Перейти к содержанию
Ерлан

Торе - потомки Чингисхана среди казахов

Рекомендуемые сообщения

Можем ли считать что сперва чингизиды назывались "ноёон"-ами, потом "султан"-ами, и позже только у казахов "төре".

И этот "төре" стал родом как будто, или наверное не род а как-то титулом что ли...

нойонами не назывались они, синоним нойона эмир или бек, представитель родовй аристократии.

Кроме султан, аоглан, огул, еще чингизидов называли кобеген или куйун по некоторым источникам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

я не лингвист, но в обоих случаях они имели в виду чингизидов, кроме того нужно учитывать что при записи названия могли искажаться да и язык эволюционировал в разных частях Орды по разному.

Насчет башкирского "тура" нашел вот такое:

У башкир слово Тура означало возвышенность, где был расположен языческий идол. Отсюда на территории Башкортостана и части Татарстана множество гор с названиями Туратау, Тратау и Торатау.

И у башкирского Тура-хана по моему собственное имя было "Тура", разве нет?

То есть имею виду что с понятием и словом "төре" не связано.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

нойонами не назывались они, синоним нойона эмир или бек, представитель родовй аристократии.

Кроме султан, аоглан, огул, еще чингизидов называли кобеген или куйун по некоторым источникам.

көбеген, көвүн - это по монгольски "сын", соответствует тюркскому "огул, оглан".

Интересно в каких источникак имеются "көбеген, көвүн"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо за ответ и полезную информацию. Но ведь султан - это просто потенциальный кандидат на престол из торе. Тем более под торе понимаются не только султаны (мужчины определенного возраста) но и прочие - женщины, старики и дети. Султаны - это же ведь система правления, то есть в каждый род или племя назначались из торе быть султанами, так по моему?

Закон престолонаследия ... но и здесь логики не вижу. Ведь на престол должны войти определенные люди, обладающие определенными свойствами или имеющими происхождение. Так как тогда назвать людей имеющих соответствующее происхождение?

Вообщем, сравнить понятие торе и закон действительно сильно. Но по большому это хорошая уловка для разума.

Тут просто эволюция терминологии связанной с "золотым уругом" Чингиз-хана. Первоначально его членов по тюркски именовали огулами или огланами, то есть "отпрысками" Чингиза. Слово султан в то время употребляли в качестве мусульманского эквивалента титула хан. Но со временем титул султан стал употребляться в расширенном значении, то есть заменил термин оглан. Термин "Чингизово торе" употреблялся в качестве названия абстрактного закона престолонаследия, согласно которому право на ханство принадлежало любому члену "уруга". Поэтому у казахов среди которых власть чингизидов сохранялась дольше чем у других потомков золотоордынцев название торе в итоге превратилось в наименование всех членов "уруга", потенциальных престолонаследников.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет башкирского "тура" нашел вот такое:

И у башкирского Тура-хана по моему собственное имя было "Тура", разве нет?

То есть имею виду что с понятием и словом "төре" не связано.

Не было в исторической действительности никакого "Тура-хана". И в принципе это не чисто башкирский персонаж - я ж объяснил выше откуда источник (в ногайской рукописи отрывок которой привёл Клапрот Тура-резиденция Кучум-хана). Просто в башкирской традиции этот персонаж превратился в самостоятельное действующее лицо. Что касается фонетического сравнения терминов торе и тура, то Асан-кайгы по сути прав. Это же чисто книжный персонаж (из книг попавший в устное народное творчество), а слово торе так и писалось в арабской графике - тура, поэтому чисто теоретически название обычного права легко могло приобрести такую форму.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не было в исторической действительности никакого "Тура-хана". И в принципе это не чисто башкирский персонаж - я ж объяснил выше откуда источник (в ногайской рукописи отрывок которой привёл Клапрот Тура-резиденция Кучум-хана). Просто в башкирской традиции этот персонаж превратился в самостоятельное действующее лицо. Что касается фонетического сравнения терминов торе и тура, то Асан-кайгы по сути прав. Это же чисто книжный персонаж (из книг попавший в устное народное творчество), а слово торе так и писалось в арабской графике - тура, поэтому чисто теоретически название обычного права легко могло приобрести такую форму.

Понятно.

Но все таки нельзя всех "тура", "тора" и "төре" отождествялть в один только "төре".

"Тура - резиденция, тура - город" это совсем другое слово и другие понятие как я думаю.

Итак можно сделать вывод:

1. есть слово "тура" который обозначает стоянка, городище, укрепление и возвышенность.

2. и также имеется варианты написания "тура, тора, туре, торе" который имеет смысл власть, закон и пр.

1-го и 2-го нельзя смешивать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, имеют ли какое-нибудь отношение к ТӨРЕ джалаирские ТУРИ, о которых писал РАД

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext2.html

Это племя джалаир состоит из десяти больших ветвей, из которых каждая в отдельности стала многочисленным народом; они следуют в таком распределении и порядке: джат 311, тукараун 312, кунксаут 313, кумсаут 314, уят, нилкан 315, куркин 316, тулангит, тури 317, шанкут 318.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет башкирского "тура" нашел вот такое:

И у башкирского Тура-хана по моему собственное имя было "Тура", разве нет?

То есть имею виду что с понятием и словом "төре" не связано.

может не связано может связано, утверждать не могу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

көбеген, көвүн - это по монгольски "сын", соответствует тюркскому "огул, оглан".

Интересно в каких источникак имеются "көбеген, көвүн"?

Кобегун еще в рукописях 13 века, далее не встречается. Куйун в таварихи гузидайи нусрат-наме

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По мнению историка Ахмет-Заки Валиди Тогана слово Тура (Тора) связано с сибирскими Шибанидами. Ссылаясь на Утемиш хажи, он пишет, что Тура означает Западную Сибирь и Башкурдистан. Производное от Тура слово Туралы - башкиры так называли сибирских татар, по названию одной из их групп. Другое слово түрә - означало именно чингизидов. Со временем приобрело значение - начальник, чиновник. Есть даже поговорка: Башҡорт түрә булһа сабатаһын түргә элә (Башкир став начальником вешает лапти на почетное место).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В этом году исполнилось 1459 лет образованию Кюктюркского каганата, одного из самых могущественных государств средневековья.

В первом веке до нашей эры китайская империя Хань завоевала Корею и Индокитай. Окрыленный достигнутым успехом на юге, китайский император У-ди решил завоевать север. Но, чтобы осуществить эту идею, надо было сначала победить Хуннскую (Татарскую) державу на севере и другие (татарские) тюркские племена, кочевья которых тянулись за Великую реку Итиль (Волгу). Несмотря на военное превосходство и количественный перевес, война с татарами (кунами) на севере оказалась неудачной. Татары (куны-солнцепоклоники) остановили агрессию. Но мечты о завоевании Великой степи не оставляли китайских императоров, и столкновения с татарами продолжались периодически в течение сотен лет...

После изнурительных воин с империей Хань и в результате внутренних междоусобиц в середине второго столетия Татарская ( Хуннская) империя распалось. Пользуясь слабостью татар, войска Хань вторглись на их территорию и в ожесточенных боях одержали победу, разрушили столицу татарской империи Лэвкен (Лунчен) — город Аждахабалык (Дракон), а священную гору тюрков и монголов Ланьшан недалеко от города возле реки Орхон в Хангайском нагорье осквернили.

Частые войны подорвали экономику китайской империи. Тяжесть налогов, произвол чиновников, невыносимые условия жизни толкали китайцев на народные восстания, которые потрясли империю Хань и в конечном счете привели к потери единства и раздроблению на несколько государств.

На западе, после смерти Атиллы, распался Европейский куннский каганат. Итак, к середине V века наступило время безгосударственности по всей Великой степи. В этот период здесь возникло множество разных тюркских княжеств и орд. Так на востоке образовалась орда вольных кочевников-казаков аваров (китайцы называли их "жуаньжуани"), объединенных из разных тюркских и монгольских племен и родов. Само слово авары (авара) обозначает – бунтарь. Орда постепенно разрасталась. По мере возрастания они подчинили все больше народов. У нее появились структуры управления. Для укрепления политической власти среди татарских и монгольских племен авары (жужани) возле р.Орхон на месте бывшей татарской имперской столицы Лэвкен (Лунчен) – Аждахабалык (Дракон) построили г.Мумочен. Авары (жужани) жили набегами и сбором дани с подчиненных им тюркских и монгольских племен. Чтобы аварская (жужанская) орда не разрослась до великой державы, китайские войска неоднократно совершали походы, которые заканчивались разгромом столицы Мумочен и осквернением священной горы, находящейся недалеко от города.

После распада хуннской (татарской империи), спасаясь от китайских войск, племя северных татар во главе с Ашиной скрылось в горах Алтая. Там они пасли скот, занимались добычей и обработкой металлов. Через два столетия род Ашины разросся и превратился в мощную военную орду. Как и все (татарские) тюркские племена, род Ашины был вассалом аваров (жужаней) и платил им дань. Но когда почувствовала свою силу, решила прекратить платить дань аварам и создать свое государство.

Западные телесские племена тяжело переживали аварский притеснения. Чаша терпения переполнилась, и они двинулись нанести удар по аварам. Когда телесцы были на полпути, им навстречу вышло войско рода Ашины во главе с Бумыном. Узнав, что Бумын идет войной на авар (жужаней), а не на них, телесцы немедленно изъявили полную покорность Бумыну, считая, что вместе с ним уничтожат жужаней.

После присоединения к татарам телесцев, считая себя достаточно могущественным, зимой 552 года Бумын выступил в поход и в первом же бою одержал полную победу над жужанями. Продвигаясь по направлению к Китаю, захватывая жужанские территории, Бумын подчинил все татарские (тюркские) и монгольские племена, жившие на территории современной Монголии. Государство аваров (жужаней) почти перестало существовать! Бумын объявил себя Иль-каганом.

Он был воинственным и бесстрашным. Его окружали такие же, как и он сам, энергичные, смелые, справедливые люди, и к тому же способные к самопожертвованию — "Небесные люди". Они проповедовали идеи создания объединенного государства Великой степи "Вечный Эль". В государстве должна быть справедливость, и люди должны жить в нем достойной жизнью. "Небесные люди" были сподвижниками Бумына. Себя они стали называть "төре", "төреклэр" (срединные), что означало принятие на себя ответственности за весь татаро-монгольский мир. И создать горударство подобное Китаю. Со временем "төреклэр" трансформировались в "төркилэр" ("тюрки"). В дальнейшем кто присоединялся к таким идеям и становился их единомышленниками, то и их называли тюрками. Название "төркилэр" ("тюрки") было политическим названием, а не этническим названием племени или народа, то поэтому сегодня с таким названием нет нации или рода среди тюрков.

В созданном государстве они стали ядром правительства. "Небесные люди" - считали, что в создании их государства им покровительствует Великий дух неба Тэнри, поэтому знамена у них были голубого цвета (кюк — небо, кюк — синий). Свое государство "Вечный Эль" они называли Империей кюктюрков (Империя небесных тюрков). Тюрки и монголы имели общее тотемистическое отношение к Волку-предку. В понимание татар Волк – это символ доблести, справедливости, честолюбия и бесстрашия. Волк – символ преданности семье, ума и силы. Поклонение этому животному являлось почитанием своих предков. Тюрки считали, что предки их спустились с Неба, так как "небесного волка" почитали как существо небесного происхождения, и он являлся духом-предком, духом-покровителем. Полагали, что, войдя с ним в контакт можно приобрести хотя бы часть его сверхъестественной силы. По представлению тюрков духи предков могли принять непосредственное участие в делах живых людей. Вот почему волчья голова на знаменах тюрков должна была вызвать страх и трепет тех, кто оказывался в рядах их противников.

В течение одного года Бумын каган создал обширное государство. Вторым лицом в государстве после кагана был ябгу. На эту должность Бумын назначил своего брата Истеми и поручил ему командовать западным крылом войска.

В конце 552 года Бумын каган погиб. После его гибели на престол вступил его сын, принявший титул Кара-Иссык каган. Он погиб в бою с аварами. После его гибели в 553 году на престол вступил младший брат Кара-Иссык кагана — Кушу с титулом Муган каган. Ему пришлось еще три года воевать с аварам (жужанями), чтобы окончательно победить их. Затем он с боями подчинил киданей, тридцать татарских племен и дошел до Желтого моря. ..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В этом году исполнилось 1459 лет образованию Кюктюркского каганата, одного из самых могущественных государств средневековья.

...

После присоединения к татарам телесцев, считая себя достаточно могущественным, зимой 552 года Бумын выступил в поход и в первом же бою одержал полную победу над жужанями. Продвигаясь по направлению к Китаю, захватывая жужанские территории, Бумын подчинил все татарские (тюркские) и монгольские племена, жившие на территории современной Монголии. Государство аваров (жужаней) почти перестало существовать! Бумын объявил себя Иль-каганом.

Он был воинственным и бесстрашным. Его окружали такие же, как и он сам, энергичные, смелые, справедливые люди, и к тому же способные к самопожертвованию — "Небесные люди". Они проповедовали идеи создания объединенного государства Великой степи "Вечный Эль". В государстве должна быть справедливость, и люди должны жить в нем достойной жизнью. "Небесные люди" были сподвижниками Бумына. Себя они стали называть "төре", "төреклэр" (срединные), что означало принятие на себя ответственности за весь татаро-монгольский мир. И создать горударство подобное Китаю. Со временем "төреклэр" трансформировались в "төркилэр" ("тюрки"). В дальнейшем кто присоединялся к таким идеям и становился их единомышленниками, то и их называли тюрками. Название "төркилэр" ("тюрки") было политическим названием, а не этническим названием племени или народа, то поэтому сегодня с таким названием нет нации или рода среди тюрков.

В созданном государстве они стали ядром правительства. "Небесные люди" - считали, что в создании их государства им покровительствует Великий дух неба Тэнри, поэтому знамена у них были голубого цвета (кюк — небо, кюк — синий). Свое государство "Вечный Эль" они называли Империей кюктюрков (Империя небесных тюрков). Тюрки и монголы имели общее тотемистическое отношение к Волку-предку. В понимание татар Волк – это символ доблести, справедливости, честолюбия и бесстрашия. Волк – символ преданности семье, ума и силы. Поклонение этому животному являлось почитанием своих предков. Тюрки считали, что предки их спустились с Неба, так как "небесного волка" почитали как существо небесного происхождения, и он являлся духом-предком, духом-покровителем. Полагали, что, войдя с ним в контакт можно приобрести хотя бы часть его сверхъестественной силы. По представлению тюрков духи предков могли принять непосредственное участие в делах живых людей. Вот почему волчья голова на знаменах тюрков должна была вызвать страх и трепет тех, кто оказывался в рядах их противников.

В течение одного года Бумын каган создал обширное государство. Вторым лицом в государстве после кагана был ябгу. На эту должность Бумын назначил своего брата Истеми и поручил ему командовать западным крылом войска.

В конце 552 года Бумын каган погиб. После его гибели на престол вступил его сын, принявший титул Кара-Иссык каган. Он погиб в бою с аварами. После его гибели в 553 году на престол вступил младший брат Кара-Иссык кагана — Кушу с титулом Муган каган. Ему пришлось еще три года воевать с аварам (жужанями), чтобы окончательно победить их. Затем он с боями подчинил киданей, тридцать татарских племен и дошел до Желтого моря. ..

Вот это по моему правильно описывает статус торе.

Как и я раньше предполагал от торе происходит слово тюрк, здесь есть подтверждение.

Понятие "срединные" - это и есть понятие посредник между богом или высшей силой и людьми.

Я думаю надо считать, что в понятии торе - либо небесный человек либо посредник (между богом и людьми) считаются самыми ортодоксальными, полными по смыслу и понятию сути этой прослойки людей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Себя они стали называть "төре", "төреклэр" (срединные), что означало принятие на себя ответственности за весь татаро-монгольский мир. И создать горударство подобное Китаю. Со временем "төреклэр" трансформировались в "төркилэр" ("тюрки"). В дальнейшем кто присоединялся к таким идеям и становился их единомышленниками, то и их называли тюрками. Название "төркилэр" ("тюрки") было политическим названием, а не этническим названием племени или народа, то поэтому сегодня с таким названием нет нации или рода среди тюрков.

Туруу - это не "срединные", а "передние", "верховодящие".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Тal-ad-din, по-моему, слово "төреші" производное от "төре" (это все-равно что от синонимов төре - "шора" и "ақ сүйек" произвести бы "шорашы" и "ақ сүйекші").

А само "төре", по-моему, в свою очередь производно от "төр" - высшее, почетное место (в юрте, в ауле). Надо полагать это место, где восседал төре (правитель, судья) и вершил на этом самом месте закон, решал судебные споры.

Потому не зря в казахском языке соседствуют понятия, производные от основы "төре":

Төр - почетное место (в юрте), верхняя сторона аула;

Төраға - глава, председатель;

Төре - человек ханского происхождения, белая кость, чингизид, господин;

Төре - судья;

Төре - судебное решение, вердикт;

Төрелеу - решать соры, судебные споры;

Төрелету - подавать иск, жалобу;

Төрелік - статус, достоинство төре;

Төресу - важничать, строить из себя господина;

Төресымақ - человек занимающий низкую должность, но выдающий себя за господина;

и др.

В тюркских рунических памятниках и в ССМ упоминается название обычного права "торе" – без него и без "эля", говорится в эпитафиях, не может существовать народ.

У казахов, имхо, с переносом термина по отношению к чингизидам, для передачи понятия "обычай", "обычное право", "закон" стал применяться термин "адет" (ädät), хотя последнее больше означает обычаи в ином смысле.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В тюркских рунических памятниках и в ССМ упоминается название обычного права "торе" – без него и без "эля", говорится в эпитафиях, не может существовать народ.

У казахов, имхо, с переносом термина по отношению к чингизидам, для передачи понятия "обычай", "обычное право", "закон" стал применяться термин "адет" (ädät), хотя последнее больше означает обычаи в ином смысле.

эль - это же ведь и есть народ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня вопрос, если мы говорили о торе как закона престолонасления, в чем конкретно он заключается? Просто у меня уже есть определенные догадки на этот счет, возможно противоречий нет с моим видением, но как я догадываюсь в итоге получим под понятием торе - чистейших казахов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня вопрос, если мы говорили о торе как закона престолонасления, в чем конкретно он заключается? Просто у меня уже есть определенные догадки на этот счет, возможно противоречий нет с моим видением, но как я догадываюсь в итоге получим под понятием торе - чистейших казахов.

Вообще все неписанные правила взаимоотношений между членами уруга и этикета оказываемого ими друг другу в соответствии со старшинством носили название торе. В труде В.Д. Смирнов Крымское ханство под верховенством Оттоманской порты (том 1.) рассуждения о них и их нарушениях занимают страницы 247-252.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще все неписанные правила взаимоотношений между членами уруга и этикета оказываемого ими друг другу в соответствии со старшинством носили название торе. В труде В.Д. Смирнов Крымское ханство под верховенством Оттоманской порты (том 1.) рассуждения о них и их нарушениях занимают страницы 247-252.

Спасибо, пороюсь ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нашел еще одно интересное понятие, которое возможно связано со словом торе:

это слово и понятие - ТРОН

Трон по вики это — богато отделанное кресло на специальном возвышении как место монарха во время торжественных церемоний. В переносном значении — монархическая власть. Испокон веков троны рассматривались как символ королей и богов. Трон служил при коронациях и интронизациях. Древние греки, согласно Гомеру, резервировали дополнительный пустой трон в королевском дворце и в храмах для богов.

Здесь как то рассматривали что торе означает место в юрте. Но это именно гостевое почетное место, вероятно из за древнего верования Казахов, что под любым гостем может оказаться Кадыр Ата.

Кстатие два слова Аристократ и Аристарх (имя) (Арис таре) имеют практически схожее понятие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Тal-ad-din, само значение слова и наличие в конце "н" навевает мысль о составлении слова некогда из двух - "төр" (закон, вершить закон, править) и "орон" (место) - торон...

По ходу примеры с ряда языков:

англ. throne

нем. thron

исп. trono

франц. trône

швед. tron

поль. tron

рус. tron

др.тюрк. esir, taq

шор. shire

монг. shireе

Оказывается в мадьяр. (венг.) törvény - закон

Ведь вполне естественно, что трон (esir, taq) у тюрков внутри юрты или громадных ханских юрт (палаток, шатров) мог устанавливаться исключительно на почетном месте "төр" (по-монг. хоймор).

Мне кажется именно в связи с этим местом ("төр"), олицетворяемым с властью и государством, у древних и поздних тюрков было связано возникновение триальной системы: Левая рука (крыло) - Центр (трон - төр - орда) - Правая рука (крыло).

Чокан Валиханов: "Автор "Джами ат-таварих" описывая трон царя Ураз-Мухаммеда в Касимове, приводит план трона, на котором обозначены места "мейманэ" и "мейсарэ", правая и левая руки".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Тal-ad-din, само значение слова и наличие в конце "н" навевает мысль о составлении слова некогда из двух - "төр" (закон, вершить закон, править) и "орон" (место) - торон...

По ходу примеры с ряда языков:

англ. throne

нем. thron

исп. trono

франц. trône

швед. tron

поль. tron

рус. tron

др.тюрк. esir, taq

шор. shire

монг. shireе

Оказывается в мадьяр. (венг.) törvény - закон

Ведь вполне естественно, что трон (esir, taq) у тюрков внутри юрты или громадных ханских юрт (палаток, шатров) мог устанавливаться исключительно на почетном месте "төр" (по-монг. хоймор).

Мне кажется именно в связи с этим местом ("төр"), олицетворяемым с властью и государством, у древних и поздних тюрков было связано возникновение триальной системы: Левая рука (крыло) - Центр (трон - төр - орда) - Правая рука (крыло).

Чокан Валиханов: "Автор "Джами ат-таварих" описывая трон царя Ураз-Мухаммеда в Касимове, приводит план трона, на котором обозначены места "мейманэ" и "мейсарэ", правая и левая руки".

Спасибо за отклик уважаемый АксКерБорж.

Да действительно слово и понятие трон сложное и должно быть из составных, и ваша конструкция очень подходит.

1. Ну что наверное опять столкнулись с тюркизмами.

2. Если это так, тогда понятие и термин тор или торе очень древнее.

3. Возможно, что тюркизмы прочно сидят именно в терминах обозначающих государствообразующие понятия. Как например гос. финансовые термины - деньги, казна, алтын, сумма и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот еще один термин имеющий возможно корень тор (торе): ШАТЕР по венгерски - ША ТОР - юрта

Из вики:

Шатёр — временная лёгкая постройка из тканей, кож или ветвей, разновидность палатки. Обычно сооружается в форме конуса. Издревле шатры использовали восточные кочевые народы. Слово «шатёр» заимствовано из тюркских языков (тур. Çadır: палатка) и восходит к перс. čätr‎.

В древнерусском языке шатёр назывался также алачюча[1].

Шатёр (под разными названиями) часто упоминается в Библии. В Быт 4.20, как «отец живущих в шатрах» со стадами, упоминается Иавал; праотцы евреев: Авраам, Исаак и Иаков, также жили в шатрах (Быт. 18:1; Евр. 11:9). Во время странствования по пустыне израильтяне переносили свои шатры с места на место, и после поселения в Ханаане у некоторых из них остался старый обычай — жить в шатрах (Суд. 4:17, Иер. 35.10); в особенности, конечно, у колен придерживавшихся кочевого образа жизни.

Опять видимо связано с темой связи между богами и людьми.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...