Перейти к содержанию
Гость Rust

Кыргызы

Рекомендуемые сообщения

Уважаемый Руст

Я то как-раз таки знаю вас уже давно и понимаю и понимал ваши исследования в этом русле и не более.

Регионализм существует, но не на политическом уровне, мне кажется это больше на основе предубеждений о том, кто настоящий киргиз - южные считают северян обрусевшими, северяне - южан - обузбечившимися. Вы правы насчет Акаева, он ведь создавал, так называемый патронат. А в областях и районах, появились малые патронатики. Это как гидра, одну отрезали, появились сотни малых. При этом случайные приходы к власти Акаева и Бакиева, манят всех, кто считает, что "Манастан Чубак кем беле?"

Кто сейчас разваливает страну?

Люди, которые связаны друг с другом корпоративными интересами, которые обязаны своим благополучием своими связями с государственным аппаратом. Все так называемые неформальные сети, сформированы на основе административного деления (район, область, республика). Поэтому следует ожидать выступлений на подобии Жалал-Абадского, когда вступаются за губернатора, 30 чиновников и приводят своих родственников. То есть союза элит на основе регионов Север - Юг я не вижу и это внушает надежду на лучшее. Нельзя же думать, что развал будет идти по областям.

Насчет развала страны или еще что-нибудь, мне кажется многое приувеличено - главное без резких движений. Мне кажется идет развал президентского патроната, а не развал государства. Государства у нас не было. В этом отношении наоборот все процессы по развалу патроната имеют положительную сторону. Это мое субъективное мнение конечно

В любом случае что-то пытаться делать надо

С уважением

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интуиция подсказывает мне, что кыргызы Тянь-Шаня связаны с кыргызами Енисея через какой-то род из хунну. Отсюда общее имя.

Это всего лишь интуиция не придирайтесь. :)

Упомянуто ли, что допустим Гумилёв считал кыргызов Тянь-Шаня потомками тюргешей?

Кстати обижаются ли киргизы когда их называют киргизами, а не кыргызами?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это чисто моё мнение,я не обижаюсь. Японцы же не обижаются, что их называют японцами, а не ниппон,финнами а не суоми,венграми а не хунгари,или башкиров не башкортами. Это самоназвание народа,и думаю так и должно быть,не знаю как другие думают. И вообще я думаю,когда нас(киргизов) переводили на латиницу,не учли фонетические особенности языка, вот у казахов более полный алфавит 42 или даже больш,а у нас 36.Это в первую очередь отражается на изучении иностранцами киргизкого языка. Например китеп (книга), кылыч (меч),здесь приведена одна буква,а на самом деле одно К мягкое,а другое твердое. Также буква ДЖ,которая у нас именно близкое к ДЖ,нежели у казахов,которое близко к русскому Ж. Конечно киргиз интуитивно прочитает как надо,а как быть тем которые только изучают.И так далее, а про юг Киргизии я вообще молчу.Там очень много слов пришедших из узбекского и фарси,где буквы согласные Х,Г, и гласные А,Э,О,Y,И.А между А и Э,

Y,О,И как краткое,так и протяжное. Например по кирг.вопрос БYTYPДYНГБY, а по казахски БYTYPДYНГБА, читается бтрднгба-здесь только буква А долгое,а все буквы Y почти не читаются,так как Y с хвостиком.Думаю многие со мной согласятся?!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интуиция подсказывает мне, что кыргызы Тянь-Шаня связаны с кыргызами Енисея через какой-то род из хунну. Отсюда общее имя.

Это всего лишь интуиция не придирайтесь. :)

Упомянуто ли, что допустим Гумилёв считал кыргызов Тянь-Шаня потомками тюргешей?

Кстати обижаются ли киргизы когда их называют киргизами, а не кыргызами?

нет не обижаются.

кыргызы вообще редко когда обижаются. кыргызы обычно злятся.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

нет не обижаются.

кыргызы вообще редко когда обижаются. кыргызы обычно злятся.

Не знаю, когда жил в Киргизии не отметил, что кыргызы злятся. Но кыргызам нравятся когда их называют именно кыргызы.

Вот реальный случай рассказываю.

Тусовались мы как-то в своё время с одним моим русским другом в Иссык-Ате (это северная Киргизия). Лазили по местным горам, изучали Тянь-Шань.

Ну заблудились там в горах. Когда выбрались вниз, на трассу Бишкек-Токмак уже темно было, до дома не добраться. Сами мы в Токмаке жили. Добрались ночью только до Канта. Ну чё делать. Осень уже была. На улице холодно надо где-то переночевать, Кант знаете наверное, там много кто живёт, кроме кыргыз есть и русские, немцы, казахи, узбеки, дунгане ну и т.д. Обычно с местным населением мы не общались, но тут пришлось.

Сначала в дом к какому-то узбеку постучались. Долгая история... Вообщем не пробыли там около 2-х часов, нас там чуть не обокрали :) . Пришлось в 2 часа ночи пилить в сторону Токмака по трассе. Подумали это лучше. Потом по трассе нас подвезли двое ребят один кыргыз, другой казах. Они сами остановились спросили меня по кыргызски. Ну я не бельмеса, понял только мол вам куда, ну говорю до Токмака. Казах своему другу говорит чё-то там "орысын..." туда-сюда.

Вообщем сели мы в эту машину. Кыргыз весёлый попался, разговорились. Кыргыз представился Тахиром. Казах мало говорил, с моим русским другом вообще даже не поздоровался. Потом слез где-то в Ивановке что ли этот казах, а Тахир довёз нас до Токмака. Потом в гости пригласил к себе домой. Жил Тахир в Шортюбе, это через реку Чу.

Ну мы приехали к Тахиру в гости... Ну мой русский друг там расчувствовался B) , обращается к Тахиру: "киргизский брат", а Тахир возразил весело так, без злобы, лучше говорит B) кыргызом называйте, мне так больше нравится...

Потом уже в Средней Азии из местного населения мы предпочитали больше обращаться за помощью к кыргызам, народ простой, открытый, добронравный, честный. В целом отметил позже у кыргыз считается не по кыргызски, если плохо поступишь с путником (путешественником) не важно русский он или нет...

Может поэтому из всех стран Средней Азии, на мой взгляд, самая пророссийская страна это Кыргызстан? Может это потому что у кыргыз характер такой?

Так что не согласен с вами Кара-Кыргыз что кыргызы злятся, не видел я такого, не сталкивался в своей жизни с этим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не знаю, когда жил в Киргизии не отметил, что кыргызы злятся. Но кыргызам нравятся когда их называют именно кыргызы.

Вот реальный случай рассказываю.

Тусовались мы как-то в своё время с одним моим русским другом в Иссык-Ате (это северная Киргизия). Лазили по местным горам, изучали Тянь-Шань.

Ну заблудились там в горах. Когда выбрались вниз, на трассу Бишкек-Токмак уже темно было, до дома не добраться. Сами мы в Токмаке жили. Добрались ночью только до Канта. Ну чё делать. Осень уже была. На улице холодно надо где-то переночевать, Кант знаете наверное, там много кто живёт, кроме кыргыз есть и русские, немцы, казахи, узбеки, дунгане ну и т.д. Обычно с местным населением мы не общались, но тут пришлось.

Сначала в дом к какому-то узбеку постучались. Долгая история... Вообщем не пробыли там около 2-х часов, нас там чуть не обокрали :) . Пришлось в 2 часа ночи пилить в сторону Токмака по трассе. Подумали это лучше. Потом по трассе нас подвезли двое ребят один кыргыз, другой казах. Они сами остановились спросили меня по кыргызски. Ну я не бельмеса, понял только мол вам куда, ну говорю до Токмака. Казах своему другу говорит чё-то там "орысын..." туда-сюда.

Вообщем сели мы в эту машину. Кыргыз весёлый попался, разговорились. Кыргыз представился Тахиром. Казах мало говорил, с моим русским другом вообще даже не поздоровался. Потом слез где-то в Ивановке что ли этот казах, а Тахир довёз нас до Токмака. Потом в гости пригласил к себе домой. Жил Тахир в Шортюбе, это через реку Чу.

Ну мы приехали к Тахиру в гости... Ну мой русский друг там расчувствовался B) , обращается к Тахиру: "киргизский брат", а Тахир возразил весело так, без злобы, лучше говорит B) кыргызом называйте, мне так больше нравится...

Потом уже в Средней Азии из местного населения мы предпочитали больше обращаться за помощью к кыргызам, народ простой, открытый, добронравный, честный. В целом отметил позже у кыргыз считается не по кыргызски, если плохо поступишь с путником (путешественником) не важно русский он или нет...

Может поэтому из всех стран Средней Азии, на мой взгляд, самая пророссийская страна это Кыргызстан? Может это потому что у кыргыз характер такой?

Так что не согласен с вами Кара-Кыргыз что кыргызы злятся, не видел я такого, не сталкивался в своей жизни с этим.

Увжаемый Арыслан,

я имел ввиду что кыргызы не обижаются, а если их хотят обидеть они редко обижаются, могут простить, а если уж совсем через край, то могут разозлиться. И не на шутку. Но это бывает очень редко . Но метко. Примеров в истории, даже новейшей, достаточно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

будучи Кыргызом не могу не вмешатся в разговор.

Во-первых Арслану, я сам кыргыз и могу привести тысячу примеров относительно того что Кыргызы не на шутку злятся на своей земле когда их обзывают "КИРГИЗАМИ".Это факт и история приведенное Вами только лишний раз указывает на кочевничускую сущьность характера Кыргызов и на толлерантность Кыргызского менталитета. Например, я абсолютно согласен с Кара-Кыргызом что мы-кыргыздар как минимум смущаемся при обращении в наш адрес с оскорбительным словосочетанием "киргиз". Это также как и название "ЖИД", например еще во времена Чехова А.П. лиц еврейской национальности без угрызения совести называли "жидами",в настоящее время по настоятельному уговору самих представителей евреев этноним "жид" был исключен из лексики образованных людей. Многие противились этому, даже среди евреев.Казалось бы, самоназвание евреев именно "ЙИД", жидами называют евреев в польше, наример и в паспортах например всегда писали и пишут "жид". но просьба евреев была удовлетворена и в настоящее время в русском среди интеллегнтных и образованных людей был исключен как сам термин так и все производные от этого термина как антисемитского и другого негативного характера.Мы Кыргызы не чуть не хуже евреев и не чуть не меньше приходим, местами в ярость, местами в недоумение, при оскорбительном и сознательном искажении этнонима "КЫРГЫЗ" в ЯРОСТЬ. Таков наш менталитет, таков наш характер, такова национальная сущьность, так диктует время, так хотят сами люди которые гордятся тем что ОНИ ЕСТЬ СУТЬ КЫРГЫЗЫ. и Если ты уважаешь сам кыргызов (не отдельных людей а этнос народ в целом) то и тебе также рекомендую обращаться к нам КЫРГЫЗ.

а во-вторых РУСТУ. но ему в другом сообщении.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хорошо буду называть только кыргызами.

Если будут ссылки на научные работы, там буду оставлять всё как есть.

А меня как башкира, не обижает когда башкир называют не только башкортами, но и башкирами, иштеками...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Салам всем

Так как насчет киргизов, это прежде всего еще и камень в мой огород, скажу, что еще будучи ребенком я называл себя "кыргызом", когда многие киргизы при Союзе называли себя "киргизами" и говорили "здраствуйте", вместо "салам". Сейчас я предпочитаю по-русски говорить "киргиз", а по киргизски - кыргыз.

Как говорил Олжас Сулейменов, - "Надо возвеличивать свою степь, не унижая чужие горы". Я к тому что не надо именно от русских требовать чтобы они называли нас "кыргызами", в таком случае надо от всех требовать, скажем от японцев - кырыгысу джин. Есть разница между тем, что киргизам нравится, и что они требуют от других. Мне не понятно почему именно от русских? а не от всех. Или от всех или не от определенных. Называйте себя по-русски "кыргыз", но пожалуйста не злитесь и не требуйте от русских, чтобы они меняли свой собственный язык в угоду титульной нации. Никто даже при Союзе не требовал от нас говорить вместо, "Менин орус досум," - "менин русский досум". Я всегда старался примерять чужую шкуру на себя. "Менин русский досум" по киргизски звучит также глупо, как и по-русски "Мой кыргызский друг". Я могу нажить много врагов среди "кыргызов" - но все же это глупои не более того.

Насчет злости Кара-кыргыз - сейчас все злые, кроме некоторых дорбых дяденек, которые вовремя что-то успели, поэтому еще раз призваю обойтись без резких движений, тем более по таким словесным проблемам. К чему привела словесная перепалка спикера и президента. перепалка между "киргиз" и "кыргыз" может привести к более серьезным последствиям.

Злость, ярость - это лучшее средство для управления (точнее не управления) толпой. Какая-то толпоизация общества, блин. Все мыслят мыслями люмпенов, включая вроде интелегентных людей. как говорил Эмиль Дюркхейм, ситуация стресса в обществе на лицо.

С уважением

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Самансур. Почему Вы думаете,что киргиз это оскорбительно,а K"ыргыз нет. Подумайте хорошенько,где ещё в каком народе после согласной К,(K"ыштак-село,K"ычкыл-кислый),а не к(китеп-книга,кир-грязь) следовала гласная ы.А теперь представь бедного иностранца пытающегося сказать К"ЫРГ"ЫЗ,что-бы не обидеть, он бедняга не может понять,что его к не киргизкое К",а г не Г"мягкое, но кто ему подскажет,как это К" выговаривать. Тебе не обидно будет,когда слово К"ЫРГ"ЫЗ будут коверкать. Вот и NIKI привел несколько интересных примеров,и я с ним солидарен в этом вопросе. :tw1: :kg2: :kg1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ники, а я по другому думаю.

Мне кажется если мне не трудно и уважаю то я буду называть так, как меня человек просит. Лично мне нравится когда башкир называют башкортами, башкирами, иштеками, баджгардами, башкордами и т.д. :)

Если можно хотел сменить тему:

Правда что самый лучший курорт на Иссык-куле это Чолпон-Ата?

Прикиньте сколько в Кыргызстане жил ни разу на Иссык-куле не был :(

На Тянь-Шане лазил, а на Иссык-куле не был. :(

2) Из какого рода Аскар Акаев?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Ники,

с согласен с Вами в том, что нужно рассматривать все в комплексном ключе, вообще перед кыргызоведением стоит множество задач, но в первую очередь это определение и выявление тех "кирпичиков", из которых и сложился народ - эл - общность людей, связанная друг с другом родственными или иными связями (большую роль здесь играет и институт свойства - кудаачылык), говорящая на одном языке, называющая себя одним именем, имеющая общие обычаи, фольклор, культуру, психологию и т.д.

Одним из таких кирпичиков и были кыпчако-кимакские племена, я пытаюсь отпределить величину этого кирпичика, его значение в процессе построения единого здания кыргызского народа.

Всем кажется, что я пытаюсь "приподнять" над всеми остальными свой род и племя, отнюдь. Я пытаюсь отыскать в кыргызах кимако-кыпчакские компоненты, то что они присутствуют в кыргызах - это очевидно как по языку, одежде, культуре, фольклору и т.д. При этом я использую научные данные - источники, фольклор, ту же санжыру.

Еще на кыргыз.ус я писал, что многие из кыргыз-кыпчаков, которые сейчас составляют тогуз-уруу кыргыз-кыпчаков, вошли в состав кыргызов на более поздних этапах - после монгольской эры, в том числе и мой род - кожомшукур. Так же как например кыргыз-моголы или сарт-калмаки.

Однако первая реакция на мои исследования примерно такова - вот типа кыпчаки тянут одеяло на себя, выскочкм, как же тогда остальные роды, не менее крутые и знатные. Смешно ей-богу.

Я не сомневаюсь в знатности тех или иных родов, для меня как историка все они одинаковы и интересны. Здесь играет роль именно психология - что за выскочки кыпчаки, которые переписывают историю под себя?

Потом мне доказывают, что мы все пронизаны трайбализмом. Для меня в первую очередь важны данные, которые я вижу своими глазами и слышу своими ушами, так вот мой опыт показывает, что трайбализм (об этом я тоже уже писал не раз) себя изжил, уступив место регионализму.

Например в Томске кучкуются не по племенам или родам, а по региональным приоритетам - так получилось, что в томской диаспоре очень много джалал-абадцев, мы дружим, часто встречаемся, я племени-рода то многих знакомых не знаю, тут есть как кыпчаки, так и сарыбагыши (он канат), моголы (он канат), тейиты (ичкилик), мундузы (сол канат), саруу (сол канат) и т.д.

Уважаемый Кара-Кыргыз, когда я писал Вам "уважаемый" в это слово я вкладывал что ни на есть обычный смысл, так как считал Вас действительно трезвомыслящим человеком, который старается мыслить рассудительно. Вы же начинаете иронизировать "не менее уважаемый" и т.д.

Я не могу отвечать за других, поэтому пишу только своего имени, если же привожу информацию, стараюсь когда возможно указать источник. По-моему это правильно. Очень многие пишут от имени всего народа, вроде того "мы кыргызы" и т.д. - вот это неправильно. Так что не надо отвечать за других - это просто некрасиво.

По поводу серьезных обвинений - вот Ваша эскапада в отношении кыргыз-кыпчаков:

При чем здесь вообще кыргыз-кыпчаки? Чему Вы лично не удивитесь? Т.е. вот такие плохие кыргыз-кыпчаки придумали и рассказали Валиханову легенду где кыргызы выступают в плохом свете? По моему так и следует понимать Ваши слова.

Это тем более, что выдающийся ученый, одним из первых записавший текст эпоса "Манас", изучал в основном северные племена, и данные по "сорока девушкам" являются неотъемлемой частью кыргызской культуры.

Время все рассудит, это точно. Племенное деление постепенно уходит из мировоззрения кыргызов, это необратимый процесс. Надеюсь, когда в будущем историки на новом уровне обобщат историю кыргызов, тогда может они не будут это делать с оглядкой на свою или чужую племенную принадлежность.

Копий сломали немало, всегда стараюсь подкреплять свои исследования источниками, пытаюсь объяснять свое видение этногенеза кыргызов. Однако спорить надо в консруктивном ключе, раньше у Вас это получалось.

Улану-Орхану:

Алтай, как родина кыргызов упоминается практически во всех вариантах эпоса "Манас" - это точно. Сейчас появляются тексты и санжыра, в которой родиной назвается Енисей - вот это уже поздние наслоения.

Название возможно было действительно единым, однако древние кыргызы "разошлись" - те которые остались на Енисее вошли в состав хакасов и джунгаров, те которые постепенно заселили Алтай - в будущем образовали два народа - собственно среднеазиатских кыргызов, и южных алтайцев.

Уважаемый Руст! я сам кыргыз и вопрос о кыргызах и о "кыргызоведении", о котором вы упомянули в этом сообщении и послужило поводом для цитирования именно этого сообщения. :kg1: Уважаемый Руст, понимая истинные причины вашего противоборства с Кыргызбаем :tw1: и Кара-Кыргызом :tw2: я тоже решился все таки перейти из разряда болельщика в непосредственного участника столь интересного вопроса. Кстати, я искренне надеюсь, что основным поводом вашего столь пристального внимания к кыргызоведению, является именно обычная любознательность и не чего более, ведь и я тоже никогда не считал неким пороком, любознательность именно в области кыргызоведения. И я всегда искренне рад, когда любой человек, несмотря на его собственную национальность, пристально изучает даже чужие народы, а не свою. Но, когда речь идет именно о моем собственном народе то мои личные, весьма положительные, эмоции не могут не проявляться. Я также считаю, что вполне естественными могут быть и негативные эмоции, например с моей стороны, когда речь идет именно об оскорблении или какого-то унижения в адрес моего народа. Для меня мой собственный народ, это весьма священное понятие и самым настоящим образом родное и близкое. Вот лично я, не когда не осмелюсь обзывать например евреев презрительной на их взгляд словом (пусть даже самоназванием) "ЙИД" или "ЖИД" или постарался принять для себя правильным и собственным правилом, что не "абхазы", а "АПСУА", не "КАЗАХ" а "КАЗАК" при разговоре на родном для них языке, всегда старался говорить "ДАРИГАН" а не "ДАРГИНЕЦ", "МАГАРАУЛЛА", а не "АВАРЕЦ", не "ДУНГАНИН", а "ХУЭЙ" и я всегда стараюсь когда речь идет с самым дорогим для меня человеком, т.е. "СОБЕСЕДНИКОМ" найти общее и близкое и не идти на какое нибудь обострение или взаимное неуважение, а откровенное оскорбление считал и считаю категорически недопустимым в диалоге. Возможно лично Каракыргыз :tw2: или Кыргызбай :tw2: лично и заслуживают неуважения, ввиду не согласия с вашим собственным мнением, но на мой взгляд столь оскорбительные выпады в адрес целого народа (тем более моего собственного), явно переходят все границы допустимого. И несмотря на составление должным образом самого обращения и отсутствия в тексте оскорбительных слов и словосочетаний, а также то, что в тексте отсутствуют выражения выходящую за норму, выдерживания тона в духе конструктивного диалога, все таки как и весьма уважаемый мною лично Кара-Кыргыз :tw2: в ваших словах я усмотрел много противоречий и скрытого в контексте оскор.ления в адрес моего священного народа. И несмотря на отсутствия неприемлимых слов в ваших сообщениях прямо указывающих на откровенные выпады в адрес моей нации, все таки считал и считаю, что оскорб.ение чувств которые могут восприняты также как и например у Кара-Кыргыза, не соответствующего уровня для интеллигентных и весьма образованных людей. Я считал и считаю оскорб.ения в адрес религиозных чувств и убеждений не правильным. Например, даже если я сам верю в то ,что православные иконы, это те же самые идолы, что и у буддистов, все таки я не буду настаивать на своем в ходе диалога, правда сказать, при беседе с вполне образованным и верующим человеком, пусть с православным или буддистом, я не посмею упомянуть свои собственные взгляды , но настаивать на своей правоте я не посмею. Как я понял по словам уважаемого мною лично Кара-Кыргыза, Кара-Кыргыз такой же верующий человек, как и например христианин верующий в то, что Иисус сын бога. Как и буддист верит словам Ламы или монахов, то я думаю и Кара-Кыргыз верит в чистоту и высоту своей священной нации. И на мой взгляд, если верующий в святость своего собственного народа, совершенно не заслуживает таких оскорб.ений как говорить (да еще так настоятельно доказывать, да еще и не свои собственные измышления) совершенно неприемлимые в его собственных убеждениях теории, взгляды или гипотезы. Например, гипотеза некоторых атеистов де-у Иисуса был земной отец и Он был рожден вполне естественным образом может быть воспринято только как унижение и оскорбление, но когда ведут беседу образованные и интеллегентные люди , то после простого обмена мнениями, я думаю они должны перейти на более интересные гипотезы и теории и попробовать разгадать более насущные проблемы и даже в кыргызоведении. И обменявшись своими собственными взглядами, они (интелегентные и образованные люди) не стараются убедить (переубедить) или преподносить суть проблемы таким образом, что у собеседника (пусть даже выступающего в роли оппонента) может сложится мнение, что собеседник ведет скорее вражескую пропаганду, а не дружескую беседу. Я как истинный кыргыз, считал, считаю и буду считать до смерти, измышления Чокана Чигизовича только как часть вражеской и оккупационной политики той самой империи, на которую и отрабатывал за заработанные казенные деньги своими измышлениями. Далее.....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если можно хотел сменить тему:

Правда что самый лучший курорт на Иссык-куле это Чолпон-Ата?

Прикиньте сколько в Кыргызстане жил ни разу на Иссык-куле не был :(

На Тянь-Шане лазил, а на Иссык-куле не был. :(

2) Из какого рода Аскар Акаев?

Если для активного развлекатеьного отдыха, то Чолпон-Ата.

Если для того чтобы посозерцать красоты края, то Южное побережье Иссыкуля, а именно Жети-Огуз. Кстати там есть дом отдыха для космонавтов, где они после полетов проходили реабилитационный период. Там бывали Гречко, Леонов и еще кто-то не помню. Так вот они говорили что Иссыккуль видно из космоса в любую погоду.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я как истинный кыргыз, считал, считаю и буду считать до смерти, измышления Чокана Чигизовича только как часть вражеской и оккупационной политики той самой империи, на которую и отрабатывал за  заработанные казенные деньги своими измышлениями.

Решил было не вступать в спор кыргызов между собой, но тут задели и оскорбили Ч.Валиханова, поэтому не обесудьте.

Ответьте на конкретные вопросы, желательно ясно и четко, без растекания мыслью по древу:

1. Читали ли вы сами произведения Ч.Валиханова, или знаете о них со слов других людей?

2. Считаете ли вы , что легенды, а именно:

- про принцессу и 40 девушек

- про пену

- про красную собаку

- про Кыргызбая - предка кыргызов

- про сына Кыргызбая Ак-уула и его потомков Абл (Авель) и Кабил (Каин)

- про Джучи - первого и последнего хана кыргызов

- про Иссык-Куль и хана Джанибека

Ч. Валиханов привел НЕ СО СЛОВ самих кыргызов, конретно кыргызов родов БУГУ, САРЫБАГЫШ, СОЛТУ, САЯК , а придумал сам, чтобы заработать казенные деньги?

3. Считаете ли вы , что Ч.Валиханов также придумал заодно родовое подразделение кыргыз, про которое он пишет в следующих предложениях после описания легенд кыргызов, т.е. про тех же СОЛТУ, САРЫБАГЫШ, БУГУ, САЯК и их подроды - или Ч.Валиханов и их придумал в погоне за казенными деньгами?

4. Слышали ли вы сами за всю свою жизнь от кыргызов, родственников, друзей, знакомых и незнакомых о легенде про 40 девушек или узнали о ней с обязательной ссылкой на то, что ее придумал Ч. Валиханов, проводя план оккупционной политики империи?

Если вы НЕ читали Ч.Валиханова, то вам скажу, что сведения про вышеупомянутые легенды кыргызов он неизменно сопровождает ремарками о том, что сами кыргызы приводят разнообразные толкования их, как обусловленные влиянием принятого мусульманства, и приводит эти толкования. К примеру, появление в легенде молодого человека в свите принцессы, или беременность от пены, как раз призваны затенить роль красной собаки.

Вот цитата:

Собрание Сочинений Ч. Валиханова, том 2, стр.46

Самое древнее и замечательное предание дикокаменных киргиз, нет сомнения, есть предание о своем происхождении. Родоначальником, отцом своим, они единогласно считают красную собаку, но обстоятельства такого необычайного явления объясняют разно. Вообще же (эти) объяснения по духу своему происхождения позднейшего и произошли под влиянием мусульманства. Сделавшись правоверными, они составили несколько хитрых толкований, объясняющих или несколько отвращающих прямое участие красной собаки в их происхождении.

Отсюда вам последние вопросы:

5. Знаете ли вы когда кыргызы приняли мусульманство?

Считаете ли вы что вся история кыргызов до момента принятия , их предания и легенды оскорбляют и унижают их? Или по вашему домусульманской истории у кыргызов не было?

Можете ли вы сами привести хоть одну домусульманскую кыргызскую легенду?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2) Из какого рода Аскар Акаев?

Старики Кеминские и ТОкмакские называют его род "чала-казак". Т.к. он из рода авла племени Сары-Багыш, его называют казахом. По преданиям род авла пришел к кыргызам от аргынов и был ассимилирован кыргызским племенем Сарыбагыш.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Меня интересует происхождение кыргызских племен сары-багыш и бугу. Слово багыш в кыргызском означет лось, а бугу - олень. Откуда берут слое начало эти племена? К примеру, известно ведь что лоси в Кыргызстане не водятся, а на Алтае, Хакасии и Туве они есть.

Русские летописи времен завоевания Сибири в 17 веке упоминают четыре киргизских княжества: Тубинское, Езерское, Алтырское и Алтысарское. Русские летописи 18 века сообщают, что еще в 18 веке у енисейских киргизов существовало два самоназвания – киргизы и алатоолук кыргыздар, что означает алатауские киргизы (Народы Мира. Народы Средней Азии и Казахстана. Т. 2. стр. 157), за что енисейских киргизов называли алатырцами.

http://www.beltofpeace.com/16-1.html

Насколько верна вышеприведенная информация? Действительно ли у енисейских кыргызов было самоназвание алатоолук кыргыздар?

К слову, современные кыргызы называют Тяньшаньские горы Алатоо, то есть словосочетание "тяньшаньские киргизы" на современный кыргызский язык переводится как "алатоолук кыргыздар".

По поводу алтайцев:

Вот что пишет Радлов о кыргызах:

Тип кара-киргизов, безусловно, иной, чем у казаков. Это особенно бросилось мне в глаза при моем первом посещении кара-киргизов…, которых я встретил в 1862 году на реке Каркара. Лица кара-киргизов очень напомнили мне лица алтайских горных калмыков и телеутов.

Радлов В.В. «Из Сибири», М., 1989 г., с.348.

http://www.kyrgyz.ru/?page=290

А вот что писал наш казахский пользователь Shalkar:

От себя добавлю что теленгиты наряду с алтай-кижи, телеутами являются наиболее близкими к кыргызам народом. Язык у нас с ними практически один и тот же. Теленгиты также называются чуй-кижи.

Топография Кыргызстана и Горного Алтая имеет очень много совпадений. Ощущение такое что речь идет о Кыргызстане, когда говорят о Горном Алтае.

Да. Очень похожи на кыргызов. И чуйская долина у них есть. Когда они говорят на алтайском, мне казалось, что я общаюсь с кыргызами. И видел я еще там речку, под названием Балхаш. Километров 20-25 от Акташа. http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=638

То есть и внешне и по языку кыргызы и алтайцы очень близки! :kg1:

---

Эркин, я решил поместить присланный вами мне в личку ответ о монголах. Если вы против я его уберу.

Добрый вечер дорогой Эльтебер! Вы спрашиваете насколько сложно выучить монгольский язык. Отвечаю: это зависит от способностей каждого человека,кто-то за месяц два,а кому-то и года будет мало.

Я опять же через казахский язык постигал основы монгольского,знакомых казахов много было. И опять же я выучил чисто бытовой язык,2.500-3000 слов, когда читал газеты много непонятного было,но по крайне мере свободно общался и меня понимали. Я не задавался целью читать книги на монгольском,или там жить,поэтому этого мне хватало. Насчет родственных душ,с казахами я чувствовал себя совершенно раскованно, как будто я был у себя дома,а с монголами не сказал-бы. Монголы к казахам относятся не то что-бы с неприязнью,но достаточно холодно,и казахи в ответ. Там и русские семёновцы есть,но их конечно мало,только с тремя лично знался.  Ну пока!!!

Неужели язык казахов Монголии настолько близок к монгольскому языку что через него пришлось учить монгольский, а скажем сразу не через кыргызский? Как вам показалось насколько казахский язык в Монголии отличается от казахского в Казахстане? Много монгольских слов в лексике?

П.С. Спасибо Кара-Кыргызу за пересылку!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Добрый вечер Эльтебер! Как я могу учить монгольский через киргизский,когда местных киргизов там не было. До армии я жил в г.Шульбинске Семипалатинской обл. и казахский знал в совершенстве,да и любой казах киргиза или наоборот поймет без переводчика,разница не большая. В Баян-Ульгийском аймаке я не был,а Улан-Баторе казахи чтут свой язык и традиции,может в литературном языке монголизмы есть,но я газет не читал. :tw1: :kg1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дополняю: Казахи очень хорошо отзываются о киргизах,называют нас киргизов старшим братом,меня чуть не женили на балдызке полковника Монгольской Армии,с которым у меня были чуть-ли не родственные отношения.

Кстати,многие казахи мечтают уехать из Монголии под любым предлогом. :tw1: :kg1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Меня интересует происхождение кыргызских племен сары-багыш и бугу. Слово багыш в кыргызском означет лось, а бугу - олень. Откуда берут слое начало эти племена? К примеру, известно ведь что лоси в Кыргызстане не водятся, а на Алтае, Хакасии и Туве они есть.

Насколько верна вышеприведенная информация? Действительно ли у енисейских кыргызов было самоназвание алатоолук кыргыздар?

К слову, современные кыргызы называют Тяньшаньские горы Алатоо, то есть словосочетание "тяньшаньские киргизы" на современный кыргызский язык переводится как "алатоолук кыргыздар".

По поводу алтайцев:

Вот что пишет Радлов о кыргызах:

А вот что писал наш казахский пользователь Shalkar:

Да. Очень похожи на кыргызов. И чуйская долина у них есть. Когда они говорят на алтайском, мне казалось, что я общаюсь с кыргызами. И видел я еще там речку, под названием Балхаш. Километров 20-25 от Акташа. http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=638

То есть и внешне и по языку кыргызы и алтайцы очень близки! :kg1:

---

Эркин, я решил поместить присланный вами мне в личку ответ о монголах. Если вы против я его уберу.

Неужели язык казахов Монголии настолько близок к монгольскому языку что через него пришлось учить монгольский, а скажем сразу не через кыргызский? Как вам показалось насколько казахский язык в Монголии отличается от казахского в Казахстане? Много монгольских слов в лексике?

П.С. Спасибо Кара-Кыргызу за пересылку!

Этимология названия "багыш" в кыргызских наименованиях племен - сары-багыш, чон-багыш и кара-багыш, как отмечают ученые (Аристов, Потапов, Абрамзон), прямо указывает на то, что кыргызы прикочевали в Ср. Азию из Сибири. Название "багыш" - переводится как "лось", и известно, что лось в Ср. Азии не водится (хотя некоторые утверждают, что водился ранее).

Слово "багыш" было обнаружено у алтайцев Потаповым в наименовании шаманского бубна "пагыч" - бубен в практиках шаманов отождествлял именно лося как верхового животного.

Отмечу также, что Абрамзон считал багышей потомками племени найман.

Насчет названия алатоолук кыргыздар - нигде не встречал того, что так называли себя енисейские кыргызы. Наверное это взято из сообщения о сражении казахов и кыргызов под главенством хана Джангира против джунгар. На форуме это уже обсуждалось -

http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=815&hl=Жангир

"Как де они пришли х Контайше в улусы и Кон де тайши в те поры в улусех не было ходил де войною с зятем своим с Кочюртою, да с Абулаем, да с меньшим своим братом Чокуром тайшами да с Кою-салтаном да черным мугалов с Алтыновым сыном и с мелкими тайши на Янгира-царевича Казачьи орды да на Ялантуша да на алатав-киргизов. А ходило де с ними воинских людей 50 тысяч"

там упоминаются алатавские кыргызы :) Надо посмотреть "Народы Мира. Народы Средней Азии и Казахстана. Т. 2. стр. 157" на которую ссылается автор, сравнение этого названия с этнонимом "алтырцы" - "Алты Сархаа" - насколько я помню у Бутанаева, является ошибочным.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:kg1: Приветствую всех. По поводу кыргызских племен сары багыш, багыш, кара багыш и бугу. Что касается первых трех, действительно лоси на территории Кыргызстана не водиться, в отличии от Хакасии и Алтая. Мне кажется, что гиппотеза некоторых ученных о том, что это может служить доказательством перекочевки кыргызов с Алтая и Эне-Сая на Ала-Тоо имеет под собой определенную логику. Что же касается племени бугу. В одном из своих трудов хакасский ученный-историк Бутанаев отмечал несколько кыргызских племен, имеющих свой аналог среди братских кыргызам народов Южной Сибири (в частности хакасов, алтайцев и тувинцев). Так вот среди этих племен есть племя бугу. Вроде как есть аналогичный сеек, входящий в состав хакасского народа. Кроме того он говорил о кыргызском племени саяк. Также имеющий аналог среди хакасов, а также племя монгуш, имеющиеся у тувинцев. Что касается алтайцев это уже отдельный разговор.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дополняю: Казахи очень хорошо отзываются о киргизах,называют нас киргизов старшим братом,меня чуть не женили на балдызке полковника Монгольской Армии,с которым у меня были чуть-ли не родственные отношения.

Кстати,многие казахи мечтают уехать из Монголии под любым предлогом. :tw1: :kg1:

можете объяснить выделенные моменты? насчет старшего брата вообще не понял, а под любым предлогом - их что насильно удерживают там??

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что же касается племени бугу. Вот одном из своих трудов хакасский ученный-историк Бутанаев отмечал несколько кыргызских племен, имеющих свой аналог среди братских кыргызам народов Южной Сибири (в частности хакасов, алтайцев и тувинцев). Так вот среди этих племен есть племя бугу. Вроде как есть аналогичный сеек, входящий в состав хакасского народа.

По поводу племени бугу хотелось бы рассказать один интересный факт. Он был установлен входе моего общения с одним из представителей братского нам кыргызам хакасского народа - моим другом (мне приятнее называть алтайцев, казахов, хакасов, каракалпаков, ногайцев своими братьями). На языке Эне-Сай кыргызов слово "аба" переводиться как медведь, но этот термин они использовали при обращении к старшим по отношению к себе братьям мужского рода. Причина этого вытекает из одного из языческих культовых представлений древних кыргызов. На сегоднешний день этот термин перешел к современным хакасам. Самое интересное то, что бугинцы Тенир-Тоо (или Ала-Тоо) также называют старших родственников мужского рода термином "аба", многие из них не могут объяснить почему они так называют и что означает это слово. На мой взгляд этот факт может служить одним из доказательств прямой связи между Эне-Сай кыргызами и кыргызами Тенир-Тоо (хотя бы на локальном уровне).

П.С. Чтобы не обвиняли в возвеличивании своего племени или рода сообщаю, что я сам являюсь представителем кыргызского племени саяк. :kg2:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...