Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

В.А.Обручев "От Кяхты до Кульджи. Путешествие в Центральную Азию и Китай" (Москва - Ленинград, Издательство Академии наук СССР, 1940).

 

Рис. 3 - Устройство монгольской юрты:

 

r3.jpg

 

Рис.4 - Монгольская юрта:

 

r4.jpg

 

 

"... Юрта, представляющая собой удобное передвижное жилье, состоит из двух частей.

Нижнюю часть образует решетка из тонких перекрещивающихся жердей или, скорее, палок, подвижно скрепленных друг с другом ремешками. В раздвинутом виде эта решетка представляет цилиндр высотой в метр или метр с четвертью, в одну сторону которого вставлена дверная рама. Снаружи к решетке привязывают войлок. Верхняя часть, представляющая крышу плоскоконической или куполообразной формы, состоит из центрального двойного круга и более длинных прямых или слегка согнутых палок, которые одним концом вставляются в этот круг, а другим привязываются к палкам решетки. Эту основу также покрывают войлоками — и жилище готово. Круг служит и окошком, и отверстием для выхода дыма; его задергивают войлоком на ночь, если в юрте не горит огонь. Дверная рама закрывается также войлоком (рис. 3, 4).

Внутри юрты вдоль стенок ставится убогая домашняя обстановка монгола — кожаные и шерстяные сумы с одеждой, сундучки — и стелется войлок, на котором сидят и спят. В центральной части под кругом огонь в тагане — низком треножнике в виде решетчатого цилиндра.

В разобранном виде юрта представляет кучу войлоков, круг, дверную раму (не всегда даже имеющуюся), свернутую решетку и связку палок крыши; все это можно навьючить на верблюда или даже на быка для переезда на другое место, где установка юрты занимала полчаса и всегда производилась женщинами"

 

 

Судя по описанию геолога путешественника в 1892—1894 гг. у халха раньше было 2 типа юрт - один более близкий к тюркской юрте (куполообразная, со слегка  изогнутыми купольными жердями, с дополнительной войлочной дверью, соответственно наверняка без подпорок - Рис.3) и второй тип, нынешняя монгольская юрта (плоскоконическая, с прямыми купольными жердями, Рис.4).

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В.А.Обручев "От Кяхты до Кульджи. Путешествие в Центральную Азию и Китай" (Москва - Ленинград, Издательство Академии наук СССР, 1940).

 

Рис. 3 - Устройство монгольской юрты:

 

r3.jpg

 

Рис.4 - Монгольская юрта:

 

Обратите внимание на купол построения, вернее на отсутствие шанарака (цагарак), там жерди сложены между собой (костром) и стянутые какой то веревкой. Больше походит на чумообразное построение, если бы не кереге (решетка), можно былоб сказать что это чум.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

МЕН, некоторые монголоязычные также несут бред, как и тюркоязычные. Воззрения Хукера на "лесную природу" тюрок я точно не поддерживаю,

 

Вы тоже из лесных народов(ойрат).Поэтому говорите! :)

 

 

§ 239. В год Зайца (1207) Чжочи был послан с войском Правой руки к Лесным народам. Проводником отбыл Буха. Прежде всех явился с выражением покорности Ойратский Худуха-беки, со своими Тумен-Ойратами. Явившись, он стал провожатым у Чжочия. Проводил его к своим Тумен-Ойратам и ввел в Шпхшит. Подчинив Ойратов, Бурятов, Бархунов, Урсутов, Хабханасов, Ханхасов и Ту басов, Чжочи подступил к Тумен-Киргязам. Тогда к Чжочи явились Киргизские нойоны Еди, Инал, Алдиер и Олебек-дигин. Они выразили покорность и били государю челом белыми кречетами-шинхот, белыми же меринами да белыми же соболями. Чжочи принял под власть Монгольскую все Лесные народы, начиная оттуда по направлению к нам, а именно народы: Шибир, Кесдиин, Байт, Тухас, Тешек, Тоелес, Таси Бачжиги. Взял он с собою Киргизских нойонов-темников и тысячников, а также нойонов Лесных. народов и, представив Чингис-хану, велел бить государю челом своими белыми кречетами да белыми ж меринами, да белыми ж соболями. За то, что Ойратский Худуха-беки первый вышел навстречу Чжочия с выражением покорности, вместе со своими Ойратами, государь пожаловал его и выдал за сына его, Инальчи, царевну Чечейген, Царевну же Олуйхан выдал за Инальчиева брата - Торельчи, а царевну Адаха-беки отдали в замужество к Онгудцам. Милостиво обратясь к Чжочи,

Чингис-хан соизволил сказать: "Ты старший из моих сыновей. Не успели выйти из дому, как в добром здравии благополучно воротился, покорив без потерь людьми и лошадьми Лесные народы. Жалую их тебе в подданство",

 

 

Лесные народы.Жалую их тебе в подданство",

Значит ,поданые Зочи-хана в основном лесные народы(казахи,кыргызы, ойраты).

 

Лесной я, Кёкр, лесной)) Кёкр, ну нельзя же противоречить самому себе - по вашему, монголоязычные все кочевники, однако ойраты - лесные? Тогда монголоязычные не кочевники, т.е. не все кочевники. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

МЕН, некоторые монголоязычные также несут бред, как и тюркоязычные. Воззрения Хукера на "лесную природу" тюрок я точно не поддерживаю,

 

Вы тоже из лесных народов(ойрат).Поэтому говорите! :)

 

 

§ 239. В год Зайца (1207) Чжочи был послан с войском Правой руки к Лесным народам. Проводником отбыл Буха. Прежде всех явился с выражением покорности Ойратский Худуха-беки, со своими Тумен-Ойратами. Явившись, он стал провожатым у Чжочия. Проводил его к своим Тумен-Ойратам и ввел в Шпхшит. Подчинив Ойратов, Бурятов, Бархунов, Урсутов, Хабханасов, Ханхасов и Ту басов, Чжочи подступил к Тумен-Киргязам. Тогда к Чжочи явились Киргизские нойоны Еди, Инал, Алдиер и Олебек-дигин. Они выразили покорность и били государю челом белыми кречетами-шинхот, белыми же меринами да белыми же соболями. Чжочи принял под власть Монгольскую все Лесные народы, начиная оттуда по направлению к нам, а именно народы: Шибир, Кесдиин, Байт, Тухас, Тешек, Тоелес, Таси Бачжиги. Взял он с собою Киргизских нойонов-темников и тысячников, а также нойонов Лесных. народов и, представив Чингис-хану, велел бить государю челом своими белыми кречетами да белыми ж меринами, да белыми ж соболями. За то, что Ойратский Худуха-беки первый вышел навстречу Чжочия с выражением покорности, вместе со своими Ойратами, государь пожаловал его и выдал за сына его, Инальчи, царевну Чечейген, Царевну же Олуйхан выдал за Инальчиева брата - Торельчи, а царевну Адаха-беки отдали в замужество к Онгудцам. Милостиво обратясь к Чжочи,

Чингис-хан соизволил сказать: "Ты старший из моих сыновей. Не успели выйти из дому, как в добром здравии благополучно воротился, покорив без потерь людьми и лошадьми Лесные народы. Жалую их тебе в подданство",

 

 

Лесные народы.Жалую их тебе в подданство",

Значит ,поданые Зочи-хана в основном лесные народы(казахи,кыргызы, ойраты).

 

Лесной я, Кёкр, лесной)) Кёкр, ну нельзя же противоречить самому себе - по вашему, монголоязычные все кочевники, однако ойраты - лесные? Тогда монголоязычные не кочевники, т.е. не все кочевники. 

 

Вы 'по моему не ойрат.Настоящие ойраты-это алтайцы!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

473fd881c621.jpg

 

Чахары.

 

Высокая юрта таки была у монголов. и теперь есть, сам ночевал в такой юрте дербетов в Селенгинском аймаке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

473fd881c621.jpg

 

Чахары.

 

Высокая юрта таки была у монголов. и теперь есть, сам ночевал в такой юрте дербетов в Селенгинском аймаке.

Ну и у западных монголов, т.е. ойротов, юрта сделаны из ивы. Поэтому нет надобности всякой подпорки-багана.

 

Халха-монголы как избалованные детище великих монголов жили безбедно и роскошно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

..... ....

Судя по описанию геолога путешественника в 1892—1894 гг. у халха раньше было 2 типа юрт - один более близкий к тюркской юрте (куполообразная, со слегка  изогнутыми купольными жердями, с дополнительной войлочной дверью, соответственно наверняка без подпорок - Рис.3) и второй тип, нынешняя монгольская юрта (плоскоконическая, с прямыми купольными жердями, Рис.4).

ха, ха ...

Наивнейший юртовед мой думаете что если жерди не изогнуты то надо подпорка.

 

Взвесьте на весах жердь из ивы и из лиственницы... чуете разницу?  Разные порода  деревъя.

 

Ещё раз подчеркиваю современная юрта халха-монголов - это как раз современная конструкция "бизнес ноу хау" халха монголов.

 

Даже у южных монголов нет таких юрт как у халха-монголов, у них обычная нормальная юрта сделанная из ивы - легкая.

 

А как бывает супер утяжеленная конструкция халха-монгольской юрты:

IMG_0397.jpg

 

IMG_0388.jpg

 

IMG_0398.jpg

 

P6290595.JPG

Этот фотка поворочена на 90 градусов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а как у народов называется камень-противовес который вешали в момент урагана, который поглащал как маятник шатание юрты? у нас это - "аса"
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Преимущества юрты его мобильности, если с ним везти камни о какой мобильности можно говорит, скорее в землю воткнули казых  с четырех сторон и привязывали землю. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

420-1.jpgэвенкийская юрта - чорама-дю 

 

 

 

Чорама Дю - это  терме уй или жолама уй?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Вы Якут :)Саха 

Вы хотите породниться со мною? :)

 

Я неправельно написал

не соха, а ноха

 

Ногай? Есть уже здесь родственник мне по имени Полат из ногай-мангытов! :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

В.А.Обручев "От Кяхты до Кульджи. Путешествие в Центральную Азию и Китай" (Москва - Ленинград, Издательство Академии наук СССР, 1940).

 

Рис. 3 - Устройство монгольской юрты:

 

r3.jpg

 

Рис.4 - Монгольская юрта:

 

Обратите внимание на купол построения, вернее на отсутствие шанарака (цагарак), там жерди сложены между собой (костром) и стянутые какой то веревкой. Больше походит на чумообразное построение, если бы не кереге (решетка), можно былоб сказать что это чум.

 

 

Здесь на фото не заметно, но если приглядется то вроде бы имеются два шеста как багана, потому что такое жилище без шанырака крайне не прочное, а шесты его какрас укрепят

 

 

 

 

 

420-1.jpgэвенкийская юрта - чорама-дю 

 

 

 

Чорама Дю  это  Терме Уй ?

 

С таким же успехом можно сказать что это Гээр

Чор - Гэр

эвенки явно на первых местах в прородителях тюркских народов, вместе с булгаро-хуннами :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 Есть уже здесь родственник мне по имени Полат из ногай-мангытов! :lol:

У него тоже R1б может он вам дальний родственик

хотя врятли он захочит таких родствеников :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Юрта должна быть легкой и мобильной...

Если юрта тяжелая и нуждается в подпорках зачем она нужна истинному кочевнику... 

У южных монголов и ойратов юрта тюркского типа, так как они тесно контактировали с тюрками найманами и кереями...

Утяжеление конструкции юрты и необходимые подпорки говорят о том, что монголы заимствовали юрту у тюрков...

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Юрта должна быть легкой и мобильной...

Если юрта тяжелая и нуждается в подпорках зачем она нужна истинному кочевнику... 

У южных монголов и ойратов юрта тюркского типа, так как они тесно контактировали с тюрками найманами и кереями...

Утяжеление конструкции юрты и необходимые подпорки говорят о том, что монголы заимствовали юрту у тюрков...

Похоже, что так - иные сочинители из Казахстана доказывают унылую "концепцию" кочевых цивилизаций... Нелепее трудно придумать. Никаких "кочевых цивилизаций" в Великой Степи у тюрков не было и быть не могло - это взаимоисключающие слова! Монголы были кочевниками, а кипчаки никогда кочевниками не были... и не хотят ими быть даже в сочинениях казахов!

Наши предки вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и скотоводством, были прекрасными ремесленниками, строили укрепленные поселения, оросительные каналы, дороги и переправы... Самые древние чугунные сошники (прообраз плуга) найдены именно у тюрков на Алтае, ими пользовались уже в начале новой эры. Многие так называемые "древнерусские" города и поселения в Степи заложены тюрками в IV - V веках, когда завершалось Великое переселение народов.

Теория "кочевых цивилизаций" создана политиками от науки. После завоевания Степи важно было лишить народ достижений его культуры, превратить в толпу. Не случайно, в третьем издании Большой Советской Энциклопедии статья "Тюрки" вообще отсутствовала, хотя другие народы, даже африканские, составители энциклопедии вниманием не обошли...

Еще недавно многое и не бросалось в глаза, но для независимых Азербайджана и Узбекистана это незнание уже оскорбительно. Они и отчасти Россия, Украина, Киргизстан и Казахстан - исторические наследники великой степной страны, древнего Дешт-и-Кипчака, в котором кочевников не было.

 

 

 

Ваш учитель Мурад Аджи так пишет...Умный человек! :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Вы Якут :)Саха 

Вы хотите породниться со мною? :)

 

Я неправельно написал

не соха, а ноха

 

Ногай? Есть уже здесь родственник мне по имени Полат из ногай-мангытов! :lol:

 

 

Оказывается Y-ДНК не имеют отношение света кожи, глаза и волоса, только носитель информацию!  :rolleyes:

гаплогруппа R1b1a2 берет началу от берегов Черного моря! :turkmen1:

Даже у фараона Тутанхамона и у царя Николая II Y-ДНК R1b1a2 :turkmen1:

 

Из стати: 

Дети фараонов

 

Предположительно, R1b1a2 сформировалась около 9,5 тысячи лет назад в популяции людей, проживавших на берегах Черного моря. Около 9 тысяч лет назад носители этой гаплогруппы начали не спеша перемещаться на северо-запад - именно они принесли в Европу земледелие. При этом среди современных египтян доля носителей гаплогруппы R1b1a2 составляет менее одного процента.

Авторы нового исследования рассматривают несколько гипотез, объясняющих, как редкая в Египте R1b1a2 могла попасть в хромосомы Тутанхамона. Один из вариантов предполагает, что гаплогруппа "путешествовала" в ДНК хеттов - индоевропейского народа, который в бронзовом веке обитал в Малой Азии. Около 4400 лет до нашей эры часть хеттов, в Y-хромосомах которых присутствовала R1b1a2, отправились в сторону Европы, а в период между 2500 и 2300 годами до нашей эры хетты частично перебрались в Египет. Генеалогия Тутанхамона прослеживается только на относительно небольшом отрезке времени, так что не исключено, что юный фараон мог иметь хеттские корни.

http://oko-planet.su/science/sciencehypothesis/76704-deti-faraonov.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Преимущества юрты его мобильности, если с ним везти камни о какой мобильности можно говорит, скорее в землю воткнули казых  с четырех сторон и привязывали землю. 

нет камень с собой не надо возить, камни везде же можно найти :ozbek:   извините я не правильно выразился, там также можно повесить, тяжелую кошму и т.п. аса - это вообще противовес - даже когда ставишь юрту - его ставишь - от тяжести повешенной к түндүкү ууки лучше садятся в его отверстия

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Юрта должна быть легкой и мобильной...

Если юрта тяжелая и нуждается в подпорках зачем она нужна истинному кочевнику... 

У южных монголов и ойратов юрта тюркского типа, так как они тесно контактировали с тюрками найманами и кереями...

Утяжеление конструкции юрты и необходимые подпорки говорят о том, что монголы заимствовали юрту у тюрков...

 

возможно, что утяжеление юрты было вызвано отсутствием необходимости быстрой смены кочевки.

отсутствие постоянной внешней угрозы или же сокращение (ограничение) дальности кочевок сделало юрту более-менее стационарным жилищем и повлияло на изменение ее конструкции.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Они и отчасти Россия, Украина, Киргизстан и Казахстан - исторические наследники великой степной страны, древнего Дешт-и-Кипчака, в котором кочевников не было.

 

этот феномен называется - аджиевщина

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...