Перейти к содержанию
Bas1

Адайцы

Рекомендуемые сообщения

Надо обратить внимание на то, что многие нируны без следов исчезли среди тюрков.

Известны только барласы ,бесуты ,кияты, нойгуты,барыны,дурмены,мангыты, катаганы...

Где Тайджиуты,Адаркины,Уруты,Джурхины?

адаркинов рассеял Тохта-хан емнип.

А остальных в Золотой орде не встречал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А там разве зороастризм повлиял? Тибетский обряд, вероятно, буддийский, а эта религия возникла в Индии. Древнеиндийский и древнеперсидский культурные комплексы должны быть связаны, но очень отдаленно. Т.е. снова не собственно зороастризм оказал влияние, а более древний, присущий многим народам, комплекс представлений.

В буддизме ведь кремируют тела?

Брахман поручает пепел четырем стихиям: «земле, из которой оно развивалось и сформировалось в человека и которая так долго питала его; огню, эмблеме чистоты, пожравшему его тело, дабы дух его также был очищен от всего греховного и мог свободнее вращаться в той новой сфере загробного существования, где каждый грех является преткновением на пути человеческой души к Мокше, или вечному блаженству; воздуху, которым он дышал и тем самым жил; воде, которая очищала его физически и духовно, поила его и теперь принимает его пепел в чистое лоно свое…» (мантра XII).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

адаркинов рассеял Тохта-хан емнип.

А остальных в Золотой орде не встречал.

Адаркины были врагами Чингисхана или союзниками? Татарами или монголами?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Адаркины были врагами Чингисхана или союзниками? Татарами или монголами?

Mонголы-Нируны . Были врагами или союзниками?-Нужно Изучать!

§ 46. Сын Хачи-Кулюка, Хайду, по матери происходил от Намолуны. Хачинову же сыну дали имя Ноягидай. Из-за его крайнего чванства (noyanSig aburitu) и род его стал прозываться Ноякин. Сына Хачиу звали Барулатай. Ростом он был велик и горазд до еды. Род его прозвали Барулас. Сыновья Хачулы также образовали род Барулас, и из-за жадности обоих братьев к еде пошли родовые прозвища Еке-Барула и Учуган-Барула, а отсюда пошли уже и родовые подразделения Баруласов: Эрдемту Барулас, Тодоен-Барулас и др. Дети Харандая стали родоначальниками племени Будаад-кашников, которое назвали так по той причине, что у них, наподобие перемешанной каши, не было ни старшего, ни главы. У Хачиуна был сын, по имени Адаркидай. Он стал родоначальником племени, прозванного Адаркин-сутяги из-за тех распрей, которые он заводил между братьями. Сыновья Начин-Баатура прозывались Уруудай и Мангутай. От них пошли племена Урууд и Мангуд. У Начин-Баатура от первой, старшей жены родились еще Шичжуудай и Дохолодай.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Адаркины были врагами Чингисхана или союзниками? Татарами или монголами?

монголами, в Золотой орде были в улусе Ногая но их там рассеяли после этого.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Mонголы-Нируны . Были врагами или союзниками?-Нужно Изучать!

Производное Адаркинов - Адайр это какое-то слово на монгольском или имя?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Производное Адаркинов - Адайр это какое-то слово на монгольском или имя?

Адайр зан ,ааш-Это характер человека.Об этом в ССМ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

адай это имя человека из шежире Алшинов. Сначало было имя, потом его именем всех его потомков стали называть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

адай это имя человека из шежире Алшинов. Сначало было имя, потом его именем всех его потомков стали называть.

Аргын это тоже имя?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Изначально да, такая традиция у кочевых народов, могу процитировать Кляшторного из китайских хроник о том как кочевники получали свои названия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Изначально да, такая традиция у кочевых народов, могу процитировать Кляшторного из китайских хроник о том как кочевники получали свои названия.

Никаких противоречий не вижу. Имя может сформироваться на основе каких-то качеств человека. Типа Саин.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вполне возможно но в данном случае адаркины и адаи не связаны.

Прямых связей конечно нет, но схожесть имени существует. Остальное предположение.

Адайр как произносится на монгольском? АдаЙЫР или АдаЙр. Здесь фонетика поможет разобраться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Адайр зан ,ааш-Это характер человека.Об этом в ССМ.

Зан как переводиться?

ааш это что-то вроде сердиться, злиться. У казахов - ашулану.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зан как переводиться?

ааш это что-то вроде сердиться, злиться. У казахов - ашулану.

Аашлах,загнах -злиться,

Зан -характер человека.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По одному из шежире:

Байұлы - Адай - Келінберді - Мұңал - Бәйімбет - Сабытай - Медет - Құл - Батыр - Қият

(«Аңыз әлемі». Құрастырушылар: Т.Қоразов, В.Қалдина. – Ақтөбе, 2003 жыл)

У Татищева адай звучит как "загодай":

... Переводчик астраханский Муслюм, будучи в разных языках искусным и многие книги арабские, турецкие и персидские читав, письмом мне о народе сараценах объявил, что за Аральским морем в Загодайской области есть великое пространство, золотым песком покрытое, оное называется Саракум.

Карагасы (качинцы) называли монголов "адай" или "ардай":

Г.Е.Грумм-Гржимайло (Западная Монголия и Урянхайский край. Гл.8, С.36 сн.279 - со ссылкой на Катанова "Поездка к карагасам в 1890 году" в „Зап. И. Русск. Геогр. Общ. по отд. этногр.", 1891, XVI, вып. II, стр. 221).

Интересны и созвучные ураны алшынских родов:

у адайцев - адай, у берш и у всех алшынцев – агадай

У того же Татищева и у некоторых других имя сына Чингизхана Угэдея пишется как Агадай/Агодай (т.е. ак адай).

Ерофеева И.В. (Казахские ханы и ханские династии в 18 – сер. 19 вв., с.83, 122) пишет:

«Султан Среднего жуза, чингизид Абулфеис или Абулфаиз (ум. 1783) получил от цинского правительства титул «ван». Имел сыновей Жошы, Агадая и Шингиса»

Не имеем ли мы во всех этих случаях дело со словами АТАЙ - дедушка и АҒАТАЙ - дяденька? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По одному из шежире:

Байұлы - Адай - Келінберді - Мұңал - Бәйімбет - Сабытай - Медет - Құл - Батыр - Қият

(«Аңыз әлемі». Құрастырушылар: Т.Қоразов, В.Қалдина. – Ақтөбе, 2003 жыл)

У Татищева адай звучит как "загодай":

... Переводчик астраханский Муслюм, будучи в разных языках искусным и многие книги арабские, турецкие и персидские читав, письмом мне о народе сараценах объявил, что за Аральским морем в Загодайской области есть великое пространство, золотым песком покрытое, оное называется Саракум.

Карагасы (качинцы) называли монголов "адай" или "ардай":

Г.Е.Грумм-Гржимайло (Западная Монголия и Урянхайский край. Гл.8, С.36 сн.279 - со ссылкой на Катанова "Поездка к карагасам в 1890 году" в „Зап. И. Русск. Геогр. Общ. по отд. этногр.", 1891, XVI, вып. II, стр. 221).

Интересны и созвучные ураны алшынских родов:

у адайцев - адай, у берш и у всех алшынцев – агадай

У того же Татищева и у некоторых других имя сына Чингизхана Угэдея пишется как Агадай/Агодай (т.е. ак адай).

Ерофеева И.В. (Казахские ханы и ханские династии в 18 – сер. 19 вв., с.83, 122) пишет:

«Султан Среднего жуза, чингизид Абулфеис или Абулфаиз (ум. 1783) получил от цинского правительства титул «ван». Имел сыновей Жошы, Агадая и Шингиса»

Не имеем ли мы во всех этих случаях дело со словами АТАЙ - дедушка и АҒАТАЙ - дяденька? :)

Не Келінберді, а Келімберді. Уран у адайцев-Бекет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Аашлах,загнах -злиться,

Зан -характер человека.

У казахов зан - это закон.

Адайр зан как точно переводиться? В русско-монгольском переводится как причуда. Что за причуда )). Как более точно перевести? Можно даже на примере.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Аашлах,загнах -злиться,

Зан -характер человека.

Похожи на казахские:

Ашулы - злой

Жан - душа человека (когда ласкают детей искажают "зан/заным" - душенька :) )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Похожи на казахские:

Ашулы - злой

Жан - душа человека (когда ласкают детей искажают "зан/заным" - душенька :) )

По смыслу действительно зан это жан. Ашулы жан - злой характер. Но вроде жан это арабское или персидское слово.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По смыслу действительно зан это жан. Ашулы жан - злой характер. Но вроде жан это арабское или персидское слово.

АКБ в своем репертуаре

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АКБ в своем репертуаре

А может и не стоит верить в то, что жан это арабизм. Неужели раньше у казахов не было этого определения. Может это какое-нибудь шумерское, до-тюркско-монгольское и до-персидское. Кстати душа на монгольском вовсе не зан, а скорее из буддистских заимствований.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если это арабизм, то откуда:

у тюрков караимов (не мусульман, иудаистов) джан/дзан - душа?

у тюрков шорцев (не мусульман) чан - душа?

и т.д.

на халха душа - это сүнс, хүн

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

У тюрков вообще нет души. Это концепт иудео-христианский.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А я думаю... :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...