Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

  • Модераторы

Проблема в том, что кереге с достаточной четкостью фиксируется только с 13 века.

А до того были какие-то миниатюры китайские или корейские с изображением верблюдов, навьюченных жердями. Но были ли они складывающимися решетками - точно не установлено. Переплетенные камыши или прутики и сейчас используются как материал для стен с переносным покрытием и стропилами. Однако это не кереге.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня долгое время не было паспорта, но я все это время вроде жил :ozbek: . Тут три условия как доказательства уравнения

1+2+3=6

1. Переплетенная ива

2. Войлочная крыша и стены

3. Куполообразность жилища

6. Юрта.

Все эти три условия вместе не могут дать ничего кроме круглой куполообразной юрты с кереге. Для круглого жилища нужно минимум два каната-кереге (с одной устойчивость невозможна хорошая). Переплетенность кереге нужна для того чтобы держать ууки, изогнутость нужна для сопромата. Ничего кроме кереге не сможет держать куполообразную крышу круглого жилища

:ozbek:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Но Вы же не были при этом полностью дееспособным гражданином? :osman6ue:

Я Вас поддерживаю в определении кереге как наиглавнейшей принадлежности "настоящей" юрты. Однако кереге это не просто переплетенные прутики, а сегменты переносной стены, растягивающиеся и складывающиеся. Если Вы сделаете плетень, зафиксируете его, или заплетете, а потом даже заберете с собой, то ведь это не будет кереге. А значит не будет и "настоящей юрты. Для сооружения "барабана" можно использовать и земляные брикеты, и саман, и стропила (ууки) и бревна, есть даже специальные наименования этим жилищам, с набрасыванием войлока. Но пока не было кереге - не было и юрты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Речь идет о том, что под юртой мы понимаем не абы как слепленное из прутиков временное сооружение, а разборное жилище, в котором стенки каркаса складываются гармошкой. А подтверждения этому до монголов нет. И лексика указывает на то, что в тюркских языках нет древних названий для многих деталей настоящей юрты.

Этого не достаточно? А спор смахивает на сказку про белого бычка. :osman6ue:

С фино-угорского:

Kerek (kereket, kereke, kerekek) – колесо /Энико Сий. Курс венгерского языка, стр.496/

У Махмуда Кашгари:

Keragu – шатер, юрта: kok (?) kordi keragu juoti – он встретился с трудностями, на себя взвалил шатер (МК І 404); keraguicinetegol – какова внутренность юрты? (ThSll)» (10, с. 300) /М.Кашгари «Сөздік» Диуани лұғат ат-түрік/

Добавлю, что слово "кереге", или «кереку» встречается уже в древнетюркских рунических текстах в значении деревянной решетки от юрты или же самой кибитки.

В XI столетии это название прилагалось у туркмен к юрте. Мастера, изготовлявшие такие кибитки, очевидно, назывались керекучи. Слово «кереку» в форме «кереке» и «гереге» сохранилось до сих пор в казахском и туркменском языках.

Интересна информация Рустам об упоминания керагу в рунике, т.к. ДТС дает отсылку на Кашгари, но не ранее.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

если говорить о первом упоминании в тюркском или монгольском источнике, то Кашгари первее любого монгольского :qyrgyz_new:

Однако это детские аргументы, надо всегда говорить об этимологии

Мне лично кажется, что кереге - происходит от тюркского керүү - растягивать, где Г/К - словообразовательный туркүк.

Согласитесь это хорошая этимология для растягиваемой стены

Түркүк. Это новая тюркология без аффиксов и падежей и прочего евроцентризма даже в лингвситике :asker28it:

Түркүк – опорный согласный в тюркских языках

Например ук- слышать, (у)кул-ак - ухо, хул-ха - ухо (чувашское)

Таким образом - кере-ге - это растягиеваемалка

Либо там скорее всего два слова

кер - растягивать

эг-ү - гнуть

Это будет вообще очень древнее слово тогда, очень древнее - прототюркское

Лексическая аффиксация и парное словообразование имен в изначальном прототюркском языке

:ozbek:

Например ‘ed’ – ‘имущество’ + ‘kü’ – ‘слава’→ ‘edgü’ – ‘хороший, добрый, благо’

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

если говорить о первом упоминании в тюркском или монгольском источнике, то Кашгари первее любого монгольского :qyrgyz_new:

Однако это детские аргументы, надо всегда говорить об этимологии

Мне лично кажется, что кереге - происходит от тюркского керүү - растягивать, где Г/К - словообразовательный туркүк.

Согласитесь это хорошая этимология для растягиваемой стены

Түркүк. Это новая тюркология без аффиксов и падежей и прочего евроцентризма даже в лингвситике :asker28it:

Түркүк – опорный согласный в тюркских языках

Например ук- слышать, (у)кул-ак - ухо, хул-ха - ухо (чувашское)

Таким образом - кере-ге - это растягиеваемалка

Либо там скорее всего два слова

кер - растягивать

эг-ү - гнуть

Это будет вообще очень древнее слово тогда, очень древнее - прототюркское

Лексическая аффиксация и парное словообразование имен в изначальном прототюркском языке

:ozbek:

Кереге-от монгольского слова Керек,Хэрэх-решетить!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кереге - растягивать, изгибать - слово-спутник - терме - собирать

Полный разгром :asker28it:

Терме кер на монгольском -шатёр. Смотрите выше!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Hooker, этимология это немного другое :ozbek: . Все ваши слова керек - решетка, терме - шатер - это вторичные слова, подтверждающие заимствование, так как берут готовые слова (если конечно вы не найдете им этимологическую основу из монгольского). Или вы серьезно думаете, что в языке древних было слово "решетка" или "шатер"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кереге - от монгольского слова Керек, Хэрэх -решетить!

Вот ваша "этимология":

Согласно онлайн русско-халхасскому словарю (на бурятском, калмыцком и других вряд-ли оно сильно разнится)

Решетка:

халхавч - каминная решетка

тор - металлическая решетка (заимствование из тюркских: тор/төр - решетка, клетка, сетка)

дөрвөлжин шугам татах, төрөлжүүлэх, өөш, тор сұлжээ - решетка (заимствование из тюркских - төр/тор)

уяа (тюрк: ұя - гнездо, свитое?), үдээс, эмжээр, хошмог - решетка фермы

Решетчатый - торон, сараалжин

И на всякий пожарный:

Клетка - чингэлэг, хорих, тор, шорон, гяндан

Решето - шүүр, шигшүүр, шигших

Сетка - үсний тор

Т.е. основы "кер/керек" или "хэр/хэрэх" в этих словах нет и помину.

Изменено пользователем АксКерБорж
  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Т.е. основы "кер/керек" или "хэр/хэрэх" в этих словах нет и помину.

Гуглите "аалзны тор шиг хэрсэн" !

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гуглите "аалзны тор шиг хэрсэн" !

Гэрглите "өрмекші торын тоқуы туралы" ! :D

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Этого не достаточно? А спор смахивает на сказку про белого бычка. :osman6ue:

В чем вопрос?

А да, бычок идет-шатается. "Этимологии" зачем то снова пошли. У Кашгари написано же, что керегу "шатер". Вот как он в юрту превратился в промежуток от киданей до монголов? Наверное, заимствована у них, судя по лексике.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В чем вопрос?

А да, бычок идет-шатается. "Этимологии" зачем то снова пошли. У Кашгари написано же, что керегу "шатер". Вот как он в юрту превратился в промежуток от киданей до монголов? Наверное, заимствована у них, судя по лексике.

Вообще-то мой вариант "кереге" как "растягиваемалка" (или изогнутая растягиваемалка) подходит и шатру и любой другой складной палатке - мы ведь применяем слово палатка и к юртам и чадырам юрюков. Так что пример из Кашгари - лишний раз подтверждает мою версию. Что касается ссылок на Кычанова - их время прошло, настало время орков :qyrgyz_new: . Зря вы насчет "этимологий" - основной принцип этимологии - нахождение изначальных морфем, которые состоят из максимум двух-трех букв и есть также в других словах генетически и смысловато связанных с изначальным словом. Найдите "кер-" в монгольском, которое будет связано со значениями крест, решетка, растягивание, сборка, стена, дерево, дом. Сейчас нет времени заглядывать в Севортяна

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Ну, и что нам дает то, что кереге связано с растяжением? Мы же про юрту говорим, а не про шатер, чум или тент.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прошу прощения за офтоп!

(Не хотелось бы перечитывать всю тему, чтобы узнать "пустяковый вопрос"!)

Здесь, в этой теме, есть информация о каких-либо различиях между юртой и кибиткой, в чем они заключаются? Наверное, разница только в названии?

(Или может быть, кто-то что-то об этом знает?)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я понимаю ход ваших мыслей. Я исхожу из такой логики. Не беру источник, где первый раз упомянута описание юрты современного типа -

1. я исхожу из происхождения слова,

2. вы из описания юрты с кереге, которое впервые встречено у киданей

1. Для того чтобы определить происхождение слова, если хочется доказать монгольское это или тюркское - нужно искать этимологию слова и привязать его к смыслу, которое оно несет. Я попытался дать тюркскую (плохо или хорошо сам не знаю) и как бы доказать, что слово тюркское - а значит и изобретение растягивакемо-складываемой стенки (кереге-терме) из плетенной ивы :ozbek: - это тюркское изобретение. Не будут же кидане изобретать кереге и называть его тюркским словом - вот моя логика

2. Источников на монгольском языке не было вплоть до XIII века, - это же не значит, что не было монгольского языка. Точно так же - если не было описания юрты с кереге - это не значит, что не было юрты с кереге

Мне кажется, что моя логика логичнее :qyrgyz_new:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Здесь, в этой теме, есть информация о каких-либо различиях между юртой и кибиткой, в чем они заключаются?
В этой теме путают, как и в не специальной литературе, эти понятия. Ищем юрту без колес.:osman6ue:
Мне кажется, что моя логика логичнее
Не думаю, т.к. слово и изобретение редко связаны. Например, в древней Греции и Риме не было телевидения.Но в сделанных мной сканах словарных материалов можно найти и монгольские параллели.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В чем вопрос?

А да, бычок идет-шатается. "Этимологии" зачем то снова пошли. У Кашгари написано же, что керегу "шатер". Вот как он в юрту превратился в промежуток от киданей до монголов? Наверное, заимствована у них, судя по лексике.

Надеюсь, что Кашгари не знал русского слова шатёр, также, как и кидани с их потомками халха тюркского слова юрта. :osman6ue:

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скорее всего у Кашгари написано арабское слово, которое Зифа-эжей перевела как "шатер", потому что то арабское слово обозначает "арабское переносное жилище", которое и переводят "шатер".

Другое дело, что Кашгари искал соответствие переводу слова "кереге" и использовал арабское слово, которое обозначает "арабское переносное жилище", которое и переводят "шатер"

Можно спросить у нее, но стоит ли - мне кажется и так понятно.

Мне кажется уважаемого Стаса смущает то обстоятельство, что кереге - одновременно обозначает и (1) собственно кереге (растягиваемую ивовую переплетенную стенку, впервые упоминаемую у хунну в 81 AD :qyrgyz_new: ) и (2) юрту, которую Зифа-эжей перевела на русский язык как "шатер", которое на самом деле скорее всего юрта с кереге. Это просто

У Кашгари скорее всего имеется в виду именно юрта с кереге. Мои аргументы.

Юрта - для нас сейчас и тогда - это просто "жилище" - үй, эб.

Вначале юрта называлась у нас кереге үй/эб - жилище с кереге, коротко кереге. Точно также чатыр үй/эб - палатка, дословно "жилище-крыша", "чатыр" - "крыша", букв. "накрывающее" - коротко - чатыр (шатер) без үй/эб. Просто так получилось, что кереге үй/эб стало просто "үй/эб", а чатыр үй/эб стало просто "чатыр"

Алачык - палатка (лачуга), букв. "открытый низ (подразумевает "голый пол")" - действительно лачуга :ozbek:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так же как и большинство тюрок башкиры издревле проживали в юртах — тирмэ, ничем особенно не отличавшихся от жилищ других тюркских народов. Название частей тирмэ также звучит практически одинаково, но все же нужно отметить некоторые особенности. Скаты кровли существенно круче, это связанно с большим количеством осадков на Урале, чем в остальной части Степи. Двери только деревянные. Тирмэ никогда не обкладывается камышовыми матами и в строительстве применяется, кроме классического тала еще дуб, клен, ильм и липа. Оригинально только название — тирмэ, встречающееся только у ногайцев. Башкирский тирмэ — является юртой тюркского типа, хотя исследователи отмечали наличие и монгольской юрты на северо-востоке исторического Башкортостана.

http://www.rodnoe.org/node/568

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Источников на монгольском языке не было вплоть до XIII века, - это же не значит, что не было монгольского языка. Точно так же - если не было описания юрты с кереге - это не значит, что не было юрты с кереге

По моему, Еleri прав, первое упоминание именно о разборном войлочном жилище (юрте) у киданей и кереитов не факт, что ее не было до них.

И вообще утверждения о том, что древние кочевники скотоводы не имели разборных жилищ (юрт), а кочевали и жили исключительно в кибитках на повозках/колесах, мне кажется исходят от людей, не знакомых с бытом скотовода-кочевника.

В связи с отсутствием письменных упоминаний о разборной юрте конечно трудно доказать обратное (хотя косвенных доказательств немало - вежи половцев, кереку Кашгари и пр.), но по логике вещей (логику никто не отменял) войлочные жилища (другого материала у скотводов кочевников попросту не было) устанавливались именно на земле (хотя-бы для разведения очага с использованием дымового отверстия "тундук", тогда как на телеге огонь не разведешь) и именно были разборными (в связи с частыми перекочевками с места на место, возможно что, при стоянках - устанавливались на земле, а при движении - на телеги).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет на самом деле "переплетенная ива" - и есть кереге/терме наверное. Так что я смело буду использовать 81 AD как первое упоминание о кереге. Я уверен найдутся больше свидетельств

Просто у китайцев как поведется что-то таки растянется на сотни поколений. Вот восхваления юрте эпохи Таң, о котором я уже упоминал

Юрта

Шерсть собрали с тысячи овец,

Выковали сотни две колец,

Круглый остов из прибрежных ив

Прочен, свеж, удобен и красив.

В северной прозрачной синеве

Воин юрту ставил на траве,

А теперь, как голубая мгла,

Вместе с ним на юг она пришла.

Юрту вихрь не может покачнуть,

От дождя ее твердеет грудь,

Нет в ней ни застенков, ни углов,

Но внутри уютно и тепло.

Удалившись от степей и гор,

Юрта прибрела ко мне во двор.

Тень ее прекрасна под луной,

А зимой она всегда со мной.

Войлок против инея – стена,

Не страшна и снега пелена,

Там меха атласные лежат,

Прикрывая струн певучих ряд.

Там певец садится в стороне,

Там плясунья пляшет при огне.

В юрту мне милей войти, чем в дом,

Пьяный – сплю на войлоке сухом.

Очага багряные огни

Весело сплетаются в тени,

Угольки таят в себе жару,

Точно орхидеи поутру.

Медленно над сумраком густым

Тянется ночной священный дым,

Тает тушь замерзшая, и вот

Стих, как водопад весной, течет.

Даже в дивный сад из орхидей

Не сманить из этих юрт людей.

В юрте я приму моих гостей,

Юрту сберегу я для детей.

Князь свои дворцы покрыл резьбой?

Что они пред юртой голубой!

(Бо Цзю и, IX в.)

Мне хочется спросить: табылга (таволга) ТАЛ - горная ива пойменная, - везде используется для деревянного остова юрты

Изменено пользователем eleri
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...