Перейти к содержанию
Гость Rust

Кыргызы

Рекомендуемые сообщения

Самыми многочисленными среди кыргызов являются потомки Тагай-бия, это племена сарыбагыш, бугу и т.д.

Насколько мне известно солто самый многочисленный род среди кыргызов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

f9e5c946641e.jpg

Севортян, ЭСТЯ, 1 том, стр. 266

Хм, я вспомнил как читал где-то (вроде в таблице алтайских когнатов) предположение о связи тюркского слова с японским: el-lik < et-lik ~ монг. ta-bun, яп. i-tu, кор. ta. Заглянул сейчас, а там уже нет. Передумали? Заметил что они многое в базе правят. Я погорячился. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насколько мне известно солто самый многочисленный род среди кыргызов

Спасибо Вам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Насколько мне известно солто самый многочисленный род среди кыргызов

Вполне возможно, что племя солто, происходящее от того же Тагай-бия через Богорстона и Эштека является самым многочисленным. Я имел в виду, что именно потомки Тагай-бия являются самыми многочисленными.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приветствую! Вам не кажется. что здесь могут играть региональные аспекты? То есть в плане желания подраться (не хочу говорить храбрости и воинственности)? Например, могут быть целые села, мужчины которых известны больше миролюбивыми нежели воинственными. Или наоборот, могут быть кыргызы не прочь подраться просто так и тем самым являющиеся "известными". По моему тут могут также сыграть религиозный фактор и географический. Чем больше в горной местности, тем и драчливее на мой взгляд. Помню с детства как устраивали мужчины драки каждый раз после свадеб, проведенных в горном ауле. И наоборот почти никаких драк или проблем во время или после свадеб, проводимых в долинных местностях.

:tw2:

Кыргызы такой народ, что просто так драться не будут и тем более убивать. Это сидит в крои у кыргызов и пропитано древним мировозрением. Человек как и все живое в природе творение Бога и без надобности никто не будет причинять живому боль или т.п.

Вспомните эпос "Кожожаш". Он прекрасно описывает отношение человека ко всему живому...

Но если коснется кыргыза, если заденет за живое, то кыргыз будет беспощаден. Обратимся к совсем недавней истории: события 1990 года в Оше и Узгене, и события 24 марта 2005 года.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотел бы знать какое племя из киргиз является наиболее крупным?

по данным историков досоветского периода (больше подобного подсчета, кажется, не проводилось) на севере КР это были племена сарыбагыш и бугу.

но это не факт что они были самыми многочисленными. Никто не проводил подсчет кыргызов левого крыла и ичкилик на юге КР. Например, саруу или кушчу немало рассеяны в Ферганской долине. А племя мундуз даже по поговоркам признано весьма многочисленным...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так все-таки есть эти буквы или нет?

Еще вопрос в состав какого племени входят роды уйшунь и доолот?

Какие племена обитают на юге Кыргызстана?

На юге преимущественно потомки Адигине (старшего брата Тагай бия, правое крыло), ичкилик, и есть много представителей левого крыла: саруу, кушчу, басыз, мундуз и т.д. Но есть и с ветви Тагай бия: багыш и еще несколько племен.

Слышал что последним большим племенем на север с юга переселилось племя солто.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На юге преимущественно потомки Адигине (старшего брата Тагай бия, правое крыло), ичкилик, и есть много представителей левого крыла: саруу, кушчу, басыз, мундуз и т.д. Но есть и с ветви Тагай бия: багыш и еще несколько племен.

Слышал что последним большим племенем на север с юга переселилось племя солто.

Саруу есть и на Иссык-Куле и в Таласе. Я знаю одну любопытную историю, связанную с иссыккульскими саруу. После того, как они переселились туда с Ферганы , на протяжении более чем трех сотен лет они продолжали хоронить своих сородичей в Фергане, т.е. за несколько сотен км. И вот нашелся некий бий, который остановил эту традицию. Представьте себе современного археолога- исследователя саруу,он наверное решил бы по результатам археолгических раскопок, что саруу переселились на триста лет позже, чем есть на самом деле. Это я к тому, что нельзя с обычными мерками, подходящими для оседлых народов, подходить к истории кочевников.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Саруу есть и на Иссык-Куле и в Таласе. Я знаю одну любопытную историю, связанную с иссыккульскими саруу. После того, как они переселились туда с Ферганы , на протяжении более чем трех сотен лет они продолжали хоронить своих сородичей в Фергане, т.е. за несколько сотен км. И вот нашелся некий бий, который остановил эту традицию. Представьте себе современного археолога- исследователя саруу,он наверное решил бы по результатам археолгических раскопок, что саруу переселились на триста лет позже, чем есть на самом деле. Это я к тому, что нельзя с обычными мерками, подходящими для оседлых народов, подходить к истории кочевников.

так оно и есть, Бектемир. На Иссык-Куле есть еще выходцы из племени Баргы и еще некоторых так называемых южных племен. А также, саяки и сары-багышы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я знаю одну любопытную историю, связанную с иссыккульскими саруу. После того, как они переселились туда с Ферганы , на протяжении более чем трех сотен лет они продолжали хоронить своих сородичей в Фергане, т.е. за несколько сотен км.

История больше похожа на сказку, может имелось ввиду что хоронили знатных там или выдающихся. Сами представьте, конный переход из Иссык-куля до Ферганы займет месяц в лучшем случае, а если летом - холодильников то нет или зимой, когда перевалы закрыты. Не може целое племя или род заниматься этим на протяжении 300 лет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я знаю одну любопытную историю, связанную с иссыккульскими саруу. После того, как они переселились туда с Ферганы , на протяжении более чем трех сотен лет они продолжали хоронить своих сородичей в Фергане, т.е. за несколько сотен км.

История больше похожа на сказку, может имелось ввиду что хоронили знатных там или выдающихся. Сами представьте, конный переход из Иссык-куля до Ферганы займет месяц в лучшем случае, а если летом - холодильников то нет или зимой, когда перевалы закрыты. Не може целое племя или род заниматься этим на протяжении 300 лет.

Имеется такой обычай у кыргызов, когда кости отделяют от плоти, складывают в мешок и везут их на родную землю для выполнения всех обрядов прошания, оплакивания и погребения. Возможно так и поступали саруулар в то время.

К тому же кыргызам был известен секрет мумифицирования или, по-крайней мере, секрет длительного поддержания трупа до процесса разложения.

Насчет месяца из И-куля в Фергану, не уверен...

Но то что не всех возили погребать в Фергану, это логично.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

еще в 30 года чтобы добраться из Чолпон-Аты до Фрунзе требоваллось 3-4 дня конного перехода.

про обычай отделения мяса от костей знаю, но это слси в походе или далеко на чужбине, а вот чтобы из родного аила впервые слышу.

могу согласиться что возили на юг. батыра или манапа там, то есть единичные случаи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я встречаюсь с девушкой из племени Солто, и вот хочу узнать из какого крыла Солто? и немного инфы о них?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я встречаюсь с девушкой из племени Солто, и вот хочу узнать из какого крыла Солто? и немного инфы о них?

Солто входит в правое крыло кыргызов и являются потомками Тагай бия. Они проживают преимущественно в Чуйской долине от Канта до Чалдовара.

Видный деятель и баатыр из племени солто был известным защитником интересов кыргызов в войне с казахами под предводительством Аблай хана.

Это племя последним из так называемых северных переселилось из Ферганы в Чуйскую долину.

В настоящее время считаются накта (чистыми) Чуйскими.

Еще один видный представитель солто -Байтик баатыр. Он прославился тем что воевал против кокандцев в Чуйской долине. Ивестен случай что он убил кокандского наместника в крепости Пишпек и разрушил ее.

Вот такое славное кыргызское племя Солто давшее истории таких баатыров.

Хан Кене не один раз делал набеги к кыргызам, второй случай когда тот самый Сыпатай баатыр из среднего жуза перешел на сторону кыргызов. Почему он это сделал? Дело в том что мать Сыпатай(Супатай) баатыра Алыйман была дочерью кыргызского баатыра Жайыла некогда казненного Аблай ханом вместе с его двумя сыновьями Усоном и Теке, во время его набегов на земли кыргызов. То есть Сыпатай приходился родней. В то время кыргызы с казахами только так мешались, и не только на уровне знати. Примечательно то что когда Аблай хан хотел казнить Жайыл баатыра и Эр Момокона( младший брат Жайыла) и всех трех его сыновей, вышел баатыр казах Жоогач который был на хорошем счету и доверии у Аблая и сказав: "Послдений друг мой был Эр момокон " выпросит у хана жизни друга и сына Жайыл баатыра.

Ночью зайдя в юрту он сразу же говорит об этом Эр момокону, на что Эр момокон сказал Жайыл ага глава рода пусть он живет. На что Жайыл откажется сославшись на пожилой возраст и повернувшись спросил у сыновей ; Ну? кто будет жить из вас? Усон и Теке тогда сказали ему от нас уже есть потомки путь останется Итике он молодой ему всего 15 лет. Той же ночью Жоогач умчал их на коне пока Аблай не передумал.

После Жайыл вместе с сыновьями умывшись у родника, сказав послдение слова напутствия сыновьям, выходя из в юрты с ними крикнул" Эй Аблай калмак пока не взошло солнце руби нам головы, мы готовы " вот с этими словами они пошли на ближайшую возвышенность где всем троим и отрубили головы.

Тот курган где похоронены батыры с тех пор назыв-ся серди казахов " кыргыз бейит" в память о кыргызских батырах котороые воевали за свои земли и независимость от многочилсенного тогда войсками хана казахов Аблая. Аблай тогда реально был на коне.

Это сражение в источниках академика Бартольда и Ч. Валиханова отмечается как " Генеральное сражение или истребление Жайыл баатыра"

После этой битвы Аблай хан боясь того что кыргызы начнут мстить, забирает с собой в качестве заложника (аманат) 18 летнего сына бийя Жамансарта Түлөберди, где в казахской степи женит его на дочке казахского султана наделяет землями и скотом, от этой дочки казахского султана затем рождаются Канай отец кыргыза Байтик баатыра, и Эшкожо отец бийя Жангарача.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Солто входит в правое крыло кыргызов и являются потомками Тагай бия. Они проживают преимущественно в Чуйской долине от Канта до Чалдовара.

Видный деятель и баатыр из племени солто был известным защитником интересов кыргызов в войне с казахами под предводительством Аблай хана.

Это племя последним из так называемых северных переселилось из Ферганы в Чуйскую долину.

В настоящее время считаются накта (чистыми) Чуйскими.

Еще один видный представитель солто -Байтик баатыр. Он прославился тем что воевал против кокандцев в Чуйской долине. Ивестен случай что он убил кокандского наместника в крепости Пишпек и разрушил ее.

Вот такое славное кыргызское племя Солто давшее истории таких баатыров.

Для более подробного ознакомления с вопросами родовых подразделений киргизских племен, остановимся конкретно на племени солто. Племя солто делится на роды: кюнту, чылпак, тата. каракчы и талкан. Родоначальниками этих родов считаются сыновья Солто:

1. Кюнту, от которого ведет свое начало род кюнту.

2. Култу, от которого ведет свое начало род чылпак.

От третьего сына Солто - Чаа ведут свое начало роды каракчы или болекбай (белекбай) и талкан, названные так по имени сыновей Чаа. Каждый из этих родов в свою очередь делится на мелкие родовые подразделения - «урук». Например, род кюнту делится на семь подразделений: кул-болду, чон-мурун, дандыбай, кара-мерген, токбай, кашка-баш и сарман. Каждое из этих родовых подразделений внутри себя делилось еще на так называемые «бир атанын балдары», т. е. дети одного отца. Величина такого подразделения в количественном отношении находилась в пределах около 10 юрт, т. е. от 35 до 50 человек. В таком плане и по такой схеме идут родовые подразделения и остальных родов племени солто.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для более подробного ознакомления с вопросами родовых подразделений киргизских племен, остановимся конкретно на племени солто. Племя солто делится на роды: кюнту, чылпак, тата. каракчы и талкан. Родоначальниками этих родов считаются сыновья Солто:

1. Кюнту, от которого ведет свое начало род кюнту.

2. Култу, от которого ведет свое начало род чылпак.

От третьего сына Солто - Чаа ведут свое начало роды каракчы или болекбай (белекбай) и талкан, названные так по имени сыновей Чаа. Каждый из этих родов в свою очередь делится на мелкие родовые подразделения - «урук». Например, род кюнту делится на семь подразделений: кул-болду, чон-мурун, дандыбай, кара-мерген, токбай, кашка-баш и сарман. Каждое из этих родовых подразделений внутри себя делилось еще на так называемые «бир атанын балдары», т. е. дети одного отца. Величина такого подразделения в количественном отношении находилась в пределах около 10 юрт, т. е. от 35 до 50 человек. В таком плане и по такой схеме идут родовые подразделения и остальных родов племени солто.

Спасибо. Очень интересно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для более подробного ознакомления с вопросами родовых подразделений киргизских племен, остановимся конкретно на племени солто. Племя солто делится на роды: кюнту, чылпак, тата. каракчы и талкан. Родоначальниками этих родов считаются сыновья Солто:

1. Кюнту, от которого ведет свое начало род кюнту.

2. Култу, от которого ведет свое начало род чылпак.

От третьего сына Солто - Чаа ведут свое начало роды каракчы или болекбай (белекбай) и талкан, названные так по имени сыновей Чаа. Каждый из этих родов в свою очередь делится на мелкие родовые подразделения - «урук». Например, род кюнту делится на семь подразделений: кул-болду, чон-мурун, дандыбай, кара-мерген, токбай, кашка-баш и сарман. Каждое из этих родовых подразделений внутри себя делилось еще на так называемые «бир атанын балдары», т. е. дети одного отца. Величина такого подразделения в количественном отношении находилась в пределах около 10 юрт, т. е. от 35 до 50 человек. В таком плане и по такой схеме идут родовые подразделения и остальных родов племени солто.

Среди киргизских племен, родов и племенных подразделений нельзя найти ни одного, где бы в их составе не было элементов «иноплеменного происхождения». Их истоки самые различные. Некоторые из них ведут свое начало от военнопленного раба, некоторые от лиц, перебегавших к киргизам от других народов, некоторые ведут свое начало от целых родов, присоединившихся к киргизам и сохранивших свои прежние родовые названия. Среди племени солто существует семь родов, которые считались потомками рабов. О них говорили «солтонун ичиндеги жети кул», т. е. семь рабов внутри солто. Эти роды следующие: ак-буура, жоо-чалыш, телек (телек), кёгёй (кегей), асыл-баш, беш-кёрюк (кеерук) и мааке. Интересно, что они как эль (племя) считали себя солто, а как род назывались своими названиями, как сеек или тукум корнями уходили к своим первоначальным кровно-родовым группам или союзам, ведущим свое этническое начало от казахов, узбеков, калмыков и др. Среди племени солто в больших или меньших количествах встречались также элементы почти всех других киргизских родов. Так среди солто имеется племя суу-мурун, берущее свое начало от одного сына Тагая, племя жедигер, берущее свое начало от сына Тагая Койлона, а также из родов племени монголдор, азык, багыш, саяк, кушчу, саруу, конгурат, черик, сары-багыш, бугу, кыпчак и др. Они, проживши среди племени солто длительное время, причислили себя к племени солто, но по своему сееку уходили к своим родовым названиям или именам тех племен, откуда происходил их род.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Среди киргизских племен, родов и племенных подразделений нельзя найти ни одного, где бы в их составе не было элементов «иноплеменного происхождения». Их истоки самые различные. Некоторые из них ведут свое начало от военнопленного раба, некоторые от лиц, перебегавших к киргизам от других народов, некоторые ведут свое начало от целых родов, присоединившихся к киргизам и сохранивших свои прежние родовые названия. Среди племени солто существует семь родов, которые считались потомками рабов. О них говорили «солтонун ичиндеги жети кул», т. е. семь рабов внутри солто. Эти роды следующие: ак-буура, жоо-чалыш, телек (телек), кёгёй (кегей), асыл-баш, беш-кёрюк (кеерук) и мааке. Интересно, что они как эль (племя) считали себя солто, а как род назывались своими названиями, как сеек или тукум корнями уходили к своим первоначальным кровно-родовым группам или союзам, ведущим свое этническое начало от казахов, узбеков, калмыков и др. Среди племени солто в больших или меньших количествах встречались также элементы почти всех других киргизских родов. Так среди солто имеется племя суу-мурун, берущее свое начало от одного сына Тагая, племя жедигер, берущее свое начало от сына Тагая Койлона, а также из родов племени монголдор, азык, багыш, саяк, кушчу, саруу, конгурат, черик, сары-багыш, бугу, кыпчак и др. Они, проживши среди племени солто длительное время, причислили себя к племени солто, но по своему сееку уходили к своим родовым названиям или именам тех племен, откуда происходил их род.

Еще раз спасибо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Большое спасибо Кара - кыргыз, а я то думал судя по вашим никам кыргызы делятся на кара и сары кыргызов :D

Интересно а те кто посредине и не темный и не рыжий относятся к ортаншы кыргызам?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я знаю одну любопытную историю, связанную с иссыккульскими саруу. После того, как они переселились туда с Ферганы , на протяжении более чем трех сотен лет они продолжали хоронить своих сородичей в Фергане, т.е. за несколько сотен км.

История больше похожа на сказку, может имелось ввиду что хоронили знатных там или выдающихся. Сами представьте, конный переход из Иссык-куля до Ферганы займет месяц в лучшем случае, а если летом - холодильников то нет или зимой, когда перевалы закрыты. Не може целое племя или род заниматься этим на протяжении 300 лет.

Эту историю я узнал из телевизионной передачи, посвященной то ли 200-летнему то ли 300-летнему юбилею как раз этого бия. Саруу были изганы из Ферганы потомками Узбек-хана. Часть саруу ушла с Бабуром, часть в Талас, часть на Иссык-Куль. Так вот последние своей исторической родиной считали Фергану и на протяжении 300 лет не оставляли надежду вернуться туда. Поэтому и продолжали хоронить там, никто не мог остановить этот процесс.Но этот бий, мудрый вождь и бесстрашный батыр в войне с калмаками, обладая огромным авторитетом, перед своей смертью постановил, что дескать их новая родина с этих пор Иссык-Куль и наказал похоронить себя там. Вот такие были наши вожди и наши предки. Куда нам до них. Измельчали, боимся собственной тени.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эту историю я узнал из телевизионной передачи, посвященной то ли 200-летнему то ли 300-летнему юбилею как раз этого бия. Саруу были изганы из Ферганы потомками Узбек-хана. Часть саруу ушла с Бабуром, часть в Талас, часть на Иссык-Куль. Так вот последние своей исторической родиной считали Фергану и на протяжении 300 лет не оставляли надежду вернуться туда. Поэтому и продолжали хоронить там, никто не мог остановить этот процесс.Но этот бий, мудрый вождь и бесстрашный батыр в войне с калмаками, обладая огромным авторитетом, перед своей смертью постановил, что дескать их новая родина с этих пор Иссык-Куль и наказал похоронить себя там. Вот такие были наши вожди и наши предки. Куда нам до них. Измельчали, боимся собственной тени.

На И-Куле живут не только саруу, но выходцы из Баргы, Жору (Адигине). Насколько мне известно один из манапов, прекративших традицию похорон в Арстанбабе (туда возили знать), был Сарт аке. Ему и ТИлекмат аке поставлен памятник на южном берегу.

Связи И-кульских бугу с южными племенами Адигине очень тесны. Сейчас восстановлены отношения и на тоях они принимают друг у друга активное учаастие и ставят юрты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

еще в 30 года чтобы добраться из Чолпон-Аты до Фрунзе требоваллось 3-4 дня конного перехода.

про обычай отделения мяса от костей знаю, но это слси в походе или далеко на чужбине, а вот чтобы из родного аила впервые слышу.

могу согласиться что возили на юг. батыра или манапа там, то есть единичные случаи.

Раньше ездили не через Фрунзе, а через Нарын, Ак-Тала, Алай-Куу, Кара-Кулджа, Узген и т.д. до Андижана и куда угодно.

Это был путь торговый для нарынских и и-кульских кыргызов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Большое спасибо Кара - кыргыз, а я то думал судя по вашим никам кыргызы делятся на кара и сары кыргызов :D

Интересно а те кто посредине и не темный и не рыжий относятся к ортаншы кыргызам?

:-)

нет, это не так

кыргызы НЕ делятся, а ОБЪЕДИНЯЮТСЯ по родам и племенам. И объединяет нас САНЖЫРА. Хотя и разные ее варианты ходят, но все они своидятся почти к одному и тому же.

КЫргызы состоят из 3- крупных подразделений Он канат (правое крыло), Сол канат (левое крыло) и Ичкилик (внутренние). Это обуславливается во многов военным укладом жизни и постоянной готовностью к войне. Каждое крыло знало где ему место в войске и т.п....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...