Jump to content



Sign in to follow this  
asan-kaygy

Баян Батыр

Recommended Posts

Первый раз слышу про такого Батыра..потом, просто чисто так теоретический, возможно ли остаться в живых если стрела (тем более джунгарская!) попадает в глазницу?...

чем же особенна жонгарская стрела? много случаев когда человек живет с осколком от мин и пулей в черепе ;)

Share this post


Link to post
Share on other sites

чем же особенна жонгарская стрела? много случаев когда человек живет с осколком от мин и пулей в черепе ;)

Здесь немного про боевые луки кочевников http://neonomad.kz/history/h_mir/index.php?ELEMENT_ID=3078

Ну не знаю...просто трудно себе представить такое :unsure:

Share this post


Link to post
Share on other sites

- А где находится р.Боген, на кочевьях рода канжыгалы?

- А кто другие 2 Богембай батыра?

Просто об этом раньше не слышал, Каке.

Река Боген вроде находится в Акмолинской области.

Было три Богенбая. Богенбай из рода Табын, Богенбай из рода шакшак племени Аргын и самый известный Канжыгалы Богенбай. Вот статья в тему.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Река Боген вроде находится в Акмолинской области.

Было три Богенбая. Богенбай из рода Табын, Богенбай из рода шакшак племени Аргын и самый известный Канжыгалы Богенбай. Вот статья в тему.

Рахмет!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Забыл про легендарного батыра из аргынов из рода шак-шак Жанибека.(правда уже не змеляк).

Родословная шакшак Жанибек батыра:

Арғын

Тәнбi-сопы

Елемес

Үсембай

Ермен

Шағыр

Аманжол

Шақшақ

Көшей

Қошқар

Жәнібек батыр

Его потомки:

Жауқашар

Жайсанбай

Арқай

Оспан

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ещё в конце 80-х гг. знал и лично общался с фольклористом, ныне маркум, Казыбеком Нуралиным из города горняков Екибстуза - прямым потомом канжыгалы батыра Богембая.

Вот родословная марқұм Қазыбека аға и его предка великого Бөгембай батыра:

Арғын

Қанжығалы

Ішпекбай

Есен

Жапар

Жиес

Тілеу (Сары)

Әлдеуін

Ақша

Бөгембай батыр

Его потомки:

Тұраналы би

Бапан би

Сәбден (Саққұлақ би)

Нұралы

Олжабай

Қазыбек (г.Екібастұз)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Батыр БАЯН из рода Уак

Батыр Баян — один из легендарных героев 200-летней войны казахского народа против Джунгарии за независимость, территориальное и политическое единство Казахского ханства.

Баян Касаболатулы родился в 1704 г. в ауле Аралагаш на территории (в советское время - совхоз "Карагандинский") нынешнего района имени Магжана Жумабаева. Отец его Касаболат был искусным ювелиром. Мать Ажар - дочь известного батыра Шолана, сестра Дата, отца знаменитого батыра Сырыма Датова из рода Байбакты. Баян - выходец из отделения Шога рода Уак. С 14 лет он участвовал в военных походах вместе с более опытным старшим родственником Сары батыром. В 17 - становится известным сардаром (командиром отряда), умело владеющим военным искусством.

За проявленный героизм и полководческие заслуги он снискал особое почитание у народа и воспевался им в течение трех столетий. В первой половине и середине 18-го века при защите казахских степей от нашествия джунгар Баян проявил исключительный героизм, став верным соратником, одним из главных батыров Аблай хана. Он сумел сплотить народ против врага, возглавив многочисленный отряд сородичей; совместно с Кабанбаем, Малайсары, Олжабаем, Жанатаем и другими батырами принимал участие в освобождении Прииртышья, Калбинских земель и Тарбагатайского края.

Батыр Баян особо отличился в восьмидесятидневной Шоргинской битве у подножия Тарбагатайских гор и в акшаулинских боях под Аягузом, проявив героизм, отвагу. Он был одним из главных участников национально-освободительного движения казахов 18-го века, имел огромный авторитет и уважение среди воинов. Ум и храбрость Баяна высоко ценил сам Аблай хан, о чем есть свидетельство великого казахского ученого-просветителя Чокана Валиханова: "Когда спросили у Аблая, - пишет ученый в своем исследовании "Исторические предания о батырах 18 века", - кого он из батыров более уважает из всех трех орд, он отвечал: "Из моих батыров басентианец Малайсары по богатству, храбрости и по характеру и уаковец Баян по уму и храбрости стоят выше всех". По преданию, первая встреча Аблай хана и Баян батыра произошла на поле битвы с калмыками. Увлекшись сражением, Аблай хан не заметил, как с небольшой группой воинов оказался в окружении калмыков. Сжималось кольцо врагов, вот-вот они сомнут казахов и захватят хана. Тогда на своем желтопегом коне решительно кинулся на калмыков Баян батыр, круша их направо и налево, создавая коридор для выхода окруженной группы. Аблай хан и его воины пробились из окружения и, соединившись со своими основными силами, разгромили калмыков. После победы Аблай хан приказал найти героя на желтопегом коне. Его нашли и привезли к хану. Смелость, решительность батыра понравились хану. С тех пор хан много раз убеждался в храбрости и уме Баяна и полюбил его.

О великом сыне степи сложено немало легенд, преданий, песен. В народных сказаниях восхваляются его ловкость, бесстрашие, мужество. Он был не только отважным батыром, но и видным оратором и умным собеседником. Его подвиги воспевали крупнейшие акыны и жырау, современники, вместе участвовавшие в походах. Высоко отзывались о храбрости батыра известный поэт-просветитель и фольклорист конца 19 - начала 20-го в. Машхур Жусуп Копеев и академик-этнограф Алькей Маргулан. О подвигах батыра Баяна писали известные писатели Ильяс Есенберлин в трилогии "Кочевники", Кабдеш Жумадилов в дилогии "Дарабоз". Но, пожалуй, наиболее яркий образ легендарного воина создал великий казахский поэт Магжан Жумабаев в поэме "Батыр Баян". Судя по всему, он был хорошо знаком со сборником произведений Ч. Валиханова, изданным профессором-востоковедом Н.И. Веселовским в 1904 г. в Санкт-Петербурге. Используя фактический материал из книги, Магжан вводит в свою поэму прекрасный сюжет о возвышенной любви Нояна, сына одного из батыров, к плененной калмычке Куралай.

Опоздание прославленного воина на сборный пункт хана Аблая поэт в своей поэме объясняет следующим образом: "В одном из набегов Баян захватил в плен дочь джунгарского батыра красавицу Куралай. Он влюбился в нее, но не смог добиться взаимности. Зато сын Сары батыра юный Ноян и Куралай полюбили друг друга. Зная, что здесь им не разрешат вступить в брак, влюбленные бежали в Джунгарию, на родину Куралай.

Восприняв побег брата с калмычкой во враждебную страну как позорный поступок, как измену Родине, Баян пустился в погоню. Догнав их в местечке Жолдыозек (местность на территории нынешнего Аккайынского района), он сгоряча убивает обоих". Автор ярко описывает психологическое состояние батыра, переживавшего за безвинную смерть молодых. В поэме Баян обвиняет себя в несправедливом поступке, горько оплакивая, хоронит влюбленных вместе. Только после этого в удрученном состоянии приезжает на сборный пункт хана и сразу отправляется в поход против калмыков.

В действительности все обстояло несколько иначе. В самом деле, пленную красавицу полюбил сын Сары батыра Кыстаубай (в поэме Ноян) и бежал с ней в Джунгарию. Возмущенный таким поступком сына, отец посылает своего родственника Баяна батыра с наказом догнать беглецов, расправиться с ними и в доказательство показать ему их одежду со следами крови. Однако, догнав влюбленных, Баян не стал их убивать, а направил в Младший жуз к родителям матери Кыстау-бая. В доказательство того, что он расправился с молодыми, Баян бросает под ноги Сары батыра их верхнюю одежду с кровью убитого им дикого зверя. Кыстаубай с невестой благополучно добрался до родителей матери (нагашы), которые их приветливо встретили, поставили им отдельную юрту с полной обстановкой, выделили скот и т.д. Впоследствии он стал уважаемым батыром Младшего жуза. Появились дети. Его потомки вернулись на родину предков в Северный Казахстан через 130 с лишним лет и обосновались в нынешнем Жамбылском районе. В поэме "Батыр Баян" собравшиеся на сборном пункте батыры, чтобы узнать о причине задержки выступления войск против джунгар, к Аблай хану посылают известного шешена (оратора) Канай бия. Аблай так отвечает ему:

"Я верю в Баяна: взмахнет он мечом

и недруг сражен без пощады.

А я без Баяна - орел без когтей,

скакун, не достигший награды,

Я с места не сдвинусь, поверь мне, Канай,

и слово мое нерушимо,

Я буду стоять, и Баяна дождусь.

Я буду стоять, сколько надо".

Далее поэт описывает героическое сражение небольшого отряда (сотня) во главе с Баяном с многотысячным войском джунгар:

"Набросилась сотня летучих,

орлов на тысячеглазое войско.

Они бушевали, как горный поток,

несущийся с грозных утесов.

Калмыки, напора такого не ждав,

бежали в паническом страхе.

Такого сражения не видела Степь!

Или закипела от крови.

Ломаются копья и кони храпят.

У мертвых - сломаны кости.

Да, горсть казахов, отважных, как

львы, себя показали на славу!

Устроили пир для незваных

гостей, такого еще не бывало..."

Однако силы были неравны. Батыр Баян со своим отрядом погибает как герой.

Произведение Магжана Жумабаева "Батыр Баян" стало достоянием казахского читателя только в 1989 г., когда после реабилитации поэта вышел из печати первый сборник его произведений. А на русском - только в 2002 г. с выходом в свет книги "Пророк", в котором помещена эта поэма в переводе Б. Джилкибаева. Многие не знают, что в нашей области живут многоуважаемые потомки батыра. Один из них Зейнолла Олжабаев в свое время работал на ответственных работах в Булаевском (ныне имени Магжана Жумабаева) районе, в настоящее время пенсионер, живет в городе Петропавловске. Зейнолла-ага имеет четырех сыновей и четырех дочерей. Другие потомки Баяна живут в городе и в сельских районах области. Так продолжается, новое поколение потомков отважного батыра.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Интересны имена:

1. Джунгарку звали "Куралай", 100% казахское имя.

2. Баян, Ноян - тоже казахские имена, но я так понял встречаются и среди современных монголов...

"Баян" с казахского переводиться как...не могу донести точный смысл, ну вот допустим аксакалы говорят "Бакыттарын баянды болсын" т.е. "Пусть счастье ваше будет известным/прославленным"...

"Ноян" - мушкетер, допустим раньше на казахском шел фильм "Д'Артаньянмен уш Ноян" - Д'Артаньян и три мушкетера

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если судить по имени-отчеству, такое ощущение, что этот казахский батор был монголом - Хасболотын Баян )))

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если судить по имени-отчеству, такое ощущение, что этот казахский батор был монголом - Хасболотын Баян )))

Казахизмы в монгольском)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если судить по имени-отчеству, такое ощущение, что этот казахский батор был монголом - Хасболотын Баян )))

да УАК он... это только "книжные историки" могут спорить о его "национальной принадлежности".... УАК... т.е. КАЗАК из ОРТА ЖУЗ из УАКтар (рода уак)... только то... B) (спорьте хоть до хрипоты, ничего это не изменит... потому как потомков его "до фига", т.е. много... которые в своих шежире хранят это славное имя... ) :D

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот в разделе "Тюрки" в теме "Казахи" обиженный казахами Амыр и уважаемый reicheOnkel ведут со мной спор, что производные от тюркского "бай" слова "Баян, баянды" оказывается слова санскрита и монголизмы. :lol:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот в разделе "Тюрки" в теме "Казахи" обиженный казахами Амыр и уважаемый reicheOnkel ведут со мной спор, что производные от тюркского "бай" слова "Баян, баянды" оказывается слова санскрита и монголизмы. :lol:

ну и да ладны... :lol:

Кайреке (Асеке), в Куране есть одна фраза, которая очень мне нравится

"Будь справедлив к тому, что ты произносишь"...

вот ради истины... жунгары и прочие халхи... как к ним не относится - но всё жеж - наши братья - номады...

2-ши... наша (казахская) "победа" над жунгарами - оказалась победой "пирровой".... потому как выиграли (с исторической точки зрения) орысы (русские) и ханьцы (шуршуты-китайцы)...

а вот мы на сём форуме друг-с-другом "собачимся"... только на радость КаГэБэ-шникам и прочим вышеприведённым...

короче... завязывай...

всё жеж "по-керейски" надыть всех "принять и обогреть"... а кто не хочет - "зарезать"... :lol:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот в разделе "Тюрки" в теме "Казахи" обиженный казахами Амыр и уважаемый reicheOnkel ведут со мной спор, что производные от тюркского "бай" слова "Баян, баянды" оказывается слова санскрита и монголизмы. :lol:

Вы что?

Тюрко-монгольский бай и баян никак не связан с буяном и пунья. Это омонимы.

Я ведь Вам это указал. Может я плохо разьясняюсь на русском языке?

Всюду Вам тюркизмы мерещатся.

Share this post


Link to post
Share on other sites

ну и да ладны... :lol:

Кайреке (Асеке), в Куране есть одна фраза, которая очень мне нравится

"Будь справедлив к тому, что ты произносишь"...

вот ради истины... жунгары и прочие халхи... как к ним не относится - но всё жеж - наши братья - номады...

2-ши... наша (казахская) "победа" над жунгарами - оказалась победой "пирровой".... потому как выиграли (с исторической точки зрения) орысы (русские) и ханьцы (шуршуты-китайцы)...

а вот мы на сём форуме друг-с-другом "собачимся"... только на радость КаГэБэ-шникам и прочим вышеприведённым...

короче... завязывай...

всё жеж "по-керейски" надыть всех "принять и обогреть"... а кто не хочет - "зарезать"... :lol:

Как говаривали наши (общие) великие предки для общей цели можно привести всех к покорности:

Басы барды идірдік,

тізесі барды бүктірдік.

Найзанын ұшымен,

қылыштын жүзімен,

білектін күшімен.

Ағаш уықты,киіз туырлықтыарды

біріктірдік!

Share this post


Link to post
Share on other sites

АКБ - может хорош с приведением к покорности? Дайте перевод приведенного стихотворения.

Share this post


Link to post
Share on other sites

АКБ - может хорош с приведением к покорности? Дайте перевод приведенного стихотворения.

Впервые об этом пишу, т.к. приведенные мной на память строки из тюркской эпитафии касаются именно этого:

Басы барды идірдік, - Имеющих головы заставили их склонить,

тізесі барды бүктірдік. - Имеющих колени преклониться,

Ақ найзанын ұшымен, - Острием копий,

Ақ қылыштын жүзімен, - Лезвиями сабель,

Ақ білектін күшімен. - Силой рук,

Ағаш уықты,киіз туырлықты (уыз үйлілерді)- Народы с деревянными жердями, войлочным покрытием юрт (с огузскими юртами),

біріктірдік! - Объединил в одно.

Edited by АксКерБорж

Share this post


Link to post
Share on other sites

Народ, кто нибудь знает, где захоронен Баян-батыр?

слышал где-то у реки Или? это очень важно

Share this post


Link to post
Share on other sites

Народ, кто нибудь знает, где захоронен Баян-батыр?

слышал где-то у реки Или? это очень важно

в Кокшетау... уаки молодцы! (ну мы жеж на орысском сайте) :P

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну, раз мы не на "орысском сайте", то что Вы имели в виду?

Share this post


Link to post
Share on other sites

в Кокшетау... уаки молодцы! (ну мы жеж на орысском сайте) :P

а точнее где, уаки молОдцы :D ?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот в разделе "Тюрки" в теме "Казахи" обиженный казахами Амыр и уважаемый reicheOnkel ведут со мной спор, что производные от тюркского "бай" слова "Баян, баянды" оказывается слова санскрита и монголизмы. :lol:

АКБ - это конкретный переход на личности, причем сказанный "за глаза". Продолжите в том же духе, последует наказание.

Share this post


Link to post
Share on other sites

а точнее где, уаки молОдцы :D ?

уакский род небольшой, но славный такими именами как Кокше (Кокча-багатырь русских летописей и Кокче из эпоса "40 ногайских богатырей") и Баян (самый смелый и недисциплинированный батыр казахско-жунгарских войн - признано Абылайханом :lol: )... подозреваю, доказать не могу, но привожу как версию... что Кокчетав - от Кокше-батыра... - гора Кокше... Кокше-Тау

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...