Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

 

У нас тоже конечно были подпорки, но их ставили только при сильных ураганных ветрах и буранах, даже существовала специальная техникак в какое место юрты и с каким уклоном ставить эти шесты.

 

Красовский М.И. "Образ жизни казахов степных округов":

 

"... Бакан длиною должен, по крайней мере, на ½ аршина, превышать самую высокую юрту; один его конец туп, другой вилообразен; этим последним он подпирает обруч чагарака, а тупым концом упирается в землю со стороны противоположной той, откуда дует ветер. В сильный буран в каждой юрте ставится таких внутренних подпорок по нескольку, иначе кибитку снесет ветром. В тихое время, в бакане нет надобности." 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

fa6299b9e9b7.jpg

90564ba8aa2e.jpg

 

Калмыки

 

2770f18beb27.jpg

641195344510.jpg

 

Халха

 

fb351199df59.jpg

 

Буряты

 

Так что уважаемый enhd все таки прав. Багана-опора это новодел, которого не было в традиционных юртах, так как те делались из легкого материала.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, чем же каракалпаки подправляли Тундик, тоже уыками?

У каракалпаков как и у казахов для "түнлик" существует спец.лента или простое "арқан".  :turkmen1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Халха

 

fb351199df59.jpg

 

Буряты

 

Так что уважаемый enhd все таки прав. Багана-опора это новодел, которого не было в традиционных юртах, так как те делались из легкого материала.

 

приведенная юрта в принципе небольшая. для харачу наверное...

если увеличить диаметр этой юрты допустим в два раза, то купольные жерди должны прогнуться внутрь, под весом снеговой нагрузки (к примеру). чтобы избежать этого надо либо увеличить диаметр собственно купольных жердей (что сделает кровлю массивной и создаст неудобства при перекочевке), либо под шаныраком предусмотреть опоры, чтоб компенсировать нагрузку, что и делается на других фото в этой теме.

выгнутые наружу купольные жерди в любом случае позволяют обойтись без дополнительных опор и существенно увеличивают пространство под сводом.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Интересно, чем же каракалпаки подправляли Тундик, тоже уыками?

У каракалпаков как и у казахов для "түнлик" существует спец.лента или простое "арқан".  :turkmen1:

 

Вы что имеете в виду? У нас түндік это кусок кошмы, к которой привязаны веревки и которым закрывают на ночь или открывают днем купольное отверстие - дымник.  

А сам деревянный светодымовой обруч с крестовиной в центре это шаңырақ, на который и накидывается түндік.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из реферата "Каркас юрты - сборно-разборного жилища":


 


... Известны технические передвижные сооружения для временного проживания кочевых народов - тюркская и монгольская юрты (). Главным отличием этих двух типов юрт друг от друга является купольная жердь, которая образует купол юрты.


 


... В тюркской юрте она имеет изгиб, в монгольской такого изгиба нет. В тюркской юрте вес купола благодаря изгибу купольной жерди переносится на стенку юрты, которая тоже имеет изгиб, что усиливает ребро жесткости. Благодаря изогнутости жердей кровли в тюркской юрте получается купольный свод, что позволяет не ставить опорные столбы и освободить внутреннее пространство.


Тюркская юрта легкая, прочная, высокая. Особенность данного типа юрт заключается в том, что все деревянные детали (стены, шесты, центральный круг - светодымовой обруч) - гнутые по определенной технологии. Гнутье позволяет существенно увеличить объем внутреннего пространства, придает большую обтекаемость - защиту от снега и изящество (см. urta.info/yurta/tipy-yurty-0). Однако недостатком данного типа юрт являются высокие требования к качеству материала, квалификации строителя и сложная технология, что повышает их стоимость (см. ). Большая парусность и изогнутые жерди уменьшают ее устойчивость к сильным ветрам, которые характерны для степных территорий.


 


... Наиболее близкой по технической сущности к заявленной полезной модели является выбранная в качестве прототипа традиционная монгольская войлочная юрта (см. Хангалов М.Н. Собрание сочинений. - Улан-Удэ, 1960. - Т.3.). Каркас юрты состоит из основных частей: купол, решетчатые стены, изготовленные из деревянных реек, установленные по кругу; крыша, собранная из радиально расположенных деревянных шестов, которые вставляются в центральный круг - светодымовой обруч; дверь. Монгольская юрта проще в изготовлении и сборке, не требует качественного материала и высокой квалификации строителя, и поэтому стоимость юрты ниже. Монгольская юрта более проста в эксплуатации, за счет столбов конструкция устанавливается легче, хотя в древности это усложняло перевозку юрты на лошадях. Однако недостатком традиционной монгольской юрты является то, что она тяжелее, низкая у стен, хуже выдерживает снеговую нагрузку. В больших юртах светодымовой обруч имеет большую массу, это ведет к увеличению веса и требует установки двух несущих колонн, что причиняет неудобства (см. ).


  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... В Киргизии и Казахстане зимы снежные. Юрты делают с высоким куполом, чтобы снег скатывался. Нет внутренних подпорок, вместо этого — изогнутые стропильные жерди.


... Монгольская юрта с прямыми стенками, приземистая. В Монголии сильные ветра, это учтено в конструкции юрты. Под светодымовой обруч сделаны подпорки.


  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О подпорках в калмыцкой юрте:


 


... Одним из  дерева, имеющего защитную функ­цию, является бахн (столб, опорная балка) в центре юрты, при переходе к оседлому образу жизни подпорка (опорная балка) не исчезла из жилища калмыков. На подпорке дома делали отметки роста детей в калмыцкой семье.


Подпорка юрты (бахн) присутствует в детской обрядности кал­мыков. Перед тем как надеть на ребенка новую рубашкуею уда­ря­ли об эту подпорку и произносили: «Пусть у ребенка будет всегда  двойная прибыль, вместо одной убыли». Считалось, что посредством заговора и удара одеждой о подпорку юрты устанавливается незримая связь между новорожденным и почи­таемым деревом. Согласно обычаю, калмычки рожали, держась за подпорку юрты, что еще раз подтверждает ее защитную функцию.


  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще ряд отличий в юртах двух типов, в тюркской и монгольской:

 

-  В тюркской юрте (казахской в частности) вход в юрту обращен к восходу солнца, у монголов к югу. Отсюда у нас правая сторона юг (оң), левая север (сол), хотя есть и другое ориентирование, в монгольской юрте правая сторона – запад, левая – восток.

-  В тюркской юрте мужскую половину юрты считают правой (более сакральной - "оң жақ"), а женскую левой определяя исходя из точки «төр», почетного места напротив входа, в монгольской юрте мужскую половину юрты считают левой, а женскую правой, т.е. наоборот, исходя из точки «вход - дверь» лицом к «хоймору», почетному месту напротив входа.

-  В тюркской юрте бывает 2 вида дверей – деревянная и войлочная, в монгольской юрте только деревянная дверь.

 

-  В тюркской юрте стены юрты часто обставляются по всему внешнему периметру, а также внутри юрты в качестве перегородок-ширм плетенными циновками «ши» из одноименного растения, степного тростника (отсюда рус. "ширма" - перегородка? smile.gif ), такими ширмами юрта может быть с несколькими комнатами, что позволяет переодеваться  :) , в монгольской юрте традиция "ши" отсутствует.

 

-  В тюркской юрте пол отсутствует принципиально, в монгольской  зачастую имеется деревянный пол.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

... В Киргизии и Казахстане зимы снежные. Юрты делают с высоким куполом, чтобы снег скатывался. Нет внутренних подпорок, вместо этого — изогнутые стропильные жерди.

... Монгольская юрта с прямыми стенками, приземистая. В Монголии сильные ветра, это учтено в конструкции юрты. Под светодымовой обруч сделаны подпорки.

 

 

Для сравнения:

 

Монгольская юрта

(даже относительно маленькая по размеру юрта (4 ханная - канатная?) имеет подпорки)

 

ger_02b.jpg

 

Казахская юрта:

 

yurta.jpg

 

Кстати на первом фото хорошо виден "тундук", он закрыт.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Глупость, АКБ, не испробовав жизни в кочевье, не родившись и пожив в войлочном доме пытаться строить из себя знатока. Надеюсь, вы осознаете, насколько глупо выглядите, пытаясь выдать себя за знатока кийз уй. Подозреваю, вы и юрту-то видели в картинках учебников истории СССР. И, поскольку вы для меня далеко не авторитет, будьте добры, делайте ссылку на авторитетные источники))

МЕН, с вашим-то апломбом вам сразу надо академики РАН, в отделение фольк-хистори и фольк-лингвистики ЦА. А что, пусть пишут историю с ваших слов, они, как Рухнама, будут единственно верными и правильными)))

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще ряд отличий в юртах двух типов, в тюркской и монгольской:

 

-  В тюркской юрте (казахской в частности) вход в юрту обращен к восходу солнца, у монголов к югу. Отсюда у нас правая сторона юг (оң), левая север (сол), хотя есть и другое ориентирование, в монгольской юрте правая сторона – запад, левая – восток.

 

такое же направление сторон света дано на орхонских надписях кок-тюрков, а именно на стелле Куль-тегина, где описываются направления военных походов

 

Вперед  – до тех земель, где солнечный рассвет,

Направо – до земель полдневных, а затем

Назад - до тех земель, где солнечный закат,

Налево – до земель полночных, - вот тот мир,

Вперед водя войска до местности Шантунг

Тогда едва-едва до моря не дошел,

Направо к «девяти эрсенам»  я ходил –

Тогда едва-едва в Тибет я не вошел.

Назад, преодолев Йенчу, я подводил

К Темир-Калыгу вплоть воителей своих,

Налево до страны Йир-Байырку ходил….

Вот сколько дальних стран я с войском достигал!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Глупость, АКБ, не испробовав жизни в кочевье, не родившись и пожив в войлочном доме пытаться строить из себя знатока. Надеюсь, вы осознаете, насколько глупо выглядите, пытаясь выдать себя за знатока кийз уй. Подозреваю, вы и юрту-то видели в картинках учебников истории СССР. И, поскольку вы для меня далеко не авторитет, будьте добры, делайте ссылку на авторитетные источники))

МЕН, с вашим-то апломбом вам сразу надо академики РАН, в отделение фольк-хистори и фольк-лингвистики ЦА. А что, пусть пишут историю с ваших слов, они, как Рухнама, будут единственно верными и правильными)))

Каким еще апломбом? Я фолкхистори не увлекаюсь. Написал достойный ответ на голословное утверждение Вашего товарища Хукера. Какой привет такой и ответ. Что Вы сами можете сказать про такое разбрасывание словами? В Кыргызстане никаких чумов, изб и лесной жизни и в помине не знают, нет в памяти и истории. Так что впредь лучше не рассказывать про оленеводство и лесную жизнь. С нашими обычаями юртостроительства, кочевничества и кочевой тюркской жизни можно легко поспорить с монголами. А Хукер, насколько я понял, лишь тролль.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Интересно, чем же каракалпаки подправляли Тундик, тоже уыками?

У каракалпаков как и у казахов для "түнлик" существует спец.лента или простое "арқан".  :turkmen1:

 

Вы что имеете в виду? У нас түндік это кусок кошмы, к которой привязаны веревки и которым закрывают на ночь или открывают днем купольное отверстие - дымник.  

А сам деревянный светодымовой обруч с крестовиной в центре это шаңырақ, на который и накидывается түндік.

 

:turkmen1: у казахов "түндик" оно у каракалпаков "түнлик", разница в одном букве  :rolleyes:  .

 

Вот что я имел:

475ff9470aad.jpg

 

9d44616fa19e.jpg

 

и

 

39adf119d650.jpg

 

05f367d8884f.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

mongolia_218.jpg

 

И в чумах жили монголы

 

ПО МОНГОЛИИ НА ДЖИПЕ http://kireev.kz/mongolia4_20_8/

 

 

Они тюркоязычные цаатаны!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Глупость, АКБ, не испробовав жизни в кочевье, не родившись и пожив в войлочном доме пытаться строить из себя знатока. Надеюсь, вы осознаете, насколько глупо выглядите, пытаясь выдать себя за знатока кийз уй. Подозреваю, вы и юрту-то видели в картинках учебников истории СССР. И, поскольку вы для меня далеко не авторитет, будьте добры, делайте ссылку на авторитетные источники))

МЕН, с вашим-то апломбом вам сразу надо академики РАН, в отделение фольк-хистори и фольк-лингвистики ЦА. А что, пусть пишут историю с ваших слов, они, как Рухнама, будут единственно верными и правильными)))

Каким еще апломбом? Я фолкхистори не увлекаюсь. Написал достойный ответ на голословное утверждение Вашего товарища Хукера. Какой привет такой и ответ. Что Вы сами можете сказать про такое разбрасывание словами? В Кыргызстане никаких чумов, изб и лесной жизни и в помине не знают, нет в памяти и истории. Так что впредь лучше не рассказывать про оленеводство и лесную жизнь. С нашими обычаями юртостроительства, кочевничества и кочевой тюркской жизни можно легко поспорить с монголами. А Хукер, насколько я понял, лишь тролль.

 

Хорошо.Тогда я называю хакасов ,тувинских киргисов,якутов,тоджинцев.... с гаплогруппой R1a ,N1,Q.... " монголами "!

 

И Сибирь ,Саян ,Горный Алтай-родиной монголов!

 

Вы согласны с этим?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какую палку? Вы бредите, АКБ? А этот странный человек из далека как-то издалека на все смотрит при прогрессирующей близорукости ума)) Один что-то придумал, другой это что-то поддержал, так появился миф о палке)))

В центре юрты всегда стоит очаг, а не палка.

Если информацию не всасываешь нечего здесь людей отвлекать своими абстрактными сообщениями.

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

о великие тюрки учители наши, мы должны поклониться вам денно и нощно. спасибо что научили ставить юрты и кочевать.

Вы клоун или модератор? Занимайтесь своим делом. Для начала вот этого 

vbyubzy забаньте.  Его высер: А этот странный человек из далека как-то издалека на все смотрит при прогрессирующей близорукости ума
  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Какую палку? Вы бредите, АКБ? А этот странный человек из далека как-то издалека на все смотрит при прогрессирующей близорукости ума)) Один что-то придумал, другой это что-то поддержал, так появился миф о палке)))

В центре юрты всегда стоит очаг, а не палка.

Если информацию не всасываешь нечего здесь людей отвлекать своими абстрактными сообщениями.

 

Ну, с вашим-то опытом всасывания мне не поспорить - сосать не приучен. Да и тыкать мне не надо, лучше поучитесь правильно ник писать, г-н грамотей"из далека". И жаловаться на меня надо в соответствующем разделе, хотя с правдой все равно не поспоришь)) К слову, реакция-то верная - признаками прогрессирующей деменции является отсутствие самокритики, копролалия и быстрый переход от агрессивного к жалостливому и плаксивому поведению))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Какую палку? Вы бредите, АКБ? А этот странный человек из далека как-то издалека на все смотрит при прогрессирующей близорукости ума)) Один что-то придумал, другой это что-то поддержал, так появился миф о палке)))

В центре юрты всегда стоит очаг, а не палка.

Если информацию не всасываешь нечего здесь людей отвлекать своими абстрактными сообщениями.

 

Ну, с вашим-то опытом всасывания мне не поспорить - сосать не приучен. Да и тыкать мне не надо, лучше поучитесь правильно ник писать, г-н грамотей"из далека". И жаловаться на меня надо в соответствующем разделе, хотя с правдой все равно не поспоришь)) К слову, реакция-то верная - признаками прогрессирующей деменции является отсутствие самокритики, копролалия и быстрый переход от агрессивного к жалостливому и плаксивому поведению))

 

Это исторический форум, а не грамматический. Разве не понятно где нужно акцентироваться? Если не понятно, то еще раз повторяю для не всасывающего информацию - нечего здесь людей отвлекать своими абстрактными сообщениями.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Глупость, АКБ, не испробовав жизни в кочевье, не родившись и пожив в войлочном доме пытаться строить из себя знатока. Надеюсь, вы осознаете, насколько глупо выглядите, пытаясь выдать себя за знатока кийз уй. Подозреваю, вы и юрту-то видели в картинках учебников истории СССР. И, поскольку вы для меня далеко не авторитет, будьте добры, делайте ссылку на авторитетные источники))

МЕН, с вашим-то апломбом вам сразу надо академики РАН, в отделение фольк-хистори и фольк-лингвистики ЦА. А что, пусть пишут историю с ваших слов, они, как Рухнама, будут единственно верными и правильными)))

Каким еще апломбом? Я фолкхистори не увлекаюсь. Написал достойный ответ на голословное утверждение Вашего товарища Хукера. Какой привет такой и ответ. Что Вы сами можете сказать про такое разбрасывание словами? В Кыргызстане никаких чумов, изб и лесной жизни и в помине не знают, нет в памяти и истории. Так что впредь лучше не рассказывать про оленеводство и лесную жизнь. С нашими обычаями юртостроительства, кочевничества и кочевой тюркской жизни можно легко поспорить с монголами. А Хукер, насколько я понял, лишь тролль.

 

Хорошо.Тогда я называю хакасов ,тувинских киргисов,якутов,тоджинцев.... с гаплогруппой R1a ,N1,Q.... " монголами "!

 

И Сибирь ,Саян ,Горный Алтай-родиной монголов!

 

Вы согласны с этим?

 

С Вашей логикой, то есть народы с теми же гаплогруппами, что и у монголов, которые живут в Сибири в чумах, лесу, а также оседло в домах, великий народ китайцы. Приезжайте в КР, в частности на горные пастбища жайлоо, посмотрите быт, наши юрты (боз үй или кыргыз үй), попейте кымыз, испробуйте наши кисломолочные продукты, попейте мясного бульона из баранины (шорпо), поешьте беш бармак, пообщайтесь с людьми и скажите им, что они лесные охотники, рыболовы :kg2:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Какую палку? Вы бредите, АКБ? А этот странный человек из далека как-то издалека на все смотрит при прогрессирующей близорукости ума)) Один что-то придумал, другой это что-то поддержал, так появился миф о палке)))

В центре юрты всегда стоит очаг, а не палка.

Если информацию не всасываешь нечего здесь людей отвлекать своими абстрактными сообщениями.

 

Ну, с вашим-то опытом всасывания мне не поспорить - сосать не приучен. Да и тыкать мне не надо, лучше поучитесь правильно ник писать, г-н грамотей"из далека". И жаловаться на меня надо в соответствующем разделе, хотя с правдой все равно не поспоришь)) К слову, реакция-то верная - признаками прогрессирующей деменции является отсутствие самокритики, копролалия и быстрый переход от агрессивного к жалостливому и плаксивому поведению))

 

Это исторический форум, а не грамматический. Разве не понятно где нужно акцентироваться? Если не понятно, то еще раз повторяю для не всасывающего информацию - нечего здесь людей отвлекать своими абстрактными сообщениями.

 

Всасывайте сами, Newbie. Не вам меня учить, где я должен "акцентироваться". 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Глупость, АКБ, не испробовав жизни в кочевье, не родившись и пожив в войлочном доме пытаться строить из себя знатока. Надеюсь, вы осознаете, насколько глупо выглядите, пытаясь выдать себя за знатока кийз уй. Подозреваю, вы и юрту-то видели в картинках учебников истории СССР. И, поскольку вы для меня далеко не авторитет, будьте добры, делайте ссылку на авторитетные источники))

МЕН, с вашим-то апломбом вам сразу надо академики РАН, в отделение фольк-хистори и фольк-лингвистики ЦА. А что, пусть пишут историю с ваших слов, они, как Рухнама, будут единственно верными и правильными)))

Каким еще апломбом? Я фолкхистори не увлекаюсь. Написал достойный ответ на голословное утверждение Вашего товарища Хукера. Какой привет такой и ответ. Что Вы сами можете сказать про такое разбрасывание словами? В Кыргызстане никаких чумов, изб и лесной жизни и в помине не знают, нет в памяти и истории. Так что впредь лучше не рассказывать про оленеводство и лесную жизнь. С нашими обычаями юртостроительства, кочевничества и кочевой тюркской жизни можно легко поспорить с монголами. А Хукер, насколько я понял, лишь тролль.

 

Хорошо.Тогда я называю хакасов ,тувинских киргисов,якутов,тоджинцев.... с гаплогруппой R1a ,N1,Q.... " монголами "!

 

И Сибирь ,Саян ,Горный Алтай-родиной монголов!

 

Вы согласны с этим?

 

С Вашей логикой, то есть народы с теми же гаплогруппами, что и у монголов, которые живут в Сибири в чумах, лесу, а также оседло в домах, великий народ китайцы. Приезжайте в КР, в частности на горные пастбища жайлоо, посмотрите быт, наши юрты (боз үй или кыргыз үй), попейте кымыз, испробуйте наши кисломолочные продукты, попейте мясного бульона из баранины (шорпо), поешьте беш бармак, пообщайтесь с людьми и скажите им, что они лесные охотники, рыболовы :kg2:

 

С вашей логикой, Мен, тюркоязычные жители Сибири и Якутии, являющиеся лесными охотниками и рыболовами, и не тюрки вовсе. Тюркский мир демонстрирует огромное многообразие антропологических типов и способов хозяйствования, так что это вовсе не недостаток, а достоинство тюрок. Я только порадовался бы за монголоязычных, если бы они демонстрировали такое многообразие. А то, что вы родились в Степи, не делает вас более тюрком, чем тоджинца или цаатана, рожденного в тайге. Это просто разный способ хозяйствования родственных народов. И, конечно, глупо говорить, что кому-то изначально присуще ловить рыбу, а кому-то пасти скот. В силу того самого многообразия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

Какую палку? Вы бредите, АКБ? А этот странный человек из далека как-то издалека на все смотрит при прогрессирующей близорукости ума)) Один что-то придумал, другой это что-то поддержал, так появился миф о палке)))

В центре юрты всегда стоит очаг, а не палка.

Если информацию не всасываешь нечего здесь людей отвлекать своими абстрактными сообщениями.

 

Ну, с вашим-то опытом всасывания мне не поспорить - сосать не приучен. Да и тыкать мне не надо, лучше поучитесь правильно ник писать, г-н грамотей"из далека". И жаловаться на меня надо в соответствующем разделе, хотя с правдой все равно не поспоришь)) К слову, реакция-то верная - признаками прогрессирующей деменции является отсутствие самокритики, копролалия и быстрый переход от агрессивного к жалостливому и плаксивому поведению))

 

Это исторический форум, а не грамматический. Разве не понятно где нужно акцентироваться? Если не понятно, то еще раз повторяю для не всасывающего информацию - нечего здесь людей отвлекать своими абстрактными сообщениями.

 

Всасывайте сами, Newbie. Не вам меня учить, где я должен "акцентироваться". 

 

Смотрю вы ничего так и не поняли. Сосредоточьтесь на теме, а ваш высер и абстрактные сообщения я оставлю на совесть модератора.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...