Jump to content



Guest Rust

Кыргызы

Recommended Posts

Многие политологи считают, что есть очень большая вероятность присоединения Кыргызстана к Казахстану.

Многих это пугает.

На мой взгляд такое может произойти хотя бы на уровне очень тесного союза экономического и политического. Это было бы самым идеальным. Хорошо бы смотрелась бы и многовекторная политика Кыргызстана, от этого союз бы стал бы крепче и полезней.

Причиной страха, для некоторых является то, что последствия могут непредсказуемым и прежде всего для Узбекистана.

Я сам сомневаюсь о месте колониальной эпохи в средней азии. Она сильно отличается от колониальной эпохи Африки, Америки можно сказать принципиально.

Вообще Русская колониальная эпоха это по всем параметрам подходит к режиму Фашизма и Рассизма.

Чем отличается декларируемые Гитлером цели насчет славянских народов и то что Россия уже сделала по отношению к народам средней азии в колониальную эпоху?

Я думаю ничем.

Даже в Советское время тот же голод 30-х годов, декабрьские 86-го в Алмате - у меня даже на языке термин - проявления "нечаянного фашизма".

То что многие говорят, что Россия несла цивилизацию для аборигенных народов - на мой взгляд чушь и миф. Россия никогда не была источником цивилизации, она только заимствовала, правда получается только образ жизни для небольшого круга людей, технологии, наука, искусство. Сам дух цивилизации мне кажется все таки все еще чужд. Да и проводником Россия была не удачным - миллионы погибших как своих так и других.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я считаю необходимо дифференциировать нац. политику Российской империи, раннего и позднего СССР. Все те блага полученные туземцами: образование и прочее были привнесены советским союзом. СССР дал образование и русскому народу прежде всего, построил заводы и инфраструктуру в ЦА, на которых работали также русские люди. На раннем этапе СССР были массовые жертвы среди многих народов из-за топорной и силовой политики ворвавшихся во власть большивиков.

Если же говорить о Российской колониальной политике, то она была деструктивна для завоеванных народов. Здесь многие должны мозги прочистить по этому поводу.

Share this post


Link to post
Share on other sites

по легче...степняк

места компактного проживания казахов исторически была поделена между русскими, многолами и китайцами.

Ерунда. Сможете аргументировать?

так и в шутку называют "русский", "монгольский" и/или "китайский" казахстан.

Никогда о таком не слышал, да и в публикациях не читал. Вывод: очередные Ваши выдумки, продиктованные комплексом неполноценности.

джунгария при том, что территория современного казахстана некогда была территорией джунгарии, практически вся.

Опять брехня. См.выше.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Навскидку перечислю "благотворное" влияние колониализма (царская Россия) и неоколониализма (Совок в лице России) для казахского народа:

1. Мир имел бы сейчас суверенное государство или хотя бы автономную республику нарвне с Татарстаном и Башкортостаном - Сибирскую республику с тюрками как титульной нацией.

2. Планомерное и целенаправленое уничтожение института ханской власти (тогда как монархии до сих пор существуют и восхваляются в т.ч. Россией, в Европе, в Японии, у арабов и у других).

3. Захват и лишение лучших земель.

4. Целевое истребление цвета нации - Алаш ордынцев.

5. Конфискация так называемых байских хозяйств - основы казахского хозяйства.

5. Искусственное создание голодомора для кочевников-скотоводов путём поголовной конфискации скота (для оседлых народов с их огородами и посевами он ничем не грозил, не зря к примеру все казахи нашего края бросились в бегство "Ішке", т.е. во внутренние районы, так назывались Новосибирская обл. и Алтайский край, чтобы не умереть с голоду). Архивные документы подтверждают, казахам, чтоб не умереть с голоду приходилось есть мертвечину, т.к. все улицы были усыпаны трупами голодных. Это были страшнейшие годы.

6. Повсеместное и целенаправленное закрытие казахских школ.

7. Целенаправленное уменьшение процентного соотношения казахов, в результате чего к концу 80-х г. они на своей родине составляли всего 30%.

8. Вовлечение казахов в свои военно-политические конфликты: первая мировая война, т.н. гражданская, ВОВ, афган и пр.

9. Уничтожение плодородного слоя почв искусственной "Целиной".

10. Уничтожение фауны, флоры и экологии.

11. Пьянство, вороство, грабежи, насилие и убийства (которых ранее у казахов и духом не пахло).

Этот список можно продолжать долго. Я изложил лишь не более 5% фактов. Искренне не понимаю тех, кто оспаривает это и уверяет нас же в "благотворном" влиянии России и русского народа. С Владимром Ивановичем проблем нет, его понять можно, он их потомок. Но других не понимаю никак.

Братьям кыргызам по этим вопросам повезло больше с учетом такого огромного по территории и населению буфера на пути колонизаторов как казахи.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ерунда. Сможете аргументировать?

Никогда о таком не слышал, да и в публикациях не читал. Вывод: очередные Ваши выдумки, продиктованные комплексом неполноценности.

Опять брехня. См.выше.

Астрахань, Орынбор - русский Казахстан, Баян Оглий - монгольский Казахстан, Синьзян - китайский Казахстан.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Навскидку перечислю "благотворное" влияние колониализма (царская Россия) и неоколониализма (Совок в лице России) для казахского народа:

1. Мир имел бы сейчас суверенное государство или хотя бы автономную республику нарвне с Татарстаном и Башкортостаном - Сибирскую республику с тюрками как титульной нацией.

2. Планомерное и целенаправленое уничтожение института ханской власти (тогда как монархии до сих пор существуют и восхваляются в т.ч. Россией, в Европе, в Японии, у арабов и у других).

3. Захват и лишение лучших земель.

4. Целевое истребление цвета нации - Алаш ордынцев.

5. Конфискация так называемых байских хозяйств - основы казахского хозяйства.

5. Искусственное создание голодомора для кочевников-скотоводов путём поголовной конфискации скота (для оседлых народов с их огородами и посевами он ничем не грозил, не зря к примеру все казахи нашего края бросились в бегство "Ішке", т.е. во внутренние районы, так назывались Новосибирская обл. и Алтайский край, чтобы не умереть с голоду). Архивные документы подтверждают, казахам, чтоб не умереть с голоду приходилось есть мертвечину, т.к. все улицы были усыпаны трупами голодных. Это были страшнейшие годы.

6. Повсеместное и целенаправленное закрытие казахских школ.

7. Целенаправленное уменьшение процентного соотношения казахов, в результате чего к концу 80-х г. они на своей родине составляли всего 30%.

8. Вовлечение казахов в свои военно-политические конфликты: первая мировая война, т.н. гражданская, ВОВ, афган и пр.

9. Уничтожение плодородного слоя почв искусственной "Целиной".

10. Уничтожение фауны, флоры и экологии.

11. Пьянство, вороство, грабежи, насилие и убийства (которых ранее у казахов и духом не пахло).

Этот список можно продолжать долго. Я изложил лишь не более 5% фактов. Искренне не понимаю тех, кто оспаривает это и уверяет нас же в "благотворном" влиянии России и русского народа. С Владимром Ивановичем проблем нет, его понять можно, он их потомок. Но других не понимаю никак.

Братьям кыргызам по этим вопросам повезло больше с учетом такого огромного по территории и населению буфера на пути колонизаторов как казахи.

Скажите,а на форуме ктото следит за нацсепоратистами?Повезло ли Кыргызам больше чем Казахам?Ну не знаю.Думаю что амбиции нормального кыргыза стремятся дальше чем работа в клининговых компаниях России.Общаюсь с несколькими представителями этого древнейшего этноса получаю удовольствие от этого и не ставлю себя как националист в отличии от вас.

Share this post


Link to post
Share on other sites

К основным можно добавить и Семипалатинский полигон. Если сравнивать Неваду где пострадали всего лишь 12 000 человек и 1 500 000 в регионе Семипалатинского полигона.

До исх пор погибают не то что взрослые люди а дети не доживая 16-17 лет (по своим родственникам в Семипалатинске сужу). Вредные производства.

И может еще к числу главных негативных последствий, все тюрки разобщены, из за политики "разделяй и властвуй".

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я сам сомневаюсь о месте колониальной эпохи в средней азии. Она сильно отличается от колониальной эпохи Африки, Америки можно сказать принципиально.

Вообще Русская колониальная эпоха это по всем параметрам подходит к режиму Фашизма и Рассизма.

Чем отличается декларируемые Гитлером цели насчет славянских народов и то что Россия уже сделала по отношению к народам средней азии в колониальную эпоху?

Я думаю ничем.

Даже в Советское время тот же голод 30-х годов, декабрьские 86-го в Алмате - у меня даже на языке термин - проявления "нечаянного фашизма".

==================================================================================================

Я вот тоже сомневаюсь в том, что товарищ знает значение слов фашизм, расизм. А с историей не дальше вики. Как говорят сегодня в России: цеди базар.

За декабрьские события спросите у своего Кунаева. Если не ошибаюсь он был тогда правителем. И он испрашивал у Горбачёва санкции на жёсткие меры. А когда М.С. не дал своей визы, то и К. на свою ответственность не взял дальнейшее кровопролитие.

Мало того, что народы Ср. Азии были избавлены от открытой работорговли, что шокировало даже русских крепостников, они были на равных вовлечены в общий этногенез и общую истоорию. Не вижу в Африке государств послеколониального периода равных по мощи Казахстану. Тоже следствие русской колониальной политики.

Голод 30-х гг. был следствием непродуманной с/х политики советского правительства. А там были в основном русско-язычные, т.е. выходцы из бывших колоний России. Вот с них и поспрашайте. От голода умерли миллионы русских. И в самых хлебных областях. Кого винить?

Share this post


Link to post
Share on other sites
11. Пьянство, вороство, грабежи, насилие и убийства (которых ранее у казахов и духом не пахло).

Это круто! У нас в России это бы назвали - "лубочная история"! Наивная идеализация прошлого. Люди , в это верящие , хорошо управляются прагматичными политиками , но абсолютно не нужны , когда некие политические цели бывают достигнуты. :(

Share this post


Link to post
Share on other sites

Предлагаю вести обсуждение по теме "Кыргызы".

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я сам сомневаюсь о месте колониальной эпохи в средней азии. Она сильно отличается от колониальной эпохи Африки, Америки можно сказать принципиально.

Вообще Русская колониальная эпоха это по всем параметрам подходит к режиму Фашизма и Рассизма.

Чем отличается декларируемые Гитлером цели насчет славянских народов и то что Россия уже сделала по отношению к народам средней азии в колониальную эпоху?

Я думаю ничем.

Даже в Советское время тот же голод 30-х годов, декабрьские 86-го в Алмате - у меня даже на языке термин - проявления "нечаянного фашизма".

==================================================================================================

Я вот тоже сомневаюсь в том, что товарищ знает значение слов фашизм, расизм. А с историей не дальше вики. Как говорят сегодня в России: цеди базар.

За декабрьские события спросите у своего Кунаева. Если не ошибаюсь он был тогда правителем. И он испрашивал у Горбачёва санкции на жёсткие меры. А когда М.С. не дал своей визы, то и К. на свою ответственность не взял дальнейшее кровопролитие.

Мало того, что народы Ср. Азии были избавлены от открытой работорговли, что шокировало даже русских крепостников, они были на равных вовлечены в общий этногенез и общую истоорию. Не вижу в Африке государств послеколониального периода равных по мощи Казахстану. Тоже следствие русской колониальной политики.

Голод 30-х гг. был следствием непродуманной с/х политики советского правительства. А там были в основном русско-язычные, т.е. выходцы из бывших колоний России. Вот с них и поспрашайте. От голода умерли миллионы русских. И в самых хлебных областях. Кого винить?

Как будто крепостники были не рабами...

Насчет фашизма и рассизма тогда дайте отличия.

Что бы не говорили бы... все равно это признаки фашизма. Даже в совесткое время не позволяли говорить на своем родном языке, приравнивая к "собачьему языку" - не это ли явный признак. А их много было.

"Голод 30-х гг. был следствием непродуманной с/х политики советского правительства. А там были в основном русско-язычные, т.е. выходцы из бывших колоний России. Вот с них и поспрашайте. От голода умерли миллионы русских. И в самых хлебных областях. Кого винить?"

Голод был устроен там где народы шли к самостоятельности - Украина и Казахстан. В Казахстане как Вы знаете была Алаш Орда - элита. На Украине тоже была элита которая тащила народ к самостоятельности.

Насчет погибших русских - не знаю, приведите источники. Очень много пострадало Украинцев, Казахов. говорят что и Русские пострадали - только разговоры.

Вот поэтому я это называю нечаянным фашизмом - отговорки и оправдывание при наличии уж очень явных признаках. Пусть даже не было официальности, но подтекст был.

Сильный Казахстан - промышленность на территории Казахстана осваивалась пракически за счет зарубежных капиталлов - англичан, немцев. Даже сейчас многое сохранилось в виде оборудованя, названий городов с того периода. Так что не Россия в прямом смысле "помогала" :). Да и потом на этих производствах была дескриминация по отношению к казахам, которое сохранилось и советское время. Что бы специально открывали учебные заведения для Казахов или медицинские учреждение или еще что нибудь :)... никогда же ведь не было, а то все говорят о какой-то "помощи" от широчайшей Русской души. Казахи были предоставлены сами себе со своими огромными, нечеловеческими проблемами, которые были созданы колониальной политикой.

Все попытки осваивать землю - пресекались.

Насчет декабрьских - ведь разгон демонстрантов проходил таким образом исключительно славянские дружины вооруженные железной арматурой и дубинками при поддержке сил МВД, Армии.

Опять характерный признак.

Просто я назваю вещи своими именами.

Share this post


Link to post
Share on other sites
За декабрьские события спросите у своего Кунаева. Если не ошибаюсь он был тогда правителем. И он испрашивал у Горбачёва санкции на жёсткие меры. А когда М.С. не дал своей визы, то и К. на свою ответственность не взял дальнейшее кровопролитие.

Ошибаетесь. Кунаев уже не был правителем, на его место был назначен Колбин.

Завязывайте с оффтопом

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ошибаетесь. Кунаев уже не был правителем, на его место был назначен Колбин.

Завязывайте с оффтопом

Извиняюсь, последний оффтоп и небольшое дополнение с моей стороны - Колбин был первым секретарем ЦК Компартии Каз.ССР, Назарбаев - председателем совета министров Каз.ССР, в правительство входили министр ВД, министр обороны и др.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Как будто крепостники были не рабами...

Насчет фашизма и рассизма тогда дайте отличия.

Что бы не говорили бы... все равно это признаки фашизма. Даже в совесткое время не позволяли говорить на своем родном языке, приравнивая к "собачьему языку" - не это ли явный признак. А их много было.

"Голод 30-х гг. был следствием непродуманной с/х политики советского правительства. А там были в основном русско-язычные, т.е. выходцы из бывших колоний России. Вот с них и поспрашайте. От голода умерли миллионы русских. И в самых хлебных областях. Кого винить?"

Голод был устроен там где народы шли к самостоятельности - Украина и Казахстан. В Казахстане как Вы знаете была Алаш Орда - элита. На Украине тоже была элита которая тащила народ к самостоятельности.

Насчет погибших русских - не знаю, приведите источники. Очень много пострадало Украинцев, Казахов. говорят что и Русские пострадали - только разговоры.

Вот поэтому я это называю нечаянным фашизмом - отговорки и оправдывание при наличии уж очень явных признаках. Пусть даже не было официальности, но подтекст был.

Сильный Казахстан - промышленность на территории Казахстана осваивалась пракически за счет зарубежных капиталлов - англичан, немцев. Даже сейчас многое сохранилось в виде оборудованя, названий городов с того периода. Так что не Россия в прямом смысле "помогала" :). Да и потом на этих производствах была дескриминация по отношению к казахам, которое сохранилось и советское время. Что бы специально открывали учебные заведения для Казахов или медицинские учреждение или еще что нибудь :)... никогда же ведь не было, а то все говорят о какой-то "помощи" от широчайшей Русской души. Казахи были предоставлены сами себе со своими огромными, нечеловеческими проблемами, которые были созданы колониальной политикой.

Все попытки осваивать землю - пресекались.

Насчет декабрьских - ведь разгон демонстрантов проходил таким образом исключительно славянские дружины вооруженные железной арматурой и дубинками при поддержке сил МВД, Армии.

Опять характерный признак.

Просто я назваю вещи своими именами.

=======================================================================================

1/ крепостники - это те, кто владел крепостными крестьянами;

2. по поводу терминологии потрудитесь сами, в инете найдёте;

3. голодом были захвачены хлебные регионы независимо от национальности, всё есть в инете;

4. например, элита тащившая украинцев к отделению - Бендера и иже с ним.

И вообще, Стас прав, давайте по теме.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Оффтоп скрыт

Share this post


Link to post
Share on other sites

сколько кыргызов было мобилизовано во время ВОВ?

Share this post


Link to post
Share on other sites

В-третьих, вопрос о плодородных землях спорный, поскольку и казахи, и кыргызы в массе своей были скотоводами. И для них важны были пастбища. А такой земли было в избытке. Пригодной под земледелие считанные проценты 2-4%

Возвращаясь к вопросу об изъятии казахских земель русским царизмом и русским казачеством как одному из главных элементов колонизации казахской степи:

Для полного отторжения пространства десятиверстной полосы и закрепления его за русским населением указом Александра І, 19 августа 1808 года было образовано Сибирское линейное казачье войско, расположенное вдоль линий в крепостях, редутах, форпостах, укреплениях [М.Ж.Абдиров. История казачества Казахстана. - С.98].

Линейные казачьи войска отличались от регулярных войск тем, что основная масса казаков вела жизнь сельских обывателей в мирное время, т.е. пахала, сеяла и т.д., содержала скот, поэтому в пользу казачества изымались большие и лучшие участки земли [М.С.Муканов. Этническая территория казахов в 18 - нач.20 веков. - С.17].

В первой четверти 19 века казахское кочевое хозяйство переживало кризис в результате отчуждения лучших земель в пользу сибирского казачества и политического закрепления России на казахских землях Среднего Жуза (АКБ: Устав о сибирских киргизах 1822 года Сперанского). Новая административная система управления нарушала традиционные маршруты кочевий и лишала казахские общины традиционных летних пастбищ на правобережье Иртыша в северной части Приишимья и т.д. [Там же. - С.18; А.Кузембайулы, Е.Абил. История Республики Казахстан. Алматы: «Фолиант», 2000. - С.217].

Стесненность в пастбищах была характерна для хозяйств как «внешних», так и «внутренних» казахов. Так, в прошении управителей четырех керейских и трех канжигалинских волостей Акмолинского внешнего округа на имя ага-султана Акмолинского приказа говорилось, что «по недостатку мест 2390 юрт кочуют в крестьянских селениях и на местах принадлежащих казачьему войску» и просят наделить их кочевками, «хотя бы таковые состояли на весьма отдаленном расстоянии» [ЦГА РК. Ф.374. Оп.1. Д.2077. Л.173-173 об.].

Многие казахские хозяйства Томской и Тобольской губерний имели летние пастбища на территории внешних округов и в силу этого в летние месяцы кочевали вглубь степи на старые свои родовые пастбища, возвращаясь обратно на внутреннюю сторону глубокой осенью. Стремясь ограничить новый приток хозяйств с внешней стороны, царская администрация разрешала перекочевку только при наличии билетов, выданных окружными приказами и принадлежности к определенному внешнему округу [Там же. Ф.374. Оп.1. Д.813. Л.1-36; Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Ген. штаба. Область сибирских киргизов. Ч.1. Составил Генштаба подполк. Красовский. СПб, 1868. – С.108-109].

В конечном счете, изъятие земель и введение окружных приказов вызвало протесты казахов, вылившиеся в восстания в Среднем Жузе под руководством султанов Саржана и Кенесары Касымовых. [Муканов М.С. Этническая территория казахов в 18- нач.20вв. – С.25].

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кыргызы и саха родственный народ?

ЯКУТЫ И КЫРГЫЗЫ: ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ И ОСОБЕННОСТИ

Изучение этнокультурных параллелей и особенностей в материальной культуре, верованиях и обрядности якутов и кыргызов представляет ценный материал для более глубокого понимания их этнической истории, решения вопросов межкультурного и межэтнического взаимодействия. Результаты исследования являются теоретической базой для дальнейшего сравнительно-сопоставительного исследования традиционной культуры не только якутов и кыргызов, но и других тюркоязычных народов.

www.febras.ru/~ihae/sovdis/avtoreferat…

Share this post


Link to post
Share on other sites

Капаясь в старинно арабских рукописях наткнулся на один источник который там как то был упомянут слово "хирхиз" т.е. "кыргыз". В общем там реч идет о потомках пророка Ибрахима (библ. Авраам) которого имеется 8 сыновей, последние трое от жены из племени Кайтура. Они были названы так: хирхиз, турк и сугд (т.е. согд). Конечно это с научного точки зрения звучит мифично но я думаю что в этом есть доля правды.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Handbok of Major Soviet Nationalities. Z. Katz, R.Rogers, F.Harned eds., The Free Press, A Division of MacMillan Publishing Co., Inc.

New York, Collier Macmillan Publishers, London, 1975

c.240

...Россия начала расширять свой контроль над киргизами в середине 19 века когда окончание Крымской войны снова позволило отвлечь русские силы для завоевания Средней Азии. Первоначальное русское проникновение в этот регион было достигнуто в 1855 году когда главный манап (ссылка 24 - манап это был термин использовавшийся в 19-м, начале 20-го веков для обозначения местных киргизских лидеров. Они были старшего (ага), среднего (орто) и младшего (чала) ) (ранга) в зависимости от их положения в иерархической структуре. См. Абрамзон 1971, с.158-159.) когда главный манап клановой конфедерации Бугу предложил принять русское правление в обмен на помощь против его врагов (ссылка 25, Бартольд, 1963, с.532). В 1862 году Пишпек, важная кокандская крепость, был взят русскими силами (ссылка 26, там же с.535).

После заваевания Россией Киргизстан стал территорией славянского земледельческого расселения. Это движение началось в 1866 году, и к 1911-1912 годам там было 87 000 мигрантов внутри современного Киргизстана и соседствующих территорий к северу (ссылка 27, Бартольд, 1963, с. 323). Славянская колонизация киргизской территории привела к значительному сокращению пастбищной земли, уменьшению размеров поголовья скота кочевников и к заметному поижению их уровня жизни. Негодование киргизов из-за отчуждения их земли и трудовой мобилизации военного времени прорвалось как крупное восстание в 1916 году - тысячи русских переселенцев и киргизов были убиты и, по-видимому, 150 000 кочевников бежало, спасаясь, в Китай (ссылка 28, Малабаев, 1969, с.39).

Большевики установили контроль над Киргизстаном в начале 1918 года после того как вначале захватили власть в Ташкенте - административном центре Туркестана (ссылка 29, Жантуаров, 1957 г., сс.98-101). Сначала никакой административной единицы не было установлено для киргизов - их земля была поделена между различными областями ( провинциями) Туркестанской Советской Республики.

Советская политика в этот ранний период было открыто колониальной. Практически вся администрация состояла из русских. Политические партии образованные коренным населением, такие как Алаш-Орда, выступавшей за создание автономной Казахско-Киргизской республики, и Шуро-и-Ислам - поддерживавшую Кокандскую автономию, были аннулированы (ссылка 30, Казахбаев, 1966 г,, с.57-58). Как и до революции, киргизские земли экспроприировались и передавались русским переселенцам (ссылка 31, "Правда", 20 июня, 1950 г.).

Столкнувшись с народным восстанием (т.н.) басмачей (ссылка 32) режим после 1919 года перешел к более примирительной политике в Туркестане. В Киргизстане земельная реформа проведенная в 1920-1921 гг. вернула обратно киргизские земли (ссылка 33). Как часть делимитации (т.е. т.н. размежевания) Средней Азии в 1924 г. была создана Киргизская Автономная Область с ведущими фигурами из национальной интеллигенции - такими как Касым Тыныстан-уулу, введенными в администрацию (ссылка 34, Алтай 1964 г, с.101). Традиционная киргизская культура с кочевой экономикой, кланово-ориентированным обществом и манапским руководством оставалась существенно нетронутой (ссылка 35, Кушнер, 1929, сс.77-79, 88-112).

Несмотря на уступки советского режима, резкие различия между центральнми властями и киргизской интеллигенцией оставались, с конфликтами, повторяющимися с частыми интервалами. В 1920 г., когда коммунисты коренных национальностей из Киргизстана и других частей Туркестана пытались создать отдельную Тюркскую Коммунистическую партию со своими собственными вооруженными силами, Ленин возразил, и этот план пришлось отбросить (ссылка 36 - Зенковский 1960 г., с.244-248). Попытка Абдукарима Сыдык-уулу, председателя Семиреченского Исполнительного Комитета и других киргизских лидеров сформировать Киргизскую Горную область из регионов населенных киргизами была отвергнута в 1922 г. более высокими партийными властями (ссылка 37 Казахбаев 1966 г., с.118-119). Интересы режима столкнулись с интересами киргизской интеллигенции снова в 1925 г. когда группа лидеров, называвшаяся "Тридцать", подала официальную жалобу в ЦК РКП(б) относительно состoяния дел в Киргизстане. Эта группа "Тридцать" критиковала ведение официального делопроизводства на русском языке, жаловалась на недостаточное число национальных кадров обучающихся для того чтобы управляться с делами Области, предлагали вводить образованных людей в правительство независимо от их социального происхождения, выступали против всех репрессивных мер, и требовали снятия русских коммунистов с ведущих постов. Режим ответил снятием этих тридцати с официальных постов и исключением их из партии. Их лидер Абдукарим Сыдык-уулу был отправлен в ссылку (38, Джунушев, 1966, сс.73-74).

To be continued...

Окончание

Еще одна группа руководителей из коренного населения, которая выступила против московских властей в этот период, называлась Ур-токмок, возглавлявшаяся К. Худайкуловым - главой Киргизского Союза Кошчи (бедных крестьян), и Д. Бабахановым

- вторым секретарем партийной организации. По всей видимости эта группа поддерживала традиционное киргизское руководство против советских попыток их сместить и репрессировать. Однако в феврале 1926 г. лидеры Ур-токмока были исключены из партии, а через год Худайкулов и Бабаханов были отданы под суд и посажены в тюрьму. (39 Малабаев 1969, сс.73-74).

После 1928 г. главной целью сталинской программы были де-номадизация и коллективизация скотоводов коренного населения. Эта аграрная революция начатая в 1927-1928 гг. столкнулась с повсеместным противодействием. Многие стали забивать скот или уводить его за границу в Китай для того чтобы избежать его сдачи в колхозы. Движение басмачей, которое уже было затихло, возникло опять в виде вооруженного противодействия коллективизации (40 Малабаев 1969, сс.371-374, 393-394). От лица режима утверждалось даже, что Абдукарим Сыдык-уулу, который вернулся как директор Киргизской Плановой Комиссии, будто бы организовал заговорщическую организацию для сопротивления коллективизации и свержения коммунистического режима в Киргизстане с помощью вооружения полученного из Китая и других зарубежных держав (41 Зорин, 1934, сс.170-171). Несмотря на это сопротивление программа коллективизации проталкивалась вперед - к 1933 году 67% крестьянских хозяйств были коллективизированы (Малабаев, 1969, с.401).

Вторым аспектом гонки за революционными целями было замена большей части политической и интеллектуальной элиты персонами считавшимися более послушными и идеологически соответствовавшими сталинисткому руководству. Среди государственных и партийных функционеров подвергшимся чисткам между 1933 и 1938 гг. были три председателя Киргизского Совета Министров - Абдрахманов, Иракаев и Салихов; три первых секретаря Киргизской партийной организации - Шахрай, Белоцкий и Аммосов (якут - прим.А.); и председатель Киргизского ЦИК Уразбеков. Ведущей личностью среди интеллигенции подвершейся чисткам был Тыныстан-уулу - доминируюшая фигура культурной и интеллектупльной жизни республики. Также были арестованы писатели Караш-уулу, Кенесарин, Наматов и Джамгирчинов (43 Алтай, 1964, сс.97-107). Ряды новой интеллигенции были опустошены в 1934-1939 гг., тогда как численность членов партии снизилось примерно на 51%.

Вместе с негативными аспектами сталинистской политики должны быть отмечены и позитивные моменты. Была достигнута некоторая индустриализация вместе со значительным прогрессом сделанным в развитии образования и здравоохранения. В 1936 г. киргизы достигли формального равенства с другими центрально-азиатскими народами - более высокого статуса внутри СССР, когда их автономная республика была повышена до статуса союзной республики (45, Алтай, 1964, с.97).

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest
Ученые руководствовались историческим ходом развития языков - из огузских племен выделелись, как туркмены, так, и, например, халаджи, поэтому их отнесли к огузской группе и т.д.
Халаджи ещё в 10 в жили в Афганистане

Интересно, они прибыли в Афганистан, уже будучи мусульманами?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Халаджи ещё в 10 в жили в Афганистане

Интересно, они прибыли в Афганистан, уже будучи мусульманами?

При чем здесь Афганистан? Честно говоря не понял вопроса :) Из собственно огузских племен выделились туркмены, халаджи и другие племена. В 10 веке они уже занимали некоторые территории современных Афганистана, Ирана. Мне кажется мусульманами они стали в тот период, когда они подчинились тем или иным государственным образованиям - например Гуридам.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Халаджи - это вроде потомки аргу, не относящихся к огузским племенам.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Халаджи - это вроде потомки аргу, не относящихся к огузским племенам.

Беру свои слова обратно :) Как я понял халаджский язык позднее испытал сильное влияние огузских языков.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемый Rust,

Знаете ли Вы что нибудь о роде "казак"? (адигине - борю - казак).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...