Перейти к содержанию
Гость Rust

Кыргызы

Рекомендуемые сообщения

Добрый вечер! Я вот зашел на сайт Тюрки-казахи,Цитируется по книге "Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. - Алма-Ата: СП Дастан, 1990" с переводом и примечаниями Б.Г. Каирбекова.

Из ... родословных очевидно, что казахи ведут свой род от Яфса, сына пророка Нуха (Ноя), от народа Тукю (по-китайски), т.е. тюрков. Тюрк, как мы уже знаем, озанает "шлем". После этого народ тюркский назывался Хун или Гун. Наджип Гасымбек утверждает, что имя это происходит от названия реки - Орхон. В последующие столетия тюрки известны под многими именами, но мы из ветви Уйгур. Все известные родословные переводят слово "уйгур" как "объединившийся, присоединившийся (друг к другу)". Народ этот составляли тайфы:

[Тайфа (тейп) - этническая группа, также как: род, племя, народ. - Б.К.]

кыргыз, канлы, кыпчак, аргынот, найман, керейт, доглат, ойсын - т.е. наши прямые предки. Впоследствии Чингис-хан покорил всех татар и моголов и поделил весь (племенный) народ между четырьмя своими сыновьями. Все татары отошли к старшему сыну Чингис-хана Джучи и следующему за ним брату Чагатаю и стали зваться улусом Джучи и улусом Чагатая. Затем, когда хан Озбек - потомок Джучи - принял ислам, все, кто был в улусе его и предки наши стали называться озбеками, а когда Аз-Жанибек отделился от хана Ногая и народ наш последовал за ним, мы стали называться киргизами и казаками. Так когда он поделил между сыновьями это примерно было в во 2 половине 13 века, я читал что первое упоминание о киргизах было по китайским документам 1 век до Р.Х. Если верить китайским источникам, то куда пропали 14 веков , во время которых киргизов было не слышно и не видно, а потом появились вместе с казахами,по словам Шакарим Кудайберды-улы. И кстати,когда было первое упоминание о казахах как о народе? :tw1:

Некоторые казахи считают шакарима не историком, а философом.

оно и понятно...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые родичи кыргызы!

Хочу получить от вас исчерпывающюю информацию об кыргызском племени сакоо-кыпчак

:kg2:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Действительно есть такой род у кыргыз-кыпчаков. Буквальный перевод - "немой кыпчак" :)

Входит в состав девятиплеменных кыпчаков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

интересно спросить если сакоо-кыпчаки внутрениие, то к кому они относятся, т.е. исторически. может ли часть современных саха - хангалас, которые и собственно были носителями этнонима саха, быть связаны с сакоо-кыпчаками в целом? если в преданиях человек по имени Эллэй является или татарином или кыргызом. вроде крупный якутский ученый А.И. Гоголев относит хангалас к кыпчакскому компоненту в этногенезе якутов.

P.S Также в Якутии есть род "кыргыдай", может это кыргызы, испытавшие сильное монгольское влияние, ведь аффикс -дай означает принадлежность?

:kg1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

для Timirhan,Эркин,Rust

В составе рода Саруу , есть плямя Сакоо - населяет Таласкую область, примерно расселенно начиная от Ключевки до г.Талас (Ключевка,Октябрь,Калинин,Тюто,Кен-Арал и др.) около 3000 семей.

Являеться и произходит от рода Саруу (относяться к кыргызам,не путать с кыпчаками-Сакоо)

В санжыр (рода Саруу)по ссылке не включен

http://www.kyrgyz.ru/?page=143

, как и многие др.(чаян,казак,кельдерчан и др.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я как раз отношусь к племени Батыр-мачак,из рода Саруу. Также Саруу широко распостранено кроме Таласской обл. и в Джалал-Абадской обл. граничащих с Таласской, в Джанги-Джоле, Караване,в гг. Кара-Куль,Таш-Кумыр, Токтогул. Южнее представители этого рода малочисленны, в основном преобладают из ветви Ичкилик. Джайлоо(альпийские луга для выпаса скота) общие, так что есть мнение, :tw1: что племя Саруу и другие племена относящиеся к Сол(левая ветвь) пришли с севера.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот недавно обнаружил. Если верить Тарих нама и Булгари до 15 колена не было ни одного народа,15 был Хушанк,от которого произошел народ Эфрандж,следующий народ который упоминается были Киргизы от Афляха,в 28 колене. Так получается из всех известных в настоящее время народов, Киргизы это первый народ,которые осознали себя народом, если только под народом Эфрандж не подразумеваются Евреи.

Вот ссылка:http://www.newchron.narod.ru/texts/tarih.txt

:kg2: :kg1: :tw1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

спасибо за информацию :)

Здесь хоть неполный, но все же список родоплеменных групп якутов.

http://pages.ykt.ru/history/ulustar.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Санжыра, которая представлена на сайте взята мной из одной популярной книжки, так что по поводу неполноты сведений просьба обращаться к авторам (которые кстати даже не указаны) - это я про отсутствие в таблицах рода Сакоо из подразделения Джети-уруу.

По поводу кыргызского племени Саруу. Честно говоря, меня по всей видимости обвинят к притягиванию фактов к кыпчакам и т.д., но все же...

Еще во времена Второго тюркского каганата, среди кёк-тюрков упоминается некоторая группа "желтоголовых" тюрок, которые после смерти Капаган-кагана в 716 году противостояли так называемым "мочжо-тюркам" (Мочжо - это одно из имен Капаган-кагана). Так вот этих тюрков, которыми управлял эркин, Ахинджанов напрямую связывает с кыпчаками. Здесь уместно привести цитату из Кляшторного:

Сами тюрки-туцзюе изначально подразделялись на группировки, обозначаемые цветовыми маркерами. Так, после распада первого Тюркского каганата в 630 г. китайцы выделяют среди покоренных и переселенных на юг племен кроме тюрков-ашина, т.е. кёк-тюрков, "синих тюрков", еще и тюрков-шели, т.е. тюрков-шары, "желтых" тюрков. Это разделение на группы устойчиво сохранялось, и в 735 г. в донесении императорскому двору китайский пограничный чиновник пишет о мочжо-тюрках (здесь личное имя кагана - Мочжо - заменило его родовое имя - ашина) и "желтоголовых" тюрках.

Обозначения с именем сары-шары преобладают среди племен кыпчакской группы - казахов, каракалпаков, киргизов, алтайцев. Обозначение кызыл преобладает среди туркмен.

[С.Г. Кляшторный. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. - С.126] 

Дело в том, что понятие "желтый" во всех вариациях соотносится имено с кыпчаками. Вспомним названия кыпчаков у разных народов: "сары" - Марвази; "половцы" - от слова "полова" - желтая солома; "сорочины" - "сары-чины"; хардеаш, Матфей Эдесский, от армянского "желтый"; "флавен" - с немецкого "желтый"; куман/кубан - от слова "куба" - светлый и т.д.

Одним из самых влиятельных людей у половцев (кыпчаков) в 12 веке был Шарухан или Сары-хан.

Возможным отражением неких связей между кыпчаками и саруу является то, что в известной легенде о противостоянии казахских ханов Эр-Эшима и Турсун-хана в варианте Тоголок Молдо, народом Эшим-хан названо племя саруу (в противовес катганам Турсуна). В других вариантах легенды народом Эшим-хана названы кыпчаки.

Справедливости ради приведу мнение Радлова о том, что саруу вышли из среды древних енисейских кыргызов, и потом вошли в состав некоторых народов - тувинцев (сарыглар), алтайцев (дъети сары), телеутов, хакасов (джетти сары, алты-сары).

К слову я сам являюсь джиеном мачакам из Токтогульских саруу - моя мама оттуда родом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приветствую Вас дорогой джиен RUST.Я сам родом из города Кара-Куля. Я как то случайно оказался на этом форуме, и меня затянуло,на разных форумах этого портала побывал,прочитал всё от начала до конца. Меня всегда интересовала история моего народа,кто мы,откуда, генеалогия, и т.д. и т. п. И не только,история других народов также интересует,котороя соприкасалась с моим народом. Сколько форумов я не посещал,везде читал ваши заметки,Вы наверное историк? Господин RUST, А что Вы скажете про Тарих наме и Булгари?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Приветствую Вас дорогой джиен RUST.Я сам родом из города Кара-Куля. Я как то случайно оказался на этом форуме, и меня затянуло,на разных форумах этого портала побывал,прочитал всё от начала до конца. Меня всегда интересовала история моего народа,кто мы,откуда, генеалогия, и т.д. и т. п. И не только,история других народов также интересует,котороя соприкасалась с моим народом. Сколько форумов я не посещал,везде читал ваши заметки,Вы наверное историк? Господин RUST, А что Вы скажете про Тарих наме и Булгари?

Приветствую и Вас дорогой тага Эркин. Меня зовут Рустам Абдуманапов и здесь на сайте в рубрике "О проекте" есть информация обо мне.

Я действительно закончил исторический факультет Томского госуниверситета, изучаю происхождение кыргызов и кыпчаков.

Я просматривал Тарих наме и Булгари, однако не являюсь спецом по этому источнику. Здесь на форумах уже поднималась тема этого сочинения, насколько я помню рассматривался вопрос о том, что это поздняя подделка.

Позднее приведу данные по мачакам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ассалом Алейкум жееним Рустам! Как Ваше и Ваших близких здоровье, как там в родном Отечестве,или Вы тоже не в Кыргызстане? Я сейчас живу в Москве,уже 15 лет как здесь,жена дети,что еще нужно для счастья. По сообщению понял,что Вы южанин,так как северяне говорят таяке,вместо тага. Я жил и на севере и на юге, так что по говору могу определить откуда человек.

Так что жеен,с удовольствием буду читать Ваши отклики.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сегодня смотрел передачу по Рен ТВ про Алтайских шаманов,что шаманка говорила я всё понял,и хочу сказать, что это больше киргизский язык чем казахский, за исключением некоторых слов.Потому-что в казахском языке нет таких букв, как твердая буква дж и ч,например:каз:Жетиген, кир:Джетиген,(созвездиеБол.и мал.Медведицы),каз:бышак, кир:бычак,также как и по алтайски ножик, и что интересно, произношение одинаковое, говорится пычак.

Можно было и дальше продолжать этот список,но глаза устали искать буквы,писать недавно научился,а до этого только до десяти мог считать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Ассалом Алейкум жееним Рустам! Как Ваше и Ваших близких здоровье, как там в родном Отечестве,или Вы тоже не в Кыргызстане? Я сейчас живу в Москве,уже 15 лет как здесь,жена дети,что еще нужно для счастья. По сообщению понял,что Вы южанин,так как северяне говорят таяке,вместо тага. Я жил и на севере и на юге, так что по говору могу определить откуда человек.

Так что жеен,с удовольствием буду читать Ваши отклики.

Алейкум Ассалам тага Эркин, спасибо, все у нас нормально, как у Вас и Ваших родичей? Я тоже не в родном Отечестве, так как уже больше 20 лет живу в г. Томске в центре Сибири. Я действительно южанин, отсюда и произношение тага вместо таяке. Рос в Оше, потом Джалал-Абадская область, теперь Томск. Говор сильно отличается :), отсюда были и не очень теплые отношения с родней из Токтогула.

Позднее постараюсь написать по мачакам...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Были ли какие отношения между Кыргызами и Сибирскими татарами? У нас есть некая легенда об образовании народа Кыргыз! Вроде что-то про 40 девушек!

И думаю эта легенда бытует только у Сибирских татар, может у других народов тоже есть подобная?

Кстати, уважаемый Rust, я тоже сейчас временно в Томске, на период учебы! Т.к. я не мог побороть свои культурные порывы, я теперь состою в татарском ансамбле в "доме Каримбая Хамитова(ОЦТК)"!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я как раз отношусь к племени Батыр-мачак,из рода Саруу. Также Саруу широко распостранено кроме Таласской обл. и в Джалал-Абадской обл. граничащих с Таласской, в Джанги-Джоле, Караване,в гг. Кара-Куль,Таш-Кумыр, Токтогул. Южнее представители этого рода малочисленны, в основном преобладают из ветви Ичкилик. Джайлоо(альпийские луга для выпаса скота) общие, так что есть мнение, :tw1: что племя Саруу и другие племена относящиеся к Сол(левая ветвь) пришли с севера.

большая часть племени саруу пришла на юг Кыргызстана со своим предводителем Ажибеком, после того как он проиграл битву за город Олуя-Ата (Джамбыл). После этого поражения Ажибек со своим войском ушел в Коканд и фактически захватил власть. Ажибек стал атталыком при правителе Коканда, присвоил себе титул датка и стал фактически управлять Кокандским ханством.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У нас есть некая легенда об образовании народа Кыргыз! Вроде что-то про 40 девушек!

И думаю эта легенда бытует только у Сибирских татар, может у других народов тоже есть подобная?

"!

Легенда о 40 девушках конечна интересна.

Но кыргызы говорят что их называют так потому что они неистребимы - кыргыс.

Кыргызы много воевали, но не смотря на это всегда выживали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо Кара Кыргыз за информацию,Вы раньше кажется проходили под ником Эльтебер!?Так моё племя киргизское,или все-таки казахское,я где-то

прочитал, что саруу это казахское племя,которое со временем ассимилировалась?Я конечно не удивлюсь если это так,потому-что наш диалект(Таласская обл. и приграничные р-ны.) стоит особняком,не похожий на северный и тем более на южный. Кстати, а как переводится Ваше имя,вроде не киргизское,первый раз слышу такое имя? :kg2:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо Кара Кыргыз за информацию,Вы раньше кажется проходили под ником Эльтебер!?Так моё племя киргизское,или все-таки казахское,я где-то

прочитал, что саруу это казахское племя,которое со временем ассимилировалась?Я конечно не удивлюсь если это так,потому-что наш диалект(Таласская обл. и приграничные р-ны.) стоит особняком,не похожий на северный и тем более на южный. Кстати, а как переводится Ваше имя,вроде не киргизское,первый раз слышу такое имя? :kg2:

Эркин,

я всегда участвовал под ником Кара-Кыргыз.

Ваше племя - саруу, вернее наше кыргызское племя - саруу, несомненно кыргызское.

В последнее время проявляется тенденция разделения кыргызского народа на племена и приписывание им некыргызского происхождения.

Я считаю что, это искусственное навязывание идеологии трайбализма в худшем смысле этого слова.

Эта тенденция планомерно навязывается внешними силами и что самое прискорбное находит благодатную почву среди кыргызского народа. Это стало следствием того, что кыргызы мало знакомы с историей кыргызского народа.

Так в последнее время поднимаются разговоры о некыргызском происхождении племен кыргыз-кыпчак, саяк, саруу.

Похоже, это часть геополитической игры, направленной на разделение кыргызского народа и на развал государства.

Кому это выгодно судите сами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По поводу кыргызского племени Саруу. Честно говоря, меня по всей видимости обвинят к притягиванию фактов к кыпчакам и т.д., но все же...

Так к слову, согласно предоставленному Chuluu списку родоплеменного состава каракалпаков, среди них есть род/племя Сары.

Ашамайлы состоит из 13 уру

1.саки

2.карахожа

3.жалангаяк

4.айыллы

5.кабасан

6.туркменкара

7.жапар

8.сары

9.абыз

10.акай

11.пангкара

12.ушьбас

13.курама

http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=1646&st=45

Сегодня смотрел передачу по Рен ТВ про Алтайских шаманов,что шаманка говорила я всё понял,и хочу сказать, что это больше киргизский язык чем казахский, за исключением некоторых слов.Потому-что в казахском языке нет таких букв, как  твердая буква дж и ч,например:каз:Жетиген, кир:Джетиген,(созвездиеБол.и мал.Медведицы),каз:бышак, кир:бычак,также как и по алтайски ножик, и что интересно, произношение одинаковое, говорится пычак.

Можно было и дальше продолжать этот список,но глаза устали искать буквы,писать недавно научился,а до этого только до десяти мог считать.

Это неудивительно. По языковой классификации Н.А. Баскакова алтайский и кыргызский языки принадлежат к киргизско-кыпчакской группе восточно-хуннской ветви тюркских языков. Советую прочитать работу Б.М. Юнусалиева "К вопросу о формировании общенародного киргизского языка": http://www.kyrgyz.ru/?page=61

Статья из газеты Слово Кыргызстана:

Сибирский дом по имени “Чадыр”

Наша собеседница по национальности алтайка, замужем за кыргызом и давным-давно живет в Кыргызстане. Местные кыргызы хорошо знают из преданий и благодаря эпосу “Манас”, что их прародиной была Южная Сибирь и что Манас родом с Алтая. Поэтому, когда знакомятся с Сынару Алымкуловой, кандидатом исторических наук и доцентом Кыргызского государственного педагогического университета имени И. Арабаева, первая их реакция: “О, вы настоящая кыргызка”.

Отец Сынару очень любил историю и хорошо знал фольклор. К нему приезжало много ученых, они записывали из его уст легенды и предания. Кроме того, отец был единственным на всю Чуйскую долину (речь не о нашей, а о долине на Алтае) мастером по изготовлению основы юрты. Сынару хорошо помнит: он накалял в горячей золе ствол молодой березы, а потом сгибал. Дети ему старались помочь, но это была, конечно, символическая помощь...

Отец не предполагал, что много лет спустя его дочка вернется на Алтай в составе археолого-этнографической экспедиции как ученый,чтобы найти здесь ответы на многие вопросы. Экспедиция, состоявшаяся в июне этого года, прошла по Алтаю, Туве и Хакасии. В нее входили российские и кыргызские ученые. Сынару Кадыровна была единственной среди них женщиной.

- Замысел экспедиции, - рассказывает Сынару Кадыровна, - вынашивался давно. Еще два года назад мы с коллегами обговаривали ее условия, хотели сос-тавить проект, чтобы получить грант на ее проведение. Однако в этом году, благодаря юбилею государственности, экспедицию включили в состав правительственных мероприятий и она состоялась. Нашей целью было исследовать историю кыргызов Средневековья и более позднего времени (ХIV-XVII века - наиболее слабо исследованный период), проследить пути миграции кыргызов, попытаться ответить на вопрос: почему они все-таки покинули Енисей? Была ли это откочевка в поисках новых пастбищ или к тому вынудили войны, изменения климата или другие причины? К сожалению, прошлое не оставило нам подробных свитков, как, например, в арабской или буддистской истории. Но правда состоит в том, что лучше один раз увидеть, поэтому мы и отправились в экспедицию.

Меня поразили масштабы. Не ожидала, что в Сибири такие пространства. Хотя сама и родилась там, но знала только Алтай и дорогу между ним и Москвой, где училась в университете. Наши предки населяли в основном предгорья, долины рек, т. е. места, пригодные для кочевого скотоводства. Здесь очень много кыргызских исторических памятников. Поразили Салбыкский царский курган (III-II вв. до н. э.), Уйбатский чаатас (IХ-Х вв. н. э.), Башадарские царские курганы (V-III вв. до н. э.)... Такие величественные курганы возводились, когда погибал могущественный правитель. А умирал он обычно насильственной смертью. Почему я перечисляю все эти памятники? Потому что все они связаны с войной (“чаатас”, например, означает “камень войны”). И это говорит о том, что кыргызов, вероятно, вынудили мигрировать все-таки войны.

... Памятники стоят в открытой, абсолютно глухой местности - все давным-давно раскопаны и изучены. То, что в них найдено, вывезено в музеи. Кстати, наибольшее впечатление на меня произвел Минусинский краеведческий музей. И недаром. Здесь находятся предметы, найденные П. П. Семеновым-Тян-шанским, Г. Потаниным, В. В. Радловым. Вклад этих людей в тюркологию настолько велик, что мы, ученые, перед их именами трепещем. Например, Вильгельм Радлов, немец по происхождению, поехал учителем в Барнаул и каждое лето вместе с женой отправлялся в экспедицию, наняв или купив у местных жителей двух лошадей и взяв тележку. И так на протяжении почти 40 лет. Исследовал всю Кулундинскую степь, Каракольскую и Чуйскую долины Алтая, а затем и Прииссыккулье.

- Из учебника географии мы знаем, что река Чу, беря начало в горах Китая, теряется где-то в песках Мойынкума в Казахстане. Сынару Кадыровна, вы сами родились в Чуйской долине, только алтайской. Не задумывались в детстве, какое отношение Чу имеет к Алтаю?

- В детстве такими вопросами не задаются.... На Алтае есть река Каракол и село Каракол, долина, носящая такое же название. Плато Укок есть и там, и у нас в Кочкорском районе. Топонимика, конечно, вещь очень интересная, и в ней много вопросов. Это одно из направлений дальнейшего поиска и исследований молодых ученых.

- Сколько километров в общей сложности проехала ваша экспедиция?

- Примерно 7,5 тысячи километров. За 15 дней мы ни разу не прерывались на отдых: приезжали в село или город поздно ночью и рано утром снова выезжали. Ночевали у местных жителей, в гостиницах, однажды сидя в машине (переход из Хакасии в Туву составил более тысячи километров, водитель очень устал, мы остановились в пути, чтобы дать ему отдохнуть).

- Почему вы стали историком?

- Этого очень хотел отец. В Москве училась моя старшая сестра, и дома было решено, что я тоже должна поехать туда. Я окончила МГУ, все мои студенческие научные работы были связаны с ролью и местом кыпчаков в составе тюркоязычных народов, их происхождением и исторической судьбой. Кыпчаки упоминаются в древних источниках наряду с кыргызами. Вероятно, они всегда развивались параллельно, в составе одних государств. Но не смогли сохраниться как этнос, поглощенные другими этническими образованиями. Хотя сегодня потомки этих древних племен есть среди кыргызов, казахов, узбеков, туркмен, а также сельджукских и османских турков.

- Как получилось, что вы обратились к истории кыргызской государственности?

- Как таковой историей кыргызской государственности я не занимаюсь. Я - этнограф, и моя цель в экспедиции заключалась в том, чтобы не только увидеть места расселения предков, но и собрать полевой материал по этническому происхождению алтайцев, тувинцев и хакасов, которые некогда составляли с кыргызами один народ.

К сожалению, у ученых очень мало возможностей выезжать в такие экспедиции. Участие в ней было настолько большой удачей, что я до последнего не верила, что она состоится. Беседы с людьми, которые слышали от предков легенды, связанные с происхождением родов, дают такие сведения, которых в учебниках не найти. Это и есть полевой материал - огромная подпитка для ученого.

- Вы сделали для себя какие-то открытия в этой экспедиции?

- Точнее было бы говорить не об открытиях, а о результатах. Например, стала очень ясной необходимость издания большой энциклопедии, над которой работала бы группа ученых и которая включила бы сравнительно-сопоставительный анализ топонимики, а также перечень и описание схожих названий предметов культуры, одежды, пищи, в целом ономастики. Это было бы богатым подручным материалом для этнографов, дающим возможность увидеть, как трансформировалась культура. Материала для такой энциклопедии собрано много, в том числе и нашей экспедицией.

- Что сегодня общего между алтайцами, тувинцами, хакасами и кыргызами, кроме происхождения? Ведь алтайцы и хакасы - последователи шаманской религии, а тувинцы - буддисты?

- Общего сохранилось очень много. У алтайцев, например, абсолютно схожий с кыргызским язык - есть только диалектные различия. В Хакасии меня поразило то, что люди называют себя не хакасами, а по принадлежности к родам - например, ах-хырхыз, а свой язык именуют “дадарским”. В тувинском языке очень много монголизмов, но основа с кыргызским общая. Когда привыкаешь, начинаешь понимать. Особенно, когда поют.

- Как получилось, что вы оказались в Кыргызстане?

- Муж, так же, как и я, окончил истфак МГУ, только на год раньше. После университета я вернулась на Алтай, а он, окончив аспирантуру, приехал вместе со своей мамой к нам на Алтай сватать меня... Кстати, обычаи сватовства у наших народов тоже совпадают.

- Вам удалось побывать во время экспедиции в родном селе?

- К сожалению, в Чуйскую долину Алтая мы не смогли поехать.

- Как выглядят сегодня алтайские, тувинские и хакасские деревни?

- У них даже планировка домов схожа с кыргызской. Только здесь строили из самана и жженого кирпича, а там - рубленые деревянные дома. Но в каждом дворе обязательно стоит “шестистенка”. Это домик-времянка или,иначе говоря, деревянная юрта (войлочную там используют только во время перекочевки). “Чатыр” зовут эти времянки в Кыргызстане, “чадыр” говорят на Алтае.

- Что врезалось вам в память больше всего?

- Когда я вошла в Минусинский музей, о котором столько читала, слышала, показалось: чувствую энергию и научную одержимость Радлова, Потанина. И еще помню двойственное чувство: с одной стороны, благодарность за то, что свезли в одно место исторические памятники, облегчили нам исследования. Но с другой - сожаление: многие из этих памятников сняли с места, не описав предварительно, как они располагались, куда смотрели: на восток или запад. А расположение памятников, между прочим, всегда связано с космологическими знаниями и представлениями людей.

... А если говорить о встречах с людьми, то осталась какая-то неутоленность. Археологи обычно вкапываются в землю, а мы - идем в народ. Надо обязательно снова поехать на Алтай, Туву и в Хакасию, чтобы собрать дополнительный материал для сравнительного анализа этнического состава алтайцев, хакасов, тувинцев и кыргызов. Даже если не выпадет удача еще раз поехать в составе экспедиции, организованной правительством, надо писать проект для получения гранта международной организации. Потому что наша экспедиция была разведывательной и показала, что имевшиеся до этого у нас сведения, неполные. Не зря же говорят: наука бездонна.

К. Аскерова

Слово Кыргызстана

а как переводится Ваше имя,вроде не киргизское,первый раз слышу такое имя? :kg2:

Вариантов перевода несколько. Ознакомиться можете тут: http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showt...032&hl=Эльтебер

К теме редких имен. Есть такой правозащитник кыргыз с именем Абакан. :kg1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По поводу кыргызского племени Саруу. Честно говоря, меня по всей видимости обвинят к притягиванию фактов к кыпчакам и т.д., но все же...

Так к слову, согласно предоставленному Chuluu списку родоплеменного состава каракалпаков, среди них есть род/племя Сары.

Так сары, это ведь "желтый"? А у тюрок "цветовые" этнонимы были очень распространены (сары-уйгур, кок-тюрк и т.д.). И схожесть "цвета" необязательно означает прямое родство.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо большое,братья мои,на досуге всё прочитаю! А насчет имени, я не связывал его с таким значением, извиняюсь конечно,но по киргизски(эльди тебер-пинающий народ)звучит как-то не так. Я службу проходил в Монголии,

в Улан-баторе, и там всё удивлялся,так далеко находятся(монголы),а сколько много похожих слов. Булак,алтан,корум,шагал, и много других слов, а также казахов было очень много,так что в самоволку ходил свободно,только в гражданской одежде, монгольские патрули меня не ловили,думали что я местный,а наши ловили,я орос хилин митхкy и всё чин по чину.Я тогда довольно сносно разговаривал по монгольски,офицеры брали переводчиком,если что-то нужно было продать,а сейчас забыл,всё же 20 с линим лет прошло. Здесь киргизов много,поэтому я еще киргизский не забыл,сына приобщаю потихоньку. Ну да ладно, всем большой пребольшой привет!!! Пока! :kg1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я службу проходил в Монголии, в Улан-баторе, и там всё удивлялся,так далеко находятся(монголы),а сколько много похожих слов. Булак,алтан,корум,шагал, и много других слов, а также казахов было очень много,так что в самоволку ходил свободно,только в гражданской одежде, монгольские патрули меня не ловили,думали что я местный,а наши ловили,я орос хилин митхкy и всё чин по чину.Я тогда довольно сносно разговаривал по монгольски,офицеры брали переводчиком,если что-то нужно было продать,а сейчас забыл,всё же 20 с линим лет прошло.

В кыргызском и казахском языках очень много монголизмов, не говоря уже о сибирских тюрках. Также как и тюркизмов в монгольском. Согласно подсчетам Б.Базилхана в казахском языке сходны с монгольскими 1500 корневых и 24000 производных слов. [А.М. Щербак, Тюркско-монгольские языковые связи.]

У меня два вопроса в вам как человеку который непосредственно общался с монголами и жил в Монголии:

1. Насколько легко выучить монгольский язык кыргызу? Иногда пытаюсь читать монгольские тексты, даже смотрел монгольские телепередачи. Взаимопонимаемость и сходство для простого обывателя между кыргызским и монгольским можно сказать нулевое.

2. Насколько монголы показались вам близкими к кыргызам? Чувствовалось ли у вас к ним некое родство или близость? Пару лет назад мне посчастливовалось по-общаться с казашкой-кереей из Улан-Батора. На мои вопросы она ответила примерно так: "монголы на нас [казахов] совсем непохожи, они ближе к корейцам, японцам и китайцам. Язык у них другой".

Было бы интересно услышать вашы ответы.

P.S. Вещание монгольского телевидение онлайн:

Концерт монгольских артистов

mms://www.tv5.mn/Archive/Clips/zohioliin_shildeg.wmv?MediaPlayRate=64&BufferType=memory

Телеконкурс-токшоу монгольской молодежи

mms://www.tv5.mn/Archive/Nevtruuleg/altan_uye.wmv?MediaPlayRate=64&BufferType=memory

Новости?

mms://www.tv5.mn/Archive/Nevtruuleg/mnxog1.wmv?MediaPlayRate=64&BufferType=memory

Монгольское радио онлайн:

http://www.tv5.mn:8000/listen.pls

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...