Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

И что здесь, по-Вашему, относиться к юртостроительству? :blink:

Может быть здесь изображены жилища наёмных тюркских воинов Хулагу хана.Не похожи на Хош,жодгор.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

может это требучеты? вы что стратегий не играете? тогда вы фольк-хистори :ozbek:

Я занимаюсь фактами,документами. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1310551466_muz-zapovednik-4jpg.jpg

Тошала - юртообразное сооружение, одна из форм оседлого жилища казахов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я уже писал о тошала, а это не ивовое даже, а каменное, значит используемое у оседлых.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я уже писал о тошала, а это не ивовое даже, а каменное, значит используемое у оседлых.

Казахский Дукен Алтайского типа.

2.jpg?107bd9f3adf30a656732e5f946a8dcab=a63282d46097b2680a3e242580cf8077

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересная гипотеза юзера (ник Архаик) на историческом форуме История России, всемирная история. Тема загадки истории:

Отправлено 03 Февраль 2011 - 15:51

http://istorya.ru/forum/index.php?showtopic=2730

В символике европейских народов – славян, германцев, кельтов встречается странный символ – колесо на шесте. Несмотря на то, что это очень популярный древний символ, имеющий сакральное значение, мотивы его появления неизвестны.

Самое древнее упоминание встречается еще у Геродота в его рассказе о скифском жертвоприношении, где к жертвенному столбу, увенчанному колесом, привязывали коней. На кельтском алтаре в Норике мы видим фигуру, несущую на шесте четырехспицевое колесо. У славян на праздники было принято устанавливать посреди села колесо на высоком шесте; это сооружение обозначало ритуальный центр празднества. В раннем христианстве известен символ–амулет flabellum (знамя) в виде шеста с круглым диском на конце, который держат два ангела. И таких примеров можно привести большое количество. И вплоть до наших дней сохранилась эта символика в Европе, как, например, в Австрии, где очень часто перед церквями можно видеть высокий шест с колесом телеги наверху, украшенным лентами или «Квадрига» на знаменитых Бранденбургских воротах в Берлине.

Исходя из той предпосылки, что символы рождаются не из пустых фантазий, а за ними стоят конкретно–исторические реалии с которыми изо дня в день сталкивался древний человек, я полагаю, что символика «колеса на шесте» исторически восходит к жилищу кочевых народов Великой Степи – юрте.

В юрте – удивительно сбалансированном и удобном для кочевника сооружении, имеется такой ключевой элемент как купольное колесо. Оно представляет собой деревянное колесо со спицами, которое является одновременно окном, дымоходом и центральным конструкционным элементом. У народов Средней Азии это колесо называется шанырак, в монгольской традиции – тооно (есть еще наименование хараач). Отличие шанырака от тооно в количестве спиц: у тоноо их восемь, а у колеса-шанырака – четыре, в виде креста в круге (либо внутренние жерди соединяются крестообразно).

И вот именно это колесо купола юрты стало для кочевых народов сакральным объектом, передаваемым от отца к сыну как священная реликвия. Например, у казахов и киргизов вплоть до настоящего времени колесо–шанырак – это семейная ценность, признак продолжения рода, символ родины и очага.Колесо-шанырак – это окно кочевника в звездное небо, – и это объясняет, как оно стало символом мироздания, круговорота времени, связи земного и космического, культа солнца и неба, а также воплотило в себе практические функции универсального календаря.

Вместе с купольным колесом, предметом культа у кочевников также выступает шест-бакан (длиною 2,5-3 м) с короткой развилкой на вершине в виде двузубца (иногда трезубец), с помощью которого устанавливают это колесо и ежедневно поднимают тундик (кошма, закрывающая шанырак). Этот опорный шест давно превратился у кочевников в символ магической связи поколений и времен. (Когда в семье рождается ребенок, на развилке шеста делается маленький надрез) До сих пор бакан почитается как священный предмет и сохранились обряды и верования, связанные с ним.

Таким образом, вполне понятны и очевидны причины, в силу которых пара насущных в быту кочевников взаимосвязанных предметов – колесо–шанырак и шест-бакан стали олицетворением кочевой жизни и приобрели статус священных предметов. А, поскольку, колесо на шесте несет также сакральную нагрузку и у европейских народов, следовательно, можно предположить, что европейские народы также некогда вышли «из юрты».Тем более, что самое древнее упоминание этого символа встречается у кочевников скифов.

jurta.jpg (53,26К)

Количество загрузок:: 2

Исходя из общности «юртовой» символики европейских и азиатских кочевых народов, выплывают даже совершенно неожиданные вещи. Так, в кочевой традиции, во время родов в юрте, женщина держится обеими руками за опорный шест–бакан с привязанными к нему ремешками. Скорее всего, и в Европе, на уровне народной памяти, сохранились отголоски этого важнейшего события в жизни кочевников, но (из–за смены уклада жизни) опошлились и трансформировались в ... стриптиз около шеста.

(по материалам: http://megamatrix.ru...heel/wheels.htm)

Ну, а насколько поздно? Я располагаю вот какой информацией:

Наряду с преобладающими сооружениями из камня на поселениях (скифов) встречены примитивные жилища - юрты и землянки, восходящие, видимо, к кочевому образу жизни.

Юрты единичны. Две юрты II в. до н. э. раскопаны в Неаполе (Керменчике). Диаметры их 2, 20 и 2, 80 м. Основание первой юрты сложено из поставленных на ребро плоских камней и окаймляющих их снаружи сырцовых кирпичей; пол глинобитный (Карасев. 1950)

Согласно данным археологов, первый прототип юрты существовал еще в андроновский период (XII–XI вв. до н. э.), в слоях которого ученые обнаружили постройки, практически идентичные тем, коими тысячелетия пользовались кочевые племена, населявшие бескрайние степи Средней Азии. Это были круглые постройки с каркасными стенами из вертикальных жердей, с плетневыми решетками и с коническим или пирамидальным перекрытием.

Нашел изображения этих самых европейских "КОЛЁС на ШЕСТЕ" - аналог тюрко-монгольского светодымового обруча и шеста (каз: шанырак и бакан):

400px-Thetriumphofdeath.jpg

Питер Брейгель-старший. «Триумф смерти», 1562 г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

От создателя игры "Сталкер" выходит квест, основанный на знании устройства монгольской юрты и монгольской культуры.

Никита Михалков до того, как совсем утомился на солнце и превратился в державного сам себе режиссера, снимал отличные фильмы. Его картина «Урга — территория любви» рассказывала о противоречиях между патриархальным монгольским бытом и приметами современной цивилизации вроде презервативов, велосипеда и задорно матерящегося русского шофера в исполнении Владимира Гостюхина. Именно этим фильмом вдохновился бывший сотрудник украинской студии GSC Game World, арт-директор игры «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти» Илья Толмачев при работе над своим новым проектом. Это отнюдь не постапокалиптический шутер в монгольских степях, а квест в духе Myst. Правда, не совсем обычный...

post-10-060286400 1330526292_thumb.jpg

post-10-025340000 1330526276_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ильминский, М-Ж.Копеев и др.:

Временные походные жилища казахов, использованные в военных походах и пастухами:

«Жолым үй», «Абылайша», «Тоңқайма», «Ұраңқай» - наподобие конуса, остроконечное, из прямых, как у монголов, жердей (уық), без кереге (названия варируют от их вместимости).

«Итарқа», «Қос» - наподобие шалаша, двустворчатое, из двух сведенных друг к другу кереге, без жердей (для 1-2 человек).

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

каз: «Кере» – мера длины, равная ширине ладони (из четырех пальцев не считая большого пальца)

«Кере» - приблизительно равна ширине ячеек «Кереге»...

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахстан, Средняя и Центральная Азия в 16-18 вв. А: Наука. 1983 г.:

О цветах юрт.

с.124-125:

…Цвет юрт (белая с золотым для Бату, синяя с серебряным для Орда-Эджена и серая со стальной двойной рамой – для Шейбана, - пятого сына) определил ранги трёх сыновей Джучи и одновременно разграничение их владений в улусе Джучи.

с.132:

…Обычай тюрко-монгольских народов ставить верховному хану «золотую юрту» хорошо известен. «Золотая юрта» была у Ван хана кереитского, у Чингис хана, у Хулагуидов и других степных владетелей.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

«Золотая юрта» была у Ван хана кереитского,

У Ван-хана была золотая Терме( шатер).Не золотая юрта.Калмыки-торгуты имеют близкие отношения к нему, неужели вы. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У Ван-хана была золотая Терме( шатер).Не золотая юрта.Калмыки-торгуты имеют близкие отношения к нему, неужели вы. :D

Хватит смешить. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О казахской юрте:

Баскаков Н.А. Жилище прийлийских казахов. «Советская этнография». 1971, 4.

Красовский М.И. Образ жизни казахов степных округов.

Маковецкий П.Е. Юрта. Записки Западно-Сибирского отделения РГО. 1893. Книга 13, вып.3.

Маргулан А.X. Казахская юрта и ее убранство. Москва, 1964.

Маргулан А.X. Казахское народное прикладное искусство. Алматы, 1986, т.1.

Муканов М.С. Казахская юрта. Алматы, 1981.

Руденко С. Очерк быта казахов бассейна рек Уила и Сагыза. - Казаки. Антропологические очерки. Л., 1927.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О казахской юрте:

Баскаков Н.А. Жилище прийлийских казахов. «Советская этнография». 1971, 4.

Красовский М.И. Образ жизни казахов степных округов.

Маковецкий П.Е. Юрта. Записки Западно-Сибирского отделения РГО. 1893. Книга 13, вып.3.

Маргулан А.X. Казахская юрта и ее убранство. Москва, 1964.

Маргулан А.X. Казахское народное прикладное искусство. Алматы, 1986, т.1.

Муканов М.С. Казахская юрта. Алматы, 1981.

Руденко С. Очерк быта казахов бассейна рек Уила и Сагыза. - Казаки. Антропологические очерки. Л., 1927.

Может казахи юрту осваивали у моголцев т.е старше-жузовцев? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Красовский М.И. Образ жизни казахов степных округов:

Жилище киргиза, при его теперешней жизни, должно удовлетворять следующим главным условиям: стоит не дорого, дешево ремонтироваться, удобно и скоро собираться, разбираться, навьючиваться на верблюда и, кроме того, обладать незначительным весом, не сноситься ветром, но, в тоже время, для выигрыша времени при складке, оно не должно слишком прочно пригвождаться к земле, вмещать в себе все необходимое для одной семьи имущество, хорошо укрывать людей зимою от стужи, снега и ветров, летом от дождя, зноя и пыли, наконец – доставлять некоторые удобства относительно внутренней меблировки, т.е. возможность удобно размещать в нем необходимую домашнюю утварь, складывать и развешивать платья и проч.

Всем этим условиям как нельзя лучше удовлетворять искони веков употребляемая кочевыми жителями для жилья войлочная палатка, называемая юртою.

… Длина связной жердины (АКБ: уык) играет важную роль, потому что ею, как уже замечено, определяется возможность дать юрте наибольший диаметр; ук почти тоже, что радиус выбранной под кибитку площади круга, и потому, если хотят поставить маленькую юрту, выбирают другие, коротенькие жердинки, а за неимением таких, употребляют и длинные, следующим образом: воткнув прямой конец ука в соответствующую ему чагараковую скважину, нижний, более плоский конец (имеющий ½ до 1½ вершков) спускают вниз по кереге до того места, где жердина начинает изгибаться, и в этом месте ее прихватывают арканом к верхней части кереге, при чем верх кибитки, покрытой кошмой, примет более конусообразный вид (АКБ: монгольский тип юрты), тогда как, в случаях обыкновенного закрепления, он имеет вид полушарообразного купола (АКБ: казахско-кыргызско-туркменский тип).

… Чем больше вставлено уыков, тем лучше сидит покрывающая их кошма, тем вообще крепче верх и, следовательно, тем больше может быть привешано к чагараку мяса для копчения.

Бакан (АКБ: деревянный шест) длиною должен, по крайней мере, на ½ аршина, превышать самую высокую юрту; один его конец туп, другой вилообразен; этим последним он подпирает обруч чагарака, а тупым концом упирается в землю со стороны противоположной той, откуда дует ветер. В сильный буран в каждой юрте ставится таких внутренних подпорок по нескольку, иначе кибитку снесет ветром. В тихое время, в бакане нет надобности, но в больших юртах ими постоянно подпирают с разных сторон чагарак, потому что на вбитых в них колышках удобно развешивать предназначенное к просушке платье и прочие вещи, которые желательно предохранить от копоти, наполняющей почти всю верхнюю половину юрты: повесить вещь на протянутой поперек юрты веревке опасно по причине копоти, а на стенках решетки она будет далека от раскладываемого внутри юрты, между баканами, костра. Дверь иногда привешивается, иногда же обходятся и без нее, - в том и другом случае, оставленное для входа пространство завешивается особенного рода толстою кошмою, которая почти всегда вышита с наружной стороны разными узорами из плиса, красного сукна и проч.

Материалом для устройства деревянного корпуса киргизы запасаются летом, во время прохождения вблизи лесистых местностей (АКБ: кереге и уыки из тала, шанырак из березы); все исчисленные части кибитки делают и ремонтируют сами. Впрочем, все для порядочного устройства юрты восточных областных кочевников закупается у специально занимающихся этого рода промыслом внутренних киргиз или так называемых станичных (кочующих по ту сторону Иртыша, к северо-западу от Семипалатинска); между кокчетавскими же киргизами таких промышленников еще очень немного. Лучшего устройства деревянный корпус для юрты в 3 сажени диаметром, - с хорошо обточенными, выкрашенными в красную краску и лакированными жердями, с разными затейливыми украшениями, как например: выложенными костью дверями, резными вешалками на баканах и проч., - покупается областными кочевниками у станичных киргиз за 100 руб. сер., а иногда и дороже. Самого простого устройства юрта средней величины, без кошмы и прочих, не деревянных принадлежностей, ценится между киргизами, по меньшей мере, рублей в 20, большею же частью идет в 30 и более рублей.

Ночью, когда тюндючная кошма покрывает чагарак, все четыре тесьмы привязаны; днем же, для пропуска света в юрту, или для выпуска из нее очажного дыма, одна из тюндючных тесем, именно та, которая прикреплена к углу тюндюка, обращенному в ту сторону, куда дует ветер, отвязывается, и свободный, через это, угол тюндючной кошмы откидывается при помощи бакана. Изменяется ветер, дым не имеет свободного выхода, юрта начинает наполняться копотью, - тогда откинутый угол тюндючной кошмы затягивается, а новый тем же путем открывается; таким образом, при помощи этого устройства, киргиз всегда имеет возможность управлять тягою, и разложенный в центре кибитки костер никогда не дымит. В случаях же, когда нужно коптить развешиваемое по чагараку и по протянутым через всю юрту веревкам мясо или что другое, поступают наоборот или даже совсем закрывают тюндюк, а для выхода дыма приподнимают дверную кошму.

У некоторых баев зимою, поверх кошемной покрышки кладется еще другой такой же слой; за то у бедняков и один слой прикрывающих их кибитки кошем так продырявлен, что зимою у обитателя такого жилья зуб на зуб не попадает, а летом, особенно во время дождя, нет лучшего освежения, как именно в его скромном жилище. :D

… Оно, как видим, вполне отвечает всем вышеперечисленным, требуемым от него кочевыми жителями условиям. Полная юрта средней величины, с кошмами серого цвета, стоит киргизу рублей 100, много 150, следовательно, заготовлять для каждой из выходящих замуж дочерей такую юрту не отяготительно, если только умно распоряжаться получаемым калымом; ремонтировать же юрты своего аула, при правильном ведении хозяйства, тоже нетяжело.

(АКБ: интерсно, а монголоязычные народы выделяли своим дочерям юрты?)

К климатическим особенностям степи жилище приноровлено в совершенстве: сильнейшие ветры не опрокидывают кибитку, а между тем последняя, как бы ни была сложна, не пригвождается к земле, и тем не препятствует скорой сборке и разборке; летом, в дни удушливого зноя, в ней прохладно, а пыли нет; в сильные морозы, при хороших кибиточных покровах, сохраняется достаточно тепла.

… Наконец, вмещая в себе все имущество киргиза и доставляя некоторые удобства касательно расставления и развешивания разных вещей домашнего обихода, юрта легко и скоро, в каких-нибудь полчаса, разбирается и собирается, удобно вьючится и так нетяжела, что весь состав средней величины кибитки укладывается на одного верблюда: все сложенные в несколько рядов кошмы перекидываются через хребет животного; кереге, уки и свернутые в трубку чиевые рогожки подвешиваются к его бокам, а чагарак накладывается поверх горбов, и все это очень искусно приарканивается. Тоже самое, придя на новую стоянку, на месте установки юрты, - обозначенном вперед прибывшим хозяином воткнутую в землю пикою, - укладывается верблюд, быстро развьючиваются, две женщины устанавливают по назначенной окружности канаты кереге, связывают их….. - и кибитка готова в те же полчаса.

… На пол юрты расстилаются кошмы, с оставлением в центре площадки небольшого пространства для очага; поверх кошем, у богатых, стелются ковры, паласы и проч., иногда, для большого украшения кибитки, развешиваемые и по ее стенам;

... Необходимую утварь каждой, как богатой, так средней и самой бедной юрты составляют: устанавливаемые над костром треноги разных величин, чугунные котлы, тоже разных размеров, деревянные корыта для мытья мяса, другие для складки вываренного мяса, деревянные же блюда, на которых подается к столу разрезанное на более мелкие части мясо, для дальнейшего кромсания которого у каждого киргиза есть небольшой ножик, бережно хранимый в привешиваемом к поясу футляре; деревянные, кожаные и металлические ведра, ушаты, кадки, подойники, сабы, турсуки и прочая разнообразной постройки и величины посудина, служащая для хранения молока, сыров, мяса, сливаемого из казанов бульона, которым иногда запивается мясной стол; ступы деревянные, чашки для питья кумыса и разного другого употребления, иногда тарелки металлические и глиняные, кожаные мешки для собирания тезека; чайники и кунганы металлические и проч. принадлежности кухни и стола. Более ломкие и более или менее ценные вещи хранятся в погребцах и разной величины и наружной отделки сундуках. Одежда и все мягкие вещи завернуты в более или менее ценные и более или менее новые ковры, паласы, т.е. вышивные войлоки, а то и в простые, тщательно заарканенные в удобно перевозимые на верблюдах тюки. Этими-то тюками, равно сундуками, погребцами, а у кого есть, и шкафами, загромождается до верху сторона юрты, противоположная дверям. С правой и левой сторон устанавливаются деревянные, складные, очень низкие и короткие, но с необыкновенно отлого-откинутыми назад спинками, кровати. Кровать, или то боковое место, где, вместо нее, сложена постель, почти всегда отделена от остальной части кибитки ситцевою занавескою;

Люлька киргизская имеет сходство с теми из наших детских кроваток, которые ни сами не качаются, ни внутри себя не имеют качающихся ящичков.

… Между кроватью и грудою наложенных близ задней стены тюков стоят более или менее объемистые кожаные мешки, летом наполненные кумысом.

… в дверных углах юрты, между разным хламом, у них стоит на привязи больная скотина, телята однолетки, тохтушки, укрываемые от мороза, молодой верблюжонок. Тут же сидит на особенной подставке сокол или беркут, с навешанным на глаза кожаным колпачком. Над ним висит седло, барабан для спугивания дичи и разные другие охотничьи принадлежности, и другие вещи, как-то: узды, разные седла и арчаки, иногда хомуты и шлеи, запасные арканы, пояса всех видов, плети всевозможного устройства (нагайки или камчи) и проч.

… Беспрестанно употребляемое мужчинами и женщинами платье хранится частью в сундуках, поставленных за занавесками, около кроватей, где стоят и люльки, частью же висит на баканах или на низко-протянутых через всю юрту арканах.

… Провизия, т.е. мясо в копченном и другом виде, висит на веревках, протянутых еще выше; прикрепляется также и к чагараку, особенно если его надобно прокоптить.

… Все стены кибитки оказываются таким образом загроможденными, но весь круг около очага свободен. Здесь именно и размещается все семейство днем; а к ночи малые ребята, девушки, работники и заночевавшие гости здесь же устраивают себе постели. Пространство, находящееся между костром и грудою тюков, служит местом, где обедают, садясь в кружок около блюда, поставленного перед хозяином, который занимает самое почетное место, т.е. именно то, которое приходится как раз против двери и у самых тюков. Уступается это место только знатному гостю, старшине, заехавшему на обеде аксакалу и проч.; в этом случае хозяин садится подле этих лиц с правой их стороны. Ежели случается почетному гостю заночевать, его укладывают на том месте, где обедают, в противоположном случае здесь ночуют девушки, мальчики располагаются по правой и левой стороне костра, а работники у дверей.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, нет. У большинства номадов нет юрт. Вот и Вы не можете указать нам на юрты до монгольского периода. Зачем то размещая изображения повозок.

Появляются в тюркских только после монгольской экспансии. И пример из СС показателен - впервые зафиксировано в монгольском источнике. :asker28it:

Половецкие загадки про юрту: :) (CODEX CUMANICUS)

Кеčе barïr qara ulaχ,

erte kelir qara ulaχ]. ([Ol], tüŋlik).

------------------------

Вечером черный козлёнок приходит,

утром черный козлёнок уходит (Это тюнлик [ночник-кошма, которой прикрывают дымовое отверстие вверху юрты, обычно на ночь]).

Bir uču qïš qïšlar,

bir uču yay yaylar. (Ol, sïrïχ).

------------------------

Один его конец зиму зимует (на зимовье),

другой его конец лето летует (на летовье). (Это сырык [рогуля, шест с развилкой, центральная вертикальная подпорка юрты, устанавливаемая во время сильного ветра, снегопада, ливня, когда кровля чрезмерно тяжелеет]).

Кстати там часто употребляются слова тумен (10 000), улус (страна, народ), ант (клятва), калкан (щит)и др., тюрская природа которых оспаривается монголами...

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Ну, и правильно. "Кодекс" создали в 14 в., т.е. после уничтожения кыпчаков монголами, да и язык в нем отражен не половецкий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, и правильно. "Кодекс" создали в 14 в., т.е. после уничтожения кыпчаков монголами, да и язык в нем отражен не половецкий.

"Тюркский язык Кодекса в нем самом определен четырежды: в латинских выражениях итальянской части как куманский – comanicum

1,5; chomanicho 35 об.,2, а в тюркских записях более поздней немецкой части как татарский – tatarcˆe 61 об.,25 ‘потатарски’;

tatar til 81 об.,32 ‘татарский язык’." Александр Гаркавец. Кыпчакское письменное наследие. Том II. с.69-70

Дашкевич:

fefffa742767.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лингвисты считают монгольским заимствованием также хана и ирге.

Не все лингвисты, однако.;)

В работе доктора филологии Рифката Ахметьянова "Историко-этимологический словарь татрского языка" проводится этимологический анализ слов канат, өргә, ниргә, нигез. Из этого анализа не следует, что данные слова были заимствованы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, и правильно. "Кодекс" создали в 14 в., т.е. после уничтожения кыпчаков монголами, да и язык в нем отражен не половецкий.

Название игнорировало ИК, оставляло вне поля зрения имеющееся в рукописи автохтонное название языка tatar til «татарский язык».

14 век, назначение Кодекса, язык не половецкий, но татарский, наличие спорных слов..., значит это язык так называемых татаро-монголов?! B)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще в казахском языке слово «кереге», кроме значения «деревянный решетчатый круглый остов юрты», имеет и другие значения и словосочетания:

Кереге – стена

Кереге жал ат - лошадь с высокой густой холкой

Кереге көз – клетка, клетчатый, решетчатый

Кереге көз – ромбовидный вид орнамента

Кереге бас әріп - заглавная буква

А также:

Кере – полный, целый (о старинных мерах длины):

Кере қар - полный локоть; Кере қарыс - целая пядь; Кере құлаш - полная маховая сажень и т.д.

Глагол - Керу... растягивать, растянуть

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С чего бы это? Сказано же - татарский язык.

Короче из источников следует, что юрты были и у западных тюрков-половцев, и у восточных тюрков-татар [Чингизхана], а монголоязычные народы их переняли, в т.ч. кидани. B)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...