Перейти к содержанию
Ерлан

Алихан Букейханов

Рекомендуемые сообщения

Алихан Букейханов (каз. Әлихан Бөкейхан, дата неизвестна, 1866, Токраунская волость, Каркаралинский уезд, Семипалатинская область, Российская империя — Москва, СССР, 27 сентября 1937) — казахский общественный деятель, преподаватель, журналист, этнограф. Один из лидеров партии «Алаш», комиссар Временного правительства по Казахстану (1917).

Биография

Принадлежал к султанскому роду Букей (см. Букеевская Орда). Окончил Омское техническое училище, затем экономический факультет Петербургского лесотехнического института.

Относил себя к «западническому направлению» общественного движения казахской интеллигенции, которая «видит будущее киргизской степи в сознательном претворении западной культуры — в самом широком смысле этого слова» и «возьмёт за образец… в частности, Партию Народной Свободы» («Киргизы», в книге: Формы национального движения в современных государствах, СПб., 1910, с. 599).

Алихан Букейханов стал первым биографом Абая. Его статья «Абай (Ибрагим) Кунанбаев» - некролог казахского народного поэта в связи с характеристикой его творчества была напечатана в газете «Семипалатинский листок» в 1905 году. Затем с портретом Абая она печаталась в журнале «Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества» в 1907 году.

Член партии кадетов с 1905 г. В конце 1905 г. в Уральске на съезде делегатов 5 областей был одним из инициаторов попытки создания Киргизской (Казахской) конституционно-демократической партии. В январе 1906 арестован «как руководитель киргизского политического движения» (ЦГАОР, ф. ДП, 7 д-во, д. 2, ч. 39, л. 63); освобождён через 3 месяца. Член 1-й Государственной Думы. Подписал Выборгское воззвание (1906), призывавшее к гражданскому неповиновению. В 1908 г. арестован вновь, до 1917 г. пребывал в ссылке в Самаре. Член Самарского губернского комитета (создан в августе 1915) Партии Народной Свободы.

Имя Букейханова значилось в перечне имен Санкт-Петербургской масонской ложи «Полярная звезда». Основание самарской группы масонов совпадает по времени со встречей Букейханова с Керенским. Существует также мнение, что назначение в 1917 году Букейханова комиссаром Временного правительства по Казахстану произошло по воле масонского братства, оказавшегося у руля власти. Букейханов считал, что именно через масонство ему удастся достичь своих целей: вместе с Россией и под её патронажем добиться автономии Казахстана, включающей в себя собственный парламент, самоуправление, то есть право на управления финансами и наличие собственного законодательства и рядом других атрибутов самостоятельной государственности.

Но его пути с кадетами и масонами разошлись после февральской революции, поскольку он перестал находить поддержку среди них в самом главном вопросе — предоставление автономии казахскому народу, а также по другим принципиальным вопросам (землепользование и взаимоотношение государства и церкви). Свои мотивы он изложил в статье «Почему я вышел из партии кадетов», отметив в качестве сути расхождений стремление товарищей по партии и масонских «братьев» «сохранить империю при существующих границах».

Самоопределившись, А. Букейханов создает национальную политическую партию «Алаш», идейные предпосылки которой были заложены газетой «Казах», выходившей с 1913 года, которую он создал с Ахметом .Байтурсыновым и Миржакипом Дулатовым. Он участвовал в работе съезда сибирских автономистов в Томске, на котором было принято решение о предоставлении в составе Сибирской республики автономии казахам.

В декабре 1917 года по инициативе А. Букейханова на 2 Всеказахском курултае (учредительном съезде) была провозглашена Алашская автономия, то есть автономное государство казахов. Высшим органом власти стал Временный Народный Совет, которому было присвоено наименование «Алаш-Орда», а его председателем (президентом) — А. Букейханов.

В гражданской войне А. Букейханов и алашординцы были по «ту сторону баррикад» вместе с сибирскими правителями почти до конца 1919 года, когда они оказались один на один с упрочившей свои позиции новой властью. Алашординцам пришлось пойти на единственно приемлемое, хотя и чрезвычайно тяжелое решение — войти в соглашение с идейными и политическими противниками в обмен на декларативное обещание сохранения национальной автономии. Букейханов вынужден был в этих условиях отказаться от активной политической и государственной деятельности. Он считал противозаконной акцию Ленина и большевиков по вооруженному захвату власти. С её осуждением он выступил в статье «Общесибирский съезд», опубликованной в 1917 году в газете «Сарыарка».

Алихан Букейханов незадолго до начала репрессий и в день расстрела

Поскольку идея автономии не отвергалась Советской властью, А. Н. Букейханов счел для себя возможным на легальной основе работать в сфере культуры. Платформа марксизма и экономического материализма, казалось ему, давала условия для критического подхода к национальной политике, и к методам насаждения социализма. Но деятельность А. Букейхана была расценена не просто как оппозиция и инакомыслие, а как «контрреволюционная борьба против советской власти». Достигнутый между большевиками и «Алаш-ордой» компромисс был впоследствии большевиками отброшен, а лозунг «алашординец-националист» стал основой репрессий против казахской интеллигенции.

В 1920-1930-е годы трижды арестовывался органами НКВД. 27 сентября 1937 года осужден ВКВС за принадлежность к «террористической организации» и в тот же день расстрелян.

Самое принципиальное в политическом наследии А.Букейханова - идея национально-государственного самоопределения, она была выношена им и его соратниками, которые отдали все силы на её претворение, провозгласив в декабре 1917 года государство "Алаш-Орда", и в конечном счете поплатившись за это собственной жизнью.

Труды

* Букейханов А. Киргизы.Формы национального движения в современных государствах. ( Под ред.А.И.Костелянского), СПб, 1910.

* Kazakh on Russians before 1917. A Bukeykhanov, M. Dulatov, A, Baytursun, T, Ryskulov //Society for Central Asian Studies. Reprint series. No. 5.-Oxford, 1985.

* Букейханов А. Шыгармалары (Сочинения). - Алматы: Жалын, 1994.

* Букейханов А. Шыгармалары. - Алматы: Казак энциклопедиясы, 1995.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да действительно в Википедии ошибочка, только щас заметил. Тот Букей от Нуралы из Абулхаировской ветви. Один Бокей хан Барак улы. Другой Бокей хан Нуралы улы. И оба смыкаются только лишь на Жаныбек хане.

Ереке, читай уж книжки лучше, забыл бы ты адрес этой "Уикипедии" ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Steven Sabol пишет (Russian Colonization and the Genesis of Kazak National Consciousness, Palgrave Macmillan, 2003, с.143-144),

что среди казахов единственным политическим оппонентом Алаш орды была партия Уш Жуз, цели которой, как ни странно, мало чем отличались от целей партии Алаш, но Уш Жуз быстро вошла в число союзников русских (и русскоязычных) большевиков, и выдвинула своих кандидатов в Учредительное Собрание в декабре 1917 года. Одним из этих кандидатов был Сакен Сейфуллин. Газета Сары-Арка опубликовала результаты этих выборов. В Петропавловском уезде за Алаш проголосовало 26 814 голосов, за Уш Жуз только 36. В Семипалатинском уезде Алаш получила 58 300, а Уш Жуз - только 1. В Омском уезде результаты были похожими - 16200 за Алаш, и 300 - за Уш Жуз.

...После провала на выборах партия Уш Жуз провозгласила, что она принимает большевистскую программу. Она призвала казахов отвергнуть требование Алаш об автономии, не давать молодых людей в создаваемую Алаш милицию, не давать им ни копейки денег. В январе 1918 года Алиби Джангильдин (крещенный казах - по крещению был назван Иван Степнов - прим.А.) пообещал Сталину создать про-большевистские силы в Тургайской области чтобы подорвать усилия Алаш по созданию автономии. В течение весны соперничество политических властей в степи означало то, что превалировали анархия и насилие. В марте 1918 года газета "Сары Арка" сообщила, что типография Алаш былa разгромлена, что вынудило газету "Казах" закрыться. Статья критиковала большевиков за это нападение, в частности роль Джангильдина...

БСЭ, I изд., статья "Казахская Советская социалистическая республика" гл.V "Исторический очерк"

с.595 ...В период гражданской войны партия Алаш примкнула к российской контрреволюции, провозгласила автономию под именем Алаш, организовало правительство под названием Алаш-Орды и пыталась укреплять свои органы власти на местах при поддержке русских контрреволюционеров... (Прим.: Алаш - общеказахский средневековый клич) с.596 ...В декабре 1917 г. алаш-ординское правительство окончательно сформировалось во главе с А.Букейхановым...

с.597...Поражение Дутова и Колчака и продвижение Красной Армии на территорию К. вынуждают Алаш-Орду переменить фронт. Советская власть объявляет амнистию всем деятелям Алаш-Орды при условии их безоговорочной капитуляции, прекращения борьбы против Советской власти. Западное отделение Алаш-Орды после разгрома Дутова вело еще некоторое время переговоры с реввоенсоветом Туркфронта, но с прибытием частей Красной Армии эта часть Алаш-Орды также капитулировала. 10/VII 1919 г. постановлением Совнаркома РСФСР образован Рев.комитет Киргизского края... с местопребыванием в Оренбурге. 20/VIII постановлением ВЦИК РСФСР образована автономная Киргизская ССР (первоначальное название Казахской ССР)

Британская энциклопедия. Макропедия. Статья "Union of Soviet

Socialist Republics" c.1089:

"...Этот русско-казахский "диалог" был обречен из-за государственной политики заселения крестьянами из европейской части России и Украины казахской степи, где сельскохозяйственные поселения в широких масштабах могли осуществляться только путем сокращения площадей, предназначенных для пастбищ скота кочевников и путем ограничения их сезонных миграций. В 1867-68 гг. на северо-западной окраине Казахской степи имели место яростные протесты против присутствия колонистов; но этого не было до последней декады века, когда движение набрало полную силу с прибытием более чем 1.000.000 крестьян, что привело в результате к неизбежной экспроприации казахских пастбищных земель и жестоким конфликтам между казахами и непрошенными гостями. В конце концов, в 1916 г., во время I мировой войны, казахи, доведенные до отчаяния потерей своих земель и жестокостью военной администрации, восстали, протестуя против закона, предписывающего нерусские народы империи отбывать воинскую повинность в виде принудительных работ. Это восстание носило характер народного взрыва, в ходе которого много колонистов, и гораздо больше казахов и киргизов было убито. Восстание было подавлено с предельной жестокостью и более 300.000 казахов, как предполагается, бежали через китайскую границу.

С крушением царского правления, европеизированная казахская элита организовала партию Алаш-Орда, как средство выражения своих стремлений к региональной автономии. Выяснив в ходе гражданской войны в России, что "белые" непримиримо относятся к этим их устремлениям, казахи связали свою судьбу с "красными". После гражданской войны казахам было дано согласие на создание собственной республики, в которой, в течение первых нескольких лет лидеры Алаш-Орды удерживали доминирующие позиции и были активны в защите казахских интересов; после 1924 г. однако, прямая конфронтация с коммунистической партией стала интенсивной и в 1927-28 гг. они были ликвидированы как "буржуазные националисты".

История казахов первой половины 20-го века была мрачной - экспроприация пастбищных земель при царях, кровавое восстание и репрессии 1916-го, потери в гражданской войне и в результате голода 1921-го, политические чистки интеллигенции в 1927-28 гг., коллективизация 1930-х и дальнейшая крестьянская колонизация после Второй мировой войны."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алихан Букейхан был расстрелян в тот же день, когда вынесли приговор

С.Аккулыулы

00:13 17.11.2009

http://rus.azattyq.org/content/alikhan_bukeikhan_alash_orda_leader/1875884.html

Национальный лидер казахов начала 20-го века Алихан Букейхан был осужден и расстрелян в сентябре 1937 года в Москве. Однако спецслужба России, правопреемник НКВД-КГБ СССР, не называет место его захоронения.

1258405980.jpg

На фото: Слева - Глава правительства национально-территориальной автономии Алаш-Орда Алихан Букейхан. Алихан Букейхан перед расстрелом в Бутырской тюрьме. Москва, 1937 год.

АРХИВНЫЕ НАХОДКИ

В истории освободительного движения Казахстана последних двух столетий присутствуют две знаковые исторические фигуры. Каждый из них возглавлял национально-освободительную борьбу казахов в разные исторические периоды, но оба не нашли последнее успокоение на родине.

Имя первого - Кенесары хан, о котором речь шла в предыдущем материале по итогам поездки корреспондента радио Азаттык в Санкт-Петербург. Вторым является Алихан Букейхан. Прах Кенесары утерян где-то в России, а где похоронен Алихан – в Москве, где он, по официальной версии, расстрелян, или в одном из многочисленных ГУЛАГов – неизвестно.

Поиск архивных и других документов, свидетельствующих о жизни и деятельности Алихана Букейхана, лидера национально-освободительного движения казахов конца 19-го - начала 20-го века, а также о его дальнейшей судьбе после ареста и осуждения к расстрелу в сентябре 1937 года, являлся одной из целей поездки корреспондента радио Азаттык в Санкт-Петербург.

Как и предполагалось, в Центральном государственном историческом архиве (ЦГИА), в котором хранится архив бывшего Императорского лесного института, ныне Санкт-Петербурской государственной лесотехнической академии имени Кирова, нашелся ряд

новых документов, касающихся учебы Алихана Букейхана в этом заведении.

В частности, "прошение А. Н. Букейхана о зачислении его в студенты С.-Петербурского лесного института, написанное им собственноручно 20 июля 1890 года". Под заявлением стоит подпись: "Техник Алихан Нурмухамедов Султан Букейханов".

В деле мы не обнаружили ни одного фотодокумента, где он мог быть изображен в студенческие годы, как это было в случае с Мустафой Шокаем. Хотя в своем прошении он писал, что прилагает помимо прочих необходимых документов "две фотографические карточки".

Вторым важным новым документом, хранящимся в этом деле, является аттестат об окончании, как следует из документа, "Алиханом Нурмухамедовым Султаном Букей-Хановым" С.-Петербурского Лесного института и о присвоении ему звания ученого-лесовода

второго разряда.

Здесь необходимо разъяснить, что под "султаном" подразумевается не его имя или отчество, а его высочайший титул, то есть его принадлежность к роду Чингизхана, к потомкам Джучихана, от которого берет свое начало казахский род торе-султанов, иначе говоря чингизидов.

Далее в деле Алихана Букейхана имеется еще ряд других документов, которые существенно дополняют его биографию, помогут лучше раскрыть образ и характер будущего казахского национального лидера. Но нам хотелось бы остановиться на более важном моменте его жизни. В частности, на судьбе Алихана Букейхана после его ареста и осуждения к расстрелу.

Большинство документов, которые публикуются впервые на сайте радио Азаттык, принадлежит архиву Федеральной службы безопасности Российской Федерации, правопреемнику НКВД - КГБ СССР.

Автор выражает благодарность руководству Комитета национальной безопасности Казахстана за содействие в получении этих документов, свидетельствующих о самых кровавых страницах отечественной истории. Автор также благодарит Василия Полуляха, сотрудника КНБ Казахстана, который непосредственно вручил копии документов.

Однако, предоставив из своего архива эти документы (замечу, что ряд документов, присланных ФСБ, были предоставлены лишь для обзора и чтения), которые были недоступны никому более полувека, спецслужбы России скрыли свою самую главную – последнюю тайну. Но на этой тайне бывшего НКВД - КГБ мы остановимся чуть позже.

АРЕСТ И ОБЫСК

Начну с небольшой предыстории. С октября 1922 года по 27 сентября 1937 года бывший глава правительства национально-территориальной автономии Алаш-Орда Алихан Букейхан (именно так он указывал свое имя в своем последнем научном труде в 1927 году) жил и работал в Москве.

В Москву он доставлен под конвоем по прямому указанию председателя Совета народных комиссаров Владимира Ленина, где, как ни

странно, его ожидала не тюремная камера, а семикомнатная квартира по адресу Большой Кисловский переулок, дом 4, квартира № 15.

История свидетельствует, что этот дом в свое время граф Шереметьев подарил своему управляющему. После октябрьского путча, вплоть до 1930-х годов, в нем жили вожди советской власти, которые позже перебрались в Кремль. К моменту ареста Алихана Букейхана его семикомнатная квартира была превращена уже в семь коммунальных. Кстати, они существуют по сей день.

Алихан Букейхан был арестован в последний раз и заключен в Бутырку 26 июля 1937 года, о чем свидетельствует первый документ из архива ФСБ - ордер под № 3640. Его квартира, точнее то, что от нее осталось (угловая комната), была подвергнута обыску.

Вся его обширная переписка с бывшими соратниками как по национальному движению Алаш, так и по движению по внедрению земства в Сибири и Казахстане, а также коллегами, русско-советскими учеными С. П. Швецовым, С. Ф. Ольденбургом, С. И. Руденко и другими, в том числе близким соратником "вождя мирового пролетариата" В. Д. Бонч-Бруевичем, была изъята в качестве свидетельств его "преступных деяний".

Также конфискованы, во-первых, вся его богатейшая библиотека, во-вторых – рукописи его новых научных исследований по казахской истории, литературе, языку, литературные и другие переводы, которые Алихан Букейхан, надо полагать, надеялся когда-нибудь опубликовать.

Следов конфискованного имущества, самое главное - библиотеки и рукописей Алихана Букейхана, найти невозможно. Как это было обычным явлением в те годы, изъятые ценные вещи и имущество арестованных разбирались сотрудниками НКВД в личную пользу.

ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО

Следующим документом является анкета арестованного. Если сравнить почерки в анкете и вышеприведенном заявлении ("прошении"), то не остается сомнения, что данный документ заполнен самим Алиханом Букейханом. Из анкеты можно почерпнуть немало полезной

информации о самом Букейхане и его деятельности после 1917 года, а также и о его детях.

КНБ Казахстана выдал автору этих строк копии не всех документов. Несколько важных документов, в частности протоколы допроса и судебного следствия, были представлены лишь для ознакомления, из них, правда, можно было сделать выписки.

Как зафиксировано в протоколе судебного следствия, у Букейхана пытались получить информацию о его связях, как может догадаться наш читатель, с действующими руководителями Казахстана в 1937 году. Какие последствия могло иметь его "признание" в связях с ними, думаем, общеизвестно.

Но несмотря на многомесячные допросы следователей НКВД с пытками в Бутырке, несмотря на короткое, но утомительное судебное заседание "тройки" и несмотря на свой пожилой возраст - Алихан Букейхан был непреклонен. Он честно и открыто признался лишь в одном.

Когда ему предоставили последнее слово перед вынесением приговора, в однозначно обвинительно-осуждающем характере которого он не сомневался, он произнес короткую, но очень емкую фразу, в которой не было ни раскаяния, ни мольбы о пощаде: "Я не любил Советскую власть, но – признал!" Тогда ему шел 72-й год.

РАССТРЕЛ

Далее уже следует и сам приговор - очередной и привычный вердикт печально известной "тройки" из Военной Коллегии Верховного суда СССР от 27 сентября 1937 года, приговорившей Букейхана, как дословно написано в документе, "к высшей мере уголовного

наказания – расстрелу".

Если внимательно присмотреться к этому акту правосудия "по-советски", то несложно заметить, что имена председательствующего закрытого судебного заседания в Москве (в оригинале) "Диввоенюриста т.Голикова, членов: Бригвоенюриста т. Ждан и Военного юриста І ранга т. Кандыбина и секретаря военного юриста 2 ранга т. Кудрявцева", а также имя обвиняемого Букейхана отпечатаны на машинке, а само содержание приговора написано от руки: небрежно, размашисто и на скорую руку.

Все это свидетельствуют о том, что осуждение по пресловутой 58-й статье "Враг народа" и расстрелы были поставлены на поток.

Однако и это еще не все: это не самое печальное, что творилось при сталинском режиме. Об этом свидетельствует последний документ из архива ФСБ.

В справке под грифом "секретно" говорится: "Приговор о расстреле Букейханова Алихана Нурмухамедовича приведен в исполнение в гор. Москве 27 сентября 1937 года. Акт о приведении приговора в исполнение хранится в 1 спецотделе НКВД СССР: том № 2, лист № 283. Нач. 12 отд-ния 1 спецотдела НКВД СССР лейтенант госбезопасности Шевелев. Подпись".

Приговор о расстреле Алихана Букейхана был вынесен 27 сентября 1937 года и он исполнен в этот же день – 27 сентября 1937 года. Где он похоронен, на каком даже кладбище, или в каком массовом захоронении – неизвестно. ФСБ России не дает на этот вопрос никаких сведений.

Так канули в безвестность останки еще одного лидера казахского национального движения. Впрочем сталинские репрессии загубили жизни десятков тысяч казахстанцев. Почти в каждой семье не обошлось без арестов, ссылок и тюремных заключений в варварских условиях на долгие годы. Где нашли последнее успокоение десятки тысяч людей – неизвестно. В обретшем независимость Казахстане поиски правды о сталинских репрессиях сейчас ограничиваются инициативами отдельных ученых и энтузиастов. Преступление коммунистической системы было открыто, но не наказано.

Султан-Хан АККУЛЫУЛЫ

Источник - Радио Азаттык

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Найдены новые сведения об Алихане Букейхане и Ахмете Байтурсынулы

18.11.2009

Султан-Хан АККУЛЫУЛЫ

http://rus.azattyq.org/content/Alikhan_Bukeikhan_Akhmet_Baitursynuly/1880722.html

CAF8A399-9C5C-41DA-B208-9F7530251129_mw800_mh600.jpg

Лидеры партии «Алаш» Ахмет Байтурсынулы (слева), Алихан Букейхан (в центре) и Миржакып Дулатов (справа).

Поиски радио Азаттык в архивах и библиотеках Санкт-Петербурга завершились несколькими находками. Нашелся чудом сохранившийся номер «Иртыша» - одной из трёх газет, которые редактировал Алихан Букейхан.

ОМСКИЕ ГАЗЕТЫ БУКЕЙХАНА

Национальный лидер казахов начала 20-го века Алихан Букейхан в 1906 - 1907 годах издавал и редактировал газеты «Иртыш», «Омич» и «Голос степи» (Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, Новый энциклопедический словарь, том 8. 1908 год. СПб.). Причем эти газеты появлялись и большей частью также исчезали, и не по прихоти издателя и редактора, именно в таком порядке.

Непосвященному читателю может показаться странным, что редакторами всех названных изданий фигурируют совершенно другие люди. Например, по данным справочников Отдела газет Российской государственной библиотеки, в первых январских номерах газеты «Голос степи» редактором-издателем был указан Д. В. Иванов, уже в февральских номерах издателем-редактором являлся В. В. Кирьяновъ, а газеты «Иртышъ» - И. А. Поваренныхъ. Редактором же газеты «Омич» числилась некая В. И. Вереденко.

Но здесь с однозначным выводом не стоит торопиться, так как все три издания имели сложную судьбу. Впрочем, как и сам фактический

Алихан Букейхан, национальный лидер казахов. Москва, 1935 год.

издатель-редактор Алихан Букейхан, если судить по «Новому энциклопедическому словарю».

Дореволюционный русский «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона имел репутацию одной из лучших в мире универсальных энциклопедий. Он не только не уступал немецкому «Брокгаузу», французскому «Ларуссу» или английской «Британнике» в то время, но в чем-то и превосходил их, отличаясь широтой тематического охвата и глубиной изложения новейших (на начало 20-го столетия) научных сведений.

Начиная с 1908 года, и как раз с 8-го тома, сам Алихан Букейхан состоял членом редакционной коллегии энциклопедии, до 22-го тома включительно. И здесь приписка или ошибка с его редактированием сразу трех периодических изданий не могла быть по определению.

Самое интересное в другом. В конце июля 1906 года в Омске появляется первый номер газеты «Иртыш», и, когда она была закрыта по распоряжению Степного генерал-губернатора Сухотина «на весь период действия военного положения за ее «вредную направленность», в конце ноября этого же года читателям тут же предлагается новая газета.

Век газеты «Омич», первый номер которой вышел буквально вслед за закрытием «Иртыша» («Омич» по сути та же газета, но под другим названием), был еще короче. Было выпущено буквально несколько десятков ее номеров, тогда как читатели «Иртыша» успели получить более 74 номеров.

Она издавалась по следам «Иртыша» с ноября 1906 года до конца декабря того же года, пока, по выражению Алихана Букейхана, «степной сатрап русского императора» генерал Сухотин снова не распорядился закрыть и ее с той же формулировкой и на тот же неограниченный срок.

Газета «Голос степи» начала выходить с 1 января 1907 года и прекратила свое существование после 42-го номера - в конце февраля, что совпадает как раз с тем временем, когда Алихан Букейхан особым присутствием санкт-петербурского суда был осужден на три месяца тюрьмы за подписание знаменитого «Выборгского воззвания» и, добровольно приехав в Семипалатинск, отбывал наказание в тюрьме.

Правда, не три месяца, в соответствии с решением столичного суда, а все восемь. Затем он был вовсе сослан в ссылку в Самару вплоть до Февральской революции 1917 года. Хотя, справедливости ради надо сказать, политическая ссылка не была помехой лидеру казахов часто, но тайно посещать Санкт-Петербург.

Все три газеты имели обширную и, надо подчеркнуть, стабильную аудиторию читателей, значительная часть которых, судя по объявлениям, размещенным в этих же изданиях, получала газеты по подписке. Вот и сами объявления:

«Вместо газет «Иртышъ» и «Омичъ» с 1 января 1907 года открыта подписка на газету «Голосъ степи» (Орфография сохранена.)

«Подписчикамъ газеты «Иртышъ» и «Омичъ». Подписчикамъ газетъ «Иртышъ» и «Омичъ» высылается «Голосъ степи», и деньги будутъ зачтены за соответствующій подписной плате срокъ».

Эти два объявления, размещенные во всех номерах газеты «Голос степи», говорят сами за себя. И если в содержании этих объявлений есть какая-то странность, то она не ограничивается лишь ими.

Следующая странность: несмотря на то, что редакторами разных по названию газет де-юре числились абсолютно разные люди, их конторы и редакции располагались по одному адресу, даже номер телефона был один и тот же: «Омскъ, уголъ Тобольской и Екатерининской, домъ Дудоладовой. Телефонъ № 234».

И не менее интересный факт заключался в том, что все те лица, указанные как редакторы, реально существовали и при этом жили именно в Омске. Например, Иван Аксентьевич Поваренных являлся адвокатом и другом Алихана Букейхана. Неудивительно, что однажды генерал-губернатор Сухотин выслал его из Омска только за то, что он помог одному казаху написать жалобу.

На резонный вопрос: почему же Алихан Букейхан, де-факто редактируя эти газеты, не указывал в них собственное имя, ответ найдем в его же статье, опубликованной в газете «Степной піонеръ» 11 августа 1906 года.

В статье «Обыватель-критиканъ» он писал: «…воспрещеніе легализировать всякое сообщество, разъ оно учреждается кемъ либо изъ бывшихъ членовъ думы. …Тутъ огульное воспрещеніе общественной деятельности и только потому… былъ членомъ думы!..»

Нелишне напомнить, что Алихан Букейхан в июне 1906 года был избран депутатом первой Государственной думы от Семипалатинской области. И вернувшись в Омск после разгона думы, он приступил к изданию газеты, на страницах которой подверг критике действия нового премьер-министра Петра Столыпина.

Что же касается самих изданий, то больше всего пострадала газета «Омич», все без исключение номера которой были конфискованы царской администрацией и уничтожены. Из более 74 номеров «Иртыша» чудом сохранились лишь два: номер19 хранится в Российской государственной библиотеке в Химках, номер 36 от 2 сентября 1906 года обнаружен в Санкт-Петербурге.

СТАТЬЯ ПОД ПСЕВДОНИМОМ «V»

Большая надежда во время наших исследований возлагалась на Российский государственный исторический архив (РГИА) в Санкт-Петербурге (РГИА не путать с ЦГИА, где хранится дело Мустафы Шокая), в котором по справочникам как РНБ (Санкт-Петербург), так и РГБ (Москва), имеются ссылки на фонды Главного управления по делам печати.

337B7720-6A8F-41A4-9CB1-824DA2659267_mw800_s.jpg

Экземпляр газеты «Голос степи» от 13 января 1907 года, которую редактировал и издавал Алихан Букейхан. Копию газеты предоставил Газетный отдел Российской национальной библиотеки в Химках (Москва).

Однако выяснилось, что в фонде номер 776 за 1906 год, под названием «Об издании газеты «Иртыш», и в деле номер 39 этого же фонда за 1907 год, под названием «С отчетами о периодической и неповремененной печати», хранится лишь бюрократическая переписка Главного управления по делам печати, или, иначе говоря, царской цензуры, с администрацией Степного края об основаниях для закрытия указанных изданий. Подшивок или хотя бы отдельных экземпляров конфискованных номеров ни «Иртыша», ни «Омича» в фонде не оказалось.

В обнаруженном в БРАН 36-м номере редактор Алихан Букейхан опубликовал две статьи. Одна размещена в редакторской колонке, как правило, без подписи. Вторая – под названием «Къ петиціямъ киргизъ» (речь идет о знаменитой «Каркаралинской петиции» казахов 1905 года) под его очередным псевдонимом «V». Хотя этим псевдонимом он пользовался в исключительных случаях.

И очень показательно, что латинской буквой «V», являющейся еще и знаком победы, Алихан Букейхан подписывал свои многочисленные статьи и заметки в самые драматические периоды своей жизни – во время столыпинской реакции 1906 - 1910 годов и на начальном этапе массовых сталинских репрессий 1922 - 1927 годов.

«ЛИЦОМ К ЛИЦУ С НУЖДОЮ»

В 77-м номере «Иртыша» от 26 октября 1906 года Алихан Букейхан опубликовал открытое письмо казахам Семипалатинской и Акмолинской областей с просьбой помочь «юноше Баскудукской волости, Павлодарского уезда, Семипалатинской области Нуху Абдул-

Галиму Рамазанову, окончившему семипалатинскую мужскую гимназію, продолжать свое ученье въ одномъ изъ университетовъ Россіи».

FB7AC812-932C-4388-88A3-E885AD2640E0_mw800_s.jpg

Экземпляр газеты «Иртыш», которая выходила под редакцией Алихана Букейхана примерно с августа по конец ноября 1906 года в Омске. №19 газеты хранится в Российской государственной библиотеке в Химках, №36 от 2 сентября 1906 года обнаружен в Санкт-Петербурге в библиотеке Российской Академии наук (БРАН).

Судя по письму, «Рамазановъ, отецъ его, бедный киргизъ изъ рода Бука-Кубыръ (Басентіинъ)... въ Павлодаре и въ Омске дважды обращался к господину степному генералъ-губернатору Надарову. Онъ отказалъ ему въ выдаче стипендіи изъ киргизскихъ суммъ».

«Рамазановъ поехалъ въ Петербургъ. Къ январю 1907 года онъ окажется лицомъ къ лицу съ нуждою. Казахи, дети Алаша, вы обязаны его поддержать! Было бы нелепо, если милліонное население киргизъ Семипалатинской и Акмолинской областей не сумело воспитать киргиза-юношу въ университете», - призывал своих земляков Алихан Букейхан.

Далее автор указал, что «деньги можно перевести по следующимъ адресамъ: «Петербургъ. Академия наукъ, непременному секретарю ее Сергею Федоровичу Ольденбургу... и Омскъ, въ контору редакции газеты «Иртышъ» для Нухъ Рамазанова».

Это письмо Алихана Букейхана, подписанное его настоящим именем, взято не из газеты «Иртыш», где оно опубликовано изначально, а из перепечатки в другой газете. Но упомянутое имя непременного секретаря Академии наук, академика С. Ф. Ольденбурга послужило поводом для дальнейшего поиска.

В результате наших поисков в отделе рукописей Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге, как предполагалось, ни переписка Сергея Ольденбурга и Алихана Букейхана (они продолжали поддерживать дружбу и как бывшие партийцы, и как ученые даже при Советской власти), ни научные труды Алихана, ни фотографии, на которых они были бы изображены вместе или врозь, ни другие документы не были обнаружены.

Но в личном фонде Сергея Федоровича Ольденбурга нашлись две неизвестные ранее фотографии Ахмета Байтурсынулы, что явилось немалым утешением.

ДВЕ НЕИЗВЕСТНЫЕ ФОТОГРАФИИ БАЙТУРСЫНУЛЫ

На обороте обеих фотографий нет никаких надписей или списка имен людей, изображенных на них, кроме этой, написанной, вероятно, рукой самого Сергея Ольденбурга: «Всесоюзный съезд научных работников. 1927 год. Февраль 5-13».

1AD6007F-B57C-4349-A92D-72F94B1689E0_mw800_s.jpg

Участники Всесоюзного съезда научных работников. Слева третьим в пенсне сидит Ахмет Байтурсынулы. В этом же ряду через неизвестного человека в очках – академик Сергей Ольденбург. На обороте фотодокумента стоит надпись: «Всесоюзный съезд научных работников. 1927 год. Февраль 5-13».

На первой фотографии сидящего Ахмета Байтурсынулы, в пенсне, не спутать ни с кем. В этом же ряду, через незнакомого нам в очках человека, сидит академик Сергей Ольденбург. Остальные неизвестны.

На второй фотографии эта же группа, фактически в том же составе, уже на ступеньках у входа неизвестного величественного здания, очень напоминающего здание прежней Императорской академии наук России в Санкт-Петербурге. На ней казахский ученый Ахмет Байтурсынулы стоит за спиной Сергея Ольденбурга – чуть правее и на ступеньку выше.

К сожалению, кроме даты фотосъемки, нам неизвестно, где были сделаны эти фотографии – в Москве или (тогда уже) Ленинграде? Все же, без тени сомнения, можно сказать одно: знакомству двух выдающихся ученых - Ахмета Байтурсынулы и Сергея Ольденбурга - содействовал Алихан Букейхан.

B110F73C-84B5-43A6-BD00-B5BD5F17CFBF_mw800_s.jpg

Участники Всесоюзного съезда научных работников у входа неизвестного, но напоминающего здание прежней Императорской академии наук России в Санкт-Петербурге. На ней казахский ученый Ахмет Байтурсынулы стоит за спиной Сергея Ольденбурга – чуть правее и на ступеньку выше.

НЕПРИЗНАННЫЙ УЧЕНЫЙ-ЭНЦИКЛОПЕДИСТ

Алихан Букейхан являлся выдающимся казахским ученым-энциклопедистом, основоположником казахского краеведения, автором ряда фундаментальных научных трудов, очерков и десятков статей и заметок по истории Казахстана, антропологии, земледелию, животноводству, литературе и другим отраслям знаний.

Он состоял действительным членом Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества (ИРГО), с 1902 года - членом распорядительного комитета ИРГО, Омского отдела Московского общества сельского хозяйства (ООМОСХ), профессором Ленинградского государственного университета (примерно в 1925 - 1927 годах), экспертом по Казахстану Особого комитета Академии наук СССР.

С 1894 по 1926 годы принимал участие в работе четырех научно-исследовательских экспедиций: экспедиции, известной как «Тобольская»; экспедиции под руководством В. А. Щербины; статистико-экономической экспедиции под руководством С. П. Швецова; а также (в 1926 году) антропологической экспедиции Академии наук СССР.

Алихан Букейхан поддерживал дружеские отношения со многими видными учеными, такими как академики С. П. Швецов, С. Ф. Ольденбург, А. Е. Ферсман, С. И. Руденко, С. Ф. Баранов.

Забегая вперед, отметим, что журналистские расследования радио Азаттык в архивах и библиотеках Санкт-Петербурга увенчались несколькими находками и в отношении другого лидера казахов 20-го столетия – Мустафы Шокая. Найдены новые документы об его студенческой юности, об его контактах с Алиханом Букейханом, когда один из них оказался в эмиграции по Франции, а другой остался по эту сторону железного занавеса, в Совдепии. Но об этом – в следующей нашей статье.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алихану Букейхану, лидеру движения «Алаш», 5 марта исполнилось 145 лет

Букейханов Алихан Нурмухамед-улы родился в Каркалинском районе Карагандинской области 5 марта 1866 года, расстрелян в Москве 27 сентября 1937 года. Учился в Омском техническом училище, на экономическом факультете лесотехнического института в Санкт-Петербурге, после завершения которого вел в Омском училище лесного хозяйства педагогическую и научную работу.

В 1903 году в Петербурге вышел 18 том собрания под общим названием "Россия. Полное географическое описание нашего края". В этом томе, посвященном Казахстану, одним из авторов был Букейханов, написавший раздел "Распределение населения киргизского (т. е. казахского) края по территории, его этнографический состав, быт и культура". В этом разделе он дал общую характеристику культуры казахского народа, привлекая материалы "народной литературы", остановившись в особенности на анализе поэмы "Козы-Корпеш и Баян". Примечательно то, что он специально выделяет Абая, высоко оценивая его как "представителя нового течения" в казахской поэзии. Букейханов и позже старался представить Абая русскому читателю, и это не случайно, поскольку поколение интеллигентов-казахов начала XX в., ратовавших за государственное самоопределение казахского народа, всячески подчеркивало свое идейное родство с Абаем, стремилось широко освоить культурное наследие прошлого как стимул к пробуждению и развитию национального самосознания.

В 1904 году Букейханов работал в составе экспедиции Ф.А.Щербины, подготавливавшей материалы к широкому переселению русских крестьян на земли казахов. С 1905 года состоял в конституционно-демократической партии, провел собрание в Уральске и Семипалатинске с целью организации казахского отделения партии кадетов. В 1905 году участвовал в Каркалинском движении протеста против притеснений царизма, организовал подписи 14500 человек под петицией, известной как Каркалинская петиция. В 1905 г. по Семипалатинскому округу был избран депутатом в Первую Государственную Российскую думу, участвовал в составлении документа, названного Выборгским манифестом, осуждающим роспуск царской Думы. За интенсивную деятельность против колониальной политики царского самодержавия сидел в тюрьмах Семипалатинска и Павлодара. В 1905-1907 годах работал в кадетских газетах "Иртыш", "Омич", "Голос" в качестве редактора. В 1910-1914 годах пишет ряд научных статей в "Новом энциклопедическом словаре", в сборнике "Формы национального движения в современных государствах" статью "Казахи". Крупной вехой в стремлении разбудить национальное самосознание казахов и организации среди них учебно-просветительской деятельности стало издание газеты "Казак", в чем приняли участие наряду с А.Букейхановым А.Байтурсынов и М.Дулатов. Это было замечательное трио, обозначившее рождение демократической, патриотической и прогрессивной казахской интеллигенции. Под псевдонимом "Кыр баласы" ("Сын степей", "Степняк") он опубликовал в газете "Казак" статьи "Думские партии", "Дума и казахи", "Август Бебель". В 1916 году Букейханов возглавил отделение отсталых народов всероссийского земского съезда. Идея земства как широкого местного самоуправления, существующего наряду с центральной властью и ее существенным образом дополняющая - важный элемент политической программы Букейхана. Имеются сведения, что его имя значится в перечне имен Санкт-Петербургской масонской ложи "Полярная звезда". Основание самарской группы масонов совпадает по времени со встречей Букейханова с Керенским. Существует также мнение, что назначение в 1917 году А. Н, Букейханова комиссаром Временного правительства по Казахстану произошло по воле масонского братства, оказавшегося у руля власти. Основанная в .1910 году ложа "Малая медведица" иначе называлась "организацией Керенского". Масонское движение, возникшее в России после 1905 года, имело тесные контакты с французским масонством. Как правило, назначения местной администрации при Керенском определялись масонскими связями, благодаря которым рекомендовались прежде всего "братья". Масонская организация как и буржуазные партии, в которых она имела влияние, ставила целью свержение самодержавия и захват политической власти. А.Н.Букейхан считал, что именно через масонство ему удается достичь своих целей: вместе с Россией и под ее патронажем добиться автономии Казахстана, включающий в себя собственный парламент, самоуправление, т.е. право на управления финансами и наличие собственного законодательства и рядом других атрибутов самостоятельной государственности.

Но его пути с кадетами и масонами разошлись после февральской революции, поскольку он перестал находить поддержку среди них в самом главном вопросе - предоставление автономии казахскому народу, а также по другим принципиальным вопросам (землепользование и взаимоотношение государства и церкви). Свои мотивы он изложил в статье "Почему я вышел из партии кадетов", отметив в качестве сути расхождений стремление товарищей по партии и масонских "братьев" "сохранить империю при существующих границах".

Самоопределившись, А. Н. Букейхан создает национальную политическую партию "Алаш", идейные предпосылки которой были заложены газетой "Казах", выходившей с 1913 года. В декабре 1917 года по инициативе А. Букейхана на П Всеказахском учредительном курултае была провозглашена "Алаш-орда", т. е. автономия казахов. Он участвовал в работе съезда сибирских автономистов в Томске, на котором было принято решение о предоставлении в составе Сибирской республики автономии казахам.

В гражданской войне, развязанной большевиками, А.Н.Букейхан и алаш-ординцы были по "ту сторону баррикад" вместе с сибирскими правителями почти до конца 1919 года, когда они оказались один на один с упрочившей свои позиции новой властью. Алаш-ординцам пришлось пойти на единственно приемлемое, хотя и чрезвычайно тяжелое решение - войти в соглашение с идейными и политическими противниками в обмен на декларативное обещание сохранения национальной автономии. Лично А.Н.Букейхан вынужден был в этих условиях отказаться от активной политической и государственной деятельности. Он считал противозаконной и террористической акцию Ленина и большевиков по вооруженному захвату власти. С ее осуждением он выступил в статье "Общесибирский съезд", опубликованной в 1917 году в газете "Сарыарка".

Поскольку идея автономии не отвергалась Советской властью, А Букейхан счел для себя возможным на легальной основе работать в сфере культуры. Платформа марксизма и экономического материализма, казалось ему, давала условия для критического подхода к национальной политике, прикрытой фразами о пролетарском интернационализме, а на самом деле - имперской, русификаторской, и к методам насильственно-репрессивного насаждения социализма. Но даже сугубо культурническая деятельность А. Букейхана и других интеллектуалов, поднявшихся на гребне роста национального самосознания, была расценена не просто как оппозиция и инакомыслие, а как "контрреволюционная борьба против советской власти". Поскольку связь с "Алаш-Ордой" была одним из стандартных обвинений сталинского режима против интеллектуальной элиты казахского народа есть необходимость в пояснениях. Исторический термин "Алаш" был общим именем для тех древних родов, которые впоследствие получили этноним "Казах". Этим именем названа была партия, образованная по инициативе видного казахского политического деятеля Алихана Букейханова и ставившая себе целью достижение независимости казахов на уровне автономии в рамках России. В основе программы партии "Алаш" было провозглашено первое самостоятельное государство в 1918 году, которое вначале ввиду имперской политики большевиков вошло с ними в конфликт. Достигнутый между большевиками и "Алаш-ордой" компромисс был большевиками попран впоследствии, а лозунг "алаш-ординец-националист, враг народа" стал основой тотальных репрессий против тех, кто составлял "мозг нации".

Самое принципиальное в политическом наследии А.Букейханова - идея национально-государственного самоопределения, она была выношена им и его соратниками, которые отдали все силы на ее претворение, провозгласив в декабре 1917 года государство "Алаш-Орда", и в конечном счете поплатившись за это собственной жизнью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кто может скинуть на форум его труды по истории? (в частности, он писал о казахах северо-востока)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот интересная статья в "Советской Сибири" о Байтурсынове

 

41d00791b316.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...