Перейти к содержанию
Ерлан

Торе - потомки Чингисхана среди казахов

Рекомендуемые сообщения

у башкиров был тура-хан, у казахов в письменном виде это название фиксируется наверное с века 18.

Ну, значит мое предложение как бы подтверждается.

С приходом чингизидов из Сибири, т.е. бывшего владения угедеидов, распространился термин "төре" сначала как власть, начальств.

Потом с течением времени это стал прозванием чингизидов как род.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, значит мое предложение как бы подтверждается.

С приходом чингизидов из Сибири, т.е. бывшего владения угедеидов, распространился термин "төре" сначала как власть, начальств.

Потом с течением времени это стал прозванием чингизидов как род.

Ужас до чего сейчас дойдет? :)

Все только из за того, что некоторые противятся признать что понятие торе казахское.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, значит мое предложение как бы подтверждается.

С приходом чингизидов из Сибири, т.е. бывшего владения угедеидов, распространился термин "төре" сначала как власть, начальств.

Потом с течением времени это стал прозванием чингизидов как род.

Нет не подтверждается, торе как закон был еще в Золотой Орде (у крымцев встречалось), а торе как правитель есть у казахов, плюс есть имя тура-хан.

Но это никак не подтверждает ваши мысли.

П.С. Сибирское ханство не принадлежало Угедеидам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ужас до чего сейчас дойдет? :)

Все только из за того, что некоторые противятся признать что понятие торе казахское.

Нет, нет.

"Төре" в смысле как чингизиды - чисто понятие или термин казахское.

Далее "төреши, төрелеу..." - тоже казахские термины слова.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я думаю надо исходить из того, что все потомки Чингизхана не должны называться как то обыденным понятием. Представьте себе управляли всем миром и называть их только из за того, что в юрте у него особое место?! :)

Должна связь между ими и всевышней силой. А иначе какие они правители мира, никто не поверит. Так что про "почетные места или просто важность, значимость" попрошу оставить далеко не логично.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чингиз-хан с самого начала своей карьеры начал с того, что боролся против тех законов, которые считал несправедливыми. В то время была элита, погрязшая в междоусобных стычках, не способная управлять жизнью общества. И был народ, которому эта ситуация надоела до чертиков и они шли к Темучину. Темучин считал, что Степной закон при отборе правителя был не совершенен.

Дети Чингиз-хана тоже не обладали талантом управления государства, как и братья. Поэтому, в виде пожелания Чингиз-хан высказал в форме устного совета своим соратникам о не допущении к власти двух старших сыновей. Письменного завещания, кому он желает конкретно передать власть, не было. В законе Яса смертная казнь преследовала тех, кто осмелился назвать себя ханом, не будучи избранным специальным курултаем. В законе Яса нет положения о передаче власти от отца к сыну, то есть чингизидам. Правителя могли избрать среди вождей из племен монголов, которые на курултае поднимали Тимучина на белом войлоке и провозгласили его Чингиз-ханом: Найман, Керейт, Мёркит и вошедшие в него позже роды Татар, Аргын, Кыпчак, Дулат, Жалаир, Конырат, Мангыт и т. д., а не только прямых потомков Темучина. Курултай избрал Окотоя (Угедея) на каанский престол, хотя он не обладал даром правителя. Значит дети Чингиз-хана перехватили власть и узурпировали, и власть перешла от отца к сыну. После такого избрания началась династия Чингизидов. Все остальные племена соратники Чингиз-хана были отодвинуты и лишены права выдвигать альтернативных кандидатов на каганский трон. Переход передачи власти от отца к сыну, не давал гарантии стабильности и процветания государства. Опасность заключалась в том, что сын мог быть не адекватен, а у тюрков и монголов вся власть концентрируется у правителя и не правильные политические решения правителя (каана или хана), сразу негативно отражались на жизни государства и его народе. Как показывает история, у власти часто оказывался бездарный человек. Гениальность и талант не переходят по наследству. При таком наследовании престола управление государством осуществлялось семейно клановой системой.

Выбрав оседлую имперскую систему передачи власти как в Китае, чингизиды при этом не провозгласили доктрину ответственности правителя перед духом Неба и народом, (почитать дух Неба и соблюдать интересы народа), а в случае не выполнения своих обязательств, лишения мандата Неба и власти. Такой же мандат духа Неба Тэнгри получали правители державы Хуннов и Тюркского каганатата, и они становились — Тэнгрирожденные. Во время избрания Угедея на престол, он не получил мандат духа Неба Тэнгри, значит он не был Тэнгрирожденным каганом и не нес перед Небом ответственность. Он освободился и от ответственности перед народом. Такой избранный правитель становился безответственным и не за что не отвечающим человеком. В дальнейшем история показала губительность такой системы правления.

Чингиз-хан не оставил письменного завещания стратегии развития империи. Этим воспользовались его дети. Добровольно от власти, чингизиды в пользу достойных не отказались. И это показывает, что закон Ясы был переписан детьми и внуками Чингисхана. При внуках Чингиз-хана управление государством привел к семейной клановости и бескомпромиссной борьбе за власть, где на­рушались не только государственные законы, но и человеческие.

Чингиз-хан начал свое возвышение с лозунга за справедливость в отборе в элиту. Он считал доступ в элиту, должен быть свободным. Это видно из вводной части свода законов: «вельможи вступили в сговор с подчиненными и не приво­дили к власти людей не из своего круга». Когда был жив Чингиз-хан, любой пришедший к нему человек мог пре­тендовать на место по своим способностям. Это, несомненно, привлекало к нему людей, обиженных властью. Чингиз-хан с помощью закона Яса пытался это изменить, в сторону справедливости. Но фундаментальная и справедливая система по отбору кадров в элиту не была разработана и узаконена, ни при Чингиз-хане, и в дальнейшем, ни в татаро-монгольской империи. После его смерти в элиту стали принимать по родству и личной преданности. Дети и внуки Чингз-хана, предпочли управление государством по клановой системе, и личной преданности, тем самым уничтожили зачатки справедливости при отборе в элиту, заложенные в законе Ясы. Отбор в элиту по родству и личной преданности несправедлив и противоестественен, ибо стимулирует отрицательный отбор. При таком отборе происходит полное отчуждение простого народа от участия в управление государством, и его контроля за распределением национальных богатств. Несправедливый и отрицательный отбор в элиту в последующем привел к катастрофе татаро-монгольскую империю и всего тюркско-монгольского мира.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет не подтверждается, торе как закон был еще в Золотой Орде (у крымцев встречалось), а торе как правитель есть у казахов, плюс есть имя тура-хан.

Но это никак не подтверждает ваши мысли.

П.С. Сибирское ханство не принадлежало Угедеидам.

Я не говорю насчет "төре" как закон и пр., этим я согласен.

Вопрос:

Когда чингизиды среди казахов начали называться "төре"? И когда этот термин вообще стал или стали считать названием рода?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У Казахов судья - бий

По моему слово торе применяют к третейскому судье ... улавливаете суть?

Третейский судья это в принципе посредник.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вспомнил я понял смысл в слове тор - почетное место. Ведь Уважаемый АксКерБорж все дело в том, какое верование было у Казахов и традиции. Ведь еще с древности Казахи считали, что под любым гостем может оказатсья Кадыр Ата (божество, ныне вроде как главный ангел), поэтому место соотвествующее для гостя который имеет посредство...Вы должны это помнить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы наверняка в какой-то мере правы, уважаемый Тal-ad-din, төр и төре (фонетически правильнее скорее - тöрö) - древнейшие термины. И здесь версии Энхдбаяра про ойратов и сибирцев я думаю ошибочными. Лично я допускаю, что понятие имеет древние тюркские языковые корни, достаточно вспомнить половецкое (или даже дополовецкое?) обращеие "Буй-тур (Всеволод)" - господин, повелитель (бай торе, бий торе - букв: главный, вершитель всего). И согласен конечно с мнением Асана-Кайгы, что в более раннем корне этого понятия лежит значение "тöр" - закон, правда, истина. Если выразиться обыденным языком, то тот, кто вершит закон, у того и правда (тот выше). Кстати, это и поныне так у всех народов всех времен. B)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет не подтверждается, торе как закон был еще в Золотой Орде (у крымцев встречалось), а торе как правитель есть у казахов, плюс есть имя тура-хан.

Но это никак не подтверждает ваши мысли.

П.С. Сибирское ханство не принадлежало Угедеидам.

Ну всё это справедливо, хотя термин торе употреблялся как название обычного права тюрков ещё в рунических надписях (впрочем Вам оно известно-об этом есть у Почекаева). Но ведь в башкирских шеджере под Тура-ханом подразумевается Сибирский хан? Этот титул в них увязывается с Кучумом. Не логичнее ли предположить что тут речь идёт о Чимги-туре? :blink:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

термин торе употреблялся как название обычного права тюрков ещё в рунических надписях

В них, емнип, упоминается уже и титул "торе", как у казахов, может еще не так устойчиво применительно к одной касте, но встречается там и сям.

Как найду выложу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я хотел бы обратить внимание что действительно под словом торе обозначаются много понятий.

Как мы знаем, что в Казахском языке если вещи и понятие имеют практически одинаковое звучание (транскрибцию) то они отличаются тональностью, звуком. В нашем случае такового нет.

Я люблю ссылаться на Ч. Валиханова, у него была такая хорошая особенность описывать с фотографической точностью казахское общество его времени. Он описывал судебную систему казахов, он очень восхищался ею, был поражен насколько эта система гармонична, глубоко традиционна. Но здесь ни одного слова - торе. Продолжу позже ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не говорю насчет "төре" как закон и пр., этим я согласен.

Вопрос:

Когда чингизиды среди казахов начали называться "төре"? И когда этот термин вообще стал или стали считать названием рода?

где то в 17-18 веках. Но к сибирским ханам он отношения не имеет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну всё это справедливо, хотя термин торе употреблялся как название обычного права тюрков ещё в рунических надписях (впрочем Вам оно известно-об этом есть у Почекаева). Но ведь в башкирских шеджере под Тура-ханом подразумевается Сибирский хан? Этот титул в них увязывается с Кучумом. Не логичнее ли предположить что тут речь идёт о Чимги-туре? :blink:

Насчет права я не специалист, вполне возможно и так.

Насчет Тура-хана и Кучума, мне кажется это не так. В Шежере где упомянут Тура-хан и Тура-тау они мало отношения имеют к Сибири.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет права я не специалист, вполне возможно и так.

Насчет Тура-хана и Кучума, мне кажется это не так. В Шежере где упомянут Тура-хан и Тура-тау они мало отношения имеют к Сибири.

Ну понятное дело - башкирские шеджере сбивчивы, отсюда и идёт путанница. Но к счастью эта история сохранилась также в ногайской рукописи приобретённой Г.Ю. Клапротом в Моздоке. Там уже буквально среди перечисленных юртов других ханов говорится "резиденция Кушум-хана находилась на горе Тура". В башкирском шеджере опубликованном Кузеевым действительно напущено тумана "Тура-хан. На реке Белой гора Тура-тау известна. Это место его ставки. Он был самовластным ханом башкирского народа. Его сын был Кусем хан."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну понятное дело - башкирские шеджере сбивчивы, отсюда и идёт путанница. Но к счастью эта история сохранилась также в ногайской рукописи приобретённой Г.Ю. Клапротом в Моздоке. Там уже буквально среди перечисленных юртов других ханов говорится "резиденция Кушум-хана находилась на горе Тура". В башкирском шеджере опубликованном Кузеевым действительно напущено тумана "Тура-хан. На реке Белой гора Тура-тау известна. Это место его ставки. Он был самовластным ханом башкирского народа. Его сын был Кусем хан."

в башкирском шежире Тура брат Бачмана.

А Кусем это не Кучум, а сын Тура-хана. Скорее всего просто тезки.

Там кажется в нескольких эпосах он фигурирует и те по времени жизни связаны еще с дороссийским присоединением.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как связать одинаковые слова но разные по смыслу: торе - закон и торе - почетное гостевое место. Гостевое я подчеркиваю.

Как можно назвать сословие людей довольно абстрактным по смыслу словом? Где и у какого народа его истории было такое когда аристократов называли от слова закон.

Тем более закон далеко не полностью описывает смысл этих людей - в смысле обязанности или миссии законотворчества.

У Асана Кайгы - слово торе стало применяться где то в 17-18 веках. Довольно "легко" определено.

Как тогда назывались аристократы степи до 17-18 века.

Надо понять, что является смыслом, а что фигурой речи, которая становится в обиходе как определенным понятием. Например Ак Суек и Кара Суек - определенно фигура речи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

в башкирском шежире Тура брат Бачмана.

А Кусем это не Кучум, а сын Тура-хана. Скорее всего просто тезки.

Там кажется в нескольких эпосах он фигурирует и те по времени жизни связаны еще с дороссийским присоединением.

Ну так в том и заключается причудливость фантазии старых книжников. :) Если внимательно посмотреть на дальнейшее изложение шеджере опубликованного Кузеевым то там ведь Тура-хан, Борак-хан и Урак-Мамай (ногайский бий) изображены как современники. Тут мы имеем дело с генеалогическими преданиями компилятивного характера (важно установить источник деталей а не попытаться связать всю историю в логическое повествование. Историческая логика при исследованиях квазиисторического фольклора порой неприменима. ^_^

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как связать одинаковые слова но разные по смыслу: торе - закон и торе - почетное гостевое место. Гостевое я подчеркиваю.

Как можно назвать сословие людей довольно абстрактным по смыслу словом? Где и у какого народа его истории было такое когда аристократов называли от слова закон.

Тем более закон далеко не полностью описывает смысл этих людей - в смысле обязанности или миссии законотворчества.

У Асана Кайгы - слово торе стало применяться где то в 17-18 веках. Довольно "легко" определено.

Как тогда назывались аристократы степи до 17-18 века.

Надо понять, что является смыслом, а что фигурой речи, которая становится в обиходе как определенным понятием. Например Ак Суек и Кара Суек - определенно фигура речи.

Это не у Асана Кайгы определено. Этот вопрос интересовал исследователей ориенталистов с XIX в. В частности одним из первых разобрал этот вопрос В.Д. Смирнов. Слово торе ведь также означало закон престолонаследия, поэтому у казахов со временем и стали употреблять термин торе вместо термина султан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну так в том и заключается причудливость фантазии старых книжников. :) Если внимательно посмотреть на дальнейшее изложение шеджере опубликованного Кузеевым то там ведь Тура-хан, Борак-хан и Урак-Мамай (ногайский бий) изображены как современники. Тут мы имеем дело с генеалогическими преданиями компилятивного характера (важно установить источник деталей а не попытаться связать всю историю в логическое повествование. Историческая логика при исследованиях квазиисторического фольклора порой неприменима. ^_^

В разных шежире по разному. Но везде Бачман современник Туры и брат его, в одном из шежире Тура современник Мансура и Барка, но не встречал сведений где он современник Урака и Мамая (известие Мулакаева не в счет).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это не у Асана Кайгы определено. Этот вопрос интересовал исследователей ориенталистов с XIX в. В частности одним из первых разобрал этот вопрос В.Д. Смирнов. Слово торе ведь также означало закон престолонаследия, поэтому у казахов со временем и стали употреблять термин торе вместо термина султан.

Спасибо за ответ и полезную информацию. Но ведь султан - это просто потенциальный кандидат на престол из торе. Тем более под торе понимаются не только султаны (мужчины определенного возраста) но и прочие - женщины, старики и дети. Султаны - это же ведь система правления, то есть в каждый род или племя назначались из торе быть султанами, так по моему?

Закон престолонаследия ... но и здесь логики не вижу. Ведь на престол должны войти определенные люди, обладающие определенными свойствами или имеющими происхождение. Так как тогда назвать людей имеющих соответствующее происхождение?

Вообщем, сравнить понятие торе и закон действительно сильно. Но по большому это хорошая уловка для разума.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет права я не специалист, вполне возможно и так.

Насчет Тура-хана и Кучума, мне кажется это не так. В Шежере где упомянут Тура-хан и Тура-тау они мало отношения имеют к Сибири.

Насчет слова "тура", я бы не связывал со словом "төре". Во первых совсем по другому звучит, значит совсем разные слова.

"Тура" - вообще имеет смысл стоянка, городище или город.

В монгольском языке есть слово "туурь" которое имеет смысл об остатке каких то конструкции, поселения и военного строения и т.п.

Происхождение слова "туурь" в этом смысле тоже не ясно как я думаю.

Может "тур-" и "тура-" это из каких то урало-финских языков, или от киданьского языка?

Может быть это из тюркского слова "тур" - стоять, но будет слишком натянутым как я думаю.

Вообщем смысл моего изложения "тура" и "төре" разные слова, и не должно быть смешиваться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет слова "тура", я бы не связывал со словом "төре". Во первых совсем по другому звучит, значит совсем разные слова.

"Тура" - вообще имеет смысл стоянка, городище или город.

В монгольском языке есть слово "туурь" которое имеет смысл об остатке каких то конструкции, поселения и военного строения и т.п.

Происхождение слова "туурь" в этом смысле тоже не ясно как я думаю.

Может "тур-" и "тура-" это из каких то урало-финских языков, или от киданьского языка?

Может быть это из тюркского слова "тур" - стоять, но будет слишком натянутым как я думаю.

Вообщем смысл моего изложения "тура" и "төре" разные слова, и не должно быть смешиваться.

я не лингвист, но в обоих случаях они имели в виду чингизидов, кроме того нужно учитывать что при записи названия могли искажаться да и язык эволюционировал в разных частях Орды по разному.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это не у Асана Кайгы определено. Этот вопрос интересовал исследователей ориенталистов с XIX в. В частности одним из первых разобрал этот вопрос В.Д. Смирнов. Слово торе ведь также означало закон престолонаследия, поэтому у казахов со временем и стали употреблять термин торе вместо термина султан.

Можем ли считать что сперва чингизиды назывались "ноёон"-ами, потом "султан"-ами, и позже только у казахов "төре".

И этот "төре" стал родом как будто, или наверное не род а как-то титулом что ли...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...