Перейти к содержанию
enhd

Хойт-Хойд-Х:од

Рекомендуемые сообщения

Нашел в КРсловаре 1977г. hулзу -кручённый,а должно переводиться -изжеванный.

Ну, значит, алтайцы испортили калмыцкий язык... :lol::lol::lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, значит, алтайцы испортили калмыцкий язык... :lol::lol::lol:

После 1977г. новых словарей не было.Есть РКсловарь Д.Эрдни-Баира(Синьцзян) 1995г. до сих пор вызывает споры.Из этого словаря : узор-hулз,ке hулз,зег,эрә.

У нас (волжских) главным словом является -эрә.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нынешний язык волжских ойратов (калмыков) сильно искажен многими неточностями,что заметно при общении с синьцзянскими сородичами.Слово гулз по трактовке Джиджян Эрдни-Баира (Синьцзян)

1.изжевать (например-кожу ремня,для утоления голода)

2.самец архара

3.центр юрты,место под таганом,соответственно надо понимать,как столица государства ,т.е. будет синоним слову-хотл(столица).

как понять сильно искажён? не искажайте) говорите на чистом калмыцком без примесей разных и будет вам счастье. Язык Джангара разве может быть искажён? Сорри за оффтоп. не удержался.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

как понять сильно искажён? не искажайте) говорите на чистом калмыцком без примесей разных и будет вам счастье. Язык Джангара разве может быть искажён? Сорри за оффтоп. не удержался.

Ага, как раз Джангара безболезненно читаю, не то что современные калмыцкие тексты-абракадабры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Изначально хойты по образу жизни сильно отличались от степных кочевников-монголов ,когда они появились на территории Монголии.Везде так написано.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.i...primtext6.phtml

"...Кочевья Цецен хана лежали между озером Зайсан и рекой Аягуз (Айгус), озером Балхаш, рекой Чуй, по р. Или и до пределов Юлдусской страны, где кочевал хойтский Султан тайчжи, который напоминает Цецен хану о вышеизложенной клятве ойратских нойонов..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://ugaizam.narod.ru/num_012/n_0012_009.html

"...Хойхо (hoйhо) имеет уйгурское происхождение, его тотемом является волк. В «Родословной хойхо Закамны» сказано, что их предки когда-то жили во Внутренней Монголии, где составляли девять хошунов. Оттуда они прибыли в местность Хуртага. Они живут в улусах Хуртага, Бургуй, Хасуртай, Хамней, Михайловка, Улекчин и Харацай..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В вопросе не было шутки. Вы говорили, что цаатаны называют себя уйгурами.

Можете сказать, кто такие Хойты ?

 

 

 

В вопросе не было шутки. Вы говорили, что цаатаны называют себя уйгурами.

Можете сказать, кто такие Хойты ?

Да они называют себя уйгурами.

 

Хойты сначало не были в составе халхов и ойратов..Вероятно хойты это алтайцы.

 

хойд аймаг 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.dolit.net...ney_rusi/read/6

"...О древнем названии уйгуров, а именно «хой-ху». Очень сложно утверждать что-либо, не зная китайского языка, а в особенности китайского иероглифического письма, но есть перевод надписи на могиле киданьца Елюй Чуцая, советника Чингисхана, и там написано, среди списка рекомендованных мероприятий, следующее: «… Должно наказывать смертью монголов (мэн-гу), мусульман (хуй-ху) и тангутов (хэ-си [жэнър, которые занимаются земледелием, [но] не платят налогов (шуй)…» (Китайский источник о первых монгольских ханах. Надгробная надпись на могиле Елюй Чуцая. М.: Наука, 1965).

Таншу же в свое время сообщало о просьбе уйгурского хана: «Еще просил народное название Хойхэ переменить на Хойху…», каковое сообщение Н. Я. Бичурин комментирует следующим образом: «Т. е. переменить букву [знак] хэ, означающую собственное имя человека и прозвание Хэ, на букву [знак] ху, означающую кречета»..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.dolit.net...ney_rusi/read/6

"...О древнем названии уйгуров, а именно «хой-ху». Очень сложно утверждать что-либо, не зная китайского языка, а в особенности китайского иероглифического письма, но есть перевод надписи на могиле киданьца Елюй Чуцая, советника Чингисхана, и там написано, среди списка рекомендованных мероприятий, следующее: «… Должно наказывать смертью монголов (мэн-гу), мусульман (хуй-ху) и тангутов (хэ-си [жэнър, которые занимаются земледелием, [но] не платят налогов (шуй)…» (Китайский источник о первых монгольских ханах. Надгробная надпись на могиле Елюй Чуцая. М.: Наука, 1965).

Таншу же в свое время сообщало о просьбе уйгурского хана: «Еще просил народное название Хойхэ переменить на Хойху…», каковое сообщение Н. Я. Бичурин комментирует следующим образом: «Т. е. переменить букву [знак] хэ, означающую собственное имя человека и прозвание Хэ, на букву [знак] ху, означающую кречета»..."

 От этнонима «сойот», в тюркских языках «соян» (Бутанаева, Бутанаев, 2002). Представители сойотов проживают ныне на территории Окинского района Бурятии. Их происхождение связывают с древними самодийскими группами, представленными ныне немногочисленными энцами, ненцами, нганасанами и селькупами. Считают, что в XVII в. произошла тюркизация предков сойот, когда прокатилась сильная волна тюрок из Центральной Азии. А примерно в XIX в. сойот подверглись уже монголизации, когда они были ассимилированы группами бурят, пришедшими на эту территорию из более южных районов (Нагуслаева, 2001). Переход звука «с» в «х», точнее в «h» из всех монголоязычных групп наблюдается, по всей видимости, из-за длительного контакта с тунгусо-маньчжуроязычными группами (эвенками), только в языке современных бурят. Поэтому теоретически возможно допустить переход сойот-хойод?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.dolit.net...ney_rusi/read/6

"...О древнем названии уйгуров, а именно «хой-ху». Очень сложно утверждать что-либо, не зная китайского языка, а в особенности китайского иероглифического письма, но есть перевод надписи на могиле киданьца Елюй Чуцая, советника Чингисхана, и там написано, среди списка рекомендованных мероприятий, следующее: «… Должно наказывать смертью монголов (мэн-гу), мусульман (хуй-ху) и тангутов (хэ-си [жэнър, которые занимаются земледелием, [но] не платят налогов (шуй)…» (Китайский источник о первых монгольских ханах. Надгробная надпись на могиле Елюй Чуцая. М.: Наука, 1965).

Таншу же в свое время сообщало о просьбе уйгурского хана: «Еще просил народное название Хойхэ переменить на Хойху…», каковое сообщение Н. Я. Бичурин комментирует следующим образом: «Т. е. переменить букву [знак] хэ, означающую собственное имя человека и прозвание Хэ, на букву [знак] ху, означающую кречета»..."

Единственными потомками самодийских народов есть и остаются Цаатаны  и Дархаты севера монголии

Siedlungsgebiete_der_Tiva_und_Duva.PNG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.i...primtext6.phtml

"...Кочевья Цецен хана лежали между озером Зайсан и рекой Аягуз (Айгус), озером Балхаш, рекой Чуй, по р. Или и до пределов Юлдусской страны, где кочевал хойтский Султан тайчжи, который напоминает Цецен хану о вышеизложенной клятве ойратских нойонов..."

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем...

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Саянские самодийцы

 
Саянские самодийцы — собирательное название нескольких самодийских народов и народностей, проживавших (или проживающих) главным образом в тайге на северных склонах Саянского нагорья.
 
7 отношения: Карагасский язык, Камасинцы, Саяны (значения), Сойотский язык (самодийский), Сойоты, Тайгийский язык, Уральские языки.
 
Карагасский язык
Карагасский язык — вымерший уральский язык, принадлежавший к южной группе самодийских языков.
 
: Саянские самодийцы и Карагасский язык · 
Камасинцы
Камаси́нцы (южные самодийцы, калмажи́ (самоназв.)) — относящийся к саянским самодийцам народ самодийской группы уральской языковой семьи, живший в горных районах юга современного Красноярского края (по рекам Кан и Мана) и Хакасии.
 
 
 
 
Сойотский язык (самодийский)
Сойотский язык — вымерший уральский язык, принадлежавший к южной группе самодийских языков.
 
Сойо́ты (соёд, сойыт, саяты) — коренной малочисленный народ, населяющий Окинский район Республики Бурятия (Российская Федерация).
 
 
 
Тайгийский язык
Тайгийский язык — вымерший уральский язык, принадлежавший к южной группе самодийских языков.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 
 
По данным археологии, Восточные Саяны были обжиты в эпоху неолита. Аборигенами этого региона считаются протоэвенкийские этносы, заложившие основы охотничьей культуры. В конце неолита или в начале эпохи бронзы появляются протосамодийские племена, сыгравшие существенную роль в освоении этой территории. Здесь на Саянах древние самодийцы впервые приручили северного оленя, и положили начало формированию оленеводческой культуры, ставшей основной хозяйства сойотов.
На этой территории появление скотоводческой культуры датируется I тысячелетием до н. э. и связано с прибытием ранних кочевых племён, расцвет скотоводческой культуры наступает здесь в середине I тысячелетия до н. э. и связан с тюркскими народами Центральной Азии. Именно к этой эпохе относятся известные в Оке могильники курганного типа в долинах рек Жомболок, Синца и Ока. Тюрки оказали огромное влияние на коренные самодийские этносы, они переняли у тюрков их язык, основы скотоводческого хозяйства. В силу определенных этнополитических условий тюрки здесь не остались, а ушли на запад и северо-запад, осев в Туве и на Алтае. Таким образом, на Саянах сохранились самодийские этносы, подвергшиеся сильному этнокультурному влиянию тюрков.
Продвижение бурят в Тункинскую долину, а затем в Оку началось в XVII в. Это были различные по происхождению этнические группы хонгодоров, пришедшие из северо-западной Монголии. В основном это были беженцы, которые уходили оттуда в период междоусобных войн. Следующая и наиболее большая волна заселения бурятами Оки была вызвана причинами политического характера. Русское правительство, стремясь укрепить русско-китайскую границу, установленную в 1727 году, создавала караульные заставы в приграничных районах. На территории Оки такая граница проходила в долинах рек Тисса и Синца. Пограничные караулы формировались из числа бурят Тунки и Иркутской губернии. К концу XIX началу XX в.в. буряты заняли в Оке ведущее положение. Это проявилось как в численном, так и в социально-культурном отношении. 
Укреплению этнополитического и культурного авторитета бурят способствовало проникновение и установление северной ветви Буддизма - Ламаизма. В отношении административного устройства Окинский район до 1926 года управлялся Окинским хошуном, объединявшим 3 сомонных совета: Гарганский, Окинский и Бурэнгольский. Сойоты входили в состав Гарганского сомонного совета.
В 1936 году в результате проведения политики разукрупнения районов, Окинский хошун Тункинского аймака, был выделен как самостоятельный район с центром в селе Орлик.
Таким образом, история Окинского района насчитывает несколько тысяч лет. На этой территории в разное время жили самоедские и тюркоязычные народы. На основе этих народов сложился такой этнос как сойоты. Вскоре сюда пришли монголоязычные бурятские роды, которые вскоре заняли ведущее положение в районе. Особое место в истории Оки занимает период распространения Ламаизма.
На основе взаимодействия бурят и сойотов, сложился особый этнический облик Окинского района.
slide_20.jpg
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://admw.ru/books/Imperiya-tyurkov--Velikaya-tsivilizatsiya-/32

"...Постепенно входила в употребление новая письменность, менее приспособленная к их языку, чем старая система, используемая тюрками, зато передающая много гласных. Она произошла из согдийской графики и долго существовала параллельно с тюркской рунической письменностью, к которой тяготела национальная религия, – именно руническими знаками, при помощи кисти, будут сделаны в середине VIII столетия надписи на опасном перевале, который ведет в долину Хойту Тамир,.."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

The name probably means "oi" (forest) and "ard" (person), and they were counted among the "forest people" in the 13th century. A second opinion believes the name derives from Mongolian word "oirt" (or "oirkhon") meaning "close (as in distance)," as in "close/nearer ones."

Hoihor - uigur , Oguz ?

Вроде ни у кого не было: )))

Hoihor > Ho-oihor > Hoit

"Хо" по-калмыцки "светло-рыжий".

Считаю, что тотем-масть лошадей была часто определяющими названия родов/племен.

В процессе "монголизации" языков племен центр.Азии могло добавиться монгол.окончание и видоизмениться название в "светло-рыжие".

Вариации "Хор", "Хорай" часто встречаются у кочевников. Среди современных же исследователей Тибета существует тенденция относить этническое имя "Хор" исключительно к тюрко-монгольским народностям Туркестана и Монголии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://asiarussia.ru/articles/869/

"Всего в Китае девять тувинских племен: хойук, иргит, чаг-тыва, ак-соян, кара-сал, кара-тош, кызыл-соян, танды, хойт"

Истинные хойты ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
4 hours ago, Турист said:

http://asiarussia.ru/articles/869/

"Всего в Китае девять тувинских племен: хойук, иргит, чаг-тыва, ак-соян, кара-сал, кара-тош, кызыл-соян, танды, хойт"

Истинные хойты ?

тут русская передача этнонимов.

должно быть хөйүг, иргид, кара-төш.

да, хойты в составе тувинцев это те самые хойты возможно последствия геноцида.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

39 минут назад, reicheOnkel сказал:

тут русская передача этнонимов.

должно быть хөйүг, иргид, кара-төш.

да, хойты в составе тувинцев это те самые хойты возможно последствия геноцида.

Элюты, или олёты Китая это яркий пример смены названия этноса вследствие поражения ? 

И перехода названия с родного на название победителей ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
1 minute ago, Турист said:

Элюты, или олёты Китая это яркий пример смены названия этноса вследствие поражения ? 

И перехода названия с родного на название победителей ?

өөлд это не китайское название. этот этноним был с давних времен. По версии Окада, өөлэд значает сводные братья. от слова өөлэн. А по Ж.Төмөрцэрэну - рослые, от слова өөлэй. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...