Перейти к содержанию
Гость Rust

Кыргызы

Рекомендуемые сообщения

Уважаемый Бек! Жду объяснений,где лишнего я прихватил?!))))))))Я чуть ли не во всём Казахстане был,а вы мне говорите! Везде люди меня уважали по личным характеристикам,так вы думаете? А был бы я другой национальности,например таджик,меня приняли бы также? Вот так то вот! И вообще казахи

когда в истории появились,с какого времени впервые появилось этноним "казах"? Были кыргыз-кайсаки и кара-киргизы одного роду племени,одни степные,другие горные,просто со временем от одних отпало слово киргиз,и то что осталось деформировалось со временем в казаха! А у киргизов наоборот,кара отпало,и стали они теми коими они в настоящее время есть! Всё гениальное просто,как говаривал гений!)))))))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Я знаю в Казахстане многих,которые знают,что мы один народ,но политика нас разделила!Общаемся на одном языке,просто диалект разный! Вы не слышали,как разговаривают киргиз из Бишкека,и киргиз из Сюлюкты? Они друг друга толком не понимают!И здесь тоже разводят чепуху,по поводу того,что мы разные народы! Кому это нужно,вы поинтересуйтесь?!!!

То что было написано многими историками во время СССР,нельзя доверять,потому как написаны они по указке сверху,чтобы разъединить два народа. Потому-что один народ имея такую огромную территорию мог составить конкуренцию Российской Федерации! Я конечно извиняюсь,но поговорка"Кыргыз-казак бир тууган,.... эшекти ким тууган! Сейчас народа под названием .... нет,так что обижаться нет смысла! Сами казахи не отрицают того что,они одного роду-племени с нами,и даже когда в Киргизии случаются катаклизмы,первыми отзываются казахи! Я извиняюсь,если кого-то обижу,но я сам свидетель того,что когда были прения в Оше(это мягко сказано),первыми отозвались казахи,и приехали в Бишкек на автобусах около полутора тысяч человек! Это что,опять политика?!!

Так что думайте,дорогие тугане!)))))))

Кто здесь "разводит чепуху, что мы разные народы"? То, что было написано историками СССР войдет в мировой фонд науки, в том числе и по кыргызам. Вспомним таких авторов как Абрамзон, Петров, Бернштам, Бартольд, и многих других.

Вообще непонятно про какие разные народы идет речь? О южных/северных кыргызах или кыргызах и казахах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Разговаривал с председателем кыргызской диаспоры Узбекистана и он сказал что в Узбекистане проживает официально свыше 250 тыс. кыргызов, а неофициально ок. 2 млн. Эти 2 млн. прекрасно знают от своих предков что они кыргызы и испокон веков их предки населяли территории Ташкентской, Андижанской, Наманганской и др. областей Узбекистана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Были кыргыз-кайсаки и кара-киргизы одного роду племени,одни степные,другие горные,просто со временем от одних отпало слово киргиз,и то что осталось деформировалось со временем в казаха! А у киргизов наоборот,кара отпало,и стали они теми коими они в настоящее время есть! Всё гениальное просто,как говаривал гений!)))))))))

Лажа. Не обижайтесь, просто я за объективное и правдивое изложение исторических событий и процессов. А то, что мы с киргизами очень близки исторически, этого никто не отрицает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахов называли киргизами из-за сходного образа жизни, склонности к грабежам и другим качествам, киргизов, с которыми русские познакомились раньше казахов. Также ещё и потому, что самоназвание казахов - казак, а казаки среди русских уже были :)

Добрый вечер Хак Назар! Как же русские познакомились с киргизами раньше,если киргизы находяться восточнее? Чтобы дойти до киргизов и познакомиться,надо проскакать около 2000 км по Казахстану!

Это высказывание Ваше личное мнение,или научно доказанный факт? Хотелось бы получить исчерпывающий ответ! Премного благодарен!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Имелись в виду Енисейские киргизы. А вообще пользуйтесь поиском по форуму. Где-то была тема "почему казахов называли киргизами" или что-то вроде. Там все расписано. Удачи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выражаю признательностб всем участникам форума, ответившим на мои вопросы!

Недавно читал книгу "История Хакасии и древнейших времен и до XX века" (советское издание, коллектив хакасских авторов, к сожалению не помню, кто редактор и год издания).. Так в этой работе красной нитью проходит рассмотрение правящего рода "кыргыз" как центрального звена, стержня хакасов. Указывается, что род "кыргыз" был уведен джунгарами из Минусинской котловины..

Подскажите, существует ли прямая связь между енисейскими кыргызами и кыргызами Тянь-Шаня?

Если енисейские кыргызы являются предками современных кыргызов, то каким образом из довольно малочисленного рода образовался крупный народ? Или здесь произошло распространение этнонима на более широкие массы населения?

Не нашел в данной ветке темы "хакасы", вохможна ли такая постановка вопроса, что как единый народ, нация, хакасы сформировались только в советское время?

С уважением, надеюсь на ответ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выражаю признательностб всем участникам форума, ответившим на мои вопросы!

Недавно читал книгу "История Хакасии и древнейших времен и до XX века" (советское издание, коллектив хакасских авторов, к сожалению не помню, кто редактор и год издания).. Так в этой работе красной нитью проходит рассмотрение правящего рода "кыргыз" как центрального звена, стержня хакасов. Указывается, что род "кыргыз" был уведен джунгарами из Минусинской котловины..

Подскажите, существует ли прямая связь между енисейскими кыргызами и кыргызами Тянь-Шаня?

Если енисейские кыргызы являются предками современных кыргызов, то каким образом из довольно малочисленного рода образовался крупный народ? Или здесь произошло распространение этнонима на более широкие массы населения?

Не нашел в данной ветке темы "хакасы", вохможна ли такая постановка вопроса, что как единый народ, нация, хакасы сформировались только в советское время?

С уважением, надеюсь на ответ

Для того чтобы понять взаимосвязь м/у кыргызами Тениртоо и Енисея, рекомендую Вам книгу Ю.Худякова "Сабля Багыра".

Об авторе: Юлий Сергеевич Худяков - археолог, главный научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, заведующий кафедрой археологии и этнографии Новосибирского государственного университета, доктор исторических наук, профессор. Более трех десятилетий изучает он историю кочевых народов Южной Сибири и Центральной Азии, в частности енисейских кыргызов, одного из самых древних тюркоязычных народов, участвовал в раскопках археологических памятников на территории Красноярского края, Хакасии, Тувы, Алтая, Кызгызстана, Таджикистана, Монголии, работал в международных экспедициях в Китае и Средней Азии.

Результатам своих научных исследований ученый посвятил 18 книг, сотни статей, опубликованных в России, Кыргызстане, США, Германии, Голландии, Китае, Корее, Монголии и других странах. Он выступает с лекциями и руководит научной работой аспирантов и студентов университетов во многих регионах Сибири и Кыргызстана. Избран почетным профессором Кыргызского национального университета и Института восточных языков и культур, членом международного Института по изучению кочевых цивилизаций ЮНЕСКО.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Салам всем

Если на счет всего выше сказанного.

Вообще о формировании единой нации можно говорить только при наличии высокой степени урбанизации. У нас теперь по родам не делятся, но деляться по областям и районам. Все это из-за сельского мышления, когда человек привыкает и доверяет только своим и узкому кругу людей. У нас есть только один город Бишкек. Такие городжа как Каракол и Ош не могут внести вклад в размывангие сельского местечкового мышления, так как в Каракол приезжают в основном иссык-кульские, а в Ош - ошские. Поэтому развивается регионализм, надо столицу в Жалал-Абад перенести, и железнуб дорогу, чтобы границы размывались. А так винить киргизов в том, что они трайбалисты и регионалисты не стоит, мясо есть не только в бешбармаке, и такое есть во всех странах с преимущественно с сельским населением, даже в Лихтенштейне.

С уважением

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приветствую всех!

Уточняю, что инфорация моего прошлого поста основана на работе коллектива авторов Хакаского института истории и филологии (отв. ред. Л.Р. Кызласов), Москва, 1991 год.

Так в указанной работе автор второй главы проф. Л.Р. Кызласов утверждает, что в отношении государства енисейских кыргызов должен применяться термин "хакасы", поскольку согласно данным китайских летописей эпохи Тан таково было самоназвание этого народа. Кыргызами их называли древние тюрки, кидани, персы и арабы.

Также данный автор отрицает происхождение или родство енисейских кыргызов с кыргызами Тянь-Шаня, указывая, что последние в составе войска Тутухи (Тутук) полководца хана Хубилая в 1293 году уничтожили государство древних хакасов; находились под властью императоров династии Юань, и приняли этноним "кыргыз" для отличия от монголов.

Вопрос уважаемым участникам форума, как вы относитесь к данной точке зрения?

Работы Ю. Худякова к сожалению в интернете не смог найти, размещены ли они в электронной форме?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос уважаемым участникам форума, как вы относитесь к данной точке зрения?

Никак.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Приветствую всех!

Уточняю, что инфорация моего прошлого поста основана на работе коллектива авторов Хакаского института истории и филологии (отв. ред. Л.Р. Кызласов), Москва, 1991 год.

Так в указанной работе автор второй главы проф. Л.Р. Кызласов утверждает, что в отношении государства енисейских кыргызов должен применяться термин "хакасы", поскольку согласно данным китайских летописей эпохи Тан таково было самоназвание этого народа. Кыргызами их называли древние тюрки, кидани, персы и арабы.

Также данный автор отрицает происхождение или родство енисейских кыргызов с кыргызами Тянь-Шаня, указывая, что последние в составе войска Тутухи (Тутук) полководца хана Хубилая в 1293 году уничтожили государство древних хакасов; находились под властью императоров династии Юань, и приняли этноним "кыргыз" для отличия от монголов.

Вопрос уважаемым участникам форума, как вы относитесь к данной точке зрения?

Работы Ю. Худякова к сожалению в интернете не смог найти, размещены ли они в электронной форме?

Уважаемый Boro,

по поводу применения термина – здесь на мой взгляд Леонид Романович несколько лукавит, когда пишет о том, что в Танское время самоназвание народа было "хакасы" или "сяцзясы". Самоназванием того полкочевого народа было "кыргыз", а термин "хакас" это китайская передача названия "кыргызы", так же как "киликидзы", "сяцзясы", "гяньгуни" и т.д.

По поводу родства ен. кыргызыов и центральноазиатских кыргызов. Есть указания "Юань ши" о том, что в составе войск юаньского полководца Тутука находился контингент кыргызов, вместе с канглами и кыпчаками. Именно этих кыргызы Тутука по мнению Кызласова и стали основой для будущих ц-а кыргызов. В 1293 году Тутук действительно разгромил ен. кыргызов на Енисее (насколько помню, они тогда поддержали Ариг-Буку - родного брата и противника Хубилая).

По Кызласову эти кыргызы состояли из разных осколков древних тюрков, уйгуров и других племен, они якобы из-за величия кыргызов енисейских приняли такое же имя. Мне неизвестны случаи такого добровольного принятия целым народом имени соседей из-за их "крутизны".

На мой взгляд, в "Юань ши" речь идет действительно о предках ц-а кыргызов. Просто к 13 веку эти кыргызы существенно отличались от собственно ен. кыргызов и происходили по всей видимости прииртышьских и алтайских гор.

В 9 веке, после образования Кыргызского каганата с центром в Монголии, ен. кыргызы начали закономерную экспансию по "четырем углам" света. На западе соседями и соперниками ен. кыргызов были кимако-кыпчакские племена Кимакского каганата. По всей виимости ен. кыргызы в борьбе с кимаками имели больший успех – в восточных землях Кимакского каганата (Алтай и Иртышский бассейн) появляются ен. кыргызские поселения (данные археологии). Впоследствии археологи уже отмечают смешанные захоронения кимаков и кыргызов, более того кимакская знать этого региона по мнению ряда археологов использовала кыргызское оружие, частично одежду т.е. окыргызивалась.

Эти процессы нашли отражение в исторических хрониках. В персидском анониме "Худуд ал-Алем" указывается, что "кимаки области Каркар(хан) обычаями и одеждой напоминают кыргызов", а "кыштымы (т.е. подвластное ен. кыргызам население) походят обычаями и одеждой на кимаков" (здесь по-видимому, упоминаются именно кимаки, которые стали кыштымами ен. кыргызов). Более того, хронист Суфи упоминает неких кыркыров, которые жили между кыргызами и кимаками.

Эти данные нашли свое отражние и в кыргызском эпосе "Манас". В самом древнем прозаическом тексте кыргызского эпоса "Манас" отраженного в рукописи "Маджму ат-таварих" Сайф ад-Дина Ахсикенти, упоминаются:

1. Каркара - дед легендарного Манаса.

2. Местность Каркара, где Манас проводит свои пиры.

3. Дружина Манаса названа "каркаринскими кыпчаками".

Таким образом получается, что в кимакской области Какар(хан) с 9 века начинает формироваться общность горных кочевников (кыргызы использовали "вертикальное" или "горное" кочевание, в отличие напрмер от "горизонтального" или "меридианального" кочевания казахов), которые образовались путем смешения ен. кыргызов и кимакского населения. Язык этой общности, в силу численного превосходства кимаков, стал условно кимако-кыпчакским.

В 13 веке эти кыргызы в составе войск Тутука (его предки были ханами где-то в прииртышье, возможно тех же кыргызов и кыпчаков) участвуют в усмирении енисейских кыргызов.

С 15 века эти кыргызы начинают откочевку в Моголистан - на Тянь-Шань. В 16 веке эти кыргызы частью ассимилируют кочевых моголов, основная часть которых уходит с Тянь-Шаня в Восточный Туркестан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
С 15 века эти кыргызы начинают откочевку в Моголистан - на Тянь-Шань.

А как вы считаете - в Притяншанье - жили уже какие-то кыргызские группы до 15 в.? Может быть еще со 2 в. до н.э., как некоторые полагают?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
А как вы считаете - в Притяншанье - жили уже какие-то кыргызские группы до 15 в.? Может быть еще со 2 в. до н.э., как некоторые полагают?

Первое по времени упоминание кыргызов в источниках - это сведения о походе тимурида Искандера в Восточный Туркестан под 1399 годом. Искандер отправляет своему деду Тимуру-Гургану в сопровождении Шейх-Йасаула «несколько девяток из периликих алмалыгских и хотанских красавиц и киргизских и пишбалыкских чаровниц». Это из Абд ар-Раззака Самарканди.

Кыргызов не упоминают тимуридские источники, несмотря на то, что тимуриды "исколесили" весь Восточный Туркестан вплоть до Иртыша.

В это время кыргызы упоминаются под 1407 годом у Махмуда ибн Вали, по которому золотоордынский хан Пулад, временно объединивший под своей властью Белую (Синюю) Орду, совершил поход в Прииртышье для наказания кыргызов, нападавших на пограничные районы Белой Орды.

Такой достаточно большой в количественном отношении кочевой народ не могли бы пропустить историографы того времени. Как только кыргызы появились в Моголистане, они практически сразу выдавили с Тянь-Шаня самих кочевых моголов. Т.е. не хватало пастбищ.

Кыргызы при появлении в Моголистане были уже достаточно консолидированой во всех отношениях группой - именно кыргызы помогли Султан-Саид-хану взойти на престол, управлялись они одним человеком - неким Мухаммад-кыргызом, которого отождествляют с легендарным Тагай-бием, родоначальником ряда кыргызских племен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приветствую всех!

Уточняю, что инфорация моего прошлого поста основана на работе коллектива авторов Хакаского института истории и филологии (отв. ред. Л.Р. Кызласов), Москва, 1991 год.

Так в указанной работе автор второй главы проф. Л.Р. Кызласов утверждает, что в отношении государства енисейских кыргызов должен применяться термин "хакасы", поскольку согласно данным китайских летописей эпохи Тан таково было самоназвание этого народа. Кыргызами их называли древние тюрки, кидани, персы и арабы.

Также данный автор отрицает происхождение или родство енисейских кыргызов с кыргызами Тянь-Шаня, указывая, что последние в составе войска Тутухи (Тутук) полководца хана Хубилая в 1293 году уничтожили государство древних хакасов; находились под властью императоров династии Юань, и приняли этноним "кыргыз" для отличия от монголов.

Вопрос уважаемым участникам форума, как вы относитесь к данной точке зрения?

Работы Ю. Худякова к сожалению в интернете не смог найти, размещены ли они в электронной форме?

Относительно данного вопроса, господин Худяков уже давно в своем учебном пособии "Кыргызы на Енисее", опроверг теорию обоих Кызласовых, и отца и сына, о разности кыргызов Енисея и Тениртоо. Труд был издан, по-моему в 1986 г. Новосибирск.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

To BORO:

По вопросу о связях между енисейскими кыргызами и кыргызами Ала-Тоо есть 2 основные гипотезы.

1) Версия 1, которую развивали такие ученные-тюркологи как Бартольд, В. Бернштам, В. Радлов, О. Караев, Ю.С. Худяков и др. В ней говориться, что кыргызы Ала-Тоо имеют прямое отношение к енисейским кыргызам. Согласно этой гипотезе кыргызы поэтапно переселялись с верховий Енисея, отчасти и Алтая на Ала-Тоо (в этапах есть некоторые отличия между собой). Об этом говорил в частности В.Бернштам. Некоторые представители этой точки зрения утверждали, что перекочевка была с начала с Ала-Тоо на Енисей (так как по мнению Ю. Худякова впервые кыргызы упамянаются в районе Вост. Тянь-Шаня (Боро-хоро), а потом в обратном направлении.

2) Версию 2 здесь уже озвучил Рустам Абдуманапов. Одним из первых ее выдвинувших был ученный Петров.

Указанная Вами теория Кызласова была раскритикована большинством ученных тюркологов, этнографов, лингвистов на всевозможных научных конференциях и в трудах различных ученных, причем обоих вышеуказанных течений. Кызласов вообще утверждал, что кыргызы Ала-Тоо не имееют никакого отношению к енисейским кыргызам. А народ, живший многие века на Енисее и добившейся значительных успехов (особенно в период IX-X вв., названный Бартольдом периодом "Кыргызского великодержавия") носил имя "хакасы", всего лишь одним из родов которого являлись кыргызы (хотя и правящим). Эти его утверждения невыдерживали никакой критики. Особенно после установления известными китаистами, знатоками китайских иероглефов и китайского языка того факта, слово "хакас" - это одна из китайских транскрипций слова "кыргыз". Тем более, что современники кыргызов тюрки и уйгуры в своих рунических текстах называли народ именно "кыргызами", а не "хакасами".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С фантазмами Кызласова разобрались, теперь разрешите пару слов о фольклоре и устной литературе кыргызов. Открыл для себя сайт KIRGHIZ ORAL LITERATURE IN TRANSLATION, авторы которого довольно хорошо переводят жемчужины кыргызской литературы на английский. Конечно, там не все доделано до конца, например, в разделе, посвященном Токтогулу нет пока ни строчки, но это, я думаю, вопрос времени. Рекомендую, мне понравилось.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
To BORO:

По вопросу о связях между енисейскими кыргызами и кыргызами Ала-Тоо есть 2 основные гипотезы.

1) Версия 1, которую развивали такие ученные-тюркологи как Бартольд, В. Бернштам, В. Радлов, О. Караев, Ю.С. Худяков и др. В ней говориться, что кыргызы Ала-Тоо имеют прямое отношение к енисейским кыргызам. Согласно этой гипотезе кыргызы поэтапно переселялись с верховий Енисея, отчасти и Алтая на Ала-Тоо (в этапах есть некоторые отличия между собой). Об этом говорил в частности В.Бернштам. Некоторые представители этой точки зрения утверждали, что перекочевка была с начала с Ала-Тоо на Енисей (так как по мнению Ю. Худякова впервые кыргызы упамянаются в районе Вост. Тянь-Шаня (Боро-хоро), а потом в обратном направлении.

2) Версию 2 здесь уже озвучил Рустам Абдуманапов. Одним из первых ее выдвинувших был ученный Петров.

Указанная Вами теория Кызласова была раскритикована большинством ученных тюркологов, этнографов, лингвистов на всевозможных научных конференциях и в трудах различных ученных, причем обоих вышеуказанных течений. Кызласов вообще утверждал, что кыргызы Ала-Тоо не имееют никакого отношению к енисейским кыргызам. А народ, живший многие века на Енисее и добившейся значительных успехов (особенно в период IX-X вв., названный Бартольдом периодом "Кыргызского великодержавия") носил имя "хакасы", всего лишь одним из родов которого являлись кыргызы (хотя и правящим). Эти его утверждения невыдерживали никакой критики. Особенно после установления известными китаистами, знатоками китайских иероглефов и китайского языка того факта, слово "хакас" - это одна из китайских транскрипций слова "кыргыз". Тем более, что современники кыргызов тюрки и уйгуры в своих рунических текстах называли народ именно "кыргызами", а не "хакасами".

Я бы добавил, что 2 версия была принята также ведущими учеными С.Г. Кляшторным, Мокеевым, Плоских и т.д.

Кроме того в отдельную версию можно выделить и версию Абрамзона, согласно которому кыргызы сформировались примерно в 17-18 века на современной территории из множества племен, в том числе и местных. Он кстати предложил по подобию казахов абстрагироваться от самого термина "кыргыз".

Здесь уместно указать на саму теорию происхождения этносов. Любой этнос является многокомпонентным, при этом, напрмер соласно теории Арутюнова, этнос зарождается путем смешения аборигенного (субстратного) и условно пришлого компонентов. Причем каждый компонент является по сути тоже составленным минимум из двух компонентов.

Таким образом в отношении кыргызов можно указать, что енис. кыргызский компонент был аборигенным, потом на него "наложились" другие компоненты - условно "кимако-кыпчакский", "огузский", "карлукский", "монгольский", "ойратский", "уйгурский", "таджикский", "узбекский (сартский - например крупное кыргызское племя САРТ, или сарт-калмаки, или сарт-кыпчаки)" и т.д. и т.п. От ен.кыргызского компонента у нас остались собственно этноним "кыргыз", потом реликтовые вещи вроде долгих гласных в языке - Тоо, уул и т.д., какие то культурные признаки - в одежде, возможно еде, эпос и т.д.

На мой взляд вроде все :)

Остальная культура кыргызов весьма далека от условно "сибирской" культуры - здесь мы практически не выделяемся из круга родственных кочевых культур - казахов (различий практически нет - одежда, обувь, названия животных, еда, песни), кара-калпаков, ногайцев, кочевых узбеков (15 век), кыпчаков Ферганы (17-20 века).

Удельный вес этих компонентов конечно-же был разным. Как было различным и время включения этих компонентов в кыргызский этнос.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Остальная культура кыргызов весьма далека от условно "сибирской" культуры - здесь мы практически не выделяемся из круга родственных кочевых культур - казахов (различий практически нет - одежда, обувь, названия животных, еда, песни), кара-калпаков, ногайцев, кочевых узбеков (15 век), кыпчаков Ферганы (17-20 века).

Вы забыли про алтайцев. Кроме того, необходимо сказать, что народ ныне называющий себя узбеками практически имеет весьма и весьма отдаленное (мягко говоря) отношение к так называемым "кочевым узбекам" 15 века. Но это уже оффтоп! Просто уточнение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кроме того в отдельную версию можно выделить и версию Абрамзона, согласно которому кыргызы сформировались примерно в 17-18 века на современной территории из множества племен, в том числе и местных. Он кстати предложил по подобию казахов абстрагироваться от самого термина "кыргыз".

Еще можно упамянуть версию Аристова, который считал кыргызов Ала-Тоо и усуней одним и тем же народом. Считал, что часть кыргызов издревле жила на Тянь-Шане.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здесь уместно указать на саму теорию происхождения этносов. Любой этнос является многокомпонентным, при этом, напрмер соласно теории Арутюнова, этнос зарождается путем смешения аборигенного (субстратного) и условно пришлого компонентов. Причем каждый компонент является по сути тоже составленным минимум из двух компонентов.

Таким образом в отношении кыргызов можно указать, что енис. кыргызский компонент был аборигенным, потом на него "наложились" другие компоненты - условно "кимако-кыпчакский", "огузский", "карлукский", "монгольский", "ойратский", "уйгурский", "таджикский", "узбекский (сартский - например крупное кыргызское племя САРТ, или сарт-калмаки, или сарт-кыпчаки)" и т.д. и т.п. От ен.кыргызского компонента у нас остались собственно этноним "кыргыз", потом реликтовые вещи вроде долгих гласных в языке - Тоо, уул и т.д., какие то культурные признаки - в одежде, возможно еде, эпос и т.д.

На мой взляд вроде все :)

И тем не менее Вы же сами не отрицаете того, что енис. кыргызский компонент является стержневым (или базовым) в этногенезе кыргызов Ала-Тоо. :kg1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...