Jump to content



Recommended Posts

1 minute ago, АксКерБорж said:

 

Peacemaker, к вам еще один вопрос - зачем в центре тооно монголы прицепляют металлическое колечко и для чего привязывают к нему веревку?

Только просьба ответить все таки вам, чтобы не отвечать опять мне самому.

 

 

 

 

 

2 minutes ago, АксКерБорж said:

 

Peacemaker, к вам еще один вопрос - зачем в центре тооно монголы прицепляют металлическое колечко и для чего привязывают к нему веревку?

Только просьба ответить все таки вам, чтобы не отвечать опять мне самому.

 

 

 

 

Очень глупый вопрос АКБ. Реихе  говорил,что при силнем ветре казахские юрты упали ,а монгольские устояли..

:D

Link to post
Share on other sites
48 минут назад, АксКерБорж сказал:

Не путайте себя, меня и всех остальных честных людей!

1) Казахские юрты на телегах зафиксированы очевидцами еще в 15 веке! Ссылку на труд я приводил в теме.

2) Монголоязычным народам юрты на телегах не были знакомы! Не считая современных кафешек на макетах тюркских 4-колесных неподвижных телег. :rolleyes:

если допустить что казахов как отдельного этноса еще не было в 15 в. то позже в период с 16 по 19 в. юрты на колесах зафиксированы у казахов?

Link to post
Share on other sites
12 часов назад, Peacemaker сказал:

Очень глупый вопрос АКБ. Реихе  говорил,что при силнем ветре казахские юрты упали ,а монгольские устояли.. :D

 

К чему монголы привязывают веревку? К печке? 

 

Link to post
Share on other sites
12 часов назад, кылышбай сказал:

если допустить что казахов как отдельного этноса еще не было в 15 в. 

 

Не знаю как ваши, но мои предки были и в 15 веке, и раньше.

 

Link to post
Share on other sites
  • Admin
1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

Не знаю как ваши, но мои предки были и в 15 веке, и раньше.

 

В 15 Ваши предки не называли себя казахами.

Link to post
Share on other sites

Есть мнение что и часть скифов тоже пользовались юртами.У кого есть информация по этому вопросу?

Link to post
Share on other sites

Геродот упоминал , что скифы делают шатры-бани из войлока и нескольких шестов.  Я всё-таки думаю, что и жилища они мог ли строить из войлока. В Крыму на стене   одного из склепов поздних скифов(?) было изображение шатра или юрты. А так, в основном все античные сообщения говорят о скифах в момент перекочевок, с жилищами на повозках.

Link to post
Share on other sites
8 часов назад, АксКерБорж сказал:

не знаю как ваши, но мои предки были и в 15 веке, и раньше.

это не ответ. я имело ввиду что казахов как этноса в его современном виде и с современным самоназванием в 15 в. еще не было, уверен вы отлично меня поняли

Link to post
Share on other sites
3 часа назад, кылышбай сказал:

это не ответ. я имело ввиду что казахов как этноса в его современном виде и с современным самоназванием в 15 в. еще не было, уверен вы отлично меня поняли

 

Я то вас прекрасно понял, это вы не поняли моей иронии. Я ответил так, потому что многие на форуме выдумывают ерунду с мифическим прилетом в 15 веке казахов на землю из созвездия Альфа-Центавра или минимум с Марса. :lol: Так рассуждают достопочтенный Enhd сарлаговед и другие, не буду показывать пальцем. Эти товарищи не понимают, что не бывает одномоментного рождения этносов в тот или иной год, десятилетие и даже столетие. Процесс этногенеза очень длительный, поэтому казахи никак не могли резко возникнуть как народ в 15 веке, их основа существовала задолго до этого. Вхождение в Казахское ханство лишь сцементировало этот процесс.

Абсолютно аналогичная картина была и у всех других кочевых тюркских и монгольских народов, все они сгруппировались никак не раньше 15 века, а у монгольских народов Монголли процесс этногенеза емнип до сих пор не завершился. 

 

 

Link to post
Share on other sites
5 минут назад, Peacemaker сказал:

 

 

Вы не ответили мне, для чего монголы 21 века придумали металлическое кольцо в центре тооно и зачем к нему привязывают веревочку. Чтобы подвешивать люстру? А если от ветра, то к чему привязывают веревку, к печке или к лошади?  

 

Link to post
Share on other sites
10 часов назад, Rust сказал:

В 15 Ваши предки не называли себя казахами.

 

В 03.05.2017 в 19:29, кылышбай сказал:

если допустить что казахов как отдельного этноса еще не было в 15 в. то позже в период с 16 по 19 в. юрты на колесах зафиксированы у казахов?

 

Пардон, ошибся на сотню лет. Речь идет о казахских юртах на телегах в 16 веке:

 

Ибн Рузбихан (Воспоминание участников о походе Шейбани хана в Туркестан. В Кн. «Прошлое Казахстана в источниках и материалах». Сб.1. С.110):

 

".… Некоторые юрты с окошками и разноцветными войлоками были установлены прямо на арбах… юрты делали продолговатой формы с полным мастерством и изяществом. Спереди и сзади этих домов делали оконца, чтобы обитатели их могли выглядывать… Степень достоинства жилища доводили до терема небес. Какие преогромные шатры я увидел, поставленные на колеса!!

 

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites
5 minutes ago, АксКерБорж said:

 

Вы не ответили мне, для чего монголы 21 века придумали металлическое кольцо в центре тооно и зачем к нему привязывают веревочку. Чтобы подвешивать люстру? А если от ветра, то к чему привязывают веревку, к печке или к лошади?  

 

Quote

Чагтага.

Шинээр барьж буй гэрийн тоононоос арвай боосон хадаг уяж, тэр айлын гал голомт будаа шиг дэлгэрч, цэвэр тунгалаг байхыг бэлгэддэг. Тоононы чанх голоос чагтаганы уяаг уяж, сул үзүүрийг унинд хавчуулна. Салхи ихтэй үед чагтаганы уяаг буулгаж үзүүрт нь хүнд юм уях буюу газарт гадаслаж гэрийг хөдөлгөөнгүй болгодог. 

 

Link to post
Share on other sites

 

Да не было никогда никаких железных колец на тюндюках/шангираках тюркских юрт и тооно монгольских гэров!

Это опять из сериала "Монгольская мода 21 века на все средневековое татарское", причем случаи с перегибами как и в случае с шестами и бунчуками у входной двери. :lol: 

 

Link to post
Share on other sites
31 minutes ago, АксКерБорж said:

 

Да не было никогда никаких железных колец на тюндюках/шангираках тюркских юрт и тооно монгольских гэров!

Это опять из сериала "Монгольская мода 21 века на все средневековое татарское", причем случаи с перегибами как и в случае с шестами и бунчуками у входной двери. :lol: 

 

Quote

Ю́рта (булг. йорт - дом, в некоторых тюркских языках башк. тирмә [tirmä]; каз. киіз үй; кырг. боз үй; монг. гэр; узб. o`tov) — переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у кочевников.

Юрта полностью удовлетворяет потребностям кочевника в силу своего удобства и практичности. Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа. Она легко перевозится на верблюдах, лошадях или автомашине, её войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и холод. Отверстие на вершине купола служит для дневного освещения и позволяет легко пользоваться очагом. Юрта и поныне используется во многих случаях чабанами Казакстана, Кыргызстана и Монголии. Особенностью юрты является то, что она позволяет легко регулировать освещённость и вентиляцию. Дым выходит через центральное отверстие, не заполняя помещение. Оно же служит днём для освещения, а ночью легко прикрывается (достаточно потянуть аркан), что позволяет сохранить тепло. В жаркую погоду можно поднять вверх боковые кошмы, в таком случае юрта легко проветривается с любой стороны, позволяя людям сидеть в прохладной, обдуваемой тени.

Наиболее общим значением общетюркского слова «jurt» является «народ», «Родина». В одних тюркских языках этим словом обозначается только переносное жилище или кибитка, а в других - пастбище, родовая земля и даже Родина. В кыргызском языке слово «Ата-Журт» означает «отечество». В современном монгольском языке слово юрта (гэр) синонимично «дому».

Устройство юрты у тюрков и монголов несколько различается. Туркменские и казахские юрты имеют двухстворчатые деревянные двери. В кыргызских и казахских юртах кроме деревянной двери зачастую используется также и войлочный полог. Некоторые представления о мобильных жилищах древних кочевников дают наскальные изображения. Недалеко от деревни Алыбай Катон-Карагайского района Восточно-Казакстанской области обнаружено изображение шатрового типа жилища с чётким делением на правую и левую, мужскую и женскую части. Другое изображение жилища эпохи ранних кочевников обнаружено в ущелье Доланалы севернее села Калжыр Курчумского района Восточно-Казакстанской области.

Юрту обычно могут установить 3-4 человека в течение одного часа. Сначала ставят по кругу решётки (қанат) и связывают их между собой тканой тесьмой, между двумя решетками вставляли и привязывали дверную раму. Затем кто-либо из мужчин поднимает шаңырақ, пользуясь специальным шестом с развилкой на конце, его укрепляют 3-4 жердями (уық), а затем вставляют остальные, привязывая их нижние концы к верхним развилкам решетки. Решётчатую стенку вверху, где она скрепляется с жердями купола, снаружи стягивают широкой тканой полосой, достигающей 30-35 см (даже до 45) ширины. Она обычно имеет орнамент и представлял собой один из обязательных декоративных элементов интерьера юрты.

Решётчатые стенки каркаса сначала снаружи обставляют орнаментированными чиевыми циновками, затем привязывают кошмы, покрывавшие цилиндрическую нижнюю часть, привязывали войлочную дверь, накрывают купол. Снаружи, примерно на половине высоты стенок, войлочный покров опоясывается волосяными арканами или тканой лентой, к которой привязывают веревки покровных войлоков купола юрты. Если юрту покрывают длинными кошмами, то снаружи в двух местах перевязывали. Войлочный клапан сверху прикрепляют в последнюю очередь.

Ленты, различные по ширине и узору, тканые из шерстяной, чаще верблюжьей пряжи, служили украшением интерьера. С шаңырақа внутрь юрты спускаются тканые или плетёные узкие ленты, а в случае сильного ветра их привязывают к колу, вбитому в середине юрты. С купола свисают ленты для перевязывания жердей во время перевозок юрты. Эти ленты нередко заканчиваются разноцветными кистями. В летнюю жару боковые войлочные стенки могут подниматься на высоту до метра, тогда ветер свободно продувает помещение.

 

Quote

Arman Nurmukhanbetov 

Гульшат, при сильном ветре мы привязывали к шаныраку казан и бросали туда камни. В итоге сцепление между частями становится еще крепче, и конструкция обретает дополнительную прочность. Продуваемость легко устраняется методом простого затыкания дыр ))) Насчет детей не понимаю разницы, я в детстве много времени провёл в юрте, ничего страшного, даже весело! ))

https://vk.com/wall-6051001_22185

Значит предки АКБ точно жили в чуме.

Link to post
Share on other sites
13 часов назад, Peacemaker сказал:

g833.gif

 

Эта форма монгольского тооно позднее тибетско-ламаистское культурное влияние, подражание будийскому символу 8-лепесткового лотоса, ориентировочно продукт 18-19 вв.

В прошлом у монголольского гэра тооно было такой же формы и конструкции как крестообразный шангырак тюркской юрты, что не раз подтверждали ReicheOnkel и Enhd-сарлаговед. Такая форма не позволяла приделывать к ней металлические кольца, так как не имела центральной точки как на рисунке Peacemaker'а. :)

 

Сейчас такой тооно редок у монголов, почти забылся:

4e5ebf6ba4ae.jpg

 

К тому же зачем надо привязывать тооно в монгольском гэре, если весь потолок стоит на двух или четырех подпорках тооно.

 

 

Link to post
Share on other sites

 

Еще один монгольский новодел конструкции купола - тооно. Похож на проемы в окнах веранды: :)

42141d9614f6c75d473cfa07775fc0ab.jpg

 

Link to post
Share on other sites
В 03.05.2017 в 18:50, Peacemaker сказал:

при силнем ветре казахские юрты упали ,а монгольские устояли.. :D

 

Монгольский способ противоборства сильному ветру:

e512919e9ad5.jpg
 

Link to post
Share on other sites
1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

Монгольский способ противоборства сильному ветру:

e512919e9ad5.jpg
 

АКБ, вы ведь на монголах собаку съели. Объясните, юрта - это общий кочевнеческий феномен или исконо тюркский? 

Например ираноязычные группы скифов делали юрты? И откуда у монголов юрты? Или всё-таки юрта это нечто общее для кочевников и нечему удивляться?

Peacemaker, друг, вам точно такой же вопрос. Очень интересно.

Link to post
Share on other sites
В 04/05/2017 в 22:06, Shamyrat сказал:

Есть информация что эфталиты тоже жилы в юртах.

Белые Гунны просто обязаны были жить в юртах. Равно как и другие тюркоязычные потомки Хунну.

Link to post
Share on other sites

Есть информация, что андроновцы первые жили в юртах. Кто у нас специалист по восточной культуре эпохи Бронзы? :) 

Link to post
Share on other sites
12 минут назад, Uighur сказал:

АКБ, вы ведь на монголах собаку съели. Объясните

Uighur, собак я не ем. :) Но свое мнение высказать всегда готов.

12 минут назад, Uighur сказал:

юрта - это общий кочевнеческий феномен или исконо тюркский? 

Я бы ответил так, что войлочная юрта это тюрко-монгольский феномен.

12 минут назад, Uighur сказал:

Например ираноязычные группы скифов делали юрты?

Я не считаю их ираноязычными, а потому считаю, что войлочная юрта у них вероятно была, и предполагаю, что она была и до них.

12 минут назад, Uighur сказал:

И откуда у монголов юрты?

Судя по историческим событиям, юрточной терминологии и некоторым различиям в конструкции юрты и гэра, этот феномен у монголоязычных народов от тюрков (как и многое другое).

 

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites
В 03.05.2017 в 19:29, кылышбай сказал:

если допустить что казахов как отдельного этноса еще не было в 15 в. то позже в период с 16 по 19 в. юрты на колесах зафиксированы у казахов?

Юрты на телегах фиксируются в начале 16-го века, когда они исчезли, не знаю.

 

5 минут назад, Uighur сказал:

Есть информация, что андроновцы первые жили в юртах. Кто у нас специалист по восточной культуре эпохи Бронзы? :) 

Насколько я помню они жили в землянках, полуземлянках и в домиках типа хижин. Они не были кочевниками.

 

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...