал , такое только богатый мог себе позволить . Богачь и бедняк разница в цвете . У киргизов вроде такая же история с юртой , работали на богача и за работу богачь "дарил"  юрту бывшую в употреблении и как правило не белую , а уже грязную серую , может и с дырами .

вот нашёл

Большинство бедных киргизов жило в юрте боз уй, которая состояла из четырех, реже шести решетчатых стенок. Как отмечал Б.И. Кушелевский, "не всякий киргиз имеет возможность покрыть свою юрту хорошими кошмами. Чтобы свалять всего одну хорошую кошму шириной в 2,5 аршина, длиной в 6 аршин, нужно употребить от 25 до 30 фунтов шерсти..." [20]. Некоторые бедняки получали в "дар" за свой труд изношенные кошмы юрт богачей, которые когда-то были белыми, а со временем стали серыми. Поэтому в киргизском аиле преобладали серые юрты, а у каракалпаков, отмечает У. Шалекенов, "войлочные покрышки нередко заменялись камышовыми циновками"[21].

 

http://www.kyrgyz.ru/?page=284

 

По окружности каракалпакские юрты покрываются камышовыми циновками до сегодняшнего дня, войлок не используется, поэтому в зимнее время жить в таких юртах невозможно, да и цвет камыша не черный, тогда почему - кара уй?!. Для каракалпаков юрта летнее жилище, предки-скотоводы в давние времена летовали на Урале, а зимовали на Арале - в своих постоянных жилищах. Сельские каракалпаки живут в юртах каждое лето, к осени разбирают и живут в теплых домах. 

 

i-90.jpg

Link to post
Share on other sites

 

белые юрты не практичные  , судя ещё по источникам   их красили извёсткой , костью измельчённой   и чтобы сверкал , такое только богатый мог себе позволить . Богачь и бедняк разница в цвете . У киргизов вроде такая же история с юртой , работали на богача и за работу богачь "дарил"  юрту бывшую в употреблении и как правило не белую , а уже грязную серую , может и с дырами .

вот нашёл

Большинство бедных киргизов жило в юрте боз уй, которая состояла из четырех, реже шести решетчатых стенок. Как отмечал Б.И. Кушелевский, "не всякий киргиз имеет возможность покрыть свою юрту хорошими кошмами. Чтобы свалять всего одну хорошую кошму шириной в 2,5 аршина, длиной в 6 аршин, нужно употребить от 25 до 30 фунтов шерсти..." [20]. Некоторые бедняки получали в "дар" за свой труд изношенные кошмы юрт богачей, которые когда-то были белыми, а со временем стали серыми. Поэтому в киргизском аиле преобладали серые юрты, а у каракалпаков, отмечает У. Шалекенов, "войлочные покрышки нередко заменялись камышовыми циновками"[21].

 

http://www.kyrgyz.ru/?page=284

 

По окружности каракалпакские юрты покрываются камышовыми циновками до сегодняшнего дня, войлок не используется, поэтому в зимнее время жить в таких юртах невозможно, да и цвет камыша не черный, тогда почему - кара уй?!. Для каракалпаков юрта летнее жилище, предки-скотоводы в давние времена летовали на Урале, а зимовали на Арале - в своих постоянных жилищах. Сельские каракалпаки живут в юртах каждое лето, к осени разбирают и живут в теплых домах. 

 

i-90.jpg

 

дешовый вариант  это использовать камыш , камыш огнеопасный .

Link to post
Share on other sites

Простой пример из личной жизни. У меня был дом на нескольких уровнях, которого не любил и чувствовал себя в нем очень неуютно (построили против моей воли). Все было, и полон детей, и постоянных гостей, но терзало чувство стыда из-за того, что у меня есть все что пожелаю, а у других нет. Расстался с этим домом с легким чувством, тоже случай помог. Сейчас живу на многоэтажке в трех комнатах и счастлив от того, что я - как все.

В чем мораль?! Незнаю, люди разные, одни любят шик и роскошь и считают это сверхсчастьем (себялюбцы), другие хотят жить в роскоши но не могут (их гложет черная зависть - самое плохое в человеке), третье могут позволить себе многое, но для них это необязательно (наверное середняки), четвертые рады тому что есть и действительно счастливы (основное население). Карауй я причисляю дому четвертой категории.

А еще считаю, что эти хоромы на нескольких уровнях просто излишеством. Другое дело, когда большой дом предназначен дружному большому семейству, когда все в одном доме и ритм жизни в доме подчинен самому старшему. Картина, которую иногда я вижу у своих коллег живущих в больших домах, вызывает у меня только тоску - счастьем в таких домах и не пахнет. А все от того, что и сверхбогатства не приносят людям счастья, люди тупеют и незнают что такое просто жить и радоваться каждому дню, на уме только одно - что купить, чтоб было дороже чем у того.

 

 

Зачем все это пишу? Потому что и юрты наших предков из этой "повести". Все эти позолоченные и белоснежные юрты - прихоть богачей, помпа, показуха. Сотни белых юрт выстраиваются в определенную дату и этим все сказано. Эти белые юрты потом входят в обиход определенному кругу людей, как символ самодостаточности. Дети богачей захотят жить только в белоснежных юртах. А начало всему - просто юрта (кара уй/каруй), ведь, не все люди поголовно стали строить себе белоснежные юрты. Это мое личное мнение.

 

 

Кстати, "Каруй" буквально переводится как "снежный дом", не оттуда ли корни "каруй", когда лесные предки жили в чумах под снегом.

 

Ув. Kamal, абсолютно с вами согласен. Но что говорить о живых людях, если даже после смерти их родственники пытаются отличить своего от других воздвигая на перегонки мазар круче других. Зайдешь на наш зират и ахнешь, целый архитектурный город. Здесь конечно уповать на сознание людей не приходится, должно вмешиваться государство, т.е. закон, по которому приравнять всех и утвердить какой-то средний стандарт, кроме заслуженных личностей. Кстати, так было у казахов в старину, мазары ставились только известным людям. 

 

Насчет прихоти богачей, я думаю, что вы не правы. Уравниловку мы уже проходили, вы наверно тоже. Как вы себе представляете, например, чтобы хан, принимающий послов и управляющий государством, и обыкновенный пастух, жили оба в одинаковой хибаре? То-то и оно. ;)

Нельзя забывать классический принцип справедливости: "Suum cuique!" Что значит "всякому свое, каждому по его заслугам!".

 

Со "снежным домом" конечно перебор.  :)

Link to post
Share on other sites

белые юрты не практичные  , судя ещё по источникам   их красили извёсткой , костью измельчённой   и чтобы сверкал , такое только богатый мог себе позволить . Богачь и бедняк разница в цвете . 

 

Кусаин, а вы что, долгое время жили в белой юрте и лично выстрадали ее не практичность?  :osman6ue:  К черту тогда все белое, в целях практичности давайте спать на черных простынях, носить черные рубашки, использовать черные салфетки и полотенца, а то вдруг запачкаем их нечаянно. :lol:   

Link to post
Share on other sites

 

белые юрты не практичные  , судя ещё по источникам   их красили извёсткой , костью измельчённой   и чтобы сверкал , такое только богатый мог себе позволить . Богачь и бедняк разница в цвете . 

 

Кусаин, а вы что, долгое время жили в белой юрте и лично выстрадали ее не практичность?  :osman6ue:  К черту тогда все белое, в целях практичности давайте спать на черных простынях, носить черные рубашки, использовать черные салфетки и полотенца, а то вдруг запачкаем их нечаянно. :lol:   

 

 

 это сейчас вы в магазине Тайд или Ариель купите , тогда не было этого  ,  посмотрите старые фото казахов которые есть в сети ,   чёто ни одного нет в белоснежном чапане

 юрты  белые тоже нет фото , где они эти юрты белые .  Ак суек и Кара суек .

 

Link to post
Share on other sites

дешовый вариант  это использовать камыш , камыш огнеопасный .

 

Это не камыш, это чий (каз. "ши").

Link to post
Share on other sites

По окружности каракалпакские юрты покрываются камышовыми циновками до сегодняшнего дня, войлок не используется, поэтому в зимнее время жить в таких юртах невозможно, да и цвет камыша не черный, тогда почему - кара уй?!. Для каракалпаков юрта летнее жилище, предки-скотоводы в давние времена летовали на Урале, а зимовали на Арале - в своих постоянных жилищах. Сельские каракалпаки живут в юртах каждое лето, к осени разбирают и живут в теплых домах. 

 

А разве изнутри нет войлока? Интересно.

 

У казахов тоже использовали для юрты чий (ши - тростник), но в другой роли. Например, в качестве перегородок (ширм) из плетенных из чия циновок, с такими ширмами юрта могла быть с несколькими комнатами ;) , что позволяло, например, хотя-бы переодеваться при людях.

Link to post
Share on other sites

 это сейчас вы в магазине Тайд или Ариель купите , тогда не было этого 

 

Порошков и шампуней не было, но зато варили свое мыло и гигиена от этого не страдала.

 

посмотрите старые фото казахов которые есть в сети ,   чёто ни одного нет в белоснежном чапане

 юрты  белые тоже нет фото , где они эти юрты белые .  

 

Вы хотите отрицать наличие у казахов белых овец, белой шерсти, белой кошмы, белых юрт, белых войлочных головных уборов (калпак), одежды из белого ситца и прочее?  :D

Link to post
Share on other sites

 

 

У меня такое чувство, что я веду диалоги с Абдуллой, забаненным Админом 12 апреля.  :mellow: Вы клон? 

 

Кстати ваш спам-оффтоп скрыт. 

Link to post
Share on other sites

Я не понимаю вашей логики и речи, что вы хотите доказать, о чем вы? 

Link to post
Share on other sites

Я не понимаю вашей логики и речи, что вы хотите доказать, о чем вы? 

 

читайте внимательно коментарии и не прячьте  и не удаляйте их тогда всё поймёте .

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...