Jump to content



Хак-Назар б. Касым

Ферганские кыпчаки

Recommended Posts

08.02.2019 в 20:08, Kamal сказал:

Понимаю Вас. Тем не менее, надлежащее изучение данного источника прояснило бы многие неизвестные моменты в истории каракалпаков, которые начинаются со времен темника Ногая. Судя по источнику, смерть Ногая стала каким-то судьбоносным для каракалпаков, негативно отразилась на их дальнейшей жизнедеятельности. И сама привязка каракалпакской истории к Ногайской Орде говорит сама за себя. Да и не зря в источнике упоминаются "старые ногайцы - каракалпаки", видимо, здесь понимается личное имя Ногая, под чьим управлением долгое время каракалпаки и находились.Думаю, за неимением более полных сведений, в будущем ученые обратят свое внимание к данному источнику, если конечно, захотят вплотную заняться с историей каракалпакского народа.

 

Ок, думаю возможно через несколько десятков лет мои руки дойдут туда

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
On 2/9/2019 at 7:04 PM, asan-kaygy said:

Ок, думаю возможно через несколько десятков лет мои руки дойдут туда

Спасибо за надежду. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
On 2/9/2019 at 7:39 AM, mechenosec said:

Ну уж у китаев ( киданей)  то ,хоть и каракалпацких, по любому  С2 и О2 ,должен быть ближе к монголоязычным шивэй, то есть к нам , а не к  тюркским племенам. 

Здесь точно есть смысл о чем можно было бы разобраться. Я для вас выкладывал фото кытаев 19 века в контексте с каракалпаками  с других племен - конратов, кипчаков, муйтенов и других, в которых Вы видели антропологическую разницу в облике разных племен.  Кытаи точно монголоидны, и их было очень много, и они же до конца отстаивали нашу независимость, когда нам было очень тяжело оставаться каракалпаками.  И я считаю, что кытаи вкупе с конратами сделали все, чтоб мы нынче стали отдельным народом. Надо Косназар батыру (кытаю) поставить памятник, хотя героев того времени было очень много. Выделить  кого-то выдающимся в данное время мы не имеем никаких данных, только в памяти народа остался один Айдос бий, который перебил всех своих конкурентов, в том числе и Маман бия кипчака.

Share this post


Link to post
Share on other sites
18 часов назад, Kamal сказал:

Здесь точно есть смысл о чем можно было бы разобраться. Я для вас выкладывал фото кытаев 19 века в контексте с каракалпаками  с других племен - конратов, кипчаков, муйтенов и других, в которых Вы видели антропологическую разницу в облике разных племен.  Кытаи точно монголоидны, и их было очень много, и они же до конца отстаивали нашу независимость, когда нам было очень тяжело оставаться каракалпаками.  И я считаю, что кытаи вкупе с конратами сделали все, чтоб мы нынче стали отдельным народом. Надо Косназар батыру (кытаю) поставить памятник, хотя героев того времени было очень много. Выделить  кого-то выдающимся в данное время мы не имеем никаких данных, только в памяти народа остался один Айдос бий, который перебил всех своих конкурентов, в том числе и Маман бия кипчака.

У вашего каракалпакского  рода Китай ,великое прошлое, просто они этого не знают. Если читали то в курсе наверное что это бывшие владыки Китая? Даже русское название страны от них. Чайна это европейский этноним от Цзинь. Перед китаями в своё время трепетали многие народы, и мои предки монголы, и джурджэни платили им дань, и сами ханьцы, ну и ваш предок султан сельджуков Санджар , потерпел поражение даже от их осколка отступавшего из Китая. Да, видел фото ваших китаев, они очень монголоидные, у меня нет сомнений что они прямые потомки киданей, надо отдать им должное, боевой дух у них сохранился даже в 18 в , что сказать? Бывший имперский народ  Ляо :asker13mt: 

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 hours ago, mechenosec said:

У вашего каракалпакского  рода Китай ,великое прошлое, просто они этого не знают. Если читали то в курсе наверное что это бывшие владыки Китая? Даже русское название страны от них. Чайна это европейский этноним от Цзинь. Перед китаями в своё время трепетали многие народы, и мои предки монголы, и джурджэни платили им дань, и сами ханьцы, ну и ваш предок султан сельджуков Санджар , потерпел поражение даже от их осколка отступавшего из Китая. Да, видел фото ваших китаев, они очень монголоидные, у меня нет сомнений что они прямые потомки киданей, надо отдать им должное, боевой дух у них сохранился даже в 18 в , что сказать? Бывший имперский народ  Ляо :asker13mt: 

Хотя и не люблю дифирамб о себе, но по правде и черные клобуки не менее воинственны были, один из легендарных народов средневековья. Просто, в 18 веке из-за разделения каракалпаков на мелкие группы, личных врагов стало очень много. Верхние скорее всего приняли участь джунгарского народа как союзники, а Нижние начиная с 1743 года вели только оборонительные бои, отстаивая свою независимость.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
07.02.2019 в 13:44, asan-kaygy сказал:

Смотрите статью про их ДНК на академии.еду

можете скинуть ссылку или название (поиск требует платный апгрейд)?

Share this post


Link to post
Share on other sites

https://www.academia.edu/13609200/Гаплогруппы_и_гаплотипы_50-ти_каракалпаков_Russian_Journal_of_Genetic_Genealogy._Русская_версия_Том_3._3_2011_Том_4._1_2012_._С.83-90

Гаплогруппы и гаплотипы 50-ти каракалпаков Russian Journal of Genetic Genealogy. (Русская версия) Том 3. №3 (2011) /Том 4. № 1 (2012). С.83-90.

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
10.02.2019 в 17:15, Kamal сказал:

Хотя и не люблю дифирамб о себе, но по правде и черные клобуки не менее воинственны были, один из легендарных народов средневековья. Просто, в 18 веке из-за разделения каракалпаков на мелкие группы, личных врагов стало очень много. Верхние скорее всего приняли участь джунгарского народа как союзники, а Нижние начиная с 1743 года вели только оборонительные бои, отстаивая свою независимость.

 

Знаю, читал про черных клобуков, считаю что вам и нам в какой-то степени повезло, задайте себе вопрос сколько великих исторических народов исчезли, сохранились только в виде родов в разных нациях? 

Share this post


Link to post
Share on other sites
13 hours ago, mechenosec said:

Знаю, читал про черных клобуков, считаю что вам и нам в какой-то степени повезло, задайте себе вопрос сколько великих исторических народов исчезли, сохранились только в виде родов в разных нациях? 

да, рода "каракалпак" есть у многих народов, а помимо этого, еще сохранилась и нация, хотя в этой борьбе погибло очень много народу, можно сказать, возродились из пепла. Говорю так, потому что, чтоб сохранить свое имя, предки наши погибали и в хивинскую эпоху своей истории. В результате не исчезли как многие другие, как говорится, мы погибали, чтоб не погибнуть. Почему-то узбеки уверены, что они спасли каракалпаков от более лютых врагов, но на деле это не так. Каракалпаки исчезли бы в самом начале 20 века, когда хивинцы, пользуясь безвластием в Амударьинском отделе, в 1917 году вторглись в правобережные районы каракалпаков. Но получили достойный отпор от каракалпакских ополченцев под руководством  Махсум хана, кроме того позорным образом выплатили контрибуции, короче, наши хорошо их уделали. А если бы тогда хивинцы завоевали правый берег, то в дальнейшем правобережные тоже вошли бы в состав Хорезмской народной советской республики, а дальше в составе УзССР мы все стали бы узбеками. Тогда уж точно вели бы разговор об исчезнувшем народе.  

Share this post


Link to post
Share on other sites
On 2/11/2019 at 9:19 AM, asan-kaygy said:

https://www.academia.edu/13609200/Гаплогруппы_и_гаплотипы_50-ти_каракалпаков_Russian_Journal_of_Genetic_Genealogy._Русская_версия_Том_3._3_2011_Том_4._1_2012_._С.83-90

Гаплогруппы и гаплотипы 50-ти каракалпаков Russian Journal of Genetic Genealogy. (Русская версия) Том 3. №3 (2011) /Том 4. № 1 (2012). С.83-90.

Содержание данной статьи никак не доходит до меня, особенно первый абзац:

1. Разве известны генетические данные Черных клобуков, чтоб предположить, что они к современным каракалпакам никаким боком?!

2. Черные клобуки также были кочевыми племенами - выходцами из Средней Азии и генетически не сильно отличались от населения Золотой Орды.

3. По Федорову-Давыдову 40% черных клобуков переселены монголами в Поволжье, остальные 60% уничтожены, а также стали политическим трупом среди европейских народов. То есть, живые черные клобуки возвращены к своим тюркоговорящим сородичам Поволжья и Яика, что русское название уже было излишним, отсюда и каракалпаки. 

4. Возможные районы проживания Черных клобуков заселили уже другие народы.

5. и т.д. и т.п., короче, при всем моем уважении, лично до меня не доходит.

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Между каракалпаками и черными клобуками большой временной разрыв.

Логичнее предположить что каракалпаки это часть ногайской орды

Share this post


Link to post
Share on other sites
14 hours ago, asan-kaygy said:

1. Между каракалпаками и черными клобуками большой временной разрыв.

2. Логичнее предположить что каракалпаки это часть ногайской орды

1. Согласен, свадьба моего деда - не моя свадьба. Но истоки появления каракалпаков после распада Ногайской орды к чему-то ведь приурочено. Примитивно говоря, внук взял имя своего деда, то есть, как ни крути - родственники. По словам самих каракалпаков середины 18 века, они некогда жили в Средней Азии, а пришли на свое новое место жительства с северо-запада, где они проживали между Казанским и Астраханским ханствами. Словом, народ знал откуда у него истоки и где жили их предки, хотя до Средней Азии в середине 18 века еще не добрались. Стало быть, народ знал и о том, кем были их предки.

2. По-моему, Ногайская Орда была неким перевалочным пунктом, где собралось слишком много народу, а утратив взаимное согласие меж собой, каждый пошел по-своему пути. Немаловажную роль в этом сыграла политика Русского государства.

Share this post


Link to post
Share on other sites
12 часов назад, Kamal сказал:

1. Согласен, свадьба моего деда - не моя свадьба. Но истоки появления каракалпаков после распада Ногайской орды к чему-то ведь приурочено. Примитивно говоря, внук взял имя своего деда, то есть, как ни крути - родственники. По словам самих каракалпаков середины 18 века, они некогда жили в Средней Азии, а пришли на свое новое место жительства с северо-запада, где они проживали между Казанским и Астраханским ханствами. Словом, народ знал откуда у него истоки и где жили их предки, хотя до Средней Азии в середине 18 века еще не добрались. Стало быть, народ знал и о том, кем были их предки.

2. По-моему, Ногайская Орда была неким перевалочным пунктом, где собралось слишком много народу, а утратив взаимное согласие меж собой, каждый пошел по-своему пути. Немаловажную роль в этом сыграла политика Русского государства.

1. Я думаю тут такая же связь как у хазаров и хазарейцев, саков и саксов

То есть просто похожее название

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
17 hours ago, asan-kaygy said:

1. Я думаю тут такая же связь как у хазаров и хазарейцев, саков и саксов

То есть просто похожее название

Слишком много похожих названий - сувари калпаки хорезмшахов еще домонгольского периода. Караборуки, каракоруки, карабуки в арабских источниках, тоже упоминаются как народности, проживающие в северных территориях Хорезма домонгольского периода. Караборики среди кипчаков, да и современные ногайцы считают себя потомками древних черных клобуков. Если логичнее предположить, что каракалпаки это часть Ногайской орды (ногайцев), то всеравно мы упираемся тому древнему "загадочному" народу. А вообще, само происхождение ногайского народа еще до конца не изучено, поэтому думаю, если закроется этот вопрос, то закроется и наш. В конце-концов, на нынешнюю свою территорию часть каракалпаков пришла именно с северо-запада, с территории бывшей Ногайской орды.

Помимо исторических статей, где многими историками отмечено, что черные клобуки = каракалпаки, читал много разного из ногайских сайтов, где ногайцы вместе с каракалпаками подразумеваются потомками тех черных клобуков. Вот здесь тоже похожее высказывание, правда, этот ногаец из рода "каракалпак":

 

Quote

Выступая в 1988 г. в харабалинской районной газете, Исхак Хамзаевич Ильясов, выходец из рода «каракалпаков» с. Лапас, рассказывая о славной службе своих лапасских предков-мужчин в царской армии, утверждал. «Каракалпаки – истинные ногайцы, черпающие свои истоки прямо от летописных «чёрных клобуков». 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Думаю каждый останется при своем мнении

Share this post


Link to post
Share on other sites
11.02.2019 в 13:19, asan-kaygy сказал:

https://www.academia.edu/13609200/Гаплогруппы_и_гаплотипы_50-ти_каракалпаков_Russian_Journal_of_Genetic_Genealogy._Русская_версия_Том_3._3_2011_Том_4._1_2012_._С.83-90

Гаплогруппы и гаплотипы 50-ти каракалпаков Russian Journal of Genetic Genealogy. (Русская версия) Том 3. №3 (2011) /Том 4. № 1 (2012). С.83-90.

Добрый день. Кто может подсказать, здесь нужна регистрация? Раньше вроде свободно читать можно было?

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Читается с Яндекса и Гугла. Если скачать, то нужно заходить с гугл аккаунта.

Share this post


Link to post
Share on other sites
16 hours ago, asan-kaygy said:

Думаю каждый останется при своем мнении

Нет, Вы лучше развивайте свои научные аспекты, я очень ценю Ваши физические и финансовые вложения в вопросах понять что к чему. Я лишь высказал свои примитивные мышления, так как очень далек от научной дискуссии. Пожалуйста, не останавливайтесь. А каверзные вопросы только закаливают, надо быть всегда готовым дать отпор.

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
15.02.2019 в 08:55, asan-kaygy сказал:

Думаю каждый останется при своем мнении

ув. asan-kaygy, есть данные по ДНК ферганских кыпаков? 

 

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
05.02.2019 в 13:13, Rust сказал:

Они откочевали на юг двумя группами племен, кытай-кыпчаки заняли Зарафшан, а ферганские - кара-кыпчаки, кулан-кыпчаки и т.д. заняли Ферганскую долину, причем предгорья.

По кытай-кыпчакам, конечно же интересно. Вот данные Шаниязова:

Группа кипчаков тогуз-уру, живших на территории Баткенского района (КиргСССР) применяла в качестве урана родо-племенное называние "ктай-кипчак", при сборах на войну их предводители бросали клич: "Исми киргиз бекзодаси ктай-кипчак колбай кел" - "Ктай-кипчаки бекского рода киргизов, приходимте до единого!". (Полевая запись Шаниязова от 1961 г.)

 

приведенный вами список родов зарафшанских кыпчаков (я так понял они из тамошних же кытай-кыпчаков):

тогузурув (токуз), или тогузбай,
джеты-урув,
парча-кипчак,
ак-кипчак,
кара-кипчак,
сары-кипчак
кипчак-сарай.

аргумент в пользу связи ферганских с зарафшанскими 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Насколько я помню есть несколько результатов у ферганских с гаплогруппой R1b1 как у наших кыпчаков Среднего жуза.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Асан Кайгы лучше объяснит по генетике кыпчаков - кыргызских, узбекских, казахских.

Share this post


Link to post
Share on other sites
9 часов назад, Le_Raffine сказал:

image.jpg

Присоединение Центральной Азии к Российской империи в XVIII–XIX вв.

Наиля Бекмаханова

запостил тут тоже. теперь я склоняюсь что ферганские кыпчаки вышли из казахских (+ ждем инфу от asan-kaygy). если конечно не рассматривать фантастическую версию что наши кыпчаки тоже вышли из ногайских кытай-кыпчаков в 17 веке :blink:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кокандское ханство. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Скрытый текст

 

Кокандское ханство — возникло в конце XVIII в. и одно время занимало около 220 тыс. кв. км, гранича на востоке с Китаем, на западе с Бухарой, на юге с Каратегином, а на севере с Киргизской степью. Ядром послужило владение беков Коканда в Фергане. Первоначальная история К. ханства недостаточно еще исследована. Процветавшая в К., главным образом, благодаря покровительству Омар-хана, историческая литература, заключает в себе больше поэтических прикрас, чем исторической правды. Явившись новичками среди других властителей Средней Азии, К. ханы стремились придать своей династии блеск древности, чему усердно содействовали местные историки, возводя эту династию даже к Тамерлану и утверждая, будто она издревле владела всей Ферганой. По местным преданиям, знаменитый султан Бабур (см.), потомок Тамерлана, направлялся из Самарканда в Индию через Фергану, где одна из жен его разрешилась мальчиком по дороге между Ходжентом и Канибадамом; ребенка, прозванного Алтун-башиком († в 1545 г.), приютил кочевавший там узбекский род Минг (откуда и название династии), когда же выяснилось его происхождение, Алтун-башик провозглашен был бием и поселился в Асхы. Звание бия стало наследственным в его потомстве. Один из потомков Алтун-башика, Абду-Раим, поселился в кишлаке Дикан-Тода, но впоследствии главным местом его пребывания сделался город Коканд, который он основал около 1732 г. и который первоначально назывался Иски-Курган или Кала-и-Раим-бай (по имени основателя своего). Абду-Раим, пользуясь междуцарствием в Бухаре, предпринял поход на это ханство, занял будто бы Самарканд, Катты-Курган, добирался и до Шахри-сябза, но ограничился лишь тем, что заключил мир с тамошним правителем и женился на его племяннице, после чего вернулся в Ходжент, где и был убит своими приближенными (около 1740 г.). Между тем персидский шах Надир в 1740 г. занял Бухару и изгнал кокандцев из Самарканда. Брат и преемник Абду-Раима, Абду-Керим-бий, окончательно поселился в Иски-Кургане, который с этого только времени (1740) получает название Коканда [1]. По смерти Абду-Керима, преемником его провозглашен был сын Абду-Раима, Ирдана-бий, умерший в 1778 г., после чего правителем сделался двоюродный брат его Сулейман, убитый через 3 месяца. Тогда правителем Ферганы провозглашен был Нарбута-бий, внук Абду-Керим-бия и сын Абдурахман-бека, владетеля города. Исфары, хотя Нарбута-бий первоначально и отклонял от себя это не совсем безопасное бремя. По смерти Нарбуты (1807 или 1808) правителем сделался старший сын его Алим, который принял титул хана. Собственно с Алим-хана только и начинается официальное существование К. ханства. Чтобы при предшественниках его Фергана представляла собой единое, да еще могущественное государство, располагавшее достаточными силами для походов на Бухару, как об этом повествуют местные историки, весьма сомнительно. Более вероятно, что Фергана в начале XVII в., когда в Бухаре царствовали Аштраханиды, сделалась независимой от последних. Следующий затем период до второй половины XVIII в. является самым темным в истории К. ханства. По китайским источникам, Фергана распадалась в то время на несколько самостоятельных бекств. Известно также, что в 1681 г. ойратский Бошокту-хан ходил в Фергану, на Сайрам, что в 1683 и 1685 гг. он повторял поход на Фергану, причем пленил много беков. Когда китайцы завоевали Чжунгарию и Восточный Туркестан (1758—1759), беки Ферганы принимали китайское подданство. Каким образом образовались в Фергане разрозненные владения беков, неизвестно, но весь процесс образования К. ханства, по предположению Н. И. Веселовского, сводится к тому, что в роде К. беков нашелся человек (Алим-хан, но отчасти еще Нарбута-бий), который сумел объединить под своей властью отдельные бекства Ферганы, а затем распространил свои завоевания и далее. Чтобы утвердить свое государство Алим-хан избил своих родственников, устранил соперников, а затем жестокостью стремился усилить свою власть, почему и прозван был «залим» (тиран) и «шир-гаран» (лютый тигр). Все свое царствование он провел в счастливых войнах с беками важнейших городов, завоевал Чимкент, Сайрам, Кураму и даже Ташкент, 15 раз ходил на Ура-Тюбе, который еще со времени Ирдана-бия служил яблоком раздора между кокандцами и бухарцами. Но войны и погубили Алима. Народ не мог долго выносить воинственных наклонностей властолюбивого хана, и в 1817 г. он был убит приверженцами своего брата Омара. Поэт в душе и покровитель поэтов и ученых, Омар, по-видимому, склонен был более к мирной, чем к военной жизни; по крайней мере с Бухарой он не желал ссориться. Он был любим народом и много заботился о внешней пышности своей власти. Но и правление Омара ознаменовалось расширением владений К. ханства. Он завоевал Туркестанскую область с ее священным у мусульман городом Азрет (Туркестан), где правил Тогай-хан (по др. данным Токай-тюря), родом козак (киргиз). Этот город на границе с Киргизской степью имел для кокандцев большое значение. С одной стороны, завоевание его закрывало киргизам путь для набегов, а с другой — оно доставляло К. ханам влияние на киргизов, русских подданных. Чтобы еще более усилить это влияние, Омар-хан задумал возвести ряд укреплений на правом берегу Сырдарьи; таким образом возникли Джон-Курган, Джюлек, Кумыш-Курган, Ак-Мечеть, Кош-Курган, Чим-Курган и др. Это-то и привело к столкновению с Россией. Крепости, возведенные Омар-ханом, явились источниками целого ряда волнений и замешательств в степи: кокандцы не только притесняли киргизов, но и грабили их.

В 1822 г. † Омар-хан и на К. престол вступил 12-летний сын его Мадали-хан (Мухаммед-Али), который распространил власть свою на памирские владения Каратегин, Куляб, Дарваз, Рошан и Шугнан, и в Кашгаре поддерживал ходжей против китайцев. В беспутстве Мадали-хан превзошел всех своих предшественников, и женился на мачехе, что, по шариату, представляет собою великое преступление. Этим воспользовалась недовольная партия, обратившаяся к бухарскому эмиру Наср-Улле с просьбой освободить страну от преступного хана. Наср-Улла явился под стенами Коканда; Мадали-хан был убит, а К. ханство обращено в бухарскую провинцию (1842), но кокандцы, избравшие ханом двоюродного брата Омар-хана, Шир-Али, вскоре свергли его. Во время этой борьбы выдвинулся кипчак Мусульман-куль, сделавшийся всевластным временщиком. Шир-Али оказался правителем добрым и кротким, но при нем усилилась вражда между кочевниками-тюрками (кипчаками) и оседлыми сартами, которая существовала исстари и уже раньше нередко приводила к столкновениям. Вся дальнейшая история ханства заключается, главным образом, в кровавой борьбе сартов и кипчаков и всякая победа сопровождалась беспощадным избиением побежденных. Мусульман-куль раздавал все видные должности кипчакам, которые и начали хозяйничать в стране, притесняя и избивая сартов. Для сартов, более образованных и развитых (в мусульманском смысле), видеть себя в руках грубых кочевников — было верхом унижения. Воспользовавшись пребыванием Мусульман-куля за Ошем, сарты призвали на ханство Мурад-бека, сына Алим-хана, и убили Шир-Али (1845). Мусульман-куль поспешил в Коканд, убил Мурад-хана, процарствовавшего лишь 11 дней, и возвел на престол 16-летнего Худояра, младшего из 5 сыновей Шир-Али, сам же сделался регентом. Тяготясь опекой Мусульман-куля, Худояр-хан стал опорой сартовской партии, сверг Мусульман-куля и казнил его (1852). С казнью Мусульман-куля дела не пошли лучше: вся разница заключалась в том, что сарты стали резать кипчаков. Сам же Худояр оказался человеком крайне жадным, просто торгашом, каким впоследствии заявил себя и в Оренбурге, где превратился в лошадиного барышника. Невыносимые поборы Худояр-хана содействовали усилению кипчакской партии, во главе которой стал известный борец с русскими Алим-куль, провозгласивший ханом старшего брата Худояра, Малля-хана (1858). Худояр бежал в Бухару. Но и среди самих кипчаков возникли раздоры, и Малля-хан был убит (1862), после чего на престол возведены были племянники Худояра, сначала Ша-Мурад, а потом (1863) Сеид-Султан, сын Малля-хана. Худояр воспользовался этими смутами и при содействии бухарского эмира, Музаффар-Эддина, водворился было в Коканде, но вскоре изгнан был Алим-кулем и опять бежал в Бухару. Когда же Алим-куль погиб под Ташкентом (1865). бухарский эмир вновь явился с войском в Коканд, посадил от себя Худояра беком, но на возвратном пути был разбит русскими под Ирджаром, а последовавшее затем занятие Ура-Тюбе и Дизаха (1866) отрезало К. ханство от Бухары. Смуты облегчали утверждение русской власти в той части Туркестана, которая входила в состав К. ханства.

Так как кокандцы совершали постоянные нападения на киргизов, русских подданных, то в 1850 г. предпринята была экспедиция за реку Или, с целью разрушить укрепление Тоучубек, служившее опорным пунктом для К. шаек, но овладеть им удалось лишь в 1851 г., а в 1854 г. на реке Алматы построено укрепление Верное (см.) и весь Заилийский край вошел в состав России. С целью же ограждения киргизов, русских подданных, оренбургский военный губернатор Обручев построил в 1847 г. укрепление Раимское (впоследствии Аральское), близ устья Сырдарьи, и предположил занять Ак-Мечеть. В 1852 г., по инициативе нового оренбургского губернатора Перовского, полковник Бларамберг, с отрядом в 500 человек, разрушил две К. крепостцы Кумыш-Курган и Чим-курган и штурмовал Ак-Мечеть, где тогда комендантом был знаменитый впоследствии властитель Кашгарии Якуб-бек (см.), но был отбит. В 1853 г. Перовский лично с отрядом в 2767 человек, при 12 орудиях двинулся на Ак-Мечеть, где было 300 кокандцев при 3 орудиях, и 27 июля взял ее штурмом; Ак-Мечеть вскоре переименована была в Форт-Перовский. В том же 1853 г. кокандцы дважды пытались отбить Ак-Мечеть, но 24 августа войсковой старшина Бородин, с 275 человеками при 3 орудиях, рассеял при Кум-суате 7000 кокандцев, а 14 декабря майор Шкуп, с 550 человеками при 4 орудиях, разбил на левом берегу Сыра 13000 кокандцев, имевших 17 медных орудий. После этого вдоль нижнего Сыра возведен был ряд укреплений (Казалинск, Карамакчи, с 1861 г. Джюлек). В 1860 г. западносибирское начальство снарядило, под начальством полковника Циммермана, небольшой отряд, разрушивший К. укрепления Пишпек и Токмак. Кокандцы объявили священную войну (газават) и в октябре 1860 г. сосредоточились, в числе 20000 человек, у укрепления Узун-Агач (56 верст от Верного), где были разбиты полковником Колпаковским (3 роты, 4 сотни и 4 орудия), взявшим затем и возобновленный кокандцами Пишпек, где на этот раз оставлен был русский гарнизон; в это же время заняты были нами и небольшие крепостцы Токмак и Костек. Устройством цепи укреплений со стороны Оренбурга вдоль нижнего течения Сыра, а со стороны западной Сибири вдоль Алатау, русская граница постепенно замыкалась, но в то время огромное пространство около 650 верст оставалось еще незанятым и служило как бы воротами для вторжения кокандцев в нашу степь. В 1864 г. решено было, чтобы два отряда, один из Оренбурга, другой из западной Сибири, шли навстречу друг другу, оренбургский — вверх по Сыру на город Туркестан, а западносибирский — вдоль Александровского хребта. Западносибирский отряд, 2500 человек, под начальством полковника Черняева, вышел из Верного, 5 июня 1864 г. взял штурмом крепость Аулие-ата, а оренбургский, 1200 человек, под начальством полковника Веревкина, двинулся из Форта-Перовского на город Туркестан, который был взят с помощью траншейных работ 12 июня. Оставив в Аулие-ата гарнизон, Черняев во главе 1298 человек двинулся к Чимкенту и, притянув оренбургский отряд, взял его штурмом 20 июля. Вслед затем предпринят был штурм Ташкента (114 верст от Чимкента), но он был отбит. В 1865 г. из вновь занятого края, с присоединением территории прежней Сырдарьинской линии, образована была Туркестанская область, военным губернатором которой назначен был Черняев. Слухи, что бухарский эмир собирается овладеть Ташкентом, побудили Черняева занять 29 апреля небольшое К. укрепление Ниаз-бек, господствовавшее над водами Ташкента, а затем он с отрядом в 1951 человек, при 12 орудиях, расположился лагерем в 8 верстах от Ташкента, где, под начальством Алим-куля, сосредоточено было до 30000 кокандцев, при 50 орудиях. 9 мая Алим-куль сделал вылазку, во время которой был смертельно ранен. Смерть его дала обороне Ташкента невыгодный оборот: борьба партий в городе усилилась, а энергия в защите крепостных стен ослабела. Черняев решился воспользоваться этим и после трехдневного штурма (15—17 мая) взял Ташкент, потеряв 25 человек убитыми и 117 ранеными; потери же кокандцев были весьма значительны. В 1866 г. занят был и Ходжент.

Отрезанный от Бухары, Худояр-хан принял (1868 г.) предложенный ему генерал-адъютантом фон-Кауфманом торговый договор, в силу которого русские в К. ханстве и кокандцы в русских владениях приобретали право свободного пребывания и проезда, устройства караван-сараев, содержания торговых агентств (караван-баши), пошлины же могли быть взимаемы в размере не более 2½ % стоимости товара. В 1875 г. во главе недовольных Худояром стал кипчак Абдурахман-Автобачи (сын казненного Худояром Мусульман-куля), и к нему примкнули все противники русских и духовенство. Худояр бежал и ханом провозглашен был старший сын его Наср-Эддин. Одновременно с этим объявлена была священная война, и многочисленные шайки кипчаков вторглись в русские пределы и заняли верховья Зеравшана и окрестности Ходжента. Абдурахман-Автобачи, собрав до 10 тыс. человек, сделал центром своих операций К. укрепление Махрам на левом берегу Сырдарьи (44 версты от Ходжента), но 22 августа 1875 г. генерал Кауфман (с отрядом из 16 рот, 8 сотен и 20 орудий) взял эту крепость и совершенно разгромил кокандцев, потерявших более 2 тыс. убитыми; урон с нашей стороны ограничился 5 убитыми и 8 ранеными. 29 августа он без выстрела занял Коканд, 8 сентября — Маргелан, 22 сентября был заключен с Наср-Эддином договор, в силу которого он признавал себя слугой русского царя, обязывался уплачивать ежегодную дань в 500 тыс. руб. и уступал все земли к северу от Нарына; из последних образован был Наманганский отдел. Но едва удалились русские, в ханстве вспыхнуло восстание. Абдурахман-Автобачи, спасшийся бегством в Узгент, низложил Наср-Эддина, бежавшего в Ходжент, и провозгласил ханом Пулат-бека. Смуты отразились и в Наманганском отделе. Начальник его, знаменитый впоследствии Скобелев, подавил восстание, поднятое в Тюря-Кургане Батырь-Тюрей, но жители Намангана, воспользовавшись его отсутствием, атаковали наш гарнизон, за что вернувшийся Скобелев подверг город жестокой бомбардировке. Затем Скобелев, с отрядом в 2800 человек, двинулся на Андижан, который штурмовал 8 января, а 10 января андижанцы изъявили покорность. 28 января 1876 г. Абдурахман сдался военнопленным и был сослан в Екатеринославль, а захваченный Пулат-бек был повешен в Маргелане. Наср-Эддин вернулся в свою столицу, но ввиду трудности своего положения задумал привлечь на свою сторону враждебную России партию и фанатическое духовенство. Вследствие этого Скобелев поспешил занять Коканд, где захватил 62 орудия и огромные запасы боевых снарядов (8 февраля), а 19 февраля состоялось Высочайшее повеление о присоединении всей территории К. ханства и образовании из нее Ферганской области (см.). Наср-Эддин водворен на жительство в пределах империи, как и его отец Худояр, еще раньше поселенный в Оренбурге. Для упрочения нашей власти оставалось покорить еще один беспокойный элемент — кара-киргиз, живших на Алае, т. е. на высоком плато, образуемом двумя параллельными хребтами, замыкающими долину Ферганы с юга. Летом 1876 г. Скобелев предпринял экспедицию на Алай и принудил предводителя кара-киргиз, Абдул-бека, спастись бегством в кашгарские владения, после чего кара-киргизы окончательно приведены были к покорности.

Литература. Китайская статистика «Дайцин-и-тун-чжи» (французский перевод Клапрота в «Magasin Asiatique», 1825, кн. 1); Вельяминов-Зернов, «Исторические известия о К. ханстве от Мухаммеда-Али до Худояра» («Труды восточного отдела Археологического Общества», ч. II, СПб., 1855); статьи Григорьева о К. монетах (там же, 1863); «О некоторых событиях в Бухаре, Хоканде и Кашгаре, записки Мирзы-шемс Бухари», с переводом и примечаниями Григорьева (Казань, 1861); «Histoire de l’Asie centrale (1740—1818) par Mir Abdoul Kerim Boukhary, traduite par Schefer» (Париж, 1876); И. Северцев, «Месяц плена у кокандцев» (СПб., 1860); кн. Дм. Д-ий, «Пять недель в Коканде» («Русский Вестник», 1871 г., № 1); султан И. Нурекин, «Очерк истории Коканда с 1841 по 1864 гг.» («Туркестанские Ведомости», 1872 г., № 35); Н. Петровский, «Очерки К. ханства» («Вестник Европы», 1875 г., № 10); А. Федченко, «Путешествие в Туркестане. Т. I. ч. II. В К. ханстве» (СПб., 1875); «Военные действия против кокандцев в 1875 и 1876 гг. по официальным сведениям» (изд. «Военного Сборника», СПб., 1876); А. Кун, «Очерк К. ханства» (СПб., 1876 — из «Известий Императорского Русского Географического Общества»); «Письма В. А. Перовского к А. Я. Булгакову» («Русский Архив», 1878 г., № 7 — о походе на Ак-Мечеть); В. Наливкин, «Краткая история К. ханства» (Казань, 1885; рец. Н. И. Веселовского в «Ж. М. Народного Просвещения» 1886 г., № 11); «Тарихи Шахрохи. История владетелей Ферганы, соч. муллы Ниязи-Мухаммед бен Ашур-Мухаммед, Хокандца», изд. И. Пантусовым (Казань, 1885); А. Макшеев, «Исторический обзор Туркестана и поступательного движения в него русских» (СПб., 1890); Н. Петровский, «Древние арабские дорожники по среднеазиатским местам, входящим в настоящее время в состав русских владений» (Ташкент, 1894).

↑ На самом же деле Коканд — город, несравненно более древний. Арабские путешественники Х в., Истахри и Иби-Хаукаль, упоминают о городе Ховакенде или Хоканде, который по расстоянию от Шашской реки (Сырдарья) и от Асхы соответствует нынешнему Коканду; надо поэтому думать, что в XVIII в. вся деятельность «основателей» этого города заключалась в устройстве урды (дворец) и возведении городских стен. По местным преданиям, в Фергане, уже в эпоху завоевания ее арабами, утвердившими здесь ислам, т. е. уже в начале VIII в. после Р. Х., были города Ахсы-Кент (ныне Ахсы, незначительный кишлак — селение Чустского уезда), Кас(ш)ан (кишлак там же), Андиган (ныне Андижан), Узгент, Ош, Мурган (Маргелан), Исфари, Варух, Канибадам и Ходжент. Арабские же путешественники Х века упоминают и о многих других городах и вообще замечают, что кроме городов в Фергане было и множество больших деревень. См. Ферганская область, где и этнографические данные.

 

... В 1822 г. † Омар-хан и на К. престол вступил 12-летний сын его Мадали-хан (Мухаммед-Али), который распространил власть свою на памирские владения Каратегин, Куляб, Дарваз, Рошан и Шугнан, и в Кашгаре поддерживал ходжей против китайцев. В беспутстве Мадали-хан превзошел всех своих предшественников, и женился на мачехе, что, по шариату, представляет собою великое преступление. Этим воспользовалась недовольная партия, обратившаяся к бухарскому эмиру Наср-Улле с просьбой освободить страну от преступного хана. Наср-Улла явился под стенами Коканда; Мадали-хан был убит, а К. ханство обращено в бухарскую провинцию (1842), но кокандцы, избравшие ханом двоюродного брата Омар-хана, Шир-Али, вскоре свергли его. Во время этой борьбы выдвинулся кипчак Мусульман-куль, сделавшийся всевластным временщиком. Шир-Али оказался правителем добрым и кротким, но при нем усилилась вражда между кочевниками-тюрками (кипчаками) и оседлыми сартами, которая существовала исстари и уже раньше нередко приводила к столкновениям. Вся дальнейшая история ханства заключается, главным образом, в кровавой борьбе сартов и кипчаков и всякая победа сопровождалась беспощадным избиением побежденных. Мусульман-куль раздавал все видные должности кипчакам, которые и начали хозяйничать в стране, притесняя и избивая сартов. Для сартов, более образованных и развитых (в мусульманском смысле), видеть себя в руках грубых кочевников — было верхом унижения. Воспользовавшись пребыванием Мусульман-куля за Ошем, сарты призвали на ханство Мурад-бека, сына Алим-хана, и убили Шир-Али (1845). Мусульман-куль поспешил в Коканд, убил Мурад-хана, процарствовавшего лишь 11 дней, и возвел на престол 16-летнего Худояра, младшего из 5 сыновей Шир-Али, сам же сделался регентом. Тяготясь опекой Мусульман-куля, Худояр-хан стал опорой сартовской партии, сверг Мусульман-куля и казнил его (1852). С казнью Мусульман-куля дела не пошли лучше: вся разница заключалась в том, что сарты стали резать кипчаков. Сам же Худояр оказался человеком крайне жадным, просто торгашом, каким впоследствии заявил себя и в Оренбурге, где превратился в лошадиного барышника. Невыносимые поборы Худояр-хана содействовали усилению кипчакской партии, во главе которой стал известный борец с русскими Алим-куль, провозгласивший ханом старшего брата Худояра, Малля-хана (1858). Худояр бежал в Бухару. Но и среди самих кипчаков возникли раздоры, и Малля-хан был убит (1862), после чего на престол возведены были племянники Худояра, сначала Ша-Мурад, а потом (1863) Сеид-Султан, сын Малля-хана. Худояр воспользовался этими смутами и при содействии бухарского эмира, Музаффар-Эддина, водворился было в Коканде, но вскоре изгнан был Алим-кулем и опять бежал в Бухару. Когда же Алим-куль погиб под Ташкентом (1865). бухарский эмир вновь явился с войском в Коканд, посадил от себя Худояра беком, но на возвратном пути был разбит русскими под Ирджаром, а последовавшее затем занятие Ура-Тюбе и Дизаха (1866) отрезало К. ханство от Бухары. Смуты облегчали утверждение русской власти в той части Туркестана, которая входила в состав К. ханства ...

... Отрезанный от Бухары, Худояр-хан принял (1868 г.) предложенный ему генерал-адъютантом фон-Кауфманом торговый договор, в силу которого русские в К. ханстве и кокандцы в русских владениях приобретали право свободного пребывания и проезда, устройства караван-сараев, содержания торговых агентств (караван-баши), пошлины же могли быть взимаемы в размере не более 2½ % стоимости товара. В 1875 г. во главе недовольных Худояром стал кипчак Абдурахман-Автобачи (сын казненного Худояром Мусульман-куля), и к нему примкнули все противники русских и духовенство. Худояр бежал и ханом провозглашен был старший сын его Наср-Эддин. Одновременно с этим объявлена была священная война, и многочисленные шайки кипчаков вторглись в русские пределы и заняли верховья Зеравшана и окрестности Ходжента. Абдурахман-Автобачи, собрав до 10 тыс. человек, сделал центром своих операций К. укрепление Махрам на левом берегу Сырдарьи (44 версты от Ходжента), но 22 августа 1875 г. генерал Кауфман (с отрядом из 16 рот, 8 сотен и 20 орудий) взял эту крепость и совершенно разгромил кокандцев, потерявших более 2 тыс. убитыми; урон с нашей стороны ограничился 5 убитыми и 8 ранеными ...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...