Перейти к содержанию
ULTRAASLAN

Толкования термина ГОТ

Рекомендуемые сообщения

Что касается гетов, то, к сожалению, в индоевропеистике это этимологически темный этноним.

И следовательно в германистике.

А готы ... Вы читаете по-английски?

http://en.wikipedia.org/wiki/Goths

Немножко. Но, в общем, смысл понял. В принципе подобным подходом я знаком. В данном случае ничего определенного. Отмечу только то, что все эти норвежские, шведские, литовские фиксирования более поздние по времени. А этимология в виде «разливаться, сыпаться» вообще выглядит смешным.

Обратите внимание на звук -u-.

А вы обратите внимание на транскрипцию в форме ГАТ в вашей же ссылке.

С точки зрения германистики звук -u- мало чего решает. Но почему этот момент вас так смущает. Вы же должны знать, что в тюркских диалектах звуки u-o-a-ä-e могут взаимо заменяться. Но для более достоверности отмечу, что в древнеуйгурских текстах («Турфанские тексты», «Биография Хуэнг-Тсанга») зафиксировано также форма GODI – прочный, крепкий, основательный (Turfan texte, ABAW, Berlin 1929 – W. Bang, A. Von Gabain, G. Rachmatı, W. Eberhard – источник: Prf. Ahmet Caferoğlu - ‘Eski uyğur türkçesi sözlüğü; İstanbul: Enderun kitabevi, III baskı, 1993,). Интересно, оставил ли такой знаменитый немецкий тюрколог Эберхард это без внимания?

Да, вот геты:

http://en.wikipedia.org/wiki/Getae

At the close of the fourth century AD, Claudian, court poet to the emperor Honorius and the patrician Stilicho, habitually uses the ethnonym Getae to refer poetically to the Visigoths.

During 5th and 6th centuries, several writers (Marcellinus Comes, Orosius, John Lydus, Isidore of Seville, Procopius of Caesarea) used the same ethnonym Getae to name populations invading the Eastern Roman Empire (Goths, Gepids, Kutrigurs, Slavs). For instance, in the third book of the History of the Wars Procopius details: "There were many Gothic nations in earlier times, just as also at the present, but the greatest and most important of all are the Goths, Vandals, Visigoths, and Gepaedes. In ancient times, however, they were named Sauromatae and Melanchlaeni; and there were some too who called these nations Getic."

The Getae were also assumed to be the ancestors of the Goths by Jordanes in his Getica written at the middle of the 6th century. Jordanes assumed the earlier testimony of Orosius.[/quot]

Название не объясняется, но огромная мешанина совсем разных народностей, в том числе тюркских (кутригуры).

Кутиргуры конечно могут вписываться в нашу схему. По мне со славянами тут натянуто. А вот гепиды действительно представляют интерес. Вот, что пишет Иордан:

{94} Итак, после длительной осады, как мы уже сказали, и получив выкуп, отступил обогащенный гет [от этого города] в свои земли. Заметив, что он сразу повсюду побеждает и обогащается добычей, племя гепидов 308, побуждаемое завистью, двинулось с оружием на родичей. Если же ты спросишь, каким образом геты и гепиды являются родичами, я разрешу [недоумение] в коротких словах. Ты должен помнить, что вначале я рассказал 309, как готы вышли из недр Скандзы {95} со своим королем Берихом, вытащив всего только три корабля на берег по эту сторону океана 310, т. е. в Готискандзу. Из всех этих трех кораблей один, как бывает, пристал позднее других и, говорят, дал имя всему племени, потому что на их [готов] языке «ленивый» говорится «gepanta». Отсюда и получилось, что, понемногу и [постепенно] искажаясь, родилось из хулы имя гепидов. Без сомнения, они родом из готов и оттуда ведут свое происхождение; однако, так как «gepanta» означает, как я сказал, нечто «ленивое» и «отсталое», то имя гепидов родилось, таким образом, из случайно слетевшего с языка {96} попрека; тем не менее я не считаю его чересчур неподходящим: они как раз отличаются медлительным умом и тяжелыми движениями своего тела.

Знаете, не хочется особенно будоражить умы, но все-таки отмечу, что форма «gepanta» с его Иордановской этимологией неплохо расшифровывается через тюркский язык. Вот примеры из лексической базы Старостина:

Proto-Turkic: *geb-

Meaning: 1 soft, mild, gentle 2 to become weak 3 empty

Russian meaning: 1 мягкий, нежный 2 слабеть 3 пустой

Old Turkic: kevšek (OUygh.) 1, kevil- 2 (OUygh.)

Karakhanid: kevšek (MK) 1, kevil- 2 (MK)

Turkish: gevšek 1

Middle Turkic: kewšek 1 (Pav. C.), (MKypch.) kewil- 2 (AH)

Azerbaidzhan: kövšek 1

Turkmen: gövšül 'dilapidated'

Khakassian: köpsek 1

Chuvash: kъʷbъʷš 1, kavža- 2

Yakut: köp 1

Tuva: kögžür-gej 'рыхлый, хрупкий (снег, лед)'

Kirghiz: köpšö- 2

Gagauz: kevše- 2

Proto-Turkic: *geb-re-

Meaning: 1 to become weak, fragile 2 fragile

Russian meaning: 1 слабеть, становиться хрупким 2 хрупкий

Karakhanid: kevre- 1, kevrek 2 (MK)

Turkish: gevre- 1, gevrek 2

Tatar: köjrök 2 (КСТТ)

Uzbek: kuwrak 2

Azerbaidzhan: kövräk 2

Khakassian: kibrek 2

Chuvash: kavraj- 1

Yakut: kebirē- 1 (possibly < Mong.)

Kirghiz: küjrö- 1

Kazakh: küjrek 2

Bashkir: käwert 'a tree rotten inside'

Gagauz: gevrek 1

А вот из Древне Тюркского Словаря:

ANÇA – 1. так, таким образом, подобно; 2. столько, столь много (ДТС, стр. 43 – правая колонка)

ANDAĞ – такой; так, таким образом (ДТС, стр. 44 – правая колонка)

ANTAĞ/ANDAQ – такой; подобный; так, таким образом (ДТС, стр. 45 – правая колонка)

Что вы на это скажете? Знаете, все эти тюркские этимологии не могут быть случайными. Более того, в данном случае многое связывается.

А теперь вернемся к вашему вопросу, которую вы несколько раз задали. То есть, из какого диалекта какая форма была заимствована для обозначения готов и для обозначения гетов? Как видите, я не тороплюсь ответом. Потому, что все что я отмечал до этого было подкреплено фактами, от которых нельзя отворачиваться. Но уже ответ на ваш вопрос естественно будет иметь предположение, то есть гипотезу. Но все-таки постараюсь выстроить более, или менее убедительную версию. Просмотр текстов первоисточников по готам (Иордан, И. Севильский, Прокопий Кесарийский) позволяет предполагать, что термин ГОТЫ имеет более позднее происхождение, чем ГЕТЫ. Транскрипция в форме ГОДы в древнеуйгурских текстах, о котором было выше упомянуто наталкивает на мысль, что в Европе устное название ГОТЫ внедрилось после вторжения гуннов. Потому, что диалект гуннов (или рода Атиллы – «Царских Скифов» по Приску), или язык литературы была ближе к древнеуйгурскому. Это мое субъективное мнение, но все таки отмечу, что уйгурский литературный язык и позже в среде обширной географии тюрков был языком литературы, и видимо тот тюркский, о котором упоминал М. Кашгарский как «Хакание тюркджеси» стоял ближе к древнеуйгурскому, нежели другим диалектам. А вот с ГЕТами торопиться не будем. Все таки, по моему это огузский, или протоогузский диалект. В любом случае один из ранних западно-тюркских диалектов. Я уже отмечал, что термин «КЕТ-покрытие, одежда» в ранних огузских диалектах звучал как ГЕТ(Д). Предлагаю для размышления этимологию главного огузского рода КАЙЫ по Рашидадину:

1. Кайи, т. е. могущественный 103; [его рода] тамга: онгон — белый сокол 104, доля мяса — правая лопатка 105

Может быть ранние ГЕТы были одним из ответвлений рода КАЙЫ? Мы знаем, что КАЙЫ это род царских Огузов. А Иордан возводит древних готов к царским скифам. И еще отмечу, что вес этот спектр терминологий ГЕТ/КАТ/ГОТ этимологически связан с общеизвестным тюркским термином КУТ, который нередко несет в себе такую смысловую нагрузку как «сила, мощь, благодать, обличение и т.д.».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Забыл отметить одну деталь. В вашей ссылке отмечается, что геты в античные времена были связаны с савроматами и меланхленами. Меланхлены является не оригинальным звучанием и в переводе с греческого означает «одетые в черное». Интересно, что в средних веках еще существовало тюркское племя Гарадонлу, которое имеет аналогичное толкование.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хм ... не не стану я не соглашаться с вами, ни дискутировать, потому что на самом деле добивался иного - и добился: систематизации ваших выкладок.

Единственное что ... с гепидами ... 

http://en.wikipedia.org/wiki/Gepids

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хм ... не не стану я не соглашаться с вами, ни дискутировать, потому что на самом деле добивался иного - и добился: систематизации ваших выкладок.

Честно говоря, не совсем понял.

Единственное что ... с гепидами ... 

http://en.wikipedia.org/wiki/Gepids

И опять же на что вы хотели указать, приведя ссылку про гепидов? Так, или иначе я знаком подобными взглядами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Честно говоря, не совсем понял.

Я увидел систему. Вы считаете несколько тюркских основ с различным вокализмом родственными друг другу и ответили на вопрос по поводу источника названий.

И опять же на что вы хотели указать, приведя ссылку про гепидов? Так, или иначе я знаком подобными взглядами.

Там указано, что название "гепанты" является народной этимологией. Тем более что заимствовать служебный показатель (словообразовательный ли, словоизменительный) - это не все равно что просто корень взять.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я увидел систему. Вы считаете несколько тюркских основ с различным вокализмом родственными друг другу и ответили на вопрос по поводу источника названий.

Дело в том, что происхождение слов в тюркском языке имеет определенную систематизацию, которая подвержена любопытным закономерностям. Многие древние корневые слоги связаны с определенными космическими воззрениями и со временем поддавались дисперсиям. Уверен, что лингвистическое происхождение терминов связаны с мышлением сознания той, или иной эпохи. Можно ее условно назвать «парадигмой жрецов», хотя само русское «жрец» в данном случае мне не совсем по душе, но иного слова я не смог подобрать. В любом случае в нашем вопросе мы столкнулись с прототюркским основами KU/KÜ, которое связано не просто силой, мощью а его вселенским проявлением. Ведь не с проста же на тюркском языке солнце, которое являлось выражением силы создателья имеет ту же основу.

Там указано, что название "гепанты" является народной этимологией. Тем более что заимствовать служебный показатель (словообразовательный ли, словоизменительный) - это не все равно что просто корень взять.

Даже если так то все равно стоит вопрос о языке и лингвистическом происхождении этой народной этимологии. Но не создавались же народные этимологии на эсперанто. Кроме того анализ и выявление подобных этимологий не редко может быть ключем в определнии многих географических топонимов. Не надо забывать, что в древности названия сел, городов, стран, народов, племен давали не современные лингвисты академических кафедр.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Привожу еще один интересный отрывок из книги Иордана:

Вероломному же племени росомонов389, которое в те времена служило ему в числе других племен, подвернулся тут случай повредить ему. Одну женщину из вышеназванного племени [росомонов], по имени Сунильду, за изменнический уход [от короля], ее мужа, король [Германарих], движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав ее к диким коням и пустив их вскачь. Братья же ее, Сар и Аммий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом. Мучимый {130} этой раной, король влачил жизнь больного. Узнав о несчастном его недуге, Баламбер 390, король гуннов, двинулся войной на ту часть [готов, которую составляли] остроготы; от них везеготы, следуя какому-то своему намерению, уже отделились391. Между тем Германарих, престарелый и одряхлевший, страдал от раны и, не перенеся гуннских набегов, скончался на сто десятом году жизни 392. Смерть его дала гуннам возможность осилить тех готов, которые, как мы говорили, сидели на восточной стороне и назывались остроготами.

Отмечу, что сам характер казни Сунильды присуще тюркскому ТЁРЕ. Кроме этого имя Сунильды, или другой женской имени Матасунты обычно выводят с германских языков, где корень Сун/Сунта означает «лебедь». Хочу также отметить, что в тюркских языках есть слово суна/сона что в переводе будет «селезень». Тюркское суна/сона является этимологически родственным тюркскому АСУН-душа, дух. В древнетюркском мировоззрении душа человека символически изображается в виде птицы. И нередко лебедья, или например гуся. Например по М. Кашгари дочь Алп Эр Тонги звали Каз хатун. Этот эзотерический шаблон перекочевал также в исламскую эпоху, например в среде тюркских суфиев душа человека называется «Джан Кушу», что проходит в классической литературе, в том числе и у Йунуса Эмре.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

еще один отрывок из книги Иордана:

Король готов Филимер, сын великого Гадариха, после выхода с острова Скандзы, пятым по порядку держал власть над гетами и, как мы рассказали выше, вступил в скифские земли. Он обнаружил среди своего племени несколько женщин-колдуний, которых он сам на родном языке * [* Patrio sermone.] называл галиуруннами 380. Сочтя их подозрительными, он прогнал их далеко от своего войска и, обратив их таким {122} образом в бегство, принудил блуждать в пустыне. Когда их, бродящих по бесплодным пространствам, увидели нечистые духи, то в их объятиях соитием смешались с ними и произвели то свирепейшее племя, которое жило сначала среди болот, — малорослое, отвратительное и сухопарое, понятное как некий род людей только лишь в том смысле, что обнаруживало подобие человеческой речи.

Вот эти-то гунны, созданные от такого корня, и подступили к {123} границам готов. Этот свирепый род, как сообщает историк Приск 381, расселившись на дальнем берегу 382 Мэотийского озера, не знал никакого другого дела, кроме охоты, если не считать того, что он, увеличившись до размеров племени 383, стал тревожить покой соседних племен коварством и грабежами.

Охотники из этого племени, выискивая однажды, как обычно, дичь на берегу внутренней 384 Мэотиды, заметили, что вдруг перед {124} ними появился олень385, вошел в озеро и, то ступая вперед, то приостанавливаясь, представлялся указующим путь. Последовав за ним, охотники пешим ходом перешли Мэотийское озеро, которое [до тех пор] считали непереходимым, как море. Лишь только перед ними, ничего не ведающими, показалась скифская земля, олень исчез 386. {125} Я полагаю, что сделали это, из-за ненависти к скифам, те самые духи, от которых гунны ведут свое происхождение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я даже не знал, что на сервере можно загружать через радикал. Но лучше поздно, чем никогда:

Kat

b7ccd53b57e0.jpg

Ked

365d7f71468e.jpg

Ked2

3099b29074b6.jpg

Kedim-kedimlig

076e6223f6da.jpg

Kedlén

cc0a3c93a099.jpg

Kedük

9abfce985c35.jpg

Keg

e1eccab608a9.jpg

Ket2

b602d12457bf.jpg

Kej1-2

35c6b07a61a7.jpg

Qat

196100d1699a.jpg

Qat2

425b30501908.jpg

Qatağ

906f4d56dd8f.jpg

Qatğı

d66299190835.jpg

Qatığ

34ed4578e878.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос в теме ставится несколько иначе. Видно, что у человека руки чешутся закрыть тему, к этому человек возвращается раз за разом, идефикс, так сказать, стремление оставить за собой последнее слово, раз уж его вынудили вновь открыть тему. Кстати это иллюстрирует заведомую тенденционность, ангажированность и т.п. и т.д. - человек просто одержим "мессианским" стремлением "защитить науку". С этой точки зрения любой разговор с этим человеком заведомо бесполезен.

Например, возможно ли с ваших позиций заменить фразу "ваши слова не могут, мягко говоря, служить определенным доводом" на "ваши слова антинаучны, я закрываю тему, пошли вон"?

Hats off to you, Ar_! Солидарен с Вашей объективной оценкой происходящего в этой теме. Пресечение поползновений на интеллектуальное господство и проявлений волюнтаризма ("коль не разумею или просто не по нраву чье-то мнение, то объявлю псевдонаукой и закрою тему"), необоснованных претензий имярека на единоличное обладание истиной - своевременно и необходимо. Форум - общественное место, где происходят дискуссии и обмен интересной информацией. Попытка превратить пользователей в оркестр, играющий одну и ту же музыку по мановению палочки этого "дирижера" - нагла и нелепа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Несомненно, что племя готов очень древнее; некоторые возводят его происхождение к Магогу, сыну Иафета, судя об этом по сходству последнего слога и заключая так, главным образом, из слов пророка Иезекииля. Ученые, напротив, привыкли чаще называть их «геты», чем «Гог и Магог». Их описывают как очень храбрый народ, который стремился опустошить даже Иудею.

На нашем языке их имя истолковывается «покрытые», и этим указывается храбрость. И в самом деле, ни одно племя на земле не доставило Римской империи стольких хлопот, как они. Ведь их даже Александр велел избегать, их боялся Пирр, и Цезарь страшился. На протяжении многих веков ими правили сначала вожди, а затем цари. По порядку их царствования следует излагать последовательный ход событий и соединять куски из рассказов о том, под каким именем они правили и как действовали.

Mühtárám UltraAslan, слова San Isidoro de Sevilla (570 - 636) из его исторического сочинения Historia Gothorum: "На нашем языке их имя истолковывается «покрытые», и этим указывается храбрость" не являются ли свидетельством того, что он считал родным, "нашим" - язык кочевников-алан, пришедших в V в. вместе с вандалами в Испанию?

Известно, что исконной аланской землей был Западный Казахстан. В таком случае Ваше предположение о тюркских словах c омонимичными основами qat 'слой; пласт' и qatağ ~ qatığ ~ qatı ~ qattı 'твердый; сильный; крепкий', которые мог иметь ввиду Isidorus Hispalensis, когда начал писать свой труд о славных деяниях готов, - приобретает очертания вполне вероятной догадки.

К тому времени прошло более ста лет - после прихода алан на Иберийский полуостров, следовательно, преподобный Saint Isidore of Seville мог не столь хорошо владеть своим родным, т.е. нашим языком, чем и объясняется:

1) объединение им двух лексических корней-омонимов (qat - qatı) и

2) указание на "странную" связь их значений (покрытый = храбрый), а также,

3) примерный перевод слова qatı 'крепкий; сильный' латинским словом со значением 'храбрый', т.к. их семантика, несомненно, близка: крепкий, сильный - практически синонимы слову храбрый.

P.S. Похоже, Ar_ в большой опале, коль графическое отражение положительного мнения о нем в форме comment'ов, высказанных тремя разными лицами, исчезло бесследно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

P.S. Похоже, Ar_ в большой опале, коль графическое отражение положительного мнения о нем в форме comment'ов, высказанных тремя разными лицами, исчезло бесследно.

Вы имеет в виду, что кто-то стер комментарии, включая Ваши?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы имеет в виду, что кто-то стер комментарии, включая Ваши?

Их отсутствие, уважаемый Стас, заставляет предполагать чье-то неудовольствие нашим мнением.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Mühtárám UltraAslan, слова San Isidoro de Sevilla (570 - 636) из его исторического сочинения Historia Gothorum: "На нашем языке их имя истолковывается «покрытые», и этим указывается храбрость" не являются ли свидетельством того, что он считал родным, "нашим" - язык кочевников-алан, пришедших в V в. вместе с вандалами в Испанию?

Известно, что исконной аланской землей был Западный Казахстан. В таком случае Ваше предположение о тюркских словах c омонимичными основами qat 'слой; пласт' и qatağ ~ qatığ ~ qatı ~ qattı 'твердый; сильный; крепкий', которые мог иметь ввиду Isidorus Hispalensis, когда начал писать свой труд о славных деяниях готах, - приобретает очертания вполне вероятной догадки.

К тому времени прошло более ста лет - после прихода алан на Иберийский полуостров, следовательно, преподобный Saint Isidore of Seville мог не столь хорошо владеть своим родным, т.е. нашим языком, чем и объясняется:

1) объединение им двух лексических корней-омонимов (qat - qatı) и

2) указание на "странную" связь их значений (покрытый = храбрый), а также,

3) примерный перевод слова qatı 'крепкий; сильный' латинским словом со значением 'храбрый', т.к. их семантика, несомненно, близка: крепкий, сильный - практически синонимы слову храбрый.

Gün aydın Hacı Murat!

По этому поводу предлагаю также вспомнить исторические упоминания в античных источниках о «двусмысленных» высказываниях в речи гуннов и скифов.

P.S. Похоже, Ar_ в большой опале, коль графическое отражение положительного мнения о нем в форме comment'ов, высказанных тремя разными лицами, исчезло бесследно.

Нет, они не стерты. Просто переведы в раздел «Обращение к администрации»..

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/3941-%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d0%ba-%d1%83%d1%87%d0%b0%d1%81%d1%82%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b0%d0%bc/page__st__40

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Исидор Севильский (570— 638 гг.)

ИСТОРИЯ ГОТОВ - HISTORIA GOTHORUM

1. Несомненно, что племя готов очень древнее; некоторые возводят его происхождение к Магогу, сыну Иафета, судя об этом по сходству последнего слога и заключая так, главным образом, из слов пророка Иезекииля. Ученые, напротив, привыкли чаще называть их «геты», чем «Гог и Магог». Их описывают как очень храбрый народ, который стремился опустошить даже Иудею.

2. На нашем языке их имя истолковывается «покрытые», и этим указывается храбрость. И в самом деле, ни одно племя на земле не доставило Римской империи стольких хлопот, как они. Ведь их даже Александр велел избегать, их боялся Пирр, и Цезарь страшился. На протяжении многих веков ими правили сначала вожди, а затем цари. По порядку их царствования следует излагать последовательный ход событий и соединять куски из рассказов о том. под каким именем они правили и как действовали.

Учитывая наличие фонетического варианта этнонима getae, утверждение Исидора Севильского о связи слов "на нашем языке", имеющих значения 'покрытый' и 'храбрый' можно сопоставить с семантикой средневековых тюркских лексем: глаголом ked- 'одевать' и прилагательным / наречием ked 'крепко, прочно, сильно; крепкий, сильный'.

Средневековый автор Иордан упоминает часть готских родов под названием Geti Minores, по-латински букв. 'Малые готы'. Из китайских летописей мы знаем, что в Центральной Азии обитали Xiao yue (Yue-zhi), букв. 'Малые юэ-чжи'. Обнаруживается фонетическое сходство между этнонимами: ket ~ get ~ *viet ~ *yue(t) ~ yue, и лексико-семантическая параллель в сложных наименованиях: "Малые геты" и "Малые юэ". Отмечая высокую мобильность кочевников, примеры миграции и поселения отдельных родов на большие расстояния от основного местообитания племен, нельзя исключить этногенетическую связь между гетами и юэ-чжи. Так, например, часть гуннов осталась в Центральной Азии, другая - через Среднюю Азию ушла в Северную Индию, в Восточной Европе они упоминаются со II в. н.э., какая-то группа достигла Фрисландии и осталась здесь (гунны-фризы). Аланы изначально обитали в Западном Казахстане, затем переселились на Северный Кавказ. Некоторые из них достигли Испании, впоследствии переправились через Гибралтарский пролив и осели в Северной Африке. Основная масса аргынов осталась в Казахстане, но отдельные аргынские роды ушли в Крым, Казань, Сибирь и Среднюю Азию. Катаганы живут в Северном Афганистане, Узбекистане, на юге Казахстана, и отдельный род засвидетельствован в Дагестане. Потомки кипчаков, находящиеся в составе разных народов, проживают от Австрии до Сибири и т.д.

Упоминаемое в Ветхом Завете имя воинственного народа Gog, обитавшего в Причерноморских и Прикаспийских степях и предгорьях Северного Кавказа, может быть примером фонетической адаптации древнего этнонима *ked ~ get ~ *god ~ got (при чередовании согласных звуков [d] ~ [g]). Мы видим, что Исидор Сивильский связывает гетов (готов) с этносом, именуемым Гог-Магог и известным со времен библейского пророка Иезекииля и Александра Македонского (который якобы запер горный проход из равнин Дагестана на юг, в Закавказье, Железной Дербентской стеной). Фразеологизм Temir Qapuğ (Demir Gapu) - "Железные ворота" иногда использовался в местах обитания тюркских народов как географическое название (Средняя Азия, Восточный Кавказ и Балканский полуостров).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитаты из разных сайтов:

Овидий (ex Ponto, III, 2, 39-49) говорит, что язык гетов и сарматов был сходен со скифским.

Иорнанд (VI в.), принадлежавший сам к готскому народу, называет соплеменников своих Гетами ("de rebus Geticis") и тут же объясняет, что он происходит от алан.

В первые века нашей эры, по известиям византийских и римских историков, Геты или Готы с берегов Азовского и Черного морей неоднократно нападали на римские владения как с суши на Дунае, так и с моря, на прибрежные города: так, в 106 г., в правление императора Траяна, они разорили провинции на Дунае; в 258 г. ограбили берега Абхазии, разрушили Трапезунд и многих жителей и богатства перевезли на берега Азовского моря. В 262 и 263 гг. Геты грабили берега Фракии и Малой Азии, а в 267 г. взяли Каппадокию и разгромили Афины.

Синкел, историк VIII в., говорит: "Скифы, которым на родном языке имя Готы".

Прокопий Кесарийский (VІ в.) и др. греческие историки говорят, что Готы раньше назывались Гетами, а также скифами, савроматами, меланхленами, аланами и др. именами; что под именем готов народ этот стал известен римлянам только при императоре Траяне, 106 г. от Р.Х., во время его войн.

Среди древнейших народов Евразии, упоминаемых «отцом истории» Геродотом, множество различных «гетов». Это и родичи скифов - среднеазиатские массагеты, которые, по сообщению Геродота, занимают большую часть огромной равнины к востоку от Каспийского моря и от которых в VII в. до н.э. потерпел сокрушительное поражение персидский царь Кир; тиссагеты, обитавшие в лесах бассейна реки Оки, и тиррагеты - жители Поднестровья, и просто геты, обитавшие в низовьях Дуная.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Исидор Севильский

(570— 638 гг.)

ИСТОРИЯ ГОТОВ

HISTORIA GOTHORUM

1. Несомненно, что племя готов очень древнее; некоторые возводят его происхождение к Магогу, сыну Иафета, судя об этом по сходству последнего слога и заключая так, главным образом, из слов пророка Иезекииля. Ученые, напротив, привыкли чаще называть их «геты», чем «Гог и Магог» 3. Их описывают как очень храбрый народ, который стремился опустошить даже Иудею.

2. На нашем языке их имя истолковывается «покрытые», и этим указывается храбрость. И в самом деле, ни одно племя на земле не доставило Римской империи стольких хлопот, как они. Ведь их даже Александр велел избегать, их боялся Пирр, и Цезарь страшился. На протяжении многих веков ими правили сначала вожди, а затем цари. По порядку их царствования следует излагать последовательный ход событий и соединять куски из рассказов о том. под каким именем они правили и как действовали.

В данном отрывке существует одна определенная странность. Истолковывая слово «готы» как «покрытые» И. Севильский отмечает, что «и этим указывается храбрость». Естественно слово «покрытые» одновременно связать с понятием «храбрость» очень сложно. Так в чем же дело? А в том, что данное противоречие объясняется при помощи древнетюркских слов омонимов КАТ/ГАТ/КЕТ/ГЕТ:

КАТ/ГАТ – слой, прослойка, ряд, дойне, двойной, кратный и т.д.

Производное ГАТРАН/КАТРАН – смола, дёготь (материал для покрытия)

КАТ/ГАТ – твердость, крепость.

Как видно данные тюркские слова-омонимы разрешают непонятное выражение Исидора Севильского. А примеры с Древне-Тюркского словаря тоже интересны:

КАТ/КЕТ/КЕД/КЕЙ – 1)надевать, облачаться; 2) сильный, крепкий, стойкий, основательный

КЕДИМ – одежда, одеяние;

КЕДИМЛИГ – снаряженный, облаченный

КЕДЛЭН – обретать достоинство;

КЕДЮК – накидка из войлока;

ГАТАГ – сильный, громкий;

ГАТГЫ – крепкий, твердый, сильный;

ГАТЫГ - твердый, жесткий, крепкий.

Не знаю как здесь прикреплять файлы, но эти вышеназванные примеры можно обстоятельно узреть здесь, где их я выставил:

http://turan.info/forum/showthread.php?t=6185

http://forumka.az/index.php?showtopic=15821

А я еще добавлю.В украинском языке есть слово гонт-деревянная черепица, деревянное покрытие для строений.А есть, также как и в русском, слово готовый- будем трактовать как готовый к бою.А есть еще слово гонорый- гордый.Конечно, это заимствование из польского, но здесь никого не интересует, было ли слово заимствовано, или нет.А есть еще слово кат-то есть палач.Есть слово каток.Есть еще слово гатыты- то-есть лупить, бить.И слово с корнем гат-загачуваты, то-есть заграждать, перекрывать чем-нибудь (реку,канал и тд), прокладывать, чинить, закладывать.

Выбираем на любой вкус и считаем украинцев готами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А я еще добавлю.В украинском языке есть слово гонт-деревянная черепица, деревянное покрытие для строений.А есть, также как и в русском, слово готовый- будем трактовать как готовый к бою.А есть еще слово гонорый- гордый.Конечно, это заимствование из польского, но здесь никого не интересует, было ли слово заимствовано, или нет.А есть еще слово кат-то есть палач.Есть слово каток.Есть еще слово гатыты- то-есть лупить, бить.И слово с корнем гат-загачуваты, то-есть заграждать, перекрывать чем-нибудь (реку,канал и тд), прокладывать, чинить, закладывать.

Выбираем на любой вкус и считаем украинцев готами.

ваши примеры ничего не решают. Читайте тему внимательнее. Покрытые и храбрость. Эти понятия передаются только через тюркские омонимы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ваши примеры ничего не решают. Читайте тему внимательнее. Покрытые и храбрость. Эти понятия передаются только через тюркские омонимы.

Из приведенных Вами слов нужным в теме омонимом можно считать только

КАТ/КЕТ/КЕД/КЕЙ – 1)надевать, облачаться; 2) сильный, крепкий, стойкий, основательный

Из этого всего-кат еще не гот, нужно подгонять; надевать, облачаться-еще не покрытый(вот если было бы одетый, облачен-тогда другое дело);сильный, крепкий, стойкий, основательный-еще не храбрый.

Еще одна важная деталь-если летописец,который сказал, что покрытые указывает на храбрость,предполагал омоним-он должен был знать второе значение омонима, если таковой имелся в те времена- соответственно он привел бы как два разных значения.Но он указал покрытые как признак храбрости-здесь уже нужно разбираться с местными обычаями того времени.Может быть, храбрые воины или воинская аристократия носила накидки, может еще что-либо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из приведенных Вами слов нужным в теме омонимом можно считать только

Из этого всего-кат еще не гот, нужно подгонять; надевать, облачаться-еще не покрытый(вот если было бы одетый, облачен-тогда другое дело);сильный, крепкий, стойкий, основательный-еще не храбрый.

Еще одна важная деталь-если летописец,который сказал, что покрытые указывает на храбрость,предполагал омоним-он должен был знать второе значение омонима, если таковой имелся в те времена- соответственно он привел бы как два разных значения.Но он указал покрытые как признак храбрости-здесь уже нужно разбираться с местными обычаями того времени.Может быть, храбрые воины или воинская аристократия носила накидки, может еще что-либо.

ну сами подумайте как могут накидки свидетельствовать о храбрости когда для вас стойкий не является примером?

я привел всего лишь несколько модификаций и примеры из древнетюркских словарей. Кстати в древнеуйгурском языке этот омоним звучит в форме ГОТ/Д. Вот пример из современного азербайджано-русского словаря:

qatı

1) густой, не жидкий; 2) суровый, жесткий; 3) злостный, завзятый, махровый, отъявленный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слово "Готт" на немецком языке обозначает "Бог", произошло изначально, как "hот" - имеющий. По названию своего Бога произошло и самоназвание готтов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...