Перейти к содержанию
Гость Rust

Кыргызы

Рекомендуемые сообщения

Насчет "бильбезим" пардон. Я не знаком с алтайской грамматикой. Мне так слышалось.

А вот насчет казахского "Жаксыдар" прошу не врать. Ну якобы никто не видел кроме вас ни горноалтайских, ни монгольских, ни китайских казахов. Тогда бы уж "Жаксылар" сказали бы. Вы скажите, что еще восточные казахи так здороваются. Предположим, что Кош-агачские со мной так не здоровались, так они и меж собой здоровались как и я с ними. Или они при нас так инсценировали? Даже кош-агачские русские (коренные), не говоря уж об алтайцах все здороваются по-казахски. Максимум что схожее они могут сказать "Жаксы ма?", но ни как не "жаксыдар", тем более в казахском языке если корень слова гласный звук, то "автоматом" окончание вылетит "-лар".

Я знаю казахский, и знаю, что должно быть жаксылар (как у нас - jакшылар), но они здороваются именно жаксыдар. Жаксы ма? - тоже говорят, но это более панибратское приветствие. Я думал раньше, что наши казахи обалтаились, и переняли наше приветствие, но тем удивительнее было, когда сам услышал, что так здороваются кереи. Про кош-агачских русских хотите сказать, что они все здороваются - Селямет сиз бе? :blink: :blink: :blink: Скорее казахи переходят на русский. Что касается кош-агачских теленгитов, то они по казахски вряд ли здороваются, это неприлично у них считается.

Если уж так не верите мне, могу спросить у авторитетного казаха, записать на диктофон и выложить запись. :kz1:

Вообще, путевые впечатления очень обманчивы, вот и тарбагатайских кыргызов восприняли как алтайцев. :rolleyes: Я по этой причине не делаю выводы по встречавшимся нескольким китайским казахам, с монгольскими же кереями и кош-агачскими найманами я общаюсь постоянно и есть у кого спросить что-либо поподробнее.

Гораздо ближе к нам по родовому составу и мировосприятию тувинцы-кёкмончаки. Кстати, названия этой местности, где живут кыргызы-буддисты - Хызылтаг-хайрхан, хызылсуг - совершенно тувинские. Да и гору словом -хайрхан- (по алтайски - кайракан) называют тувинцы и монголы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это у мусульман так звучит. А не разрешается просто назвать как "буддисты"? Обязательно надо звать кафир?

Так получилось, что даже кыргызский эпический герой Манас по эпосу был мусульманином и устраивал несколько газаватов (кыргызский "казат", "чон казат", "кичи казат") против этих буддистов. Да и перед глазами соседей и братьев уйгуров, узбеков, казахов как то неудобно. Ведь буддисты чем то ассоциируются с ойратам, цин-маньчжурами. то есть буддист - автоматом в народном сознании превращается в потенциального противника. Как наример: американец - потенциальный капиталист, буржуй и империалист :kg1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я знаю казахский, и знаю, что должно быть жаксылар (как у нас - jакшылар), но они здороваются именно жаксыдар. Жаксы ма? - тоже говорят, но это более панибратское приветствие. Я думал раньше, что наши казахи обалтаились, и переняли наше приветствие, но тем удивительнее было, когда сам услышал, что так здороваются кереи. Про кош-агачских русских хотите сказать, что они все здороваются - Селямет сиз бе? :blink: :blink: :blink: Скорее казахи переходят на русский. Что касается кош-агачских теленгитов, то они по казахски вряд ли здороваются, это неприлично у них считается.

Если уж так не верите мне, могу спросить у авторитетного казаха, записать на диктофон и выложить запись. :kz1:

Вообще, путевые впечатления очень обманчивы, вот и тарбагатайских кыргызов восприняли как алтайцев. :rolleyes: Я по этой причине не делаю выводы по встречавшимся нескольким китайским казахам, с монгольскими же кереями и кош-агачскими найманами я общаюсь постоянно и есть у кого спросить что-либо поподробнее.

Гораздо ближе к нам по родовому составу и мировосприятию тувинцы-кёкмончаки. Кстати, названия этой местности, где живут кыргызы-буддисты - Хызылтаг-хайрхан, хызылсуг - совершенно тувинские. Да и гору словом -хайрхан- (по алтайски - кайракан) называют тувинцы и монголы.

Опять вы про "некие авторитетные". Я с кош-агачскими общаюсь очень тесно, а уж про китайских казахов то промолчу.В КВН-е услышал вот что. Когда Гейдар Алиев приехал в в Москву, Путин стал ему показывать кремль, на что Алиев сказал: "Ты кому кремль показываешь?". Так что особенно про кереев не надо рассказывать. Я сегодня уезжаю в Китай. Вот приеду и дней пять буду пытаться здороваться "жакшыдар". Уверен, что не один не возьмет в толк что я сказал. Разве что пара-тройка чугучакских найманов знающих калмак-кыргызов. Вот про Чугучакских то действительно были путевые впечатления. Но вы с ними пообщайтесь, может тоже за алтайцев примете.

Плохого, возможно, и немного, однако оно есть. Если религиозная составляющая настолько важна для кыргызов-мусульман, означает ли это, что кыргыз-мусульманин поддержит единоверца турка или чеченца в споре (драке, выяснении отношений) последнего с кыргызом-буддистом? только потому, что этот человек чужой крови - единоверец, а брат-кыргыз - кяфир, язычник? если так, то печальна будет участь народа, разделенного религиозными границами, этот народ обречен на распад, поскольку голос крови, существующий въяве источник единства будет подменен идеологией, свойство которой - эфемерность и зависимость от настроений.

К счастью основная масса кыргызов в вере монолитны. Может быть на посторонний взгляд кому-то кажется, что они не такие ярые мусульмане и т.д. Но все дело в том, что они не выпячивают это. Не кричат где попало "Аллаху акбар", не рисуются. И уверен, что они поддержат всегда братьев по вере если они правы. Я понимаю, когда часть православные, часть язычники, часть буддисты и когда каждый из них тянет одеало на себя, есть большой риск раскола нации. У кыргызов такого разнобоя нет. Среди кыргызов даже калмыки мусульманами стали. Источник единства кыргызов, казахов в вере.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я знаю казахский, и знаю, что должно быть жаксылар (как у нас - jакшылар), но они здороваются именно жаксыдар. Жаксы ма? - тоже говорят, но это более панибратское приветствие. Я думал раньше, что наши казахи обалтаились, и переняли наше приветствие, но тем удивительнее было, когда сам услышал, что так здороваются кереи. Про кош-агачских русских хотите сказать, что они все здороваются - Селямет сиз бе? Скорее казахи переходят на русский. Что касается кош-агачских теленгитов, то они по казахски вряд ли здороваются, это неприлично у них считается.Если уж так не верите мне, могу спросить у авторитетного казаха, записать на диктофон и выложить запись. :kz1:

Амыр, прекращай заниматься мифотворчеством - кереи это казахи, а не какой-то отдельный народ... и говорят они по-казахски... что-то тебя, любезнейший начинает "заносить" в сторону...

а кыргызы - мусульмане, так что "страдания" по-поводу "раскола нации" так же не принимаются... ежели десяток "грантоедов" вдруг становятся свидетелями ёговыми или пресветерианцами, это скорее их проблема, а не кыргызского народа... :kg1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Амыр, прекращай заниматься мифотворчеством - кереи это казахи, а не какой-то отдельный народ... и говорят они по-казахски... что-то тебя, любезнейший начинает "заносить" в сторону...

а кыргызы - мусульмане, так что "страдания" по-поводу "раскола нации" так же не принимаются... ежели десяток "грантоедов" вдруг становятся свидетелями ёговыми или пресветерианцами, это скорее их проблема, а не кыргызского народа... :kg1:

:kg1: :kz1: Аллах бирди, агашка!!! :kg1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Амыр, прекращай заниматься мифотворчеством - кереи это казахи, а не какой-то отдельный народ... и говорят они по-казахски... что-то тебя, любезнейший начинает "заносить" в сторону...

а кыргызы - мусульмане, так что "страдания" по-поводу "раскола нации" так же не принимаются... ежели десяток "грантоедов" вдруг становятся свидетелями ёговыми или пресветерианцами, это скорее их проблема, а не кыргызского народа... :kg1:

Не пойму, в чем ваша проблема? :blink: Если монгольские и алтайские казахи здороваются "жаксыдар" - значит я делю вашу нацию? Какой то комплекс неполноценности у вас... У любого народа есть диалекты и особенности локальных групп.

Глупо заявлять, что какой то народ - мусульмане, так могут делать только ограниченные люди. От того что есть кыргызы-немусульмане, они что, перестали быть кыргызами? У нас вот живут себе казахи-христиане, крещенные и переселенные в 19 в. от этого они себя казахами не перестали считать. Да и их собратья-мусульмане, регулярно приезжающие, тоже не считают их неказахами от того что те крестились...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Амыр, прекращай заниматься мифотворчеством - кереи это казахи, а не какой-то отдельный народ... и говорят они по-казахски... что-то тебя, любезнейший начинает "заносить" в сторону...

а кыргызы - мусульмане, так что "страдания" по-поводу "раскола нации" так же не принимаются... ежели десяток "грантоедов" вдруг становятся свидетелями ёговыми или пресветерианцами, это скорее их проблема, а не кыргызского народа... :kg1:

ну да, проблема единиц, затем десятков, сотен, наконец это уже проблема не религиозного меньшинства, а большинства "монолитного в своих убеждениях" народа. и не обязательно это должно быть западное поветрие в виде христианского протестантизма. Ортодоксальный ислам и традиционные верования в духов предков -"аруак"ов, в Кёк Тенгри и Умай Эме объявляет язычеством и великим грехом. между тем, тенгрианцев, тех, кто не отождествляет веру в Тенгри с верой в Аллаха, в Кыргызстане, Казахстане становится больше, когда-нибудь с периферии общества они переместятся к центру, и как мусульманское большинство будет реагировать на это? объявлять газават?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

между тем, тенгрианцев, тех, кто не отождествляет веру в Тенгри с верой в Аллаха, в Кыргызстане, Казахстане становится больше, когда-нибудь с периферии общества они переместятся к центру, и как мусульманское большинство будет реагировать на это? объявлять газават?

Честно говоря не видел ни одного тенгрианца. А экзальтированная молодежь и интеллигенция больше болтают на форумах и мечтают нежели реально поклоняются Тенгри.

Какая основная проблема Тенгрианства? То, что реально никто толком не знает, что оно из себя представляло.

Я имею в виду Тенгрианство древних тюрок.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Честно говоря не видел ни одного тенгрианца. А экзальтированная молодежь и интеллигенция больше болтают на форумах и мечтают нежели реально поклоняются Тенгри.

Какая основная проблема Тенгрианства? То, что реально никто толком не знает, что оно из себя представляло.

Я имею в виду Тенгрианство древних тюрок.

надо просто посмотреть на шаманизм и социальные культы современных монголов и сибирских тюрскских народов, и все будет ясно с тенгрианством древних тюрок.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну и прекрасно. При чем тут мифическое язычество или тенгрианство современных казахов или кыргызов. Между прочим, вторюсь наверное, в периферии в советское время, члены кпсс и всякие там члены бюро района и тому подобные спокойно, прелюдно, во время публичных молитв раскрывали ладони вместе со всеми. И так же их хоронили по мусульманским законам. О каком вы тенгрианстве в периферии вы говорите? Если вы не знаете, лучше уж просто промолчать. Кстати и мой дед был коммунистом. Но его похоронили как положено. Ни по тенгриански ни по коммунистически.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

но буддисты-кыргызы все-таки есть, и вам никак не запретить им не быть. а, видимо, попытки такие есть.

Последний этап формирования кыргызов происходил в эпоху джунгарских походов против кыргызов и борьбы за политическую независимость с ними и просто за выживание.

Так получилось, что подовляющее большинство кыргызов (альхамдулиллах) мусульмане. Я думаю что все народы и национальности как то ассоциируют себя с какой то определенной конфессией:

НАпример русский - должен быть православным, если он католик он не будет считатьяс русским это факт. Или русский мусульманин - автоматически исключается из русских.

китаец мусульманин - уже другая национальность "хуэйцзы".

индус - мусульманин и т.д.

принадлежность к одной конфессии это один из атрибутов единой национальности.

Формально на бумаге тарбагатайские кыргызы может и считаються часть кыргызов, но по факту они скорее всего часть калмыкского этноса. :kg1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

но буддисты-кыргызы все-таки есть, и вам никак не запретить им не быть. а, видимо, попытки такие есть.

Никто им не запрещает быть кем-то. Их просто попросили не делать вывески от кыргызского народа. Только и всего.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Формально на бумаге тарбагатайские кыргызы может и считаються часть кыргызов, но по факту они скорее всего часть калмыкского этноса. :kg1:

Это нацизм какой то... :blink: :blink: :blink: А сарт-калмаки теперь кто? Кыргызы или тоже часть калмыцкого этноса?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это нацизм какой то... :blink: :blink: :blink: А сарт-калмаки теперь кто? Кыргызы или тоже часть калмыцкого этноса?

Может их всех на Алтай переселить, что думаешь по этому поводу? :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может их всех на Алтай переселить, что думаешь по этому поводу? :rolleyes:

Сарт-калмаков? Калмыки-мусульмане Калмыкии хотели переселить себе сарт-калмаков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я думаю что все народы и национальности как то ассоциируют себя с какой то определенной конфессией:

да нет, не все. я представитель как раз такого народа, который себя моноконфессионально не ассоциирует. Я буддист, а мама моя крещенная - хоть и формально, никоим образом христианство не исповедует. Ее бабушка была сильная удаган - шаманка. Нам веротерпимость еще Чингисхан заповедал ))))

Те же корейцы, японцы, китайцы - вполне плюралистичные в религиозном плане нации.

то, что хуйцзу отличают себя от хань в Китае - целиком и полностью инициатива самих хуйцев, мне кажется. именно в силу оппозиции "муслим" - "кяфир", которая сильна в мусульманском мировоззрении.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

мне кажется. именно в силу оппозиции "муслим" - "кяфир", которая сильна в мусульманском мировоззрении.

:kg1: мне Чингиз хан ничего не заповедывал, поэтому с этим у меня не так просто. :kg1:

Тем более это связано с защитной реакцией на большого, многочисленного и сильного соседа который рождается даосистом, живут конфуцианцам и умирают буддистами :kg1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Существуют ли переходные кыргызско-ойротские говоры? Синцзяньских кыргызов пытаются описывать как носителей таких.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

Киргизы — Под этим именем известны у нас племена, обитающие ныне в бассейне Иссык-куля, верховьях реки Текес, по долинам рек Чу и Таласа и далее, в китайских пределах, по южному склону Тянь-Шаня, верховьям реки Тарим, Памирскому плоскогорью и в окрестностях хребта Сары-куль. У китайцев эти племена известны теперь под двумя общими прозваниями ки-ли-ги-цзы (киргизы) и бо-лу-тэ (древнее бо-лу или бу-лу); ойраты также именовали их Киргизы и бурутами, а киргиз-кайсаки — каракиргизами. Мейендорф, на пути в Бухару, проезжая через киргиз-кайсацкие степи, постоянно называл Киргизы самих кайсаков; когда же ему пришлось говорить о действительных Киргизы, обитавших в Восточном Туркестане, то, в отличие их от кайсаков, он начал называть их по-кайсацки каракиргизами, а иногда, с переводом слова "кара" — черными Киргизы, или, наконец, дикими и дикокаменными Киргизы Под всеми этими прозваниями Киргизы и доселе еще известны в европейской литературе.

Первоначальная история Киргизы известна нам по сказаниям китайцев. В глубокой древности Киргизы представляли собой самостоятельное государство Гянь-гунь, но в период II и I вв. до Рождества Христова были подчинены хуннами и составили западную часть хуннских владений. Состоя под властью хуннов, гянь - гунь перемешались с динлинами, народом, по одним сведениям, тунгусского, а по другим — монгольского происхождения, обитавшим на юге нынешней Енисейской губернии. Впоследствии, может быть именно в силу этого смешения, имя гянь-гунь исчезло, и племена эти стали называть себя хагас. Китайцы описывают тогдашних хагасов как народ рослый, с рыжими волосами, румяным лицом, голубыми глазами, стоящий на значительной степени цивилизации. Они занимались земледелием и скотоводством; умели разрабатывать золото, железо и олово. Государь их назывался Ажо. Религия хагасов была шаманская; жрецов своих они называли "ган" (ныне "кам"). Письмо и язык их, по свидетельству китайцев, были сходны с уйгурскими. В политическом отношении хагасы к концу VI в. составили сильное государство, которое по обширности занимало второе место во всей северо-восточной Азии. На востоке оно простиралось до Байкала, на юге — до Тибета или, вероятнее, до Восточного Туркестана. Около этого времени встречается впервые имя Киргизы, в сказаниях о путешествии Земарха. Командированный императором Юстином II, в 569 г. после Р. Х., к тю-кюэ'скому хану Дизабулу, Земарх получил в подарок от него невольника, родом "хэргиса". Сношения хагасов с Китаем начались не ранее 648 г., когда ими было отправлено в Китай первое посольство, признавшее вассальную зависимость хагасов от Танской династии. В течение следующего столетия мы имеем обстоятельные указания не менее как о 8 посольствах. В 758 г. Хагасское государство было завоевано уйгурами, после чего сведения о нем на некоторое время прекращаются; известно лишь, что торговые сношения хагасов в эту пору простирались до Даши (Аравия) и что торговали они, между прочим, мускусом. Имя народа хагас заменяется у мусульманского писателя Ибн-Хордабы прозванием Киргизы, откуда можно заключить, что слово хагас есть не более как китайская транскрипция слова Киргизы В период 836—841 гг., когда власть уйгуров начала падать, Ажо снова объявил себя самостоятельным. Возникшие из-за этого войны хагасов с уйгурами окончились поражением последних, после чего хагасы, покорив часть уйгуров, снова начали сношения с Китаем и действовали против уйгуров уже вместе с китайцами. С 873 г. китайские сказания о хагасах снова прекращаются, и из последующей истории их нам известно лишь, что к Х в. уйгуры сбросили с себя иго хагасов, могущество которых в эту пору весьма упало. В период завоеваний Чингиса прозвание народа хагас уже заменилось современным Киргизы (кит. ки-ли-ги-цзы) и правитель его, которого мухамеданские писатели называют Урус-иналь, а монгольские — Орочжу-шигуши, в 1207 г. добровольно признал над собой власть монголов. С тех пор Киргизы подчинялись монголам за весь период Юаньской династии. Юань-ши рассказывает, что страна Киргизы лежит приблизительно в 5000 ли на северо-запад от Пекина; длина ее около 700 ли, а ширина равняется почти половине длины; на юго-запад от нее река О-пу (Обь). После падения Юаньской династии Киргизы оставались на тех же местах и постоянно вели мелкие войны с монголами. Они входили в состав ойратского союза, причем предводители их родов становились иногда во главе всех ойратов. Таков был, например, Угэчи-хашига, в 1399 г. убивший монгольского Эльбэк-хана и подчинивший себе часть Монголии. Около той же поры у китайских летописцев выступают на сцену другие Киргизы, занимавшие места у подножия Тянь-Шаня. По сказаниям Дайцин-и-тун-чжи, эти поколения в глубокой древности обитали по южную сторону Хотанских гор и уже в IV в. появились у Тянь-шаня, под китайскими именами Бо-лу, или Бу-лу. Первоначально они имели сношения с Китаем, но со времен Танской династии посольства их прекратились. В конце XV и начале XVI вв. эти Киргизы играют некоторую роль в истории соседних с ними владетелей Яркенда, Кашгара и кайсацких ханов.

С северными или енисейскими Киргизы столкнулись в Сибири русские, прежде всего — воеводы красноярские. Они заставили Киргизы платить дань, после чего последние рассыпались по всей сагайской степи и смешались с другими татарскими ордами. Живя по Енисею, Белому и Черному Юсам, у Абакана и в окрестностях Саянских гор, Киргизы почти целое столетие беспокоили соседние с ними русские поселения и несколько раз передавались то России, то монгольским Алтан-ханам, то, наконец, джунгарам. В 1657 г. Киргизы были окончательно покорены Лубсаном, сыном Алтан-хана. Находясь под этим владычеством, Киргизы продолжали свои набеги то на Джунгарию, то на Россию, пока наконец русские, по просьбе калмыков, в ту пору подчинивших себе весь северо-запад Монголии, не согласились, чтобы Киргизы были удалены из русских владений за горы, составляющие ныне пограничную черту Халхи и земель урянхайских. Таким образом от вершин Енисея Киргизы были переселены джунгарами на южную сторону Тянь-Шаня, где они вскоре смешались с обитавшими там бурутами и распространили свои кочевья до Андиджана и Кашгара. Рассматриваемое время можно признавать за период образования дикокаменных Киргизы, под которыми разумеются именно смешавшиеся буруты и Киргизы

После переселения Киргизы остались тем же отважным и склонным к набегам и грабежам народом, а новое соседство, может быть, еще более способствовало поддержанию в них этих качеств. В ту пору Восточный Туркестан был обуреваем так называемыми войнами ходжей (борьбой белогорцев с черногорцами), и Киргизы приняли самое деятельное участие в этих войнах, став главным образом на сторону белогорской партии. Походы способствовали распространению их по всему Алтышару и даже еще юго-западное; около 1745 г. киргизское поколение кипчак, пройдя через Кучу, откочевало на юг от Хотана. Подчинение Киргизы Джунгарии длилось до второй половины XVIII в., когда Джунгария была покорена китайцами, распространившими свое господство на весь Восточный Туркестан. Киргизы также должны были признать свою зависимость от Китая и более полустолетия сидели относительно спокойно, боясь китайцев, принявших за правило истреблять бунтовщиков. При начале борьбы ходжей с китайцами, Киргизы, в 1822 г., первые дали у себя приют бежавшему из кокандского заключения Джегангир-ходже, который и подготовил все к восстанию. Первые походы Джегангир-ходжи на Кашгар совершались все из кочевьев притянь-шаньских Киргизы или бурутов и при их непосредственном участии. В 1826 г. Джегангир занял Кашгар, но был выдан Киргизы китайцам и казнен в Пекине. В награду за измену Киргизы получили право беспошлинной торговли своим скотом. В 1845 г. в Восточном Туркестане вспыхнуло новое восстание, известное под именем "бунта семя ходжей", при участии вольных бурутских или киргизских шаек. В 1857 г. Киргизы участвовали в восстании Валихан-тюри (см.). В короткие промежутки мира Киргизы вели торговлю скотом и продуктами скотоводства по всем городам Восточного Туркестана. Проникшее в Восточный Туркестан дунганское восстание (см.) дало новую пищу для грабежей Киргизы: они налетели с окрестных гор на укрывавшихся в Кашгаре китайцев и, овладев городом, произвели в нем беспощадные грабежи и убийства; потом они стали грабить и окрестности, пока явившийся из Коканда Якуб-бек не прогнал их нестройные шайки. Киргизы Кашгарской области признали власть Якуб-бека; в 1866—67 гг. примеру их последовали буруты округов Хотанского, Янгихиссарского и Яркендского, во главе которых стояли Киргизы, кочевавшие по Каракашу и верховьям Яркенд-Дарьи. Позже Киргизы постоянно переходили на сторону то Якуб-бека, то дунган, то китайцев. Некоторые киргизские роды, пользуясь распространением в ту пору русской власти в Центральной Азии, переходили в подданство России; другие, наоборот, противодействовали русским. Более всех противился утверждению русского владычества в Фергане Абдул-бек, правитель Киргизы родов монгуши и адыгин. Разбитый генералом Скобелевым при Янги-арыке, Абдул-бек с частью своих подданных бежал в Афганские пределы, другая же и большая часть его данников приняла русское подданство в входит ныне в состав наших Маргеланского и Ошского уездов. Когда в 1878 г. восстановлена была власть китайцев над Кашгаром, многие жители вздумали бежать, но китайцы пригласили Киргизы, особливо сары-кульских, ловить беглецов; это показывает, что помянутые Киргизы прежде других передались китайцам.

В 1880-х гг. для стран, обитаемых Киргизы, начался период мира, если не считать мелких беспокойств, которым подвергались особливо памирские Киргизы Эти последние разделяются теперь на 5 родов: теит, гадырша, найман, наурус-уручи и кипчак. Кочуют они главным образом в Ранг-кульской котловине и по долинам рек Ак-су, Аличура, Кудары, Полиза, Кокджара и Кокуй-беля. В долине Большого Памира Киргизы за последнее десятилетие перестали кочевать вовсе, опасаясь набегов афганцев со стороны Вахана и Шугнана. До 1890 г. эти Киргизы, за исключением только кочующих по Кударе и Кокуй-белю, подчинялись китайцам, но только номинально. К заявлению России, что земли, на которых кочуют памирские Киргизы, принадлежат России, а потому и сами они должны считаться русскими подданными, они отнеслись довольно добродушно. В пределах Кашгара Киргизы обитают теперь в горах и предгорьях, окружающих область. Они не составляют неразрывной части кашгарских владений и живут совершенно самостоятельной жизнью. Вследствие слабости китайской администрации, вражда их к оседлому населению Кашгара проявлялась сначала довольно часто и грозно. Покорение русскими Коканда если и не вполне умиротворило этих кочевников, то, по крайней мере, устрашило их не только в русских, но и в кашгарских владениях, благодаря чему край этот и пользуется теперь относительным спокойствием. Третья н последняя часть Киргизы, обитающих по среднему Тянь-Шаню, за последнее время значительно расширила свои кочевья. Часть родов их заняла сначала южный скат Алтая, а потом перевалила и на северный склон его, вступив в пределы Кобдоской области, в Монголии. Китайцы ввели теперь у этих Киргизы общемонгольское родовое управление и в 1892 г. пожаловали родоправителям их китайские чины и звания, обязав их управлять народом на основании тех законоположений, которые изданы дайцинами для монголов.

Литература. Иакинф, "Сказание о народах Средней Азии" (СПб., 1851); Klaproth, "Tableaux histor. de Asie" (1870); Ab. R é musat, "Recherches sur les langues tartares" (Париж, 1820); Klaproth, "La langue des Kirghises" ("Mem. rel. à l'Asie"); Риттер, "Землеведение Азии" (т. II и III, СПб., 1869 и др.); Григорьев, "Записки мирзы Шемса Бухари" (Казань, 1861); Костенко, "Военно-научная экспедиция на Алай и Памир" (СПб., 1877); Левшин, "Описание киргиз-кайсацких орд" (СПб., 1832); Костенко, "Средняя Азия и водворение в ней русской гражданственности" (СПб., 1871); Иакинф, "Описание Джунгарии и Восточного Туркестана" (СПб., 1829); Desmaison, "Histoire des Mogols et des tatares par Aboul-ghasi" (СПб., 1875); Березин, "Библиотека восточных историков"; его же, "Рашид-эд-дин" ("Труды Восточного отд. И. Археологического общества", т. V, СПб., 1858); Валиханов, "О состоянии Алатышара в 1858—59 гг." ("Записки Императорского Русского географического общества ", 1861); Веселовский, "Киргизский рассказ о русских завоеваниях в Туркестанском крае" (СПб., 1894).

А. Позднеев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Киргизы и киргиз-кайсаки по языку, одежде, обычаям, устройству жилья и образу жизни немногим отличаются друг от друга, физический же их тип изменяется по местностям и по родам, у Киргизы-кайсаков — сильнее, чем у каракиргиз. Главное отличие в физическом типе Киргизы-кайсаков и каракиргизов заключается, по мнению Уйфальви, в более темном цвете кожи (на открытых ее местах) у последних. Все киргизское племя представляет собой продукт смеси различных народностей, как монгольской, так и кавказской расы. Отводя киргизам место среднее между этими двумя расами, новейший исследователь их, А. Харузин, старается установить антропологический тип, свойственный только самим Киргизы Характерные черты этого типа: рост средний, хорошо развитая грудь; кисть руки и ступня небольшие; тело крепкое, склонное к ожирению (преимущественно в старости), с желтовато-бледным цветом кожи; ноги кривые (от постоянного сидения на коне), короткие; форма головы сильно брахицефалическая; волосы черные, прямые и довольно жесткие, седеют поздно; лицо довольно скуластое, с темным цветом кожи, широким носом, довольно редкой, поздно вырастающей бородой; глаза карие, с более темным оттенком в молодом возрасте. Вообще лица киргизов обнаруживают известную долю монгольских черт, наименее резко выраженных у стариков, более резко у молодых людей, преимущественно у мальчиков. Жизнь в степи, с ее резкими переменами температуры лета и зимы, дня и ночи закалили киргиза и сделали его выносливым и нечувствительным к холоду и жару. Значительная мышечная сила (хотя и меньшая, чем у русского простолюдина), быстрота заживления ран, крепкое телосложение, могучая пищеварительная способность, значительное развитие груди, превосходный слух, острое зрение характеризуют Киргизы с физической стороны. Из болезней среди киргиз всего более распространены накожные, что обусловлено их нечистоплотностью; оспа и сифилис являются бичом степи — последний, главным образом, вследствие незнания заразительных свойств болезни и отсутствия своевременной медицинской помощи.

По своей численности киргизы занимают первое место среди кочевых рас Азии. Киргизы - кайсаки кочуют по необозримым пространствам (свыше 50 тыс. кв. геогр. миль) от берегов Волги до бассейна Тарима и от низовьев Аму-Дарьи до Иртыша. Общее число их далеко превышает 3 млн. душ. Значительнейшая часть их (свыше 3 млн.) подвластна России, где они живут в пределах Астраханской губернии (216 тыс. душ обоего пола), областей Уральской (412601 человек, или 79% всего населения области), Тургайской (338802 человека), Акмолинской (341414 человек, или 73% населения области), Семипалатинской (547577 человек, или 90,6% населения области), северных уездов Семиреченской области (600 тыс. человек), Сыр-Дарьинской области (730 тыс. человек, или 60% населения области), Амударьинского отдела (40 тыс. человек), областей Самаркандской (20 тыс.) и Закаспийской (свыше 40 тыс.); кроме того, часть Киргизы-кайсаков Уральской и Тургайской областей (до 40 тыс.) перекочевывают в пределы Верхнеуральского, Челябинского и Троицкого уездов Оренбургской губернии (так называемая "новолинейная полоса"). Несколько десятков тысяч Киргизы-кайсаков считается в Хивинском ханстве. В пределах Китая (северо-западная Монголия) Киргизы-кайсаки занимают степную долину Черного Иртыша, северный скат хребтов Тарбагатая и Саура и южный скат Алтая; некоторая их часть (с конца 1860-х гг.) переходит на северный скат, и кочует по притокам реки Кобдо, где платят аренду собственникам тех земель — урянхайцам. Все Киргизы-кайсаки признают себя членами одной и той же народности, распадающейся на три отдела или орды: Большую, Среднюю и Малую; от Малой орды отделилась Букеевская орда (см.). Каракиргизы в пределах Российской империи живут на северных склонах Тянь-Шаня по реке Текесу, к югу от озера Иссык-куль, в долине реки Чу, вдоль главного хребта, по направлению к Кашгару, и к западу до города Коканда и реки Талас. Они разделяются на две главные ветви, оне (правую) и соль (левую); вторая гораздо малочисленнее первой и кочует преимущественно по реке Талас. Одного племени с каракиргизами минусинские татары (см.), иначе называемые абаканскими. Общее число каракиргизов определяют в 850000, из которых около 300 тыс. подвластны России (150 тыс. в Ферганской области, 47800 в Аулиэатинском уезде Сырдарьинской области, остальные, главным образом, в Пишпекском и Иссык-кульском уездах Семиреченской области). Каракиргизы, еще несколько десятков лет тому назад жившие совершенно самостоятельно среди китайцев, русских и кокандцев, сохранили свой воинственный дух и сильнее Киргизы-кайсаков проникнуты сознанием своего национального единства. Они кочуют не отдельными аулами, как Киргизы-кайсаки, а целыми родами; впрочем, под влиянием умиротворения края и они начинают распадаться на аулы.

Образ жизни Киргизы Три зимних месяца Киргизы проводят на одном каком-нибудь месте, в глиняных землянках — кы(у)стау, а наиболее зажиточные — в деревянных избах. Лишь только снег начинает стаивать, они начинают свой обычный ежегодный переход. Эти перекочевки обуславливаются многовековой традицией, а не поисками лучших пастбищ: часто киргизы оставляют хорошие пастбища и переходят за целые сотни верст на дурные. Каждый род или аул из году в год следует по одному и тому же пути, останавливаясь у тех же ключей и колодцев, у которых останавливались его предки сотни лет тому назад, и постоянно возвращаясь на зимовку в одно и то же место. Один аул может пресечь дорогу другого аула или следовать за ним, но всякая попытка нарушить установившийся порядок влечет за собой кровавые столкновения. Во время своих кочевок Киргизы не останавливаются более одной-двух недель на одном месте. Прибыв на место стоянки, они разбивают кибитки (см.) и устраивают как бы селение. В жаркие дни кошма с боков кибитки убирается и заменяется редкими матами, из камышевидной травы. Посредине кибитки разводят огонь и ставят большой котел. Обычное блюдо — баламык — состоит из муки, чаще проса, пшеницы или ржи, поджаренных на сале и разведенных водой. Более праздничное угощение — бишбармак, т. е. мелкие кусочки мяса, зажаренные в сале. Другие блюда — сыр из овечьего молока и кислое молоко. Любимый напиток — кумыс. Одежда Киргизы: длинный кафтан или халат; широкие шаровары, часто плисовые; высокая остроконечная войлочная шапка, сверх которой от непогоды накидывается башлык. Рубахи вошли во всеобщее употребление сравнительно недавно, под влиянием русских. На ногах кожаные сапоги, иногда с калошами. Средства к существованию Киргизы добывают скотоводством. Всего более Киргизы разводят овец. Киргизская овца, безобразная на вид, отличается величиной (с новорожденного теленка), силой, тучностью (летом и осенью весит обыкновенно от 4 до 5½ пудов), неприхотливостью в содержании; вместо хвоста у овец курдюки, которые весят от 30 до 40 фунтов и дают от 20 до 30 фунтов сала; темно-рыжая шерсть растет клочьями и до того груба, что едва ли может быть употребляема даже на самое толстое сукно. Они быстро тучнеют от соленых трав степи и быстро размножаются, принося большей частью по два ягненка сразу. Киргизы питаются овечьим мясом и молоком; овца же одевает их и служит главным предметом торговли и даже единицей ценности. Второй крупной отраслью скотоводства является коневодство. Происхождение киргизской лошади от тюркских и монгольских пород и долговременный вывод при одних и тех же физических условиях обособили ее в резко определенный тип, некрасивый, но выносливый. Киргизы различают три вида своих лошадей: бэрк (конь крепкий, плотный), джурдэк (конь ходкий) и джюйрык (конь скаковой). Разводятся также карабаиры (см.). Для улучшения киргизской породы в некоторых из киргизских областей открыты казенные конские заводы, но ощутительных результатов мера эта не дала. Необходимой принадлежностью степного хозяйства является верблюд (двугорбый), на котором Киргизы перевозят свои кибитки и домашний скарб. Он доставляет им молоко и шерсть, идущую на выделку особой ткани (армячина) на одежду, а также на мешки, на приготовление тесьмы, веревок и проч. Козы разводятся только в качестве вожаков овечьих стад, а также для пуха. Рогатый скот менее распространен и не был известен Киргизы до столкновения их с калмыками. Быки нередко употребляются для обработки пашни. Земледелие служит только подспорьем к скотоводству, но с каждым годом расширяется, хотя невозможно без искусственного орошения. Исключительно им занимаются только джатаки или байгуши (см.) — обнищавшие Киргизы-кайсаки, лишившиеся скота и, следовательно, возможности продолжать кочевую жизнь. Султаны и вообще люди богатые захватывают большие участки земли и занимаются хлебопашеством, как выгодным промыслом, вовсе, однако, не становясь оседлыми или хотя бы полуоседлыми. У каракиргизов хлебопашество вообще более развито, чем у Киргизы-кайсаков. Последние всего более занимаются земледелием в Тургайской области; в Ташкентском уезде кураминцы (до 80 тыс.) совершенно уже осели на землю. Киргизы сеют пшеницу, просо и овес. Пашут обыкновенно первобытным орудием, называемым тыс-агач, т. е. деревянный зуб. Это подобие сохи, необделанная деревянная рогуля. Борозда пролагается без отвала; глубина ее не превышает 1 вершка. Боронят поля связанным пучком тала, а нередко вместо бороньбы пропахивают полосы поперек. Мука употребляется только зажиточными, и то в небольшом количестве. Киргизские мельницы (мутоловки) устраиваются на арыках и речках; производительность их достигает в сутки 10 пудов. Промыслы у Киргизы-кайсаков весьма малоразвиты; они сводятся к ломке самосадочной соли, к извозу на верблюдах (особенно в Туркестане), к изготовлению войлоков и т. п. Благосостояние Киргизы в корне подрывается частым падежом скота от буранов или гололедицы. Количество скота значительно уменьшилось, а подати (подать со скота в Букеевской орде и кибиточная в др. областях) высоки, особенно ввиду того, что рубль в степи очень дорог. Тем не менее в общем можно считать, что минимум скота, необходимый для кочевого хозяйства (или близкое к нему количество скота), у массы киргизов имеется; этот неприкосновенный минимум законом (ст. 1309, т. X, часть 2 Свода Законов, изд. 1857) определен в 12 лошадей, 16 голов рогатого скота, 25 овец и 2 пары верблюдов на семью в 5 душ. Хотя обеднение Киргизы беспрерывно усиливается, но они размножаются, правда — медленно.

Характерные свойства Киргизы — гостеприимство, уважение к старости, любовь к поэзии, индифферентизм к религии. Все они — сунниты. Представителями духовенства Киргизы являются бродячие муллы из татар, обучающие детей [Русское правительство открывает в разных местах начальные киргизские школы (и даже киргизские интернаты при гимназиях), для которых подготовляются учителя из Киргизии в киргизской учительской школе в Оренбурге.] и совершающие требы. Среди самих Киргизы существует отдельное духовное сословие ходжей, стоящих вне родов и считающихся потомками Магомета. Ислам отразился на киргизах лишь внешним образом. У большей части народа он сводится к одним лишь обрядам: строго соблюдается обрезание, бритье волос, подрезание усов. Молитв и постов большинство народа не соблюдает; омовения совершаются неправильно; очень распространена замена их сухими растираниями. Под влиянием ислама явилось у Киргизы многоженство, но только среди зажиточных классов, так как не всякий в состоянии платить калым (см.) несколько раз. Женщина пользуется у Киргизы значительной свободой, не закрывает лица, но на ней лежат все домашние работы; мужчины предаются праздности, разъезжая по степи и аулам, отправляясь на охоту, скачки, разные сборища и т. п. У Киргизы, имеющих две или три жены, старшая, т. е. та, на которой Киргизы женился раньше, пользуется наибольшим уважением; она играет роль хозяйки, которой остальные жены обязаны повиноваться. После смерти мужа, вдова, даже оставшаяся с детьми, не получает ни части наследства, ни свободы: она переходит к брату покойного или ближайшему его родственнику, от которого зависит отдать ее за калым в замужество другому лицу или оставить у себя; впрочем, обычай этот теперь выходить из употребления. При слабости ислама (который, впрочем, в последние годы, вследствие развития сношений со среднеазиатскими оседлыми мусульманами, усиливается) среди Киргизы сохранилось много черт древнего шаманства и языческих суеверий. Для излечения болезней прибегают к содействию киргизского шамана (баки), который вместо барабана имеет двухструнный инструмент (кобус), напоминающий скрипку, обвешанный колокольчиками и звякающий кусками железа разной величины и формы. Христианство прививается к киргизам весьма туго; киргизская миссия, являющаяся отделом алтайской, имеет некоторый успех лишь среди байгушей. Из киргизских празднеств наиболее характерное — поминки, на которые через особых вестовщиков созываются из окрестных аулов знакомые и незнакомые. Они сопровождаются скачками на призы, различного рода состязаниями и др. увеселениями. Свое летосчисление киргизы делят на эры. Каждая эра состоит из 12 годов; каждый год носит название какого-нибудь животного.

Язык киргизов сохранил свой первоначальный, чисто тюркский характер. На всем обширном пространстве Киргизской степи язык Киргизы-кайсаков не распадается на диалекты: на Волге и на Иртыше он один и тот же. Язык каракиргизов весьма близок к языку Киргизы-кайсаков, но отличается от него фонетически (см. Тюркские языки). От других тюркских племен Киргизы отличаются замечательным красноречием. Излагая свои мысли ясно и точно, Киргизы умеет придать своей речи известную долю изящества, и даже в самом обыкновенном разговоре у него часто является ритмический размер. Наслаждаясь красноречием и имея на это достаточно времени, он смотрит на ритмическую речь, как на высшее искусство в мире. Отсюда высокая степень развития народной поэзии, получившей, впрочем, различное направление у Киргизы - кайсаков и у каракиргизов: у первых преобладает лирическая поэзия, у последних безраздельно господствует эпос. Певец по профессии (ойлянчи), поющий свои песни под аккомпанемент двухструнной домры (род балалайки, см.) или трехструнного инструмента вроде гитары, — желанный гость на всяком собрании; состязание певцов в импровизации и остроумии — лучшее увеселение для Киргизы-кайсаков. Среди певцов различают ульгенчи, поющего старые чужие песни, и акына — певца-слагателя. В ритмических законах заметно влияние персидской поэзии. Народная поэзия Киргизы-кайсаков состоит из изречений, поговорок, благословений, песен свадебных, состязательных, песен о богатырях, но над всеми преобладают песни лирические, предметом которых служит описание природы, мест, где встречались влюбленные, их разлуки, страданий и т. п., и которые часто проникнуты неподдельным вдохновением. В этих песнях видную роль играет метафора, но и она отличается простотой и безыскусственностью — этими характерными чертами киргизской поэзии. Знаменитые киргиз-кайсацкие певцы-слагатели новейшего времени: Урунбай, Наурузбай, Баймурад, Ногойбай. Лиризмом проникнуты и песни о богатырях Киргизы-кайсаков; древняя поэма: "Кузу Курпеч и Баян Солу" описывает трогательную любовь и страдания влюбленных. Наряду с произведениями народной поэзии, сохраняемыми в устной передаче, существуют и "книжные песни", читаемый певцом по писанной книге; это произведения мулл-грамотеев, перефразировка на разговорный язык из книг, писанных на испорченном книжном языке. Чисто киргизского письменного языка нет. Так как учителя Киргизы-кайсаков — все, без изъятия, татары, то Киргизы-кайсаки пишут на языке, представляющем пеструю смесь языков киргизского и татарского. У каракиргизов эпос подавил все остальные отрасли народного творчества; по мнению академика Радлова, у них всего удобнее можно наблюдать тот чисто эпический период народного творчества, который греки пережили при Гомере. Все эпические песни каракиргиз представляют собой одно нераздельное целое. Они группируется вокруг одного главного центра — героя-предводителя мусульман Эр-Манаса, из рода Сары-Ногай. Сильнейший из воинов, он странствует в сопровождении 40 товарищей по всему миру и всюду побеждает своих врагов. Достойным противником его является один только Йолой, повелитель язычников, могучий обжора, который благодаря исполинскому своему росту и сверхъестественной силе может быть побежден лишь тогда, когда, истребив неимоверное количество пищи и напитков, он впадает в свойственный ему одному смертоподобный сон. Эпос этот не имеет исторической основы. При пении национального эпоса певец каракиргизов импровизирует, но эта импровизация касается лишь формы изложения, еще не затвердевшей.

Обычное право киргиз, сложившееся под влиянием кочевого быта и родового строя, живет в памяти народа, выраженное во множестве пословиц. Суд у Киргизы всегда принадлежал биям, т. е. родовым старейшинам (у каракиргиз называемых манапами), которые и являются единственными хранителями обычного права. Власть биев переходила по наследству, но только к преемнику достойному; в противном случае наступали выборы. Русское правительство, сохранив для Киргизы их народный суд, руководствующийся обычным правом, внесло коренные изменения в его организацию. Народному суду Киргизы подчинены все гражданские тяжбы и иски между киргизами и все уголовные преступления, совершенные киргизами против киргиз, за исключением убийства, грабежа, разбоя, баранты, нападения на купеческие караваны, побега в чужие владения, поджога, делания и перевода фальшивой монеты, похищение казенного имущества, нарушения уставов казенных управлений и преступлений по должности местных киргизских властей. К суду биев часто обращаются и русские в своих делах с Киргизы, хотя им и предоставлено право судиться в русских судах. Бием может быть выбран всякий киргиз, достигший 25-летнего возраста, не опороченный по суду и не состоящий под следствием. Народный суд составляют: единоличные бии, съезды биев волости и чрезвычайные съезды биев, но степень власти этих инстанций определена различно в Положениях 1868 г. — об управлении областями Акмолинской, Семипалатинской, Уральской и Тургайской и 1886 г. об управлении Туркестанского края [В 1891 г. Высочайше утверждено новое Положение о степных областях, которое относительно степени власти различных инстанций народного суда воспроизводят начала, действующие в Туркестане, но законом 28 января 1892 г. введение его в действие приостановлено.]. В степных областях отдельные бии решают дела ценностью не свыше 300 руб., но решения их окончательны только по делам до 30 руб. Апелляционной инстанцией для дел свыше 30 руб. являются волостные съезды биев, которые могут решать дела на всякую сумму, но решения их окончательны лишь по делам до 50 0 руб. Для решения дел между лицами, принадлежащими к различным волостям уезда, уездный начальник, по мере надобности, созывает чрезвычайные съезды биев; они же представляют собой ревизионную инстанцию для дел свыше 500 руб., решенных волостными съездами. В Туркестане все дела, подсудные народному суду, разбираются в первой инстанции единоличным бием, решения которого, присуждающие не более 30 руб. и не свыше 7 дней ареста, признаются окончательными. Апелляционной инстанцией является съезд биев волости, могущий присуждать к денежному взысканию не свыше 300 руб. и к заключению под стражу не свыше 1½ лет. Обычное право киргиз совершенно не знает уголовных наказаний: ему известны только денежные штрафы, соответствующие нанесенному убытку (умноженному в несколько раз). Таким образом, назначение заключения под стражу предоставлено бесконтрольному произволу биев, что вызывает горькие сетования. Вообще авторитет суда биев, оторванного от его родовой основы, в народе упал, и должность бия сделалась предметом искательств из корыстных расчетов, причем выборная агитация принимает нередко острый характер, сопровождаясь барантой, ложными обвинениями и т. п. Падению авторитета биев немало способствовала неверная постановка института бийлыка. По древнему обычному праву киргиз, бии с некоторых дел имели право изымать в свою пользу известный процент, положением же 1868 года установлено, что бии со всех разбираемых ими дел могут изымать в свою пользу до 10% с суммы иска. Материально заинтересованные, бии стараются плодить тяжбы, и назначают себе в "бийлык" 10% не с суммы присужденного иска, а с суммы заявленной истцом претензии, заботятся об увеличении этой суммы. Кроме народного суда, установленного законом, у Киргизы существует еще суд родственников (негласный), разбирающий споры и правонарушения, случившиеся в пределах одного родового союза; посторонняя обиженная сторона также может обратиться к суду родственников обидчика. Прежде никакие жалобы на этот суд не допускались, но теперь бии, хотя и редко, принимают такие жалобы к своему разбору, вполне, однако, признавая компетентность суда родственников. К народному суду Киргизы обращаются только тогда, когда между сторонами не могло состояться соглашение о третейском (единоличном) суде. Суд биев, согласно обычному праву, происходит публично и гласно. Сам процесс распадается на два периода: период состязания и период доказывания. Решение биев обыкновенно имеет альтернативный характер: выслушав заявления сторон и приняв к сведению приводимые ими доказательства, бии решают, что если такие-то доказательства подтвердят то-то, то решение такое, в противном случае — решение другое. В подавляющем большинстве случаев единственным доказательством является присяга, обыкновенно очистительная (со стороны ответчика), весьма редко подтвердительная (со стороны истца). Лично тяжущиеся никогда почти не допускаются к присяге: за них присягают другие лица — присяжные-поручители. Но это не соприсяжники-свидетели доброй славы, своей присягой удостоверяющие, что данное лицо не могло совершить правонарушение; у Киргизы присяжные-поручители прямо удостоверяют, что оно его не совершило. Присягающий становится таким образом в положение судьи: перед присягой он сам удостоверяется в истине и употребляет все усилия предотвратить присягу примирением тяжущихся. Бий назначает круг лиц, из которого сторона, противная той, за которую присяга приносится, выбирает известное число присягающих. Чем важнее дело, тем больше круг лиц, из которого должны быть выбраны присягающие, и тем больше число этих последних. Подтвердительная присяга со стороны истца имеет место тогда, когда в роли истца выступает лицо, постороннее потерпевшему (аигак), но берущее на себя обязанность доказать виновность ответчика. Ответчику нередко предоставляется не допустить дела до присяги, удовлетворив истца в половине иска; такой платеж называется сулук и напоминает русский обычай "грех пополам". Несмотря на все противодействие русской администрации, среди киргизов распространен еще обычай восстановления нарушенного права путем саморасправы. Это называется барантой. Баранта заключается в угоне скота, для чего предпринимается набег на аул обидчика, иногда сопровождающийся убийствами. В баранте выражается молодечество киргиз; на нее должны идти родственники и друзья потерпевшего. В свою очередь, она влечет за собой месть со стороны подвергшегося нападению, которая, распространяясь, охватывает иногда целые волости и нарушает спокойствие степи. Конец таким раздорам кладется иногда примирением сторон при посредстве биев (карандас-кыб), причем обе стороны взаимно преподносят друг другу подарки. О правительственной попытке кодификации обычного права Киргизы — см. Степные законы.

Литература. Харузин, "Библиографический указатель сочинений и статей, касающихся этнографии киргиз и каракиргиз, с 1734 г. по 1891 г." (М., 1891 — из IX кн. "Этнографического Обозрения"); Н. Зеланд, "Киргизы. Этнологический очерк" ("Записки западносибирского отдела Императорского Русского географического общества", кн. VII, вып. II, Омск, 1885); Radloff, "Aus Sibirien" (т. I, Лейпциг, 1884); Харузин, "Киргизы Букеевской орды" (2 вып., М., 1889—91); Алекторов, "Тургайская область" (Оренбург, 1891); его же статьи в "Оренбургском Листке", 1890 г.; Лобысевич, "Киргизская степь Оренбургского ведомства" (М., 1891); Маковецкий, "Юрта" ("Записки западносибирского отдела Императорского Русского географического общества", кн. XV, вып. III, Омск, 1893); Худабай-Кустанаев, "Этнографические очерки киргиз Перовского и Казалинского уездов" (Ташкент, 1894); статьи о киргизском коневодстве в "Журнале Коннозаводства" (1876 г., №№ 1 и 2; 1883 г., №№ 7 и 8 и 1886 г., № 5); ст. о киргизской овце в "Архиве ветеринарных наук" (1875 г., № 2); Добромыслов, I. "Коневодство и его значение для киргизского населения Тургайской области"; II. "Крупный рогатый скот в Тургайской области"; III. " Овцеводство и его значение в экономии киргизского населения Тургайской области" (Оренбург, 1893—94); Ильминский, "Материалы для изучения киргизского наречия" (Казань, 1861); Терентьев, "Грамматика киргизского языка" (СПб., 1875); Радлов, "Образцы народной литературы северных тюркских племен" (т. 3 и 5, СПб., 1870 и 1885); его же, "Опыт словаря тюркских наречий" (СПб., 1888—89); о киргизских песнях и певцах ст. Готовицкого, Пфеннига и Ивановского в "Этнографическом Обозрении", 1889 г., кн. III; Маковецкий, " Материалы для изучения юридических обычаев киргизов" (вып. I, Омск, 1886); Гродеков, "Киргизы и каракиргизы Сырдарьинской области. Т. I. Юридический быт" (Ташкент, 1889); Dingelstedt, "Le r é gime patriarcal et le droit coutumier des Kirghiz" (Париж, 1891); о суде ст. Крахалева в "Юридическом Вестнике" (1888 г., №№ 5—6) и Леонтьева, там же (1890 г., №№ 5—6). Замечательное изображение быта киргиз в повести Даля, "Букей и Мауяна" ("Сочинения", т. VIII, СПб., 1884). С 1888 г. издается в Омске на киргизском и русском языках "Особое прибавление" к "Акмолинским Областным Ведомостям", для распространения между Киргизы полезных сведений и ознакомления их с правительственными мероприятиями.

А. Я.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сегодня совершенно случайно познакомился с девушкой из Кыргызстана. Очень красивая и приятная. Оказалась караколской калмачкой. По кыргызский говорит чисто. У нее очень странное имя. Разве каракольцы имеют не кыргызские имена?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Опять вы про "некие авторитетные". Я с кош-агачскими общаюсь очень тесно, а уж про китайских казахов то промолчу.В КВН-е услышал вот что. Когда Гейдар Алиев приехал в в Москву, Путин стал ему показывать кремль, на что Алиев сказал: "Ты кому кремль показываешь?". Так что особенно про кереев не надо рассказывать. Я сегодня уезжаю в Китай. Вот приеду и дней пять буду пытаться здороваться "жакшыдар". Уверен, что не один не возьмет в толк что я сказал. Разве что пара-тройка чугучакских найманов знающих калмак-кыргызов. Вот про Чугучакских то действительно были путевые впечатления. Но вы с ними пообщайтесь, может тоже за алтайцев примете.

Ну как, получилось поздороваться? :kg1: :kg1: :kg1:

Спросите у своих знакомых кош-агачских казахов, они покомплексуют сначала, потому что в Казахстане во всем пытаются быть "настоящими казахами", но думаю, все-таки расколются... :rolleyes:

Про КВН - монгольские казахи при телефонном разговоре, вместо "алло" говорят - "бар ма?", что является калькой с монгольского телефонного обращения "байн уу?", но те, кто переехал из Казахстана обратно, начинают говорить "алло"... :P:lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поздоровался я с алтайскими (китайский алтай). Единственный внятный ответ, который я услышал был "Кайсы жак шыдар?" Получилось, что я им сказал что челюсть выдержит. :D

Им прикидываться не к чему. Имею в виду кошагачским. Они и есть настоящие казахи. Что я заметил, на алтайском они произносят слово "кош" при слове "Кош Агач", а вот "агач" произносят по казахски "агаш". Второе слово на алтайском, на вопрос как дела, отвечают "Кем жок". Других слов я не наблюдал. НУ разве что, помимо казахскому имени имеют в паспортах русские имена. Например, моего товарища зовут Орал, а в паспорте написано Анатолий. При чем его никто ни разу не называл ни Толиком, ни Анатолием.

Монгольские казахи и в казахстане говорят "бар ма?". В ответ всегда получают: "Кiм бар ма?". Иногда им в шутку говорят "Жок". И от этого не перестают быть казахами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...