Перейти к содержанию
Ерлан

Торе - потомки Чингисхана среди казахов

Рекомендуемые сообщения

Все претензии по поводу того, что последний халха-монгольский чингизид умер - к автору книги "Чингиз Хан" Мишелю Хоангу:

Чингиз Хан изображен с соколом на руке - традиционный казахский вид охоты, который халха-монголы якобы "забыли". :lol:

Его даже перевели и издали на русском!

ну что ж вы сами показываете низкое качество ваших "источников" и вашей собственной методической подготовки?

Чингисидов, потомков известного Цогт-тайджи, только в Южной Бурятии несколько сот, если не тысяч наберется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как исследовал О. Сулейменов "Слово о полку игореве" слово "буй тур" слово буй - богатый, знатный а тур или торе - это сословие обозначающее аристократов с тюркского.

Интересным является то что на шахматной доске есть две фигуры - туры находящиеся на флангах, то есть это родственники короля занимающие левое и правое крыло что также напоминает и строение войска Чингизхана на левое и правое крылья.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

тїрїїнд - это и есть туруу, мягкий "у" и мягкий "о" - вполне взаимозаменяемые звуки, чистая фонетика. Так что, вместе с "ураг" сколько уже монголизмов набирается в казахском? :)

монгольское "тайж, тайджи" - скорее всего да, от китайского "принц". Но это заимствование весьма раннее, в "Тайной истории" этот титул уже встречается.

Нельзя так расширительно употреблять в корнях гласные, как это вы делаете: "мягкий "у" и мягкий "о" взаимозаменяемые звуки". Так можно прийти ко многому и весьма различным словам и значениям, как на тюркском, так и на монгольском...

А насчёт "ураг" считаю это тюркизмом: в самой ранней форме "урык" - семя, происходило от "уру" - бить, ударить, произвести поступательное движение, которое сейчас по казахски звучит как "перу" с теми же значениями, но в переносном смысле как результат "перісу" или "битвы на ложе" :D .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нельзя так расширительно употреблять в корнях гласные, как это вы делаете: "мягкий "у" и мягкий "о" взаимозаменяемые звуки". Так можно прийти ко многому и весьма различным словам и значениям, как на тюркском, так и на монгольском...

в монгольских языках нормативное использование мягких "у" и "о" - вопрос фонетической специфики диалекта, значение слова от этого не меняется. Ту'му'р - по бурятски, то'мо'р - по монгольски. И т.д. и т.п.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ну что ж вы сами показываете низкое качество ваших "источников" и вашей собственной методической подготовки?

Чингисидов, потомков известного Цогт-тайджи, только в Южной Бурятии несколько сот, если не тысяч наберется.

Это потомки Укин-тайши из сонголов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На монгольском:

правительство - засгийн газар

передний - тэргїїн эгнээний

вперед - тїрїїнд, тэргїїн

Я не вижу в приведенных вами словах словообразующий корень "Төр".

А приведенный вами "алтан ураг" и на казахском "алтын урык" - золотой род (семя). Бурятское название сословия Тайджи скорее всего происходит от китайского Тай-цзы?

Можешь пользоваться он-лайн словарем: Болор толь хорший словарь. Введи слово "төр" и получишь:

төр - polity, state, credit, power, order, regime, rule, government

Или можно искать гууглить "монгол төр" или ещё проще просто "төр".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Торе еще право и почетное место, куда садили главных гостей.

Торе название только у казахов. Кият-борджигинами у нас не называли их.

Когда это название "төре" у казахов появилось? Т.е. самые первые упоминание.

Связывается ли это с периодом или датой создания какой-то государственного строя именно казахов, т.е. улуса, туменя или джуза?

Раньше как называли то? Чингизиды - вряд ли?!

А просто Джучиды, Шейбаниды и т.п., всех вместе как "алтан уруг".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Когда это название "төре" у казахов появилось? Т.е. самые первые упоминание.

Связывается ли это с периодом или датой создания какой-то государственного строя именно казахов, т.е. улуса, туменя или джуза?

Раньше как называли то? Чингизиды - вряд ли?!

А просто Джучиды, Шейбаниды и т.п., всех вместе как "алтан уруг".

Насчет времени появления Торе как обозначения рода не скажу, но они называли себя потомками Чингиз-хана.

В средней азии например называли себя тука-тимуридами или шибанидами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Когда это название "төре" у казахов появилось? Т.е. самые первые упоминание.

Связывается ли это с периодом или датой создания какой-то государственного строя именно казахов, т.е. улуса, туменя или джуза?

Раньше как называли то? Чингизиды - вряд ли?!

А просто Джучиды, Шейбаниды и т.п., всех вместе как "алтан уруг".

Про монгольский Төр нашел вот это: http://www.czudovo.info/what.php?what=%F2%26%231257%3B%F0&ln= , где Төр означает строй, режим, государство.

Хорошо вспомнил Tal-ad-din:

Олжас Омарович Сулейменов: в "Слово о полку Игореве" слово "буй тур" означает: буй - богатый, знатный, а тур или торе - это сословие обозначающее аристократов с тюркского.

Тем самым, сословный термин Бай Төре или просто Төре очень древний и с эпохи Чингизхана стал применяться к ветви чингизидов или Алтын ұрық.

Төр у казахов не просто почетное место в юрте, но означает как бы выразиться, главенство - Төр аға (председатель), Төр айым (тоже самое, женщина) и др.

Мне кажется, казахское значение ближе к обозначаемому, чем монгольские значения: строй, режим, государство.

Интересно, а как на монгольском означается почетное место в юрте?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ну что ж вы сами показываете низкое качество ваших "источников" и вашей собственной методической подготовки?

Чингисидов, потомков известного Цогт-тайджи, только в Южной Бурятии несколько сот, если не тысяч наберется.

А где ваши источники? Не вижу вашей "методической подготовки".

Кем были ваши чингизиды?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А где ваши источники? Не вижу вашей "методической подготовки".

Кем были ваши чингизиды?

в том то и дело, что я не научен профессионально обращаться с историческими источниками - я дилетант, и рассуждаю с точки зрения дилетанта, в меру своих знаний и способностей рассуждать. я даже не претендую на научность своих рассуждений в этой сфере и абсолютность своих выводов, в отличие от вас.

Вы же, как видно, пытаетесь придать некую наукообразность своей позиции, обильно постите цитаты из "источников". Сам подбор источников - методически неверен, поскольку, насколько я знаю, ни Груссе, ни Хоанг, ни другие ваши "любимые" авторы не являются авторитетными монголоведами. в лучшем случае это эссеисты-компиляторы, в худшем - беллетристы. Их использование сродни тому, что воспринимать в качестве серьезного исторического источника романы Калашникова и Яна. Или Гумилева с Чивилихиным.

еще одно методическое упущение - вы совершенно не используете критический метод анализа источников. Все "источники" нужны вам не для того, чтобы найти истину, а чтобы обосновать ваше собственное мнение. Это неправильно. Отсюда и выдергивание из контекста, и частые искажения смысла при переводах (вас неоднократно в этом уличали), и тенденциозность в подаче цитат - одни ваши замечания в скобках что значат.

хотите что-то доказать - учите монгольский, изучайте вертикальную письменность (уйгурскую, пусть вашему слуху будет приятно) и анализируйте и опрповергайте весь корпус монгольских источников, начиная от Сагаан Туух и Эрдэнийн Тобчи до современных монгольских авторов. Заодно поспорьте с монголистами немецкой и венгерской школ, из Кембриджа, Сорбонны, Блумингтона, Тохоку. Те, кто хочет сказать и доказать что-то новое, так и делают. Все источники и дискуссии открыты, тайн и заговоров нет никаких, что бы вам ни мерещилось.

Это по вопросу методологии

А по вопросу "наших" чингисидов - трон великого хагана, как ни прискорбно это осознавать многим казахстанским участникам форума, никогда не находился в степях казахстана, и основная политика тоже делалась не там. Казахские торе - это не более, чем сепаратисты с далёкой окраины)))

Троном владели потомки Толуя, которые и составляют нынешнее поколение монгольских, в том числе и бурятских, чингисидов. Кроме того, к Борджигинам относятся потомки братьев Чингисхана - Бельгутэя, Хасара, Тэмуге, также целиком и полностью принадлежащие монгольской ойкумене.

Наши бурятские чингисиды - это потомки цонгольского Ухин-тайши, потомка халхасского Цогт-тайджи, потомка халхасского Гэрсэндзэ, сына Батамункэ Даян-хаана. И их достаточно много. Мать академика Бямбын Ринчена была из рода Ухин-тайши.

Правители удельных аймаков, как в Халхе, так и Увур Монголии - в основном были чингисиды, как и первые министры автономной Монголии. У чингисидов "тайджинаров" были сословные привилегии - они не облагались налогами и податями, потому у них был был интерес следить за родословием, так же как и у правителей был интерес следить за чистотой сословия "тайджи", чтобы не увеличивать число бесподатного населения. Так что монгольские родословия с этой точки зрения - вполне достоверны и критичны. Их щас много публикуют во Внутренней Монголии, поаймачно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вас не устраивает академик Груссе и историк Мишель Хоанг? :lol:

Помимо них я привел цитаты из трудов десятков других авторов - как западных так и даже российских (дореволюционных) - например И.Березина, и советских - Викторовой.

А вто такие как вы как раз и занимаются безудержным начетничеством, передергиванием, и спекуляциями на фонетическом совпадении слов "монгол", "могол", "мугал", "мэнг-ву" и пр.

[Прошу участников отойти от обсуждения "личных достоинств" - Стас]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

в том то и дело, что я не научен профессионально обращаться с историческими источниками - я дилетант, и рассуждаю с точки зрения дилетанта, в меру своих знаний и способностей рассуждать. я даже не претендую на научность своих рассуждений в этой сфере и абсолютность своих выводов, в отличие от вас.

Вы же, как видно, пытаетесь придать некую наукообразность своей позиции, обильно постите цитаты из "источников". Сам подбор источников - методически неверен, поскольку, насколько я знаю, ни Груссе, ни Хоанг, ни другие ваши "любимые" авторы не являются авторитетными монголоведами. в лучшем случае это эссеисты-компиляторы, в худшем - беллетристы. Их использование сродни тому, что воспринимать в качестве серьезного исторического источника романы Калашникова и Яна. Или Гумилева с Чивилихиным.

еще одно методическое упущение - вы совершенно не используете критический метод анализа источников. Все "источники" нужны вам не для того, чтобы найти истину, а чтобы обосновать ваше собственное мнение. Это неправильно. Отсюда и выдергивание из контекста, и частые искажения смысла при переводах (вас неоднократно в этом уличали), и тенденциозность в подаче цитат - одни ваши замечания в скобках что значат.

хотите что-то доказать - учите монгольский, изучайте вертикальную письменность (уйгурскую, пусть вашему слуху будет приятно) и анализируйте и опрповергайте весь корпус монгольских источников, начиная от Сагаан Туух и Эрдэнийн Тобчи до современных монгольских авторов. Заодно поспорьте с монголистами немецкой и венгерской школ, из Кембриджа, Сорбонны, Блумингтона, Тохоку. Те, кто хочет сказать и доказать что-то новое, так и делают. Все источники и дискуссии открыты, тайн и заговоров нет никаких, что бы вам ни мерещилось.

Это по вопросу методологии

А по вопросу "наших" чингисидов - трон великого хагана, как ни прискорбно это осознавать многим казахстанским участникам форума, никогда не находился в степях казахстана, и основная политика тоже делалась не там. Казахские торе - это не более, чем сепаратисты с далёкой окраины)))

Троном владели потомки Толуя, которые и составляют нынешнее поколение монгольских, в том числе и бурятских, чингисидов. Кроме того, к Борджигинам относятся потомки братьев Чингисхана - Бельгутэя, Хасара, Тэмуге, также целиком и полностью принадлежащие монгольской ойкумене.

Наши бурятские чингисиды - это потомки цонгольского Ухин-тайши, потомка халхасского Цогт-тайджи, потомка халхасского Гэрсэндзэ, сына Батамункэ Даян-хаана. И их достаточно много. Мать академика Бямбын Ринчена была из рода Ухин-тайши.

Правители удельных аймаков, как в Халхе, так и Увур Монголии - в основном были чингисиды, как и первые министры автономной Монголии. У чингисидов "тайджинаров" были сословные привилегии - они не облагались налогами и податями, потому у них был был интерес следить за родословием, так же как и у правителей был интерес следить за чистотой сословия "тайджи", чтобы не увеличивать число бесподатного населения. Так что монгольские родословия с этой точки зрения - вполне достоверны и критичны. Их щас много публикуют во Внутренней Монголии, поаймачно.

Есть генеалогия Ваших так называемых чингисидов? Или опять все на устном уровне, как любят подчеркивать некоторые уважаемые историки нашего форума, фольк-хисторизма?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть генеалогия Ваших так называемых чингисидов? Или опять все на устном уровне, как любят подчеркивать некоторые уважаемые историки нашего форума, фольк-хисторизма?

хехе, "так называемые" пусть остается на вашей совести ))))

генеалогий - множество, любой исторический труд в монгольской традиции содержит генеалогические данные. Есть и специальные списки, которые, как я уже писал, массово издаются на вертикальной письменности.

Кроме того, наши селенгинские буряты были причислены в казачьи войска, наделялись привилегиями и вели статейные списки. Они тоже доступны в архивах.

Вообще, там, где дело касалось привилегий - в первую очередь, освобождения от податей, генеалогические записи велись и блюлись с особой тщательностью.

Это касается тайжинарского сословия в Монголии, казачьего сословия в Бурят-Монголии.

Например, для моего рода есть, помимо устной передачи и родовых записей: статейные списки (одна из ветвей нашего рода - казаки), есть рукопись 17 в., недавно опубликованная в Улан-Баторе. Т.е., как минимум из трех независимых источников верифицируется моя собственная генеалогия.

У бурят сильна родовая обрядность. У нас, например, в году несколько раз собираются: на родовое обоо (там примерно до 6-7 колена - все кровные родственники, собирается несколько сот человек), на обряды поклонения горам (Дэлгэр-хаан, Ноёхон-хаан, там счет идет на тысячи). Поэтому не так легко выпасть из круга родовых связей. И это сейчас, когда в худоне живет, дай бог, третья часть рода.

поэтому я уверен, что традиционные монгольские формы хранения и передачи генеалогий весьма надежны и сохраняют достоверную информацию. я в этом живу, это я передаю своим детям, и потому попрошу лишнего сарказма в дискуссии не допускать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

хехе, "так называемые" пусть остается на вашей совести ))))

генеалогий - множество, любой исторический труд в монгольской традиции содержит генеалогические данные. Есть и специальные списки, которые, как я уже писал, массово издаются на вертикальной письменности.

Кроме того, наши селенгинские буряты были причислены в казачьи войска, наделялись привилегиями и вели статейные списки. Они тоже доступны в архивах.

Вообще, там, где дело касалось привилегий - в первую очередь, освобождения от податей, генеалогические записи велись и блюлись с особой тщательностью.

Это касается тайжинарского сословия в Монголии, казачьего сословия в Бурят-Монголии.

Например, для моего рода есть, помимо устной передачи и родовых записей: статейные списки (одна из ветвей нашего рода - казаки), есть рукопись 17 в., недавно опубликованная в Улан-Баторе. Т.е., как минимум из трех независимых источников верифицируется моя собственная генеалогия.

У бурят сильна родовая обрядность. У нас, например, в году несколько раз собираются: на родовое обоо (там примерно до 6-7 колена - все кровные родственники, собирается несколько сот человек), на обряды поклонения горам (Дэлгэр-хаан, Ноёхон-хаан, там счет идет на тысячи). Поэтому не так легко выпасть из круга родовых связей. И это сейчас, когда в худоне живет, дай бог, третья часть рода.

поэтому я уверен, что традиционные монгольские формы хранения и передачи генеалогий весьма надежны и сохраняют достоверную информацию. я в этом живу, это я передаю своим детям, и потому попрошу лишнего сарказма в дискуссии не допускать.

Уважаемый Gure,

Лишнего сарказма, извольте, я не допускал в отличие вашего замечания нижеприведеного:

gure (17 ноября 2009 - 13:30):

А по вопросу "наших" чингисидов - трон великого хагана, как ни прискорбно это осознавать многим казахстанским участникам форума, никогда не находился в степях казахстана, и основная политика тоже делалась не там. Казахские торе - это не более, чем сепаратисты с далёкой окраины)))

:rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Gure,

Лишнего сарказма, извольте, я не допускал в отличие вашего замечания нижеприведеного:

gure (17 ноября 2009 - 13:30):

А по вопросу "наших" чингисидов - трон великого хагана, как ни прискорбно это осознавать многим казахстанским участникам форума, никогда не находился в степях казахстана, и основная политика тоже делалась не там. Казахские торе - это не более, чем сепаратисты с далёкой окраины)))

:rolleyes:

это шютка юмора была, обратите внимание )))

с одной стороны.

с другой - я никоим образом не подвергал сомнению принадлженость торе чингисидам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Исторически в центрально-азиатском регионе только чингизид мог стать ханом. В частности на территории Казахстана правили потомки Джучи и его потомка Урус хана(потомки ханов Керея и Жанибека). Их называли торе. С потерей суверенитета и присоединения Казахского ханства к Российской империи чингизиды были военными правителями, султанами; в советский период подвергались репрессиям, многие были расстреляны. Наиболее известный чингизид — казахский ученый, просветитель и путешественник Чокан Валиханов (1835—1865). В современном Казахстане чингизиды существуют и поныне (например — поэт Б. Канапьянов, скульптор Ш.-А. Валиханов, историк А.Айнакулов).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что это вы администраторы, торе в тюрки перевели а теленгитов оставили (калдырганили). Это всё равно, что оставить японского императора без самураев. Обычно так случалось, что бы поменять императорский род. Трудно выиграть шахматную партию без ферзей. Но справедливости ради (исторической) и по правилам игры ферзи присутствуют на шахматной доске в начале игры. Хотя наверное у каждого свои правила, у каждой нации свои шахматы наверное. B)

Вроде они (теленгиты) тюрками были ещё до тюркского каганата да и сейчас не расстались с тюркским языком. Кстати в фото галерее на этом сайте они (точнее их дальние алтайские сослуживцы) уже давно в разделе тюрки расположены. Эххх, останутся казахские дети без своих мушкетёров и будут играть в чужих. Не чтя свою историю, будешь чтить чужую. <_<

Давно играют в чужих: раньше в красных и белых, русских и немцев, сейчас в бэтменов и прочих детских героев янки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

подружился с одним узбеком из кыргызстана, он мне рассказал, что недалеко от джалал-абада проживают узбеки--торе и узбеки-коджо, кстати...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У узбеков живут тура, это не потомки Чингиз-хана, а потомки мусульманских святых.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

подружился с одним узбеком из кыргызстана, он мне рассказал, что недалеко от джалал-абада проживают узбеки--торе и узбеки-коджо, кстати...

В Джалал-Абаде существует так называемая ходжа-махалля, где проживают узбеки называющие себя ходжалар. Они раньше являлись довольно закрытой группой, например говорили, что дочерей отдавали только за своих.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...